что такое складная икона

складень

Смотреть что такое «складень» в других словарях:

СКЛАДЕНЬ — СКЛАДЕНЬ, складня, муж. 1. Иконы, изображенные на двух или трех небольших складывающихся створках (церк.). 2. Складывающийся, складной предмет. «Ты как железный аршин складень.» Шолохов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СКЛАДЕНЬ — СКЛАДЕНЬ, складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей … Современная энциклопедия

СКЛАДЕНЬ — складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей … Большой Энциклопедический словарь

Складень — СКЛАДЕНЬ, складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Складень — Шнееберг, церковь св. Вольфганга … Википедия

Складень — складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или неск. (полиптих) частей. Икона складень «Предстоящие у креста и праздники». 17 в … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Складень — икона с несколькими (чаще всего 2) складывающимися створками. С. обычно называли небольшие по размеру иконки (из дерева, металла, слоновой кости). Икона складень. Позолоченное серебро. 1412. Мастер Лукиан. Оружейная… … Большая советская энциклопедия

Складень — (ст.слав. – складывать, свертывать) – икона, состоящая из нескольких иконок, скрепленных между собой и устроенных так, чтобы складываться друг с другом. Маленький складень служит дорожной иконой. Складень, состоящий из двух иконок, называется… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник

Складень

Скла́день – (также «складни», «створки», «склад­ная икона», «створ­ча­тая икона», «рас­клад», «рас­клад­ная икона»; от церк.-сл. «скла­ды­вати» — сосла­гать, сов­ме­щать, скла­ды­вать) – мини­а­тюр­ная склад­ная икона.что такое складная икона

Счи­та­ется, что складни как неболь­шие скла­ды­ва­ю­щи­еся иконы пришли на Русь из Визан­тии при­мерно в X в. Прак­ти­че­ски сразу на Руси начали изго­тав­ли­ваться соб­ствен­ные складни, кото­рые в редких слу­чаях могли заме­нять ико­но­стас. Складни изго­тав­ли­ва­лись в основ­ном трех­створ­ча­тые или двух­створ­ча­тые, реже четы­рех- или пяти­ст­вор­ча­тые. Размер складня и боко­вых ство­рок опре­де­лялся «сред­ни­ком», то есть цен­траль­ной частью. Створки (не име­ется в виду двух­со­став­ной скла­день) рав­ня­лись поло­вине сред­ника и тем самым закры­ва­лись встык, иногда с исполь­зо­ва­ние затвора-замка. Пола­гают, и небез­осно­ва­тельно, что изна­чально складни изго­тав­ли­ва­лись для нагруд­ного ноше­ния, но затем стали появ­ляться складни боль­шего фор­мата, в част­но­сти для исполь­зо­ва­ния в каче­стве домаш­него ико­но­стаса.

Суще­ство­вали натель­ные (как пра­вило, наперст­ные), и став­ные (постав­ные, киот­ные) складни. Их могли носить на груди вместо креста, на кольце или брас­лете, просто в кар­мане одежды или в суме. Суще­ство­вали спе­ци­аль­ные «путные» складни, кото­рые бра­лись в дорогу, складни домаш­ние, раз­ме­щав­ши­еся в крас­ном углу и складни боль­ших раз­ме­ров – «поход­ные», кото­рые часто исполь­зо­ва­лись в крест­ных ходах и пр. рели­ги­оз­ных про­цес­сиях. По сви­де­тель­ству архи­ди­а­кона Павла Алеппского, побы­вав­шего в России в XVII в. складни были у каж­дого рат­ника (рус­ского воина)1.

В неко­то­рых слу­чаях складни отли­ва­лись, а затем кова­лись или прес­со­ва­лись – в зави­си­мо­сти от ико­но­гра­фи­че­ского сюжета (уни­каль­ный под заказ или стан­дарт­ный) и мате­ри­ала. Нередко складни дела­лись из дерева (в силу спе­ци­фики мате­ри­ала их дошло до нынеш­них времен не так много). Метал­ли­че­ские складни могли покры­ваться раз­но­цвет­ной эмалью. В послед­нем случае исполь­зо­ва­лась медь или латунь – мате­ри­алы, кото­рые отно­си­тельно при­годны для литья и хорошо при­годны для ковки, прес­со­ва­ния и гра­ви­ровки, в редких слу­чаях исполь­зо­ва­лась бронза. В первой поло­вине XVIII века рас­цве­тает ста­ро­об­ряд­че­ская Выгов­ская литей­ная мастер­ская, в связи с ее дея­тель­но­стью начи­нают выпус­каться складни не только медные, но и литые желез­ные. Также появ­ля­ются стерж­не­вые петли, до этого боко­вые створки имели выступы внизу и вверху, а сред­ник имел два кольца под эти выступы; напри­мер, такие петли сохра­ни­лись в трех­створ­ча­том складне «Спас на пре­столе» XVI в.

что такое складная икона

Ико­но­гра­фия склад­ней весьма и весьма богата, однако, чаще всего встре­ча­ются образцы с изоб­ра­же­нием Гос­пода Иисуса Христа в сред­нике и святых, Бого­ма­тери, анге­лов на боко­вых створ­ках. Иногда ико­но­гра­фия склад­ней посвя­щена кон­крет­ным собы­тиям из Свя­щен­ного Писа­ния.

Не стоит путать со «склад­нем» ико­но­гра­фи­че­скую кон­струк­цию в зна­че­нии «створ­ча­тый алтарь», рас­про­стра­нен­ный в като­ли­че­ской куль­туре Запад­ной и Цен­траль­ной Европы. Послед­ний мог состо­ять из трех ство­рок (три­птих (от греч. τρίπτυχος – сло­жен­ный втрое (τρίς — три раза, трижды, и πτυχή — складка, слой)); цен­траль­ной и двух боко­вых) и пяти ство­рок (пен­та­птих (от греч. πέντε — пять); цен­траль­ной и четы­рех боко­вых). В редких слу­чаях створ­ча­тый алтарь мог состо­ять более чем из пяти сег­мен­тов, в таком случае он назы­вался «поли­пти­хом» (от греч. πολύς — многий, много). Среди извест­ных евро­пей­ских «склад­ней» — Гент­ский и Кра­ков­ский алтари.

Скла­день в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В наше время про­из­вод­ство склад­ней начало воз­рож­даться после деся­ти­ле­тий гоне­ний со сто­роны совет­ской без­бож­ной власти. На данный момент суще­ствует довольно раз­но­об­раз­ные формы склад­ней – скла­день книжка с цита­тами из Свя­щен­ного Писа­ния, скла­день-образ с ико­но­гра­фи­че­ским изоб­ра­же­нием, скла­день-крест. В насто­я­щее время складни дела­ются двух‑, трех‑, иногда четы­рех- и пяти­ст­вор­ча­тые. Сего­дня складни изго­тав­ли­вают из раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов – латунь, медь, дерево, а также пла­стик и картон (когда речь идет о неболь­ших склад­нях, осна­щен­ных неболь­шим бумаж­ным тек­стом молитвы). Помимо этого суще­ствуют складни из дра­го­цен­ных метал­лов – серебра, золота, пла­тины. Как и в древ­но­сти складни изго­тав­ли­ва­ются для ноше­ния на груди, в кошельке или сумке, а также для раз­ме­ще­ния в крас­ном углу дома. В редких слу­чаях, как пра­вило под заказ, складни делают на перст­нях.

При­ме­ча­ние:

1 Путе­ше­ствие антио­хий­ского пат­ри­арха Мака­рия в Россию в поло­вине XVII в., опи­сан­ное его сыном, архи­ди­а­ко­ном Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136.

Источник

Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Складни

¦ «Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол. — Прим. авт. )». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», — писал архидиакон Павел Алеппский [Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136].

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.

Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.

Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.

Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
¦

Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.

Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.

Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.
¦

Источник

Что такое складная икона

Складни или полиптихи существуют на Руси с давних пор.Для тех,кто не понимает о чём речь,это складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых.

Старинные складни могли иметь разное количество створок,но не менее двух, изготавленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также расписывались эмалью. Складни с двумя створками называются диптихами, состоящие из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами.Складни имеющие более четырёх створок встречаются значительно реже и назывались полиптихи.Наибольшей популярностью пользовались у казаков и староверов.

Считается,что складни на Руси появились в десятом столетии.Они привозились из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие ворота в традиционный церковный алтарь.

Сначала складни на Руси изготавливались при мастерских храмов и монастырей. Сюжеты были разнообразны. Но ранние экземпляры могли содержать и отражение языческой культуры. Наравне с амулетами-змеевиками были,иконы и складни, на обратной стороне которых отображались змееподобные существа не свойственные христианскому миру.

Как правило,средневековые складни, были нагрудными и носились на шнурке, были мелкоформатными и имели подвижное оглавие.Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона.Самой популярной вариацией складня являлся «трехстворчатый» также именуемый триптих – средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми створками.

Чаще всего в триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.На обратной стороне наносились резные или литые бронзовые изображения Голгофского креста.
В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все они могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход.Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди.

В девятнадцатом столетии металлические складни часто заменялись целыми иконостасами и святцами
Среди находок складни попадаются реже иконок и крестов. Это связано с трудоемкостью изготовления створок и оглавия, которые отливались отдельно, а затем собирались.

После раскола в церкви металлические литые иконы начинают интенсивно делать староверы. Гонимые правительством, им было трудно перевозить своё церковное имущество, например громоздкие деревянные иконы. А вот небольшие литые иконки и складни хорошо подходили для частых транспортировок, к тому же их легче было прятать.
Во времена Петра была безуспешная попытка закрыть производство складней.

Источник

Медные складни и иконы России

что такое складная икона

Распятие с клеймами и фигурным оглавием в резном деревянном киоте, Россия, XVIII век

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии. На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси. При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

что такое складная икона

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII— начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались. Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни. Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

что такое складная икона

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень. По сути, это складная икона, чаще всего, триптих. Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь. А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан. В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями. Эти иконы назывались панагии, они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

что такое складная икона

Распятие с клеймами и фигурным оглавием («лопата»). Россия. XIX век.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией. Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике. Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения. Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства. В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами. В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

что такое складная икона

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу. Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов. Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы. Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления. А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

что такое складная икона

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие. Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени. Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

что такое складная икона

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье. География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай. Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы. Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво. Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики. Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное. Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении. Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений. Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии. Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *