что в советские времена находилось на месте храма христа спасителя
Что нужно знать о Храме Христа Спасителя, чтобы сойти за москвича
На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа… Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.
«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор
Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах. Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг, известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия). Проект, одобренный Александром I, изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.
Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.
Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон.
Храм Христа Спасителя. Фото 1903 года. wikimedia
Проклятие игуменьи
На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».
Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.
И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.
Храм Христа Спасителя. Дореволюционное фото. wikimedia
Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.
Впереди планеты всей
Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго. В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину, Коминтерну и Советскому Союзу. Придуманная Борисом Иофаном, бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.
Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.
Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. wikimedia
«…а теперь – срам»
Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.
Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.
После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.
Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.
А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».
Бассейн «Москва», 1969 год. wikimedia
На своем месте
О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство. Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон. Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.
«Москва» – культовый бассейн СССР под открытым небом. Его построили на месте взорванного храма Христа Спасителя
30 лет спустя сюда вернули храм.
Стартовал чемпионат мира по водным видам: первые медали разыграют 13 июля (полное расписание финалов – здесь).
Пожалуй, это хороший повод вспомнить главную водную достопримечательность в истории СССР – грандиозный бассейн «Москва».
Почти 30 лет он был единственным аквапарком Советского Союза. Его открыли в 1960 году – место сразу стало одним из символов столицы. Бассейн действительно был необычным сооружением:
Комплекс долго считался самым большим бассейном в мире – тот самый гигантизм, который так любили в советской архитектуре. Его строили больше двух лет на Волхонке – месте, где раньше стоял храм Христа Спасителя, взорванный в 1931-м по решению Политбюро ЦК КПСС.
Но при Сталине храм сносили, конечно, не ради массового бассейна. Вместо него планировался гигантский Дворец Советов – величественное здание, ставшее бы самым высоким в мире.
Согласно финальному проекту, его высота составляла 415 метров, причем верхние 100 занимала статуя Ленина.
К строительству Дворца Советов приступили уже в 1932-м – на следующий год после сноса храма. Появился огромный котлован, началась укладка фундамента – два бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров, рассчитанные на сверхнагрузку будущего Дворца.
Арвидас Юозайтис: «Я выиграл олимпийскую медаль, чтобы вырваться из плена»
Стройку остановила война – на уровне фундамента и мощного каркаса здания из специальной высокопрочной марки стали. К июню 1941-го он достиг высоты 7 этажа – позже вся арматура ушла на военное строительство: железнодорожные переправы, путепровод на Волоколамском шоссе и Керченский мост.
После войны проект Дворца Советов реанимировали, но за следующие 10 лет к работам так и не приступили.
Считается, что идея бассейна на месте большой заброшенной стройки пришла к первому секретарю партии Никите Хрущеву во время ее осмотра – старую площадку заливало водой, превращая территорию в болото. Архитекторам поставили задачу придумать спортивное сооружение на базе оставшегося фундамента – отсюда его круглая форма и внушительный размер.
В центре бассейна располагался тренировочный сектор с дорожками и вышкой для прыжков, все остальное пространство стало зоной свободного купания.
Рядом построили здания с раздевалками, душевыми, буфетом, техническими помещениями; вокруг бассейна расположился мини-пляж с галькой и шезлонгами. Чтобы попасть в бассейн из раздевалок, люди проплывали под водой несколько метров – в проем бетонной стенки.
Поход в бассейн «Москва» сразу превратился в ритуал москвичей и туристов: у касс выстраивались длинные очереди, а на входе образовывались жуткие пробки.
Дефицитными, например, были утренние 7-часовые сеансы – талоны раскупали заранее, чтобы поплавать и взбодриться перед работой.
«Товарищи, время вашего сеанса заканчивается! Посещайте наш бассейн регулярно!» – повторяли динамики каждый час. По вечерам из них звучала эстрадная музыка, а главное воспоминание гостей – сладкий конфетный запах, тянувшийся с шоколадной фабрики «Красный октябрь» (всего 500 метров от чаши).
Игорь Полянский: «Приехали в Новую Зеландию и обалдели: двери в домах стеклянные. С молотком спать, что ли?»
На входе даже у гостей не требовали медицинскую справку – воду пропускали сквозь мощные песочные фильтры и щедро хлорировали; собственная лаборатория бассейна брала пробы каждые три часа.
Особенно популярным комплекс становился в холода: в СССР не хватало крытых бассейнов, купаться на водоемах было уже невозможно, а заграничные пляжные поездки еще маячили в далеком будущем. Зимой купающимся в парной воде лишь советовали почаще нырять – чтобы не переохладить голову на морозе. Кто-то даже надевал под резиновую плавательную шапочку шерстяную.
В минусовую температуру над бассейном всегда висело плотное облако пара. Из-за него сильно страдали от коррозии соседние здания, особенно Пушкинский музей – сотрудников всегда тревожило состояние редких картин в галерее искусств. Комплекс закрывали только в сильные морозы (когда температура падала ниже минус 20) – как раз потому, что пар мешал обзору спасателей.
Владимир Сельков: «В начале 90-х нельзя было спокойно гулять. Или бы шапку сняли, или наваляли просто так»
Все закончилось в 1991-м – посетителей стало слишком мало, бассейн пришел в запустенье, его содержание оказалось слишком дорогим и невыгодным. Он закрылся осенью с первыми холодами – воду не стали нагревать, а просто спустили. На следующие три года территория бассейна снова превратилась в заброшенное пространство, а в 1994-м его разобрали окончательно.
К тому времени уже было решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Камень заложили еще в 1990-м – когда бассейн принимал редких посетителей, к строительству приступили только через 5 лет. Для посещения храм открылся в 1999-м.
Как в центре Москвы на месте самого большого бассейна появился самый большой храм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Однако не стоит думать, что решение заменить бассейн на храм было спонтанным и необоснованным. Еще в XVI веке здесь стоял монастырь, сгоревший при пожаре в 1547 году. Вместо него построили новый монастырь — Алексеевский, который также был частично разрушен во время Смуты (1598-1613 годы), так что его пришлось восстанавливать в 1625 году. Женский монастырь постепенно разрастался, появлялись новые здания, в том числе и храм. А через два столетия император Николай I распорядился перенести монастырь за пределы города в Красное Село, а сами постройки разобрать.
И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.
Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.
Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.
Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.
Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.
Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.
В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.
На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.
О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье «Москва могла быть другой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Храм, по которому можно изучать историю
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Фото Владимира Ештокина
Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.
Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».
Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.
В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина
Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.
В память о чуде
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.
Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.
А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.
Неудачная попытка
Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.
Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.
Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.
Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.
Первая жизнь храма
Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу Тону, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.
Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.
Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.
К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.
И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.
Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.
После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.
Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.
«Прощай, хранитель Русской славы!»
После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото www.xxc.ru
В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.
Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя
Скульптор А. Логановский. Фото www.xxc.ru
И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru
В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».
От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
Несбывшаяся утопия
Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.
По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).
Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.
После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.
Новая жизнь храма
В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.
Фото Владимира Ештокина
Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.
Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.
Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.
При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с.