что такое насельник монастыря

Инок и монах: в чем разница?

что такое насельник монастыря

Кто такой инок?

Инок — это калька от греческого слова, означающего «одинокий, уединенный». Во всех старых словарях слова «инок» и «монах» — синонимы. Так, например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Инок — то же, что монах», собственно «одинокий» (инокни) прямой перевод греческого monahos.

В полном церковно-славянском словаре протоиерея Григория Дьяченко: «Инок-монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать — монашескую жизнь вести».

Ф. М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» «русским иноком» называл иеросхимонаха старца Зосиму.

Инок или монах?

Действительно, изначально иноком или монахом называли человека, который жил в удалении от мира, молясь Богу. Позже эти слова стали иметь разное значение. И в современном Православии «инок» и «монах» это не одно и то же. Изучив православный документ «Положение о монастырях и монашествующих», можно уяснить разницу между этими двумя понятиями. Согласно этому документу, человек, который стремится стать монахом, поработав в монастыре три года или более в качестве послушника, может стать рясофорным монахом, то есть монахом низшей степени пострига, носящим рясу. В ряде монастырей иноку в отличие от рясофорного монаха помимо пострига, облачения в рясу и камилавку дают еще и клобук (головной убор).

Таким образом, инок — это человек, стоящий на первой ступени к тому, чтобы стать монахом. Иногда иноку дают уже новое имя. Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям. Однако, он еще не дает обетов, которые дает монах, а именно — сохранение целомудрия, послушания и нестяжания.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.

Источник

Насельник

Насе́льник – 1) (в широ­ком смысле слова) чело­век, насе­ля­ю­щий ту или иную область, тер­ри­то­рию, страну, оби­та­тель; 2) (в узком, цер­ков­ном зна­че­нии слова) монах и/или послуш­ник, живу­щий в мона­стыре.

Эти­мо­ло­гия

Данное слово свя­зано в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии с гла­го­лом «насе­лять», суще­стви­тель­ным «село», что в свою оче­редь имеет парал­лель с пра­слав. *selo («пашня»), со ст. слав. «сєло», то есть «жилище; селе­ние; поле». Сродни восточ­но­сла­вян­скому и южно­сла­вян­скому *sedlo (посе­ле­ние), запад­но­сла­вян­скому поня­тию *sedlo, что пере­во­дится как «место­на­хож­де­ние», «сиде­ние».

В совре­мен­ном рус­ском языке, в нецер­ков­ном вари­анте упо­треб­ле­ния, счи­та­ется книж­ным и уста­рев­шим поня­тием, обо­зна­ча­ю­щим жителя/обитателя какой-либо страны, мест­но­сти, насе­лен­ного пункта, в пере­нос­ном смысле слова жителя той или иной части жилого стро­е­ния.

Слово «насель­ник», как пра­вило, исполь­зу­ется в иных языках в каче­стве кальки с рус­ско­языч­ного вари­анта поня­тия (naselnik в англ.). В англий­ском языке также могут исполь­зо­ваться сино­ни­мич­ные поня­тия inhabitant или dweller, кото­рые дословно можно пере­ве­сти как «оби­та­тель».

Поня­тие «насель­ник» в тра­ди­циях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В цер­ков­ной тра­ди­ции насельник/насельница — это монах и/или послуш­ник (шире – любой житель), посто­янно живу­щий или чис­ля­щийся как про­жи­ва­ю­щий при монастыре/ските и под­чи­ня­ю­щийся его уставу.

Данное поня­тие может сбли­жаться по смыслу с такими поня­ти­ями как: «инок», «брат», «пустын­но­жи­тель», «пустын­ник», «послуш­ник», но не тож­де­ственно им. В пуб­ли­ци­стике и духов­ной лите­ра­туре можно встре­тить посто­ян­ное сме­ше­ние поня­тия «насель­ник» в зна­че­нии «монах», «послуш­ник» и «насель­ник» — в зна­че­нии житель мона­стыря в самом широ­ком смысле слова («труд­ник», «труд­ница», «рясо­фор», «палом­ник» и пр.). В рус­ском Пра­во­сла­вии к насель­ни­кам в широ­ком смысле слова подчас выдви­га­ется тот же ряд тре­бо­ва­ний, что и к послуш­ни­кам и мона­хам, так как дей­ствие мона­стыр­ского устава на тер­ри­то­рии оби­тели имеет в неко­то­ром смысле ту же стро­гость и обя­за­тель­ность, что и в случае с кано­ни­че­ской вла­стью пра­вя­щего архи­ерея на тер­ри­то­рии своей епар­хии. К такого рода тре­бо­ва­ниям отно­сятся: встречи с близ­кими и род­ными, кото­рые должны про­хо­дить по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля или намест­ника мона­стыря в спе­ци­ально отве­ден­ном месте в спе­ци­ально отве­ден­ное время (там и тогда, где и когда будет раз­ре­шено); орга­ни­за­ция и уча­стие в сов­мест­ном труде и/или обра­зо­ва­тель­ном про­цессе и пр.1

Поня­тие «насель­ник» в совре­мен­ной пра­во­слав­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике

В совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике можно встре­тить раз­де­ле­ние на «стар­ших» и «млад­ших» насель­ни­ков2. Раз­ли­чие между дан­ными име­но­ва­ни­ями может иметь осно­ва­нием раз­ли­чие в сроках жизни насель­ни­ков при мона­стыре, их соци­аль­ных ста­ту­сах (напри­мер, нали­чие свя­щен­ного сана, или его отсут­ствие), кон­вен­ци­о­наль­ное при­зна­ние стар­шин­ства и ува­же­ние со сто­роны других насель­ни­ков.

Таким обра­зом, насель­ник это не только житель мона­стыря или скита, но и чело­век, инте­гри­ро­ван­ный в тру­до­вую и молит­вен­ную жизнь мона­ше­ской общины, в рамках устава мона­ше­ского посе­ле­ния, выпол­ня­ю­щий опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти, име­ю­щий опре­де­лен­ные права и поль­зу­ю­щийся хозяй­ствен­ной инфра­струк­ту­рой монастыря/скита. В этом заклю­ча­ется широ­кая трак­товка поня­тия.

Также в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике и цер­ков­ных доку­мен­тах довольно часто можно встре­тить упо­треб­ле­ние поня­тия «насель­ник» в узком смысле – монах или послуш­ник.

В свет­ской пуб­ли­ци­стике поня­тие «насель­ник» исполь­зу­ется отно­си­тельно жите­лей мона­стыря ана­ло­гично широ­кой трак­товке в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике, или, без­от­но­си­тельно опи­са­ния явле­ния мона­стыр­ской жизни, исполь­зу­ется для наиме­но­ва­ния жите­лей изо­ли­ро­ван­ных насе­лен­ных пунк­тов (общин, коммун, родо­вых посе­ле­ний и пр.).

При­ме­ча­ния:

1 Ели­са­вета (Позд­ня­кова), игум. Совре­мен­ная прак­тика вза­и­мо­от­но­ше­ний насель­ни­ков мона­сты­рей с внеш­ним миром / Мона­стыр­ский вест­ник. Сино­даль­ный отдел по мона­сты­рям и мона­ше­ству Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Источник

Насельник

Насельник употребляется в следующих значениях:

Примечания

что такое насельник монастыря

что такое насельник монастыряСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Насельник» в других словарях:

насельник — житель, жилец, местный житель, коренной житель, абориген, обитатель, монах, послушник Словарь русских синонимов. насельник см. местный житель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

НАСЕЛЬНИК — НАСЕЛЬНИК, насельника, муж. (книжн.). Коренной житель, обитатель какой нибудь местности, селения, жилого помещения. «Комнаты стояли пустые в ожидании новых насельников.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Насельник — I м. Житель какой либо местности, населенного пункта, помещения (в исторических описаниях). II м. Монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

насельник — насельник, насельники, насельника, насельников, насельнику, насельникам, насельника, насельников, насельником, насельниками, насельнике, насельниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

насельник — нас ельник, а … Русский орфографический словарь

насельник — (2 м); мн. насе/льники, Р. насе/льников … Орфографический словарь русского языка

насельник — а, ч., рідко. Житель якої небудь місцевості, населеного пункту, приміщення. || перен. Всяка істота, що десь живе, існує … Український тлумачний словник

НАСЕЛЬНИК — коренной житель страны … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

насельник — іменник чоловічого роду, істота рідко … Орфографічний словник української мови

Источник

Кто Живёт в Монастыре — (Что об Этом Известно)

Кто живёт в монастыре

Вопрос – Кто живёт в монастыре? – один из наиболее распространённых. Особенно актуален в среде обывателей, не входящих в круг воцерквлённых людей. Однако прежде, чем ответить на него, полагаю не лишним напомнить, что православные христианские (да и буддийские) монастыри возникли не случайно. Немаловажный смысл монашеской жизни связан с обязательным уединением от мирской суеты, посвящение себя молитвам и служению Всевышнему.

Монастырь

Далее речь пойдёт исключительно о православных монастырях. Напомним: Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Иерархия живущих в монастырях

В русских православных монастырях существует устоявшаяся веками иерархия живущих там людей. Чуть подробнее об этом.

Настоятель монастыря

Главный, кто живёт в монастыре, это – Настоятель. Он же — игумен. Он же является главным священником обители. Отличие его от священника обычной городской/сельской церкви в том, что священник монастыря даёт всякие монашеские обеты. Едва ли не главный из них — обет безбрачия. В отличие от него священник обычной городской/сельской церкви — может жениться, иметь семью и детей (разумеется, только в законном браке).

Кроме того, настоятель монастыря является как бы исполнительным директором обители. При этом, хозяином практически любого действующего православного монастыря в России является Русская Православная Церковь, в других странах — аналог РПЦ.

Статус настоятеля монастыря

Настоятель даёт указания всем остальным жителям монастыря (включая младших священников). Он благословляет их на послушание (на выполнение работы), определяет, что им надо делать, а что — нельзя. Следует также иметь в виду, что практически каждый настоятель до своего статуса проходит поэтапно определённый путь. Многие будущие настоятели начинают свой путь с самой низшей ступени монашеской иерархии — в качестве трудника-послушника.

Другие священники монастыря (иеромонахи)

Это более старшие по чину монахи, которые могут быть одновременно и монастырскими священниками – иеромонахами (то есть, старшими монахами). Такие монашествующие священники относятся к категории «чёрного духовенства» ибо облачены в чёрные одеяния. В отличие от них мирские священники относятся к «белому духовенству».

По рангу иеромонахи выше монахов, однако ниже настоятеля. Тем не менее, и они могут самостоятельно вести церковную службу. С благословения настоятеля они также могут давать указания более низшим по иерархии жителям обители. Вправе они определять, кому что делать, кого пускать на ночлег или в трапезную на обед и т.д.

Монахи

Это как бы средний класс жителей монастыря. Они, наравне с послушниками и трудниками, по благословению настоятеля или иеромонаха выполняют ту или иную работу. Как правило, им поручают более чистую и ответственную работу. К примеру, они выполняют обязанности звонаря, библиотекаря, водителя, кухонного работника и т.п.

Схимники

Есть ещё одна интересная категория православных монахов — схимник. Это не просто монах, а тот, который ушёл в затворничество или принял очень строгие обеты (принял схиму). По сложившейся традиции схимники пользуются особым уважением среди верующих и монастырских братьев и сестёр.

Послушники

Послушник — это тот, кто уже поднялся по иерархической лестнице со ступени трудника и в послушании готовится стать монахом.

Трудники

И самая низшая в иерархии категория, кто живёт в монастыре, это — трудники. Значительную часть среди них составляют те, кто пришёл в монастырь оттого, что им некуда больше податься. В то же время эти люди не хотят деградировать до статуса «бомжей». В каких-то монастырях таких бывших бездомных абсолютное большинство, в каких-то меньше… Это обычное явление, сопряжённое с современной монашеской жизнью.

Однако среди трудников есть и такие, кто попал в эту категорию не случайно. Многие из них преследуют цель подняться в дальнейшем по карьерной духовной лестнице до послушника, а затем и до монаха. Иными словами, эта категория трудников желает посвятить свою жизнь (или её часть) Богу и молитвам в Его адрес. Или, по крайней мере, пытается это делать. Однако одному Богу ведомо, как всё сложится.

Путники и паломники

Среди тех, кто живёт в монастыре, различают также путников и паломников. Это – категория лиц, временно пребывающих на территории монастыря с той или иной целью.

Путник – это путешественник, странник, идущий или едущий куда-либо, находящийся в пути; прохожий, проезжий.

Паломник – богомолец, странствующий по святым местам.

Некоторые люди прибывают в монастырь просто «поработать во славу Божию» на определённое время — на неделю, на месяц и т.д.

При необходимости временного пребывания в обители с благословения Настоятеля указанных лиц обычно также селят в келии к трудникам.

Женщины в монастыре

Как правило, женщины в мужском монастыре не проживают. Иногда днём в монастырь приходят кухарки, технички, какие-нибудь другие работницы. Однако в любом случае на ночь им оставаться в обители не дозволяют.

А кто живёт в монастыре, но не в мужском, а женском?

В женских монастырях существует примерно такая же система, что и в мужских. Исключением является то, что в женских монастырях нет священников. Ибо, в православии женщина не может быть священником. По этой причине в храмах женских монастырей службу ведут мирские священники из ближайшего населённого пункта.

Настоятельница женского монастыря

По аналогии с мужской обителью в женском монастыре главным лицом является настоятельница. Она же — игуменья монастыря.

Прочие, кто живёт в женском монастыре

В женском монастыре проживают также упомянутые:

Особо о мужчинах в женском монастыре

При некоторых женских монастырях (чаще снаружи, чем внутри них) живут мужчины. Чаще всего они чем-то помогают монастырю — обычно выполняют что-то, связанное с физической силой. Днём некоторые из них работают. Как правило, такие мужчины не курят и не употребляют спиртное. Однако на ночь они обязательно покидают территорию женской обители. Ночевать там им категорически запрещено.

Источник

Монастырь, монашество

что такое насельник монастыря

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.что такое насельник монастыря

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

что такое насельник монастыря

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

что такое насельник монастыря

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

что такое насельник монастыря

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничествочто такое насельник монастыря

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.что такое насельник монастыря

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.что такое насельник монастыря

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *