что такое оклад для иконы
Что такое оклад для иконы
Деревянные старинные иконы часто облачали в оклад, и делалось это совсем не просто так!
История не даёт точного ответа на вопрос, когда и где это случилось впервые, но явно можно предположить, что корни этого явления уходят далеко в древность. Так давайте же попробуем разобраться, для чего это делалось?
Оклады на древних иконах.
Как было сказано ранее, установить точную дату начало этого явления как такового невозможно, однако если брать для примера русские православные иконы, то первые из них появились в окладах (ризах) в XII веке, тогда же оклад обрел свои самостоятельные черты, каноны, правила и стал считаться отдельным видом прикладного искусства.
Изначально ранние оклады целиком закрывали фон иконы, оставляя при этом целиком видимый образ Святого, позднее оклады стали оставлять для обозрения лишь лики и руки Святых, собственно в таком виде оклады и дошли до наших дней.
XIV век обусловлен появлением самого простого типа оклада – басменного. Прост он был по причине производства его по подготовленной заранее рельефной матрице, на которую в последствие накладывался тонкий листовой металл, и наносился орнамент с рисунком путём прокатывания. Басменный оклад использовали при создании партий недорогих и одинаковых икон, предназначенных для широких слоёв населения России.
Смысл Божественный и житейский.
Создавался оклад для иконы совсем не случайно. Весь сияющий и переливающийся, мерцающий в свете горящих свеч, богато украшенный оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света символизирует различные растительные орнаменты. Благодаря окладу образ изображенных на иконе Святых воспринимается совершенно иначе. Если, к примеру, представить Образ, обрамленный золоченным окладом, с вкраплениями драгоценных камней, то сразу можно понять, что икона без такого оклада становится менее объемной и даже выглядит простой”.
Также оклад играет очень большую роль в житейском смысле. В частности, только благодаря окладам до наших дней дошли многие древнейшие иконы, имевшие риск быть буквально стёртыми частыми прикосновениями рук молящихся. Кроме того, оклад служил чем-то вроде чехла, сохранявшем живопись от механических и коррозийных повреждений в идеальном состоянии.
Дешевле или дороже?
Появление оклада повлекло за собой изменения в технологии написании самой иконы. Теперь, когда почти вся поверхность иконы, за исключением ликов была скрыта от молящегося, мастеру не было необходимости прописывать в мелких подробностях одежду Святого и фон, концентрируясь лишь на видимых деталях. Иконы такого типа именуют “подокладными”. Но далеко не у всех мастеров было такое отношение к иконам, так как бережное отношение к Образу было хорошим тоном, и ответственные мастера всегда старались полностью написать свою икону, даже заранее зная, что она делается под оклад.
Поскольку оклады изготавливались по разным технологиям и из разных материалов, их стоимость могла меняться как в меньшую, так и в большую сторону. Естественно, серебряная или золоченая риза, сделанная индивидуально, отчеканенная и украшенная резьбой вручную, существенно увеличивала стоимость иконы. В то время как подокладная икона с басменным окладом из жести удешевляла итоговый продукт, лишь делая его более приглядным для покупателя.
Вариации иконных окладов.
В середине XIX века, то есть к расцвету изготовления иконных окладов, существовало множество вариантов для изготовления риз. Они могли быть золотыми, серебряными, медными и латунными, существовали и дешевые оклады из крашеной жести. Особенно впечатляюще смотрелись бисерные и жемчуговые шитые оклады. Дальше ризы чернили, украшали эмалью, резьбой или драгоценными камнями, а с обратной стороны икону оборачивали в бархат красного цвета.
Окладное искусство получило наибольшее развитие именно в русских традициях.
Риза в качестве награды и благодарности.
Изначально старинные деревянные иконы могли не предполагать для себя оклада, но оклад для них мог быть выполнен уже потом, как бы в награду за те чудеса, которые они совершала. Далее оклад снова и снова украшали, добавляли драгоценных камней, золотили, делали благодарные Вклады, подвешивая к окладу драгоценные украшения, вотивные подвески.
Седьмым Вселенским Собором были отождествлены металл и дерево, как материалы, пригодные для изготовления/украшения икон, таким образом, производство икон в окладах было одобрено.
Возникновение драгоценного убора на иконах можно связать с давними языческими корнями, но эта традиция теперь является одухотворением художественного осмысления.
XIX век – расцвет окладов.
С развитием технологий начали применяться более быстрые способы производства, такие как штамповка и вальцовка, что отрицательно сказалось на внешнем виде икон, они стали однотипными.
Такие ризы печатались из тонких серебряных или латунных листов и были поставлены на “поток”, сами иконы были быстро и приблизительно прописаны для экономии времени. Такие иконы в наши дни не ценятся старыми и серьезными антикварами, так как, по их мнению, не представляют большой коллекционной ценности, однако ценятся верующими за хорошую сохранность и нарядность. Хотя количество окладных икон возросло в разы, их качество неуклонно падало, в пользу большого спроса.
Компоненты оклада иконы.
Оклад старинной иконы мог целиком состоять из одной части, в таком случае он назывался полным. Соответственно, если он состоял из нескольких частей, или что-то крепилось к нему дополнительно, то он назывался наборным.
В раннем периоде оклад крепили к лицевой стороне иконы при помощи маленьких гвоздей, но позднее этот способ был отвергнут, так как гвозди портили сам красочный слой иконы. Оклады обзавелись специальными бортиками, уходящими за торцы доски, через которые и стали забивать крепежные гвозди, которые часто делали из серебра и меди, как и сам оклад.
Покупать старинную деревянную икону в окладе или без – дело абсолютно индивидуальное.
Иногда вы можете заметить, что икона, продающаяся без оклада, имеет на себе его следы. Священный Образ никак не страдает от отсутствия ризы, но наличие гвоздей или отверстий от них может рассказать о прошлом данной старинной иконы.
Любое копирование материалов запрещено!
Для чего иконе оклад?
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад, а вот почему это делалось, мы сейчас попробуем разобраться, ведь явно, событие это совсем не случайно!
История не отвечает точно на вопрос, когда это случилось впервые, однако можно предполагать, что очень и очень давно…
Древние иконы в окладах.
Трудно точно установить, когда началось само явление, но если говорить про русские православные иконы, то первые из них облачились в оклады (ризы) в XII веке и именно тогда оклад стал считаться отдельным видом прикладного искусства, обретя свои самостоятельные черты, традиции, можно сказать, каноны, правила.
Для ранних окладов характерно то, что они закрывали фон иконы, сам Святой был полностью видим, в более позднее время оклад оставлял для обозрения молящегося только лики Святых и их руки, в такой традиции оклад сохранился до наших дней.
Примерно с XIV века появляется самый простой тип оклада – басма, или басменный оклад. Простым он считался потому, что выполнялся по заранее подготовленной рельефной матрице, на которую накладывался тонкий лист металла и путем прокатывания, набивания наносился рисунок и орнамент. Басменный оклад использовался при создании одинаковых икон и предназначался для недорогих Образов, доступных широким слоям населения России.
Божественный смысл. Смысл житейский.
Оклад для иконы создавался совсем не случайно. Сияющий, переливающийся в лучах горящих свеч, излучающий мерцающие, живые отблески, богатый оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Растительные орнаменты риз символизируют Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света.
Безусловно, что оклад создает и совершенно по-другому воспринимаемый образ Святых, изображенных на иконе. И если представить себе те оклады, которые сочетают в себе золочение, украшены драгоценными камнями, то становится понятно, что икона без оклада может выглядеть менее объемно, будет «простой».
В житейском смысле оклад играет тоже очень большую роль. Именно благодаря окладу дошли до наших дней многочисленные древние иконы, так как частые прикосновения рук безвозвратно портили живопись, оклад же позволял сохранить красочный слой иконы в безупречном состоянии, менее вредным оказывалось и атмосферное воздействие, икона не страдала и от механических повреждений, одним словом, оклад выполнял обережную функцию.
Удешевление или удорожание?
С появлением оклада и с развитием технологии его изготовления произошли и изменения в самом написании иконы. Дело в том, что мастеру иконописцу теперь не было необходимости в подробностях прописывать детали одежды изображаемого Святого, выписывать фон. Качественно прописывались лишь те детали, которые были видны молящемуся, не прикрытые окладом. Такие иконы именуют «подокладными». Однако, такое отношение к написанию икон было не у всех мастеров. Хорошим тоном считалось бережное отношение к Образу, поэтому ответственный мастер всегда старался написать свою икону полностью, даже если знал, что она будет помещена в оклад.
Оклады изготавливались из разных материалов и мастера пользовались разными технологиями, которые в совокупности, могли влиять в большую, или в меньшую сторону на стоимости иконы. Например, серебряная риза, украшенная ручной резьбой и отчеканенная вручную, индивидуально, делала икону более дорогой. А басменный оклад из жести в совокупности с подокладной иконой удешевлял продукцию, лишь улучшая ее внешнюю привлекательность для покупателя.
Разновидности иконных окладов.
К расцвету изготовления икон в окладах, к середине XIX века, существовало множество вариантов риз. Самыми простыми были оклады из тонкой жести, а так были в ходу серебряные, золотые, медные, латунные. Удивительно смотрелись оклады из бисера, бывали богатые оклады из жемчуга.
Ризы украшали чернью, резьбой, эмалью, часто встречались вставки из стекла, драгоценных камней, обратная же сторона старинной деревянной иконы оборачивалась в бархат красного, или малинового цвета. Именно в русских традициях окладное искусство развилось наибольшим образом.
Риза как награда и благодарность.
Старинные деревянные иконы могли и не предполагать изначально оклада, но впоследствии таковой для них заказывали, сообразуясь с необходимостью или награждая икону окладом за те чудеса, которые она совершала. Уже готовый оклад впоследствии снова и снова украшали, добавляли венец, инкрустировали камнями, золотили, делали так называемые благодарные Вклады.
Седьмой Вселенский Собор отождествил два материала – металл и дерево, одобрив, таким образом, создание икон в окладах.
Само возникновение драгоценного убора для икон можно некоторым образом связать с языческими корнями, но теперь эта традиция стала одухотворением художественного осмысления.
XIX век стал расцветом окладов!
Применение быстрых технологических приемов, прежде всего штамповки и вальцовки не лучшим образом сказались на внешнем виде икон, сделали их однотипными, обезличенными. Такие металлические ризы производились из тонких серебряных листов, были поставлены «на поток» и сами иконы, у которых все элементы образа за исключением ликов и ладоней прописаны приблизительно, скорописью. Ныне антиквары сторонятся таких старинных икон, большой коллекционной ценности они не представляют, а вот верующие ценят их за сохранность и не проходящую нарядность, солидность.
Одновременно с количественным расцветом производства качественная составляющая падала в угоду массовому спросу.
Век XX не пощадил большинства риз, изготовленных из серебра и золота: их безжалостно отрывали от икон, а сами иконы уничтожались.
Составляющие части оклада иконы.
Если оклад старинной деревянной иконы состоял из одной части, то его называли полным. Если к нему крепились дополнительные части, или он сам состоял из нескольких частей, то его именовали наборным.
Для раннего периода был характерен вариант крепления оклада при помощи миниатюрных гвоздей, но к XIX веку такой способ был практически полностью отвергнут, так как гвоздями пробивался сам красочный слой. У окладов появились специальные бортики, уходящие на торцы доски, через которые и забивались теперь крепежные гвозди. Часто гвозди делали из того же материала, что и ризу – из меди и серебра, но ризы дешевых, расхожих икон выполняли из железа.
Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.
Оклад иконы
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.
Содержание
Термин
Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.
Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п. [4]
Литургическое значение и предназначение
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». [5] Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. [6] Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.
Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». [7] Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света. [7]
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка. [8]
Вклады
В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.
Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно — дарами обычных прихожан [9] :
Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом |
Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает [10] :
…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе… |
Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. [11] В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов: [12] [13]
… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.
Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. [14] 19 января 1722 года Пётр I издал указ «отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». [15] Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но несмотря на него все вотивные приношения с икон были сняты. [16]
История
Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный. Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.
Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. [9]
К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». [21] Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.
Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века — периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.
Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона). [22]
Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде. [23] [24]
Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.
Состав и крепёж оклада
Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. [20]
В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. [20] Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском. [21]
Элементы
Техника
Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:
Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. [20]
Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.
Оклады икон в истории культуры
На протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика впечатлилась красотой этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.
Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году [26] :
Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры.
Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.
Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.
— Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.