что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

История политических и правовых учений. Краткий курс

что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «История политических и правовых учений». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категории и понятия, которые подразделяются на общепринятые и новые, введенные данным политико-правовым учением;

3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

5. Важнейшая черта любого политико-правового учения — зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

6. Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

8. История политических и правовых учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

10. В разные эпохи и у разных авторов сущность терминов «политическое» и «государственное» различалась.

11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.

12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

Источник

Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также истории политических и правовых теорий.

Правовые и политические учения прошлого имеют особое место в современном политико-правовом знании.

Соединение в современной юридической дисциплине политических и правовых учений объясняется внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения.

Юридический подход к истории политической и правовой мысли очень важен для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке.

Юридическая наука в целом изучает политические явления в их взаимодействии с правом, их существовании в системе определенного правопорядка.

Термины «политическое» и «государственное» различаются в разные эпохи и у разных авторов. Так, Аристотель, характеризуя человека как политическое существо, говорит, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Только лучшая форма правления обозначается им как политика.

В древнеримских источниках большее внимание уделяется учреждениям власти, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни, т. е. государственным аспектам общественного устройства.

Вплоть до современности сохранилось представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным».

История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. В ней правовая мысль прошлого освещается в виде тех теоретических, концепций права и законодательства, в которых раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни для характеристики правового и политического состояния общества в целом.

Своеобразие предмета истории политических и правовых учений состоит в том, что здесь предметом изучения являются не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.

История политических и правовых учений сориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии имеют единые основания, но полностью они не совпадают.

Источник

Предмет истории политических и правовых учений и её место в системе юридических дисциплин

что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

Государство, право и связанная с ними деятельность всегда были объектами пристального внимания и изучения. В результате сформировались целые отрасли научных знаний – политология, правоведение (юриспруденция), политическая экономия и ряд других наук и научных дисциплин.

Каждая из них представляет собой, определенную совокупность теоретических взглядов, целых теорий и доктрин о государстве и праве, которые изложены в произведениях ученых и писателей публицистов, политических деятелей и юристов. Именно эти теоретические концепции, теории и доктрины принято называть политическими и правовыми учениями.

Происхождение политических и правовых учений связано с возникновением и развитием права и государства, которые насчитывают почти 6000-летний период.

Изучение истории создания и распространения, роли и влияния на общественную жизнь имеет для правоведа столь же важное значение, как для экономиста – изучение истории экономических теорий, для философа – истории философии, для врачей – изучении истории медицины и т.д. В конечном счете, без этого нельзя стать хорошим специалистом своего дела.

В бесконечном множестве различных политико-правовых взглядов, теорий, концепций и доктрин особую важность имеют те из них, которые оказали наиболее сильное влияние как на развитие того или иного государства, его правовой системы, так и на другие государства, их право.

Многие из идей великих мыслителей глубокой древности и последующих исторических эпох (Платона, Аристотеля, Руссо, Гегеля, Маркса и др.) легли в основу современных идейно-политических течений, научных школ. Большинство серьезных политико-правовых учений отражали потребности общественных движений, были порождены интересами классовой борьбы.

Их изучением занимается История политических и правовых учений как научная дисциплина.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства.

История политических и правовых учений имеет в системе юридических наук специфическую особенность, т.к. является научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и юридического профилей. Данная особенность заключается в том, что в рамках этой юридической дисциплины исследуется и освещается история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Таким образом, предметом Истории политических и правовых учений являются, в основном, причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых взглядов, концепций, идейно-политических и правовых течений, школ, их влияние на развитие государства, права, политическую борьбу, общественную жизнь.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эф­фективность действия друг друга. Как невозможно существование го­сударства без права (последнее организует политическую власть, вы­ступает зачастую средством проведения политики конкретного госу­дарства), так и право — без государства (которое устанавливает, приме­няет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соот­ветствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эко­номического и политического управления всевозможными общест­венными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои ве­ления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом анало­гичны причинам, породившим государство. Однако между мононор­мами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправ­ления и органами государства. Вековые, проверенные многими поко­лениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы госу­дарством.

что является общим для истории политических и правовых учений и других юридических наук

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юриди­ческие фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие пра­вовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вер­нуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь про­столюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала матери­альному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) сан­кции по отношению к членам разных сословий и социальных групп.

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запре­тов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следст­вие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обще­стве, с регулированием которых первобытные нормы проявлялись все меньше и меньше.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной де­ятельности человека, включающий в себя познание права, его воспри­ятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному яв­лению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональны­ми традициями, философскими и идеологическими воззрениями, ис­торическими и социально-психологическими особенностями.

Учиты­вая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И.Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права».

В силу того, что право находится как бы на «перекрестке» удов­летворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Происхождение политических и правовых учений в социально-историческом плане связано с процессом классобразования, возникновением государственности и права. История политических и правовых учении изучает развитие, формы общественного сознания, возникшей вместе с правом и государством и представляющей собой их отражение.

Политическое и правовое сознание охватывает область отношений между классами, сословиями и другими социальными группами, связанную с их борьбой за власть, влиянием на государственную власть

Термин “Идеология” ввел в научный оборот французский философ и экономист А.Л.К.Дестют де Траси в начале XIX в. для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твердые категориальные основы политики, этики, права и др. наук.

Понятие “политико-правовая идеология” принято представлять как совокупность политических и правовых теорий, концепций, взглядов, течений и школ, которые являются неотъемлемой частью общественного (политического и правового) сознания. В этом качестве она всегда содержит оценку политико-правовой действительности, прежде всего, оценку общественной необходимости тех или иных политических и правовых явлений, взглядов, концепций, учений.

Развитие политико-правовой идеологии происходит главным образом путем передачи накопленного познавательного опыта в области государства и права. Этот опыт концентрируется в проблемах, постоянно воспроизводимых в истории политико-правовой мысли как следствие идейно-теоретической борьбы различных юридических школ, течений, политических движений. Примерами могут служить проблемы соотношения права и государства, личности и государства, права и закона и др.

В бесконечном множестве различных политико-правовых взглядов, теорий, концепций и доктрин особую важность имеют те из них, которые оказали наиболее сильное влияние как на развитие того или иного государства, его правовой системы, так и на другие государства, их право.

Многие из идей великих мыслителей глубокой древности и последующих исторических эпох (Платона, Аристотеля, Руссо, Гегеля, Маркса и др.) легли в основу современных идейно-политических течений, научных школ. Большинство серьезных политико-правовых учений отражали потребности общественных движений, были порождены интересами классовой борьбы. Их изучением и занимается История политических и правовых учений как научная дисциплина.

В.И.Ленин писал: «Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политико-правовое учение включает также учение о праве, которым закрепляются и регулируются отношения гражданского общества, важнейшие отношения, связанные с сущностью, устройством и деятельностью государства.

Предметом истории политических и правовых учений является главным образом теоретический мост политико-правового сознания, то есть та его часть, которая выражена как теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Структура самого сознания господствующего класса от теоретического и иных уровней обособлен государственный (официальный) уровень политико-правового сознания, включающий программу и мотивировку практической деятельности органов власти и управления, принятия решений и их реализации государственными органами.

От теоретического политико-правового сознания отличается сознание массовое, обыденное, органически связанное с социальной психологией соответствующего класса или общественной групп.

На обыденном (массовом) уровне государство и право оцениваются по их конкретным проявлениям, по текущей политике. Формой выражения этого уровня сознания являются политические и правовые взгляды, чувства, настроения, пожелания, требования, оценки, суждения. На теоретическом же уровне политико-правового сознания создаются учения, концепции, доктрины, выраженные как система идей о государстве и праве, их обобщенные оценки.

«Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и борьбы актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем.

Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны и т.д.

Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно-политическими интересами создает известность самой доктрине, делает её социально значимой, а тем самым выводит за пределы сугубо личных, познавательных интересов.

Поэтому в истории политических и правовых учений стали известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы. История политических и правовых учении изучает жизнь, связи и судьбы идей, доктрин, произведений (а не биографии мыслителей.

Каждая большая эпоха общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида (соотношение государства и церкви, форма политического режима, проблема законности, права личности, социальные гарантии прав и свобод человека, политических партий и т.д.).

Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современное им государство и право.

Однако предмет истории политических и правовых учений не совпадает с предметом истории государства и права. Суть дела в том, что политико-правовые доктрины не просто отражали современные им государстве и право, а выражали их оценку в связи с перспективной борьбы за преобразование или сохранение существующего государства и права.

Сложность отражения политико-правовой действительности политическими и правовыми учениями усугубляется тем, что политико-правовые доктрины создаются не только для самоуяснения тем или иным идеологом сущности государства и права, но и для воздействия на политику и общественное сознание в направлении, объективно совпадающем с интересами какого-то из классов.

Политика; государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, этики и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *