что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе

Математика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классов

что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе Ольга Негода
Математика в старшей школе в условиях ФГОС. Рабочая программа для 10–11 классов

Рабочая программа учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» разработанана основе следующих документов:

• Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

• Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень).

• Авторская программа: Г. К. Муравина, О. В. Муравиной. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровенть. 10-11 классы.

• Авторская программа: Программа по геометрии 10-11 класс/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы.

Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровенть. 10-11 классы. Рабочая программа к линии учебников Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

• Геометрия. 10-11 классы. Рабочая программа по учебнику Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Базовый уровень.

В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, математическоеобразование решает следующие ключевые идеи:

«предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе»;

«обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.»;

«в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования».

Соответственно, выделяются три актуальных направления требований к результатам математического образования:

1) практико-ориентированное математическое образование (математика для жизни);

2) математика для использования в профессии;

3) творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.

Эти направления реализуются в двух блоках требований к результатам математического образования.

Выпускник научится в 10–11-м классах: для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

Выпускник получит возможность научиться в 10–11-м классах: для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

Главной целью образования является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Цели освоения программы базового уровня – развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к самореализации в современном обществе, обеспечение возможности использования математических знаний и умений в повседневной жизни и возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:

– формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;

– формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

– формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;

– освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др. ;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

– овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;

– овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

– формирование научного мировоззрения;

– воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Срок реализации программы: 2 года.

Курс математики 10-11 классовбазового уровня в календарно-тематическом планировании представлен блоками по два предмета: алгебра и начала математического анализа и геометрия

что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе

Конспект математического развития дошкольников в условиях ФГОС ДОУ «Увлекательная математика» Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДОУ «Увлекательная математика» Кто занимается математикой, тот развивает.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ Платоновским детским садом ___ Ткаченко О. В. От «31» августа 2018г, Рабочая программа кружка «Занимательная.

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Рабочая программа по модулю «Занимательная математика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Лебедянь Липецкой области Принято.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Общая характеристика программы Программа направлена на развитие активной речи у ребенка дошкольного возраста. Программа.

Рабочая программа подготовительной группы на основе основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС Содержание I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы дошкольного образования 3.

Рабочая программа подготовительной к школе группы Пояснительная записка Рабочая программа подготовительной группы «Капитошки» общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее.

Рабочая программа подготовительной к школе группы Муниципальное образовательное учреждение Ясашно –Ташлинская СОШ (дошкольные группы) Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя.

Рабочая программа театрального кружка (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Источник

Особенности содержания ФГОС СОО по математике

что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе

что является обязательным при организации обучения математике в старшей школе

Содержимое разработки

ГКОУ Центр образования Самарской области

«Особенности содержания ФГОС СОО

Выполнила учитель математики филиала №1

Игуменова Марина Александровна

Самара, февраль 2019 года

Особенности урока математики по ФГОС.

Что такое урок математики, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок математики? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:

быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире

уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности учащегося как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

отвечать за результаты.

Проектировать современный урок – может лишь современный учитель. Так что же необходимо делать, чтоб спроектировать урок?

Необходимо понять, что:

1).Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2). Современный урок – это деятельностный урок. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Итак, рассмотрим, чем же современный урок отличается от традиционного:

Основные типы уроков

1. Урок открытия нового знания.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

4. Урок развивающего контроля.

Так же отличается и структура урока по технологии деятельностного метода. Можно выделить следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.

3. Выявление места и причины затруднения. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

— формирование УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты урока

ЗУН ( знать, уметь, понимать), ОУУН

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока.

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

На этом этапе необходимо подвести учащихся к изучению нового материала, к тому,чтобы они сами сформулировали тему урока.

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Учителем предлагается схема: знаю-не знаю-хочу узнать.

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует, направляет.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения —любознательность.

Индивидуальная работа-РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ

Учитель подготавливает карточки. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками начинается с выбора задания учащимися. Учитель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль учителя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки учащиеся проходят три этапа:

1 этап – выбор задания (по содержанию)

3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Оценивать нужно не только предметное знание, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность). Важно оценить не уровень подготовки ученика по предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать.

Критерии оценки выполнения заданий должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем. Если нет критериев, известных учащимся. – это не корректное задание.

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке математики. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы учащиеся, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно–деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Рекомендации по разработке рабочей программы учителя математики в условиях ФГОС СОО

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что к компетенциям образовательного учреждения относятся «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин», которая входит в пакет документов школы, создаваемых в рамках реализации ФГОС, и является составной частью основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как нормативного документа является одной из проблем большинства педагогических работников образовательных учреждений.

Виды учебных программ

Основой образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении является учебная программа – документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине. Она включает содержание разделов и тем, распределение их по годам обучения.

Сегодня в терминологическом аппарате дидактики используется следующие понятия учебных программ:

1. примерные программы по учебным предметам;

2. авторские программы по учебным предметам;

3. рабочие программы по учебным предметам.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Рабочая программа является проектом изучения и прохождения учебного материала.

Целью разработки рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета.

Рабочая программа выполняет три основные функции:

нормативная – определяет обязанность реализации содержания программы в полном объёме;

информационно-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а так же путях достижения результатов освоения образовательной программы обучающимися средствами предмета математики;

организационно – планирующую – предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определения его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов обучения.

Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий государственный образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

1. Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ;

2. Авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ;

3. Рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Существует следующая технология разработки рабочих программ, в основе которых лежат сходные действия:

1) Анализ существующих программ по данному учебному предмету.

2) Формулирование собственной точки зрения.

3) Описание пояснительной записки.

4) Отбор и структурирование содержания.

5) Составление календарно-тематического планирования.

6) Определение необходимого и достаточного перечня средств обучения.

7) Оформление текста в соответствии с принятыми в конкретной частной методике требованиями.

8) Экспертиза, доработка и утверждение.

Структура рабочей программы

Нормативная (пояснительная записка)

Цели и задачи обучения.

Результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (литература, средства обучения, оборудование)

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Рекомендации к разработке рабочей программы

Изучить материалы ФГОС ООО:

проанализировать содержание ФГОС и программу по предмету;

проанализировать требования к подготовке обучающихся;

Проанализировать специфику класса, качество результата образования обучаемых

Продумать пути учёта специфики класса в преподавании математики

Определить, какой вариант тематического планирования подходит к условиям вашей школы

Разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса

Определить контрольные параметры позволяющие выявить уровень освоения ФГОС СОО обучающимися, определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов.

Особенности преподавания математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) в средней школе

При разработке рабочей программы нужно обратить внимание на особенности преподавания математики в средней школе. Для эффективного изучения тем, предусмотренных программой старшей школы по математике, необходимо:

1. В 10 классе провести систематизацию знаний, полученных за курс основной школы по алгебре и планиметрии в разделе «Повторение». Систематизацию знаний по алгебре провести по двум содержательным линиям – числа и функции. Систематизацию знаний по геометрии провести по видам плоских фигур, их свойствам, признакам и метрическим соотношениям. В 11 классе проводить повторение изученного материала.

2. Изучение алгебраического и геометрического материала в течение всего периода обучения выстраивать на основе практического применения теоретических фактов и демонстрации связей между геометрией и алгеброй, что может быть достигнуто с помощью решения практико-ориентированных задач.

3. Обратить внимание на изучение элементов вероятностно-статистической линии в соответствии с программой.

4. Поскольку в текстах КИМов значительная часть заданий базового уровня сложности опирается на материал основной школы, где многие выпускники имеют пробелы, то на уроках внимание следует уделять систематическому повторению курса алгебры и геометрии основной школы (особенно уделяя внимание задачам на проценты, диаграммы, графики реальных зависимостей).

5. При изучении стереометрии следует обращать внимание на то, что базовыми требованиями спецификации КИМов к подготовке выпускника средней школы являются знание метрических формул (объемов и поверхностей) для каждого типа тел, изучаемых в школе, в том числе цилиндра, конуса, шара, усеченной пирамиды и усеченного конуса. Поэтому целесообразно вводить данные формулы заблаговременно для всех тел.

6. Обратить внимание на отработку вычислительных навыков обучающихся, исключить использование калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике. Целесообразно в учебном процессе выстраивать индивидуальные траектории обучения математике каждого обучающегося 10-11 классов. Для слабоуспевающих учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях, организовывать дополнительные индивидуальные и групповые занятия.

Следует обратить внимание, что федеральный компонент государственного стандарта предусматривает на профильном уровне расширение программы по сравнению с базовым уровнем.

Элективные курсы по математике при профильном обучении позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку к ГВЭ;

Практическая реализация указанных особенностей может быть осуществлена следующим образом:

организация диагностики результатов систематизации знаний по математике за курс основной школы в 10 классе в сентябре через проведение контрольной работы. Тексты контрольной работы могут быть разработаны МО учителей математики. При составлении текстов контрольных работ можно использовать: сборники тестовых заданий, изданных на федеральном уровне, тексты банка задач сайта разработчиков КИМ ГВЭ по математике http://www.mathege.ru; http://alexlarin.net/ege14.html;http://reshuege.ru/;

систематическое включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы учащихся, контролируемой учителем. Среди сюжетных задач рекомендуется рассматривать задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям;

повышение уровня вычислительных навыков обучающихся (например, с помощью систематической устной работы на уроках: применение арифметических законов действий при работе с рациональными числами), что позволит им избежать досадных ошибок на экзамене;

Система оценки качества образования обеспечивает единые требования к уровню подготовки выпускников по математике. Государственная итоговая аттестация в 12 классах при этом является индикатором состояния образовательной системы, успешности реализации образовательных программ, учебно-методического и дидактического обеспечения, степени соответствия подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций по математике показывает, что использованные контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) соответствуют целям и задачам проведения экзамена, позволяют дифференцировать выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки по ключевым разделам курса математики на базовом и профильном уровнях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *