что такое учение о предопределении

Предвидение и предопределение Божие

Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Предопределе́ние — 1) Боже­ствен­ное реше­ние, под­ле­жа­щее непре­мен­ному испол­не­нию; 2) реше­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее обя­за­тель­ное испол­не­ние.

Сво­бо­ден ли чело­век в своих поступ­ках или всё уже пред­опре­де­лено Богом? В самом этом вопросе есть отте­нок лукав­ства: доста­точно согла­ситься с все­об­щим пред­опре­де­ле­нием и тогда отпа­дает необ­хо­ди­мость каких-либо чело­ве­че­ских усилий: зачем делать добро, зачем стре­миться к совер­шен­ству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы пре­красно осо­знаём, что в наших отно­ше­ниях с людьми мы вольны тво­рить добро и зло, любовь и нена­висть; также мы вольны жить с Богом, не заме­чать или отвер­гать Его.

Бог не обу­слов­лен про­стран­ством и вре­ме­нем, свой­ствен­ным сотво­рён­ному Им мате­ри­аль­ному миру. Бог из веч­но­сти видит наш мир как на ладони. Он видит как наше про­шлое, так и насто­я­щее и буду­щее “одно­вре­менно”. Бог видит и знает, но не нару­шает нашей сво­боды. Знать и пла­ни­ро­вать – суть вещи разные. Гос­подь знает все бес­ко­неч­ные вари­анты раз­ви­тия собы­тий, хотя чело­век при этом волен сво­бодно выбрать тот свой един­ствен­ный вари­ант пове­де­ния в этих собы­тиях, кото­рый ему ближе.

Бог при­сут­ствует и дей­ствует в духов­ном и мате­ри­аль­ном мирах. Он при­сут­ствует во всех собы­тиях, бла­го­слов­ляя или попус­кая их. Суще­ствует мно­же­ство фак­то­ров, при­чинно-след­ствен­ных связей, вли­я­ю­щих на наши поступки, их нелепо отри­цать, хри­сти­ан­ство отри­цает лишь их фаталь­ность. В мате­ри­аль­ном мире Богом уста­нов­лены жёст­кие физи­че­ские законы, но и это не отри­цает вли­я­ния Бога и на него (ника­кой метео­рит слу­чайно на Землю не упадёт).

Абсо­лютно сво­бо­ден только Бог, мы имеем опре­де­лён­ную сво­боду, наи­боль­шую в обла­сти нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и жизни духа (рели­ги­оз­ной жизни). Сво­бода – вели­чай­ший дар Божий, отсюда и колос­саль­ная ответ­ствен­ность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зави­село, то за что бы нас ждал Страш­ный Суд?

Таким обра­зом, неиз­беж­но­сти нет, чело­век дей­стви­тельно сво­бо­ден в опре­де­лён­ных пре­де­лах, и эти пре­делы очень широки – от бес­ко­нечно греш­ной жизни до бес­ко­нечно пра­вед­ной.

Мы можем обре­тать всё боль­шую сво­боду через при­част­ность к Богу, Его бла­го­дати, через обо­же­ние, соеди­не­ние с Богом.

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Свя­щен­ное Писа­ние о пред­опре­де­ле­нии

Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил. ( Рим. 8:29-30 )

Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, бла­го­сло­вив­ший нас во Христе всяким духов­ным бла­го­сло­ве­нием в небе­сах, так как Он избрал нас в Нем прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви, пред­опре­де­лив усы­но­вить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­го­во­ле­нию воли Своей, в похвалу славы бла­го­дати Своей, кото­рою Он обла­го­дат­ство­вал нас в Воз­люб­лен­ном. ( Еф.1:3-6 )

В Нем мы и сде­ла­лись наслед­ни­ками, быв пред­на­зна­чены к тому по опре­де­ле­нию Совер­ша­ю­щего все по изво­ле­нию воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, кото­рые ранее упо­вали на Христа. ( Еф.1:11-12 )

свя­ти­тель Илия Миня­тий:
«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния». Если ты будешь жить бого­угодно, – спа­сешься, а если раз­вра­щенно, – погиб­нешь. Бог пред­ви­дит и то, и другое. Но ни того, ни дру­гого не пред­ре­шает Божие Пред­ве­де­ние. Ты или спа­сешься, или погиб­нешь, одно из двух – несо­мненно, но не опре­де­лено напе­ред» (Про­по­веди, «Слово в неделю 1‑ю Вели­кого поста»).

про­фес­сор Осипов А.И.:
Нельзя сме­ши­вать пред­ви­де­ние с пред­опре­де­ле­нием. Роди­тели могут подчас пред­ви­деть, что будет с их ребен­ком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не пред­опре­де­ляют его пове­де­ние, только пред­ви­дят, т.е. пред­ви­де­ние – не пред­опре­де­ле­ние. В том и заклю­ча­ется каче­ство сво­боды, что чело­век постав­лен перед выбо­ром. И этот выбор, сам акт выбора, сама ори­ен­та­ция лич­но­сти уже опре­де­ляет его состо­я­ние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи жела­нием. И чело­век, решив­шись на грех, уже омра­ча­ется. Когда гово­рят о сво­боде, надо понять, что сво­бода – это есть воз­мож­ность начать акт дей­ствия от самого себя. Есть фак­торы, при­чины, обсто­я­тель­ства, кото­рые влияют на меня, но я могу посту­пить и в ту, и в другую сто­рону. Сво­бода в том и заклю­ча­ется, что я могу начать ряд дей­ствий от самого себя. Могу само­опре­де­литься.
Боже­ствен­ное пред­ви­де­ние не есть пред­опре­де­ле­ние, т.е. не есть пося­га­тель­ство на мою сво­боду. Бог не может кос­нуться моей сво­боды. Не может! Иначе Он пере­стал бы быть Богом. Ибо чело­ве­че­ская сво­бода есть образ боже­ствен­ной сво­боды. Не слу­чайно чело­век име­ну­ется богом с малень­кой буквы, своего рода боже­ство, поскольку он бого­по­доб­ное суще­ство.
Поэтому Бог, даже пред­видя, совсем не пред­опре­де­ляет, а все дей­ствия Божии заклю­ча­ются в том, что Гос­подь вновь и вновь ставит чело­века в такие усло­вия, в кото­рых он с оче­вид­но­стью должен избрать, опре­де­лить себя – к добру он или ко злу. Так про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти в наших земных усло­виях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбро­сить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, чело­век, по какому пути пой­дешь? Как важен само­кон­троль! Ибо здесь начи­на­ется ряд моих дей­ствий. Каждый само­сто­я­тельно опре­де­ляет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь чело­век.

Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние (113, 181):
Пред­ве­де­ние, Пред­опре­де­ле­ние и Про­мысл раз­ли­ча­ются в Боге по своим дей­ствиям. Про­мысл отно­сится к тво­ре­нию. Но пред­ве­де­ние и пред­опре­де­ле­ние были в Боге прежде бытия мира, хотя и раз­личны между собой. Пред­ве­де­ние есть одно веде­ние буду­щего, без опре­де­ле­ния его в част­но­сти, то есть оно не опре­де­ляет суще­ство­ва­ния той или другой вещи. А пред­опре­де­ле­ние есть опре­де­ле­ние част­ное, то есть оно и опре­де­ляет, что должно быть. Но опре­де­ляет только добро, а не зло, ибо если бы оно опре­де­ляло и зло, то это было бы про­тивно есте­ствен­ному свой­ству Божию – бла­го­сти.
Итак, спра­вед­ливо можно ска­зать, по нашему пред­став­ле­нию, что пред­ве­де­ние в Боге пред­ше­ствует, за ним сле­дует пред­опре­де­ле­ние, а после тво­ре­ния воз­ни­кает и Про­мысл о сотво­рен­ном. Этому учит апо­стол: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего… А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим. 8:29-30 ). Впро­чем, эти слова должно отно­сить только к чело­веку, поскольку прочие тво­ре­ния (кроме Анге­лов, нахо­дя­щихся в твер­дом и неиз­мен­ном состо­я­нии) не под­ле­жат пред­опре­де­ле­нию, так как не имеют сво­боды, а потому в них не может быть ника­кого греха. И все, что они делают, делают по при­роде, и потому ни нака­зы­ва­ются, ни награж­да­ются.

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Бог Все­ве­ду­щий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и пред­опре­де­лил от века одних, про­во­дя­щих жизнь в пока­я­нии и сми­ре­нии, к славе, а других, лени­вых и нера­дя­щих о своем душев­ном спа­се­нии, к веч­ному муче­нию. Притом из исто­рии мы видим, что и самые суды Свои Гос­подь пере­ме­няет при пере­мене обсто­я­тельств. Напри­мер, Гос­подь опре­де­лил неко­гда истре­бить нине­ви­тян. Но когда нине­ви­тяне про­по­ве­дию Иони­ною пока­я­лись, Он отме­нил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек нине­ви­тя­нам волю Божию: «еще три дня, и Нине­вия пре­вра­тится…».

Бихевиори́зм — подход к изу­че­нию живот­ного и чело­века, в соот­вет­ствии с кото­рым оно пол­но­стью опре­де­ля­ется внеш­ними фак­то­рами.

В совре­мен­ном бихе­ви­о­ризме сво­бода пред­стает неким оста­точным незна­нием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения при­чинно-след­ствен­ных рамок, как некий агре­гат, и по мере того как наши знания будут рас­ши­ряться, мы в конце кон­цов сможем устра­нить все про­белы, уста­но­вим един­ственно воз­мож­ное соеди­не­ние при­чины и след­ствия, и тогда наше поня­тие сво­боды станет излиш­ним, оста­точ­ное незна­ние будет устра­нено. До сих пор эта кон­цепция доста­точно активно от­стаивается, но понятно, что это неко­то­рая транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, кото­рая со вре­ме­нем должна исчез­нуть.

Одно­вре­менно и опыт веры зача­стую гласит, что сво­бода ока­зы­ва­ется функ­цией свое­об­раз­ного оста­точ­ного невеже­ства. Кто ты, если не узрел Бо­жественного Про­мысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет ника­кой сво­боды, есть только недо­ста­точ­ная работа твоей души. Будь эта работа достаточ­ной, не надо бы было ссылать­ся на сво­боду, и ты выбрал бы един­ственно пра­виль­ный путь к спа­се­нию.

Источник

Предопределение в христианстве.

Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio ) — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. В религии — предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога. Идея предопределения имеет особое значение в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения монотеизма всё существующее определяется волей Бога (в том числе и зло), поэтому проблема предопределения соприкасается с проблемойТеодицеи. Похожие понятия: предвидение, провидение, судьба, промысл Божий — с одной стороны; самоопределение, спонтанность воли, свобода человека — с другой стороны. Предопределение — одно из основных религиозных понятий, включающих в себя противопоставление абсолютной воли Бога и свободы человека.

Предопределение в христианстве

Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика).

Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт.

Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.

Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.

Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвёртых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.

Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августинакак реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».

Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришёл к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить её.Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.

Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самогоАдама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало вV веке большие споры в Церкви на Западе.

На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения былипреподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.

Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным её. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.

По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.

В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении ещё менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и её совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе вОранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.

Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и её распорядкам. Его учение было признано ересью.

Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям.»Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.

Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.

Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.

Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».

В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).

Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе. На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.

Восточная (православная) церковь миновала полемику вокруг предопределения. Св. Иоанн Златоуст использовал вместо понятия предопределение понятие предвидение Бога, затем Иоанн Дамаскин учил о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В православной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека.

Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем „предопределением“ или „предназначением“ (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.

Критика предопределения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *