что такое учебная практика и для чего она нужна
Что такое студенческая практика и её виды
Образец
Обучение в вузе предполагает и обязательное прохождение практики. Вне зависимости от вашей специальности, после первого курса вы обязаны будете пройти так называемую учебную практику, далее вас ждет несколько производственных, ну, и на последнем курсе – преддипломная. Каждая практика имеет свое определенное назначение и вес. Все, что требуется от студента – ответственное отношение.
Практика – это логическое продолжение вашего обучения, а потому без нее никак не обойтись. Она необходима для того, чтобы студенты могли в полной мере познать, что их ждет в будущем. Любая программа обучения направлена на то, чтобы студенты могли синтезировать свои теоретические знания с практическими умениями.
Виды студенческой практики
Казалось бы, что в принципе все понятно. После первого курса учебная практика или так называемая ознакомительная. Все очень просто. Перед вами откроется профессиональная заслона, и хотя бы немного вы сможете познакомиться с процессами, которые полностью соответствуют вашей будущей специальности.
Но даже ознакомительная практика требует обязательного составления отчета. Как это правильно сделать, чтобы получить хорошую отметку, мы расскажем вам в другой статье. Но основные правила все же постараемся напомнить.
Во время учебной практики необходимо вести дневник. Это вам поможет сэкономить время при написании отчета. Если записывать подробно все основные процессы, то отчет вы напишите моментально.
После второго и третьего курса – практика производственная. По времени она в большинстве случаев не отличается от учебной, но назначение ее обычно не такое как у ознакомительной.
Вполне реально, что вас уже допустят к производственным процессам, и вы сможете попробовать свои силы в профессиональной сфере. От эйфории у студентов может снести голову.
Но чего не стоит забывать, так это по-прежнему вести дневник. Он как никто другой сможет вас выручить во время написания все того же отчета. Кроме того, не забывайте фиксировать все важные этапы прохождения практики.
После четвертого курса вас ждет самая ответственная и важная практика – преддипломная. Она же и станет проводником во взрослый мир работающих специалистов. Чаще всего она длится немного дольше, чем все предыдущие, но не этого ли вы и хотели? Теперь вы сможете действительно влиться в производственный процесс и попробовать свои силы на профессиональном поприще.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Практика в школе. Как быть, если тебе самому еще надо учиться?
Одним из самых увлекательных приключений для студента может стать практика в школе. Помните, как всем нравилось, когда в школе проходил день самоуправления. Это было восхитительно.
А теперь вы, став студентом-педагогом, можете целый месяц проходить практику в школе и наконец, воспитывать этих нерадивых школьников.
Воплотить план практики в школе достаточно просто, а посему вам остается лишь исправно посещать занятия, вести дневник и писать отчет о прохождении практики.
Студенческая практика: ожидания и реальность
Практика для студента – всегда предвкушение открытия чего-то нового. Но не всегда наши ожидания оправдываются. Часто случается, что придя на практику студент сталкивается с ситуацией, когда его попросту не допускают вообще ни к каким процессам, даже посмотреть. Тогда, собственно говоря, и записи в дневник сделать невозможно, и отчет написать тяжело.
А бываю случаи, когда вас отправили на производство, а ваш непосредственный руководитель обрадовавшись тому факту, что у него появился человек, на которого можно «взвалить» все поручения, прямо заваливает вас работой.
В такой ситуации ваш дневник прирастает записями ежедневно. К концу практики в нем черт ногу сломит и написать отчет из вороха информации просто невозможно.
Если вы оказались в сложном положении перед сдачей отчета о прохождении практики, то мы всегда с радостью вам поможем. Успехов вам в учебе!
Инна – увлекается ручным творчеством, и это не только вышивка и декор своими руками, но и копирайт. Человек ручного и умственного труда, лучший отдых которого – семья.
Что такое учебная практика?
Учебная практика предназначена для получения опыта первичной профессиональной деятельности, благодаря которой обеспечивается подготовка студентов к присвоению квалификационных разрядов по одной или нескольким рабочим профессиям по профилям соответствующих программ. Как правило, на начальном этапе учебная практика проходит в структурных подразделениях образовательного учреждения с учетом утвержденного учебного плана.
[10 примеров] Образцы отчетов по учебной практике 2021 года
Для чего нужна учебная практика
Для знакомства студентов с будущим рабочим местом организуются экскурсии. Они проходят во время учебной практики с целью знакомства с оборудованием, технологическими процессами, азами будущей профессии. Во время экскурсии, руководителем которой является опытный работник предприятия, студенты имеют возможность получить ответы на большинство вопросов, связанных с выбранной профессией. При этом обращается внимание на многообразие аппаратуры, устройств, функционирующих на предприятии, рассказывается о перспективах развития предприятия и потребности в специалистах, о сущности и значимости выбранной специальности, о необходимости постоянного самосовершенствования. Таким образом, уже на начальном этапе обучения организуется знакомство студентов с будущей профессиональной деятельностью.
Как проходит учебная практика
Структура учебной практики различается в зависимости от направления обучения. Например, будущие педагоги-психологи в магистратуре проходят учебную практику в следующей форме:
Чем учебная практика отличается от производственной
Учебная практика проводится на 1 курсе и направлена на ознакомление с профессиональной деятельность предприятий в рамках экскурсий и изучения теоретических основ специальности. В свою очередь, в рамках производственной практики студенты непосредственно принимают участие в рабочем процессе учреждений, осваивая практические навыки.
Купить отчет по учебной практике
На нашем сайте Вы можете купить готовый отчет по учебной практике, соответствующий всем требованиям Вашего учебного заведения и Вашим личным пожеланиям. Заказы выполняют действующие педагоги лучших ВУЗов страны, прошедшие аккредитацию. Дополнительно Вы можете заказать дневник по практике, речь и презентацию для защиты, а также отзывы и рецензию. Мы также выполняем полный спектр студенческих работ от эссе до диссертаций.
Чем отличается учебная практика от производственной: особенности и характеристики
Попробуем выяснить, чем отличается учебная практика от производственной. Многие студенты отечественных академий и университетов сталкивались с подобными вопросами, пытались самостоятельно найти на них ответ.
Что представляет собой отчет
В настоящее время практика является составным элементом программ обучения. Стажировка и производственная практика необходимы для того, чтобы будущий специалист мог получить практические навыки. А также закрепить теоретические знания, заложенные в процессе лекционных занятий в аудитории.
Разновидности практик
Рассмотрим, какие существуют варианты практик, а также, чем отличается учебная практика от производственной. В зависимости от срока проведения, а также предназначения, в наши дни выделяют три варианта практик.
Что такое учебная практика? Это самая простая форма, организуемая на базе конкретного учебного заведения. Ее целью является первоначальное закрепление теоретической информации.
Специфика прохождения стажировки
В чем отличие учебной практики от производственной? Если первая разновидность проводится на базе университета или академии, то производственный вид связан с приобретением начальных производственных (профессиональных) навыков.
Ее организуют на тех производствах, в которых есть профильные специальности. Кроме того, у студента есть право самостоятельного поиска компании, в которой он будет проходить стажировку.
Часто появляются проблемы, которые связаны с тем, что на практикантов сотрудники компании стараются переложить рутинную незначительную работу. В таком случае о полноценной профессиональной подготовке речи не идет.
Заключительной является преддипломная практика. Ее студенты проходят непосредственно перед защитой итоговой работы. Основным предназначением этого вида стажировки является сбор необходимого материала для написания диплома.
Если организация учебной и производственной практики допускается на базе университета, то преддипломная форма невозможна без работы на производстве, которое связано с темой дипломной работы.
Содержание отчета
Рассуждая над тем, чем отличается учебная практика от производственной формы, отметим специфику предоставляемого отчета.
Существуют базовые правила, которые необходимо соблюдать при составлении отчета по пройденной практике.
И производственная, и учебная, и преддипломная форма стажировок предполагают предоставление характеристики организации, в которой находился студент.
В отчет о прохождении учебной практики необходимо включать общую характеристику компании, главных управленческих процессов, системы безопасности, описание технологических процессов. В зависимости от специфики направления, в отчет могут быть включены некоторые дополнительные пункты.
Отчет по производственной практике невозможен без описания производства, расчетов экономических показателей, анализа деятельности, оценки деятельности конкурентов, перспектив развития компании.
Отчет по преддипломной практике предполагает характеристику управленческой и экономической деятельности компании, детальный анализ конкретной проблемы, выявление нюансов, позитивных параметров, чтобы впоследующем можно было устранить недостатки. Этот отчет будет основой аналитической части диплома.
Особенности составления отчета
Чем отличается учебная практика от производственной? Первый вариант не связан с приобретением профессиональных навыков, допускает составление формального отчета.
Производственная стажировка является более серьезной и ответственной, поэтому по ее итогам составляется полноценное описание.
Для начала нужно дать подробную характеристику компании. Далее описываются ее экономические показатели, бухгалтерская отчетность. Не забывайте о том, что отчет должен быть заверен фирменной печатью организации, а также подписью руководителя.
Для того чтобы у студента не возникало проблем в учебном заведении, важно следить за тем, чтобы дневник практики совпадал с содержанием отчета.
Приветствуется наличие приложений, например должностная инструкция, также в него можно включить копии уставных документов компании.
Значимость стажировок
Учебная практика позволяет студентам оценить качество знаний, приобретенных ими на лекционных занятиях в аудитории, «попробовать» себя в разнообразных непредвиденных ситуациях, соотнести реальные параметры выбранной профессии.
При ее подготовке и проведении ответственную роль играют все ее участники: специалисты отрасли, субъекты образования.
В качестве субъектов принято называть профессоров, преподавателей, а также самих практикантов. Руководителя практики назначают на профильной кафедре. От него во многом зависит результативность и эффективность практического совершенствования студентом теоретических знаний и навыков.
Кроме того, на успешность стажировки влияет и та организация, на базе которой она проводится. Если представители компании заинтересованы в молодом специалисте, ему будут созданы оптимальные условия для получения практических навыков, «погружения» в будущую специальность, чтобы после завершения обучения дипломированный специалист вернулся в организацию уже в качестве полноценного сотрудника.
Продолжительность практики
Время проведения, а также продолжительность разных видов практик определяются кафедрой. Они удовлетворяют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в высшее российское образование.
Учебная практика, которую организует университет, институт, академия, в полной мере должна соответствовать той учебной программе, по которой осуществляется образовательный процесс. Между сторонней организацией, на базе которой будет она проводиться, и учебным заведением высшего звена заключается специальный договор о сотрудничестве.
Важные моменты
Цель учебной практики в первичном знакомстве с функционированием предприятия, его строением, структурой, управленческим аппаратом, правовой и организационной формой. В ходе составления отчета о ее прохождении практикант изучает нормативные и правовые документы, которые касаются управления компанией.
В ходе производственной практики студенты получают право на самостоятельную деятельность, что позволяет им приобретать начальные профессиональные качества.
Учебная стажировка представлена тремя видами:
Заключение
В зависимости от специфики профессии, по которой осуществляется практика, могут быть определенные нюансы в составлении отчета. Но, независимо от того, в какой организации или на производстве будет осуществляться стажировка, после ее завершения практикант обязан составить дневник, приложить к нему отчет, и всю эту документацию предоставить своему руководителю.
Многие российские студенты стараются выбирать именно то направление для своей учебной и производственной стажировки, которое будет связано с тематикой дипломной работы. Например, если студент педагогического университета планирует написание итоговой работы по специфике организации внеурочной деятельности, при прохождении практики он уделяет внимание именно внеклассным мероприятиям.
Любая современная специальность, которая подразумевает техническую направленность, невозможна без закрепления теоретических знаний путем практической деятельности на производстве. Трудно себе представить квалифицированного инженера, который никогда не видел того оборудования, разработкой и обслуживанием которого он будет заниматься на рабочем месте.
Что такое учебная практика и для чего она нужна
Библиографическая ссылка на статью:
Блинов И.Д. Учебная практика и ее значение для студента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/02/16470 (дата обращения: 06.11.2021).
Основной задачей практики является закрепление, а также применение знаний студентами. Она дает студентам следующие возможности: применять приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.
Важную роль в практике играет все: субъекты образования, специалисты каждой отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав. Также представители предприятий вносят свой вклад в организацию и успешность практики. Именно от этого зависит качество проведения практики, а также получение студентами дополнительных знаний. План проведения учебной практики, установление сроков разрабатывается кафедрой вуза в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.
Целю практики является приобретение студентом первичного профессионального опыта. Для реализации цели необходимо: знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов; практическое знакомство со специальностью и её особенностями.
Учебная практика представлена следующими видами:
1) ознакомительной, которая представлена различными экскурсиями по организации;
2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;
3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений.
Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Финансы и финансовый менеджмент», обучение которой проводится в стенах ХГУ на кафедре экономики. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы влияния предприятий на экономику региона. Знания, которые получают студенты на лекциях и углубляют при выполнении расчетных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе практик, как это предписано государственным образовательным стандартом.
С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Финансы и финансовый менеджмент» направляется на предприятия в Республике Хакасия. Цель практики – выявление основных экономических проблем, связанных с производственной деятельностью предприятия. Она проводится после освоения студентами базовых экономических дисциплин: бухгалтерский учет, институциональная экономика, статистика, экономическая теория, маркетинг.
Проблемам организации подобной практики уделяется большое внимание на кафедрах экономики. То есть, уточняется и расширяется ее содержание. Например, В. Ф. Максимова считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится изучение и анализ бухгалтерской отчетности организации, на примере которых рассматриваются экономические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий [1]. В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на финансовые проблемы предприятия, которые тесно связаны с его особенностями.
Наличие разработанных программ практики в учебном плане не свидетельствует об ее эффективности. Получение студентами навыков, значимых для будущей специальности, должно осуществляться также и в учебном процессе. То есть, при детальном изучении этого вопроса, важно исследовать этапы организации практики: этап подготовки, этап проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Хакасского государственного университета, а второй – на предприятии, которое определено согласно программе, возможностям кафедры и желанию студента.
До начала практики кафедра экономики проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности, а также выдаются индивидуальные задания студентам.
С целью ознакомления со специальностью выбирается целесообразная форма организации практики. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.
Студенты во время учебной экономической практики изучают бухгалтерию предприятия: отчеты, балансы, накладные, а также другие виды документов. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными экономическими моделями. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, закрепляются через использование такого приема «анализ». При прохождении практики студент закрепляет знания, полученные в учебном процессе. Именно эти знания используются при организации самостоятельной работы, которая состоит в подготовке и написания отчета по итогам практики.
На эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. Это уровень общей подготовки по специальности «Экономика» и знание материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. Также, важны личностные факторы студента: ответственность, желание и стремление работать самостоятельно, умение слушать и анализировать информацию.
Также важно наличие у студента интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему прохождение практики. Здесь важна роль студента как субъекта образования, так и роль руководителя практики.
Важно конкретизировать требования, которые предъявляются к студентам на практике. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, к ним относится входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Также студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практики, оформив его по необходимым требованиям. Процесс составления укрепляет имеющиеся знания, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции. Защита отчета проводится на кафедре по окончанию учебной практики.
В соответствии со стандартом, руководитель практики от кафедры обеспечивает ее реализацию в ряде этапов. На начальном этапе он связывается с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед началом практики. Также руководитель уточняет календарный план выполнения и содержание программы практики. Кроме того, он разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, оказывает им методическую помощь, отвечает за соблюдение правил техники безопасности. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.
В условиях учебной экономической практики, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:
— встретить студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;
— ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;
При написании данной статьи было дано следующее обоснование: чтобы организовать и обеспечить студентам процесс прохождения практики, руководитель кафедры должен быть высококвалифицированным специалистом. В связи с количеством студентов, возрастает значение индивидуального подхода, наличие опыта работы в индивидуальном порядке.
Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации [2].
Учебная практика имеет большое значение в реализации образовательной программы по специальности «Экономика». Поэтому необходимо решить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры? Можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональные характеристики должны включать компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются на профессионально-значимые, т.е. сотрудничество со студентами и знание психологии, и на личностные качества– это, на мой взгляд, ответственность, толерантность, а также корректность и доброжелательность. Именно это является основой успешного сотрудничества преподавателя и студента.
Проведя данное исследование, можно сказать, что на учебной практике, студент получает первичные основы для того, чтобы в будущем стать специалистом. Именно от качества и правильности программы практики зависит подготовка студента к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Практика в университете: когда и зачем
Тамара Коновалова
Образовательная программа получения профессии предусматривает обязательный вид внеурочной деятельности. Это называется практикой в университете. Когда и зачем ее проходить определяется учебным процессом.
Практика в университете закрепляет теоретические знания студента. Она бывает на каждом курсе, но виды ее различны. На первом это учебная практика. На ней студент знакомится с практическими навыками, подтверждающими теоретический курс. Практикант ведет специальный дневник по ней. Обычно этот вид практики студенты проходят группой. А курирует процесс преподаватель.
Следующий вид практики в университете – ознакомительная. В ее задачи входит знакомство студентов с деловыми документами, с профессиональными обязанностями на предприятии. На этой практике не предусмотрено выполнение каких-то обязанностей студентом. Руководитель практики предоставляет ему возможность знакомиться с организацией труда. Если у практиканта возникают вопросы, то руководитель отвечает на них.
Следующий вид практики в университете – производственная. Студент выполняет работу как сотрудник организации. Он соблюдает распорядок рабочего дня и устав предприятия. С него спрашивают как с полноценного члена коллектива.
И последний вид практики в университете – преддипломная. Целью студента на этой практике является поиск и анализ информации для написания дипломного проекта. У студента на преддипломной практике 2 руководителя. Один – представитель учебного заведения, а второй – представитель организации, где практикуется студент.