что там внутри путеводитель по нашему мозгу
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Сегодня мы знаем, что наши мысли, чувства, решения, озарения — результат работы мозга во взаимодействии с другими органами и частями тела. Но как рождается мысль? Как функционирует мозг? Как сохраняет способность к обучению вплоть до старости? Как мозг чувствует, изобретает, творит и делает каждого из нас уникальной и неповторимой личностью?
Книга «Что там внутри?» написана при участии команды нейробиологов, философов и психологов. Её авторы исследуют эволюцию мозга человека от рождения до старости, открывают невероятную реальность, построенную с помощью чувств, объясняют, как мы учимся, принимаем решения и действуем и как мы связаны с другими людьми и другими мозгами.
И если, как утверждается в этой книге, на развитие мозга влияет любой жизненный опыт, мы надеемся, что знакомство с ней сделает ваш мозг еще более любознательным и счастливым!
Несколько лет назад в Португалии, а затем на русском в «Самокате» вышла книга об удивительном мире природы— «Шагни за порог. Путеводитель по природе». За ней авторы и издатели решили сделать ответную книгу — про то, как важно заглянуть куда-нибудь внутрь. Но о чем могла бы быть эта книга? О человеческом теле? О тайнах, скрытых в центре Земли? Но больше других авторов вдохновила идея написать книгу о мозге, чтобы помочь самим себе и читателям лучше понять этот удивительный феномен, благодаря которому мы имеем возможность чувствовать, помнить, изучать, сравнивать, принимать решения, действовать, творить. (список глаголов бесконечен).
К работе над книгой авторы привлекли большую команду экспертов. Их специализации, регалии, тезисы также перечислены в книге. Также читатели найдут в конце книги и большой список вышедшей на русском литературы о работе мозга, видеолекций, статей и ресурсов на эту тему.
На русском языке книга вышла при информационной поддержке культурно-просветительского центра АРХЭ.
5 причин купить книгу «Что там внутри?»:
Понятный и остроумный нонфикшн для детей и подростков о том, как работает наш мозг и об истории представлений человечества о мозге;
Очень стильная и наглядная книга — серьезная информация подается здесь не только текстом, но и в иллюстрации, схемах, картах (многие из них хочется разобрать на мемы!);
Чёткая структура книги — легко найти ответ на интересующий вопрос, можно использовать как справочник или читать книгу последовательно;
В работе над книгой принимала участие большая команда ученых — психологов, медиков, нейрофизиологов;
Очень много интересных практических заданий, игр, упражнений, которые помогают понять информацию о мозге и на себе её испытать!
Вам также могут быть интересны
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Сегодня мы знаем, что наши мысли, чувства, решения, озарения — результат работы мозга во взаимодействии с другими органами и частями тела. Но как рождается мысль? Как функционирует мозг? Как сохраняет способность к обучению вплоть до старости? Как мозг чувствует, изобретает, творит и делает каждого из нас уникальной и неповторимой личностью?
Книга «Что там внутри?» написана при участии команды нейробиологов, философов и психологов. Её авторы исследуют эволюцию мозга человека от рождения до старости, открывают невероятную реальность, построенную с помощью чувств, объясняют, как мы учимся, принимаем решения и действуем и как мы связаны с другими людьми и другими мозгами.
И если, как утверждается в этой книге, на развитие мозга влияет любой жизненный опыт, мы надеемся, что знакомство с ней сделает ваш мозг еще более любознательным и счастливым!
Несколько лет назад в Португалии, а затем на русском в «Самокате» вышла книга об удивительном мире природы— «Шагни за порог. Путеводитель по природе». За ней авторы и издатели решили сделать ответную книгу — про то, как важно заглянуть куда-нибудь внутрь. Но о чем могла бы быть эта книга? О человеческом теле? О тайнах, скрытых в центре Земли? Но больше других авторов вдохновила идея написать книгу о мозге, чтобы помочь самим себе и читателям лучше понять этот удивительный феномен, благодаря которому мы имеем возможность чувствовать, помнить, изучать, сравнивать, принимать решения, действовать, творить. (список глаголов бесконечен).
К работе над книгой авторы привлекли большую команду экспертов. Их специализации, регалии, тезисы также перечислены в книге. Также читатели найдут в конце книги и большой список вышедшей на русском литературы о работе мозга, видеолекций, статей и ресурсов на эту тему.
На русском языке книга вышла при информационной поддержке культурно-просветительского центра АРХЭ.
5 причин купить книгу «Что там внутри?»:
Понятный и остроумный нонфикшн для детей и подростков о том, как работает наш мозг и об истории представлений человечества о мозге;
Очень стильная и наглядная книга — серьезная информация подается здесь не только текстом, но и в иллюстрации, схемах, картах (многие из них хочется разобрать на мемы!);
Чёткая структура книги — легко найти ответ на интересующий вопрос, можно использовать как справочник или читать книгу последовательно;
В работе над книгой принимала участие большая команда ученых — психологов, медиков, нейрофизиологов;
Очень много интересных практических заданий, игр, упражнений, которые помогают понять информацию о мозге и на себе её испытать!
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Название книги: Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза: «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу». Рецензия
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза. Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу. М.: Самокат, 2019. — 368 с.
Автор
Редакторы
В 2019 году издательство «Самокат» выпустило в свет книгу «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу». Авторы наглядно и увлекательно рассказывают юным читателям об устройстве и работе мозга, выстраивая свое повествование в форме путешествия. Как функционирует наша нервная система? Из каких отделов состоит мозг? Какие термины надо знать, чтобы грамотно говорить о нашем мозге? Обо всем этом Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза рассказывают в своей прекрасной книге.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: Книга будет интересна детям среднего школьного возраста, увлекающимся изучением мозга, а также их родителям.
По мнению ученых, мозг — одна из самых сложных и загадочных структур во Вселенной. В нем, согласно последним подсчетам, содержится около 86 000 000 000 клеток, которые называются нейронами (лучше словами: восемьдесят шесть миллиардов нейронов), куда больше чем людей, населяющих нашу планету (их всего около 7 300 000 000).
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».
Изучение мозга — очень бурно и активно развивающаяся область науки. Нейробиология не только популярна среди ученых-биологов, но еще и интересна медикам и психологам, и простым людям, ведь она позволяет лучше понять себя. Ведь пока что большая часть нашего мыслительного аппарата остается неисследованной. Однако кое-что мы все-таки знаем. Несмотря на сложности в работе, ученые всё же достигли некоторых успехов: теперь мы знаем, из чего состоит мозг, как выглядят различные его клетки, как они между собой взаимодействуют. Кроме того, мы знаем, как работа мозга влияет на нашу жизнь и поведение. Постигнуть науку-нейробиологию совсем непросто, и многие люди тратят на это годы, а то и целую жизнь. Но узнать и понять некоторые ее принципы вполне реально. В книге Изабель Миньош Мартинш и Марии Мануэль Педрозы «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» структурированно, доступно, и в то же время довольно подробно описаны основные моменты, которые должен знать тот, кто интересуется строением собственного мозга. Они проделали серьезную работу, уделив внимание тем аспектам, которые действительно важны.Страница за страницей, читатели вместе с авторами пройдут увлекательный путь изучения мозга и узнают много нового и интересного.
Изабель Миньош Мартинш — редактор и соучредитель издательства «Планета Танжерина». В детстве Мартинш мечтала лечить детей или быть археологом, но ни то, ни другое не сложилось. Окончив факультет изящных искусств, она начала писать научно-популярные книги для детей, и занимается этим очень успешно.
Мария Мануэль Педроза — успешный в сфере журналистики специалист по педагогике. Она также создает материалы по здоровью, питанию и гармоничному развитию.
Обе женщины — соавторы обсуждаемой книги «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».
Книгу в руках держать очень приятно. Она увесистая, издана на прекрасной плотной бумаге. Посередине обложки ярким акцентом проходит красная полоса — кажется, что это просто лента, но если присмотреться, то мы увидим, что она разделяет два любознательных человеческих личика. Вся книга иллюстрирована в трех основных цветах — красном, белом и синем. Рисунки в книге схематичные, но красочные, переворачивать каждую следующую страницу очень интересно. Помимо развлекательных иллюстраций в книге также есть и научные — изображения нейронов, отделов мозга. Они даны хоть и не очень подробно, но зато доступно для понимания и запоминания. В целом, несмотря на серьезность заявленного в названии содержания книги, ее иллюстративный материал делает чтение достаточно легким и увлекательным.
Рисунок 1. «Между нейронами в нашем мозге — 160 тысяч километров путей! Только задумайся, какое это бесчисленное количество мыслей. Трудно представить? Подумай, с каким количеством людей в нашей жизни мы вступаем в контакт, и, возможно, будет не так трудно. ».
В начале книги авторы приводят главу, которая называется «10 идей для размышления». Она готовит к тому, какой увлекательный нас ждет путь. Идеи и правда интересные: «У нас внутри есть мозг. И знаем мы об этом именно потому, что мозг у нас внутри». Согласитесь, интригует?
Книга состоит из 21 раздела, каждый из которых посвящен определенному аспекту изучения мозга: например, «Память», «Эмоции», «Сознание». Интересно, что в конце одного из разделов есть небольшой путеводителю по строению мозга, где изображены мозг с его анатомией и различные нейроны. Получается очень наглядно. Еще пара частей отводится на небольшие монологи-интервью авторов и консультантов. Эти разделы хороши тем, что читатель не только получает информацию из книги, но и узнает мотивацию и личные интересы тех людей, которые эту книгу писали. Понимание этой заинтересованности — отличный повод заняться более детальным изучением вопроса.
Как получилось, что наш мозг вырос больше, чем у родственных нам приматов? И почему именно у нас в коре головного мозга больше нейронов? Некоторые ученые выдвигают следующую точку зрения: человек позволил себе роскошь увеличить количество нейронов, потому что начал готовить еду. Да, именно так. Мы научились готовить еду, ее стало гораздо легче пережевывать (вспомните о мясе или рыбе), а стало быть получать больше калорий за меньшее время, чем когда мы питались сырой пищей. Так мы научились лучше кормить не только наше тело, но и наш прожорливый мозг.
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».
Для того, чтобы читать было интересно, авторы в каждой главе приводят увлекательные факты: «Все наши нейроны вместе взятые (те самые 86 миллиардов) производят столько электричества, что можно зажечь лампочку мощностью 60 ватт)». Это заставляет читателя почувствовать, что нейробиология — не сухая и скучная, а живая и интересная область знаний.
Рисунок 2. Иллюстрация к факту о том, какую лампочку может зажечь электричество нейронов в мозге.
Язык книги очень живой и легко воспринимается. Авторы избегают использования сложных медицинских и биологических терминов, но при этом не делают этого в ущерб содержанию. Несмотря на то, что книгу позиционируют как литературу для детей среднего школьного возраста, ее можно читать и в более старшем возрасте, так как авторы сделали рассказ с упором на понимание процессов, протекающих в мозге, а это полезно знать каждому.
Книги на схожую тематику уже, конечно, издавались. Однако обычно это литература для взрослых, и чаще всего — про развитие мозга, а не про его устройство и функционирование. Так, есть несколько любопытных книг на данную тему: «Мозг. Инструкция по применению» Дэвида Рока — о том, как использовать свой мозг продуктивно; «Ум в движении» Барбары Тверски — о том, как формируется мысль; «Мозг. Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки» Питера Уайброу — о том, что лежит в основе наших поступков, «Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше» от известной учёной-нейробиолога Венди Сузуки, и многие другие. Однако Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза создали в своем роде уникальную книгу, в которой простым языком для детей и взрослых объяснено то, что многие хотели бы знать о мозге.
«Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» — безусловно важный и полезный литературный труд, который позволяет читателю узнать много нового и интересного о такой важной части науки, как нейробиология. Книга, возможно, не будет интересна профессиональным ученым и медикам, но того, кто только начинает знакомиться с этой областью, она безусловно порадует. Путешествуя вместе с авторами по удивительному миру мозга с его жителями-нейронами и другими клетками, мы погружаемся в поистине увлекательное приключение, которое, кто знает, может привести кого-то из нас к решению посвятить нейронауке свою жизнь.
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу.
Авторы действительно проводят будто бы экскурсию по человеческому мозгу, рассказывая и о его строении (хоть просто и доступно, но не скатываясь в примитив, ловко оперируя научной терминологией), и о работе, и о роли, и об этапах изучения.
Книга разделена на несколько глав, в начале каждой из которых высказывается какой-то тезис, который потом полностью в главе раскрывается. Причем тезис точный, ясный и порой неожиданный. Вот, например:
Нам рассказывают, почему, по мнению ученых, мозг человека стал развиваться и развился гораздо сильнее, чем у животных
как он растёт и развивается вместе с человеком
Причем всё очень точно и чётко, по возрастам, начиная аж с 16 дней внутриутробного развития! Текст постоянно дополняется (именно не прерывается, а дополняется!) интересной информацией. Например, вы знали, что у мозга подростковый период заканчивается только к 24 годам? именно к этому возрасту он окончательно созревает.
. а потом сразу начинает. стареть. (о чем сообщается под весьма ироничным заголовком)
Нам рассказывают о чувствах и эмоциях, о памяти и сознании, наглядно показывая, где, в каком месте нашего мозга находятся зоны, отвечающие за них. Буквально на пальцах объясняют работу нейронов. Показывают, как влияет на мозг обучение и общение, для чего нужно творчество и с какого боку тут искусство. Говорят о людях, чей мозг устроен несколько иначе, чем у основной массы, и о мозге разных животных. Рассказывают многовековую историю изучения мозга и развенчивают некоторые мифы о нём.
Информации в книге огромное количество. Подробно описать всё просто нереально. Уж извините за неполный охват) Я выборочно, ладно?
Вот, например, про чувства. Оказывается, их значительно больше, чем названных Аристотелем, только вот единой классификации после него никто еще не придумал) А бывает такое явление, как синестезия, когда одно ощущение обрабатывается несколькими чувствами. мне вот вспомнился в связи с этим герой повести Нины Дашевской «День числа Пи», для которого цвета имели свой звук.
Каждое чувство кратко, но точно описано в книге. К каждому нарисована простая и доступная (но научная!) схема.
А для лучшего восприятия и запоминания возможны вот такие говорящие иллюстрации:
Или вот про высшие психические функции.
Вы знали, что память похожа не на фотографию, а на пазл, кусочки которого хранятся в разных местах нашего мозга, причем каких-то кусочков всегда не хватает, поэтому мы никогда не сможем получить точную копию прошлого, это всегда будет реконструкция?
А как мозг регулирует наши действия, движения? Как, оказывается, много операций требуется мозгу для совершения такого простого действия, как поднятие руки для ответа в классе!
Зачем нам столько эмоций? Откуда они берутся? Как работают?
И как научиться понимать других людей, их взгляды и их эмоции?
И помогут в этом зеркальные нейроны!
Что такое творчество? В каком месте мозга оно гнездится?)) как научиться творчески мыслить, возможно ли это? И правда ли, что школа убивает творчество? Как ни печально, но выясняется, что да.
А ведь в процессе обучения между нашими нейронами возникают новые и новые связи, создавая инструменты, которые смогут в будущем пригодиться. Даже если не пригодится сам изучаемый материал, нейронные связи останутся!
Вообще авторы довольно часто проводят мостики к школьному обучению. Порой даже советы учителям дают. От нейроученых)
Отведено в книге место и для того, чтобы объяснить влияние на мозг произведений искусства
Есть в книге глава, посвященная мозгу животных. Ведь, по мнению современных учёных, животным свойственны сложные мыслительные процессы. И все они, каждое по-своему, не менее уникальны, чем человек. Причем объем мозга здесь совсем не определяющий фактор.
Очень понравилась мне глава, где развенчиваются некоторые мифы, касающиеся человеческого мозга. Например, такие: