что такое храм в исламе

Что есть мусульманский храм

что такое храм в исламе

Мусульмане называют себя «людьми Храма» (ахлу-л-байт). Именно Храм, его священное пространство является входом в Бытие культуры. Отсюда, из Храма, из Дома Бога (байт Аллах), до каждого мусульманина доносится божественное Слово, которое и есть стержень культуры, то, на чем возведена ее смысловая целостность.

По этой причине каждый мусульманин должен один раз в своей жизни посетить священную мечеть в Мекке, войти в храм Каабу и дойти до горы Арафат, то есть совершить полный хаджж — паломничество в святые места ислама.

В зависимости от глубины духовных устремлений паломника хаджж имеет разный смысл. Для тех, кто придерживается только шариата, то есть соблюдает все предписанные мусульманину нормы образа жизни, внешние ее формы, паломничество означает уход из своего дома и достижение Дома Бога, или «Дома Владыки»; для тех, кто избрал тарикат — путь постоянного духовного совершенствования, хаджж — это уход от своего внешнего «Я»; для достигших следующей ступени духовного роста посещение Храма — это уход от своего бытия и достижение «Владыки Дома». Но в любом случае паломничество к священной мечети означает вступление в новую и истинную для мусульманина реальность, тот его шаг, после которого он может с полным, душевным покоем предаться воле Бога.

что такое храм в исламе

Часто объясняют, что, мечеть своим появлением и своими иконографическими характеристиками обязана синагоге или христианской церкви, что они явились ее прообразом. Толкование это никак нельзя признать верным, потому что истоки духовной культуры иудеев, христиан и мусульман едины. И прообразом мекканского храма Каабы, главной его святыни, является шатер, ниспосланный Богом на землю для утверждения Храма и возведенный Мусой (Моисеем). Ибо в Коране сказано: «О Муса, возведи Мне обитель, дабы обрел Я в ней покой». Нет поэтому ничего удивительного в том, что иконографический образ дворовой мечети в точности повторяет план ветхозаветной скинии, заповеданной Богом Моисею. И поэтому же ни синагога, ни христианская церковь не могут быть прообразом мечети, все они — каждая по-своему — отвечают заповедным нормам небесного шатра — скинии.

Священная история ислама включает в себя и ветхозаветную, и новозаветную историю. Лишь исходя из этой очевидности, можно с достаточным основанием судить о храмовом сознании мусульман. Вот еще один пример.

что такое храм в исламе

Вместе со вторичной и последней утратой иерусалимского Храма в 70 году нашей эры иудеи потеряли и Шехину, обитавшую в Святая Святых, в Ковчеге Завета. Шехина — это незримое и необходимое для иудеев «присутствие» Бога. С разрушением Храма Шехина потеряла свое место обитания, а иудеи — место духовного сосредоточения общины. Бог, согласно иудейским представлениям, всегда оставался с верующими, был среди них, а формой Его присутствия являлось Его Имя. В христианстве же эта концепция меняется: Бог обитает внутри верующего. Если утрата иерусалимского Храма явилась трагическим и невосполнимым событием в жизни иудейской общины, то христиане символически воссоздают всю топонимику святых земель в самых разных уголках христианской ойкумены (по всей земле есть «Новые Иерусалимы»).

Ислам — новая авраамическая религия — воссоздает центростремительную идею Храма с непременным ежегодным паломничеством к нему. Тут Храм вновь оказывается для верующих в центре всего мира, но он же включает в себя общину верующих и весь мир. Рассредоточенные по всему миру мечети — это частички Храма, так же, как преклонившийся в молитве на моленном коврике верующий — это антропоморфный его аналог. Вместе с восстановлением реальной значимости Храма ислам возвращает и концепцию Шехины, именуемую в Коране Сакина (дословно — «покой», «мир»).

что такое храм в исламе

В Коране (сура 2, аят 248) говорится, что Сакина — в Ковчеге Завета (то же следует из известных ветхозаветных представлений), но одновременно Бог низводит свой покой (Сакину) в сердце пророка и всех правоверных (9, 26; 48, 4; 48, 18). В Коране подчеркивается связь между Сакиной и божественным Словом,— и это также важно для понимания храмового сознания ислама и храмового убранства.

Храмовое сознание мусульман универсально, оно преобладает как в религиозной, так и в частной их жизни. Ведь мечеть живет не только сакральной жизнью, но и общественно-политической. Это легко объяснить: в исламе нет разделения на светское и профаническое, мир воспринимается в его целостности и взаимосвязанности. Мечеть в Мекке — это Храм Бытия. Рядовая мечеть, оставаясь Домом Бога, служит для верующих и своеобразной школой Бытия.

Встреча с Богом и непрерывный диалог с Ним происходят в мечети, ибо верующему, даже если он занят здесь делами частными (учебой, беседой), в качестве назидания и увещевания явлены божественные письмена на стенах. Мечеть, не будучи точным аналогом Храма, тем не менее всегда остается неотъемлемой частью Храма.

что такое храм в исламе

В исламе существует убеждение: коль скоро мечеть — это Дом Аллаха, то Храмом, мечетью является все земное пространство. И правоверный, следуя этому установлению, расстилает в пути молитвенный коврик, обращенный в сторону Каабы. С этой точки зрения можно сказать, что мусульманин полностью владеет пространством, он диктует пространству свою волю, обращая его во время молитвы в нужном ему направлении.

(Владимир Соловьев сетовал на то, что христианство разделено на храмовое и домашнее: «Истинное христианство не может быть только домашним, как и только храмовым,— оно должно быть вселенским, оно должно распространяться на все человечество и на все дела человеческие. И если Христос есть действительно воплощение истины, то Он не должен оставаться только храмовым изображением или же только личным идеалом».)

Не удивительно, что облик крупных мусульманских городов в полной мере отвечает храмовой нацеленности сознания культуры ислама. Умиротворяющая пластика городского пространства, ее подчеркиваемая замкнутость и плоскостность перебиваются вертикалями минаретов, создавая подчеркнутый образ города-Храма. Сокрытые в глубине и вынесенные на порталы и стены мечетей и медресе священные письмена призваны окончательно убедить горожанина и путника в том, что он пребывает в едином пространстве вселенского Храма. И потому так притягательны города, криволинейная пластика их тесных улиц, расширяющихся для того, чтобы вобрать в себя небольшие квартальные мечети и окончательно раствориться в главной площади с центральной мечетью и минаретами. Ибо мусульманский город — это отмеченный и запоминающийся вектор в культуре ислама, направленный в сторону Храма и воссоздающий наиболее яркий его образ в сознании мусульман.

что такое храм в исламе

Обратите внимание на непременный архитектурный образ мечети при оформлении рукописей Корана и светской литературы; да и многие формы прикладного искусства носят явные и не совсем очевидные, но узнаваемые контуры купольных построек.

Источник

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХРАМА И МЕЧЕТИ В КОНТЕКСТЕ БИБЛИИ И КОРАНА

До конца остается не понятным, заимствовал Мухаммад наименование масджид или это слово сформировалось в процессе поклонения в определенных местах. Есть предположение, что оно «вероятно, восходит к арамейско-набатейскому масгита (с тем же значением), т. к. Мухаммад сначала называл масджидом все храмы единобожников»[3]. Также на семитские корни, в частности, с отсылкой на элефантинские рукописи и на свитки Мертвого Моря (Кумранские), в которых упоминается это слово как место поклонения, указывает и профессор доктор Ахмет Онкал со ссылкой на вторые источники[4].

Хотя и есть вероятность заимствования слова масджид из среды семитских народов, но несомненно, что в это слово вложено именно значение совершения поклонов. Название мечеть тем самым особо выделяет земной поклон как важный элемент в исламском богослужении. Это не случайно. Ведь центральное место в религиозной, богослужебной жизни мусульман занимают именно поклоны. Поклону, особенно земному поклону саджда (мн.ч. суджуд)[5], уделяется особое внимание. Если одним из столпов ислама является намаз, то одним из важнейших столпов намаза является земной поклон саджда: «Среди рукнов намаза саджда является самой важной»[6]. Без поклонов, впрочем, как и без других составляющих, намаз считается недействительным[7]. Конечно, есть исключения для тех, кто по каким-либо причинам не может совершать поклоны. Без поклонов совершается только заупокойный намаз (джаназа)[8].

О признаках поклоняющегося также упоминается и в хадисах: «И они станут выводить (таких), узнавая их по следам (, которые останутся на них) от земных поклонов (ас-суджуди), ибо Аллах запретил огню уничтожать такие следы. И они будут выходить из огня, который уничтожит (тело) каждого (такого) человека полностью, если не считать следов от земных поклонов» (Бухари 806, Муслим 87). Как видно из хадисов, под следами от земных поклонов понимаются именно телесные, материальные изменения в частях тела поклоняющегося, а не духовно-нравственные преобразования.

О достоинстве поклона саджда в хадисах говорится: «Ты должен совершать множество земных поклонов пред Аллахом, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на [одну] ступень и снимет с тебя [бремя одного] прегрешения» (Муслим 300); «когда человек, прочитавший (айат, в котором упоминается о) земном поклоне, совершает его, шайтан удаляется от него, плача и восклицая: «О, горе! Сыну Адама было велено совершать земной поклон, и он совершил его, за что его ждёт рай, мне же было велено склониться в земном поклоне, но я отказался, за что меня ждёт огонь!»» (Муслим 374) и т.д..

Если кто-то будет наблюдать со стороны как молятся христиане, иудеи, мусульмане и даже язычники, то наблюдающий заметит, что верующие делают поклоны: как земные, так и поясные. А остальное, что стоит за этими поклонами, что за богослужение при этом совершается, для стороннего наблюдателя останется непонятным, если он не углубится в содержание этих внешних действий. Подобная ситуация могла произойти и с Мухаммадом, что повлияло на то, что и в Коране и в Сунне верующий человек представляется совершающим поклоны, и этому действию придается особое значение.

Поэтому не удивительно, что Мухаммад был уверен, наблюдая за совершающими поклоны иудеями, что подобный образ верующего представлен и в Торе: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе)» (48:29). Но в Библии верующие так не представлены. В Библии поклонам практически не уделяется никакого внимания.

Таким образом, предназначение мечети, как специализированного культового сооружения или просто как отделенного, укромного места, в исламе связано, в первую очередь, с совершением в нем поклонов (намаза). Здесь не будем утвердать, что в мечети изначально совершали именно намаз, то есть, ритуальное действие, состоящее из таких обязательных элементов, как произнесение такбира («Аллаху акбар») стояние (кыйям), чтение айатов Корана (кыраа), поясной поклон (руку), земной поклон (саджда), сидение (када-ахыра). В Коране нет описания намаза как ритуала, хотя большинство мусульман под словом ас-салат понимают именно такую ритуальную молитву как намаз и переводят соответствующе. Поэтому слово намаз будет в дальнейшем браться в скобки – как вариант толкования.

Затем Соломон построил храм. Храм имел такое же предназначение, как и скиния: «и построил храм имени Господа Бога Израилева; и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа» (3Цар. 8:21). В отличие от храма, скиния была передвижной. Редко, но и скиния называется храмом или Домом Божиим.

То, что храм и скиния не были сооружены для молитв, поклонов, некого подобия намаза и т.п., а созданы для хранения Ковчега и для жертвоприношений, свидетельствует и то, что в скинию (в храм) заходили только священники и первосвященники для служения. Народ мог пройти только во двор скинии (храма), где был жертвенник. И скиния и храм сооружались по основной общей схеме: 1) двор или притвор (улам), где стоял народ, жертвенник, 2) святилище, храм (хехаль), где алтарь для воскурений, и куда народ не заходил, 3) Святая святых (двир), где был Ковчег и куда раз в год заходил только первосвященник[13].

Яркий пример храмового служения отразился и в Евангелии: «Однажды, когда он (Захария) в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения» (Лк.1:8-10). Народ в храме не молился. Храм не для этого был предназначен.

Также спустя сорок дней после Рождения Иисуса Христа привели Его в иерусалимский храм, «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:24). Храм был предназначен для жертвоприношений. Молиться могли и в синагогах. Естественно, люди приходили к храму и для того, чтобы молиться, класть поклоны, и жертвоприношение сопровождалось молитвой присутствующих. Поэтому и храм называется иногда домом молитвы: «всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). На эти стихи ссылается и Христос, когда разгоняет торгующих в храме (Мф. 21:13).

Также в Евангелии говорится, что «два человека вошли в храм помолиться» (Лк. 18:10) Здесь имеется в виду, что вошли во двор, который тоже называют храмом. Но само предназначение храма – жертвоприношение и хранение Ковчега Завета.

Итак, предназначение мечети – совершение поклонов (или намаза). А назначение храма – жертвоприношения и хранение Ковчега Завета. Здесь мы видим совершенно разные понимания в назначении культовых зданий в Коране и Библии.

Иерусалимская «мечеть» Соломона. Несмотря на явные различия между понятиями храма и мечети, мусульмане нередко называют иерусалимский храм мечетью. Мечетью храм называется и в Коране: «Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки» (17:7)[14]. Нет сомнений, что в этом айате имеются в виду разрушения двух иерусалимских храмов.

В оригинале этого айата (17:7) используется только одно слово мечеть без характеризирующих его признаков как иерусалимская. Но на русский язык мечеть обычно переводят как иерусалимкая мечеть, храм, иерусалимский храм. Такие переводы, можно назвать адаптированными под библейский контекст, не соответствующими контексту кораническому. Шумовской Т.А. вместо мечети предлагает слово жилище. Более точный, не адаптированный под библейский контекст, перевод произведен Абу Адель, который оставляет слово мечеть и только в скобках добавляет иерусалимский храм. Саблуков Г.С. переводит нейтральным словом поклонялище. Подобным образом переводит и Крачковский И.Ю.: место поклонения.

Аляутдинов Ш.Р. связывает именование храма мечетью с общей для ислама и иудаизма идеей Единобожия. Довольно свободное, в рамках ислама толкование слова мечеть: «В аяте употреблено слово “масджид”. Подразумевается либо храм, который находился там и в котором молились Богу, Единому Творцу — ведь со времен Моисея Иерусалим стал одним из главных центров Единобожия, — либо то, что в период миссии Мухаммада на этой территории появится мечеть»[15]

Почему иерусалимский храм называется в Коране мечетью? Кто-то может сказать, что Коран просто использует известное для живущих в Аравии слово масджид / мечеть, под которым имеется в виду сооружение для поклонения в широком смысле, куда можно отнести и иерусалимский храм. Но основания для такого суждения нет. Если Аллах обращается к евреям, которые знают, что такое храм, помнят и почитают его, то нет повода использовать по отношению к храму местное, «аравийское» понятие масджид.

Тем более, для евреев храм – это не просто место для молитвы, а Святая Святых. Возможно, у евреев были масгиты, сооружения для молитв и собраний. Поэтому Мухаммад мог подумать, что храм – то же самое, что и обычные молитвенные дома и назвать соответствующе.

Правильно было бы назвать иерусалимский храм как Дом Божий (Бейт-Уллах). Но в Коране Домом Бога называется только Кааба[17], которая считается самым священным и почитаемым местом. Именно Каабу Аллах называет Своим Домом: «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу)» (2:125).

В своем функциональном предназначении Кааба является для мусульман ориентиром в направления молитвы, ориентиром при жертвоприношении (при закалывании голова животного направляется в сторону Каабы), сооружением для ритуального обхождения вокруг нее, в одном из углов которой снаружи вмонтирован черный камень. Кааба не предназначена для совершения в нем намазов подобно мечети. Мухаммад, как сообщают хадисы[20], зашел в Каабу в день завоевания Мекки и совершил там молитву (намаз). Затем в истории ислама были различные периоды, в течение которых дни посещения Каабы постоянно менялись. В основном открывали по понедельникам и пятницам и в месяц раджаб, в некоторый период истории были дни специально для женщин. В настоящее время Каабу открывают только для чистки, для посещения почетных гостей и исламских правителей[21].

Христианский храм. Ветхозаветные жертвоприношения были прообразом жертвы Иисуса Христа Сына Божия. Поэтому, когда Иоанн Креститель видит идущего к нему Христа, указывает на Него как на жертвенного Агнца (ягненка) со словами: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Христос называется Агнцем, предназначенным «еще прежде создания мира» (1Пет. 1:19-20) и закланным «от создания мира» (Отк. 13:8). Так Христос добровольно приносит Себя в жертву.

Если ветхозаветные священники входили в святилище храма с кровью тельцов и козлов, то Христос «со Своею Кровью однажды вошел во святилище (небесное) и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). И в память об этом событии Христос повелевает ученикам совершать действие, за которым закрепится название «Евхаристия» («благодарение»). Это действие Он совершит перед принесением Себя в жертву (перед Распятием): «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26)».

Для совершения этого действия ученики со Христом собрались в жилом доме (Лк. 22:12). После смерти и Воскресения Христа они также продолжали собираться в домах: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу» (Деян. 2:46; 20:8). Со временем именно для совершения этого действия, Таинства, в котором принесенные в алтарь хлеб и вино превращаются в настоящие Плоть и Тело Христа, начали появляться христианские храмы. Так, христианский храм очень тесно связан с иерусалимским храмом и является естественным его продолжением.

[1] Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. Cilt.6. Istanbul, 1992. S. 46

[2] Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. Т.1. М.: Живой язык, 2006. С.173

[3] Милославский Г.В., Петросян Ю. А. и др. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука. 1991. С. 160

[4] Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. S. 46

[5] Поклоны обычно (по шариату) разделяют на поясной ركوع [руку’] и земной سجدة [саджда]

[6] Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. Cilt.7. Istanbul, 1993. S.46

[7] Абд аль-Хамид М.Т. Ханафитский фикх в новом обличье. Кн.2. Н.-Новгород, 2004. С.167

[8] Как такового описания намаза в Коране нет, но некоторые его рукны (столпы, без которых намаз не будет действительным) как саджда упоминаются часто

[9] Под следами от земных поклонов обычно понимается свет (нур), блеск, который будет источать лица верующих после воскресения, или «прекрасный облик». Также под следами понимается и скромность, смирение, благоговение на лице, желтизна, прилипшая земля (Ebu Cafer Muhammed b. Cerir et-Taberi. Taberi Tefsiri. Istanbul,1996. 7 сild. S.492). Но только остается вопрос: почему именно суджуд (земной поклон) оставляет следы, а не, к примеру, руку (поясной поклон), если понимать под следами только духовно-нравственные преобразования?

[12] Encyclopedia judaica, second edition, vol.19. Thomson Gale, 2007. P.603

[15] Перевод Корана на русском языке (тафсир) [Электронный ресурс] Умма. Достоверно об исламе [сайт]. Коран https://umma.ru/sura-17-al-isra-perenesenie-nochyu

[16] Не говорится о священнике как о служащем в храме (иудейском или христианском). В Коране лишь один раз упоминается слово قِسِّيسِينَ [киссисина], которое переводят как священник: «среди них (христиан) есть священники и монахи» (5:82). Некоторые (Кулиев Э.Р., Шидфар Б.Я.) переводят слово الْأَحْبَارِ [аль-ахбари] как первосвященник. Но под этим словом имеется в виду не священнослужитель, а ученый. Соответственно, другие переводчики переводят это слово (аль-ахбар) точнее: как раввин, ученый, книжник. Словом rabbi переводит и профессор Мухаммад Мохар Али (A word for word. Meaning of the Quran. Vol.3. P. 591) и др.

[18] Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. Cilt.6. Istanbul, 1992. S.94

[19] Israfil Balcı. Isra ve Mirac Gerçeği. Ankara, 2012. S.95

[20] Бухари 1223 (2988), 1613 (4400).

[21] Türkiye Diyanet Vakfı Islam Ansiklopedisi. Cilt.24. Istanbul, 2001. S.20

Источник

Мусульманская церковь: 3 главные мечети

Христианство и ислам — это традиционные религии в Российской Федерации. Именно поэтому во многих городах страны можно встретить стоящие рядом мусульманские и православные храмы.

Несмотря на то, что мусульмане частично признают Ветхий и Новый Завет, на первое место они ставят Коран.

Поэтому имеются весьма серьёзные различия между двумя религиями, как в проведении богослужений, так и строительстве храмов.

Любому культурному человеку стоит их знать.

Храм — это Божий дом

Слово храм происходит от праславянского chormъ — храмъ. Это культовое сооружение для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Значение храмов в мирской и религиозной жизни зачастую гораздо шире, чем простое выполнение обрядовых функций. Храмы очень часто выражают собой те идеи, которые проповедуют последователи той или иной религии.

что такое храм в исламеПреображенский собор в Ярославле. Храм — это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и отправления религиозных обрядов

В человеческой истории символика архитектуры и внутреннего декора храмов всегда раскрывала преставления представителей той или иной религии о мироздании. Во многие исторические эпохи, особенно в Средние века в Европе, храмы становились местом общественных собраний.

Здесь проводились торжественные церемонии, например, короновались короли и императоры. На территории храмов хоронили представителей знать, кроме того, на ней скрывались преследуемые, так как она имела статус убежища.

В православии слово «храм» синонимично слову «церковь». Так может называться только то здание, которое имеет алтарь и в котором совершается евхаристия. В той же часовне алтаря нет, и таинство Причастия не совершается.

Связанно данное обстоятельство с тем, что евхаристия понимается в христианстве как реальное участие в однократном жертвоприношении. Оно совершенно Христом и поэтому его часто называют «бескровной жертвой».

что такое храм в исламеМосковская соборная мечеть. Мечеть не является храмом, так как в ней не происходят богослужения. По своей природе мечети ближе к домам молитв протестантов

Другие авраамические религии на сегодняшний день храмов не имеют. При этом если в иудаизме им считался только один Иерусалимский Храм, который уничтожен ещё во времена Древнего Рима, то в исламе их нет в принципе.

Мусульманская мечеть служит для молитвенных целей и в ней не совершаются религиозные обряды и богослужения с участием священника. Если смотреть на вопрос теоретической точки зрения, то мечеть по своим культовым функциям схожа с домами молитв протестантов.

Мечеть в исламе — это место поклонения

Ислам и христианство в истории очень тесно соприкасаются, поэтому если у христианина спросить, как называется церковь у мусульман, он, скорее всего, ответит — мечеть.

Слово мечеть переводится как «место поклонения».

Под ним понимают молитвенное архитектурное сооружение в исламе. Обычно никаких других религиозных сооружений у мусульман нет.

что такое храм в исламеМинарет, Бухара. Минареты — не храмы. Это вышка при мечети с которой муэдзин созывает верующих на молитву

Европейцев очень впечатляют минареты, и поэтому они связывают их с религиозными сооружениями. Это не так. Минарет переводится с арабского как «маяк».

С него муэдзин призывает мусульман на молитву. Если сравнивать это сооружение с христианскими зданиями, то оно в чём-то аналогично колокольне.

Считается, что слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид» (мн. ч. — масаджид). Оно же, в свою очередь, происходит от арабского корня «сажада» — падать ниц. Означает оно «место поклонения», «место совершения земного поклона». Таким образом, мечеть как мусульманская церковь, указывает на то место, где правоверный может поклониться Богу во время молитвы.

что такое храм в исламеПраздничный намаз в центральной мечети Душанбе в честь окончания Рамазона. Слово «мечеть», в переводе с арабского, означает «место совершения земного поклона

В мечети изначально не должны проходить никакие действия, кроме чисто ритуальных. Этот главное отличие её от христианских храмов, где богослужение ведётся в обязательном порядке.

Существует и иное объяснение значения «мечеть». Так некоторые филологи выводят его от mäsdžid al Jamii — «пятничное, или соборное, моление».

В исламе есть три главных мечети — три святыни

Мусульманские церкви-мечети обычно служат в качестве мест сбора мусульман для совершения им коллективной молитвы. Кроме этого в некоторых случаях здесь может собираться народ для решения общественно значимых вопросов.

При мечетях открываются исламские школы, просветительские центры и т.д. Так же здесь может остановиться путник или паломник.

Первой мечетью стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам. Она расположена в Мекке, Саудовская Аравия. В ней помещена Кааба.

что такое храм в исламеМечеть аль-Харам и Кааба. Запретная мечеть или мечеть аль-Харам — стала первой мечетью в исламе

Второй святыней ислама признана Мечеть пророка или Аль-Масджид ан-Набави в Медине.

что такое храм в исламе Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, вторая святыня ислама

Третья — мечеть аль-Акаса в Кудсе, Иерусалим. Эти три мечети привлекают к себе мусульман-паломников, при этом Мечеть Пророка со временем стала тем архитектурным образцом, по которому строятся все мечети в мусульманском мире.

что такое храм в исламе Мечеть аль-Акаса, третья святыня ислама

Первой мечетью в исламе стала Заповедная мечеть или Мечеть аль-Харам.

Необходимо отметить, что в первые годы после того, как пророка Мухаммеда посетил архангел Джабраил и открыл ему первые пять аятов Священной Книги — Корана мусульмане в мечетях не молились. Их тогда просто не было.

Молитву обычно совершали в специально отведённых для этого местах или же зданиях, расположенных в отдалённых районах Мекки.

что такое храм в исламеКаа́ба, Мекка, Саудовская Аравия. В те времена, когда мечети ещё не были построены, пророк Муххамед молился в окрестностях Каабы

Пророк Муххамед в те времена молитвы совершал в окрестностях Каабы. Позже дом аль-Аркама стал центром мусульманской общины Мекки.

После того, как Умар-ибн-Хаттаб принял ислам, мусульмане стали совершать намазы у Каабы. При этом первой мечетью в Мекке считается дом Аммара-ибн-Ясира, сподвижника пророка.

Все мечети строят по образцу Мечети пророка

Все мечети в мусульманском мире построены по образцу Мечети пророка — Аль-Масджид ан-Набави. Так согласно сложившейся традиции мечеть — это отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом.

Все хозяйственные и бытовые постройки стоят от неё в отдалении. При христианской же церкви, в её ограде, обычно строятся жилые и хозяйственно-бытовые постройки.

что такое храм в исламеМечеть Масджид ан-Набави или Мечеть пророка. Почти все мечети построены по её образцу

Иногда мечеть может иметь внутренний двор, например, как мечети аль-Харам. К мечети флигелем пристраиваются минареты.

Назначение минаретов состоит в том, что с них муэдзины призывают правоверных на молитву. Количество минаретов не должно быть больше чем в мечети аль-Харам. Обычно их число равно от одного до девяти.

На стенах мечети нет картин и иных изображений, так как это запрещено Кораном. При этом допускаются геометрические узоры и изречения из Корана на арабском.

Мечеть должна иметь указатель на Мекку. Обратившись к ней верующие совершают намаз. Это пустая ниша-михраб. Здесь молится имам.

что такое храм в исламеМихраб каирской мечети. Ниша-михраб. Она служит в качестве указателя на Мекку. Здесь молится имам

Справа от михраба размещается кафедра-минбар. С ней имам-проповедник читает проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.

Все исламские культовые сооружения ориентируются строго на Каабу в Мекке. Это правило соблюдается всегда, поэтому некоторые христианские церкви, обращённые в мечети, мусульмане перестраивали.

Мечети могут отличаться по внешнему виду, но они едины по религиозному содержанию

Мечети, в зависимости от той страны, где они расположены, могут отличаться друг от друга внешне. Так, например, Мечеть Султана или Голубая мечеть в Стамбцуле имеет в своей архитектуре четко видимое византийское влияние.

Казанские татары любят возводить мечети с угловой постановкой минарета, а мечеть с двумя минаретами характерна для Ближнего востока и Средней Европы.

что такое храм в исламеМечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Голубая Мечеть. Стамбул, Турция. Для мечети характерна смесь византийской и исламской архитектуры

В любом случае исламские религиозные сооружения строят в строгом соответствии с требованиями Корана. Так, например, Коран требует перед молитвой совершить ритуальное омовение.

Именно поэтому недалеко от мечети обязательно располагаются общественные туалеты и комнаты для совершения омовений (вуду). С этой же целью в жарких странах во дворе размещают фонтаны-хаузы.

Заведует мечетью имам

Глава исламской церкви или мечети имам.

Это слово переводится с арабского как стоящий впереди или же тот, кто руководит молитвой.

Имам заведует мечетью и совершает требы.

Необходимо отметить также то обстоятельство, что имам — это также титул главы государства в некоторых исламских странах и звание наиболее выдающихся богословов.

что такое храм в исламеИмам ведет в молитве прихожан. «Молитва в Каире». Жан-Леон Жером. Карти. 1865 год. Имам в исламе заведует мечетью и руководит молитвой

В исламе во время общей обязательной молитвы-намаза избирается имам. Его задача — руководить молитвой. При этом во время молитвы имамом может стать любой правоверный мусульманин, достигший возраста 13 лет.

При этом он должен хорошо знать Коран. Ислам запрещает быть имамами женщинам, хотя существуют либеральные течения допускающие это.

Если же вспомнить историю, то первоначально молитвой мусульман руководил сам пророк Муххамед. Позже во время болезни его стал замещать Абу-Бакр.

В провинциях же молитвой руководили наместники, они же собирали налоги, решали хозяйственные вопросы и т.д. При аббасидских правителях появились специально обученные люди, которые стали выполнять эту функцию. Их стали называть «имамы».

что такое храм в исламеОдежда казахских имамов. Омам одевается в особую одежду, но она не является одеждой священника. Обычно это белый халат, чалма или тюрбан. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны

В любом случае молитвой в исламе может руководить только тот человек, познания которого в коранических науках не поддаются сомнению. При этом в Турции избранного прихожанами имама утверждают государственные власти.

Имам носит особую одежду — белый тюрбан и халат с белыми рукавами или же белый халат. Всё зависит от национальных традиций той или иной страны.

Христианская церковь и мусульманская мечеть схожи своим назначением

Мусульманские мечети и христианские церкви схожи тем, что это здания религиозного назначения.

И в мечети, и в церкви молятся.

Мечеть указывает правоверному мусульманину, где он может преклонить колени во время намаза, а церковь христианину, где ему можно принять участие в богослужении.

что такое храм в исламеСв. Патриарх Алексий II совершает Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Заведует церковью настоятель, а мечетью имам. У них примерно одинаковых хозяйственные функции. При этом настоятель — это священник и он сам служит литургию.

Имам же священником не считается и только руководит молитвой. В любом случае они возглавляют общину верующих в том или ином населённом пункте.

Схожи православные церкви и мусульманские мечети и внешне. Так купол у христианских церквей круглый — это символ неба. У мечетей также круглые купола. Основание церкви квадратное и большинство мечетей имеет квадратный либо многоугольный абрис.

что такое храм в исламеМечеть Фетхие с одним минаретом. Вид со стороны входа в музей церкви Богородицы Паммакаристи

В раннехристианские времена часто религиозные здания использовались христианами и мусульманами совместно. Позже, когда пути двух религий стали расходиться, такая практика почти прекратилась.

При этом в истории часты случаи, когда православные храмы превращались в мечети. Так в Турции можно встретить их достаточно много.

Православная церковь и мусульманская мечеть отличаются из-за различия религий

Все различия между православной церковью и мусульманской мечетью обусловлены различиями религий. Так в православии литургия обязательна.

Именно поэтому христианская церковь предназначена исключительно для совершения общественного богослужения. Богослужение и все религиозные обряды совершает священник.

что такое храм в исламеГлавный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря. Алтарь — обязательная часть христианской церкви. В мечети он отсутствует

Именно поэтому в православном храме в обязательном порядке выделяется три части:

Естественно, что всего этого в мечети нет. Даже мебель в ней отсутствует. Связанно данное обстоятельство с тем, что в мечети религиозные обряды не исполняют. Здесь проводится только общая молитва-намаз.

Кораном запрещены изображения людей и животных. Поэтому в мечети нет ни картин, ни фресок, ни статуй. Стены её украшает геометрический узор, который не отвлекает от молитвы. В христианских же церквях имеется иконостас, отделяющий алтарь от общего зала.

что такое храм в исламеСоборная мечеть Йезда (Йезд, Иран). Коран запрещает изображения людей и животных, поэтому в мечети можно увидеть на стенах только геометрический узор и изречения из Корана на арабском

Понятно, что у каждой религии имеется собственный символ. Поэтому христианские церкви имеют в качестве религиозного символа крест, а мечети полумесяц.

Весьма важно также отношение к женщинам. В христианские церкви женщины допущены наравне с мужчинами. В мечеть же женщины вместе с мужчинами не ходят, а если это случаются, то они молятся за отдельной перегородкой.

Различия между церковью и мечетью

Для удобства понимания различий между христианской церковью и мусульманской мечетью они сведены в таблицу.

ХрамМечеть
Назначение
Место для молитвы и других обрядов, связанных с веройМесто для молитвы плюс выполняет функции общественно-социального центра
Архитектура
Храм состоит как минимум из трех соединенных помещений: храм, притвор, алтарьВ мечети помещений больше: главный зал, 3 вспомогательных зала и 4 айвана
Верхний знак любой церкви, храма — крестВ мечетях тоже есть свой знак — полумесяц
Колокольни, служащие для призыва на молитву и возвещения о других событиях при помощи колокольного звона.В мечети нет колоколен. Есть минарет. Он не имеет никаких особых приспособлений для обращения к верующим. Этим занимается муэдзин, поднявшись на его верхнюю площадку. Его главное предназначение — сообщать о скором начале молитвы.
Алтарь в храме смотрит строго на востокМихраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света
Богатое убранство внутри храма. Во многих храмах основные церковные помещения обильно отделаны золотыми и серебряными украшениямиПростота, минимализм — первостепенные признаки внутренней обстановки мечетей
Множество икон с изображениями Христа, ангелов, апостолов и т. д. Есть изображения мифических и реальных животныхПолное отсутствие каких-либо изображений человеческих лиц или тел, а также животных. Это запрещено
Роспись стен и потолков храма сценами из различных библейских сюжетовТолько арабская вязь и каллиграфия с выдержками из Корана
Все помещения в храме стандартны (4 стены и перекрытие)Трехстенные айваны с крышей (или без) являются важными элементами мечети
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтанчики, предназначенные в основном для красоты или максимум утолить жажду и сполоснуть лицоВнутренний дворик с фонтаном, наличие специальных комнат для омовения, где перед молитвой можно полноценно помыться
Требования к верующим
Женщины стоят отдельно от мужчин, но ничем не разделяютсяЗдесь женщины отделяются от мужчин перегородкой (ширмой) или даже находятся в другом помещении
Женщины и мужчины приходят на службу одинаково равноправно — в этом плане различий по полу у христиан нетК мужчинам требования более строгие, чем к женщинам. Мужчина должен по возможности посещать мечеть (особенно это касается пятничного намаза). Для женщин существует ряд ограничений, например, в критические дни вообще нельзя приходить в мечеть
Верующий может поесть чеснока и пойти на службу. Конечно, это не совсем культурно, но не запрещено. Крепко пахнущий парфюм тоже не приветствуется, но вполне допускаетсяИдти на молитву с сильным или неприятным запахом нельзя. И, кстати, это является одной из законных причин, по которой можно даже пропустить обязательную пятничную молитву
Зайти и помолиться сразу после тяжелой работы, ополоснув лишь руки (да и то не всегда), не считается зазорным или чем-то вопиющим. Хотя сказать, что это одобряется, тоже нельзяВход в мечеть разрешен только чистым. Если нет возможности помыться вне ее стен, то в каждом типичном мусульманском храме присутствует как минимум фонтан, где следует произвести этот необходимый ритуал
Христианская церковь вполне лояльно относится к нездоровым психически людям при посещении ими храмаВерующим с умственными расстройствами заходить в мечеть запрещено
Церковь не обращает внимания: есть на вас обувь или нет. Главное, чтобы она была более-менее чистойУ мусульман обувь в мечети обязательно следует снимать
Священнослужение
О начале литургии (богослужения, священнослужения, службы) возвещает колоколВместо колокола мусульман приглашает на молитву муэдзин с вершины минарета
Служба у христиан проходит 3 раза в сутки, причем отсчет начинается с 18:00 и длится она, как правило, 1,5 — 2 часа. Время может значительно увеличиваться, когда справляют праздничные молебныМолитва (намаз) у мусульман совершается 5 раз в день. Длительность намаза в среднем 5 — 10 минут. Исключение составляет обязательный для мужчин Джума-намаз, проходящий по пятницам. Он идет около 1 часа или чуть больше
Во время службы у христиан в основном принято стоять или (и) сидеть. Есть и другие позы для молящихся, но тут очень многое зависит от принадлежности храма к определенной ветви христианской религии, а также от вида богослужения. Существует достаточно много различий в данном вопросеВ мечетях позы молящихся строго регламентированы по молитвам и применяются все положения тела. Эти правила одинаковы для всех мусульман. Кстати, сидения на скамьях, как принято во многих христианских храмах, нет вообще
Когда идет богослужение, прихожане находятся перед священником. Лик молящихся обращен на востокВерующие молятся, располагаясь за спиной имама, лицом в сторону Мекки

Различий между христианством и исламом много и все их знать может только священник или же имам. Верующие же должны просто уважать представителей других религий.

Так, например, не нужно удивляться, если мусульманин перед входом в молитвенный зал мечети снимет обувь. Кстати, посещать церковь или мечеть ни христианство, ни ислам своим представителям не запрещает, если это не связанно с религиозными целями.

Видео: Как устроен мусульманский храм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *