что такое каббала учение основные принципы построения
Учение каббалы
Добрый день, дорогие читатели.
К написанию этой статьи я готовилась долгое время. А подготовка меня самой началась гораздо раньше. Три года назад в первый раз я услышала об учении каббалы от моей подруги, но меня эта тема совсем не заинтересовала. В то время я готовилась ехать на тренинг по Бикрам йоге, и все мое внимание было сконцентрировано только на этом. Я бы даже сказала, само название «каббала» вызвало некую негативную ассоциацию в связи с определением слова «кабала» в русском языке.
Время шло, подруга периодически делилась со мной своими откровениями и озарениями, вызванными изучением каббалы, в разговорах упоминала некоторые принципы учения, в ответах на мои вопросы использовала каббалистическую мудрость. Затем информация начала приходить ко мне из разных источников, я встречала новых последователей каббалы, и в общении с ними понимала, что мы говорим на одном языке, только они основываются на учении каббалы, а я на другом опыте.
Последней каплей послужила книга «Сатан. Автобиография.» Йегуды Берга – известного каббалиста. Прочитав ее, я твердо для себя решила, что хочу познакомиться с мудростью каббалы ближе.
Этим летом, когда я была в России, я посетила Московский Каббала Центр на Мясницкой и купила базовый курс каббалы для начинающих. Сам центр мне очень понравился по энергетике и направленности на людей и их комфорт. Вы можете просто прийти туда почитать и отдохнуть, посетить семинары, праздники или встретиться с учителями.
На данный момент я уже прошла базовый курс «Основы каббалы» и перешла к изучению второго уровня, прочитала пять книг по каббале, о которых попозже обязательно напишу, и обрела учителя, который помогает мне в освоении мудрости каббалы и поддерживает на этом нелегком, но интересном духовном пути.
Давайте все-таки перейдем к самому учению каббалы. В чем же оно заключается, и почему я приняла решение серьезно изучать это знание.
ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА
Каббала – это свод древнейших духовных знаний, содержащий сокрытые веками ключи к тайнам Вселенной и к секретам человеческого сердца и души.
Буквально, в переводе с древнего арамейского слово «каббала» означает «получение». Цель изучения каббалы — получить в нашей жизни как можно больше радости и счастья.
Очень часто в жизни мы чувствуем некоторое опустошение, нас преследует ощущение, что мы не достигаем истинного наполнения, полного удовлетворения от жизни, что-то упущено. И чем больше мы стремимся к этому наполнению и удовлетворенности, тем быстрее они от нас ускользают.
Каббала же учит, что в наших силах создать стабильную и даже постоянную связь с источником бесконечного наполнения, а не только довольствоваться мимолетным проблесками счастья.
Каббала учит общим принципам, применимым ко всем людям всех верований и религиозных конфессий, независимо от национальности или места жительства. Изучая каббалу, вы будете получать информацию, которую можно использовать для улучшения своей жизни. Только практикуя и применяя знания в повседневных делах, вы увидите, как они могут преобразовываться.
СУТЬ КАББАЛЫ
Суть каббалы – это осознанность! Взять на себя ответственность за свою жизнь, за те события, что с нами происходят каждый день, расти и развиваться, искать и находить смысл жизни, реализовывать свой истинный потенциал.
Что для этого нужно? Нужно во-первых, перестать играть роль жертвы, винить всех и вся в своих бедах, перестать плыть по течению жизни. Внешние события не могут сделать нас счастливыми, может быть только на очень короткий миг, истинное счастье находится внутри нас. Только будучи причиной, а не следствием, мы можем обрести наполненность, о которой мы говорим. Каждый может это осуществить. Каббала дает практические инструменты, как этого достичь. Нет никаких границ, все границы только в нашей голове.
Цель каббалы состоит и в том, чтобы избавиться от хаоса и воспринимать Вселенную так, как это задумал Творец. Изучая каббалу, вы узнаете, что такое на самом деле проблемы, трудности и разочарования, которые выбивают вас из колеи каждый день. Вы поймёте, в чем причина их возникновения и осознаете, что всё это вовсе не должно становиться неотъемлемой частью вашей жизни.
ИСТОРИЯ КАББАЛЫ
Всё, чему учат в Каббала Центре, основывается на древних каббалистических текстах: Зоаре и работах великого каббалиста XVI века Рава Исаака Лурии (Ари).
Внутренний смысл этих фундаментальных текстов 4000 лет передавался непосредственно от учителя ученику. В 1922 году основатель Каббала Центра Рав Йегуда Ашлаг завершил первый перевод Зоара с древнеарамейского языка на современный иврит. Это был кульминационный момент в истории каббалы, потому что именно тогда каббала впервые стала доступной непосвящённым.
После того, как Рав Ашлаг покинул этот мир, распространение мудрости каббалы продолжил его ближайший ученик, Рав Брандвайн. Рав Берг много лет учился вместе с Равом Брандвайном, и они были очень близки. После смерти Рава Брандвайна руководство Каббала Центром перешло к Раву Бергу.
На протяжении веков изучением каббалы занимались только учёные евреи мужского пола старше сорока лет, а для всех остальных она оставалась запретной. Но и для них это было непросто. Официальная религия осуждала их за попытки открыть каббалу и мудрость Зоара всем людям, многих из них подвергались гонениям, а жизни их были разрушены.
Эта традиция тайного знания существовала до 1968 года, до тех пор, когда Рав Берг стал директором Каббала Центра.
Рав и его жена Карен открыли мудрость каббалы для всех желающих, бросив вызов традиции, которой было 4000 лет. Благодаря чему Каббала Центр из маленькой закрытой израильской организации превратился во всемирное учреждение с 25 отделениями, в которых обучалось почти четыре миллиона человек.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАББАЛЫ
1. Смысл жизни в том, чтобы делиться: когда мы делимся, мы соединяемся с энергией, которую каббала называет Светом — бесконечным источником добра, божественной силы, Творцом; мы преодолеваем своё эго — силу зла, растём и приходим к высшему проявлению собственного «я». Способность делиться — это единственный способ получить подлинное наполнение.
2. Осознание эго очень важно: это голос внутри всех нас, который убеждает нас быть корыстными, недалёкими, ограниченными, погрязшими в своих привычках, причиняющими боль, безответственными, негативными, злыми и ненавидящими. Это сила, которая заставляет нас делать то, что кажется хорошим в краткосрочной перспективе, но по прошествии времени приносит нам только плохое. Эго — это источник всех наших проблем, потому что оно позволяет нам и даже побуждает нас верить, что другие существуют отдельно от нас. Оно противоположно единству.
3. Существуют духовные законы Вселенной, которые оказывают влияние на нашу жизнь. Жизнь кажется бессистемной, потому что мы не знаем о существовании духовной системы. Но она существует точно так же, как и существует закон тяготения. Один из главных духовных законов — Закон причины и следствия: какой привет — такой ответ, или что посеешь, то и пожнёшь.
4. Мы все едины: в каждом человеке есть искра Творца, которая связывает всех нас в единое целое. Каждый из нас несёт ответственность за войны и бедность в мире, и ни один из нас не может наслаждаться наполнением, пока другие страдают.
5. Покидая свою «зону комфорта», вы можете творить чудеса: когда мы терпим неудобства ради помощи другим, мы подключаемся к духовному измерению, которое в конечном счёте приносит Свет и положительную энергию в нашу жизнь.
ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ КАББАЛА
Каббала говорит, что не нужно слепо верить какому-либо учению или человеку. Обязательно подвергайте любую информацию сомнению, проверяйте ее на практике, осмысливайте ее. Что для меня является основой всего, чем бы я ни занималась, какой бы философией не увлекалась, я всегда обращаюсь к своему опыту и ощущениям, никогда не веря слепо на слово.
Каббала дала ответ на вопрос, который всегда существовал у меня в голове, но ни одно другое учение не смогло дать мне исчерпывающего ответа на него. Почему иногда, когда у нас казалось бы все идет хорошо, мы чувствуем внутреннюю пустоту. Согласно каббале, потому что только помогая другим, делясь с ближними, делая что-то полезное доброе светлое, мы можем получить истиной наполнение. Получая только для себя, мы испытываем лишь мимолетное удовлетворение.
Так и есть, я пришла к этому интуитивно, следую велению сердца. Не видев большего смысла в своей офисной работе, я сменила ее на профессию инструктора по йоге. Потому что она дает мне ощущение того, что я делаю нечто более важное и полезное, помогая людям восстановить свое здоровье, физическую форму, чувствовать себя более расслабленными и счастливыми. Новая деятельность наполнила меня светом и любовью, открыла для меня другие возможности быть полезной.
Мне также импонирует, что каббала учит, что мы приходим в этот мир не для того, чтобы отдыхать, а для того, чтобы учиться, трудиться, работать над собой с целью стать лучше, получить больше радости и счастья. Что мы сами являемся причиной своего счастья, а не внешние события.
Каббала также поддерживает теорию о реинкарнации. Я всегда верила в то, что человек – это не только физическое тело, но и энергетическая сущность – душа. Согласно закону о сохранении энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает никуда. Поэтому логично предположить, что со смертью тела, душа не умирает, а переходит в какое-то другое состояние.
Несомненно это далеко не все причины, почему каббала нашла отголосок в моей душе, в новых статьях я буду делиться с вами своими дальнейшими успехами и озарениями. А пока буду рада услышать ваше мнение. Знакомы ли вы с учением каббалы? Если да, то как вы к нему относитесь? И конечно же буду рада ответить на все ваши вопросы.
Каббалистическое учение
протоиерей Анатолий Тригер
(из курса лекций по библеистике)
После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом. Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные «ограждения» устных законов, «бремена неудобоносимые», как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения «сектантского» типа.
Само слово «каббала», буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотворения». Эта книга и есть первоисточник каббалы. Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием «Merkavah» – «колесница». Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали. В 16–17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга «Sefer Yesirah», которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги «Sefer ha Zohar» то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.
Sefer Yesirah
Книга написана мишнаидским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:
Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются «тридцать два таинственных пути Премудрости».
Трактат о десяти «Сефиротах» или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «эонам» гностицизма («Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «Древа Сефирот». После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.
Sefer ha Zohar
Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаидском языке, состоит из двух отдельных частей: 1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека; 2. Сборник произведений: «Вечный Пастырь», «Великий Собор», «Малый собор» и т.д.
Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума. Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.
Каббалистические методы
Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами. Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.
Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: «число зверя» в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон. Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.
Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» разложить на числа:
В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.
Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение. Например, слово [берешит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.
Каждая буква слова стала началом другого слова: «В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон».
Таким способом были открыты, например, имена 72‑х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.
Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы. Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел «Притчи Соломона». Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.
Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).
Если где-то в тексте встречается א, его можно заменить ת.
Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.
Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.
Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.
Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.
Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой. В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ. Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех «тайных учений», которые ей воспользовались.
Каббала для начинающих
Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library
Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлекательность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library
Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На первый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния определили, в частности, каббалистическое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эманации, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.
В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».
Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
Эко, Борхес и другие
У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.
Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library
Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)
На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.
Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library
Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)
После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.
Книга и лекция Эллиота Волфсона
Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.
Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.
Христианская каббала
Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формировании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникновение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возможности для комментирования, а впоследствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.
К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на английский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.
Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library
Чего читать не стоит
Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.