что такое паникадило в храме

Что такое церковное паникадило и какое смысловое значение оно имеет в церкви

что такое паникадило в храмеРусский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».

Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.

Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.

Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).

Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.

Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.

Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.

Источник

Значение слова «паникадило»

что такое паникадило в храме

[От греч. πολυκάνδηλον — многосвечный светильник]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Поликандила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние поликандила — это одноярусные хоросы, поликандила в виде обода колеса.

По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

ПАНИКАДИ’ЛО, а, ср. [от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников] (церк.). Большая церковная люстра.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

паникади́ло

1. устар. то же, что люстра ◆ …вместо подсвечников — шандалы, вместо занавес — гардины, вместо зеркал и паникадил — люстра; вместо утвари — мебель, вместо приборов — куверты, вместо хорошего и превосходного — „тре биен“ „сюперб“. Г. Добрынин, «Истинное повествование или жизнь, им самим написанная в Могилёве и в Витебске», § XXI. Брянск (1772) // «Русская старина», 1871 г. ◆ Бархатные или атласные обои, галлереи, самой большой руки зеркала и паникадилы, мозаические полы составляют щеголеватость сих комнат. «Картина Венеции, или к щегольству и модам Венецианским относящиеся замечания» // «Магазин общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением модного журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот», ч. I, 1795 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стулья обиты были бархатом; разноцветные восковые свечи вставлены были в огромные стеклянные паникадила и серебряные подсвечники; на мраморных столах стояли бронзовые часы гарлемские и амстердамские; богатство украшений отражалось в венецианских зеркалах. Булгарин, «Димитрий Самозванец», 1830 г. (цитата из НКРЯ)

2. церк. большая люстра или подсвечник со множеством свечей (обычно — в церкви) ◆ Восточные единоверцы наши имеют сверх того по большим праздникам обычай длинным каким-нибудь орудием приводить в кругообразное движение и паникадило, и хорус, и все, что висит над людьми под куполом. К. Н. Леонтьев, «Пасха на Афонской горе», 1882 г. ◆ Паникадило было уставлено свечами, с клиросов слышались развесёлые напевы добровольцев-певчих с ревущими басами и тонкими дискантами мальчиков. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г. ◆ Высоко под громадным куполом тихо покачивалось на толстой цепи сверкающее паникадило. Скиталец (Петров С. Г.), «Октава», 1900 г. ◆ Церковь была полна, горело паникадило, певчие, как пожелал того старик Цыбукин, пели по нотам. Чехов, «В овраге», 1899 г. ◆ И вещи, которые он точил, — паникадило, досканец и другие, из слоновой кости. Юрий Тынянов, «Восковая персона», 1930 г.

3. неправ. то же, что кадило ◆ Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Тургенев, «Степной король Лир», 1870 г. ◆ Опанас глядит картиной // В папахе косматой, // Шуба с мёртвого раввина // Под Гомелем снята. 〈…〉 На руке с нагайкой крепкой // Жеребячье мыло; // Револьвер висит на цепке // От паникадила. Багрицкий, «Дума про Опанаса» (1926), 1956 г. (цитата из Викитеки) ◆ Сперва хотели приспособить его драться двумя паникадилами. Гриша Овнюк предложил. Он всё время что-то новое старается придумать, чтобы самоповторов не было. Потом погуглили, что это такое, и решили поменять на хлебные ножи. Пелевин, «t», 2009 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое паникадило в храмеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: берлинский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Паникадило

Другие названия: всесвечник, поликандило

Что такое паникадило?

что такое паникадило в храмеПаникадило (от греч.: πολυκάνδηλον – многосвечие) – это церковная люстра со множеством источников света. Как правило, оно несет на себе не менее 12 ламп.

Варианты конструкции и убранства

На протяжении столетий храмы освещали паникадила, в которых горели свечи и масляные лампады. В наши дни подавляющее большинство храмов освещается электричеством.

При этом паникадила сохранили свою традиционную форму. Как правило, они напоминают торжественную многоярусную люстру конической формы. Отличие от обычного «мирского» светильника – в наличии в убранстве паникадила креста.

Из Греции к нам пришли паникадила с хоросами – большими обручами, на которых укреплены светильники. Такой хорос может обрамлять традиционное паникадило или заменять его собой. На хоросах нередко располагаются иконы, иногда на них можно увидеть литые изображения ангелов, кресты и т.п.

В некоторых храмах Греции и других стран существует примечательный обычай вращать хорос во время богослужения. В частности, так делают на Святой горе Афон. По-видимому, это символизирует движение светил на небосводе, а также движение ангельских сил в Небесном Царствии.

Материалы изготовления паникадил

Наиболее распространены паникадила из латуни или бронзы, изготовленные в технике литья. Хоросы могут украшаться иконами – напечатанными полиграфическим методом или (реже) писанными. Старина знала деревянные хоросы, а также паникадила, выкованные из чугуна. В наши дни эта эстетика переживает свое возрождение.

что такое паникадило в храме

Полезный совет

Приобретая латунное паникадило, следует обратить внимание на качество металла. Он должен быть достаточно толстым. Поскольку паникадило в храме находится довольно высоко, важно предусмотреть, чтобы оно как можно дольше сохраняло первоначальный блеск без дополнительной чистки. Поэтому предпочтительно выбирать латунные паникадила, покрытые защитным лаком.

Символика

что такое паникадило в храмеФизический свет в христианском храме является метафорой Света Божественного – благодати Господней, а также Слова Божия, которое просвещает умы и сердца людей.

В наиболее торжественные моменты богослужения в храме зажигают все светильники – в знак того, что Небесное Царствие – это область света, где нет никакой тьмы.

В православном богослужении свет упоминается не однажды. На вечерне мы слышим песнопение, которое начинается словами: «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небесного». Эти слова относятся ко Христу. В греческом Часослове эта песнь именуется светильничным (έπιλύχνιος) благодарением. Она восходит к древнему христианскому обычаю благодарить Бога, возжигая светильники в своих жилищах. В конце всенощного бдения в храмах звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Здесь речь идет о свете нового дня, дарованного нам Богом. Данный возглас появился в древности, когда всенощная служба, как и следует из ее названия, завершалась с рассветом.

Множество светильников (ламп), горящих на паникадиле, символизирует собрание христиан, каждый из которых призван освещать этот мир светом веры, любви и молитвы.

Источник

Cимвол Вселенной – паникадило

что такое паникадило в храмеАнтиминс, потир, дискос, кадило, рипида, кропило – полный список церковной утвари насчитывает несколько десятков предметов, каждый из которых имеет свое предназначение, давнюю историю и сложное символическое значение. В одной газетной статье разобраться с этим сложно. Мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаха Силуана (Касимова) рассказать хотя бы о нескольких предметах, которые на виду у прихожан и используются на каждом богослужении.

– Отец Силуан, христианская культура насчитывает более двух тысяч лет, всегда ли в храмах были те предметы культа, которые мы видим сегодня?

– Христианская культура развивалась постепенно, и какие-то привычные для нас предметы церковной утвари появились не сразу, а с развитием христианского богослужения. Алтарь на заре христианства находился в катакомбных храмах, где вынуждены были скрываться первые христиане. Он представлял собой каменную гробницу, в которой хранились мощи мучеников. Именно на ней и совершалось Таинство Евхаристии.

Сегодня алтарь выглядит совсем по-другому. Это главная часть храма, прообраз Престола Божьего, на котором обязательно должны храниться Евангелие, крест для благословения верующих и антиминс, в который обязательно вшита частица мощей святого, мученика.

Еще на престоле мы можем увидеть дарохранительницу, где хранятся запасные Дары, которыми священник может причастить больного или умирающего человека, перенося их в специальной сумочке, называемой дароносицей. Можно вспомнить, что раньше диаконы могли причащать больных, принося им Святые Дары, наверное, у них тоже были подобные сумочки.

Интересно, что первые христиане совершали Литургию прямо во время вечерней трапезы — вечери любви, так называемой Агапы, и уже после вкушения пищи они преломляли Хлеб и раздавали Тело Христово прямо в руки. Так они совершали таинство, которое установил Господь, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Некоторые, привычные нам, современным христианам, церковные сосуды появились намного позже, связано это с трансформацией проведения самого Таинства Евхаристии. Люди не всегда благоговейно относились к Дарам, было решено не давать их в руки. Так появляется лжица, вначале это была самая обычная ложка. Не сразу появился дискос в таком виде, который нам привычен. Его прообраз – тарель из Сионской горницы, на которой было преломлено впервые Тело Христово.

Привычный для всех прихожан церковный сосуд кандия – металлическая чаша, используемая в храмах для малого освящения и перенесения святой воды – тоже имеет свою историю. Мало кто знает, что этот предмет имел очень широкое применение в разные периоды жизни Церкви. Эта чаша помимо водоосвящения могла использоваться в монастырях и как колокольчик, по которому ударяли перед чтением Евангелия и во время трапезы. В XIX веке в ризнице Соловецкого монастыря обнаружили бронзовую кандию 1483 года, украшенную растительным орнаментом и с надписью «звонок игумена Исаии».

что такое паникадило в храме– Отец Силуан, Вы назвали некоторые предметы, входящие в Евхаристический набор. А я вспоминаю потрясающее описание Литургии в Соловецком лагере его узником Борисом Ширяевым в знаменитом документальном романе «Неугасимая лампада». Не имея ничего для совершения Литургии, священники приспосабливали для престола обычный пень, для Причастия использовали сок лесных ягод и хлебную пайку. Молились в лесу, без икон и крестов…

– Было даже такое, что один из священников в тюремной камере ложился на пол, и на его спине, как на престоле, совершалась Литургия. Мы говорили, что в антиминс вшивали мощи святых, мучеников. А этот человек уже был мучеником! Он страдал за веру, но не отрекся от нее, потому что не мог жить без молитвы, без богообщения.

Кресты рисовали на тюремных стенах, деревьях в лесу, заключенные делали их из веревок и прутьев. Батюшки даже в невероятно тяжелых условиях продолжали служить, как могли, лишь бы оставаться со Христом. Вспомните, с каким достоинством прошли свой крестный лагерный путь великие старцы Русской Православной Церкви архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Павел Груздев, святитель Лука Крымский и тысячи других мучеников за веру.

В «походных» условиях совершается богослужение в Вавиловом Доле Саратовской области, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход в память новомучеников и исповедников Российских. Там нет храма, прямо в поле сооружают специальный помост, устанавливают престол и служат Литургию. Сотни богомольцев со всей России молятся, причащаются под открытым небом, делятся этой радостью и потом весь год живут ожиданием следующего крестного хода. В какой бы форме не совершалась Литургия, суть Таинства остается неизменной – благодатное приобщение души к вечной жизни.

– Входящий в храм человек в первую очередь обращает внимание на церковную люстру – паникадило. Какую ритуальную роль выполняет этот красивый и величественный светильник?

– Христос есть Свет, и свет в храме призывает к славе Божией, к той истине, которая просвещает сердца и души людей. В августе мы совершаем праздник Преображения Господня и вспоминаем, как Господь явился перед учениками, сияя нетварным светом.

Паникадило символизирует собой весь мир, весь космос. Зажженное паникадило – знак участия всех православных христиан в торжестве. А что касается зажигания паникадила на службе, то есть такая богослужебная книга «Типикон», т.е Устав, очень толстая, ее семинаристы боятся даже в руки взять. Так вот в ней все подробно расписано, в том числе и про свет в храме, когда его должны зажигать, когда тушить.

По Уставу свет на вечернем богослужении гасят на шестопсалмии, когда читают покаянные псалмы Давида. Когда совершается полиелей и возносятся молитвы радости, благодарения, восхваления Богу, в храме зажигают все источники света.

Когда не было электричества, то из алтаря выходил пономарь, ставил лестницу, поднимался к паникадилу и зажигал на нем все свечи. Эта должность прописана в церковном уставе и называется кандиловжигатель. В некоторых монастырях, например, на Афоне, эта старинная традиция сохраняется по сей день. В греческих монастырях главный светильник храма – хорос – еще и раскачивают. Зрелище яркое, необычное, праздничное. Так греки выражают радость, ликование о сотворении мира. Вот сколько смыслов содержит этот светильник.

Каждый предмет в храме помимо практического назначения несет еще и символический смысл. Поэтому прихожанам, которые хотят лучше познать церковную жизнь, следует присмотреться, что происходит в храме, для чего нужна та или иная церковная вещь.

– Среди церковной утвари есть довольно необычные вещи, например, рипиды – предметы, похожие на опахало. Не очень понятен их смысл, для чего они используются?

что такое паникадило в храме– Это еще одно подтверждение тому, что церковное богослужение может меняться, какие-то предметы из него уходят со временем, другие прибавляются. Господь по Своей милости позволил мне поучаствовать в архиерейских богослужениях нашего Владыки Пахомия. Архиерейское богослужение с древних времен изменилось меньше, рипиды мы как раз и видим в руках дьяконов и иподьяконов только на этой службе.

Также рипиды используют во время дьяконской хиротонии. Новоиспеченный дьякон берет из рук архиерея рипиду и во время Евхаристического канона крестообразно веет над престолом с Дарами в знак того, что рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении.

Но в то же время мы можем понять изначальное практическое предназначение рипиды: ею как опахалом отгоняли от престола насекомых. Делали ее из павлиньих перьев и полотна, теперь это ажурный круг на длинной ручке, и на нем изображен шестикрылый серафим.

Все в храме имеет глубокий смысл, все великолепие церковного убранства, каждая вещь, вся церковная утварь, труд иконописцев, архитекторов, швей, других мастеров – все направлено на то, чтобы восхвалить Бога. Все, что вы видите в храме, сделано руками людей, любящих Бога и Церковь. В их изделиях эта любовь всегда проявляется.

– Очень часто люди, далекие от Церкви, упрекают ее в излишней роскоши, помпезности.

– В храме многие предметы украшены позолотой, камнями, и это наполнено глубинным смыслом. Золото означает истину, которая сияет, как яркий свет, драгоценные камни могут символизировать образы святых, прославляющих славу Божию. Даже в маленьких полунищих деревнях раньше можно было увидеть большие соборы, поражающие наших современников величием и красотой. Все лучшее несли в храм. Так относились наши предки к Богу. Попробуйте сейчас собраться всем селом и построить такой храм – вряд ли получится!

Сколько мы знаем имен благотворителей, построивших прекрасные храмы с богатым внутренним убранством. В ограде нашего кафедрального собора захоронен Николай Алексеевич Ухин – один из самых именитых и уважаемых покровских жителей, известный меценат, на средства которого в начале прошлого века строили, благоукрашали и снабжали утварью покровские церкви. Все делалось ради молитвы и для спасения души. И по сей день мы возносим прошения в храме о благоукрасителях, в том числе и об упокоении Николая Алексеевича.

Человек входит в храм, видит его благолепие, и душа замирает. Мы знаем из жития равноапостольного князя Владимира, как он узнавал о разных религиях и выбрал христианство после того, как его послы рассказали о необыкновенной красоте византийского богослужения: «Не знаем – на Небе или на земле мы были!». Когда-то я пережил это чувство, впервые перешагнув порог Троицкого собора в Саратове. Его нижний Успенский храм как раз только отреставрировали, и когда я увидел прекрасную храмовую роспись, мерцающий свет лампад, услышал тихое церковное пение, то захотел там остаться и, как видите, остался.

Источник

Роль паникадила в храме

Паникадилами принято называть храмовые люстры, украшенные крестами и прочей священной символикой. Источниками света могут быть свечи с живым огнем, лампады либо электрические лампочки. В каждом православном храме есть как минимум одно паникадило.
Если храм состоит из нескольких приделов, собственное паникадило размещается в каждом из них. Паникадила в приделах отличаются более компактными размерами по сравнению с центральными и носят название поликандил.

что такое паникадило в храме

По своей конструкции паникадила бывают одноярусными либо двухъярусными. Для двухъярусной разновидности предусмотрен специальный термин: хорос. Хоросы представляют собой обручи, на окружности которых располагаются светильники. Хоросы либо заменяют собой паникадила, либо обрамляют их.

Многоярусные паникадила напоминают прихожанам об иерархичности Небесного Царства. Количество свечей или лампочек в паникадиле составляет двенадцать или более. Светильники с тринадцатью свечами или лампочками символизируют Христа и его двенадцать апостолов. Та свеча, что соответствует фигуре Христа, располагается выше остальных.

Зажигать паникадила принято в моменты, когда духовный подъем во время богослужения достигает пика. Свет из-под купола храма символизирует собой сиятельные лики святых, а также всю полноту и мощь света из распахнувшегося прихожанам Небесного Царства. Обилие огней на паникадилах олицетворяет собой множество верующих, собравшихся вместе ради вознесения молитвы. Иногда паникадила также называют всесвещниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *