что такое профессиональное обучение по отраслям в вузе
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!
Карьера и зарплаты выпускников специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» (44.03.04, бакалавриат) в России
средняя цена обучения (год)
Зарплаты выпускников после окончания специальности Профессиональное обучение (по отраслям) в вузах России
Средняя зарплата выпускников специальности в России: 20210 рублей/месяц.
Кем работать
Главное направление деятельности – педагог профессионального или дополнительного образования. Местом работы может быть специализированные учебные заведения (колледжи, техникумы, ССУЗы и т.п.). Также с преподавателями могут заключать договора коммерческие учебные центры для проведения платных курсов. Кроме этого, услугами специалистов пользуются:
Выпускники могут заниматься не только преподавательской, но и учебно-методической работой: составлять учебные планы и расписания занятий, заниматься организацией производственной практики и т.п. Также возможна научная деятельность – разработка новых программ и методик преподавания, написание учебных пособий и т.п.
Перспективы
Перспективы зависят от востребованности специальности и профессионального мастерства педагога. Например, во многих городах сейчас популярны ландшафтный дизайн, проектирование и дизайн одежды, профессии бьюти-индустрии (парикмахер, визажист, массажист и др.). Преподаватель по этим профессиям становится очень востребованным, а его курсы – высокооплачиваемыми. Особенно это касается коммерческих курсов.
Другое направление профессионального и карьерного роста возможно в промышленных городах с крупными градообразующими предприятиями. Мастера производственного обучения также могут рассчитывать на хорошую зарплату.
Карьера по специальности Профессиональное обучение (по отраслям) — вузы России
Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.
Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения
Для смены профессии или повышения компетенций может понадобиться дополнительное профессиональное обучение. Этот вид учебы связан с практической деятельностью, поэтому желательно его проходить в очной или очно-заочной форме.
При этом базовый уровень подготовки специалиста не меняется. Его профильное образование остается прежним. Например, на предприятие пришло новой оборудование, с которым нужно уметь работать. Руководство принимает решение отправить на учебу и стажировку несколько сотрудников, чтобы те, в свою очередь, обучили остальных.
Что такое профессиональное обучение
Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.
Кому нужно профессиональное обучение
Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:
В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.
Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.
Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.
Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.
Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.
Кто может поступать
На профессиональное обучение принимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане различного возраста, в том числе:
Вступительных испытаний на программы профессионального обучения не предусмотрено.
Где можно получить профобразование
Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Дистанционное образование дает возможность:
Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.
Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.
Как поступить
Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.
Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.
Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.
Регулирование профобучения на законодательном уровне
Профессиональное обучение регулируется законодательством, в частности, ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
В статье дано обозначение организации профессионального образования и четко указано, какие организации имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Что такое программы профессионального обучения
Программа представляет собой комплекс нормативно- методических документов, разработанных по определенным стандартам, в соответствии с квалификационными требованиями для исполнения должностных обязанностей.
На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.
Результат обучения: что получает слушатель
Приобретение необходимых компетенций, соответствующих должности, пополнение и обновление знаний, получение разряда/категории/класса – гарантированный результат изучения программ профобразования.
Свидетельство о профессиональной подготовке – документ, подтверждающий новую квалификацию работника. Его он получает после окончания курсов.
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Омского государственного педагогического университета
Тип образовательной программы
Фото галерея
Видео галерея
Вы здесь
Направление подготовки: 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Направленность (профиль) – Экономика и управление
1. Что будет написано в дипломе?
Согласно ФГОС ВО, утвержденным в 2016 году, по окончании бакалавриата выдаётся диплом с присвоением степени «Бакалавр». Диплом даёт право работать в профессиональных образовательных организациях, в организациях, где необходимы экономические знания или владение навыками управления персоналом. Диплом свидетельствует, что выпускник вуза получил высшее образование в области преподавания управленческо-экономических или информационных дисциплин и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.
2. Область и объекты профессиональной деятельности?
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, социально-экономическую сферу.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: профессиональное обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
3. Каковы основные виды профессиональной деятельности?
Основным видом деятельности, к которому готовятся выпускники, является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает:
4. Насколько сегодня востребованы специалисты этого направления на рынке труда?
Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, постоянно требуют подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому потребность в педагогах профессионального обучения, способных осуществлять обучение профессиональному творчеству и мастерству, весьма высокая и стабильная.
Конкурентные преимущества педагога профессионального обучения на рынке труда:
— владение современной информацией о развитии мировой экономики и передовыми технологиями управления персоналом
— устойчивая субъектная позиция в профессиональной деятельности
— навыки продуктивного общения и взаимодействия с людьми
— оригинальность мышления, находчивость, разносторонность, стрессоустойчивость, креативность
5. Какие дисциплины (предметы) изучают бакалавры?
В ходе обучения по программам бакалавриата студенты получают знания по следующим блокам дисциплин:
Образовательная программа предусматривает следующие виды практик: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, профессионально-педагогическая, преддипломная. Оценка сформированности заявленных в ФГОС ВО по осваиваемому направлению компетенций осуществляется на основе сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
6. Интересно ли учиться на направлении «Профессиональное обучение (по отраслям)»?
Возможность получения разносторонних знаний и развития профессионально-педагогических компетенций вызывает неподдельный интерес у студентов и абитуриентов. Преимущество бакалавриата заключается в том, что параллельно с усвоением знаний происходит формирование различных навыков и развитие компетенций в рамках разнообразных видов деятельности – учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектировочной, творческой, культурной, спортивной и др. Можно выбрать дополнительные занятия в секциях и кружках по интересам, принимать участие в общественной, волонтерской деятельности факультета, проявлять свои таланты и способности на мероприятиях разного уровня – факультетского, университетского, городского, регионального, всероссийского, международного. Когда занимаешься тем, что тебя действительно интересует – это всегда захватывает и вдохновляет на самосовершенствование!
7. В чем заключается особенность подготовки бакалавров профиля «Экономика и управление» на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма?
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет ряд преимуществ:
8. Какие экзамены необходимо сдавать при поступлении?
При поступлении на направление «Профессиональное обучение (по отраслям)» направленность (профиль) «Экономика и управление» абитуриенты должны сдать три вступительных экзамена: