что такое ветхий завет история 5 класс
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 10. Библейские сказания. Древнееврейское царство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Священное Писание – это собрание священных книг в развитых религиях, излагающее основы вероучения – представление о мире, божестве, цель и правила человеческой жизни.
Библия – это книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий.
Пророки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
Заповедь – это религиозно-нравственное предписание.
Филистимляне – это древний народ, населявший приморскую часть Израиля.
Политеизм – это система верований, основанная на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
Монотеизм – это религиозное представление о существовании только одного Бога.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Примерно три с половиной тысячи лет тому назад в степных и холмистых районах между Египтом, Месопотамией и побережьем Средиземного моря расселились кочевые племена семитов. Другие народы называли эти племена «евреи», что вероятно означало «переправившиеся через реку», или «пришедшие из-за реки». Сами себя эти племена называли «народ Израиля», если судить по их преданиям, это имя одного из праотцов, предков еврейского народа.
Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога. О происхождении еврейских племён и об образовании древнееврейского государства, рассказывается в Библии – собрании книг религиозного и исторического содержания, созданных в течение столетий многими людьми. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет.
На страницах Библии история еврейского народа предстает как предание об одной большой семье. Родоначальниками этой семьи стали Авраам, его сын Исаак и внук Иаков – другое его имя было Израиль. Всего насчитывалось тринадцать еврейских колен, составивших племенной союз Израиль. Этими родами управляли вожди, которых евреи называли судьями.
Согласно Ветхому Завету, Авраам родился в месопотамском городе Уре, со временем он получил от Бога наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую он ему укажет. Этой землей оказался Ханаан, та ее часть, которая позже и по сей день стала называться Палестиной. Аврааму со своим народом пришлось эти земли отвоевать у народа, который жил на них задолго до переселения евреев.
Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисей. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег – в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись, и египтяне погибли.
В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя – Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать.
И, казалось бы, путь домой был не так далёк, и тем не менее Моисей водил народ свой по пустыне еще 40 лет, в Ветхом Завете это объясняется тем, что Моисей хотел, чтобы народ еврейский забыл свой плен и рабскую участь, и чтобы души их стали свободными.
На Синайском полуострове были получены и заповеди Божьи.
Они были начертаны на скрижалях начертаны. Вот они:
1. Народ должен поклоняться единому Богу.
2. Не делай себе кумира.
3. Не называй имя Бога без надобности.
4. Шесть дней работай, на седьмой отдыхай.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
7. Не прелюбодействуй.
9. Не произноси ложного свидетельства.
10. Не желай того, что есть у ближнего твоего (т.е. не завидуй).
После 40 лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину. В дальнейшем они действительно захватили её и образовали своё государство – Израиль.
В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города. Но мирный труд был прерван нашествием – филистимлян, буквально «народ моря». Они вторглись в земли евреев по суше, приплыли на ладьях по морю. Евреи мужественно отражали нашествие врагов. Одним из героев этого периода был Самсон, согласно преданиям, обладавшего невероятной силой.
Однажды Самсон увидел красавицу Далилу и полюбил её. Но вскоре филистимляне подкупили возлюбленную Самсона, и она выведала у него, в чём кроется его сила. Самсон признался, что сила эта в длинных волосах, тогда коварная Далила приказала слугам остричь волосы Самсона, когда он спал. Внезапно в дом ворвались филистимляне, они схватили обессилевшего Самсона, ослепили и бросили в темницу. Сами же устроили пир в честь того, что могучий герой был повержен. Самсона привели на пир и начали потешаться над ним. Но не заметили филистимляне, что вновь отросли чудесные волосы Самсона, а с ними вернулась и сила. Воскликнул Самсон: «Умри душа моя, вместе с мучителями моими!». Хватился он могучими руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так Самсон погиб, оставив о себе славу героя.
Уже в начале первого тысячелетия до нашей эры у древних евреев установилась царская власть. Первым царём был Саул. После него на царство был избран юноша Давид. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. По преданию, этот город был воздвигнут на том самом месте, где праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака, но тот был спасен чудесным образом.
После смерти Давида новым израильским царем стал его младший сын Соломон, правивший примерно с 965 до 928 г. до н. э. В историю царь Соломон вошёл как один из самых мудрых правителей, ведь не зря существует устойчивое выражение «соломоново решение» – мудрое решение. Во время царствования Соломона Израиль имел выход к Средиземному и Красному морю. Он контролировал торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. Богатство Израиля позволило Соломону украсить столицу своего государства – Иерусалим.
В городе был воздвигнут великолепный храм. Руководили его строительством финикийские мастера. Иерусалим стал религиозным центром Израиля.
После смерти Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал город Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое позже оба царства были захвачены другими государствами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Расположите имена правителей Древнего мира в хронологической последовательности, чтобы увидеть рисунок.
Пояснение: Для того, чтобы установить правильную хронологическую последовательность, необходимо вспомнить, правителями каких государств являются приведённые исторические личности.
Так, Саргон I и Хаммурапи были царями Двуречья, значит, им следует присвоить 1 и 2 номера в списке. Далее идут египетские фараоны Тутмос III, прославившийся завоеваниями в XV в. до. н.э., и Эхнатон, правивший в XIV в. до н.э. и пытавшийся установить культ одного бога Атона. Царство Давида и Соломона описывается в Ветхом завете, а значит, эти имена завершают хронологический список задания.
Задание 2 Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для неверного – 0.
Выражение «Вавилонское столпотворение» означает крупное строительство.
Библейское выражение «Иерихонская труба» означает древний музыкальный инструмент.
Библейское выражение «Вернуться на круги своя» означает возвращение к началу какого-либо жизненного этапа.
Выражение «Соломоново решение» означает мудрое решение.
Выражение «Вавилонское столпотворение» означает крупное строительство.
Библейское выражение «Иерихонская труба» означает древний музыкальный инструмент.
Библейское выражение «Вернуться на круги своя» означает возвращение к началу какого-либо жизненного этапа.
Выражение «Соломоново решение» означает мудрое решение.
Пояснение: Выражение «Вавилонское столпотворение» не может означать крупное строительство, хоть и связано со строительством башни. Главное, что объясняет история о Вавилонской башне, это появление различных языков. Люди заговорили на разных языках, начался хаос, беспорядок, и башня не была построена.
Выражение «труба иерихонская» употребляется в том случае, когда речь идёт о чём-то оглушительном. Например, слишком громком голосе или шуме. Благодаря трубам пали стены Иерихона.
Библейское выражение «Вернуться на круги своя» означает возвращение к началу какого-либо жизненного этапа.
Выражение «Соломоново решение» означает мудрое решение, потому что именно Соломон прославился своей мудростью.
Библейские сказания
Всего получено оценок: 903.
Всего получено оценок: 903.
Наша религия опирается на сборник священных текстов, названных Библией. Размещенные в ней сказания повествуют о многочисленных событиях от сотворения мира. Рассмотрим в нашей статье самые известные из них.
Структура Библии
Писание создавалось множеством авторов на протяжении долгого времени. Название не является изначальным и не используется в самих текстах. Содержание Библии разных конфессий отличается из-за разницы в переводах и списке дополнительных текстов. Первым полным христианским вариантом считается греческая рукопись 4 века н. э.
Библию принято разделять на две значительные части, каждая из которых представлена разным количеством специальных канонических (признанных церковью) и дополнительных книг:
Иудаизм, в отличие от христианства, признает как священную только первую часть Библии – Ветхий Завет (Танах).
Основные сказания
Тексты Нового Завета достаточно понятны, похожи на исторические хроники, их поучительный смысл более доступен. А вот события Ветхого Завета действительно стоит считать библейскими сказаниями: сакральными мифами, служащими уроком всему человечеству.
Сказаний довольно большое количество, поэтому рассмотрим самые известные:
Считается, что Бог передал Моисею священные скрижали, на которых были высечены десять заповедей – основных Божественных законов, обязательных для исполнения.
Что мы узнали?
Затронув в статье важную тему история (5 класс), довольно сложную для понимания, мы узнали, из каких частей состоит Библия, о чем идет речь в святых сказаниях, какие заповеди оставил людям Бог.
Конспект по истории на тему «Библейские сказания» 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Библейские сказания
Варфоломеева Татьяна Федоровна
МАОУ «СОШ №27» город Балаково
Учитель истории и обществознания
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2012
Цель урока : Формирование у учащихся умения работать с текстом учебника, источниками, картой по истории жизни евреев и духовных ценностей человечества.
Задачи : -обучающие (познавательные): познакомить с историей древних евреев; дать представление о Библии и Ветхом Завете, о понятии «единобожие»; научить осознавать библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосифе и его братьях, исходе из Египта ), значение моральных правил библейских заповедей, как части исторических знаний и общечеловеческих ценностей;
-развивающие (регулятивные): анализируя смысл религии древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям; научить объяснять, как появление этой религии повлияло на историю людей;
-воспитательные (личностные): формировать понимание значения морали в жизни общества; умения оценивать исторические явления на основе нравственных ценностей заложенных в Ветхом Завете, понимать их актуальность в наше время.
Тип урока : урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями, источниками.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карта « Древний Восток»
Структура и ход урока
1. Библия. Составные части Библии
3. Иосиф и его братья
4.Выход евреев из Египта
2. Изучение нового материала
3. Практическая работа
4. Подведение итогов
Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Библейские сказания»
( по учебнику «история древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)
Рассказ учителя о стране расположенной между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря
Обратимся к карте на с.80
Называем реки, моря, занятия людей.
Во главе еврейских племен стояли старейшины, они хранили предания о своем народе, которые вошли в Библию.
Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?
Слушают. Рассматривают карту, проговаривают занятия народов
Работают с текстом учебника с. 74,
Учащиеся высказывают мнения: Старинные книги рассказывают о прошлом, учат мудрости, как не допустить ошибок?
Знакомство с Библией в 5-м классе
Разделы: Литература
ХОД УРОКА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА
Как вы думаете, что это за книга?
(Выслушать мнения учеников; если не будет названа Библия, учитель сделает это сам.)
Она является самой первой из всех изданных книг; первой, напечатанной наборным шрифтом.
По тиражу изданий Библия занимает первое место в мире.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Учитель. Для удобства пешеходов и водителей существуют знаки разрешающие, предупреждающие, запрещающие.
Они помогают человеку избежать опасности.
Вот почему все люди должны соблюдать «Правила дорожного движения».
Кто пренебрегает этими правилами, тот может быть наказан.
Как может быть наказан человек, не соблюдающий правил дорожного движения?
(Люди могут попасть в аварию, подвергнуться штрафу, лишиться прав и транспорта, могут лишиться жизни или остаться калекой).
Учитель. Но существует документ, в котором содержатся «подсказки» о том, как правильно себя вести всегда, а не только на дорогах.
Как вы думаете, о каком документе идёт речь?
(Выслушать мнения учащихся; сказать о том, что таким бесценным документом является Библия.)
Учитель. В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.
Несоблюдение этих правил приводит к печальным последствиям.
На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов.
Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим (христианам), но и каждому культурному человеку.
Давайте внимательнее рассмотрим эту книгу.
Библии бывают различных форматов: большие, маленькие.
Есть и детские Библии (показать, например, «Библию для детей»).
Что означает слово «Библия»?
Слово «Библия» происходит от греческого слова «biblia», что значит «книги».
Но почётное звание «Книги книг» Библия получила из-за своей уникальности.
Есть много книг, хороших и умных, которые нас поражают.
Но существует только одна книга, которая может преобразить человека.
Как появилась эта необычная книга?
СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА (УЧЕНИКОВ)
Письменность на востоке появилась рано (1500 г. до Р.Х.). Сначала для написания применялись каменные плиты («Каменные плиты». ). Они были неудобным, громоздким материалом.
Позже для книг стали использовать папирус. Он изготавливался из растений («Папирус». ). Сердцевины стеблей папируса нарезали тонкими полосками шириной 6-7 см. Полоски стеблей склеивали в два слоя, один поперек другого, образуя листы; листы соединяли друг с другом в виде свитка длиной до нескольких метров. Текст писали в столбцы.
Потом люди научились использовать пергамент (выделанная кожа), который был намного прочнее папируса («Пергамент». ).
Этот материал получил свое название от города Пергам в Малой Азии, где особым образом обрабатывались кожи животных.
(Показать на географической карте.)
Пергамент изготавливался в виде прямоугольно обрезанных листов, переплетённых в книгу.
Пергамент был дорогим материалом, поэтому иногда он использовался повторно.
Переписчики тщательно следили за тем, чтобы при снятии копий Священного Писания не было ошибок, даже считали буквы! Если в рукописи было более трех ошибок, она уничтожалась.
Так благоговейно относились к Слову Бога!
Иногда переписчики посвящали копированию текстов Библии всю жизнь, стараясь точно сохранить для потомков тексты Священного Писания.
Учитель. Свидетельством добросовестности переписчиков стала, например, история о кумранских раскопках на побережье Мертвого моря.
(В качестве наглядного пособия может использоваться как современная географическая карта, так и карта «Евангельские места«).
В марте 1947 г. на берегу Мертвого моря два молодых пастуха стали искать отбившуюся от стада козу.
Они искали ее в ущельях и пещерах, время от времени бросая туда камешки.
Звук, раздавшийся от удара одного из таких камешков, заинтересовал пастухов, и они решили эту пещеру обследовать.
Там пастухи нашли: Что бы вы думали? :древний кувшин! Они открыли крышку и:
Как вы считаете, ребята, что нашли пастухи в этом кувшине?
(Заслушать мнения учеников.)
В кувшине находились исписанные свитки пергамента.
Они пролежали в пещерах около двух тысяч лет. Причем, текст найденного Священного Писания из Кумранских пещер практически тот же, что и текст современной Библии.
РАБОТА С ТЕКСТОМ БИБЛИИ
Учитель. Библия состоит из двух разделов: Ветхого Завета и Нового Завета.
(«Оглавление» в Библии).
Слово «ветхий» можно пояснить словами «старый», «устаревший», «древний».
Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа.
Греческое слово «евангелие» означает «радостная весть».
Это известие о том, что Бог любит людей и хочет спасти их от зла.
За всю историю Библии более сорока (40) человек получали и записывали откровения (открытые истины) Божьи.
Мы не знаем всех имен, знаем только некоторые из них.
Прочитать эти имена мы можем в «Оглавлении» Библии.
СТРУКТУРА БИБЛИИ
Учитель. У нас в руках, ребята, переводная Библия.
Как появилась Библия на русском языке?
Для славянских народов огромную роль в создании Библии сыграли братья Кирилл и Мефодий, монахи, проповедники христианства, создатели славянской азбуки.
Они перевели Библию на старославянский язык («Древнее Евангелие». ).
В 1816 г. вышла старославянская Библия.
В 1822 г. появился Новый Завет в переводе на живой великорусский язык.
После этого, в 1876 г., вышла русская синодальная Библия, которой мы сейчас и пользуемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(музыкальное приложение «Кружится как пушинка». )
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Наглядное пособие «Кувшины со свитками«: в «кувшины» с прорезями вставить «свитки» с вопросами (приложения «Кувшины со свитками»).
Учитель. Вы помните, ребята, в кумранских пещерах были найдены свитки в кувшинах? Некоторые из них «попали» к нам на урок. На свитках что-то написано:
Давайте «почитаем» эти надписи!
Примечание. На каждом «свитке» записан вопрос по материалу урока.
«Свитки» с вопросами предпочтительнее доставать в арифметической последовательности.
1. Откуда мы знаем про Бога?
2. Что такое Священное Писание?
3. Как переводится слово «Библия»?
4. Почему нужно изучать Библию?
5. Что вы знаете о первом материале, на котором писались книги Священного Писания?
6. Что такое пергамент и папирус? Что вы можете о них рассказать?
7. Сколько веков существует Библия? Изменился ли ее текст? Почему?
8. На какие части делится Библия?
9. На какие части можно разделить Ветхий Завет? (Исторические, поэтические, пророческие).
10. Как подразделяется Новый Завет? (Исторические, послания, пророчество).
11. Сколько исторических книг в Ветхом Завете? (17)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?
(Выслушать мнения ребят.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Составить краткий конспект статьи учебника «Книга книг».
3. Объяснить значение стиха (устно).
ВАРИАНТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Поделка «Библейская библиотечка«.
Разделить класс на 2 группы.
Каждой из групп предложить изготовить «Библиотечку» Ветхого Завета
(ЗАКОН, ИСТОРИЯ, ПОЭЗИЯ, ПРОРОКИ)
(ЕВАНГЕЛИЕ, ИСТОРИЯ, ПОСЛАНИЯ, ПРОРОЧЕСТВО).
Для этого используются пустые спичечные коробки, цветную бумагу, клей, ножницы.
Коробочки следует оклеить цветной бумагой с трех сторон (согласно радуге).
Три стороны торца оклеить белой бумагой, имитируя книгу.
На » корешках книг» следует написать их названия.
Ветхий Завет
«Ветхий Завет», он же «Еврейская Библия» (Танах), — общее Священное Писание иудаизма и христианства. В данной статье рассматривается его изложение в христианской традиции. Подход еврейской традиции см. в статье «Танах»
СодержаниеПроисхождение терминаВ библейском мире «завет» (др.-евр. ברית брит) был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. Такой завет мог быть договором между частными лицами (Быт.31:44, 1Цар.18:3), соглашением между царём и частным лицом (Быт.21:27, 2Цар.3:12) или договором между царями или государствами (2Цар.5:1-3, 3Цар.15:19). Другой тип завета означал торжественное обещание одностороннего характера, своего рода «присягу», при которой одна из сторон обязывалась выполнять определённые действия (4Цар.23:3). Особым видом являлся завет, заключаемый между Богом и человеком. Такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на Ближнем Востоке (Быт.9:1-17). Впервые термин «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη ) появляется в 2Кор.3:14, где он связывается с Моисеевым Законом, записанным в Пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательство, наложенные Богом на народ (ср. Евр.9:1). В аллегории о Сарре и Агари (Гал.4:25) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет — новому завету для Израиля, который уже не является наложенным обязательством, но основан на живых взаимоотношениях между Богом и человеком. В отношении книг иудейского Священного Писания и христианских произведений термины «Ветхий Завет» (Παλαιὰ Διαθήκη) и «Новый Завет» (Καινή Διαθήκη) появились впервые во II в. н. э. в работах раннехристианских писателей (Мелитон Сардийский, Ориген [14] ).
Согласно христианской традиции, разделение Священного Писания на Новый и Ветхий Заветы основано на стихах из Книги пророка Иеремии (Иер.31:31 [19] ). АвторствоКниги Ветхого Завета были написаны несколькими десятками авторов на протяжении многих веков. Большинство книг имели, согласно традиции, своих авторов, которые и были указаны в названии книги. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами. [21] [22] [23] [24] Источники текстаТекст Ветхого Завета дошёл до нас во многих древних и средневековых манускриптах, используемых в современных изданиях. Сюда входят тексты на древнееврейском языке и древние переводы, среди которых наиболее важными являются Септуагинта — перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в конце первого тыс. до н. э., Вульгата — перевод на латынь, сделанный Иеронимом в V веке н. э., таргумы — переводы на арамейский язык и Пешитта — перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э. Среди манускриптов на древнееврейском языке важное место занимают средневековые манускрипты масоретского текста — официального текста иудаизма, среди которых наиболее авторитетными считаются Ленинградский и Алеппский кодексы. Самыми древними источниками текста Ветхого Завета являются Кумранские рукописи, содержащие фрагменты всех книг Ветхого Завета, за исключением книг Есфири и Неемии, а также полный текст книги пророка Исайи. Важное место среди источников Ветхого Завета занимает Самаритянское Пятикнижие — древнееврейский текст Пятикнижия, записанный одной из разновидностей палеоеврейского письма (самаритянское письмо) и сохранённый самаритянской общиной. Церковнославянские переводы Ветхого Завета — Геннадиевская Библия, Острожская Библия и Елизаветинская Библия были выполнены с Септуагинты. Современные русские переводы — Синодальный перевод и перевод Российского Библейского Общества сделаны на основании масоретского текста. Канон Ветхого ЗаветаВ настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, отличающиеся по составу и происхождению: В истории формирования канона Ветхого Завета очевидным образом выделяются два этапа: формирование канона в иудейской среде и принятие этого канона христианской Церковью. Иудейский канонИудейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг. Первые буквы названий этих трёх частей Писания (Тора, Невиим, Ктувим) в составе иудейского канона составляют слово ТаНаХ. Иудейская традиция часто именует книги по их первому слову. Условно книги Судей и Руфь, Иеремии и Плач Иеремии, Ездры и Неемии попарно считаются как одна книга по общему автору, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22, по числу букв еврейского алфавита. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Все книги иудейского канона изначально были общепризнанными во всех христианских общинах. Александрийский канон (Септуагинта)Александрийский канон Ветхого Завета (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от иудейского Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской, версии оригинального текста. Нельзя исключить также и то, что дополнения в нём могут иметь христианское происхождение. После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения. Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 [30] книг, которые представляют собой следующие разделы: Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, Вторая книга Паралипоменон включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2Пар.36:24 слл). В книге Есфирь добавлены Пролог (следует перед 1-й главой книги), список указа Артаксеркса об уничтожении иудеев (следует между 13-м и 14-м стихом 3-й главы книги), молитва Мардохея и Есфири (следует в завершении 4-й главы книги) и список 2-го указа Артаксеркса, отменяющий его первый указ (следует между 12-м и 13-м стихом 8-й главы). В книге пророка Даниила добавлены: песнь 3-х отроков в пещи (следует между 23-м и 24-м стихами 3-й главы, соответствует 24-91 стиху в русском полном Синодальном переводе) и 2 дополнительные главы — 13-я о Сусанне и 14-я о Виле и драконе. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские. Православная Церковь в составе «Ветхого Завета» насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг, отличаясь этим от Римско-Католической Церкви, насчитывающей в своей Вульгате 46 канонических книг (включая книги Товит, Иудифь, Премудрость Соломона и 2 кн. Маккавейские). Протестантский канонВ эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н. э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны. Книги Ветхого Завета
Библейская критика Ветхого ЗаветаКритика со стороны археологов и историковКритика религиозного содержанияТексты и переводыНаиболее распространённым переводом Ветхого Завета на русский язык является Синодальный перевод, выполненный в XIX веке в основном с масоретского текста и являющийся единственным официальным русским переводом, использующимся Русской православной церковью.
|