что такое дифференцированное обучение в педагогике
Дифференцированный подход в обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения желающим и умеющим учиться. «Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию ».
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель «строит обучение, ориентируясь на некоего мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами. И склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления».
Поэтому обучение должно быть, по выражению Щ. А. Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально-психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приемы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Без него формирование личности невозможно.
Один из путей реализации индивидуального подхода к детям — дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учениками.
В своей работе я попыталась раскрыть психолого-педагогические основы дифференцированного подхода к младшим школьникам, рассмотреть сущность и виды дифференциации обучения, а также критерии деления учащихся на группы при внутриклассной дифференциации (готовность к обучению, обученность, обучаемость). Дать краткую характеристику этапов организации дифференциации учебной работы школьников.
Особое внимание уделила описанию способов дифференциации, которые могут быть использованы на уроке при закреплении материала. Эти способы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему, а также разную организацию деятельности детей (дифференциация по степени самостоятельности учащихся, по характеру помощи ученикам и др.). Каждый способ характеризуется сначала в общем виде, с дидактических позиций, а затем показывается его практическое применение на уроках математики в начальных классах.
Конкретные примеры дают представление о вариантах проведения дифференцированных работ на разном математическом материале (арифметические задачи, вычислительные приемы и др.). В них включены задания и упражнения развивающего характера, что позволит учителю, работающему по традиционной программе, обогатить уроки математики новым содержанием, усилить их развивающую направленность. В пособии описываются различные методические приемы, предлагаемые авторами вариативных программ и учебников по математике (И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и др.). Рассматриваются пути осуществления дифференцированного подхода к учащимся на разных этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления с новым материалом. Все подходы к организации дифференцированной работы могут быть использованы не только на уроках математики, но и на уроках по другим учебным предметам.
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
В последнее время значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. И эта проблема остается актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему.
Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная, других – слуховая, третьих – рукодвигательная. Наша задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
— различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Применение дифференцированного подхода на этапе изучения нового материала.
Усвоение учащимися начальных классов нового учебного материала обычно опирается на ситуализацию уже изученного путём предварительного повторения (при домашней работе) либо беседе на уроке, либо комплексно через опрос и самостоятельную работу.
Для большинства учащихся такой подготовительной работы достаточно, чтобы актуализировать нужные знания, умения, навыки. А вот учащимся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов. Хотя и медленно, но учебный материал они усвоили, правда, для его восстановления нужен вопрос, какое-то напоминание.
Детям с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, рассуждая, что и с какой целью следует сделать, что вначале, что затем.
Таким образом разобьём всех учащихся на три примерные группы:
Первые – медлительные, робкие, торможение преобладает над возбуждением;
Вторая –возбуждение преобладает над торможением, не обдумывают, не анализируют сказанного и написанного;
Третья – уравновешенные, вдумчивые, сосредоточенные.
Исходя из этого, при изучении темы « Умножение двузначного числа на однозначное » в комплексе беседы повторяется состав числа, название компонентов при умножении, приёмы умножения суммы на число. После этого ученики 3 группы выполняют задание по учебнику, а ученики 1и 2 групп – по индивидуальным карточкам. При этом дети 1-й группы ещё раз повторив нужные определения и правила, самостоятельно работают по карточкам. С остальными учитель несколько раз повторяет правило и приёмы его использования при решении примеров, стремясь, чтобы каждый ребёнок прокомментировал свои действия. С этой целью полезно объяснить последовательно этапы действий до решения, а в процессе самого решения организации работы одновременно формируется произвольное внимание, а учебного материала. Возможна и такая организация: после коллективной работы слабые ученики задают вопросы ребятам посильнее, последние помогают им вспомнить нужный для урока материал. В этом случае сильные ученики получают возможность действительно актуализировать свои знания и умения.
Дифференцированный подход к обучению при закреплению знаний, умений и навыков.
Процесс овладения учащимися знаниями, умениями и навыками вместе с первоначальным восприятием, осмыслением включает в себя закрепление не только, но и закрепление на продвинутом этапе, тренировочное и творческое.
Этап закрепления – это преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика. Необходимо сформировать у детей, как психические способы рациональных учебных действий, так и оригинальные, т.е. развивать творчество. На этом этапе учитель может использовать различные варианты дифференцированных заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, задания по объёму, а также учитывающие интересы и склонности детей.
На уроках русского языка варианты заданий по степени трудности обычно связаны с уровнем сложности языкового материала для упражнений. Склонность определяется, например, выбором слов для разбора по составу и написания пропущенной орфограммы, распространённостью предложения и порядком слов в нём (для разбора), частотой употребления предложений и подбора родственных слов.
На уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются характером решения (одним, двумя или всеми возможными способами, выбором рационального из всех возможных), сложностью математического материала при вычислениях.
На уроках чтениях и окружающего мира различие заданий по степени трудности определяется необходимостью использовать при их выполнении свой опыт, наблюдения, давать оценку, привлекать дополнительные сведения.
Дифференцированный подход при проверке ЗУН применяется в виде разноуровневых контрольных работ. Так же мы его используем и при работе над ошибками. Памятка «Как работать над ошибками» часто очень громоздка или рассчитана на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило им была допущена ошибка. А вот слабый ученик теряется и не знает, на какое правило допущена ошибка. Исходя из этого, слабому ученику нужна памятка, которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. При задании домашней работы так же используем дифференцированный подход.
Чтобы дифференцированный подход сделал урок наиболее эффективным, надо проводить эту работу постоянно, задания должны быть ёмкими и конкретными, характер заданий должен быть только практический, а их проверка и оценивание должны быть регулярными.
Памятка для работы над ошибками.
Ап-пликаци я, апплика-ция, апплика-ция.
(Напиши правильно слово, подбери ещё три слова на это правило)
Машина, шило, чугун, чаща, щука, речной.
3.Большая буква в именах собственных.
Москва – название города.
Иванов Иван Сергеевич – фамилия, имя, отчество.
4.Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы – гриб, шуба – шубка.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце, опасен – опасный.
7. Правописание приставок и суффиксов.
8. Разделительный ъ и ь.
9. Раздельное написание предлога со словом.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шёл (по чему?) по площади – 3 скл., Д.п.
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на –ить, не искл,1 спр.)- пишет
Строить (на –ить, 2 спр.) –строят.
14. Глаголы 2 лица единственного числа.
Играешь – 2 лицо, ед.ч.
Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.
На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.
Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.
Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида ( по теме « Периметр», « Площадь»).
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Тема«Решение задач на разностное сравнение».
У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?
Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?
Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.
Задание. Даны слова:
Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
Русский язык. 3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:
На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.
Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны.
Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:
— составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.
Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.
Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:
1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?
2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами ( учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).
3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.
4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.
Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник»,хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.
Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.
Варианты заданий по степени трудности.
Реши пример разными способами:
Реши пример рациональным способом:
2.Начерти прямоугольник со сторонами 3 и 7 см. Вычисли его периметр.
Вычисли, опираясь на чертёж.
Рассмотри чертёж. Вспомни! Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон. Вычисли периметр.
Выполни задание самостоятельно.
3.Вспомни, какие дожди бывают летом, а какие осенью.
Составь рассказ, используя слова: гроза, ливень, затяжной, кратковременный, холодный, тёплый.
Составь рассказ о летних и осенних дождях.
Образовать слова от корня –лет- и от приставок от-, вы-, при-. Записать слова.
Списать слова, найти в них корень и приставку. Приставку выделить.
Рассмотреть схемы действия. Образуйте слова с приставками от слова ходит. Запишите их.
При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Что такое «Разноуровневое (дифференцированное) обучение»?
Приветствуем наших многоуважаемых гостей. Искренне надеемся, что наша сегодняшняя статья поможет вам при организации дифференцированного обучения на уроке в начальной школе.
В настоящее время к обучению в начальной школе предъявляет требования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одним из требований ФГОС НОО является использование учителем различных технологий в обучении. Одной из таких технологий является разноуровневое (дифференцированное) обучение.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. А что же означает дифференцированное обучение?
И.П.Подласый говорит, что дифференцированное обучение – это максимальный учёт возможностей и запросов детей. А Г.К.Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств.
Итак, дифференциация обучения либо дифференцированный подход в обучении – имеет 2 значения:
1. создание различных условий обучения для школ, классов, групп, для того чтобы учитывать особенностей их контингента;
2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, которые обеспечивают обучение в одинаковых группах.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности, которые возникают благодаря собственному развитию, приобретая разные типологические особенности высшей нервной деятельности. Эти особенности влияют на ощущения ребенка, его восприятие, мышление, память, особенности интересов, способностей, а также характера личности.
Применение разноуровневого обучения в образовательном процессе вызвано такими факторами как, расхождение между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, отличие в готовности к усвоению материала, различные уровни интереса учащихся к обучению; необходимость преодоления отрицательного отношения к обучению.
Разноуровневое обучение помогает развивать познавательные интересы школьникам и также помогает им преодолевать трудности и учиться более успешно. Данные достижения открывают перед ними возможность самореализовываться, заняться самопознанием и саморазвитием.
Существуют несколько причин, по которым мы можем понять, что эта технология продуктивна:
Таким образом, дифференциация обучения является залогом предоставления каждому учащемуся равного шанса достичь высот культуры, максимального развития учащихся с разными способностями и интересами. Дифференцированное обучение должно быть гибким и подвижным, позволяющим учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.