что вы можете сделать чтобы это обучение стало еще более эффективным для вас
9 способов учиться эффективнее
В быстро меняющемся мире способность учиться стала жизненно важным навыком. Это основополагающее умение, которое поможет достичь успеха во многих сферах жизни. А чтобы делать это быстро и качественно, мы предлагаем вам 9 способов, которые помогут запоминать информацию и вырабатывать навыки намного эффективнее, чем с помощью классического подхода к обучению:
Научитесь правильно использовать свою память
Есть много способов запоминать информацию быстрее и надежнее – без зубрежки и бессонных ночей. Научитесь управлять своим вниманием и правильно структурировать новые знания, и вы уже заметите изменения к лучшему. Но тренировка памяти не ограничивается только этим. Изучите психологию запоминания и мнемотехнику, чтобы усваивать больше данных за меньшее количество времени.
Продолжайте учить и практиковать новые вещи
Верный способ учиться более эффективно предложил еще Ленин – учиться, учиться и еще раз учиться. В одной статье, опубликованной в Nature, сообщалось, что у людей, научившихся жонглировать, увеличилось количество серого вещества в затылочных долях – области мозга, которая связана со зрительной памятью. Когда эти люди перестали практиковать навык, серое вещество исчезло.
Поэтому, если вы изучаете новый язык или танец, продолжайте практиковать его, чтобы сохранить достигнутые успехи. Этот феномен «используй или потеряй» включает в себя мозговой процесс, известный как «обрезка». Определенные пути в мозге сохраняются, в то время как другие удаляются. Если вы хотите, чтобы новая информация, которую вы только что узнали, оставалась на месте, повторяйте ее.
Учитесь разными способами
Мозг хорошо запоминает информацию, с которой он много работал. Чтобы делать это эффективно и нескучно, воспринимайте данные с разных каналов. Вместо того, чтобы просто слушать подкаст, который включает в себя аудиальное обучение, найдите способ изучать материал еще устно и визуально. Например, расскажите о том, что вы услышали другу, напишите конспект или нарисуйте ментальную карту. Обучаясь более чем одним способом, вы еще больше укрепляете знания в своем уме.
По словам [Judy Willis MD, M.Ed, 2018] исследователя Джуди Уиллис, «Чем больше областей мозга хранят знания о предмете, тем больше образуется взаимосвязей. Из этой избыточности следует, что у учащихся будет больше возможностей извлекать связанные биты данных из нескольких мест хранения в ответ на один сигнал. Эта перекрестная ссылка на данные означает, что мы выучили что-то, а не просто запомнили».
Ищите ответы, а не пытайтесь вспомнить
Обучение – не идеальный процесс. Мы часто забываем то, что уже выучили. Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь вспомнить какой-то лакомый кусочек информации, то лучше просто найдите правильный ответ. Чем дольше вы пытаетесь вспомнить его, тем больше вероятность, что вы снова забудете в будущем. Почему? Все эти мучительные попытки найти ранее изученную информацию приводят к закреплению «состояния ошибки», а не к запоминанию верного ответа. Пытаясь вспомнить, вы как бы учите себя забывать.
Найдите свой стиль обучения
Еще одна отличная стратегия повышения эффективности обучения – распознавание ваших образовательных привычек. Существует множество различных теорий о стилях обучения, которые могут помочь вам понять, как вы усваиваете информацию лучше всего. Несмотря на то, что эта концепция все еще является предметом обсуждения, из нее можно извлечь пользу. Распознав свои модели обучения, вы сможете лучше понять свои сильные и слабые стороны, что поможет учиться эффективней.
Попробуйте найти себя в следующих классификациях:
Определите свою модель, и подумайте, как можно использовать сильные стороны и нивелировать слабые.
Проходите тесты
Чтобы закрепить изученный материал и запомнить его на больший срок, обязательно проходите тесты. Исследования [Chunliang Yang, 2018] показали, что такая методика помогает лучше запомнить информацию, даже если в тесте не были охвачены все вопросы. И наоборот, студенты, которые потратили дополнительное время для занятий, но не были протестированы, показали более низкий уровень запоминания материалов.
Учитесь в правильное время
Наши тела имеют свои собственные внутренние «часы», известные как циркадные ритмы, которые контролируют цикл сна-бодрствования и уровни энергии в течение дня. В то время как пики физической силы составляют около 11 утра и 7 вечера, пиковые периоды для умственной работы приходятся на 9 утра и 9 вечера.
В одном эксперименте [Jessica D. Payne, 2012] участники запоминали пары слов либо в 9 утра, либо в 9 вечера, а затем испытуемых тестировали с 30-минутным, 12-часовым или 24-часовым интервалом. Результаты показали, что, хотя время суток не влияло на краткосрочное запоминание, знания на 12-часовом повторном тесте была намного лучше у тех, кто спал всю ночь, чем у тех, кто имел период бодрствования. На 24-часовом повторном тестировании исследователи обнаружили, что те, кто учил вечером перед сном, прошли тестирование лучше, чем те, кто бодрствовал весь день после изучения, а затем спал ночью перед повторным тестом.
Результаты показывают, что обучение незадолго до сна является идеальным временем для лучшего усвоения информации.
Учитесь постепенно
Лучше учить что-то по 20 минут 6 дней, чем потратить на это 2 часа за один день. Этот подход называется «распределенное обучение», и, как показало одно исследование образовательных стратегий [Yana Weinstein, 2018], такой способ дает наибольшую эффективность.
Этот принцип – настоящий подарок для занятых людей, которые никак не могут урвать время для учебы. Иллюстрацией и практическим применением этой техники является правило 5-и часов.
Проходите курсы
Сегодня, в век развития и повсеместного присутствия Интернета, можно найти просто невообразимое количество интересных и познавательных обучающих программ, направленных на развитие самых разных умений, навыков и компетенций. Но среди этого многообразия нужно уметь выбирать действительно стоящие. Будьте бдительны — проверяйте такие программы на предмет наполнения, читайте отзывы, ищите то, что вызывает доверие.
Мы же, в свою очередь, можем порекомендовать вам уже проверенную множеством людей программу «Лучшие техники самообразования» от 4Brain, где всего за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. И, конечно же, обязательно ознакомьтесь с отзывами.
Резюме
Используя современные наработки психологии, вы можете сделать свое обучение более эффективным. Вот что для этого нужно:
Учитесь учиться, и тогда вы станете эффективней во всем остальном.
Эффективное обучение: практические советы
Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.
1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.
Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.
Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).
2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.
3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.
Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.
В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.
4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.
5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.
Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.
6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.
Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.
Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.
7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).
8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.
Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).
That’s it folks.
На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.
Как выжать максимум из онлайн-образования
16 советов для эффективного обучения от команды Laba.
Онлайн-образование требует внутренней мотивации и дисциплины. Подготовка и окончание обучения не менее важны, чем сам процесс.
Вместе с контент-продюсером Laba Сашей Азаровой и ее командой разбираемся, как быть эффективным на всех этапах: до, во время и после онлайн-курса.
Как подготовиться к онлайн-обучению
Начните с вопроса «Зачем?» и поставьте цели
Если через школу или университет нас еще может провести чувство долга или настойчивость родителей, то онлайн-образование уже целиком опирается на внутреннюю мотивацию и потребности.
Без понимания, зачем проходить конкретный курс, что вам даст обучение, как оно повлияет на вашу жизнь — сохранять мотивацию сложнее.
Поставьте конкретные и измеримые цели: что вы хотите получить и чего добиться. Если цель будет слишком размытой — вы не поймете, есть ли прогресс. Четкие цели помогут отследить успехи.
Размытая цель: «Я хочу стать бренд-менеджером».
Четкая цель: «За время прохождения курса я хочу подготовить кейс, который приложу к своему резюме бренд-менеджера».
Ставьте глобальные и промежуточные цели. Если вы учите английский онлайн, то ваша глобальная цель — понимать контент на английском любой сложности.
Промежуточные цели:
Освободите время для образования
Каждый день вы тратите определенное количество часов на привычные дела. Чтобы вписать в свой график обучение, придется «отнять» у них часть времени. Проанализируйте, куда оно уходит. В первую очередь обратите внимание на самые бесцельные направления — занятия, которые не приносят пользы, удовольствия или отдыха. Именно у этих «пожирателей времени» лучше забрать ресурсы и передать их на образование.
Например, в среднем человек может тратить 4–5 часов в день на соцсети. Если это пустое время, а не работа или творчество — выделите хотя бы половину на более полезное дело.
Не забирайте время у значимых дел — сна, отдыха, общения с семьей и того, что вас наполняет и радует. С таким подходом через несколько недель вы возненавидите образование — ведь из-за него пришлось сократить приятное.
Важно расчистить свой календарь еще до начала курса. Не надейтесь, что «в процессе все как-то само собой устаканится». Иначе рискуете забросить обучение просто потому, что не успеваете им заниматься.
Обучение началось: как настроить процесс и войти в режим
Обеспечьте себе учебную атмосферу
Да, в рекламе курсов часто говорят, что обучаться онлайн можно хоть из метро. Но лучше все-таки выделить дома место и создать подходящую обстановку.
Познакомьтесь с преподавателями и участниками курса
Начиная новый курс, вы попадаете в общество незнакомых людей, пусть и виртуально. Чтобы чувствовать себя комфортно, нужно освоиться. Представьтесь, расскажите немного о себе, познакомьтесь с другими студентами. Возможно, вы встретите знакомых или интересных людей, за деятельностью которых давно следите.
Как научиться учиться: руководство по эффективному обучению
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о том, как научиться учиться и извлекать максимум пользы из любого обучения. Советы и рекомендации, представленные в статье, помогут вам правильно организовать процесс учебы, обеспечить запас мотивации и внедрить полезные привычки, повышающие продуктивность.
Не так давно я начала проходить курс по введению в программирование. На протяжении последних семи лет я очень хотела освоить эту профессию, но мне постоянно что-то мешало. То внезапно нагрянувший ремонт, то мозоль на левом мизинце, то ретроградный Меркурий. И вот, наконец, звезды сошлись, и я с гордостью и воодушевлением взялась за обучение.
Поначалу все шло гладко. Уроки были понятными и интересными, задания выполнялись легко, мотивации хватало с лихвой. В день я выполняла по одному уроку, сдавала домашку и с чувством морального удовлетворения ложилась спать.
Так продолжалось примерно 2 недели. Потом задания начали становиться сложней, уроки скучней, а от былого энтузиазма не осталось и следа. В голове начали возникать вопросы, зачем мне все это надо. В итоге под воздействием всех этих факторов я сдалась. Одной могильной плитой на кладбище убитых целей стало больше.
Печальнее всего было то, что это далеко не первый курс, который я забросила на полпути. А значит, какая-то системная ошибка из раза в раз мешает мне эффективно учиться и добиваться результатов. И я решила подойти к проблеме основательно. Перелопатила кучу информации по эффективной организации обучения и составила четкий и понятный алгоритм. С удовольствием поделюсь им с вами.
Из чего складывается процесс эффективного обучения
Обучение – сложный и многогранный процесс. Подходить к нему нужно комплексно. Он зиждется на нескольких основополагающих принципах: принципе сознательности и активности, наглядности, научности, систематичности, доступности и др. Прочитать о них можно в отдельной статье. Здесь же мы сосредоточим основное внимание на практике.
Для удобства я разделила рекомендации на три блока:
Подготовка к обучению
Этот этап самый важный. Именно ошибки при подготовке к обучению являются основной причиной, почему мы не доходим до конца и бросаем начатое на полпути. Поэтому отнеситесь к следующим советам со всей серьезностью. Они помогут подготовиться к самообразованию или обучению на курсах.
Определите цель обучения
Вы должны четко представлять, для чего начинаете учиться. Часто люди слепо следуют модным тенденциям и тратят время на обучение тому, что им не нужно.
Например, вы увидели в ленте в Инстаграме, как парень виртуозно играет на гитаре. Вам непременно захотелось так же. Разве вы хуже, в конце-то концов!
В итоге выясняется, что обучение игре на гитаре – дело непростое и энергозатратное. И вы приходите к выводу, что красивые картинки и видео того не стоят. А гитара-то уже куплена. Обидно, однако.
В общем, прежде чем начинать грызть гранит науки, оцените выгоду, которую сулит вам обучение и масштаб предстоящей работы. Если выгода с лихвой окупает затраченные ресурсы, то обучению можно дать зеленый свет. А если это того не стоит, вы без сожаления распрощаетесь с ненужной идеей.
Это может выглядеть примерно так. Дизайнер интерьеров Маша решила записаться на курс по созданию сайтов. Казалось, совсем далекие друг от друга области, но зачем-то ведь ей это понадобилось. Все дело в том, что Маша решила сделать качественный сайт для продвижения своих услуг в интернете. С помощью него она рассчитывает значительно расширить свою клиентскую базу и, соответственно, увеличить доход. Вполне себе адекватная и достойная цель. Одобряем!
Интегрируйте ее в свою жизнь
Теперь, когда вы знаете, для чего собираетесь учиться, продумайте долгосрочную стратегию применения полученных знаний. Чтобы после окончания обучения они не пылились на задворках сознания – ненужные и забытые.
Вернемся к нашей Маше. С целью она разобралась. Теперь нужно задуматься, как она будет ее реализовать с помощью полученных навыков. Ведь рано или поздно курс закончится, и никто больше не будет вести за ручку. Разрабатывать стратегию продвижения придется самой.
И вот Маша садится и составляет план, как будет в свободное от основной работы время заниматься сайтом. Под это дело она выделяет целую субботу и кусочек среды. В это время ей предстоит писать статьи, заниматься настройками, собирать семантическое ядро и т. д. Девушка твердо оценивает свои возможности и выносит вердикт: обучению на курсе по созданию сайта быть!
Вот и вы берите с Маши пример. Прежде чем начинать чему-то учиться, прикиньте, есть ли у вас достаточно ресурсов, чтобы потом заниматься этим. Если бы Маша работала 6 дней в неделю, а в единственный выходной ухаживала за престарелой бабушкой, то заниматься сайтом самостоятельно не стала бы. А делегировала это дело компетентным людям.
Создайте источники мотивации
Обычно, когда мы только начинаем учиться, мотивации у нас хоть отбавляй. Но со временем ее становится все меньше. Учеба перестает приносить удовольствие и превращается в нудную обязаловку.
Чтобы такого с вами не происходило, позаботьтесь о дополнительных источниках мотивации, которые будут подпитывать вас на протяжении всего пути.
Таким источником может быть, например, карта желаний. Визуально оформите желаемый результат обучения и время от времени подпитывайтесь мотивацией.
Также хорошо работает метод визуализации и аутотренинга. В предыдущих пунктах мы определяли цель обучения и интегрировали ее в свою жизнь. Можете взять за основу образы оттуда и использовать их для визуализации.
Ознакомьтесь с программой
Этот совет в первую очередь касается обучения на различных курсах, где программа известна заранее. Когда будете читать хвалебное рекламное описание, не забудьте заглянуть и в содержание курса. Оцените, насколько подробно в нем рассмотрены ключевые темы, как авторы структурируют информацию и расставляют акценты.
Когда сделаете выбор в пользу конкретного курса, у вас в голове уже будет готовая структура.
Организация процесса обучения
Итак, мы прошли этап подготовки и начали процесс обучения. В этом разделе вы узнаете, как его правильно организовать.
Выделите время
Нашему мозгу приходится принимать десятки тысяч решений в день. Причем даже на пустяковые решения вроде выбора зубной пасты тратится драгоценная энергия. Бывает так, что рутинные бытовые решения занимают весь эфир, а на важные и судьбоносные попросту не остается сил.
Помогите своему мозгу. Освободите его от необходимости каждый раз выкраивать время на занятия. Выделите конкретные часы, когда вы железобетонно будете готовы учиться, и следуйте заданному расписанию.
Составьте подробный план
Обучение – процесс сложный и кропотливый. Без четкого пошагового плана вы будете дрейфовать от урока к уроку, периодически блуждая в океане новой информации. План даст вам четкие ориентиры и поможет справиться с хаосом в вашей голове.
Разбейте весь процесс обучения на логические блоки, затем эти блоки разбейте на разделы, а разделы – на отдельные уроки. Подробнее о грамотном планировании вы можете прочитать в нашей статье про эффективные техники тайм-менеджмента. В ней я разбирала несколько подходов и методов планирования.
Правильно распределяйте нагрузку
Мозг в определенный момент времени может находиться либо в сосредоточенном состоянии, либо в рассеянном. В сосредоточенном состоянии мы выполняем умственную работу и получаем новые знания. Активный процесс учебы как раз предполагает использование сосредоточенного состояния.
Но мало кто знает, что усвоение знаний происходит только в рассеянном, расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей. Полученная информация структурируется, синтезируется и готовится к использованию.
Нужно правильно дозировать учебу и отдых. Выучили пару уроков – отдохните. Только не за просмотром мемов в интернете, а за медитацией и спокойной прогулкой. Ну и про полноценный сон тоже не забываем!
Этот принцип работы мозга лежит в основе известной техники тайм-менеджмента Помодоро. Суть ее в том, что человек выделяет конкретный промежуток времени (чаще всего 50 минут) и на всем его протяжении максимально концентрируется на задаче. Затем следует короткий перерыв 5–10 минут. Возьмите на вооружение эту технику. Ее эффективность я проверила на собственном опыте.
Ставьте дедлайны
Установление дедлайнов – один из основополагающих принципов тайм-менеджмента. Без них учебные, рабочие, личные и любые другие цели достигаются гораздо дольше. Если достигаются вообще.
Существуют 2 вида дедлайнов:
Если с самодисциплиной и организованностью у вас проблемы, постарайтесь выбрать такой формат обучения, который предполагает наличие внешних дедлайнов (четкого расписания, экзаменов).
Если же такой возможности нет, то придется обходиться дедлайнами внутренними.
Поделюсь с вами полезной фишкой. Можно искусственно превратить внутренний дедлайн во внешний. Ну или хотя бы приблизить к нему. Например, поспорить на деньги с товарищем, что сможете уложиться в оговоренные сроки.
Еще один способ – сделать публичное обещание. Можно выложить пост в соцсети о том, что вы начинаете обучение, и указать срок, когда оно должно быть завершено. Вот вам примерный текст.
После такой пафосной речи вы просто обязаны будете выполнить обещание, иначе станете мишенью для шуток и насмешек друзей.
Повышение продуктивности
Поздравляю! Процесс налажен и учеба идет полным ходом. Есть еще несколько хитростей, о которых вы обязательно должны знать.
Освойте технику быстрого чтения
Скорочтение с каждым днем набирает все большую популярность. Поток информации, обрушивающийся на человека сегодня, способен запросто снести его с ног. Классические методы усвоения информации уже не справляются с ним.
Чтобы идти в ногу со временем, нужно научиться вычленять главное в бесконечной веренице символов и грамотно структурировать данные в голове. Я поделюсь с вами некоторыми советами, которые помогут вам повысить скорость чтения в несколько раз.
Это значительно замедляет процесс. Чтобы заглушить внутренний голос, считайте в уме, пока читаете книгу, или отбивайте ритм рукой по столу. Поначалу вам будет сложно понимать текст, а потом привыкнете.
Ученые выяснили, что во время чтения человек совершает возвратные движения глазами. Они могут быть как непроизвольными, так и сознательными. Бывает, что нам кажется, будто мы не запомнили что-то, и приходится возвращаться к прочитанному куску. Победить эту привычку вам поможет простая пластиковая карточка или визитка. Водите ей по тексту вслед за вашим взглядом, закрывая уже прочитанные фрагменты.
Когда мы имеем общее представление о чем-то, нам легче с этим работать. Перед тем как начать читать текст, просмотрите его целиком. Обратите внимание на объем, наличие графических элементов, прочитайте пару абзацев, чтобы ознакомиться со стилем изложения. У вас в голове сформируется карта текста, и вам будет проще усваивать новую информацию.
Поле зрения человека гораздо шире, чем мы привыкли считать. Для того чтобы иметь возможность использовать его на 100 %, нужно много тренироваться. Для этой цели применяются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, специальные техники работы с текстом. Все они есть в нашей статье о том, что такое скорочтение и как его освоить. Загляните туда!
Занимайтесь спортом
Какое отношение имеют физические нагрузки к обучению? Самое что ни на есть непосредственное. Во время занятий спортом улучшается кровоснабжение, клетки насыщаются кислородом, мозг начинает работать активнее.
Поэтому советую каждое учебное занятие предварять легкой тренировкой: пробежкой, велопрогулкой, плаванием, катанием на лыжах.
Пейте воду во время занятий
Ученые выявили, что даже незначительное обезвоживание снижает качество когнитивных функций. Внимание рассеивается, ухудшается память и мышление. Поэтому держите рядом со своим рабочим местом бутылку воды и регулярно пейте понемногу.
Обучайте других
Еще один прием, который поможет вам повысить эффективность учебы, называется “Обучаясь – обучай”. Это значит, что вы должны постараться передать знания по новой теме, как только они у вас появятся. Можете привлечь любого заинтересованного человека.
Попробовав себя в роли учителя, вы сможете выявить проблемы в усвоении материала. То, что вам не удастся нормально объяснить, требует более пристального внимания и отработки.
Конспектируйте
Чем больше органов чувств задействовано в усвоении информации, тем лучше. Конспектируя занятия, вы подключаете к обучению тактильный анализатор. Теперь над усвоением знаний будет трудиться не только зрительная и аудиальная память, но и мышечная.
Кроме того, ведение конспекта учит вас фильтровать информацию, выделять главное и правильно расставлять акценты. А сами конспекты служат своего рода картой, с помощью которой вам легче будет ориентироваться в большом объеме информации.
Отвечайте на вопросы
В школьных учебниках каждый параграф сопровождается списком вопросов. И это неспроста. Согласно научным исследованиям, отвечая на вопросы сразу же после знакомства с теоретической информацией, мы помогаем ей правильно уложиться в нашей памяти.
С этой точки зрения ответы на вопросы – это куда более эффективный метод, чем повторное чтение текста.
Повторяйте правильно
В конце позапрошлого века немецкий психолог Герман Эббингауз явил миру свою знаменитую кривую забывания. По ней можно отследить, как работает наша память. На графике видно, что спустя час после знакомства с новой информацией в голове остается лишь 43 % от ее первоначального объема.
Далее процесс забывания продолжается, хоть и не так стремительно. В итоге через месяц в голове остается около 20 % полученных знаний. Повторение помогает замедлить процесс и обмануть кривую забывания.
Первый раз лучше всего повторить пройденный материал не позже часа после усвоения. Бегло пройдитесь по тексту, ответьте на вопросы, отметьте в голове ключевые моменты.
Затем нужно вернуться к нему через сутки и попробовать воспроизвести в голове. Те отрывки, которые не удастся вспомнить, можно перечитать.
Следующее повторение должно быть через 2–3 недели, а затем – через 3 месяца. Если к этому времени вы уже успели внедрить новые знания в процесс работы и активно ими пользуетесь, то можно обойтись и без повторений.
Используйте знания сразу
Очень важно как можно скорее начать применять полученные знания на практике. Иначе мозг определит их в категорию ненужных и благополучно забудет. Вспомните, как строилось обучение в школе. Сначала вы проходите теоретический урок, а затем выполняете практические упражнения. Так же должно строиться и самостоятельное обучение.
Расскажу историю про моего папу. Будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, он решил изучить юриспруденцию. Каждый вечер после работы он штудировал Гражданский кодекс, разбирал различные случаи из юридической практики, изучал судебные решения.
Чтобы процесс обучения шел живей, он придумал просто гениальную вещь. Подал объявление в газету, что дает бесплатные юридические консультации по телефону. Начались звонки. Папа хорошенько вникал во все случаи, давал развернутые комментарии и рекомендации. В самых сложных ситуациях, когда он не мог дать ответ сразу, папа просил перезвонить через несколько дней. А сам брался искать ответ.
Около полугода телефон в нашей квартире по вечерам разрывался от звонков. За это время папа достиг высокого мастерства в своем новом увлечении, выиграл несколько судебных дел и даже получил приглашение работать в юридической фирме. А попутно еще и помог нескольким сотням людей решить их проблемы.
Полезные курсы
Посмотрите, что я нашла! Несколько онлайн-курсов, которые помогут вам повысить эффективность любого обучения в несколько раз.
Технологии работы с информацией – Advance
Курс Технологии работы с информацией разработан центром образовательных технологий Advance. На нем вы освоите эффективные методы взаимодействия с любым видом информации. В ходе обучения вы будете работать над 4 аспектами учебного процесса: анализом, обработкой, сохранением информации и ее запоминанием.
Особые фишки курса:
Курс в своем роде уникальный и не имеет аналогов на просторах сети. Пройдите его! Вы не пожалеете.
Стоимость – 33 900 руб. Он состоит из 10 онлайн-уроков, в ходе которых вы освоите 7 современных авторских технологий обучения и 10 практических инструментов. Пробный урок можно пройти бесплатно.
Эффективное обучение школьника – Рената Кирилина
Эффективное обучение школьника – курс для родителей и педагогов. Он поможет организовать процесс обучения так, чтобы ребенок получал от него удовольствие и достигал высоких результатов. Кстати, взрослые тоже могут взять на вооружение многие техники и приемы из этого курса.
Курс многосторонний и поможет ребенку повысить результативность обучения по всем предметам.
Есть несколько вариантов участия. Базовый без практики стоит 10 000 руб., продвинутая версия с практикой в мини-группах – 25 000 руб, VIP – 250 000 руб.
Мастерство учиться – Издательство “МИФ”
Мастерство учиться – 4-недельный курс от популярного издательства. Авторы курса – эксперты по личной эффективности, специалисты по обучению, руководители онлайн-университетов. Они помогут вам учиться эффективно и продуктивно в условиях стремительно меняющегося мира.
Самое приятное – обучение абсолютно бесплатно! Вам нужно лишь оставить свой email. Два раза в неделю на него будут приходить обучающие материалы.
Заключение
Учеба – одна из важнейших сфер жизни человека. Она отвечает за развитие, расширение кругозора, усвоение нового. Если хотите быть счастливым и успешным, то никогда не должны прекращать учиться.
Теперь вы достаточно подкованы, чтобы грызть гранит науки с чувством, толком и расстановкой. Если будете применять описанные выше советы, то сможете повысить эффективность обучения в несколько раз. Будете щелкать обучающие курсы как орешки.
Делитесь в комментариях, как у вас обстоят дела с обучением. Что получается, а что нет? Попробуем разобраться вместе.