что такое левкас на иконе
Разновидности левкаса на древних иконах. Афон
Существует три способа наложения левкаса, следовательно его высоты: 1) высокий, 2) средний, 3) низкий.
Первый, высокий, активно использовался по 16 век, где колебался от 2 до 4 мм. Выше не встречается.
Третий способ наложения левкаса, низкий, от 1 до 2 мм., имеет прямое отношение к 19 веку, периоду смешения всех предыдущих стилей (от 11 до 19 вв.), и не в последнюю очередь он имеет отношение к афонским иконам. Здесь несколько причин наличия пупырчатого грунта. Среднезернистая афонская паволока после пропитки клеем доходила до камнеподобия, как всякая подводимая под любые левкасы. Отсюда естественно, что тонкий левкас опускался в промежутки серпянки, оставлял со временем на поверхности живописи узнаваемую для афонских икон зернистую поверхность холста. Всё это входило в живописную задачу афонских иконописцев — вызывать в глазу зрителя ощущение мельчайшего мерцания мистического света. Говоря о подготовительных материалах афонских икон, не стоит забывать, что изготовление их образцов во всех отношениях было оригинально.
Материалы афонских иконописцев:
1) Паволока среднезернистая, преимущественно сплошная, с отсутствием латаний из дешёвых материалов, бумаги или отхожего сукна. 2) Левкас тонкого слоя. 3) Иконография без какой-либо символики, реализм в ирреальности. 4) Письмо масляными красками с помощью мягких полутонов на одеждах и ликах, с использованием разностороннего света, без имприматурной подкладки, сразу на белый левкас. 4) Золочение сусальным золотом без видимых стыков. 5) Нанесение лаковых покрытий с помощью природных лаков даммар, смешиваемых с восками и канифолями.
Способы изготовления и нанесения каждого материала были следствием тщательного коллективного труда, что наделяло афонские иконы индивидуальным языком духовным своеобразием.
Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.
Происхождение слова
Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».
Левкас – что это такое
В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.
Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.
Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.
Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.
Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.
Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.
Рельеф и украшения
В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.
Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.
Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.
Нанесение красок на левкас
Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).
Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.
Стенной левкас
Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.
Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.
В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.
Левкас в западной традиции
Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.
Левкас в современном строительстве
Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.
Багет для живописи
Создаем живописную работу в технике «левкас»
На этом мастер-классе я научу вас старинной технике левкаса на дереве. Левкас — (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Основа для такого грунта – деревянная доска. В наше время технику левкаса художники используют, сохраняя технологии, но заменив некоторые ингредиенты современными материалами. На моём мастер-классе я научу вас создать живописную работу в технике левкаса с момента подготовки доски до окончательной полировки готового произведения.
1. Начнём с доски. Она может быть любого размера. Сегодня мы берём обычную сосновую доску размером 25Х40 см. Пусть она будет не совсем гладкой, с шершавостями на местах спила, с такими вот фактурами — для нас это не имеет значения.
2.Обычной марлей из аптеки проклеиваем на ПВА нашу досточку. Следим, чтобы и торцы были хорошо заклеены марлей. Кладём ткань ровно, без складок. И кисточкой промазываем сверху уже приклеенной марли ещё раз. Просушиваем.
3. Теперь берём обыкновенный гипс из строительного магазина, пва и воду из-под крана. Смешиваем ПВА и гипс в пропорции 1 Х2, добавляем воду, чтобы получилась масса, по консистенции похожая на жидкую сметанку. Для этого подойдёт пластиковый стакан большой. Когда вы насыпите гипс в стакан, плюхнете туда пва, перемешайте и сразу добавляйте воды, перемешайте. Помните, что гипс очень быстро затвердевает. Поэтому не пейте чай в перерывах и не болтайте долго по телефону — действуйте сразу. Добавьте в полученную массу немного коричневого пигмента (тоже из строительного магазина, чтобы она равномерно окрасилась). Это и есть готовый левкас, который описан в древних рецептах иконописцев. Только рыбий клей и прочие старинные ингредиенты мы заменили на гипс и ПВА. Кстати, не подпускайте котов близко к процессу — они нюхают гипс, а это вредно для их чувствительных носиков. Я Сёму не могла отогнать, он любопытный и лезет во все мои дела.
5. Когда первый слой подсохнет, наложите ещё один. Старайтесь аккуратно промазывать и торцы вашего будущего произведения.
Всё, ждите теперь, когда всё хорошо просохнет. Теперь можно принять ванну, выпить чашечку кофе. Покормите кота!
6. Вот перед вами готовая поверхность, на которую вы нанесёте в последствии свою картину. Всё ли хорошо просохло? Важно, чтобы всё было сухо. Ведь вам предстоит ещё отполировать эту поверхность.
8. Для того, чтобы хорошо отполировать поверхность, вам понадобится наждачная бумага — погрубее для того, чтобы прошкурить основные неровности и нулёвочка — для придания окончательного лоска. Не увлекайтесь чересчур, не трите до посинения. Помните, что под слоем левкаса — ткань, которую при грубом нажатии наждачкой лекго взлохматить. Движения должны быть лёгкими. Главное, чтобы поверхность стала однородной. Ну всё, сдуйте остатки счищенного гипса, протрите отполированный левкас чуть влажной тряпочкой.
9. Всё, можно приступать к живописанию. Заранее придуманную картинку, эскиз — перенесите карандашом на левкас. Подмалёвок, основную прокраску можно сделать акриловыми красками — они быстро сохнут и по ним писать маслом — одно удовольствие. А маслом вы будете прорабатывать детали — глазки, усики, ротики, складочки, ракушки.
10. И вот, готово! Осталось чуть сбрызнуть матовым лаком IDEA, который вы купите в магазине для художников. Вам хватит его на 100 таких картин! Моя картинка в технике левкас, масло — посвящена всем счастливым, добрым и весёлым. Будь то кот, русалка или человек. Да здравствует творчество!
Левкас
Фрагмент иконы «Богоматерь Знамение Серафимо-понетаевская»
В иконописи название грунта, представляющего собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла
досл. белый, светлый, ясный
Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется.
«Богоматерь Знамение Серафимо-понетаевская»
В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.
Чеканный левкас — левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами.
Левкасить — грунтовать иконную доску.
Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер — левкасчик (левкащик).
В стенописи левкас — грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем.
В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета.
В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.
Тиснение по левкасу
Техника тиснения по левкасу была широко распространена в Древней Руси не только в иконописи, но и в декорировании деревянных рак. Как известно, левкас на древнерусских иконах обладает удивительной прочностью и долговечностью.
Она использовалась на иконах и переплётах церковных книг. Это эмитировало драгоценный оклад.
Эта техника, с последующим золочением, была особенно широко распространена в Новгородских землях и на Русском Севере в XVI в., о чем свидетельствуют монастырские и церковные описи этого времени, фиксировавшие многочисленные иконы с «басмленым» левкасом.
Первые штампы для тиснения
Возможно, штампы для тиснения по левкасу делались и из кости. Небольшой штамп для тиснения XV в., выполненный из кости, был найден археологами в Великом Новгороде. На костяной пластинке прямоугольной формы (3,8×4,5 см) вырезано контррельефное изображение «Вход в Иерусалим».
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Левкас и грунт в иконописи
Левка́с — в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном или рыбьем клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.
Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.
После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.
Технология изготовления икон
Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка, побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать.
После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса. Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков.
Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.
Левкас
Левкас (от греч. leukós — белый), название грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Левкас» сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Левкасом называют также грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях.
Обработка доски
В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.
Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.
Наложение грунта на доску
Приступая к работе над грунтом, в первую очередь необходимо приготовить клей. Способы приготовления клея сводятся в основном к следующему: размельченные плитки столярного или пластинки рыбьего клея заливаются холодной водой приблизительно на сутки, а затем сосуд с набухшим клеем помещают в специальную посуду, называемую «клеянкой». Она состоит из двух котелков, входящих один в другой, причем больший наполняется водой и ставится непосредственно на огонь, в меньший помещается клеевой раствор.
Между дном большого и дном малого котелков обязательно должен быть промежуток, заполненный водой. Таким образом клей варится на медленном огне, чтобы он не перегревался и не перекипал, так как от высокой температуры он теряет свою крепость. Такой способ варки клея называется варкой на «водяной бане».
Грунтовка холстяной дцкой
«Холстяной дцкой» называется кусок грубого холста размером не более 28 х 19 см, загрунтованный с обеих сторон. Размер может быть и меньше, но не больше из-за хрупкости этой основы.
Процесс грунтовки заключается в следующем. Заготавливается рама или подрамник размером примерно 70 х 80 или 50 х 60 см. Немного большего размера отрезается холст, например бортовой, и натягивается на раму. После этого все процессы, идущие по грунтовке доски, проделываются в той же последовательности на холсте, только с обеих сторон одновременно.
Чтобы холст не приклеивался к раме, обрабатывается только та его часть, которая находится внутри рамы, а чтобы он не продавливался во время наложения грунта, под него следует подкладывать как опору или толстое стекло, или гладкую доску по размеру проема рамы.
Грунтование доски для иконы
Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет.
Нанося грунт шпателем, не следует притирать им по одному и тому же месту, хотя бы и для выравнивания слоя. Это не только не сделает его ровным, но и может снять нижние размокающие слои. Достаточно пройти два-три раза. Выравнивание же является особым процессом после просушки левкаса. Шпателем грунт наносится в 3—4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления. После этого последние слои ложатся ровнее и легче.
Левкашение и обработка левкаса
Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, стараясь при этом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь слой левкаса по всей поверхности доски.
Грунтовка: подготовка доски
Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, таким образом ликвидируется гладкость доски. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче. Такой инструмент легко сделать каждому. Надо запастись пилками от лобзика, подыскать обтесанный кусочек бруска, наподобие рубанка, и загнать в одну его сторону пилку, оставив снаружи только лезвие. Если под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно просто неглубоко процарапать в разных направлениях каким-нибудь острым предметом; шилом, скальпелем или ножом (глубоких царапин надо избегать: они могут вызвать в грунте трещины).
Грунтовка: что необходимо
Для грунтовки доски необходим также мел, хорошо просеянный, в котором нет неперемолотых частиц. Ни гипс, ни алебастр, ни белила не заменяют в данном случае мела, дающего после окончательной обработки особый эффект глубины и прозрачности. Кроме того, наблюдения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разрушаются сильнее, чем меловые, в них происходит разрыхление и распыление левкаса. Совершенно непригодна для грунта по своему составу так называемая «побелка» заводского изготовления для покраски стен и печей.
Если под руками имеется мел только низкого качества: плохо молотый, с большим количеством песка, сора, — всегда есть возможность очистить его путем отмучивания.
Приготовление левкаса
Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.
Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.
Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.
Приготовление доски к грунтовке
На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин на расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45° к линиям волокон дерева. Такая насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим грунтом.
Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея («проклей») при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться.
Заравнивание доски
Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует еще раз спемзовать следующим образом: кусочком пемзы, обильно смоченным в воде, трут и кругообразно, и из стороны в сторону небольшой участок (15 х 15 см) загрунтованной поверхности. Когда под пемзой влаги останется мало, ее откладывают, а спемзованное место заглаживают слегка смоченными в воде пальцами или ладонью. Таким образом обрабатывается вся доска вместе с торцами.
Если при заравнивании пемзой взять воды много, начнется быстрое и неравномерное размывание левкаса, если — мало, подсыхающая пемза может нанести царапины. Если под пемзой появляются царапины, работу следует прекратить и внимательно проверить рабочую сторону пемзы, отыскать в ней обнажившийся твердый камешек или крупинку шлака, вынуть их ножом и снова спемзовать поцарапанное место. По окончании работы доска должна хорошо просохнуть.