что такое персонализация обучения
Персонализированное обучение: будущее или реальность?
Цифровая революция, глобализация и конкуренция за таланты привели к появлению относительно нового тренда в построении систем высшего образования – персонализации. Что необходимо сделать, чтобы персонализация стала не просто тенденцией, но реальностью современного университета? Эксперты пленарной дискуссии поделятся лучшими практиками создания персонализированных систем обучения в своих университетах.
Университеты усиленно ищут новые способы кастомизировать содержание обучения и образовательные технологии, академическую и карьерную поддержку под групповые и индивидуальные образовательные потребности студентов, их когнитивные стили и карьерные устремления. Современные поколения студентов, которые приучены к персонализированным сервисам Amazon и Spotify, уже не готовы получать стандартизированные образовательные услуги, рассчитанные на среднестатистического студента, и в этом контексте персонализация приобрела более широкое значение и понимание, нежели давно известные индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.
Что такое персонализированное обучение
Персонализация сегодня – это ключевой тренд, который пронизывает все аспекты студенческого опыта. «Персонализированное обучение включает в себя, как минимум, индивидуальную образовательную траекторию, составленную совместно с ментором, — объясняет Татьяна Станко, проректор по развитию КНИТУ — КАИ им А. Н. Туполева. — Причем траектория динамично меняется во время обучения. Кроме того, студенты сами определяют индивидуальную скорость обучения: по завершении образовательного модуля они могут подумать где и как применить полученные знания и навыки на практике, заняться практической работой на некоторое время. Затем опять вернуться к обучению, когда возникнет потребность в новом знании. К сожалению, в настоящий момент университетам достаточно сложно реализовать такой подход».
Оксана Анистратенко, директор программ Агентства социальных инвестиций и инноваций, добавляет, что индивидуальное обучение — это гораздо большее, чем просто складывание студентом пазла из набора учебных курсов. Аристотелевскую школу, когда учитель часами обсуждал всего лишь с несколькими учениками особенности бытия, вполне можно отнести к самой первой форме персонализированного обучения, когда каждому ученику можно было уделить внимание. Сейчас подобное индивидуальное взаимодействие возможно только на уровне аспирантуры, но это не означает, что персонализированное обучение нереально начать в бакалавриате. При этом на преподавателя ложится ответственность научить студента не только и не столько фундаментальным знаниям, но и научить его учиться, донести необходимость концепции обучения в течение всей жизни, помочь развить эмоциональный интеллект и навыки XXI века, которые сейчас у всех на слуху.
Тренды будущего
По словам Татьяны Станко, при персонализированном обучении образовательные модули становятся высоко адаптированными под конкретного студента, принимая во внимание начальный уровень, время доступное для обучения, предпочитаемый тип обучения — визуальный, вербальный, индивидуальный или групповой, online или offline, c практическими задачами по выбранному направлению. Студенты смогут выбирать при поддержке рекомендаций искусственного интеллекта преподавателя, команду, образовательную среду и локацию на время обучения.
«Многие полагают, что на первый план при таком подходе выходят технологии, а не преподаватель, — продолжает Оксана Анистратенко. С помощью искусственного интеллекта и больших данных определяются индивидуальные потребности студента и обеспечивается доступ к курсам по интересам, в том числе и онлайн». «При этом для студентов важно признание ценности своей личности и человеческая забота, поэтому я не верю, что технологии полностью заменят живое общение студентов и преподавателей/менторов. Наоборот, именно живое общение станет самым «дорогим» элементом образовательного процесса», — делится своим мнением Татьяна Станко.
Удовлетворенность и результаты студентов
«Если под персонализированным обучением понимать совокупность факторов, а именно: индивидуальные образовательные треки, возможности для развития социальных навыков через практико-ориентированный подход, взаимодействие с преподавателем и однокурсниками в малых группах, то это, безусловно, в конечном итоге, имеет положительный эффект, — подытоживает Оксана Анистратенко. — Институт Гэллаппа ежегодно проводит социологические исследования, посвященные в том числе и факторам, влияющим на успешность студентов. Действительно, чем больше возможностей есть по осознанному выбору предметов, чем меньше соотношение студентов, приходящихся на одного преподавателя, чем больше внеклассных занятий, тем выше степень удовлетворенности от образовательного процесса».
Персонализация обучения
Персонализация обучения (personalization of learning) — обучение, разработанное с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпов освоения знаний для конкретного обучающегося. 1
В контексте рынка образования персонализация есть не что иное, как высшая форма кастомизации (customization), подразумевающая, что фактически в современном мире обучающийся является конечным клиентом и заказчиком обучающего решения не только во всеобщем, но опосредованно и в корпоративном образовании.
Индивидуальная образовательная траектория (individual educational trajectory) — это образовательный маршрут, сформированный под конкретного человека, с учетом его особенностей и потребностей. В этом случае обучающийся может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован процесс и как составлено расписание.
Образовательное путешествие — персонализированная тематическая (не всегда индивидуальная) образовательная траектория.
Активная и пассивная персонализация
Дэн Бакли (Dan Buckley) определил два направления персонализации обучения: персонализация для обучающегося, в рамках которой обучение адаптируется под конкретного слушателя, и персонализация самим обучающимся, при которой слушатель выстраивает собственное обучение. В 2006 году это разграничение было принято в Практическом руководстве Microsoft по представлению и трансформации образования. 2
Преимущества и недостатки персонализированного обучения: 3
Преимущества:
►Учебное планирование становится активным процессом и опирается на объективные данные;
►Уровень сложности обучения соответствует индивидуальным особенностям обучаемого: учитывается степень подготовки, рационализируются конкретные пути достижения положительного результата;
►Повышается мотивация учащихся;
►Появляется возможность выбрать для совместного обучения партнера, равного по образовательным возможностям и потребностям;
►Снижается доля слушателей, отчисленных из-за неуспеваемости.
Недостатки персонализации как сценария (на примереэлектронного обучения):
►Системы аналитики обучения могут неправильно трактовать учебные потребности обучающихся;
►Высокие затраты на создание адаптивных систем обучения и необходимых для их конструирования систем учебной аналитики;
►Современные системы не могут отразить многообразие личностных характеристик пользователя;
►Типовые траектории выстраиваются на основе средних значений. Это противоречит индивидуальному подходу к обучаемому.
Формы персонализации обучения:
Персонализированное обучение, в котором в режиме реального времени компьютерные технологии адаптируют учебный материал в соответствии с потребностями обучающихся.
Разделение обучающихся на группы/категории, для каждой из которых с учетом интересов, способностей, мотивации участников подбираются специфические методы и приемы учебной работы.
►Расширение автономности обучающегося
Особенно востребовано в больших вводных курсах, в процессе профориентации и выбора списка дисциплин для углубленного изучения.
Полная свобода и ответственность учащегося в выборе учебных задач, контента и дидактических средств для достижения образовательной цели. Роль образовательного учреждения в таком случае — сервисная. Например, обеспечение инфраструктуры социального и коллаборативного обучения.
Примеры персонализированного обучения
Школа 21
Школа 21 — уникальная образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего» — инновационной французской школы программирования École 42. Помимо программирования, студенты во время учебы осваивают навыки эффективного взаимодействия в команде, критического мышления, решения проблем, тайм-менеджмента, постановки целей и приоритетов. Оцениваются такие компетенции,
как личная адаптивность, обучаемость, коммуникация и взаимодействие.
В процессе обучения делается акцент на повышение эффективности обучения через приобретение персонализированных навыков быстрого получения и анализа необходимой для решения текущих задач релевантной информации.
У каждого студента индивидуальная траектория развития, которую он выбирает сам, исходя из собственных интересов и желаний. Траектории доступны студентам в виде карты обучения. Карта имеет три основных ветви развития: графика/дизайн/web, алгоритмы и сети.
Школа не имеет преподавателей, расписания занятий и оценок: выполнение заданий проверяют друг у друга сами студенты в электронном интерфейсе. Они же обучают друг друга в ходе работы над проектами. Все индивидуальные задания и групповые проекты проходят обязательный процесс защиты в режиме peer-to-peer после проверки автоматической системой на тех уровнях, где это возможно. Все задания и проекты сформулированы на английском и французском языках, однако при поступлении в школу уровень знания иностранного языка не проверяется.
Особым принципом обучения становится принцип «конструктивной неудачи». Его суть в том, что не всегда возможно выполнить всё, что требуется, и не всегда это получается с первого раза.
Иногда для выполнения задачи требуется множество попыток. Это формирует у студентов уверенность в том, что им по силам задача любой сложности. Также это позволяет эффективно учиться тайм-менеджменту и приоритизации и развивать адаптивность.
Skyeng 4
Школа английского языка Skyeng предлагает более 80 курсов: для представителей нефтедобывающей отрасли, ИТ-специалистов, бизнесменов, детей и т. д. Обучающийся выбирает программу самостоятельно, либо рассказывает о своих целях, желаниях, языковом опыте и получает рекомендации от школы. В зависимости от предпочтений, разработчики предлагают индивидуальные программы развития каждому учащемуся. Каждый курс адаптируется под конкретного обучающегося, используя алгоритмы адаптивного обучения. Системы анализа на базе компьютерных технологий обрабатывают данные с занятий, выявляют закономерности и принимают решения.
Система анализирует несколько источников данных
Чат на платформе Vimbox. Во время переписки система фиксирует отдельные фразы или слова и формирует чек-лист. На следующем занятии преподаватель проверяет, насколько слушатель усвоил выделенные обороты.
Словарь в мобильном приложении, куда обучающиеся добавляют новые фразы. Искусственный интеллект анализирует списки. После получения результатов преподавателю приходит уведомление о том, что обучающийся изучает, к примеру, финансы. Таким образом в курсах появляются темы, интересующие слушателя.
Аудиозапись урока. Команда Skyeng обращает внимание на следующие показатели: сколько времени на уроке говорит обучающийся, сколько — преподава тель; темы бесед; дисциплина; качество связи и др. Эти данные помогают менять программы в зависимости от увлечений и занятий обучающихся. К примеру, слушатель часто упоминает материалы The New York Times. Преподаватель может взять это на заметку и на одном из следующих занятий использовать текст из газеты в качестве учебного материала. Помимо этого, записи уроков позволяют подобрать слушателю преподавателя, схожего по образу мыслей и интересам.
Источники
Buckley D., Wilson L. — ‘’The Personalization by Pieces Frame work: A Framework for the Incremental Transformation of Pedagogy Towards Greater Learner Empowerment in Schools’’, 2006
Корпоративный университет Сбербанка — Информационно-аналитический бюллетень EduTech No2 (25) — Басангов А. «Персонализация обучения: дорога в страну ОЗ?», 2019
Персонализация обучения: что это такое, формы, технологии
Среди трендов современного образования выделяется персонализация обучения. Что это такое, какие формы и технологии скрываются за этим термином — об этом мы расскажем в статье.
Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы получать свежие новости первыми. И пользуйтесь скидками и акциями компании, чтобы учиться ещё выгоднее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Персонализация обучения: что это такое
Что такое персонализация обучения и чем она отличается от индивидуализации? Давайте разбираться. Начнём с определения, которое может звучать следующим образом:
Персонализированный подход в образовании — это система действий, которая направлена на развитие личностного потенциала в образовательном процессе.
Такая образовательная модель позволяет индивидуализировать учебный процесс под конкретного студента. Ведь именно он становится главным потребителем обучения, а значит, его запросы, цели и желания выходят на первый план.
Основные принципы персонализированного обучения
Персонализированный подход в обучении строится на определённых принципах:
То есть, в идеальном мире персонализация — это такой подход в образовании, в котором студент сам выбирает образовательную программу, скорость и способы обучения, а преподаватели его поддерживают и помогают корректировать учебный план в соответствии с целями и желаемыми результатами. Однако в реальности полностью персонализировать процесс обучения не всегда получается. Поэтому существуют разные формы персонализированного подхода.
Персонализация присутствует во всех сферах нашей жизни. Так, идеальный пример персонализированного подхода — это сервисы Spotify, Яндекс Музыка и Amazon, в которых пользователю предлагают контент, исходя из его предпочтений и интересов.
Формы персонализации обучения
Какие виды персонализированного образования существуют в современных школах и университетах?
Адаптивное обучение
Это образовательная модель, где компьютерные технологии подстраивают учебную программу курса под требования и способности ученика. При адаптивном обучении студент может выбирать объём и скорость образования, но не содержание программы. Курс разрабатывают заранее, и изменить что-либо в процессе практически невозможно.
Дифференцированное обучение
Студентов делят по разным группам, исходя из их уровня подготовки, образовательных целей и мотивации. И, соответственно, подбирают для каждой категории свои методы, условия и сложность программы. Такой подход позволяет регулировать сложность обучения, но не учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задача персонализированного обучения — помочь ученику осознать свои потребности в образовании, перевести их в мотивы и цели обучения, а потом и в реальные действия, чтобы получить нужные знания.
Расширение автономности обучающегося
Данный подход позволяет студенту больше проявлять себя и свои способности в самом начале обучения. Для этого преподаватель предлагает больше самостоятельных заданий, организует углубленные курсы. Это позволяет расширить возможности отдельного студента, но не предполагает полностью индивидуальный маршрут обучения.
Групповые проекты также позволяют персонализировать обучение
Самообразование
Студент самостоятельно организовывает процесс обучения. Он сам определяет образовательные задачи и те средства и условия, которые нужны для их достижения. Вуз в данном случае используется лишь как площадка, где студент может получить необходимые материалы или проверить свои знания. К этому же виду персонализированного образования относится домашнее обучение. Минус такого подхода — недостаточное взаимодействие ученика и преподавателя.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Liberal Arts
Персонализированный подход в высшем образовании представлен моделью Liberal Arts. В её рамках студенты могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, практиковать междисциплинарные взаимодействия и использовать интерактивные технологии для достижения своих образовательных целей. Найти такие учебные заведения можно не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в других городах России.
Первый пример персонализированного обучения в истории — это аристотелевские школы Древней Греции. В них преподаватель-философ обучал небольшое количество учеников, учитывая особенности и способности каждого и уделяя им должное внимание. Сейчас такой формат можно полностью воссоздать только в аспирантуре.
Технологии персонализации обучения
Персонализация обучения как методология может применяться и без компьютерной техники. Ведь главные технологии, которые активно используются в данном подходе — это методики в области индивидуального и личностно-ориентированного образования.
Однако именно цифровая революция и технологический прогресс позволили расширить возможности персонализированного обучения. Давайте перечислим преимущества, которые появились благодаря новым технологиям:
Оценка знаний в персонализированном обучении
Как оценивать знания при таком персональном подходе? В идеале преподаватели должны предоставить студентам самим выставлять отметки. Ведь человек должен уметь оценивать себя самостоятельно. Это позволит учащемуся во взрослой жизни соотносить свои усилия и полученные результаты. Но чтобы такая модель сработала, необходимо формировать культуру оценивания.
Хорошая критериальная обратная связь — сердце любой оценки.
Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ.
Для этого преподавателю необходимо объяснить критерии и показать образцы, на которые студенты смогут ориентироваться при самостоятельной оценке своих достижений.
В школе нас приучают к вычитательной системе оценивания, когда за каждую ошибку учитель снижает баллы. Однако, есть и другой подход — накопительный. При нём педагог добавляет баллы за каждый верный ответ. Это меняет само отношение к оценкам.
Персонализация в образовании учащихся с инклюзией
Персонализация процесса инклюзивного обучения и воспитания — это несомненное достижение последних лет. Ведь такой подход позволяет найти подходящие носители информации, разработать индивидуальную программу для учащихся с особенностями развития и помочь им получать нужный объём знаний, несмотря на физические ограничения.
Так, для учеников с проблемами слуха готовят материалы на основе визуальных образов, для слепых — аудиоуроки и задания, озвученные голосом, а студенты, которые ограничены в движении, могут учиться наравне с другими благодаря видеосвязи. Развитие персонализированного образования даёт надежду, что учащиеся с инклюзией смогут быстрее и качественнее адаптироваться в обществе.
Университет Сбербанка, Высшая школа экономики и другие ведущие университеты страны активно применяют принципы персонализированного обучения. Так что если хотите обучаться с максимальной пользой для себя, выбирайте подобные образовательные программы. А если нужна будет помощь в подготовке и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Как выбрать LXP. Зачем нужны платформы для персонализации образования
Персонализацию образования сейчас не пытается внедрять только ленивый. На смену классическим LMS-платформам (Learning management system) приходят LXP-системы (Learning Experience Platform). Об их возможностях и о трендах персонализированного обучения рассказывают Виталий Генаров, руководитель Центра проектно-образовательных интенсивов Университета 20.35, и Егор Рудометкин, старший владелец продукта Центра сетевых программ и цифрового контента Университета 20.35.
Чем LXP отличается от LMS? Обе системы помогают в организации дистанционного образования. Но LMS были разработаны в первую очередь для поддержки традиционных образовательных форматов. Это туннельные программы, когда у каждого студента есть определенный набор образовательных мероприятий, который он должен освоить за определенное время. LMS-система нужна в первую очередь для доставки этой образовательной программы и выдачи отчетности.
LXP же – это класс систем, необходимый для персонализации учебного опыта. Если в LMS работают с группой студентов, которых нужно провести через туннельную программу, то в LXP людям дают инструмент для выбора персонализированного контента. Так как контента очень много, без помощи алгоритмов машинного обучения не обойтись.
LXP-платформа больше похожа на Youtube или Netflix, она представляет собой систему доставки контента, которая позволяет легко находить нужную информацию. Обе системы – и LMS, и LXP – необходимы, но со временем разница между ними стирается. Многие организации стремятся интегрировать системы LMS в платформы LXP.
Становится понятно, что целиком производить весь образовательный контент, в том числе для узкой предметной области, слишком дорого. Даже на Youtube есть огромное количество полезного материала, и лишать обучающихся доступа к нему некорректно. Значит, больше не имеет смысла агрегировать у себя все, нужно пытаться дать пользователям инструмент для навигации на основе LXP-платформы.
Мы ориентированы на сетевые программы. Это значит, что вузы не должны у себя целиком разворачивать все программы, они закрывают только часть образовательных активностей по профильной тематике, которая хорошо представлена именно в этом вузе. Это позволяет каждой организации больше внимания уделить качеству контента. Вузы из сети обмениваются контентом и друг друга усиливают. Но для этого нужно прийти в логику партнерства, а не конкуренции.
Чтобы продолжать наращивать эффективность обучения, необходимо открывать в людях проактивность (self-directed learners) – тогда у них выше мотивация и результативность. В проектно-образовательных интенсивах Университета 20.35 используется такая схема: вместо обязательной программы – возможность выстроить персональную траекторию из трансляций, учебных материалов и онлайн-курсов. Основанием выбора может быть проектная деятельность. Человека погружают в эту деятельность, он получает набор задач и сам выстраивает под них персональную траекторию на основе рекомендаций LXP-платформы.
Мир стремительно меняется и технологизируется. Необходимо быстро подстраивать модели компетенций/навыков/знаний, собирая и агрегируя данные из HR-платформ, текстов вакансий, содержимого задач. Выполняемые задачи меняются еще чаще при переключении с одного проекта на другой, с одной компании на другую. Поэтому для рекомендательных движков своей платформы Университет 20.35 использует таксономию образовательных результатов, полученную в результате машинного анализа большого количества текстов. Её значительно дешевле и быстрее поддерживать в актуальном состоянии.
Для чего нужна таксономия образовательных результатов? Студенты не просто работают над проектом, но и ведут его в таск-трекере. Университет 20.35 научился забирать цифровой след проектной деятельности из Trello и из MC Planner. На шаблонной доске Trello прописывается, как конкретно ставить задачи, чтобы адаптеры корректно забрали цифровой след, разметили его по модели компетенций и выдали персонализированные рекомендации. То есть каждой команде выдаются рекомендации на основе тех задач, которые они добавили в свой таск-трекер. Более того, эти рекомендации можно фильтровать по отдельным задачам. В выдаче есть и онлайн-курсы, и учебные материалы с разных платформ, и др.
В мире есть три топовых LXP-платформы.
Valamis. Ее особенность – рекомендации, которые платформа доставляет в том числе через Slack. Система знает, кто человек, какие у него цели, какие выбраны образовательные траектории и регулярно может подсказывать ему то, что нужно.
Edcast. Самое интересное в ней – скиллсеты. Это наборы навыков, которые человек должен изучить, чтобы освоить определенную область, например, стать, графическим дизайнером определенного уровня. Под эти навыки и подбираются рекомендации. Вторая особенность – система оценки навыков. Технологии быстро меняются и навыки тоже устаревают, поэтому их экспертная оценка становится полезным инструментом и важным источником информации для системы рекомендаций.
Degreed. Ключевой фокус платформы– открывание контента. Создатели платформы уверены: чем проще будет открывать новый контент и составлять свою траекторию развития, тем эффективнее пойдет обучение. Под этот тезис, с одной стороны, создан каталог контента с поисковиком по разным критериям. А с другой стороны, лента, с помощью которой можно следить, что происходит у коллег или других обучающихся.
Университет 20.35 создает свою LXP-систему под названием STEPS. Она включает несколько важных элементов, часто встречающихся в платформах мировых лидеров.
Построение пространства персонального развития. У человека могут быть разные пространства целей. Система, зная, что это за фокусы развития, не просто предлагает траектории по шагам, а создает вокруг пользователя облако контента, его персональное образовательное пространство.
ИИ-советники. Набор алгоритмов, каждый из которых работает со своим слоем информации. Один дает рекомендации по прокачке личных качеств, другой – по расширению знаний, третий фокусируется на проектной деятельности.
Банк контента. Он необходим для работы алгоритмов. Это агрегатор, который с помощью интеграции собирает разный контент, включая курсы Ted, Coursera и т.д.
Банк подборок. Если вы чему-то научились, то можете проанализировать свой путь и поделиться своей подборкой – добавить ссылки на статьи, книги, видео и др. Описать траекторию, которую вы прошли, и посоветовать ее тем, кто идет за вами.
Таск-менеджер для проектной деятельности. Он нужен, чтобы применить систему рекомендаций в процессе работы. Это так называемый командный профиль. Дав возможность команде ставить задачи прямо в системе, можно советовать ей рекомендации, соответствующие вопросу.
Персонализация обучения и развитие LXP-платформ принесли новые тренды в систему непрерывного обучения. Если раньше спорили, что лучше, микрообучение (microlearning) или макрообучение (macrolearning), то есть неструктурированный мелкий контент или структурированная длинная образовательная программа, то сейчас становится понятно, что необходимо просто правильно балансировать между ними.
Вначале, если человек приходит в новую область, ему нужен структурированный контент. Далее можно подхватывать уже микрообучение – лекции на Youtube, статьи и др. Через какое-то время интенсивность обучения снижается и человек становится перед выбором – либо новая область знаний и макрообучение, либо повышение экспертности в своей области и продолжение микрообучения.
Еще один из трендов последнего времени – переход от эпизодического обучения к обучению в потоке работы. Становится важным раз не просто раз в несколько месяцев или лет проходить переобучение, а в процессе, когда ставится новая задача. Этому помогают и LXP-платформы Система понимает, что ты работаешь с новой для себя технологией и выдает рекомендации на основе банка контента. Главное, чтобы в системе, в которой люди работают, был функционал, который в момент, когда у них появляется новая задача, толкнул их в обучение. Каналом доставки контента может быть как виджет в системе конкретного таск-трекера, так и мессенджеры – Telegram, Slack, или, например, MC Teams.
Материал подготовлен по итогам мастер-класса Лаборатории EdCrunch Labs «Персонализация в системе образования». Переходи на новый LXP-уровень!