что такое гибкость ума
Когнитивная гибкость. Можно ли развить вариативность мышления?
Чтобы быть успешными социальными существами, людям необходимо проявлять гибкость и высокую адаптивность к постоянно меняющейся среде. Им приходится сталкиваться с социальными проблемами, трудностями в личных отношениях, конфликтами на рабочем месте и многими другими сценариями, каждый из которых требует индивидуального подхода и решения [FootHills Academy, 2020].
Часто люди, которым не хватает данного качества, реагируют на разные события, происходящие с ними, совершенно одинаково. Они выбирают один, хорошо знакомый паттерн на все случаи жизни. К сожалению, подобная тактика часто оказывается провальной. Помочь в данном случае может когнитивная гибкость – способность человека менять привычные стратегии для достижения необходимых целей.
О том, что же такое когнитивная гибкость, для чего она нужна и можно ли ее развить, поговорим в данной статье.
Что такое когнитивная гибкость?
Когнитивная гибкость – способность человека быстро переключать необходимые механизмы при переходе от одного предмета обсуждения к другому, менять привычный способ мышления в зависимости от ситуации, отказываться от привычных, но неэффективных поведенческих паттернов и адаптировать поведение и стиль мыслей к окружающей среде.
Когнитивная гибкость проявляется двумя основными способами:
Примерами проявления когнитивной гибкости наполнена жизнь каждого человека. Она может проявляться даже в обычных мелочах, например, в выборе того, что съесть на завтрак вместо привычного омлета с кофе или каким способом добираться до работы, если машина вдруг оказалась в ремонте. Гибкое мышление необходимо для поиска ответов на серьезные и глобальные вопросы, касающиеся, например, выбора учебного заведения или будущего места работы [CogniFit, 2021].
Когда детей просят подумать над несколькими концепциями одновременно или изменить свой подход к решению проблемы, им также необходимо продемонстрировать гибкость мышления [FootHills Academy, 2020].
Когнитивная гибкость считается ключевым аспектом управленческой деятельности, который влияет на скорость реакции на любые изменения, а также на умственные процессы, позволяющие человеку планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции и одновременно выполнять несколько задач.
Когнитивная гибкость определенным образом корректирует поведение человека в соответствии с изменяющейся окружающей средой. Она позволяет ему эффективно работать, чтобы отвлечься от предыдущей задачи, перенастроить новый набор ответов для выполнения текущего задания. Для автоматического или намеренного переключения способов мышления в ситуациях, требующих вариативности, существует когнитивный контроль. Он необходим, чтобы противостоять импульсу продолжать думать в привычном, но уже неподходящем стиле.
Гибкое мышление зависит от контекста ситуации. Часто поведение и образ мыслей, уместные в одних условиях или академических дисциплинах, могут быть совершенно неуместны в других. Люди, демонстрирующие развитую когнитивную гибкость, могут легко переключаться между предметами и задачами и успешно выполнять задания, требующие от них применения обучения в одной области для решения проблем в другом контексте.
Невозможно переоценить значимость когнитивной гибкости в жизни человека. Она обладает целым рядом преимуществ, а именно:
Когда человек выполняет сложную задачу, его поведение должно быть адаптировано к условиям окружающей среды, в которой данная задача выполняется. Однако эти условия продолжают меняться по мере развития самого задания, поэтому, чтобы быть гибким, он должен регулярно обращать на них внимание. Чтобы приспособить свое поведение к измененным реалиям, ему необходимо реструктурировать свои знания для эффективной интерпретации новой ситуации и новых требований к задаче [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Таким образом, когнитивная гибкость зависит от процессов внимания и представления знаний. При обнаружении любых перемен необходимости нестандартной реакции требуется более высокий уровень контроля внимания, когда человек оценивает новые условия и планирует необходимые действия.
Что такое когнитивная ригидность?
Когнитивная гибкость проходит различные этапы развития. Будучи младенцем, изучающим мир, человек уже начинает тренировать гибкое мышление и продолжает это делать и дальше. Ее полное формирование происходит примерно в возрасте 20 лет, но может продолжаться и до конца жизни при условии, что человек не перестает обучаться и изучать что-то новое.
За данную функцию отвечает префронтальная доля головного мозга, развитие и созревание которой происходит дольше всех остальных зон по времени. Так, например, часто маленькие дети закатывают истерики из-за потери игрушки, потому что они еще не научились видеть другие альтернативы или варианты решения ситуации [CogniFit, 2021].
Несмотря на то, что гибкость может быть адаптивной способностью человека, данная адаптация происходит не всегда. Человеку важно быть гибким, чтобы справиться с изменениями в окружающей среде, но когда у него отсутствует возможность это сделать, можно говорить о когнитивной ригидности, которая возникает вследствие попыток мозга сохранить стабильность и определенность [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Примером отсутствия гибкого мышления является ситуация, когда действия, доказавшие свою эффективность в предыдущих ситуациях, настойчиво выполняются в новых случаях, даже тогда, когда они совсем неэффективны. Например, продолжать настойчиво тянуть на себя дверь, безуспешно пытаясь ее открыть, вместо того, чтобы попробовать толкнуть ее от себя или найти ключ, чтобы отпереть замок.
Ригидность часто можно наблюдать у людей:
Таким людям, как правило, трудно найти альтернативные способы решения привычных задач и подстроиться под изменения. Адаптация к переменам у них происходит гораздо сложнее, чем у остальных.
Данное нарушение может привести к отклонениям в поведении человека – он будет застревать на неверных эмоциях и продолжать применять бесполезные, а порой и разрушительные стратегии.
Теории когнитивной гибкости
Существуют теории когнитивной гибкости, согласно которым люди, умеющие рассматривать задачу с разных точек зрения, могут легко интерпретировать ситуационные изменения в окружающей среде и, следовательно, проявляют большую когнитивную гибкость. Таким образом, они обладают способностью быстро реструктурировать свои знания, тем самым адаптируя свои реакции к радикально меняющимся ситуационным требованиям [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Когда человек не обладает когнитивной гибкостью, он не справляется с ситуативными требованиями, поэтому часто будет действовать ошибочно. По этой причине различные области исследований использовали это явление для объяснения ошибок конкретных экспертов. Некоторые авторы пришли к выводу, что эксперты могут быть менее гибкими в когнитивном отношении, а эмпирические исследования показали, что негибкость и компетентность неразрывно связаны между собой [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Эксперты меняют свои мысленные представления о задачах реже, чем новички. Когда человек знает, что он квалифицирован, он с меньшей вероятностью изменит свою стратегию после обнаружения значительных изменений. Более того, по мнению исследователей, именно эксперты менее склонны к обнаружению таких изменений.
Некоторые авторы, занимающиеся вопросами когнитивной психологии, отстаивают обратную гипотезу. Например, одно из исследований показало, что выдающейся экспертной характеристикой является способность манипулировать многогранными представлениями, что позволяет лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и эффективнее передавать знания между задачами [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
У экспертов может быть больше трудностей с вниманием и восприятием изменений окружающей среды, однако, заметив их, они могут более эффективно модифицировать свои ментальные представления, чтобы адаптировать к ним свое поведение.
Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения. Только те из них, которые действительно обладают значимостью, могут повлиять на его работу.
Данная гипотеза основана на экологической теории экспертных знаний, известной как гипотеза привязки ограничений. Она предполагает, что приобретение навыков следует понимать как адаптацию к ограничениям, налагаемым окружающей средой. Люди разрабатывают различные стратегии для адаптации к этим ограничениям, и каждая из них зависит от разнообразных характеристик внешнего мира. Следовательно, только те изменения, которые влияют на конкретную стратегию, используемую человеком, могут повлиять на его работу [International encyclopedia of ergonomics and human factors, 2006].
Еще одной теорией когнитивной гибкости является культурно-историческая теория российского ученого Льва Семеновича Выготского. Он посвятил свою жизнь изучению психологии, педагогике, отдельное внимание уделяя особенностям обучения детей с нарушениями в развитии. Он был уверен, что любой педагог в своей работе обязан руководствоваться психологическими знаниями, что привело впоследствии к появлению такой отрасли науки как психологическая педагогика.
Ученый разработал теорию когнитивного развития, которое, по его мнению, было представлено как естественный процесс. В качестве определяющих моментов Лев Семенович выделял культурные факторы, например, знаки и язык. Он полагал, что основным источником когнитивного развития человека является культура и совокупность «исторически выработанных орудий труда, систем знаков и других средств деятельности» [В.С. Гончаров, 2005].
Выготский является автором культурно-исторической теории, которая предполагает, что все внутренние психические внутренние процессы ребенка (внимание, речь, мышление) взаимосвязаны с окружающим миром. По его мнению, ребенок способен усвоить ряд искусственных стимулов, при помощи которых в дальнейшем будет управлять своим поведением и вниманием.
Тесты на определение когнитивной гибкости
Тестирование гибкости мышления производится в разных областях: в медицине, психологии, конфликтологии, социологии. Предлагаем вам познакомиться с одними из самых популярных.
Тест Струпа
Одним из самых простых и доступных является тест Струпа, который часто используется в нейропсихологических исследованиях для измерения реакции торможения и когнитивной гибкости. Хорошее выполнение теста требует сильной концентрации и саморегуляции [SharpBrains, 2019].
Задача испытуемого – назвать цвета, которыми написаны слова. Важно читать не сами слова, обозначающие цвета, а только цвета чернил, использованных для их написания. Например, если слово «зеленый» напечатано синим цветом, правильным ответом будет слово «синий».
Важным элементом теста является время, за которое испытуемый проходит его без ошибок. Попробовать сделать это в режиме онлайн можно, вбив в поисковике запрос «тест Струпа онлайн» [SharpBrains, 2019].
Упражнение «Алфавит»
Еще одним отличным тестом на проверку когнитивной гибкости является упражнение «Алфавит», применяющееся также для входа в состояние высокой продуктивности. На большом листе ватмана необходимо начертить таблицу, в каждой из ячеек которой будет написано по 2 буквы: в верхней части – буква алфавита, в нижней – одна буква «П», «Л» или «О».
Задача участников читать только верхнюю букву, а на вторую реагировать поднятием рук («П» – правая, «Л» – левая или «О» – обе). Первое время испытуемые путаются и сбиваются, либо называя не ту букву, либо поднимая неверную руку. Но если сделать такие тренировки постоянными, то уже очень скоро можно прочитать весь алфавит без единой запинки. Для любителей онлайн-формата, упражнение также доступно в Интернете [Isaac Pintosevich Systems, 2021].
Тест на многозадачность
Задача испытуемого – следить за перемещением белого шара, при этом обращая внимание на слова, которые появляются в центре экрана. Как только появившееся слово совпадет с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ.
Данное задание направлено на проверку внимательности, зрительно-моторной координации, скорости реакции и умения менять стратегию [CogniFit Research, 2021].
Плюс данных тестов и упражнений заключается в их простоте, удобстве, а также в том, что они могут использоваться не только для определения уровня когнитивной гибкости, но также и для ее тренировки [FootHills Academy, 2020].
Как улучшить когнитивную гибкость?
Когнитивная гибкость и когнитивная ригидность – лишь малая часть из известных нам мыслительных особенностей. Мозг человека, несмотря на тысячи проведенных исследований, по-прежнему остается одним из самых загадочных и неизученных объектов. Немного приоткрыть завесу тайны и познакомиться с ловушками нашего главного органа вы сможете, пройдя онлайн-программу «Когнитивистика». В ней мы рассмотрели основные нюансы восприятия, принципы работы мозга и главные техники и стили мышления, которые помогут вам не только в учебе, но и в работе и личной жизни.
Исследования показывают, что когнитивные тренировки положительно влияют на нейропластичность [CogniFit Research, 2021]. К счастью, способность гибко мыслить можно развивать. Мы подготовили для вас несколько рекомендаций о том, как это сделать.
Проведите аудит ситуаций с повторяющимися паттернами
Постарайтесь отследить все ситуации, в которых вы повторяете привычные, но возможно уже потерявшие эффективность и целесообразность сценарии. Для этого задайте себе следующие вопросы:
Проводите подобный аудит регулярно – минимум раз в полгода. Так вы сможете вовремя отслеживать неэффективные алгоритмы и вносить в них корректировку.
Вносите разнообразие в привычные ритуалы
Нейропластичность развивается благодаря появлению новых нейронных связей, которые, в свою очередь, формируются за счет изучения незнакомых сценариев. Вносить разнообразие в привычную рутину можно довольно легко, не затрачивая на это много сил и времени.
Например, можно каждый день на завтрак выбирать новое блюдо или добираться до работы разнообразными маршрутами. Чистка зубов или рисование непривычной для вас рукой также отлично развивают противоположное полушарие мозга.
Чем больше подобных экспериментов вы проведете, тем больше нейронных связей у вас образуется, что, в свою очередь, благоприятным образом повлияет на когнитивную гибкость.
Проигрывайте различные сценарии
Возьмите за правило каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, продумывать для ее решения минимум три различных варианта. Это разовьет у вас способность смотреть на ситуацию с разных сторон.
Проговаривайте вслух и моделируйте даже самые невероятные варианты. Для этого отлично подойдет мозговой штурм на любую тему. Можно также при просмотре фильма, нажать на паузу и попытаться смоделировать несколько исходов просмотренной сцены.
Расширяйте кругозор
Новые занятия и хобби позитивным образом влияют на формирование гибкого мышления. К счастью, на сегодняшний день существует большое количество бесплатных курсов, тренингов и обучающих видео в Интернете.
Сделайте своей привычкой читать минимум 30 минут в день. А если вы к привычным и полюбившимся литературным жанрам будете регулярно добавлять неизвестные вам до этого темы, это разовьет не только когнитивную гибкость, но и послужит отличной защитой от попадания в пузырь фильтров.
Не переставайте учиться
Междисциплинарные знания, получаемые во время обучения, позволят развить и укрепить нейронные связи, которые так необходимы для формирования гибкого мышления. Более того, многочисленные исследования подтверждают пользу обучения для профилактики болезней мозга.
Используйте терминологию или стратегии, применяемые в одной дисциплине, для решения проблем в другой сфере.
Используйте разные способы для работы и запоминания материала
При обучении новым концепциям или навыкам постарайтесь представить содержание более чем одним способом. Например, используйте каламбуры и загадки при обучении новым словам, раскрывающим различные контексты и значения. При решении математических заданий используйте числовые линии, диаграммы, манипуляции и реальные задачи в дополнение к абстрактным письменным стратегиям вычислений.
Работайте в командах
Используйте командную работу в стратегиях взаимного обучения. Учащиеся, легко переходящие от задания к заданию, могут стать отличными наставниками для учащихся, которым требуется небольшая помощь, чтобы справиться с поставленной задачей.
Мозговые штурмы также отлично подходят для развития гибкого мышления, поскольку позволяют расширить границы привычного и посмотреть на привычные вещи нестандартным образом.
Заключение
Когнитивная гибкость – одна из определяющих способностей человеческого мозга. Она позволяет человеку не только быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать новые правила игры, но и генерировать необычные варианты решения и создавать оригинальные проекты.
К счастью, гибкое мышление можно легко развивать. Для этого не понадобятся дорогостоящие курсы и программы – достаточно просто выделять хотя бы 15 минут ежедневно и делать это с интересом и любовью к себе. Помните, что когнитивная гибкость, прежде всего, обеспечивает здоровье вашего мозга. Позаботьтесь о нем и о себе!
Гибкость ума: определение термина, особенности, способы развития
Говорят, что ум полон гибкости, если человек умеет быстро реагировать и способен быстро находить разные пути выхода из возникшей сложной ситуации. Такая персона может распоряжаться всеми ресурсами, к которым у нее есть доступ, как материальными, так и информационными.
О чем идет речь?
Говорят, что ум полон гибкости, если человек способен быстро определять закономерности и взаимные связи между объектами, с которыми ему приходится работать. Такая персона в силах формулировать ассоциативные связи, для нее не представляет труда оценивать все возможности и действовать с их учетом. Если внимательный анализ своей повседневности и критическая оценка себя дали человеку неутешительный итог, не стоит расстраиваться, ведь это качество личности можно развить.
В народе про иных говорят, что их ум полон гибкости и хамства. Сложно сказать, это больше комплимент или же осуждение, и многое зависит от того, с каким подтекстом фраза была произнесена. Гибким умом обладает человек, который быстро ориентируется в происходящем и оценивает перспективы, правильно предполагает, как дело будет развиваться. Подобное качество основано на способности быстро разбивать происходящие события на составные части. Обладая гибким умом, человек может оценивать проблемы и анализировать их с разных точек зрения, прогнозировать возможные пути выхода из ситуации и последствия, которые повлечет за собой их реализация.
И так, и эдак
Из определения гибкости ума, данного выше, можно вывести понятие противоположного состояния, то есть инертного, ригидного мышления. Такой человек медлителен, думает несколько заторможено. Поведенческие реакции обычно отличаются скованностью. Человек, которому не присущ гибкий ум, с трудом переключает внимание между объектами, для него представляется немалой проблемой необходимость делить энергию между разными задачами. Ограниченное мышление практически всегда препятствует достижению успеха. Ригидный ум – это препона, не позволяющая прийти к задуманной цели.
Нужно ли менять?
Гибкость тела и гибкость ума – эти качества в себе хотел бы развить практически любой человек, особенно если он осознает важность и пользу таких личностных характеристик. Переменчивость, нестабильность – типичные для человеческой жизни явления, и рано или поздно с ними сталкивается любой. События не поддаются контролю, но гибкий ум позволяет быстро принимать изменения, подстраиваться под новые условия, брать контроль над внешней средой, едва это только становится возможным. Считается, что необходимо развивать гибкий ум, дабы в любой ситуации сразу понять, какой именно выбор правильный, как определить то, что нужно сделать. Человек, сумевший развить свой интеллект и мыслительную способность, сможет в любом сложном положении придумать нестандартные варианты выхода, разрешит противоречия и конфликты, родившиеся внутри.
Немало специалистов по личностному развитию и совершенствованию интеллекта занималось вопросами того, как развить гибкость ума и нужно ли это делать. Удалось выявить связь мышления и объекта умений, накопленных знаний. В то же время эксперименты, посвященные этой теме, указывают, что совершенствование мышления – это вовсе не получение нового опыта. Более того, как показали исследования, чем больше у человека опыта, тем сложнее ему изобретать новые выходы из ситуации, формировать стратегии, идеи, принципиально отличные от пришедших в голову ранее. Опыт препятствует процессам развития мышления, как бы странно это ни казалось.
И что же делать?
Выясняя, как развить гибкость ума, ученые пришли к выводу: мыслительные процессы совершенствуются, когда человек обучается импровизировать вне зависимости от того, в какой сложной ситуации ему довелось оказаться. Чтобы улучшить свое мышление, при встрече с очередной задачей необходимо каждый раз стараться изобрести новый путь ее решения. Каждый поставленный перед собой вопрос – это не просто временная проблема, а инструмент развития своих личностных качеств.
Чтобы повседневность превратилась в сплошное увлекательное и полезное упражнение на гибкость ума, необходимо отбросить накопленный опыт и полученные советы, формулы, о которых рассказали другие, примеры из практики успешных личностей. Необходимо воспринимать жизнь в некоторой степени игрой, правила в которой человек устанавливает самостоятельно. Проторенный путь легок для прохождения, но для мозга от него пользы не будет. Гораздо полезнее для себя активизировать мышление, задумываясь над происходящим и тем, что оно повлечет за собой.
А нужно ли мне это?
Как гласит народная мудрость, гибкость ума обломает любую железную логику. Это личностное качество считается исключительно полезным, так как повышает продуктивность человека, делает его жизнь насыщеннее, полнее, приятнее, интереснее. Способность гибко мыслить позволяет персоне добиваться успеха, прилагая для этого меньше усилий, затрачивая меньше времени, нежели это необходимо конкурентам. Человек, все задачи решающий одним и тем же методом, не сбиваясь с давно проложенного курса, хоть и может достичь в жизни определенных высот, тем не менее с обладателем гибкого ума ему обычно не сравниться.
Рассматриваемое качество сослужит хорошую службу персоне в любой области ее деятельности. Развитие гибкости ума полезно предпринимателям, ученым, инвесторам. Не обойтись без этого уникального качества и при построении межличностных отношений, особенно романтического характера.
Многогранность понятия
Иные говорят, что гибкость ума может заменить красоту тела. Действительно, интеллектуальный, быстро соображающий, легко адаптирующийся к любой ситуации человек привлекает внимание окружающих. Благодаря особенностям своего мышления персона не будет испытывать существенного дискомфорта при необходимости изучить сложный вопрос с разных сторон, в том числе придерживаясь непривычных точек зрения. Изменения внешних условий не будут серьезной препоной для достижения задуманного, а самоанализ такому человеку дается легко и без проблем. Обладая гибкой способностью мыслить, персона в силах видеть свои ошибки и признавать собственную неправоту.
Синоним гибкости ума – разностороннее мышление. Такое качество можно в себе развить, если приложить для этого некоторые усилия. На эту тему выпущено немало методических изданий, полноценных книг, разработаны курсы обучения и эффективные упражнения. Основное правило, придерживаться которого нужно, дабы достичь успеха, – систематичность. Регулярно занимаясь, можно подарить себе восприимчивость возможностей, принципиально новых идей, необычных подходов.
Самосовершенствование: с чего начнем?
Чтобы развить гибкое мышление, необходимо выбрать для себя принципиально новую область и начать ее изучать. Следует обратить внимание на такие области, которые максимально далеки от привычной профессиональной сферы. Так, экономист может попробовать астрономию, а дизайнер – правила инвестирования. Занимаясь большую часть жизни однообразными задачами, общаясь с не меняющимся годами кругом людей, которых объединяют близкие интересы, человек не может расширять границы мира, в котором существует. Он концентрируется на некоторой специализированной информационной области, а это деформирует взгляды и способность думать. Познавая принципиально новое, вскоре человек сможет заметить, как ему начали приходить новые идеи в привычной области.
Чтобы развить гибкость мышления, следует сделать свою жизнь разнообразнее. К примеру, при необходимости справляться с привычными рутинными задачами, применяя для этого новые подходы и способы. Психологи и специалисты по личностному росту советуют посещать такие мероприятия, куда раньше человек, как говорится, ни ногой. Можно даже сменить обстановку дома и на рабочем месте. Единообразный жизненный сценарий замедляет формирование и прогресс личности, а выход за пределы зоны комфорта рождает страх и панику. Как следствие, человек замыкается в привычном для него окружении, и ум теряет нестандартность, мышление костенеет.
Варианты и пути
Как рассказывают посвященные гибкости ума книги, в которых можно найти советы по развитию этого качества, на личность человека негативно влияет привычка всю жизнь выполнять действия одной и той же рукой. Это стабильно активизирует ограниченные мозговые зоны, не напрягая другие. Чтобы усовершенствовать свою способность мыслить, стоит попробовать делать рутинные дела не той рукой, какой это привычно. Упражнение достаточно простое, но производительность человека под его влиянием растет.
Впервые такую теорию предложил занимавшийся вопросами гибкости ума Лоуренс Кац – известный врач, специализирующийся на нейробиологии. Вместе с коллегами он выяснил, что исполнение человеком рутинных действий не той рукой, к которой он привык, приводит к генерированию в головном мозге новых соединений, под влиянием которых активнее растут клеточные структуры органа. Правше стоит попробовать использовать левую руку, набирая телефонный номер, умываясь и делая пометки в календаре.
Шаг за шагом
Для следователя гибкость ума – это залог успешной поимки преступника. Для политика способность гибко мыслить гарантирует карьеру, для ученого – новые открытия. Чтобы развить это качество, необходимо уметь бросать себе вызов, выявляя собственные слабые стороны и вступая с ними в борьбу. Слабые, равно как и сильные качества, присущи любому человеку. Стабильное, ригидное мышление требует избегать активности, требующей участия слабо развитых качеств. Дабы усовершенствовать себя, нужно чаще браться за задачи, при решении которых ощущаешь себя неуверенно. Так, если сложно работать с числами, стоит попробовать заняться математикой, а тем, кому не дается чтение, нужно обзавестись новой книгой и силой воли, дабы прочитать ее полностью.
Если тест Липпмана на гибкость ума показал неудовлетворительные результаты, стоит попробовать упражнение, требующее задействовать все органы чувств для поиска выхода из нестандартных ситуаций. Человек автоматически концентрируется на чувствах, следуя требованиям внешних обстоятельств, но это делает мозг ригидным и вялым. В качестве простого упражнения можно, к примеру, пробовать продукты с закрытыми глазами для определения, что именно попало под руку. Вернувшись после рабочего дня, стоит пройтись по квартире, закрыв глаза повязкой, и ощупать привычное окружение. Это активизирует органы осязания и мозг.
Внимание и мозговая активность
Довольно любопытные выкладки делает, рассматривая тему гибкости ума, Жан Фреско, автор специализированного проекта «Венера». Впрочем, даже если читатель не согласен с его идеями, стоит признать, что совершенствование мышления всегда идет на пользу, а значит, разумно попробовать практиковать простейшие упражнения, улучшающие мозговую активность. Некоторые советуют учиться концентрироваться на некотором объекте. Избыточный информационный поток, в котором вынужден существовать современный человек, ухудшает способность сосредотачиваться, особенно если персона не задумывается об этом ответственно и всерьез. Очень сложно удерживать внимание на одном объекте, скажем, полчаса – для этого приходится прилагать немалое волевое усилие. Считается, что развитие способности концентрироваться положительно влияет на мышление.
Еще один аспект развития гибкости ума в психологии – это осознанность состояния. Желая усовершенствовать себя, нужно активизировать волю, стремиться к желаемому, совершать активные действия. Скажем, выбрав для себя одно из описанных ранее упражнений, нужно систематизировано применять его, обращая внимание на то, как это получается. Поначалу привычные движения будут брать верх над сознанием, несмотря на уверенность в необходимости следовать новой программе. Это связано с доминированием подсознания, ответственного за рутину.
Каждый день – к новому
Гибкость ума в психологии – это способность находить новые выходы из привычных ситуаций. Но бывает так, что человек усиленно трудится над самосовершенствованием, пытается наработать новые навыки, добивается успеха, но окружающие вовсе не ценят достигнутое, а те, кто мотивировал к работе над собой, уже забыли про это. Так сложилось, что многие люди не верят в способность других меняться и становиться лучше. Множество проблем в личной и деловой жизни связано с ригидным мышлением, отрицающим возможность другого человека усовершенствоваться. Касаемо описанного примера: начальство, которое дало человеку задание работать над собой, на самом деле не верило, что персона может измениться, поэтому все ее успехи остались незамеченными. Низкий потенциал, увиденный ими изначально, превращается в этакое клеймо, и никакие усилия не позволяют преодолеть сложившееся мнение.
Чтобы не потерять отличного работника, не упустить прекрасные шансы для своей фирмы, следует развивать гибкость ума. Особенно важно это для людей, занимающих руководящие должности, а также для тех, кто к таковым стремится. Педагогика знает явление «самоисполняющегося пророчества», то есть ситуации, когда результат определяется не усилиями человека, а влекущими за собой последствия ожиданиями и убеждениями сторонней персоны. Например, если человек видит потенциального ученика, он вкладывает в него силы и наблюдает хороший итог. На другого ставят печать неудачника, не обращают на него внимания, и такой ребенок учится хуже, чем мог бы.
Работа и самосовершенствование
Как показывает практика, развитие гибкости ума не только дает хорошие результаты для людей, которые сами прошли обучение, но и для их близкого окружения. К примеру, если начальник некоторого предприятия, управляющий персонал компании прошел специализированные тренинги, каждый из команды улучшил личностные качества, эти люди распространяют полученные навыки на своих подчиненных, тем самым потягивая более слабых. Прошедшие обучение специалисты готовы делиться рекомендациями относительно вариантов усовершенствования организации работы, что идет на пользу всему предприятию в целом.
Если нет возможности записаться на тренинг, посвященный повышению гибкости ума, стоит попробовать заниматься в домашних условиях. Многие психологи советуют такую простую методику: необходимо припомнить такой случай, когда человек прилагал немалые усилия для достижения поставленной цели, овладения непростыми навыками. Задача – выявить, какой из испробованных путей оказался самым эффективным, а также определить стратегию, которая могла бы дать лучший результат. Анализ выводов позволит оценить потенциал саморазвития, присущий личности.
О чем подумать было бы полезно?
Стремясь сделать свое мышление более гибким, стоит припомнить такой случай, когда удалось наблюдать за обучавшимся человеком, старавшимся одолеть то, что со стороны казалось ему недоступным. Следует припомнить особенности процесса обучения, а если есть возможность, то обратиться к этой персоне, дабы человек описал, как была организована работа. Это даст базу для оценки и анализа возможностей других людей обучаться, постигать новое, совершенствоваться.
Чтобы научиться концентрироваться на процессе освоения нового, разработать оптимальный подход к решению поставленной задачи, необходимо стараться чаще приниматься за новые вопросы и задачи. Чем интереснее и неординарнее ситуация, тем полезнее будет думать над ней. Задача человека – изобрести несколько вариантов решения, попробовать воплотить различные стратегии, оценить, какая из всех самая оптимальная.
Во многом успех на рабочем месте зависит не только от гибкости мышления, присущей конкретному человеку, но и от его способности продвинуть концепцию такого подхода среди коллег. Чем большее число людей будет экспериментировать, упражняться и развиваться, тем эффективнее для каждого пойдет процесс, а возможность делиться друг с другом полученными сведениями, наработанными моделями позволит на многие вопросы взглянуть с иной точки зрения. Процесс командного обучения можно обсуждать на регулярных планерках, продумывая пути повышения эффективности. Нельзя недооценивать этот аспект, поскольку обучение гибкому мышлению намного важнее результатов такого курса. Все члены команды, занимаясь анализом, преодолевают проблемы, ставят перед собой цели и достигают их, взаимодействуют, меняясь наработками, и это укрепляет личностные возможности развития и навыки людей вокруг.
Актуально для всех
Если взрослый человек понимает, почему и для чего ему необходимо развивать свою способность мыслить гибко, то для ребенка пока еще не ясно, как важно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это и понятно: для детей подстраиваться под мир в целом намного проще, нежели это дается взрослому человеку, уже выработавшему для себя линии поведения и стратегии достижения целей. И все же задача родителей – прилагать усилия, дабы их чада обладали способностью логически мыслить, делать выводы, предсказывать события. Чем раньше человек обучится этому, тем успешнее сложится его жизнь, тем большие успехи будут достигнуты.
Если родители хотят, чтобы чадо было всесторонне развитым, необходимо уделить внимание способности ребенка рассуждать логически. Мышление относится к классу высших разновидностей деятельности, доступной человеку, поэтому процесс поиска выхода из ситуации недооценивать нельзя – именно через него открываются новые горизонты. Ребенок, быстро осваивающий логическое мышление, раньше прочих понимает закономерности, которым подчинено пространство, причины и последствия, связи между явлениями. Такому ребенку проще сориентироваться в отношениях между людьми. Способность мыслить дает возможность анализировать обстоятельства и поступать сообразно им.
Вчера, сегодня, завтра
Нельзя один раз занять ребенка упражнениями на гибкость ума и рассчитывать, что это даст ему определенные навыки на всю жизнь. Способность логически мыслить необходимо постоянно тренировать с раннего возраста. Это позволит исключить привычку мыслить стереотипами, столь характерную для человека. Если ребенок будет постоянно упражняться, развивая способность мыслить, он сможет быстро обучиться выделять главное, оставляя за пределами внимания малозначимое.
Чтобы помочь ребенку усовершенствовать логическое мышление, можно обучить чадо специальным увлекательным задачкам, помогающим думать быстрее, глубже, эффективнее. Задача упражнений – обеспечить мышлению свободу и гибкость, повысить осмысленность процесса. Игры, задачки, придуманные для этого психологами, не всегда простые, но ответственный родитель наверняка найдет способ увлечь ими ребенка.
Самый эффективный и простой вариант – специальные сборники задач на соответствие. В них можно найти разнообразие истории, изображения, примеры, в которых нужно найти нечто общее, выявив факторы, по которым объекты отличаются. Начиная с простых задач, и ребенок, и взрослый с увлечением перейдут к более сложным, развивая свою способность думать.
О параметрах
Чтобы оценить гибкость ума, следует проверить, насколько быстро человек мыслит, то есть как много времени ему нужно, чтобы найти правильное решение сложившейся проблемы. Для искусственных задач время обычно ограничивают.
Гибкость – это способность корректировать привычный порядок действий, если того требуют обстоятельства.
Глубину ума описывают как способность проникнуть в суть сложившихся обстоятельств, уловить связи между объектами и определить их логику.
Перечисленные качества присущи любому современному человеку, но в разной степени. Каждое из них может быть развито больше или меньше других. Некоторые способности важнее на практике, другие значимее при решении теоретических задач. Впрочем, на пользу человеку пойдет совершенствование их всех.
Рост и развитие человека, его включение в жизнь общества происходят последовательно, и это сказывается на мышлении. Поначалу ребенку присуще предметно-действенное мышление, постепенно сменяющееся наглядно-образным и абстрактно-логическим, отвлеченным. Мыслительный процесс активизируется, когда человек сталкивается с проблемой, а решение определяется уровнем его развития.