что такое пасха еврейская и христианская

Какую Пасху отмечал Христос?

Что такое «Тайная вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.

что такое пасха еврейская и христианская

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

А что это за история про евреев и Египет?

что такое пасха еврейская и христианская

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

Что такое опресноки?

что такое пасха еврейская и христианская

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)». Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

что такое пасха еврейская и христианская

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

что такое пасха еврейская и христианская

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?

что такое пасха еврейская и христианская

Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.

Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.

В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

что такое пасха еврейская и христианская

«Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое». И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

что такое пасха еврейская и христианская

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

что такое пасха еврейская и христианская

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

Источник

Что может быть общего у христианской Пасхи с иудейской, если в основе этих праздников лежат совершенно разные, разделенные многими веками, события?

что такое пасха еврейская и христианская
Дирк Боутс Старший. Пасха (фрагмент). XV в.

На первый взгляд связь двух праздников ограничивается тем, что последние Христовы события пришлись на дни иудейской Пасхи. И тем, что уже потом из-за этого христиане привнесли в свой праздник пасхальные смыслы и ритуалы. Странность заключается не в том, что они это сделали, а в том, что христианская Пасха совсем другая по сути. И эта суть не выводится из иудейской Пасхи, скорее – наоборот. В чем же тут дело, и что же это такое – Пасха?

История эта хоть и туманная по смыслу, но достаточно понятная по происходящим действиям. Ключевыми фигурами здесь являются ангел, который миновал жилища евреев, и агнец, которого для этого принесли в жертву. Этот агнец и есть пасха, приготовление и поедание которой описывается правилами, поведанными евреям самим Богом и изложенными в Ветхом завете.

Иисус Христос был предан и схвачен как раз тогда, когда евреи справляли данный праздник. Сам он успел вкусить пасху, для чего собрал на застолье двенадцать своих ближайших учеников, с которыми разделил пасхальную трапезу. Это событие вошло в христианскую историю как Тайная вечеря и послужило художественным мотивом для многих живописцев.

что такое пасха еврейская и христианская
Дирк Боутс Старший. Тайная вечеря (фрагмент). XV в.

Вскоре после того, как Иисус с апостолами отметил Пасху, он был арестован, приговорен к смертной казни и распят. После его смерти на кресте, его тело сняли и похоронили, но вскоре могила оказалось пустой – Христос воскрес. Вся череда этих событий от пасхального ужина до воскресения приходится на пасхальные дни, так как иудейская Пасха длится не один день, а неделю.

В честь чудесного воскресения Христа верующие в него люди стали ежегодно отмечать этот день. Так возник праздник Воскресения, и он же – Пасха, которую, чтобы не путать с ветхозаветной, иудейской, стали называть новозаветной или христианской. Хотя, как мы видим, ничего пасхального в смерти и воскресении Христа нет. Нет ни ангела смерти, ни жертвенного ягненка. Так зачем же христианам понадобилась пасха, и что они под ней понимают?

Христианская Пасха тем и отличается от иудейской, что празднуется совсем другое. Если у иудеев пасха – это агнец, то у христиан – сам Христос, его тело и кровь. Кажется совсем нелепым производить такое отождествление, тем более что никаких причин переносить понятие ветхозаветной пасхи в новые события не было, никакой связи между воскресением Христа и чудесным избавлением евреев от жестокой кары ветхозаветного бога не существует. Так откуда же возникла эта параллель?

Оказывается, что новозаветная пасхальная история имеет много общего с ветхозаветной. Однако в основе этого родства лежит не иудейская Пасха, как это исторически только и могло бы быть, а совсем другие мотивы, не имеющие к иудейской традиции никакого отношения.

Связь жертвенного агнца и Христа, принесшего себя в жертву, более очевидна, чем на первый взгляд. Дело в том, что Христос и есть агнец божий. Впервые его так назвал Иоанн Креститель. Далее эта идея получила развитие и стала одним из ярчайших представлений, символизирующих Христа. Многие средневековые художники изображали Агнца вместо Христа или просто как ягненка, выступающего в качестве детали сюжета и придающего ему сакральный, божественный смысл.

что такое пасха еврейская и христианская
Ян ван Эйк. Поклонение агнцу (фрагмент). XV в.

что такое пасха еврейская и христианская
Берингариус. Поклонение агнцу (фрагмент). IX в.

Христос как Агнец – это важнейший христианский мотив, проходящий красной нитью сквозь религиозную литературу и живопись. При этом какая-либо причинная связь с ветхозаветным пасхальным агнцем отсутствует, хотя она должна быть, так как сходства в этих историях явно не случайные.

Еще раннехристианские авторы отмечали похожие моменты. Например, то, что Христос практически безмолвствовал при аресте, суде и распятии, кажется странным для человека, но это поведение, как указывается авторами, аналогично молчанию агнца, покорно ожидающего жертвенного заклания.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что спасение древних евреев от ангела смерти произошло не из-за жертвоприношения и поедания агнца, а из-за его крови, для получения которой он и был убит. О крови Христа, ее сакральных значениях и смыслах в христианском вероучении сказано достаточно много.

Кстати, изначально христианская Пасха отмечалась не как день воскресения Христа, а как память его страданий, то есть его распятия. А казнь Христа совершилась как раз в тот же день, в который произошло и ветхозаветное заклание Агнца. Случайность?

Понятно, откуда взялось утверждение о связи греческого и еврейского слов: современные представления о том, что христианская Пасха появилась после иудейской, подразумевают преемственность традиций и словесное заимствование. Однако идеологи раннего христианства считали иначе. Они полагали, что название Пасха произошло именно от греческого слова «пасха», а не от еврейского слова «песах». Зная переводы обоих слов, такая трактовка происхождения названия христианского праздника кажется более логичной.

Христианская Пасха, или Воскресение, по смыслу непосредственно связана с идеей нового пришествия Христа. Но ведь почти то же самое есть и в иудейской Пасхе. Там, наряду с избавлением от египетского рабства и исходом, присутствует пророчество о новом мессии. Иудеи, отмечая Пасху, празднуют и ожидание его прихода.

Все эти сходства между двумя Пасхами явно не случайны. Они замечены давно, и христианские теологи пытаются дать этому факту объяснение. По их мнению, ветхозаветный агнец послужил прообразом для Христа и его страданий. Но как это можно понимать? Ведь Христос, по их же собственному учению, является не мифической личностью, а исторической. Никакого прообраза у реального лица быть не может, он может быть только у придуманного персонажа. Идею о ветхозаветном прообразе подхватывают атеисты, и вот у них-то как раз никакого противоречия нет, так как они считают личность Христа мифической.

Так что же получается: либо в основе христианской Пасхи лежит миф, либо ее связь с иудейской Пасхой объяснить не возможно? Действительно, объяснить яркие параллели между двумя праздниками трудно. Однако если посмотреть на них вне традиционной хронологической концепции, то легко заметить, что ветхозаветная Пасха, скорее всего, вторична по отношению к новозаветной, а не наоборот. Содержание ее событий настолько бессмысленно и алогично, что напоминает феномен так называемого испорченного телефона. Поэтому не Христос в данном случае списан с жертвоприношения, а вся эта ветхозаветная пасхальная история является отголоском соответствующих Христовых событий.

Возможно также, что обе пасхальные истории являются искаженными описаниями реального события, но в любом случае, очевидно, что традиционная хронология, помещающая иудейскую историю о возникновении Пасхи на много веков раньше Христа, неверна.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Праздник Пасха. Как еврейский праздник стал христианским

По разным данным, на Земле 2,2 миллиарда человек являются христианами разных конфессий. Пасха — праздник Светлого Христова воскресения. Праздник Светлого Воскресения Христа считается древнейшим и важнейшим религиозным торжеством. Он установлен во славу истинного божественного восстания Спасителя из мертвых. Событие является центром всей евангельской истории и основой религиозного учения христианства.

Но с другой стороны, есть ли что-то такое, о чем мы все еще не знаем? Например, почему праздник Пасха называется именно так? В чем значение и глубокий смысл этого дня?

История главного праздника христиан насчитывает как минимум… 3400 лет. То есть праздник гораздо старше самого Христа! Так какое же отношение имеет этот старый праздник к Христу или как Христос оказался связан с праздником?

Из истории народа еврейского

Изначально еврейские племена расселились в Египте, следуя за своим лидером Иосифом, который тоже был рабом, но благодаря своему таланту впоследствии стал правителем той страны. Прошло 3-4 века, и времена резко изменились.

Евреи значительно увеличились в численности, и фараон начал всерьез опасаться, что они погубят его страну. Поэтому было решено обратить народ в рабство, как и поступали практически со всеми чужаками в темные времена.

В порабощенном состоянии люди, как говорится, натерпелись всякого. Но однажды из их числа вышел лидер по имени Моисей, который объединил весь народ и вывел их из египетского рабства. Произошло это 14 нисана – весенний месяц по еврейскому календарю, который соответствует марту и апрелю.что такое пасха еврейская и христианская

Годовщину этого события евреи начали отмечать с первого же дня, причем традиция жива до сих пор. Более того – именно этот праздник является главным в современном Израиле, и в связи с этим выделяется практически целая неделя выходных. А называется он Песах, что в переводе с еврейского означает «прошел мимо».

Внятного объяснения как связан праздники Пасха и Песах я не нашел

Определенно, что имеется созвучность в названии Пасха и Песах. Определенно и то, что слово Пасха могло произойти от Песах, о чем и пишут все авторы.

Так получилось, что Пасха отмечается примерно в те же дни, что и Песах. Случилось, что Христос воскрес как раз в то время, когда евреи готовились отмечать свой праздник Песах. Многие объясняют название христианского праздника случайным совпадением — два события как бы наложились один на другой. Случайно ли это совпадение или нет? Точно можно сказать одно: значение Пасхи и праздника Песах во многом совпадают.

Когда-то Бог избавил из греха рабства еврейский народ, а через Иисуса Христа он простил грехи всему человечеству. Можно сказать, что этот Великий праздник — символ избавления от всего того, что тяготеет над нами, того душевного груза, который совсем необязательно носить с собой.

Спустя время название стало звучать как «писха» на арамейском наречии, а после вошло в греческий язык, латынь, французский, русский и т.д. Для соотечественников великий праздник христиан стал именоваться Пасхой. Постепенно значение названия несколько изменилось, — отныне оно истолковывалось как перерождение от земной смерти к жизни истинной.

Сами евреи и сейчас большее значение отдают именно Песаху, потому как этот праздник намного старше пасхальной традиции. Таким образом получается, что еврейский народ дал название христианскому празднику, но по-прежнему свой Песах.

Сведения о Пасхе содержатся во всех четырех Евангелиях – от Луки, Иоанна, Матфея и Марка. Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это — праздник победы над смертью.

Так почему же название Пасха

А само происхождение названия — возможно тут просто человеческий фактор. Святые писания создавали люди. Существовало ли общее убеждение, что день памяти о воскрешении Христа надо назвать от еврейского праздника Песах или имело место случайное упоминание в одном из писаний, которое затем скопировалось далее. Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа. Никто не может пока подтвердить, что день памяти о чудесном событии сразу же назвали Пасха. Не исключено, что поначалу названия никого не было, как и праздника. Люди, государства и церкви создают себе даты и праздники, такова история.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви. И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха — это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха — праздник переходящий, исчисляемый на каждый год.

К слову. Пасха или Паска — как говорить правильно?

В сельской местности, а иногда и в крупных городах Пасху также называют Пас кой. Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества.

Подобное произношение имеет право на жизнь, но все же это не самый правильный вариант. Неслучайно во многих интернет-словарях его определяют как просторечный. Вероятнее всего, слово «Паска» произошло на основе местных диалектов речи.

Поэтому правильнее всего говорить так, как и привыкло большинство людей: « Пасха».

Традиции, символы и праздничный стол на Пасху и в Песах

Конечно, есть множество отличий и в традициях. Например, еврейский Песах отмечается в течение 8 дней – в 2020 году с 8 по 16 апреля. Православный праздник Пасха празднуется в основном в воскресенье, хотя после этого следует светлая седмица и еще 40 дней попразднства – ровно до того момента, когда будет отмечаться Вознесение Христа.

Всем известно, что у христиан символом Пасхи является крашеное яйцо. Оно объединяет православных и католиков, а также других представителей христианской религии.

А вот у евреев на стол, кстати, тоже ставят яйца, причем красят их только в красный, бордовый цвет. А еще в Песах подают и несколько других блюд, каждое из которых имеет свое символическое значение.что такое пасха еврейская и христианская

Праздник Пасха и Песах — одно и то же или нет?

Торжество Пасхи и Песаха отмечается в одно и то же время года, но не в один день. Принцип расчета даты празднования Пасхи были разработаны в 325 году церковным Никейским Собором. Причем принцип этот таков, что дата празднования христианской Пасхи и иудейского Песаха никогда не совпадали – такое вот зримое проявление человеческих разногласий.

Пасха – это день, когда мы празднуем возрождение природы, освобождение от власти греха и смерти. А продолжить эту строку каждый может самостоятельно: евреи впишут имя Моисея, христиане имя Иисуса.

Несмотря на огромное количество отличий между Пасхой и Пейсахом, единого между ними тоже очень много. И это общее лежит в самой основе праздников. Меняются главные герои, меняются традиции. Но суть все равно остается той же самой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *