что является формой обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Статья :Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.
Игуменщева Раиса Николаевна
Учитель изобразительного искусства
Эстетическое воспитание детей является одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения.
Эстетическое развитие ребёнка играет огромное значение для формирования интересов, пристрастий, взглядов на окружающий мир в будущем. В представлениях ребёнка понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда означают одно и то же, всё это называется одним словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых не только для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе, а так же способности быть творцом, умения преломлять окружающий мир в собственном сознании и творчески передавать его; создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Личный жизненный опыт ребёнка невелик и задача педагога правильно направить творчество, передающее внутренний мир ребёнка, научить его при помощи художественных средств передавать настроение, свои ощущения, отношение к окружающей действительности.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.
Процесс эстетического воспитания сложен и многогранен. Успех здесь может быть обеспечен лишь при комплексном подходе обучения детей предметам эстетического цикла.
В данных условиях необходима собственная система работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы, модель которой предлагается вашему вниманию.
Система должна включать в себя: принципы работы с одаренными детьми, элементы системы, формы и методы работы.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
школьников-сверстников интеллектуальные или творческие способности, возможности их проявления;
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность;
Испытывают радость от умственного или творческого труда.
В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках учебного процесса:
выбор и подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми;
формирование учебных групп из одарённых детей (с разной целевой направленностью);
выбор стратегии обучения для каждого одарённого ребёнка (обогащение, ускорение);
разработка программ индивидуальной работы с одарёнными детьми;
разработка индивидуальных образовательных планов по учебным предметам;
предоставление одарённым детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
использование системы обучающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации творческих способностей учащихся;
развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
целенаправленное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития гармоничной личности;
увеличение роли внеурочной деятельности с одарёнными детьми;
совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии педагога.
1. Эстетическое воспитание школьников, формирование их духовной культуры и потребностей постоянного общения с искусством;
2. Развитие творческих способностей и склонностей учащихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование творческой индивидуальности;
3. Обучение основам предметов эстетического цикла;
4. Формирование пространственных представлений, художественно-образного восприятия действительности;
5. Знакомство с творческим наследием выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
6. Умение правильно воспринимать и оценивать шедевры искусства.
Основные элементы системы работы с одаренными детьми:
Дифференцированность обучения, основанная на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и способностей школьника. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития (в том числе и творческого) каждого учащегося.
Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание. Так на основе обучения эстетическим дисциплинам целенаправленно формируются духовные качества ребёнка, что является одним из важных компонентов в воспитании личности.
Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательные технологии для развития интеллектуальных способностей, система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.
высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;
владение современными педагогическими технологиями развития ;
высокий уровень психологической подготовки и др.
Формы работы с одаренными детьми:
Проектно-исследовательская деятельность. Дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческо-исследовательской и творческо-проектной деятельности.
Внеурочная (студийно-кружковая) деятельность. Предполагает углублённое изучение предметов эстетического цикла, более тщательно проводится работа по развитию творческих способностей детей на основе индивидуализации процесса.
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми.
Наряду с традиционными примами и методами работы предполагается широкое применение нетрадиционных методов, т. к. главной задачей в работе с одарёнными детьми является заинтересованность в выбранном ими виде деятельности, что позволяют сделать нетрадиционные приёмы и методы:
5. метод игрового обучения;
6. метод интегрирования;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
— алгоритм работы с педагогом.
— дидактические, развивающие, познавательные игры;
Словесный метод включает в себя:
— рассказ, искусствоведческий рассказ;
— использование образцов педагога;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений. Он включает в себя:
— работа на черновиках;
— работа с кроссвордами и сканвордами;
Метод игрового обучения – включает игровой вид деятельности на любом этапе изучения материала. Позволяет развивать у учащихся творческое мышление, мотивирует интерес к изучаемому предмету, способствует применению полученных знаний, расширению кругозора.
Метод интегрирования – пронизан межпредметными связями и повышает познавательный интерес ребёнка не только к предмету определённого профиля, но и другим образовательным предметам. Служит развитию воображения, мышления, образной памяти, стимулирует познавательную деятельность.
Занятия искусством немыслимо без интеграции с такими предметами, как литература, история, труд и др.
Значительное место в работе с одарёнными детьми занимают нетрадиционные занятия. Данная форма занятий является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, а так же занятость учащихся в проведении занятий через различные формы коллективной и групповой работы.
Необходимые требования, предъявляемые к педагогу, работающему с одарёнными детьми:
Главное звено системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека:
теоретические знания по вопросу одарённости;
наличие практического опыта;
целеустремлённость и настойчивость;
зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
Работа с родителями:
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребёнка:
создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают
родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
информационные лектории с элементами практикума;
творческие лаборатории родителей;
родительские педагогические тренинги;
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одарённых детей;
создание развернутых характеристик на одарённых детей;
организация и проведение психолого-педагогических занятий с воспитанниками и учащимися, консультирования педагогов, родителей;
разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одарённых детей;
оказание поддержки всем участникам программы “Одаренные дети»,
организация психолого-педагогического семинара для учителей,
организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей, родителей и детей,
организация мониторинга развития одарённых детей.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Формы обучения для одарённых детей
Формы обучения для одарённых детей
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (компьютер). Компьютером может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Данная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
В школах, где не применяются указанные выше формы обучения, для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня» (математического, историко-археологического, философско-лингвистического профилей), которая обеспечивает общение с талантливыми специалистами-профессионалами, включает в серьезную научно-исследовательскую работу и т. д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету в общеобразовательной школе.
Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т. д.
Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения.
Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной начиная со старшего подросткового возраста (с 9-го класса) и особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.
Данная форма обучения достаточно широко распространена в школах больших российских городов и имеет разновидность, при которой параллель старшей школы включает специализированные (например, химико-биологический, гуманитарный и физико-математический) классы для более способных учеников и обычный неспециализированный класс (или классы). Дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного прохождения учебных предметов) предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода с ориентацией на будущий профессиональный выбор.
Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей возрастают академические успехи, улучшается отношение к школьным дисциплинам, повышается самооценка. У остальных детей также наблюдается рост академических достижений, хотя и менее выраженный, чем у одаренных. Кроме того, у них возрастает интерес к учебе. Включенность детей в разные коллективы, как однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг общения, что сказывается благоприятным образом на ходе процесса социализации как одаренных детей, так и всех других учащихся школы.
Сложность этого вида обучения заключается в организационных аспектах, в частности в необходимости достаточного количества учителей и школьных помещений. Если все параллели одновременно занимаются физикой, химией и биологией, то это означает, что школа должна располагать таким же количеством учителей и классов, где можно проводить соответствующие занятия.
Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение в группу 5—8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты группы одаренных детей.
Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возможность для общения со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заключается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне.
Данная форма обучения оказывает положительное влияние на академическую успеваемость, а также социальные навыки и самооценку одаренных детей, поскольку она учитывает такую особенность развития одаренных детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответственно дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы. Если речь идет о занятиях одного-двух учеников по одному-двум предметам, специальных организационных вопросов не возникает. Если же эта форма применяется систематически, то возникает необходимость координации индивидуальных расписаний учеников. Эта форма обучения может быть рекомендована для небольших частных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения. Установлено положительное влияние этой формы обучения на усвоение математики и естественных наук и в несколько меньшей степени — гуманитарных наук. С организационной точки зрения необходимо, чтобы школьникам не просто разрешали пропускать уроки по предметам, программу которых они уже освоили, а предлагали взамен деятельность, необходимую для их развития.
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.).
Таким образом, возможность применения этой формы обучения одаренных детей ограничивается готовностью и умением учителя применять в своей практике технологии обучения в малых группах, с одной стороны, и умением дифференцировать учебную программу для разных групп учащихся на основании тех требований, которые обусловлены специфическими потребностями и возможностями той или иной группы учащихся, — с другой. Понятно, что это требует специальной подготовки учителя, особого мастерства, свободного и оперативного доступа учителя к разнообразным источникам информации и техническим средствам.
Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но, прежде всего на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.