что в православном храме хранится в киоте
Предназначение и разновидности киотов
Киот — это специальный ящичек для хранения икон. Изделия различаются по размеру, форме, материалу, из которого изготовлены.
Как выглядит?
Киот для иконы представляет собой футляр, в который вставляется икона. Изделия бывают настенными, угловыми, напольными. Предназначены киоты для сохранения изображений святых от разрушительного воздействия факторов внешней среды: перепадов температуры, светового излучения, пыли, грязи, бактерий. А также внутри киота для изображения создается благоприятный микроклимат. Поэтому нельзя назвать его просто ящиком.
Киоты для дома чаще всего представляют собой открывающийся и закрывающийся шкафчик. Настенные изделия тоже бывают домашними.
Важно! Изображение ни в коем случае не должно соприкасаться со стеклом. Между двумя поверхностями необходимо оставлять воздушное пространство минимум в два-три см. Если образ сделан на полотне, расстояние от него до стекла составляет не меньше пяти мм.
Крепится изображение при помощи небольших брусочков из дерева. Иногда размеры могут не совпадать. Нельзя подпиливать края иконы, чтобы вставить ее в изделие. Образ должен храниться в соответствующем ему по размеру киоте. Нельзя допускать, чтобы шпонки иконы были плотно прижаты к стенкам хранилища. Между ними должен оставаться минимум один см.
Вопреки некоторым мнениям, предмет не должен быть герметичным. Наличие вентиляции обязательно. Иначе трудно будет избежать образования плесени.
Важные моменты коротко:
При соблюдении этих простых правил изображение может сохраняться долгие годы.
Но все чаще стекло в предмете стали заменять пластиком. Однако нужно учитывать, что он не только не способен так же хорошо защитить икону, но и сам приводит к ее повреждениям. Из-за оргстекла доступ воздуха становится значительно хуже. В результате образовывается прекрасная среда для размножения бактерий.
Немного истории
Изначально киоты создавались не для хранения изображений святых, а для хранения других вещей. Иудеи сохраняли в них священные книги, христиане — мощи святых.
Наибольшую популярность такое хранилище приобретает в период Средневековья. В это время в ящичках стали хранить исключительно иконы.
Древние изделия соответствовали архитектуре святилища, в котором они находились.
Ну и новые технологии сделали свое дело. Теперь приобрести творение можно не только в храмах, но еще и в интернете, однако стоимость будет выше.
Существующие различия
Изделия различают в зависимости от таких факторов.
По месту расположения: | — на стене, — на полу, — угловые, — подвесные, — аналойные. |
По месту нахождения: | — в храме, — в церкви, — дома. |
По внешнему виду: | — прямые, — резные, — фигурные. |
По количеству икон: | — для одного изображения, — для двух. |
По материалу, из которого изготовлен: | — из ценных пород дерева, — из металла, — из пластмассы. |
По украшениям: | — с резьбой по дереву, — окрашенные, — лакированные, — посеребренные, — позолоченные. |
Стоимость предмета тоже будет зависеть от этих факторов. При изготовлении некоторых произведений используют даже драгоценные камни или металлы. Самые дешевые изделия — из дерева.
Можно просто ответить на вопрос, что же такое киот. Ведь его еще называют храмом или домом для иконы. Создание киотов — дело, требующее хорошего мастерства. Многие увлекаются этим, изготавливая их своими руками. Из обычного ящичка может выйти удивительное произведение искусства.
Киот для иконы — объясняем тщательно
Для чего нужны киоты для икон? Где купить киот и в чем его основное предназначение?
Приобретая икону у человека возникает благочестивое стремление оказать святыне должное почтение сохранить её на долгие годы, передать внукам и правнукам. И решить эту задачу поможет киот, который не только защитит икону от негативных воздействий окружающий среды, но и придаст иконе завершенный вид, послужит красивым дополнением интерьера дома, храма.
Киот представляет из себя небольшой деревянный ящик с лицевой стороны закрытый стеклом.
Застекленный киот создает вокруг иконы щадящий микроклимат, предотвращает воздействие на неё влажного, или наоборот сухого воздуха, сквозняка, защищает от пыли, прямых солнечных лучей и механических воздействий.
Киоты для икон могут быть напольными и настенными (навесными), на данной странице представлены навесные образцы киотов. Все киоты имеют крепление на стену, а так же могут просто устанавливаться на полочку для икон.
История киота
На самом деле киот представляет собой приспособление с интересной историей происхождения. Прежде всего оно было создано для того, чтобы защитить ауру иконы и создать для нее подобие храма. Что касается первых в истории человечества киотов, то они были созданы для того, чтобы в них хранились не иконы, а другие реликвии, к примеру, скрижали завета. Иудеи использовали киоты для хранения свитков Торы — божественной книги. Христиане, в свою очередь, использовали киоты для хранения мощей Святых.
Киот аналойный сложный резной с сенью
Свою огромную популярность киот завоевал в эпоху Средневековья, когда в нем было принято хранить исключительно иконы. В это же время к таким приспособлениям начали относиться, как к самостоятельным произведениям искусства, которые стали неотъемлемой частью интерьера храма.
Киоты для икон, купить в Москве
У нас вы сможете купить киот не только в Москве, но и заказать киот с доставкой в любой регион России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Мы предлагаем приобрести, как простые, не дорогие киоты, так и сложные резные киоты из ценных пород древесины, которые сами по себе являются самостоятельными произведениями искусства.
Киоты изготавливаются из разных пород древесины, дополняются декоративными элементами (золочение, чеканка, резьба).
Мы предлагаем два вида киотов, различающиеся между собой способом открытия киота:
«Пенал» – (задняя стенка киота выдвигается по принципу “пенала”).
«Книжка» (задняя и передняя часть киота открывается как «книжка», при этом эти части соединены петлями с одного бока и застежкой с другого).
Киот “книжка”
Дубовые киоты с простой рамкой
Дубовые киоты с золотой рамкой
Дубовые киоты с золотой рамкой и закругленными углами
Дубовые киоты с простой рамкой, закругленными углами и резной короной
Дубовый киот с простой рамкой, и резной короной
Дубовый киот с багетной рамкой и закругленными углами Дубовый киот с резной рамкой
Киоты с басмой
Киоты приобретенные в нашей мастерской изготавливаются вручную с соблюдением вековых традиций и имеют пожизненную гарантию, при бережном хранении.
Для чего используют
Главная функция такого ящика — это прежде всего сохранение росписи. Такой застекленный ларь позволяет нам и любоваться красотой образа, и защищает от пыли, солнечных лучей, лампадной и свечной копоти, сквозняков и перепадов влажности.
В художественном смысле киот завершает образ, как рама для картины. Красиво украшенный, резной, с позолотой, он может быть и как самостоятельный декоративный элемент, и как усиление росписи, находящейся внутри.
Историческая справка
Киот как специальное приспособление для хранения икон широко распространяется в период средневековья. В это же время к нему начинают относиться как к самостоятельному произведению искусства, благодаря чему он становится неотъемлемой частью церкви.
Правильная конструкция
Киот — это не только украшение, его главная функция — защита хрупкой росписи от внешнего воздействия и сохранение ее на долгие годы. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору материалов и форме.
На первый взгляд незамысловатая конструкция имеет ряд обязательных правил при изготовлении.
Виды деревянных киотов
Самый распространенный материал для изготовления — дерево, также для изготовления используют металл, стекло или пластик.
Форму и оформление мастера подбирают соответственно иконе, для которой изготавливается украшение.
Настенные
Настенные лари могут быть различных форм, декоративно оформленные, простые, застекленные, с открывающейся дверцей или без стекла, для одной иконы или нескольких. Главное отличие — крепление для подвешивания на стену. Располагаться икона в таком деревянном киоте может в церкви, на улице или дома.
Напольные
Напольные, как и настенные шкафчики, по форме и оформлению могут быть самыми разнообразными. Как правило, изготавливаются для икон больших размеров, из-за чего сами большие и даже громоздкие. Поэтому располагаются на полу в церквях или на улице рядом с ними.
Резные
Резьба — самый красивый и многогранный вид украшения. Ее используют вокруг по раме или в верхней и нижней части, как рамочный узор или отдельный рисунок. В таком обрамлении иконы Пресвятой Богородицы или Спас Нерукотворный выглядят особенно празднично и торжественно.
Прямые
Самой распространенной формой ларя является прямоугольник или квадрат, соответствующий размеру иконы. Часто встречаются с закругленными углами. Простые прямые киоты чаще используют дома. Они бывают с застекленными дверцами и без, в основном небольших размеров для удобства переноски.
Арочные
Иконы могут быть разными, поэтому и обрамление для них изготавливают в соответствии с формой. Ящики арочной формы чаще изготавливают для мерных икон, изображающих святого, чьим именем нарекают младенца, например Святую Софию, Святую Евдокию, Василия Анкирского или Преподобного Серафима. Такие иконы имеют размер, равный росту малыша.
Фигурные
Помимо стандартных форм, киоты могут быть с фигурной короной — верхней частью. Рисунок может быть разнообразным, от простого, волнообразного или с мысами, до сложных, витиеватых узоров, украшенных резными элементами или крестом.
Как сделать киот своими руками
Несмотря на кажущуюся сложность, такой ящик вполне можно изготовить своими руками. Материалы, форма, цвет, фурнитура зависит от предпочтений заказчика, но есть и общие правила. В первую очередь необходимо измерить икону, для которой будет изделие, запастись необходимыми материалами и инструментами и следовать инструкции.
Инструменты и материалы
Чтобы изготовить ларь, необходимо приобрести определенные материалы и инструменты.
В первую очередь потребуются:
Выбор материалов более кропотлив и зависит от вкуса изготовителя, поэтому представленный набор носит скорее рекомендательный характер.
Пошаговая инструкция
Помимо размеров и внешнего облика, необходимо определиться с видом киота: напольный он будет, подвесной или переносной. Изначально можно сделать простой чертеж, чтобы в дальнейшем следовать ему и уже не возвращаться к замерам.
Затем необходимо изготовить каркас из деревянных досок. Они могут быть из сосны, березы, дуба или плодовых деревьев, сечением 15 на на 50. Планки должны быть нарезаны по размерам чертежа, строго под прямым углом. Каркас собирается при помощи клея, смазывая им стыки и соединяя по чертежу. После чего конструкция должна просохнуть, затем ее можно обработать наждачной бумагой.
Следующий шаг — разметка и изготовление дверцы. Изначально изготавливается рамка для стеклянной дверцы, используя деревянную раскладку и сусло для нарезки под углом 45 градусов. Собирается и затягивается рамка и раскладка также с помощью клея. Нужно следить, чтобы на стыках не было щелей.
После из оргалита изготавливается задняя стенка, она должна быть на 5 миллиметров меньше лицевого периметра.
Далее раму шкурят и с помощью фурнитуры навешивают на просохший каркас. Затем прибивается стенка из оргалита и в раму вставляется стекло с помощью герметика.
На завершающем этапе изделие при необходимости шпатлюют, наносят морилку или масло, лакируют.
История происхождения и особенности киота
Все без исключения иконы требуют бережного отношения к себе и хранения в правильно созданных условиях. Если не следовать этому правилу, то со временем может произойти потускнение красочного слоя изображения, деформация полотна, на котором написан образ Святого и т. д. Чтобы уберечь икону от таких неприятностей, следует позаботиться о наличие приспособления для хранения икон — киота. Что такое киот и как его выбрать?
История киота
На самом деле киот представляет собой приспособление с интересной историей происхождения. Прежде всего оно было создано для того, чтобы защитить ауру иконы и создать для нее подобие храма. Что касается первых в истории человечества киотов, то они были созданы для того, чтобы в них хранились не иконы, а другие реликвии, к примеру, скрижали завета. Иудеи использовали киоты для хранения свитков Торы — божественной книги. Христиане, в свою очередь, использовали киоты для хранения мощей Святых.
Киот аналойный сложный резной с сенью
Свою огромную популярность киот завоевал в эпоху Средневековья, когда в нем было принято хранить исключительно иконы. В это же время к таким приспособлениям начали относиться, как к самостоятельным произведениям искусства, которые стали неотъемлемой частью интерьера храма.
Конструкция и особенности
Киот представляет собой небольшой легкий ящик, предназначенный для хранения иконы и ее защиты от влияния негативных факторов — сырости, солнечных лучей, паров кислот и т. д. Настенные киоты, к примеру, киот малый аналойный, предназначены для хранения икон в домашних условиях. Такие приспособления представляют собой подобие открывающихся или глухих ящиков, для изготовления которых могут использоваться такие материалы, как дерево, стекло и пластик. В то же время икона, помещенная в киот, должна вентилироваться, поэтому такой футляр априори не может быть герметичным (это бы поспособствовало появлению плесени и окислов на поверхности иконы).
В то же время киот нельзя назвать обыкновенным ящиком, а все потому, что внутри него создается особый микроклимат, защищающий икону от грязи, пыли, копоти, испарений кислот и т. д. В полости киота икона закрепляется с помощью брусочков из дерева, гофрокартона или бумаги высокой плотности. Если размеры иконы не соответствуют размерам киота, то ни в коем случае нельзя искусственно корректировать ее параметры путем спиливания и т. д. Такие действия могут привести к порче иконы. Также не рекомендуется допускать того, чтобы поверхность иконы плотно соприкасалась со стеклом киота, так как между двумя поверхностями должно быть воздушное пространство.
Киот, обеспечивающий подходящие условия для хранения икон дома, должен соответствовать таким требованиям:
В храмах для хранения икон используются переносные киоты, которые обычно имеют крупные размеры. Также в продаже можно найти приспособления для хранения икон, которые украшены декоративными элементами — резьбой, искусственными камнями и т. д.
Ныне приобрести киоты можно не только в храмах, но и в интернет-магазинах. Стоимость приобретения полностью будет зависеть от его размеров, используемых материалов и дизайна. Наиболее дорогостоящими будут киоты, для производства которых были использованы драгоценные металлы и камни, наиболее дешевыми — деревянные. Также доступно изготовление киота на заказ, однако такое изделие будет стоить гораздо дороже того, которое уже есть в продаже.
Что в православном храме хранится в киоте
Другие названия: кивот, ковчег для иконы
Что такое киот?
Слово «киот» происходит от греческого κῑβωτός — «ящик, ковчег». Это шкафчик или застекленная рама для хранения иконы. Его основное назначение – обеспечить максимальную сохранность иконы, защитив ее от непосредственных прикосновений, пыли, влаги, а также перепадов температуры. Не менее важна декоративная функция.
Особенности декора
Киот – значимый элемент убранства храма или домашнего святого уголка. Храмовый киот может быть самостоятельным произведением церковного искусства или повторять художественное решение иконостаса.
Обрамляя икону, киот служит ее украшением. В соответствии с этим киоты обычно тщательно декорируют: покрывают резьбой, иногда – росписью, нередко дополняют басменными вставками.
Если икона это «окно в Горний мир», то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные наличники окон. Другое значение киота – дом для иконы. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с ризой иконы.
Варианты конструкции
Киоты могут быть домашними и храмовыми, настенными, напольными, аналойными и настольными. В них может находиться одна или несколько икон. Иногда киот бывает встроен в иконостас. Пристолпными называются киоты, устроенные у колонн храма.
В зависимости от размера образа и его местоположения (дома или в храме), киот может быть как совсем небольшим, так и грандиозным, превышающим человеческий рост.
В храмах можно увидеть киоты с сенью – особым козырьком или декоративной крышей, с ведущими к ним ступенями – по сути, такой киот становится своеобразной часовней внутри храма, он создает для заключенного в нем образа (образов) особое молитвенное пространство. Столь основательными конструкциями обычно выделяют чтимые, чудотворные иконы.
В наши дни создаются киоты, в которых поддерживается особый влажностно-температурный режим, обеспечивающий сохранность иконы. Как правило, в такие киоты помещают образы, являющиеся произведениями искусства. Встречаются и киоты с пуленепробиваемыми стеклами.
Полезный совет
Приобретая киот, следует озаботиться тем, чтобы он способствовал сохранности иконы и ни в коем случае не вредил ей. Для этого следует предусмотреть ряд параметров.
• Икона в киоте должна быть надежно зафиксирована. При этом образ должен стоять достаточно свободно, чтобы его ничто не деформировало.
• Между стеклом киота и поверхностью иконы должно оставаться достаточное пространство.
• Крышка киота должна надежно закрываться. Если киот будет находиться в храме или другом общественном помещении, вероятно, следует предусмотреть качественный замок.
Из истории
Как и иконостасы, киоты создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле барокко, есть образцы классицизма, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами русского модерна. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.
Особым явлением можно назвать киоты, создававшиеся на Русском Севере. Они представляли собой единую композицию, состоящую из образа и его обрамления. Это могла быть не только икона, но и, к примеру, вырезанная на дереве полуобъемная фигура свт. Николая Чудотворца. Бытовали киоты-триптихи, складни: центральный образ дополнен закрывающимися створками, на которых написаны образы святых. Наконец, в киот могла быть встроена резная композиция, состоящая из орудий Страстей Христовых: Крест, копие, губка, терновый венец и т.п.
Символика
В богослужебных текстах «кивотом Божества» именуется Пресвятая Богородица. Киот – это некое вместилище, хранитель святыни, принимающий на себя часть ее сакрального значения. В славянском переводе Библии кивотом назван древний Ковчег Завета. Воздавая почитание иконе, благочестивые люди обрамляют ее красивым, тщательно украшенным и нередко дорогим киотом.
ХРАНИТЕЛИ: КАК БЕРЕЧЬ ИКОНЫ
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Сегодня при храмах и православных учебных заведениях открывается множество иконописных кружков и факультетов. Казалось бы, можно радоваться, что иконопись как церковное искусство жива и будет жить еще долго.
Но специалисты-реставраторы бьют тревогу. Их боль можно понять, когда видишь погибающие, искалеченные древние образа. Иконы гибнут сейчас, на наших глазах, и если мы не постараемся их сберечь, то очень скоро этих сокровищ у нас просто не будет.
И не только иконы XVI века требуют к себе трепетного отношения. Иногда приходится слышать рассуждения, что ценны иконы только
У нас пока осталось еще множество священных изображений. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам втуне и щедро? Не боимся ли мы своего небрежения? Ведь дар требует благоговейного хранения.
Интересно, что традиция сохранения икон была начата в XIX веке владельцами частных коллекций. После революции все частные собрания древ них икон попали в музеи. Именно музейные работники, реставраторы (среди них были люди как верующие, так и атеисты) спасали иконы при Советской власти. Благодаря их любви и заботе мы можем сейчас видеть древние образа и молиться.
Иногда ради спасения святынь «музейщикам», любящим икону и преданным ей, приходилось по-настоящему бороться за сохранение святыни. Вот лишь один из бессчетного множества примеров того, как реставраторы исполняли свой долг. В 70-е годы реставрационный Центр должен был получить из Сольвычегодска партию икон строгановского письма, но их почему-то не присылали. Тогда в феврале работники Центра сами поехали за иконами, полагая, что может потребоваться их помощь, например, чтобы упаковать иконы. Когда они приехали, то увидели, что музей в Сольвычегодске находится в закрытом храме, где нет отопления. Иконы были покрыты таким слоем инея, что невозможно было понять сюжеты. Директор местного музея сознательно не собирался их высылать, поскольку был очень враждебно настроен к «культовой живописи». Московские реставраторы были обыкновенными светскими, нецерковными людьми, но они просто не могли оставить иконы в таком состоянии и решили вывезти их сами. И попали в детективную историю. Директор музея договорился с администрацией города и милицией о том, чтобы на мосту, где должна была проезжать машина с иконами, ночью повесили знак «ограничитель груза». Запакованные сырые иконы пришлось оставить под честное слово, что весной их переправят на пароме. Этого не сделали, только к концу года привезли в Москву, все в плесени. В итоге иконы пришлось реставрировать 15 лет, но их все же спасли.
Реставрация как наука появилась уже в со ветское время в музейной среде. И сейчас методики, разработанные в государственных мастерских и Государственном научно-исследовательском институте реставрации, накопленный опыт хранения и реставрации возвращаются в Церковь.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ИКОНАМИ
Обращение с иконой, нуждающейся в реставрации, должно быть такое же, как с заболевшим ребенком: родители не доверят лечение первому встречному, а будут искать хорошего врача, профессионала. И никто из любителей самолечения не будет самостоятельно вырезать себе грыжу или вставлять хрусталик. Неумелое действие, вмешательство, протирание какими-либо веществами или тряпками может довести икону до состояния хронического больного, когда вылечить ее будет невозможно. В работе реставратора очень многое сходно с врачебным искусством. Главный принцип в медицине и в реставрации совпадает: noli nocere (не навреди).
Правила обращения с иконами, приведенные ниже, подготовлены кафедрой реставрации Свято-Тихоновского богословского института специально для всех, от кого зависит судьба икон. В этих правилах содержится информация не о том, как самим реставрировать, а о том, как жить с иконами, как их беречь, как за ними ухаживать.
Красочный слой и грунт на иконах растрескивается и осыпается от резких перемен температуры и влажности. Нормальные условия хранения икон: температура +17°- +20°, влажность 45%-55%.
3. Не пытайтесь «обновить» икону лаками, красками, маслами и прочим. Все эти действия вызывают разрушения иконы, часто необратимые.
4. Нельзя протирать икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Снимать пыль можно (не часто) только в том случае, если красочный слой не осыпается; делать это лучше сухой беличьей кистью, очень мягкой.
5. Нельзя ставить икону на окно или вешать под форточкой. Сквозняки и холод крайне опасны для здоровья икон.
6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, это вызывает коробление досок и их растрескивание.
7. Недопустимо долговременное попадание прямых солнечных лучей.
8. Нельзя хранить икону в помещении, где в стенах или мебели имеются летные отверстия жука-точильщика. Жучок может превратить доску иконы в труху за 1-2 года.
9. Пожалуйста, не пытайтесь лечить икону самостоятельно, постарайтесь найти профессионального реставратора.
Известен случай, когда одного реставратора привел к его профессии (и почти одновременно к Церкви) не эстетический интерес к иконе, а именно жалость к разрушающимся образам. Он заметил их даже не в храме, где не смел разглядывать иконы и вообще не знал, как себя вести, а в антикварных лавках. Поэтому не надо бояться жалеть иконы, это чувство близко к благоговению, оно может привести человека к вере и уберечь от действий и поступков, невольно повреждающих святыню.
Пожалуйста, задавайте Ваши вопросы специалистам через наш журнал и нашу газету: реставраторы Богословского института готовы ответить на вопросы читателей; более подробно о правилах хранения и обращения с иконами будет рассказано в следующих номерах «Фомы». Ждем Ваших откликов.