что входит в понятие интегративный подход в обучении достижение метапредметных результатов
Интегративная технология как способ достижения метапредметных результатов обучения.
В материале раскрывается возможность интегративной технологии для достижения метапредметных результатов обучения.
Просмотр содержимого документа
«Интегративная технология как способ достижения метапредметных результатов обучения.»
ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Учитель истории МБОУ «Лицей № 35»
Метапредметный подход даёт возможность развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Мы, педагоги, работаем в системе реализации ФГОС, где, по сути, указана лишь цель достижения метапредметных результатов, но конкретный путь достижения этой цели каждый педагог выбирает для себя сам. В этой связи, особое внимание я уделяю изучению проблемы интеграции содержания общего образования. По моему мнению, интегративная технология в обучении, как нельзя лучше, помогает достичь цели формирования метапредметных результатов.
В ходе применения интегративной технологии ученик получает единую систему знаний о мире и является активным участником образовательного процесса, что и требует сегодня от урока деятельностный подход. В заключение хотелось бы процитировать философа Б. Паскаля, который подчёркивал, что «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». А ведь эта мысль была сформулирована им ещё в 17 веке, но и сегодня, в условиях требований к современному успешному обучающемуся, этот афоризм актуален, он подчёркивает особую важность метапредметного урока. А интегративная технология, по моему убеждению, должна занять в нём достойное место, как одна из возможностей достижения поставленных современным образованием целей.
Доклад на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ирина Михайловна Скородумова
учитель русского языка и литературы
Наиболее актуальными направлениями современного психолого-педагогического воздействия в учебной деятельности являются развитие личности школьника и гуманизация образования. Объединить эти направления, сделать их максимально реализуемыми и призвана интегративная система гуманитарных дисциплин. Литература, история, музыка и другие предметы должны изучаться не обособленно, а совместно, комплексно — с целью формирования у обучающихся социальной готовности к позитивному жизненному самоопределению. Интегративная система гуманитарных дисциплин разработана на основе научного наследия виднейшего отечественного теоретика психологии С. Л. Рубинштейна. Согласно его выводам, процессы обучения и развития ребенка слиты воедино. Поэтому задача учителя не только обучать, но и развивать, формировать личность ученика.
Принципиальная схема интегративной системы гуманитарных дисциплин такова: эстетическое развитие; интеллектуальное развитие; нравственное развитие; физическое развитие. На базе этих компонентов возможно интегрирование предметов гуманитарного цикла. Интегрирование происходит по следующим параметрам: 1) общее действие, опосредованное заранее поставленной позитивной целью; 2) сходство изучаемого материала; 3) идентичные выводы.
Цель: максимальное развитие психологических и интеллектуальных способностей школьников с учетом характеристик их личности, обеспечивающее им к моменту окончания школы готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
эстетическое развитие — дать учащимся представление о красоте и гармонии, о принципах создания духовных ценностей;
нравственное развитие — развить навыки поведения и сознания учащихся во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в семейных, внутригрупповых отношениях. Ввести учеников в мир общечеловеческих моральных ценностей, учить их соотносить с требованиями нравственных норм собственные мысли и поступки;
интеллектуальное развитие —формировать абстрактное мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа с целью наиболее адекватной реализации умственных способностей;
физическое развитие — способствовать оптимальному режиму работы учащихся, при котором не происходило бы ухудшение их физического и психического здоровья.
На практике реализация интегративной системы гуманитарных дисциплин осуществляется по следующим направлениям:
Работа по индивидуальным программам с широким использованием медапредметных связей.
Проведение интегрированных уроков в рамках системы.
Так, сопряжены между собой программы изучения ли тературы и изобразительного искусства, истории и изобра зительного искусства.
Например, школьники под руководством учителя рисования выполнили ряд иллюстраций к произведениям, изучавшимся на уроках литературы, что позволило использовать эти рисунки для дальнейшей отработки литературоведческих понятий. Найдены точки соприкосновения между программами по литературе и историй: это «Обычаи и верования древних славян», «Россия при крепостном праве» и «Война 1812 года». Произведения по этим темам изучаются и на уроках литературы, и на уроках истории, однако подход к ним разный. Совместно с учителями музыки отобраны те музыкальные отрывки, которые необходимы для более полного и яркого восприятия литературных произведений.
Развитие — длительный и постепенный процесс, который не дает немедленных результатов. Однако можно отметить повышение общего интеллектуального и культурного уровня развития обучающихся, возросшую способность оперировать понятиями эмоционально-нравственного ряда, умение применять литературоведческие термины при анализе художественных произведений, улучшение общеучебных навыков.
14 мая 2010 года в рамках областного Дня открытых дверей на тему «Исследовательская деятельность как системный механизм развития личностного потенциала школьника в условиях профильного образования» провела открытый интегрированный урок словесности и изобразительного искусства «Слово о цветах».
Метапредметные связи на этом уроке помогли мне и моей коллеге – учителю ИЗО – максимально раскрыть ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между прошлым и будущим путем трансляции своего уникального — индивидуального творческого отношения к миру. Это дало основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», о чем говорили и Шалва Амонашвили, и Василий Сухомлинский, когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем сегодняшней жизни.
Предметная интеграция как ресурс формирования метапредметных результатов образования.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предметная интеграция
как ресурс формирования метапредметных результатов образования.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования
на основе принципов метапредметности :
освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
способность их использования в учебной, познавательной и социальной
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Метадеятельность = универсальные знания + способы (мыследеятельность)
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Метапредметный подход – основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.
— Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки.
Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
Целесообразно выделять три уровня интеграции:
создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;
создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов, факультативов;
разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.
Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, педагог должен учитывать:
Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).
Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации.
Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Интеграция помогает мне :
развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
получить качественно новый педагогический результат;
увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
выявить недостатки изолированного преподавания предмета.
При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
Цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
— умения сопоставлять явления и факты;
— умения выделять главное;
— умения составлять из отдельных элементов целую картину;
— умения формулировать общую проблему;
— умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно-исследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления обучающихся, целостной картины мира, получения соответствующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и формирования всесторонне развитой личности
1. Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых вопросов по той или иной теме способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2. Углублённость изучения.
Глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины нестандартного мышления..
Реализация рассматриваемой проблемы в конкретной практической ситуации подчеркивает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения.
Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мобильности мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность мышления.
5. Доказательность решения.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.
География и компьютерные технологии
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и
представления информации прочно вошли в нашу повседневную
жизнь. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении
географии. Компьютерные программы по географии направлены не
только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта
творческой деятельности.
Можно выделить следующие направления использования компьютерных технологий на уроках географии
Использование компьютерных программ и учебных электронных мультимедиаизданий
Создание презентаций к урокам
В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которое содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение, контрольные вопросы и тесты, словарь терминов и понятий, список персоналий (чьи имена
упомянуты в учебнике).
Я использую в своей работе следующие цифровые образовательные ресурсы:
Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
В качестве творческого проекта, создаваемого учащимися, часто выступают презентации, которые после защиты поступают в банк данных и могут быть использованы в учебном процессе.
При подготовке к урокам, создании презентаций мною используются следующие Интернет-ресурсы:
Методический материал «Предметная интеграция как ресурс формирования метапредметных результатов образования»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предметная интеграция как ресурс формирования
метапредметных образовательных результатов
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ,
учитель химии АНО «Школа «Премьер»
В соответствии с современными требованиями ФГОС выпускники школы должны достичь определенных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Метапредметные результаты — это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях в условиях быстро меняющегося общества.
Одна из главных задач современного общего образования в стране – сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Перестройка средней школы, совершенствование всей системы образования, переход школ на новые образовательные стандарты идут по пути интеграции естественнонаучных знаний.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.
Коллектив нашей школы имеет некоторый опыт интегративного подхода в обучении. Принцип интеграции реализуется в разных компонентах педагогической деятельности и способствует созданию условий для формирования и внутренней диагностики образовательных результатов, в том числе метапредметных. Хорошие результаты дает и независимая диагностика «метапредметов».
Предметная интеграция является ресурсом развивающего обучения и достижения образовательных результатов, в том числе и метапредметных.
Направления работы по развитию предметной интеграции
Интегративный подход к формированию УУД (метапредметный курс «Учись учиться» 5-8 классы)
Статья «Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО. Формирование межпредметных (надпредметных) понятий, как части метапредметных результатов образования».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на ШМО учителей начального цикла обучения.
Тема: « Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО. Формирование межпредметных (надпредметных) понятий, как части метапредметных результатов образования».
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Такой урок называется современным. То есть учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Проектная деятельность. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? 1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). 2) Осмысление полученного опыта. 3) Обобщение (рефлексия). 4) Применение на практике.
Личностно–ориентированные технологии обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития.
Интегративная технология. Процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Технология «Дебаты». «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Понятие причины и следствия кажется естественным для взрослых, но для детей, особенно маленьких, такое понятие может быть трудновато для понимания. Очень важно учить понятию причины и следствия с раннего возраста прежде, чем это понадобится в школьном возрасте и в повседневной жизни. Родители могут сыграть главную роль в том, чтобы помочь детям уяснить это понятие.
Причина – это событие или действие, которое происходит, а следствие – это то, что происходит в результате того или иного действия.
Обучение делению целого на части осуществляется с учетом особенностей понимания детьми отношения «целое — часть».
Задачи обучения состоят в следующем:
— научить детей делить предмет на две, четыре равные части путем разрезания или последовательного складывания плоских предметов пополам;
— сформировать представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей;
— упражнять в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство;
— способствовать развитию самостоятельности мышления, сообразительности, упражнять детей в нахождении новых способов деления, выявления зависимостей.
В ходе обучения у детей формируется понимание половины как части целого, деленного на две равные части, четверти — на четыре равные части. Они учатся выражать в речи способ деления, складывания, соотношение частей.
Обучение делению предметов на равные части является основной задачей 3-4 занятий.
Вначале детей знакомят со способами деления целого на равные части (две и четыре) путем сгибания без разрезания, что дает возможность обнаружить части внутри целого, их количество и соотношение с целым, каждая из частей меньше целого, целое больше части. С этой целью берутся плоские предметы: круги, полоски бумаги, шнуры, тесьма и др.
Детям свойственно определять полученные в результате решения части, пользуясь названиями геометрических фигур (квадраты, треугольники), а не признаком формы. Они не выделяют форму частей: части квадратной, треугольной формы. Слово часть в своей речи они заменяют названиями геометрических фигур.
Род и вид. Родовые и видовые понятия
Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных треугольников, прямоугольных треугольников и тупоугольных треугольников.
Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса.
Исследование пространственно-временной ориентации младших школьников и ее роли в процессе учебной деятельности невозможно без осмысления уровня теоретической и практической разработанности вопросов в этой области. Без оперирования категориями пространства и времени невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности, например при овладении учащимися письмом, чтением, счетом, решением математических задач с пространственно-временными характеристиками по определению времени пути, расстояния и пр. При этом актуальной является проблема обеспечения непрерывности процесса обучения на основе соблюдения принципа преемственности при переходе из начального в среднее звено школьного обучения, а так же взаимосвязи обучения и развития.
Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно чувственного отражения, то есть, в области ощущений и восприятий.
С совершенствованием средств отражения пространства и времени
возрастают возможности более точного и глубокого познания предметной
Дифференцировка этих отношений влияет на развитие восприятия. В
процессе обучения детей пространственно-временная ориентировка является
важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления.
В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не
занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение
изменений, происходящих в пространстве и времени (Л. Н. Люблинская).
По мнению Д. Б. Эльконина, для познания различных сторон времени нужна функция разных корковых структур мозга.
Процесс восприятия и отражения времени у детей образуется с большим
трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости, и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.
Развитие пространственных представлений младших школьников считается одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности.
Самые элементарные формы ориентировки в пространстве формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы.
Формирование пространственного мышления должно начинаться в начальной школе, поскольку этот возраст, благодаря специфике психологического развития, наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операциональной стороны пространственного мышления.
Обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.
В начальной школе именно математика наиболее ярко воздействует на формирование пространственных представлений детей. В этом возрасте ребенок эмоционален, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. С помощью языка математики ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, и в то же время у него складывается собственный мир переживаний и образов. Поэтому важно понимание роли урока математики в формировании геометрических знаний учащихся как части учебно-воспитательного процесса, наиболее значительно воздействующего на сферу пространственных представлений ребёнка. Задача формирования и развития пространственных представлений младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших задач начальной школы.