что такое репродуктивный уровень обучения

Чем отличается развивающее обучение от репродуктивного?

Могилев Александр Владимирович

17 декабря 2019 • 19:24

Характерной особенностью обучения в российской школе является его репродуктивный характер. Утвердилась эта характеристика давно, она имеет множество системных проявлений.

Возьмем одно из них: характер заданий и вопросов, которые задают учащимся педагоги или которые предлагаются в учебниках и задачниках.

что такое репродуктивный уровень обученияФото Eugenio Mazzone из Unsplash

Почувствуйте разницу между одним и тем же вопросом, но в разной форме (это на примере курса «Россия и мир», который преподается в российских школах в 10 классе):

Первый вариант вопроса аппеллирует к знанию текста параграфа учебника по курсу, заданный «вопрос» прямо требует воспроизвести фрагмент текста этого параграфа. Это махровое репродуктивное обучение, ориентированное на заучивание и запоминание информации. Отметим, что в процессе вузовского обучения практически все «вопросы» на экзаменах и зачетах имеют именно такой характер по всем без исключения наукам.

К чему ведет такая формулировка вопросов и заданий? Последствия двоякие.

Во-первых, это эрудиционная ориентация обучающихся. Вопросы в такой форме побуждают их помнить много текстов (понятие «знать» тут даже не хочется применять), но практически применить свои знания, как-то анализировать и сопоставлять информацию, а, тем более, выполнять синтез, т. е. творчески применять свои знания обучающиеся не могут.

Во вторых, такие задания демотивируют обучающихся. Ведь учить наизусть только для того, чтобы ответить, воспроизвести текст, это скучно и неинтересно, это для единиц. Поэтому преподавателям приходится «подкреплять» это репродуктивное обучение с помощью сторонних стимулов — отметок. Глубоко въевшаяся в российскую школу отметочность — это еще один яркий признак репродуктивности обучения. Речь здесь идет не об оценке учебной деятельности и прогресса обучаемого, которая может быть положена в основу педагогической тактики в работе педагога с этим учащимся. Такого рода оценивание наши учителя проводить разучились в своей основной массе. Речь именно об отметках: поставил отметку в журнал и в дневник — и «досвидос», на этом зона ответственность педагога за знания учащегося заканчиваются.

Никакого мышления и умственного развития обучающихся при таком подходе не происходит и не предполагается. Это подготовка низовых исполнителей, винтиков в общественном механизме, функционирующих на основе рефлексов «стимул-реакция».

Второй вариант вопроса уже требует понимания и применения информации информации (если только ответ прямо не приведен в тексте параграфа) об абсолютизме, как он складывался в России и западноевропейских государствах. Этот подход требует определенные мыслительные операции, а не просто воспроизведение, и, соответственно, развивает мышление. Требования к объему и точности запомненного материала снижаются, зато от обучающихся требуется анализировать и сопоставлять, строить классификации и формулировать выводы. Это означает, что акцент в обучении делается на мышление, а не на запоминание. Соответственно, вопросы и задания, которые педагог задает обучающимся, выполняют еще одну функцию — мотивирующую, они пробуждают познавательный интерес, сами по себе стимулируют активность обучающегося. А вот отметочная сторона обучения в этом случае дает сбой. Среди обучающихся появляются такие, кто с одной стороны, ничего не выучил и не может воспроизвести, но зато, послушав своих одноклассников на уроке, может сделать необходимые обобщения и выводы, и тогда оказывается, что ему непонятно какую отметку ставить. То есть понятно, какую — высокую. А что ставить тогда тем, кто все скурпулезно выучил?

Всевозможные вопросы, которые можно задать в рамках этого подхода, давно изучены и классифицированы в мировой педагогике (еще с 50-х годов прошлого века). Эта классификация подучила название таксономии Блума.

что такое репродуктивный уровень обучения

В соответствии с шестью уровнями пирамиды (соответственно, снизу вверх: знания, понимание, применение, анализ, синтез, критическая оценка), вопросы и задания также можно задавать так, чтобы они развивали соответствующую данному уровню психическую функцию.

Так, самый нижний уровень пирамиды Блума — уровень знаний — отвечает фактологическим вопросам «Что?»,» Кто?«, «Где?», «Когда»? Это тот самый уровень воспроизведения запомненного. Репродуктивный уровень, которым заканчивалось изучение гуманитарных предметов в советской школе.

Следующий, второй снизу, уровень — уровень понимания, когда учащийся может изложить, а не повторить, рассказать своими словами, предложениями в другом порядке. Вопрос об абсолютизме может строиться на примере истории так: кто имел всю полноту власти при абсолютизме? Что значит «самодержавие»? Вопросы уровня понимания позволяют развивать у обучающихся способность понимать, связывать информацию с ранее полученной.

Третий снизу уровень — это уровень применения знаний. Характерным для него является сопоставление ранее полученной информации и нахождение сходства или отличий. Выше мы привели пример вопроса на применение знаний из истории: «Чем отличался российский абсолютизм от западноевропейского?». Такие вопросы уже развивают мышление, но, повторяю, это еще нижний, исполнительский уровень. Им и заканчивалось обучение естественным наукам в советской школе: школьников учили применять свои знания при решении разных задач с четко сформулированным условием на основе ранее изученных арифметических действий и формул.

Перед российским образованием стоит задача перейти на более высокие ступени и развивать уже не только исполнительские навыки, но и анализ, творчество, а также критическое мышление. Именно дефицит критического мышления в современном обществе мешает прийти к единству и взаимопониманию по острым вопросам истории XX века, связанным с оценкой роли Сталина, Ленина — а также такого явления, как образовательные стандарты.

Умственные навыки анализа развивают вопросы, требующие проанализировать и разложить некую систему на элементы и определить связи между ними: «Из чего состоит (некоторая система)? Как связаны (элементы некоторой системы)?». Например, вопрос из курса истории России этого уровня мог быть сформулирован так: «Из каких элементов состоял механизм самодержавия в Российской империи XIX века?»; «Как были связаны царь и дворянство, армия и полиция, крестьянство, торговое и ремесленное сословие того времени?».

Вопросы и задания еще более высокого уровня на синтез (или творчество), наоборот, предполагают, что обучаемый выполняет композицию некой новой системы на основе ранее выделенных частей. Это еще более развиваюшие вопросы.

Уровню синтеза соответствует прогноз, ответ на вопрос «что было бы, если. », составление различных проектов, деловые и имитационные игры. Например, применительно к истории России вопрос этого уровня мог бы звучать так: «как могло пойти развитие страны, если бы восстание декабристов победило?».

Наконец, высший уровень пирамиды Блума — вопросы и задания на критическое мышление. Они развивают навыки объективной, критериальной оценки различных явлений и процессов, поиск существенных причин, аргументация собственного мнения.

Вопросы этого уровня начинаются со слов «почему», «по какой причине», «почему эта ситуация является актуальной сейчас», «что сделало эти личности (события) такими важными и значительными». В них требуется высказать и обосновать свое мнение. Уровню критического мышления соответствует третий вопрос в самом начале статьи.

Сложность состоит не в том, чтобы учителя просто начали задавать правильные вопросы школьникам. В последние недели мы видим настоящую схватку репродуктивного и развивающего подходов: ведь споры вокруг образовательного стандарта, это как раз споры вокруг двух моделей:

Модель первая. Мы насыщаем стандарт всякой конкретикой по содержанию изучаемых наук, которую нужно заучить, запомнить, а потом воспроизвести в ходе экзаменов и контрольных. А все, что связано с развитием школьников, их интеллектом, личностью – это, как говорится, фиолетово.

Модель вторая. Мы постепенно сокращаем всякую как бы научную конкретику (действительно, кто хочет заниматься наукой, для этого есть университеты и другие вузы), но зато начинаем развивать детей, развивать их личность, интеллект. Конечно, придется сильно менять методики обучения – они должны стать развивающими методиками.

В действующих ФГОС была сделана попытка уйти от репродуктивного обучения к развивающему, но сейчас происходит откат назад, к репродуктивности…

Источник

Что такое репродуктивный метод обучения и что он в себя включает?

что такое репродуктивный уровень обучения

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность учеников носит характер алгоритма.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей школьного возраста, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Учителя при помощи системы заданий грамотно организует учебную деятельность школьников по многократному воспроизведению данных им знаний либо продемонстрированных указанных методов школьной деятельности. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность учителя. Квалифицированный учитель практикует печатное и устное слово, предметные средства обучения, его учащиеся используют эти же средства для правильного выполнения заданий, как бы имея образец, который им сообщил, или продемонстрировал учитель. Репродуктивный метод вырисовывается во время устного воспроизведения сообщенных ученикам знаний, в ходе репродуктивной беседы, во время решения сложных физических задач. Такой метод применяют и при организации работ лабораторного и практического характера, исполнение которых подразумевает наличие достаточно точных и подробных инструкций.

что такое репродуктивный уровень обучения

Для обретения навыков, умений и знаний через систему специальных заданий организовывается деятельность обучаемых учеников по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. Педагог должен знать, что такое репродуктивный метод обучения – он преподносит задания, а обучающийся в свою очередь их выполняет — решает задачи, активно составляет планы и так далее. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучаемого напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения. Такой метод обучения обогащает школьников знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.

что такое репродуктивный уровень обучения

Во время репродуктивного построения рассказа преподаватель в готовой форме преподносит факты, важные определения некоторых понятий, плавно акцентирует внимание школьников на основных вещах, которые следует усвоить в первую очередь, а главное – чтобы усвоение прошло прочным образом. При репродуктивных методах наглядность школьного обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, навыков владения компьютером, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу. В особенной степени применяют репродуктивные методы в таких случаях, когда содержимое школьного учебного материала несет информативный характер, являет собой точное и подробное описание способов всех практических действий на компьютерах, является наиболее сложным для того, чтобы школьники могли осуществить самостоятельный поиск и обработку знаний. На основе репродуктивного метода чаще всего происходит программированное обучение. Метод репродуктивного направления на уроке информатики применяется при работе с использованием программ тренажёров, например, такие как клавиатурный тренажёр, обучающих и контролирующих программ, например, принцип функционирования компьютера, контроль знаний практического и теоретического материала, выполнении всевозможных видов вводных и тренировочных заданий, упражнений с дальнейшим комментированием.

что такое репродуктивный уровень обучения

Упражнения вводного характера применяются при первом знакомстве с программными средствами и исполняются, обычно, под чутким руководством своего учителя. Задания с комментированием используются при выработке у обучаемых учеников умений правильно работать с операциями, которые сложны для нормального усвоения. Таким образом, комментирование будет полезно во время деятельности над форматированием, а также копированием взятого текста. Комментирование подводит ученика к четкому осмыслению каждого его действия, дает возможность учителям вносить весомые поправки в различные действия учащихся, грамотно устранять неправильные действия и трактовки. Тренировочные задания нацелены на многократное повторение необходимых действий и операций, для того чтобы выработать умения и навыки. Подобные упражнения соединяют в одну систему преподносимых заданий, которые предполагают постепенный нарост степени сложности, а также творческой самостоятельности в деятельности учащихся.

С целью повышения результативности репродуктивного способа методисты и дидакты вместе с психологами разрабатывают такие системы заданий, упражнений, программированные материалы, которые обеспечивают должный самоконтроль, другими словами — обратную связь. Огромное внимание уделяют совершенствованию методов инструктажа всех учащихся. Кроме устных объяснений и демонстрации приемов работы, именно для этих целей применяют письменные инструкции и подробные схемы и конструкции, показ кинофрагментов и другие, на уроках трудовой деятельности — такие тренажеры, которые предоставят полную возможность быстро овладеть нужными навыками и умениями. В общем, репродуктивный метод обучения не дает возможность в должном объеме развивать умственное мышление школьников, а особенно это касается самостоятельности и гибкости мышления, формирования у учеников навыков исследовательской деятельности. При интенсивном использовании данных способов зачастую встречаются случаи, когда это ведет к формализации учебного процесса усвоения новых знаний, а иногда и просто-напросто к обыкновенной зубрежке.

что такое репродуктивный уровень обучения

Следовательно, вместе со способом обучения, рассмотренным выше, нужно применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников.

Источник

Виды методов обучения по характеру познавательной деятельности

Структура познавательной деятельности определяется уровнем активности мышления. На основе подобного критерия педагоги советского пространства И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности:

Низкий уровень активности мышления выражается в только лишь запоминании готовой информации и ее последующему воспроизведению (осознанному или неосознанному). Такому уровню соответствует репродуктивный метод обучения. Говоря о более высоком уровне мыслительной активности учащегося, мы имеем в виду его стремление получить знание в самостоятельной деятельности, и в данном случае применимы частично-поисковый или исследовательский методы обучения.

Приведенная выше классификация была поддержана прочими педагогами и получила широкое распространение на практике.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Перечислим основные черты объяснительно-иллюстративного метода обучения:

Для реализации объяснительно-иллюстративного метода применяются разнообразные источники информации (речь, наглядные материалы, технические средства). Логика изложения материала может носить как индуктивный, так и дедуктивный характер. При этом функция педагога заключается в грамотной организации процесса восприятия учащимися.

Репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы схожи тем, что и в том, и в другом случае знания передаются ученикам в готовом виде, при этом задача педагога – раскрыть подаваемую информацию и дать необходимые пояснения. Отличительной же чертой репродуктивного метода является то, что знание подается здесь в его верном воссоздании или репродукции, а для закрепления информации используется регулярное повторение.

Преимущество указанных методов – экономность, т.е. передача большого объема информации за короткий промежуток времени с минимальным расходованием усилий.

Конечное усвоение знаний, опирающееся на повторение, достаточно стабильно. За репродуктивной работой следует творческая, и пропускать этот период в обучении нельзя, да и попросту невозможно, но и усердствовать, применяя метод, не стоит. В общем, рассмотренные методы в процессе обучения отлично сочетаются с прочим педагогическим инструментарием.

Проблемное изложение

Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой. Изначально ученики не имеют навыка решать проблемные задачи без помощи, и задача учителя – показать пример решения, подробно поясняя весь его путь. Учащиеся не участвуют полноценно в процессе, но, следя за ходом рассуждения, получают урок размышлений и применения их для преодоления познавательных трудностей.

Проблемное изложение – это подача информации двумя путями: педагог сам или посредством технических средств показывает, как применить логику для нахождения решения, либо предоставляет конечный ответ на поставленный вопрос, раскрывая систему доказательств истины передаваемых знаний.

Структура метода проблемного изложения выглядит следующий образом:

Целью метода проблемного изложения является демонстрация учащимся многогранности пути познания, продвижения к истине. В этом процессе учитель сам ставит задачу, передавая ученикам ее конкретную формулировку, и сам же ее решает, демонстрируя ход рассуждения. Учащиеся наблюдают, осмысливают и запоминают, получая в итоге пример научного размышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы

Частично-поисковый или эвристический метод – это метод, характеризующийся следующими чертами:

Метод получил название частично-поискового в связи с тем, что учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной трудоемкой задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их. В некоторых ситуациях часть знаний подается учителем в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы. Одним из вариантов частично-поискового метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Теперь дадим характеристику процессам исследовательского метода обучения:

Исследовательский метод обучения основывается на творческом восприятии знаний. Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагогов и учащихся. Стоит также отметить, что эффективно применять данный метод способны лишь педагоги с высоким уровнем профессиональной подготовки.

Источник

Репродуктивный метод обучения

Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.

что такое репродуктивный уровень обучения
Суть репродуктивного метода обучения

Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.

Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.

Особенности метода

Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.

Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.

К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.

Отличие от продуктивного метода

Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.

Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.

В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.

Сочетание с другими методами

В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:

Пример использования репродуктивного метода

Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.

После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.

Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения

Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.

К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.

Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:

На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *