что является интегративной целью обучения иностранным языкам

Интегрированный подход к обучению иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интегрированный подход к обучению иностранного языка

Современные изменения структуры и содержания школьного курса иностранного языка требуют совершенствования урока. И нужно отметить, что не каждый предмет имеет в своем арсенале такие разнообразные формы и средства, которые можно применять в обучении иностранным языкам.

Иностранный язык обладает широким диапазоном межпредметных связей. Содержание тематики общения на иностранном языке тесно связано с географией, информатикой, литературой, биологией, литературой, психологией и т. Это дает возможность пробудить познавательные интересы учащихся, показывая, как знания отдельных дисциплин можно использовать для изучения иностранных языков.

Во время подготовки и проведения интегрированных уроков можно сделать следующие выводы:
-повышается качество знаний учащихся по предмету;
— расширяется кругозор детей;
— улучшается целостность восприятия мировоззрения учащимися;
— развиваются практические навыки применения теоретического материала;
— воспитывается любовь к предмету;
— развиваются умения работать в коллективе и выражать свои мысли.

Так как современная жизнь требует знания компьютера, а почти все компьютерные программы составлены на английском языке, то вполне логично было бы проведение интегрированного урока английского языка с информатикой, по тема «Переписка по электронной почте». Этот урок позволил бы закрепить и проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, сформированных на уроке информатики, закрепить умение пользоваться компьютером. В то же время ученики узнали бы необходимую для переписки информацию на английском языке, а именно код страны, адрес электронной почты, логин, составных частях электронного адреса. Обменявшись адресами, школьники имели возможность бы переписываться на английском друг с другом.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, нужно совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель должен определить:

— свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

— состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;

— характер связей между соединяемым материалом;

— структуру (последовательность) расположения материала;

— методы и приёмы его предъявления;

— методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

— способы увеличения наглядности учебного материала;

— распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

— критерии оценивания эффективности урока;

— форму записи подготовленного урока;

— формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Реализация интегрированного подхода создает условия для повышения интереса к предмету, всестороннего развития творческого потенциала учащихся, становления духовной культуры личности гражданина Украины и европейского сообщества.

Источник

Интегративный подход в обучении иностранному языку как средство становления личности учащегося

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интегративный подход в обучении иностранному языку как средство становления личности учащегося

Анна Александровна Гусева,

учитель английского языка, МБОУ СОШ №10 ККЮС, г. Рубцовск

Идея интеграции на уроках иностранного языка весьма актуальна.

Во-первых, потому, что одна из традиционных, но и современных задач образования состоит в восприятии учащимися целостной картины мира, тогда как в настоящее время учебный процесс построен преимущественно на предметной, нецелостной основе. Следовательно, необходимо изыскивать способы ограничения построения обучения только на одном предмете, т.е. выходить на интегрированное обучение.

Во-вторых, истинно современное образование определяется как процесс становления целостной личности, а именно поэтому важен поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности.

В-третьих, интегрированное построение учебного процесса, заключает в себе значительно больше технологических возможностей. В условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности, приемов мышления и т.д., а именно эти параметры присущи интегративным образовательным процессам, легче создать, например, проблемные ситуации или эмоционально-психологические установки в уроке, обеспечить взаимное обучение осуществить погружение, т.е. использовать доказавшие свою эффективность современные образовательные технологии.

Применительно к урокам английского языка можно говорить о двух уровнях интеграции. Первый связан с большим количеством изучаемых по программе тем, связанных с другими предметами, (например, с обществознанием, историей, мировой художественной культурой, литературой, экологией, географией и др.) и представляет собой разработку единых универсальных уроков, объединяющих содержание этих предметов. Например, такие темы как «Молодежные проблемы», «Неформальные молодежные группировки» в Великобритании, США и России могут быть основой для разработки интегративного цикла уроков английского языка для учащихся 10-11 классов совместно с обществознанием. Темы «Страны мира и национальности», «Природные катаклизмы» являются основой интегративного цикла уроков английского языка для учащихся 7-8 классов совместно с географией. А актуальную тему «Защита окружающей среды» необходимо интегрировать с занятиями по экологии.

Помимо всего этого, создание интегрированных уроков в определенной мере решает проблему разработки и внедрения методов ускоренного образования и обучения, что важно в современных условиях, когда человечество ищет пути сокращения сроков образовательного процесса.

Второй тип интеграции касается приемов и методов проведения учебных занятий. В первую очередь это касается компьютеров и Интернета, используемых в учебном процессе, которые обладают поистине неограниченным потенциалом интегрирования всех составляющих педагогического процесса. Одним из эффективных способов интеграции в современном образовательном процессе следует признать мультимедийные технологии, а именно электронные носители, CD и видеоносители информации, которые позволяют возвращаться назад, делать паузы для работы с информацией, подключая новые каналы восприятия материала. Практика показывает, что информациионные технологии в обучении английскому языку имеют ряд преимуществ перед другими, позволяя прослушивать аутентичные тексты, развивать скорость чтения при выполнении тестовых заданий, повышать мотивацию в изучении языка, развивать грамотность и страноведческую эрудицию за счет знакомства с большим количеством видео и аудио материала.

Данилюк А.Я. «Теоретико-методические основы интеграции в образовании», Ростов-на-Дону, 1997.

Загорная Л.П. «О разработке интегрированного курса «Иностранный язык + художественное развитие»// Иностранные языки в школе, 1992г. №3-4

Зеня Л.Я. «Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка»// Иностранные языки в школе, 1990г. №4

Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С. «Интегрированные технологии» // Высшее образование в Росси, 2004. –№ 1

Источник

Методическая разработка «Интегративный метод в обучении иностранному языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус»

Интеграция в обучении английскому языку

Показать возможности реализации межпредметных связей на уроках английского языка

Привести практические примеры разработок интегрированных уроков

Отметить основные этапы подготовки интегрированных уроков

По своей сути, «Иностранный язык» является интегрированной дисциплиной. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Это качество «Иностранного языка» открывает широкие возможности при подготовке уроков и внеаудиторных мероприятий.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Мир познается учащимися в многообразии и единстве.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

Интегрированные уроки и мероприятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Использование различных видов работы поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких форм подачи учебного материала. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности.

Интегрированные уроки и мероприятия стремительно повышают познавательный интерес к предмету, служат развитию воображения, внимания и памяти, речи, мышления.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учащихся, способствует раскрытию их способностей, позволяет дифференцировать работу с учетом способностей и возможностей обучающихся.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных дисциплинах, в том числе и профессионального цикла.

Структура интегрированных форм обучения отличается следующими особенностями:

— большой информативной емкостью, но в то же время предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

— логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе;

При планировании и организации интегрированных уроков и мероприятий преподавателю важно учитывать следующие условия :

В интегрированном уроке (мероприятии) объединяются блоки знаний двух-трех различных дисциплин, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока (мероприятия). Если общая цель определена, то из содержания дисциплин используются только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

При планировании требуется определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке (мероприятии).

Требуется тщательная координация действий и преподавателей, и учащихся.

ТИПЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков, и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим на конкретных примерах.

Тип урока: формирование новых знаний

Возможные формы проведения:

Примером данного типа может служить урок-путешествие при изучении страноведческого материала в 7 классе по теме «Путешествие по Лондону». Интеграция: Английский язык (Великобритания, Лондон) ↔ География (Материки, страны).

Организация начала урока

Настроить учащихся на работу

Проверяют свою готовность к уроку

Проверяют готовность учащихся к уроку, создают благоприятный психологический климат

Сообщение темы, целей и задач урока

Вовлечь в изучение темы, определить цели и задачи урока

Участвуют в определении задач урока, настраиваются на работу

Концентрируют внимание учащихся на том, что они должны узнать в течение урока

Выполнение заданий по контурной карте

Словарная игра «Кто быстрее упакует багаж»; Игра на внимание «Знаки и указатели в аэропорту»

Повторить и закрепить ранее полученный материал; систематизировать его, активизировать познавательную деятельность учащихся для получения новых знаний

География: работают с картой, названия материков, стран Зап. Европы их столиц, географическое положение Великобритании, определяют маршрут из Москвы в Лондон в соответствии с масштабом контурной карты.

Английский язык : повторяют лексику по теме «Путешествие, багаж», фразы этикетного характера; разыгрывают ситуации «Собираем вещи в дорогу», «В общественном транспорте», «В аэропорту», «Покупка билета», «Паспортный контроль»;

Проводит фронтальный опрос по физической карте мира, предлагает задание на определение маршрута по масштабу контурной карты, контролирует выполнение заданий.

Учитель английского языка :

Первичное закрепление (тест на соотнесение)

Познакомить с политическим устройством государства, сообщить учащимся сведения о Лондоне, его достопримечатель-ностях; развивать умения читать и аудировать с целью понимания основного содержания текста; умения на основе прочитанного, услышанного выделять главные факты, опуская второстепенные

Английский язык : знакомятся с «путеводителем по Великобритании»: знакомятся с картой Великобритании, читают краткую информацию о политическом устройстве Соединенного королевства

География: отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанной информации

Английский язык : прослушивают и просматривают аудио-видео материал о Лондоне и его достопримечательностях; выполняют задание на соотнесение

Задает учащимся вопросы по содержанию прочитанного:

Кто является главой государства? (монарх, королева Елизавета II )

Какие части входят в состав Соединенного королевства? Покажите их на карте и назовите столицу каждой страны (Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия)

Столица Соединенного королевства (Лондон)

Учитель английского языка :

Предлагает задание тестового характера на соотнесение (фото достопримечательностей с их названиями)

Обобщение и систематизация знаний

Привести полученные знания в систему, закрепить их; развивать навыки письма

Пишут мини-сочинение на английском языке “ My first impressions of London ” («Мои первые впечатления о Лондоне») с опорой на образец:

Помогают, направляют, контролируют выполнение задания

Подведение итогов обучения

Оценить работу учащихся

Зачитывают полученные сочинения (несколько вариантов), сдают работы учителю, получают отметки

Проверяют творческие работы учащихся, дают оценку их деятельности, выставляют отметки и комментируют их

Домашнее задание – подготовить проект «Что я знаю о Лондоне?»

Закрепить знания учащихся; развивать творческие способности

Записывают домашнее задание в дневники, продумывают, варианты его выполнения

Инструктируют учащихся по выполнению домашнего задания

Тип урока: применение знаний на практике

Возможные формы проведения:

ролевые и деловые игры;

уроки защиты проектов;

На этом уроке учащиеся, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

В качестве реализации регионального компонента в 10 классе, при изучении раздела «Проблемы современной молодежи», проводится урок «В чем основа семьи?», на котором в противовес проблемным семьям учащиеся представляют проекты семей, основанных на любви, уважении, традициях, знании своих корней. что является интегративной целью обучения иностранным языкам

Интеграция: Английский язык (В чем основа семьи?) ↔ История донского края (Традиции казачьей семьи)

Организация начала урока

Настроить учащихся на работу

Проверяют свою готовность к уроку

Проверяют готовность учащихся к уроку, создают благоприятный психологический климат

Вовлечь в изучение темы, активизировать познавательную деятельность учащихся, определить цели и задачи урока

Намечают пути решения проблемы, разбиваются на группы, определяют фронт работы

Задают проблемный вопрос, намечают план действий для учащихся

Словарный диктант (интерактивное упражнение по программе « Bridge to English »

Проверка домашнего задания

Повторить и закрепить ранее изученный лексический материал, развивать умения читать с полным пониманием прочитанного, выражать свое мнение о прочитанном, выделять проблему; совершенствовать навыки анализа

Английский язык: повторяют названия членов семьи, читают отрывок из письма британского подростка о проблемах в семье, дают советы в сложной ситуации с родителями – ответ на письмо британского друга

ИДК : выступают с сообщениями о традициях казачьей семьи в общем

Учитель английского языка :

Проводит словарный диктант и беседу с элементами дискуссии

Психолог : консультирует по проблемам

Проводит показ слайдов о традиции казачьей семьи, помогает определить ее ценности (запись в словарь)

Развивать коллективное творчество, повышать мотивацию к учению, приобщать к культуре и традициям родного края

Английский язык : готовят и показывают презентацию групповых и индивидуальных исследовательских проектов

ИДК: готовят и показывают презентацию групповых и индивидуальных исследовательских проектов

Семейные ценности казаков

Контролируют деятельность учащихся, направляют, помогают, проводят логические связки между презентациями – координируют работу учащихся

что является интегративной целью обучения иностранным языкам

Систематизировать и обобщить знания

Каждая творческая группа составляет модель своей будущей семьи

Помогают, направляют, контролируют выполнение задания

Оценить работу учащихся

Демонстрируют полученные модели семей (несколько вариантов), сдают работы учителю, получают отметки

Проверяют творческие работы учащихся, дают оценку их деятельности, выставляют отметки и комментируют их

Закрепить знания учащихся

Записывают домашнее задание в дневники

Инструктируют учащихся по выполнению домашнего задания

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У обучающихся формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: урок повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Возможные формы проведения:

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

театрализованный урок (урок-суд);

урок-анализ контрольных работ;

Например, литературная гостиная является одной из форм, подходящих для обобщения темы «Британская литература» в 9 классе. Эта тема включена в объемный раздел «Знаменитые люди мира». Она предполагает широкий выбор форм, средств и методов для педагога. Приблизительно в то же время на уроках литературы учащиеся 9 класса знакомятся с произведением У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Таким образом, целесообразно провести интеграцию между этими двумя предметами.

Интеграция: Английский язык (Биография и творчество У. Шекспира) ↔ Литература ( Шекспира «Ромео и Джульетта» )

Организация начала урока

Настроить учащихся на работу

Проверяют свою готовность к уроку

Проверяют готовность учащихся к уроку, создают благоприятный психологический климат

Постановка проблемы : «Why did Shakespeare’s plays become classic? »

Вовлечь в изучение темы, активизировать познавательную деятельность учащихся, определить цели и задачи урока

Намечают план решения проблемы:

Познакомиться с биографией Шекспира

Исследовать его творчество

Обсудить спорные вопросы о творчестве драматурга

Задают проблемный вопрос, организуют деятельность исследовательских групп

(повторение пройденной темы: британские писатели, их произведения)

Повторить и закрепить ранее изученный культурологический материал, активизировать словарный запас учащихся

Английский язык: проверяют свои знания британской литературы, биографии писателей, отвечая на вопросы кроссворда

Литература : вспоминают отрывки произведений британских писателей

Учитель английского языка :

Задает вопросы кроссворда, наводящие вопросы, контролирует правильность ответов, оценивает работу учащихся

Задает вопросы по творчеству зарубежных писателей, контролирует правильность ответов, оценивает работу учащихся

Развивать умения анализировать полученную информацию, выделять главное, делать записи на основе прочитанного/ услышанного, повышать мотивацию к учению, приобщать к культуре зарубежных стран (Великобритании)

Английский язык : Слушают рассказы о биографии писателя, его творчестве, записывают основные факты, инсценируют отрывки из пьес Шекспира «Ромео и Джульета», «Отелло», «Гамлет»

Литература: читают наизусть сонеты Шекспира, цитируют отрывки из произведений

Учитель английского языка :

Проводит презентацию творчества Шекспира

Задает вопросы по биографии и творчеству, помогая анализировать факты

Развивать умения анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать вывод

Читают отрывки из произведений и определяют название произведения, жанр и цикл, к которым оно относится

Помогают, направляют, контролируют выполнение задания

что является интегративной целью обучения иностранным языкам

Систематизировать и обобщить знания

Проводят опрос учащихся по новой теме

Оценить работу учащихся

Анализируют свою работу на уроке

Дают оценку деятельности обучающихся, выставляют отметки и комментируют их

Закрепить знания учащихся

Записывают домашнее задание в дневники

Инструктируют учащихся по выполнению д/ задания

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *