что такое воды творения
Сотворение мира — как Бог создал Вселенную
Узнайте все самое интересное и важное о сотворении мира, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Сотворение мира по Библии
На протяжении всей истории человек интересовался, как раскрыто создание мира в Ветхом Завете. Сотворение мира описано в Бытии – первой книге Ветхого Завета и всей Библии.
Согласно христианской и иудейской традиции, автором книги Бытия является пророк Моисей. Этот текст содержит 50 глав и около полутора тысяч стихов. Книга Бытия представляет собой источник христианского понимания происхождения мира. Также она содержит предания о древнейшей истории человечества (об Адаме и Еве, их грехопадении), родоначальниках еврейского народа (Аврааме, Исааке, Иакове) и их потомках.
Сотворение мира из ничего
Одним из догматов Православия является учение о сотворении мира из ничего. Согласно этому учению, мир появился из небытия по замыслу Бога. Мир имеет начало во времени, и само время тоже было создано Богом. Святитель Афанасий Великий в “Слове о воплощении Бога Слова” указывает на то, что
“вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из готового вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом”.
Христианство отрицает обожествление мира и его явлений, как это было принято в язычестве. Мир не равен Творцу, он возник не из сущности Бога. Бог стоит над своим творением, Он вне пространства, времени, субстанции, причинности, Он есть основание бытия.
Религиозное учение о творении мира из ничего согласуется с научной картиной мира. Существуют гипотезы, что мир не существовал вечно, а появился в определенный момент, имел начало. Наука предполагает, что Вселенная постоянно расширяется. Значит, когда-то она родилась в одной точке, сгустке энергии. Расширение Вселенной из этого сгустка в науке названо Большим Взрывом.
Шесть дней творения
В Библии указано, что мир был создан Богом за шесть дней. В христианстве были и есть сторонники буквального понимания шести дней творения. По этой версии, чередование дня и ночи до создания небесных светил происходило в результате действия первобытного Божественного света.
Существует и образное толкование того, как Бог создал землю за 6 дней. Согласно ему, Бог сотворил мир в течение шести эпох, а не суток. Такое мнение основано на многозначности еврейского слова “йом”, которым в Библии называют “дни” творения. Это слово означает не только сутки, но и некоторый промежуток времени, интервал.
Однако тайна мироздания лежит вне человеческого опыта и науки. Поэтому мы не можем судить о продолжительности творения. Библия призвана донести до нас не естественно-научные, а религиозные истины.
Первый день творения
Начало творения мира представляет собой создание Богом неба и земли, то есть ангельского мира и материи, основы физического бытия. Но эта материя была в пустоте и тьме и лишь «Дух Божий носился над водой» (Быт 1, 2). В этих строках есть косвенное указание на множественность лиц Бога, то есть на Святую Троицу. Святой Дух представлен как самостоятельная личность, участвовавшая в творении мира.
Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на священное Писание” высказывает мысль, что
“Дух Святой согревал, оплодотворял и соделовал родотворными воды”.
Вода указана как главная, дающая жизнь стихия. Она была не привычным нам H2O. Это было первобытное состояние материи, бесформенная, неструктурированная масса, ещё не имеющая пространства. Но при этом она сталай основой мира. В христианстве вода имеет особое значение. Именно в ней совершается Крещение как таинство обновления и рождения в духовную жизнь.
В первый день Бог создал свет, отделил его от тьмы и назвал их днём и ночь. Небесные светила ещё не созданы, это был Первозданный свет. Тьма стала периодически сменяться светом. Так было установлено чередование дня и ночи, которое позволяет человеку и всякому живому творению восстанавливать и сохранять свои силы.
Второй день творения
Во второй день было создано воздушное пространство, физическое небо. Оно названо словом «твердь», так как в древности небосвод часто сравнивали с шатром. Таким образом, был создан барьер между землёй, которая всё ещё была под водой, и космосом. По всей видимости, во второй день Богом была создана атмосфера нашей планеты, защищающая её от космического излучения. Таким образом, было обеспечено существование всего живого.
Третий день творения
На третий день по воле Бога произошло разделение на земле суши от воды. Вероятно, именно тогда окончательно сформировалась планета Земля с её материками, островами, горами, равнинами, реками и океанами. Также на земле появилась первая форма жизни – различные виды растительности, которая может воспроизводить себя. Так появилась разнообразная органическая жизнь.
Сотворение растительного мира до появления небесных светил, на первый взгляд, кажется противоречием: как же растения могут существовать без Солнца? Однако это мнимое противоречие. Как уже было сказано, до Солнца был Первоначальный свет. Солнце лишь приводило в зрелость то, что уже было произведено при участии Первозданного света.
Святитель Василий Великий в “Шестодневе” пишет:
“Земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать будто оно дает причину жизни”.
Четвертый день творения
В этот день были созданы небесные тела: Солнце, луна и звёзды. Они стали освещать землю. Также появилась возможность отделять день от ночи, отмерять сутки, месяцы и годы, вести времяисчисление. В “Бытии” эти небесные объекты не имеют имени, они лишь названы “большим и малым светилами”.
Такое описание призвано обезопасить человеческий ум от языческого обожествления солнца и луны. Кроме того, так подчёркивалась центричность Земли в созданном мире. Времяисчисление же нужно было человеку для богослужебного календаря. Чтобы знать, когда какую приносить жертву и возносить молитву. И тут небесные светила служат лишь помощниками человеку в служении Богу.
В каждом дне указано: «И увидел Бог, что это хорошо». Этими словами выражена мысль, что всё сотворённое Богом совершенно и пребывает в гармонии между собой. Как писал святитель Василий Великий в “Беседах на Шестоднев”,
“Бог наш ничего не создал как избыточествующего сверх потребности, так и недостаточествующего в чем-либо нужном”.
Пятый день творения
Сотворение мира продолжилось тем, что Бог создал разные виды птиц и рыб. Творец благословил их размножаться и заполнять воду и небо. Появилась новая, более высокая, одушевленная форма жизни, которая может двигаться и чувствовать.
Бог создал животных “по родам”. У каждого вида существ была своя преемственность поколений с сохранением основных внешних признаков и невозможностью превращения одного вида в принципиально другой. На основании библейского понятия “рода” Карлом Линнеем в 18 веке была создана классификация живых организмов.
Шестой день творения
В этот день Богом были созданы животные, обитающие на суше. Они заполнили землю, но планета нуждалась в высшем творении, в человеке, который мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Бог создал человека из земного праха и вдохнул в него жизнь. Творец создал его по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой. Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.
Святые Отцы, среди которых святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, в своих толкованиях на Книгу Бытия отмечали, что Бог почтил человека, являя его в мир последним, когда уже всё было готово для его существования. Земля, словно, царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для своего Владыки. Таким образом, творение мира происходило постепенно и природа, словно по ступенькам, восходит от малого к великому.
Однако Бог создал мир не только для употребления его человеком. Созерцая богатство и красоту Вселенной, человек познаёт могущество Творца, Его премудрость и благость, по которым Он дал человеку этот мир.
Творение человека
Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу.
Но человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей. Творец заповедал Адаму и Еве плодиться и заселять землю. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала и что мы должны любить и беречь друг друга.
Человек был венцом Божьего творения, и в шестой день закончилось сотворение мира. Однако Бог продолжает непрестанно заботиться о нём. Это называется «Промыслом Божьим». Изначально в мире не было зла, и земля была раем. Люди и животные употребляли в пищу только растения. Всё пребывало в любви и гармонии с Творцом. Зло возникло в результате нарушения человеком этой гармонии. Но Бог восстановит совершенство мира в конце времён, создав новые землю и небо. И человек вернётся к райской жизни, в которой нет зла и тления.
Седьмой день творения
На седьмой день Бог ничего не делал и «отдыхал». Конечно, Всевышний и Всемогущий Бог не испытывает нужды в отдыхе. Это выражение метафорично и является прообразом тайны покоя вечной жизни, уготованной для людей.
Также описание седьмого дня является Божьим благословением для нас пребывать в покое на седьмой день недели. В Ветхом Завете это была суббота. Для христиан это воскресный день. Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на священное Писание” указывает, что
“поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира”.
В воскресенье нам следует оставить все житейские заботы и посвятить день Богу, памятуя о бренности материального мира и подготавливая себя к Вечной Жизни.
Загадка происхождения воды или первые два дня творения
ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОДЫ
ИЛИ ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ТВОРЕНИЯ
Вода – такая обычная жидкость, часто встречающееся нам вещество, используемое нами повседневно, что даже сразу и не приходит в голову мысль о том, что за происхождением воды может стоять какая-то тайна. А между тем, интересно было бы осветить проблему происхождения воды с нескольких сторон, чтобы оценить всю загадочность воды. Мы поговорим о современной научной точке зрения на происхождение воды, приведем тексты Священного Писания о творении мира и происхождении воды с толкованиями, а также рассмотрим некоторые известные мифы, связанные с творением мира и происхождением воды.
1 Вода на Земле и в космосе.
Эволюционная точка зрения на происхождение воды
Вода достаточно распространена на Земле. Мы знаем, что ¾ поверхности планеты покрыто водными бассейнами океанов, морей, озер и болот, а также льдами. Над планетой в атмосфере плывут облака водяного пара. Воду всегда можно обнаружить в трещинах и порах земной коры. Вода наполняет растения и животных, и человек на 70% состоит из воды. В космосе вода также распространена. Это и ледяные шапки на полюсах Марса, покрытые льдом спутники Юпитера и Сатурна, ледяные кольца Сатурна, ледяные ядра комет, пары воды в атмосфере Венеры, ледяные оболочки межзвездных пылинок, молекулы воды в далеких межгалактических туманностях и др. Предполагается, что в недрах спутников Юпитера: Европы, Ганимеда и Каллисто находится вода в жидком состоянии [1]. А недавно исследовательская миссия спутника-зонда Кассини обнаружила гигантский фонтан пара и льда, который вырывался из глубин спутника Энцелад планеты Сатурн на сотни километров, причем интенсивность выброса воды оказалась порядка 500 тонн в секунду, и выброшенный лёд формировал одно из колец Сатурна. Так что под поверхностью Энцелада существуют океаны воды в жидком состоянии. Возможно, что кометы формируются подобными фонтанирующими гейзерами – выбросами воды из планет [2].
Поговорим о происхождении воды с эволюционистской точки зрения, господствующей в современной науке. Для появления воды в космосе необходимо вначале появление водорода и кислорода. В настоящее время считается, что водород, как наиболее распространенный во Вселенной элемент, образовался на начальных стадиях расширения Вселенной после предполагаемого «Большого Взрыва» из плазмы, состоящей из элементарных частиц: протонов и электронов, рожденных, в свою очередь из фотонов. Тогда же образовалась основная масса гелия и некоторых других легких элементов. Кислород же образовался в результате термоядерных реакций в недрах звезд: из водорода синтезировался гелий (4); из гелия синтезировался углерод (12); из гелия (4) и углерода (12) синтезировался кислород (16). Эти реакции можно кратко записать так:
4Н → 4Не; 34Не → 12С; 4Не + 12С → 16О [3].
Дальше нужно, чтобы кислород, синтезированный в недрах звезд, каким-то образом вышел в межзвездную среду и соединился с водородом, образовав воду, ибо межзвездная среда содержит молекулы воды и водяной лед на межзвездных пылинках, ядра которых состоят из каменистого вещества. Механизм попадания кислорода из недр звезд предполагается такой. На протяжении своей жизни звёзды испускают звездный ветер, который поставляет в межзвездную среду химические элементы из атмосферы звезды. А в конце жизни звезды обогащают межзвёздную среду продуктами ядерного синтеза, если со звезд сбрасывается оболочка при их взрывах. Так что не только водород и кислород, но и весь химический состав межзвёздной среды — это, по-видимому, продукт первичного нуклеосинтеза и ядерного синтеза в звездах. Дальше – проще: атомы водорода и кислорода взаимодействуют между собой в космосе, образуя воду [3].
Разработанная к настоящему времени эволюционистская космогония обрисовывает картину происхождения планетной системы вокруг Солнца и, в частности, нашей Земли. Согласно с ней, Земля образовалась из протопланетного газопылевого облака. Другие планеты, а также астероиды и кометы также образовались из этого облака, в центре которого в процессе сжатия и разогрева газопылевой среды образовалось Солнце. Так что в состав первичного вещества нашей планеты входила вода. Итак, вода и атмосфера на Земле возникли в результате выделения водяных паров и газов, содержащихся в небольшом количестве в земных каменистых веществах. Водяные пары, сконденсировавшись, образовали водные бассейны, а газы образовали первичную атмосферу. Некоторую роль в образовании гидросферы и атмосферы, возможно, сыграли падавшие на Землю ледяные ядра комет. Первичная гидросфера Земли возникла не позже 4 млрд. лет назад, поскольку уже 3,8 млрд. лет назад существовали первые живые организмы [1, 3].
Согласно новым научным открытиям, гидросфера Земли может не ограничиться только водой на поверхности планеты, водой в земной коре и земной атмосфере. Вода может содержаться глубоко в мантии Земли. Так, по косвенным данным было обнаружено в нижней мантии Земли огромное количество воды, соизмеримое с мировым океаном [4], и это только начало исследований.
Итак, вопрос происхождения земных океанов и атмосферы остается открытым для ученых до сих пор. Недавно в интернете было сообщение, что бельгийские ученые приблизились к раскрытию тайны происхождения земной атмосферы. Они считают, что атмосферу сформировали газы из состава комет, поскольку соотношение изотопов азота в составе комет почти с абсолютной точностью соответствуют их соотношению в атмосфере Земли. Может быть, тогда и вода на Земле своим происхождением обязана кометам? Ведь, как считают бельгийцы, на конечных стадиях формирования Земли из газопылевого облака ее температура была слишком высока, чтобы в ней могла остаться вода. Поэтому были необходимы внешние источники. Но оказалось, что изотопный состав земной воды не соответствует составу кометного льда: доля тяжелого изотопа водорода (дейтерия) в земной воде в два раза ниже, чем в ядрах тех немногих комет, на которых это можно измерить. Отсюда следует, что, либо незначительная часть воды на Землю занесена кометами, либо данные по изотопному составу водорода в воде комет верны не для всех комет, ибо не исключено, что существуют классы комет с другим содержанием дейтерия [5].
Кроме того, что кометы возможные поставщики воды на Землю, как думают эволюционисты, сами по себе кометы весьма загадочные космические объекты. Тело кометы (ядро) является комом снега, загрязненного мелкой пылью и более крупными твердыми частицами. Ядра состоят в основном из водяного льда и снега и льда (снега) из СО или СО2 а также значительных количеств каменистых веществ. По относительному содержанию, по массе ядра состоят на 2/3 из льда и на 1/3 из каменистых веществ. Поперечники ядер комет составляют предположительно 0,5-20 км, а массы кг. Иногда попадаются более крупные кометы. Существует и большое количество более мелких комет, практически недоступных наблюдению. Предположительно, ядра комет – это образцы мало изменившегося первичного вещества Солнечной системы [3].
Кометы, как правило, движутся вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам различных размеров, произвольно ориентированным в пространстве. Размеры орбит большинства комет в тысячи раз больше поперечника планетной системы. Вблизи афелиев своих орбит кометы находятся большую часть времени, так что предположительно на далеких окраинах Солнечной системы существует облако комет – облако Оорта. Эволюционисты предполагают, что его происхождение связано с гравитационным выбросом ледяных тел из зоны планет-гигантов во время их образования. Зарождающиеся планеты-гиганты сильно влияли на орбиты малых тел, что привело к появлению вытянутых орбит комет. Облако Оорта содержит порядка 1011 кометных ядер. Периферия облака Оорта находится на расстоянии 105 а. е., а кометы, находящиеся там, имеют периоды обращения вокруг Солнца 106-107 лет. Во сколько раз размеры гипотетического облака Оорта больше размеров планетной системы, можно судить по следующими цифрам: 1 а. е. – это средние размеры орбиты Земли, а самая дальняя крупная планета Нептун находится на среднем расстоянии 30,07 а. е. [3].
Кроме облака Оорта – источника длиннопериодических комет, возможным поставщиком короткопериодических комет является пояс Койпера, расположенный вне орбиты Нептуна, на расстоянии от 30 до 50 а. е. [6, 7].
Предположительно облако Оорта значительно превосходит по массе все объекты пояса Койпера, а тот, в свою очередь, массивнее пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Масса облака Оорта в сумме с незначительными добавками массы пояса Койпера и массы пояса астероидов можно оценить, как кг (напомним, что масса Земли 5,98∙1024 кг [3]). Эти оценки показывают, как много может быть воды в ближайших окрестностях Солнечной системы, учитывая, что доля воды примерно 2/3 кометного вещества.
Ученые-креационисты в своих публикациях возражают против большого возраста комет, оцениваемого эволюционистами в 4 млрд. лет, ибо кометы сильно теряют вещество, сближаясь с Солнцем. Наоборот, по их мнению, кометы могут свидетельствовать о молодости Вселенной, ибо они до сих пор являются одной из загадок астрономии. Они также подчеркивают, что к настоящему времени ни существование пояса Койпера строго не доказано, ни существование облака Оорта не обнаружено [8].
Солнечная система, пояс Койпера и облако Оорта
Новые открытия ученых показывают, что кометы и некоторые типы астероидов могут иметь более близкое родство, чем принято считать. Изначально астероиды могли содержать значительное количество воды. Так что не только кометы, но и астероиды могли быть поставщиками воды для нашей планеты, как полагают эволюционисты [6].
Вещество комет не только каменистое и ледяное. С помощью спектрального анализа в кометах были обнаружены органические молекулы и частицы: атомарный и молекулярный углерод, гидрид углерода, окись углерода, сульфид углерода, цианистый метил; а также неорганические вещества: водород, кислород, натрий, кальций, хром, кобальт, марганец, железо, никель, медь, ванадий. Считается, что наблюдаемые в кометах молекулы и атомы, в большинстве случаев, являются «обломками» более сложных родительских молекул и молекулярных комплексов, природа происхождения которых до сих пор не разгадана. Ведь это очень сложные молекулы и соединения типа аминокислот, которые, по мнению некоторых исследователей-эволюционистов, могли служить катализатором возникновения жизни или начальным условием ее зарождения на Земле [6].
Этот небольшой обзор научных публикаций по проблеме происхождения воды, как представляется автору, достаточно хорошо показывает, сколько еще загадок связано с природой воды, начиная от синтеза ядер водорода – протонов в первые мгновения гипотетического «Большого Взрыва», выноса кислорода из недр звезд, до проблемы появления воды на Земле, на других планетах, в ядрах комет и в астероидах, загадки наличия сложных органических молекул в космической воде.
А теперь попробуем рассмотреть загадку происхождения воды с другой стороны – со стороны христианского вероучения, текстов Священного Писания и их святоотеческого толкования.
2 Священное Писание о происхождении воды
и его святоотеческое толкование
В этом параграфе статьи мы приведем библейские тексты о происхождении воды и их святоотеческие толкования: слова древних святых отцов – святителей Василия Великого (330-379 гг.), Иоанна Златоуста (347-407 гг.) и др. и слова поздних святых отцов – святителя Филарета Московского ( гг.) и святого праведного Иоанна Кронштадтского ( гг.). Приведем также основные положения христианского вероучения о сотворении мира.
Согласно с христианским вероучением, мир был сотворен из ничего, а не из первоначальной материи. Мир был создан Творцом из ничего и поддерживает существование благодаря своей причастности Божественным энергиям. Без потока Божественных энергий весь тварный мир прекратил бы свое существование. Поскольку материя, пространство и время творились Богом из ничего, то и законы природы впервые появились вместе с ее возникновением. Акты творения – это сверхъестественные акты, выходящие за рамки известных законов, ибо сами законы были установлены в процессе творения. Раз установившись, эти законы стали действовать впоследствии [10]. Свт. Василий Великий говорит, что «последовательный порядок природы, получив начало с первым [Божиим] повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общаго скончания вселенной» [11]. Можно сказать, что Творцом были установлены не только законы вселенной, но и начальные условия действия этих законов. Процесс сотворения мира был уникален и чудесен и не был похож на все известные современные процессы. Вот почему мы не можем в полной мере экстраполировать в прошлое – на дни творения те закономерности нашего мира, которые действуют сейчас. О продолжительности дней творения богословы ведут дискуссию, предполагая за днями творения многомиллионные отрезки времени. Одним из аргументов, что дни творения не обязательно составляли 24 часа, они используют библейское высказывание: «…У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр, 3:8). Однако, в Св. Писании каждый день творения описан как сутки, включающие вечер и утро. И, как представляется автору, святые отцы считали дни творения нашими сутками продолжительностью в 24 ч. Ничего удивительного нет в том, что Бог творил в течение шести дней по двадцать четыре часа в каждом, а не в период многих миллионов лет, ибо для Бога все возможно. И хотя дни творения длились столько же, сколько и нынешние сутки, все же дни творения несказанно отличались от обычных суток. Блаженный Августин в своей книге «О граде Божием» так говорит: «Какого рода были эти дни, для нас очень трудно заключить или даже, вполне невозможно; и тем более невозможно для нас говорить об этом». Итак, Бог творит мир не мгновенно, но поэтапно в течение шести дней. Однако же в каждый из этих дней, несмотря на их некоторую длительность, творение происходит в ускоренном режиме, практически мгновенно. Процессы возникновения той или иной части вселенной протекают весьма быстро по Слову и мысли Творца, по Его волеизъявлению. Можно высказать суждение, что поэтапным творением Бог дает человеку лучшую возможность постигать тварный мир, постепенно исследуя законы природы, чтобы, восхищаясь творением, воздать хвалу Творцу [10].
Первый день творения мира.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).
Бог из ничего творит материю, пространство и время. Как указывает свт. Василий Великий, что Бог «двумя крайностями обозначил сущность вселенной, приписав небу старейшинство в бытии, а о земле сказав, что она занимает второе место по сущности. Без сомнения, ежели есть что-нибудь среднее между небом и землею, то оно сотворено вместе с сими пределами. Почему, хотя не сказано о стихиях: огне, воде и воздухе, но ты собственным своим разумением постигни, во-первых, что все находится во всем… Во-вторых, если по природе своей небо занимает верхнее место, а земля составляет самый низ….верх же и низ противоположны между собою, то упомянувший о небе и земле, которые по самой природе наиболее удалены друг от друга, конечно, обозначил тем совместительно и все, что наполняет средину между ними. А потому не ищи повествования о каждой стихии, но в сказанном подразумевай и умолчанное» [11]. Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Бог создал сначала вещество вселенной, а потом уже приступил к постепенному устроению ее. Это вещество было в начале неопределенное и нестройное; тут все было вместе: и земля, и вода, и воздух, и огонь; ничто не было разделено, ничто не имело тех видов и форм, какие мы видим теперь» [12]. Творец образовал вещество, вероятно, из «начальных пылинок вселенной» (Притч. 8: 26). Можно также полагать, что эти «пылинки» или составленное из них перво-вещество все-таки были водой, ибо у апостола есть таинственные слова: «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3: 5). И эта вода трансформировалась в остальные химические элементы, необходимые для сотворения мира. Некоторые толкователи сводят смысл слов апостола к такому варианту: мир вначале представлял собой водяной хаос (см. ниже Быт. 1: 2 и 6), из которого мир оформился – земля и небо, и жизнь в этом мире поддерживалась за счет воды (водою жизнь впоследствии была и уничтожена при Всемирном потопе). Если же под небесами понимать духовный мир, то может оказаться, что не только материальная вселенная, но и духовный мир были таинственно сотворены из перво-воды.
По мнению многих св. отцов, в первой фразе книги Бытия «небо» означает не только физическое небо (которое ниже будет названо твердью), но и мир духовный, ангельский. Мир духовный был сотворен ранее мира физического.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2).
Земля была невидима и неустроена, и воды покрывали ее. Невидимость земли была обусловлена отсутствием света и водным покрывалом. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Отсюда мы узнаем, что все видимое было бездною вод, покрытою мраком, и нужен был премудрый Творец, чтобы прекратить все это нестроение и привести все в благообразный вид» [13]. Неустроенность земли означает отсутствие на ней жизни, украшающей зеленеющими лугами, лесными массивами, цветущими холмами. Почему Творец создал землю неустроенною? «Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие. Поэтому и говорит: земля же бе невидима и неустроенна», – в другом месте пишет св. Иоанн Златоуст. По мнению свт. Филарета Московского (Дроздова), «… землею называется здесь вещество всего мира вообще, потому что земля… противополагается небу или миру духовному…» [14]. Св. Дух носился над водами и животворил их. По словам преподобного Ефрема Сирина: Св. Дух «согревал, оплодотворял и соделывал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и во время сего распростертия своею теплотою согревает их и производит в них оплодотворение…» [цитир. по 15]. Свт. Филарет Московский полагает, что водой здесь названы «более тонкие части… вещества», перво-вещества в жидкообразном состоянии [14].
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3)
Что значит «и сказал Бог»? Это означает, что Отец повелевает, Сын (Слово) творит. По мысли Творца, по Его волеизъявлению и Слову в мире мгновенно вспыхнул свет. Свт. Василий Великий говорит: «Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму, рассеяло уныние, обвеселило мир, всему дало вдруг привлекательный и приятный вид… Творец всяческих, изрекши слово Свое, мгновенно вложил в мир благодать света. Да будет свет. И повеление стало делом…» [11]. Этот первоначальный свет наполнял собой мир и освещал воды Земли. Первоначальный свет не имел такого источника, как Солнце, поскольку Солнце было создано лишь на четвертый день творения. Тем не менее, этот свет до появления Солнца формирует день и ночь на Земле, периодически появляясь и исчезая. Он также служит появлению и росту растительности на третий день творения. По словам преп. Ефрема Сирина («Толкование на Бытие»): «Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня…Он содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света» [цитир. по 15].
«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1: 4).
Каждая стадия творения увенчивается совершенным результатом. Творец характеризует созданный Им свет как прекрасный и совершенный, видя неиспорченную его природу. Как говорит свт. Василий Великий: «…Бог произносит теперь суд о красоте, без сомнения не имея в виду приятности для зрения, но предусматривая пользу света впоследствии, потому что глаза и не судили еще о красоте света» [11].
Отделение света от тьмы являются очередным актом творения, когда мировые стихии отделяются друг от друга, а все творение усложняется и дифференцируется. Вот как комментирует этот текст свт. Иоанн Златоуст: «И разлучи Бог между светом и между тмою. Что значит: разлучи? – Каждому назначил свое место и определил соответственное время» [13].
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1: 5).
Чередование дня и ночи в первые три дня творения происходило не благодаря восходу и заходу солнца, но в связи с пульсацией первобытного света. «Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь – покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» – говорит свт. Василий Великий [11]. Он же продолжает свое повествование: «Вечер есть общий предел дня и ночи, подобным образом и утро есть смежность ночи со днем. Посему, чтобы старейшинство бытия приписать дню, Моисей сперва наименовал конец дня, а потом конец ночи, так как ночь следует за днем». Иудейские, а позже и христианские обычаи начинают счет дням с вечера; так церковный день начинается с вечерни.
Итак, воды, покрывавшие Землю, были созданы Богом из ничего в первый день творения вместе с Землею, газами земной атмосферы и прочим веществом. Воды были созданы в большом количестве – бездна вод, как комментирует свт. Иоанн Златоуст. Возможно, что все вещество вначале представляло собой совокупность начальных пылинок вселенной, содержащих все необходимые элементы и вещества, которые затем быстро уплотнились и создали земной шар, покрытый водами. Но против термина «начальные пылинки вселенной» (Притч. 8: 26), столь удобного при современной космогонической гипотезе образования Солнечной системы из газопылевого облака, можно сказать следующее: в церковно-славянском переводе это место звучит совсем по-другому, а именно – «концы населенныя поднебесныя» (Притч. 8: 26). Так что может оказаться, что в Библии нет речи ни о каких атомах или пылевых частицах.
Вернемся к Земле, которая была покрыта мощным слоем воды. Эти воды, как говорил преп. Ефрем Сирин, были согреваемы, оплодотворяемы и сделаны способными рождать жизнь благодаря воздействию Святого Духа, носящегося над водами. Затем первоначальный свет содействовал зачатию и порождению всего живого. Таким образом, можно предположить, что первоначальные воды, покрывавшие Землю, уже содержали в себе органические вещества, необходимые для появления жизни в последующие дни творения. Встает вопрос: а как появились воды в космосе – пары воды в атмосфере Венеры, ледяные шапки на полюсах Марса, содержащие воду и лед спутники Юпитера и Сатурна, ледяные кольца Сатурна, ледяные ядра комет, лед в астероидах, ледяные оболочки межзвездных пылинок, молекулы воды в далеких межгалактических туманностях и др.? И отличаются ли космические воды от земных? Думается, что тайна эта зашифрована в тексте Библии, описывающем второй день творения. Приступим и мы к рассмотрению второго для творения.
Второй день творения:
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да
отделяет она воду от воды. И стало так».
Взято с сайта: http://veshenskiy-prihod. *****/detskaya/det_str1.htm
Второй день творения мира.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так) (Быт. 1: 6).
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так (Быт. 1: 7).
И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй (Быт. 1: 8).
И снова мы видим, как в очередном акте творения происходит дифференциация и усложнение тварного мира, отделение стихий друг от друга и признание мира совершенным.
Но у современного читателя возникает закономерный вопрос: каким образом и в каком смысле небо могло быть «твердью» и как это небо отделило воды под небом от вод над небом? И как себе представить эти воды над твердью, над небом? А то, что эти воды над небесами существуют и ныне, а не пролились полностью во время Всемирного потопа, свидетельствуют слова псалмопевца: «Хвалите Его [Господа], небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148: 4). Попробуем ответить на эти вопросы, тем более, что у автора настоящей статьи до недавнего прошлого именно второй день творения вызывал наибольшие недоумения. Итак, вероятно, твердью небо названо потому, что на нем как будто утверждены звезды и прочие светила. Свт. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности» [13]. Как считает свт. Василий Великий, после первого неба, сотворенного в первый день, возникло второе небо – твердь, более плотное: «Но мы говорим, что, поелику передано нам и другое имя и особенное назначение второго неба, то оно отлично от сотворенного вначале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного употребления» [11]. По мысли этого святого, твердь представляет собой нечто, достаточное к удержанию воды над собой, но при этом твердь не является ни отвердевшей водой, ни кристаллическим телом, ни чем-либо иным упорным и действительно твердым. Твердь – место, где отделяются влаги, и тонкая влага пропускается вверх, а грубая, землянистая отлагается вниз. Вероятно, воды над твердью – это «воздушная вода, и она образуется чрез увлажнение горних мест поднимающимися парами, какие дают из себя реки, источники, болота, озера и все моря» [11]. О. Серафим (Роуз) интерпретируя слова Василия Великого, пишет, что твердь служила естественной перегородкой, фильтром, разделяющим уровни атмосферной влаги и стабилизирующим климатические условия на земле, начиная со второго дня творения. Тогда же твердь и воды, расположенные над твердью, т. е. мощный слой облаков, могли создавать нечто вроде парникового эффекта на земле. В результате этого климат в прошлом мог быть мягкий и теплый, обильная влага испарялась и орошала поверхность земли, что необходимо было для богатого роста различной растительности, созданной в третий день и предназначенной в пищу животным и человеку [15]. Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что небесный свод назван твердью «оттого, что на нем как будто утверждены светила небесные», разделение же вод твердью комментирует следующим образом: одна часть водного вещества движется к земле, а другая восходит вверх «к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь» [12]. По мнению этого св. отца, «во второй день Бог создал воздушное пространство, окружающее землю, и все бесконечное звездное пространство, с огромными, в то время еще темными шарами небесными, разделенными друг от друга величайшими расстояниями», и далее говорит, что с этого дня вода стала испаряться с поверхности земли, образуя облака, а земной шар, все еще покрытый водами, начал совершать круговороты. Свт. Филарет Московский (Дроздов) пишет: «Твердью называет Моисей не только воздух, окружающий землю, но и небо звездное… Воды над твердью, по мнению некоторых, должны быть облака… Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь» [14]. Этот же св. отец указывает на то, что такие св. отцы, как Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, предполагают здесь некие особые воды, что превыше небес; в любом случае разум человеческий не охватывает всей широты и достоверности Священного Писания. Смысл выражения воды над твердью может нам раскрыться гораздо позже в свете новых космологических открытий.
Тот, кто изучал Библию, знает, что в четвертый день творения Бог создает все звездное пространство, населяя его светилами. Можно полагать, что происходило расширение звездного пространства от узкого места между водами, покрывавшими Землю, до современных размеров Вселенной. А о том, что происходило и, возможно, до сих пор происходит расширение Вселенной, могут свидетельствовать слова пророков, что Господь «распростер» небеса: «Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал залог Я» (Ис.45: 12), «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер.51, 15); см. также Иов. 37: 18; Пс.103: 2; Ис. 40: 22; Зах. 12: 1. Автор настоящей статьи полагает, что воды над твердью (над небесами) при расширении Вселенной попали в космическое пространство. Они и образовали запасы воды на планетах Солнечной системы и их спутниках, они образовали ледяные ядра комет, лед в астероидах, ледяные оболочки межзвездных пылинок, молекулы воды в далеких межгалактических туманностях. Возможно, что так раскрывается загадка образования пояса Койпера и облака Оорта. Органические вещества, образовавшиеся в воде в первый день творения, при разделении вод небесами и расширении Вселенной попали в космическое пространство – во льды комет. Следовательно, если только под влиянием каких-либо разрушающих факторов эти органические молекулы не разрушились окончательно, их можно обнаружить и в воде астероидов и планет Солнечной системы и в водах более далеких космических объектов. Так может объясняться загадка происхождения сложных органических молекул в космической воде.
Но скептики и атеисты скажут, что Библейский Шестоднев – всего лишь мифология еврейского народа и потому не несет никакой научно-космологической информации. Потому и нельзя всерьез воспринимать сообщения Библии и полагаться на ее толкования. Что ж, далее поговорим и об этом.
3 Мифы соседних с евреями народов о происхождении воды
В предыдущей статье автора «Сотворение мира. Мифы о сотворении» [16] приводится аргументация: почему Библейский Шестоднев не является еврейским вариантом мифов о творении мира. Здесь уместно напомнить читателю эту аргументацию.
Второй день творения:
«И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды,
которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом».
Взято с сайта: http://www. /?kniga=2646&strn=2&cht=1
Автор анализировал мифы творения мира соседних с евреями народов, с которыми евреи имели более или менее тесный контакт, и у которых якобы Моисей заимствовал представления о творении мира. В статье [16] анализировались мифы древнего Египта (Мемфисская, Гермопольская, Гелиопольская и Фиванская космогонии), миф древней Месопотамии, миф древней Вавилонии, а также мифы древней Греции и мифы древней Индии. Мифы древней Индии нас в настоящем случае не будут интересовать. Ибо они отражали представления народа, географически весьма удаленного от еврейского и потому вряд ли оказавшего на Моисея какое-либо влияние. Тесные контакты с греками у евреев возникли значительно позже (во времена Александра Македонского), чем время возникновения древних мифов, так что, скорее всего, и греки не могли оказать влияние на евреев. Но оставим для анализа греческие мифы, если кто допускает возможность их влияния. В первую очередь нас, конечно, будут интересовать египетские мифы, ибо Моисей вывел евреев из египетского плена и тогда дал им книгу Бытия с текстом Библейского Шестоднева. Нам будут также весьма интересны мифы Месопотамии и Вавилонии, ибо евреи были и в вавилонском плену и, как думают некоторые библейские критики, в это более позднее время могли корректироваться библейские тексты, в том числе жрецы якобы написали Шестоднев.
Итак, что же говорят мифы и в чем их особенности? Мы рассмотрим только ту часть мифов, где говорится о сотворении мира, в первую очередь, воды, а также земли и неба. Кроме того, мы сильно сократим содержание мифов, поскольку значительную часть текста занимает описание похождений богов и их родословий.
Все четыре древнеегипетские космогонии (Мемфисская, Гермопольская, Гелиопольская и Фиванская) имеют значительное сходство в повествовании о сотворении мира и потому будут рассматриваться совместно. В тоже время имеются и определенные различия в характере и последовательности сотворений и рождений божеств и остального мира. В качестве анализа мы выделим в сотворении две основных ступени, следующих одна за другой: А – существования изначального Океана, Б – рождение богов и создание мира.
А) Общей чертой указанных мифов творения является изначальное существование только одного безбрежного океана, который был сам по себе. Этот океан был безжизненным, согласно одним мифам, или полным потенций, согласно другим, но в то же время сам оказывался первейшим божеством.
Мемфисская космогония: Океан Нун был холодным и безжизненным.
Гермопольская космогония: в начале существовал Хаос в виде первозданного Океана. Первозданный Океан был полон сил и потенций, как разрушительных, так и созидательных.
Гелиопольская космогония: бескрайний Океан Хаос-Нун был темной, холодной, безжизненной водяной пустыней.
Фиванская космогония: существовали начальные воды.
Б) Затем из Океана рождаются боги, которые порождают другие божества, с перечислением родословий, и создают весь мир.
Мемфисская космогония: самый первый бог Птах-Земля усилием воли создает сам себя, свою плоть из земли. Затем Птах-Земля творит Мыслью и Словом, порождая своего сына – солнечного бога Атума, возникшего из Океана Нун. Бог Атум, помогая отцу, создает великую Эннеаду – девятку богов. Птах-Земля наделяет Эннеаду божественными атрибутами: могуществом и мудростью, а также учреждает религию: храмы, святилища, празднества и жертвоприношения (но человека при этом еще не было на земле). Из своего тела Птах создал все сущее: живых существ, реки, горы, учредил города, ремесла и работы. Бог Птах, его жена богиня Сохмет и их сын бог растительности Нефертум составили мемфисскую Триаду богов.
Гермопольская космогония: в Океане таились силы разрушения – Мрак и Исчезновение, Пустота и Ничто, Отсутствие и Ночь, а также силы созидания – великая восьмерка (Огдоада) – 4 мужских и 4 женских божества. Мужские божества это Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота), Амон (Воздух). У мужских божеств есть свои женские божества, которые выступают как их ипостаси. Эта восьмерка созидательных божеств вначале плавала в Океане, но затем божества решили заняться творением. Они подняли из воды Изначальный Холм и в полной темноте вырастили на нем цветок лотоса. Из цветка появился младенец Ра – солнечный бог, впервые осветивший весь мир. Позже бог Ра породил пару божеств: бога Шу и богиню Тефнут, от которых родились все остальные боги.
Гелиопольская космогония: из холодных темных вод выскочил солнечный бог Атум – первый из богов. Атум создал Изначальный Холм, а затем создал пару божеств: бога Шу и богиню Тефнут, изрыгнув их изо рта. Бог Шу – это бог ветра и воздуха; богиня Тефнут – это богиня мирового порядка. Когда Шу и Тефнут поженились, то у них родились близнецы: бог земли Геб и богиня неба Нут. Эта парочка близнецов, когда выросли и поженились, наплодили множество детей: звезды, а затем других богов: Осириса, Сета, Исиду, Нефтиду, Харвера, которорые вместе с родителями и прародителями образовали великую Эннеаду. Бог Шу отрезал небо от земли, чтобы Нут и Геб не рожали больше богов (звезды), и чтобы Нут не съедала своих детей. Так небо было отделено от земли.
Фиванская космогония: первый бог земли – Амон – создал сам себя, выделившись из начальных вод. Затем Амон сотворил все сущее из себя: людей и богов. Позднее бог Амон стал солнечным богом Амон-Ра. Бог Амон-Ра, его жена богиня Мут и их сын лунное божество Хонсу составили фиванскую Триаду богов.
Теперь обратимся к мифу древней Месопотамии. Здесь мы применим такую же двухступенчатую последовательность сотворения, поскольку месопотамская космогония похожа на древнеегипетские космогонии.
А) Вначале долгое время существовал лишь Мировой Океан. В недрах Океана скрывалась его дочь – богиня Намму.
Б) Рождение богов (с родословной) и сотворение мира
Из чрева богини Намму вышла великая гора, на вершине которой обитал бог Ан (небо), а внизу возлежала богиня Ки (земля). Бог Ан и богиня Ки поженились и родили могучего бога Энлиля, а затем еще семь богов. Так появилась восьмерка богов, правящая миром. Затем мир постепенно переполнился младшими богами Ануннаками, которых рожали Ан и Ки, а также старшие боги. Тогда Энлиль отделил небо от земли (Ан от Ки), отрезав небосвод от земли, дабы прекратить рождение новых богов. С тех пор открылась просторная и широкая земля, на которой всем богам хватало места. Бог Энлиль наполнил обширную землю дыханием жизни и создал в ее центре город Ниппур с храмом Энлиля, куда приходили поклониться все боги.
Рассмотрим теперь миф древней Вавилонии. Вавилонскую культуру рассматривают как продолжение месопотамской культуры. Поэтому к вавилонской космогонии мы также применим двухступенчатую последовательность сотворения.
А) Вначале существовал первородный Океан. В нем уже зрели семена жизни.
Б) Рождение богов с их родословием и сотворение мира
В Океане обитали два первородителя, мешая его воды: всесотворитель бог Апсу и праматерь богиня Тиамат. Затем из Океана родились пары богов: Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар, а также бог Мумму. Аншар и Кишар родили бога Ану, а этот родил бога Эйя. Когда бог Эйя расправился со своим злым прадедом Апсу (тот был раздражен гомоном и непоседливостью богов), он женился на Дамкине, и они родили бога Мардука. Этот Мардук затем и стал верховным богом. Мардук расправился с прабабкой Тиамат, и из ее трупа создал весь мир – небо и землю. Мардук украсил небо планетами, звездами, солнцем и луной; создал облака и дожди, заставил течь реки; сотворил животных. Мардук установил также религиозные обряды. Позже появилось множество младших богов, причем младшие боги трудились на благо старших.
Содержание мифов Египта, Месопотамии и Вавилонии взято из [17].
Обратимся теперь к мифам древней Греции, где выделим пять вариантов космогоний. Применим ту же двухступенчатую последовательность сотворения к древнегреческой космогонии.
А) Изначальное существование Хаоса, Океана или Темноты, полных потенций и по сути являющихся божествами.
Первый вариант: вначале существовал Хаос.
Второй вариант: вначале весь мир охватывал Океан.
Третий вариант: вначале существовала богиня Ночь и бог Ветер.
Четвертый вариант: вначале существовал Хаос.
Пятый вариант: вначале существовали Темнота и Хаос.
Б) Рождение богов с перечислением их родословий, и сотворение мира
Первый вариант: Евринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса, отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. Было холодно; за спиной богини возник северный ветер. Богиня поймала северный ветер, и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Богиня плясала все неистовей, согреваясь, а Офион обвил ее и обладал ею. Беременная Евринома снесла Мировое Яйцо, а Офион насиживал его. Из этого Яйца и родился весь мир. После ссоры Евриномы и Офиона, богиня сама создала планеты и породила титанов и титанид.
Второй вариант: в потоках Океана рождаются боги. Мать прародительница всех богов – богиня Тефида.
Третий вариант: богиня Ночь ответила на ухаживание бога Ветра и снесла серебряное Яйцо. Из него вышел двуполый бог Эрос. Эрос привел весь мир в движение, сделал землю, небо, солнце и луну. Миром стала править триединая Ночь – триада богинь.
Четвертый вариант: из Хаоса возникла Земля и во сне родила Урана. Уран пролил на Землю оплодотворяющий дождь, и она породила богов. От дождя же произошли и воды.
Пятый вариант: Хаос и Темнота породили всех титанов и богов, Небо, Гею-Землю, Море.
Итак, мы видим, что первой общей чертой приведенных мифов является представление о существовании изначального Океана-Хаоса-Темноты, который никем не был создан, но сам являлся прародителем, средой зарождения первых богов. Причем в тех мифах, которые действительно могли повлиять на евреев (египетские, месопотамский и вавилонский) изначально существовал именно Океан – первозданные воды. Эти воды не были сотворены Богом, но были изначальной материей и изначальным божеством [17]. (В некоторых греческих космогониях, как мы видели, порядок сотворения был несколько иной: воды появлялись в результате деятельности первых божеств.) Так в языческих мифах решается загадка происхождения воды. Второй общей чертой языческих космогоний является факт рождения множества богов – политеизм, причем каждый миф приводит свою историю взаимоотношений божеств, их браков и конфликтов, их божественную родословную, кто от кого родился. Во многих мифологиях божества выступают как персонифицированные силы или времена природы: божество Океан-Нун, бог Птах-Земля, бог Атум-Солнце, бог Ан-Небо, богиня Ки-Земля и др. Нужно отметить тот факт, что описание похождений богов и их родословий занимает значительную часть текста, как бы оставляя в тени собственно сотворение мира. Третьей общей чертой мифов является повествование о сотворении мира одним или несколькими из старших богов, тогда как существовали младшие боги, непричастные к творению [17].
Перечисленные выше три общие черты космогоний принципиально отличаются от Библейского Шестоднева. Вместо изначально, вечно существующего прародителя Океана-Хаоса Библия утверждает о сотворении Богом мира из ничего. Т. е., согласно Библейскому сказанию, когда-то мир не существовал, но потом был создан Богом. Вместо длинных, замысловатых и сказочных историй о взаимоотношениях богов и их родословий в Библии аскетическим языком повествуется о едином Боге (монотеизм), который и является истинным Творцом всего существующего мира. Бог Библии и христианства не является персонифицированной силой природы, не растворен в природных стихиях, но Он трансцендентен миру, существует вне мира, вне физического пространства и времени, в отличии от мифологических божеств. Вместо представлений о сотворении мира кем-то из старших богов христианство утверждает, что истинным творцом мира является единый Бог-Творец. Существенной отличительной особенностью Библейского Шестоднева является утверждение о последовательном, ступенчатом сотворении мира в течение шести дней творения. При этом каждый раз после очередного этапа творения Бог характеризует первозданную природу и тварь как совершенную в Своих глазах. Этого признания совершенства твари мы никак не найдем в мифологиях.
Итак, в главных своих чертах Библейское, христианское понимание сотворения мира не совпадает с языческими мифологиями.
Но в то же время существуют и некоторые сходства, аналогии между этими повествованиями, которые мы сейчас рассмотрим.
1) В мифологиях изначальное состояние мира характеризуется как Хаос-Океан-Темнота. В Библейском Шестодневе начальное состояние сотворенной земли представляется безвидным и пустым, покрытым водой и погруженным во тьму.
2) Изначальный Хаос-Океан-Темнота мифологий таит в себе силы и потенции и является средой для рождения богов. В Библии же Дух Божий носится над водами и животворит их.
3) Некоторой аналогией между повествованиями является рождение множества богов в мифологии и создание духовных сущностей – ангелов в христианском Св. Предании. Правда в Библейском Шестодневе об этом прямо не говорится. Но многие интерпретаторы Библии под фразой о сотворении Богом неба понимают сотворение ангельского мира.
4) В некоторых мифологиях присутствует мотив отделения (разделения), например отделения неба от земли. В Библейском Шестодневе мотив отделения заметен явно: отделение света от тьмы, отделение небесной твердью воды от воды. Здесь нужно сказать, что мотив отделения неба от земли (в Гелиопольской и Месопотамской космогониях) и отделения неба от моря (в «первом» варианте греческой космогонии) не столь тщательно проработан, как мотив отделения вод твердью в Шестодневе. В языческих мифах нет загадочных вод над твердью, и потому неясно откуда вода взялась в космосе.
Как мы проинтерпретируем принципиальные различия и частные сходства мифологических космогоний с Библейским повествованием? В атеистической и нехристианской литературе можно найти утверждения, что Библейское повествование о сотворении мира заимствовано из более ранней вавилонской и египетской или другой мифологии. Но эти утверждения держатся лишь на частных моментах сходства. Против этого говорит представленный здесь краткий сравнительный анализ, согласно которому налицо существенное различие этих рассказов. Точнее, мы хотим сказать, что различия наблюдаются между Библией и языческими космогониями, тогда как между самими космогониями налицо многие сходства. И, наоборот, в православной литературе говорится о полемическом аспекте Библейского Шестоднева, о том, что он был написан (в том числе) против господствовавших тогда религиозно-философских взглядов язычников, т. е. против мифов сотворения у народов, окружающих древних евреев. В пользу этого говорят все те же существенные различия между Библией и мифами творения. Причем Библия выглядит особняком: язык Библии аскетичен, отсутствуют истории о похождениях богов, отсутствуют божественные генеалогии. Если бы Библия была написана просто как древнееврейский миф, то вместо Шестоднева мы бы, скорее всего имели еврейский вариант взаимоотношений духовных сущностей и их родословий, на фоне которых происходило сотворение мира. Тогда можно было бы говорить, что Библейское повествование – это такой же, как и остальные мифы, продукт коллективного творчества народа, порождение архетипа или простое заимствование из более древних сказаний. Но это не так. Библейский рассказ в принципиальных моментах отличается от языческих космогоний. Но тогда может возникнуть вопрос: а не придумал ли все это лично Моисей? Не взял ли он за основу египетские мифы творения и не переработал ли их в пользу утверждения единого Творца неба и земли? Предположить такое, конечно, можно. Моисей теоретически мог заставить людей исповедывать Библейскую истину, но это только теоретически. Трудно представить, что человек сам, без воли Божией, смог добиться такого колоссального авторитета у евреев, чтобы вместо популярных мифов навязать целому народу, причем народу весьма упрямому, строгий Шестоднев. И в этом следовало увидеть проявление воли Божией. Т. е. не Моисей лично сочинил Шестоднев и лично навязал его народу, но Бог через Моисея выполнил Свою функцию.
Автор в работе [16] утверждает, что и Библейский Шестоднев и рассмотренные здесь языческие мифы имеют общий Источник происхождения – Божественное откровение, передаваемое из поколения в поколение через предание. Видимо, это предание знал еще Адам, когда имел со Творцом теснейшее общение. После грехопадения Адама и Евы люди отпали от Бога, и содержание предания стало утрачиваться. На почве предания выросли и расцвели различные языческие мифы. Народы-язычники разукрасили древнее предание, сочинив баснословные генеалогии богов, добавив умозрительные моменты, например рождение мира из Серебряного или Золотого Яйца. Но в нужный момент Божественное откровение было еще раз открыто Моисею для оформления его в Св. Писание и для воспитания еврейского народа, а затем и всех христиан в богопочитании. Потому и аскетичен язык Библии, тексты которой стоят особняком от мифов других народов. Вторая вероятная причина наличия аналогий между Библией и языческими мифами состоит в том, что, отрицая эти мифы, полемизируя с ними, Св. Писание отчасти выражается их же языком. По всей видимости, иначе еврейский народ, побывавший в плену у язычников, наслышанный их космогониями и соблазняемый поклоняться их богам, не смог бы вникнуть в суть рассказа Моисея. Так автор видит причины существования аналогий между повествованиями. Искажение древнего предания у языческих народов могло пойти по некоторому общему руслу, обусловленному коллективным сознанием и коллективным бессознательным человечества, склонному к политеизму, обожествлению стихий и времен природы (таковым человечество стало после грехопадения). По всей вероятности это и позволило нам в настоящей работе выделить общую двухступенчатую схему сотворения мира у многих народов: А – существования изначального Океана-Хаоса-Темноты, Б – рождение богов и создание мира. Поясним это. Древнее предание, если судить по Библии, должно было утверждать, что вначале мира не было, но всегда существовал Бог, что Он сотворил небо и землю, и что начальное состояние сотворенной земли представлялось безвидным и пустым, покрытым водой и погруженным во тьму. Но эту истину, эту тайну сотворения мироздания языческое сознание народов не смогло сохранить неизменной, а стало видеть здесь изначальное состояние мира как Хаос-Океан-Темноту, который(ая) сам(а) представляет собой божество. Древнее предание должно было утверждать о возникновении тверди среди вод и отделении ею вод под твердью от вод над твердью. Но язычники изумлялись этой истине и упростили ее, говоря об отделении бога земли Геба от богини неба Нут или бога неба Ана от богини земли Ки. Так произошло искажение предания в пользу обожествления стихий природы.
Итак, напрашивается вывод, что языческие космогонии являются искаженными пересказами Божественного откровения, данного человечеству еще от Адама и открытого вторично Моисею для оформления его в Св. Писание и для воспитания еврейского народа, а затем и всех христиан в богопочитании. Поэтому Библейский Шестоднев, как запись Божественного откровения, должен содержать, в том числе, и научно-космологические истины.
В настоящей статье рассмотрена загадка происхождения воды с современной научно-эволюционистской точки зрения, с точки зрения Библейского Шестоднева (христианского вероучения), а также с позиций некоторых языческих мифов – мифов соседних с евреями народов.
Согласно эволюционистам, вначале образовался водород из частиц, рожденных гипотетическим «Большим Взрывом», затем – кислород в недрах звезд, который затем эти звезды покинул и, соединившись с водородом, образовал воду в космосе. Из космической воды путем образования Солнечной системы вода попала на Землю.
Согласно христианскому вероучению, Творец вначале (в первый день) сотворил небо и землю, покрытую водами. Воды в космос, возможно, попали уже на второй день творения при разделении вод расширяющимися небесами.
Согласно языческим мифам, изначально существовал Океан – первозданные воды. Эти воды не были сотворены Богом, но были изначальной материей и изначальным божеством.
В настоящей работе автор проводит мысль, что и Библейский Шестоднев и рассмотренные здесь языческие мифы имеют общий Источник происхождения – Божественное откровение. Поэтому Библейский Шестоднев, как запись Божественного откровения, должен содержать, в том числе, и научно-космологические истины, языческие же космогонии являются искаженными пересказами Божественного откровения.
http://voda. /2008/07/Voda-v-kosmose. html
[3] Физика космоса. Маленькая энциклопедия./ Редкол.: и др. – 2-е изд-е, М.: «Советская энциклопедия», 1986. – 783 с.
[4] Тигран Оганесян. Воды подземелья. Эксперт №7(548), 19.02.2007.
Алексей Злыгостев. Обнаружен огромный подземный океан. 2007.