что является предметом обучения в гимнастике
I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Предметом гимнастики (т.е. круг явлений, которые ею изучаются) является педагогический процесс формирования гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности.
Методы – это способы применения средств гимнастики с целью получения специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.
Задачами гимнастики являются:
1. Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.
3. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)
4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.
5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по
спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Различают следующие методические особенности гимнастики:
1. Возможность разложить каждое упражнение на части и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом.
2. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов и систем организма человека.
3. Применение широкого круга физических упражнений, точно обусловленных по способу исполнения, что обеспечивает гармоническое развитие всех физических качеств.
4. Возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кривую физиологической нагрузки и управлять ею в ходе урока.
5. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Это достигается путем:
а) подбора различных упражнений;
б) изменения исходных положений;
в) изменения дозировки, темпа, амплитуды движений;
г) применение различных методов проведения упражнений (раздельный, поточный, проходной) и форм организации занимающихся (фронтальный, групповой, поточный).
д) выполнения упражнений в условиях мышечного и умственного утомления; на разных снарядах, в разных условиях внешней среды.
6. Возможность применения одних и тех же упражнений в различных целях (спортивных, методических, лечебных, оздоровительных и др.).
7. Возможность выполнять упражнения под музыкальное со
провождение, подбирать упражнения под характер музыкального
произведения.
Гимнастика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.
Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 16684 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Задачи и методические особенности гимнастики
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной
сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.
Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!
Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на уроке по заранее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемы-
ми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:
1. Возможность разложить каждое упражнение на части, фазы и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом. Например, на брусьях соскоку ноги врозь с концов жердей обучают в следующей последовательности. На низких брусьях изучается размахи-‘ вание в упоре; размахивание с разведением ног в стороны в конечной точке маха назад и подачей плеч вперед относительно концов жердей; соскок с перемахом через одну жердь, затем через другую; соскок ноги врозь через обе жерди с помощью, а затем самостоятельно; соскок ноги врозь на высоких брусьях с помощью, а затем и самостоятельно, соединяя его с другими вначале несложными, а затем и все более сложными элементами.
2. Аналитический характер упражнений позволяет применять их для решения конкретных педагогических или оздоровительных задач. С их помощью можно избирательно развивать мышечную силу, повышать функциональные возможности отдельных органов и систем организма, воздействовать на психические и личностные свойства занимающихся, формировать двигательные умения и навыки.
3. В гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них могут составляться комплексы для решения многих оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач. Кроме того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может быть многофункциональным. С помощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно воздействовать на разные функции организма, психические и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Например, бег можно использовать с целью разминки, активного отдыха, повышения функциональных возможностей органов и систем организма, развития выносливости к мышечной работе, воли и др. Бег — это один из видов легкоатлетических упражнений.
4. Можно определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кривую физиологической нагрузки при написании конспекта и управлять ее величиной в ходе урока.
5. Возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений, соединения их в связки, включения в комбинации, выполнения в условиях мышечного, умственного утомления, эмоционального возбуждения или угнетения, на разных снарядах, в разных условиях внешней среды.
6. Возможность выполнять упражнения под музыкальное сопровождение, подбирать упражнения под характер музыкального про-
изведения или, наоборот, музыкальное произведение под комбинацию упражнений, индивидуальный стиль исполнения на соревнованиях.
7. Возможность строгой регламентации педагогического процесса, позволяющего четко организовывать занятия и активизировать деятельность занимающихся на уроке.
Методические особенности органически взаимосвязаны и применяются в соответствии с основными задачами, решаемыми гимнастикой.
Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.
Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они проводятся.
Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом., деятельности, накладывает на занимающихся специфический отпечаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более организованны, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими. Все это помогает им в учебе, трудовой деятельности, несении воинской службы.
Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнастов в способности распределять и переключать внимание, в оперативном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости.
Такова гимнастика как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания человека.
Учебное пособие»Гимнастика с методикой преподавания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
имени академика И.Г. Петровского
Кабинет физической культуры
С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДОВАНИЯ
В методическом пособии рассматриваются: классификация строевых упражнений, схема общеразвивающих упражнений, акробатические упражнения, опорные прыжки и методика обучения им. Пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и преподавателей физического воспитания различных учебных заведений. Может быть использовано широким кругом читателей.
ВВЕДЕНИЕ
Строевые упражнения и общеразвивающие упражнения являются одними из основных средств гимнастики. Они занимают ведущее место на уроке физической культуры, особенно в начальных классах. Несмотря на кажущуюся простоту, нельзя переоценить их значение и при других формах занятий. Однако неправильное их применение при занятиях физической культурой с различным контингентом снижает интерес у занимающихся к этим упражнениям, что в свою очередь требует хорошей профессиональной подготовки преподавателей. В этой связи необходимо пересмотреть отношение к этим упражнениям, так как заменить их другими видами двигательных действий практически невозможно.
В методическом пособии представлена классификация строевых упражнений, схема и требования к проведению общеразвивающих упражнений, терминологическая запись упражнений, техника и методика обучения акробатическим упражнениям и опорным прыжкам.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИИИ
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы.
I — строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!». «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить! Разойдись!», повороты на месте и расчет.
II — построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.
IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ ПРИЁМАМ
В целях быстрого освоения различных построений и перестроений, особенно в начальных классах, желательно использовать специальные разметки на полу. Например, для освоения построений в шеренгу и колонну делается разметка на одной из сторон зала в виде точек, нанесенных мелом или краской на расстоянии 40 см друг от друга. Для перестроений с определенным интервалом и дистанцией при выполнении общеразвивающих упражнений также можно сделать соответствующую разметку в виде звездочек или точек. Для быстрого выполнения различных построений и совершенствования строевых упражнений желательно использовать игровые задания типа: И. п. — построение в одну шеренгу; 1-2 — приставной шаг левой вперед.; 3-4 — поворот направо; 5-6 — приставной шаг правой в сторону; 7-8 — поворот налево — и подвижные игры (»У ребят порядок строгий», «Быстро стройся», «Делай, как я» и др.).
Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо:
— знать методику обучения;
— знать команды и уметь правильно их подавать (точность команды, интонация и громкость голоса, умение держаться перед классом);
— правильно выбирать свое место перед строем (на месте, в движении);
— следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (проявлять требовательность);
уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
При обучении строевым упражнениям применяются в основном методы показа, рассказа и по разделениям. Упражнения, освоение которых вызывает у занимающихся трудности, как правило, разучивают по частям.
Обучая сложным строевым упражнениям целесообразно сочетать рассказ с показом, создавая таким образом более полное представление об упражнении.
Строевая стойка является исходным положением для правильного выполнения всех строевых упражнений.
Показ, выполняет преподаватель в анфас и профиль
1-тяжесть тела сместить на переднюю часть стоп.
2. Показ выполняет преподаватель или подготовленный ученик.
2-й.п. (руки опускаются расслабленно).
3-4-то же с правой руки.
2- Шаг левой, руки вниз расслабленно, правая назад на носок.
5. Упражнение №4 без остановки с постоянным продвижением вперёд под счёт.
6. Строевой шаг в полной координации,
Поворот налево. 1.Рассказ. Поворот выполняется на левой пятке и правом носке. Руки прижаты к бёдрам, ноги не сгибать.
левая на пятку, правая на носок, делай раз
поворот налево, делай два.
Приставить правую, делай три.
5. Выполнение поворота в полной координации под счёт.
Обучение повороту направо аналогично повороту налево, только поворот осуществляется на правой пятке и левом носке.
Поворот кругом выполняется через левое плечо на 180 градусов. Обучение аналогично повороту налево.
При поворотах на месте обратить внимание на положение рук и ног. Руки должны быть прижаты к бёдрам, ноги в коленных суставах не
Повороты в движении
2. Показ выполняет преподаватель, можно применять любые доступные средства.
3. Выполнить упражнение по разделениям:
— шаг левой с поворотом на носке левой ноги
3. Ходьба по квадрату 5×5 рис. 42. Ходьба начинается с правой ноги. 1- шаг правой, 2- шаг левой, 3- шаг правой, 4- шаг левой с поворотом направо и т.д.
Рис. 1. Разметка для обучения поворотам направо и налево в движении.
— шаг правой с поворотом налево
1.Первое упражнение выполняется по разделениям: 1. Ходьба по квадрату 5×5. Ходьба начинается с левой ноги. 1-шаг левой, 2- шаг правой, 3- шаг левой, 4- шаг правой с поворотом налево и т.д.
2. Показ выполняет преподаватель, можно применять другие
3. Выполнение поворота кругом в движении по разделениям
— полшага правой, встать на носки
— поворот кругом, левая вперёд книзу
4.Выполнение поворота под счёт, Счёт «один» можно заменить
5.Поворот кругом по команде (занимающиеся стоят в шереножном строю). Повороты кругом при движении в колонне выполняются на этапе совершенствования.
Перестроение из одной шеренги в две
Показ любыми доступными средствами.
Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
4. Выполнение перестроения по разделениям.
— шаг правой в сторону
— шаг левой в сторону
Выполнение перестроения под счёт. Название действия опускается и называется только счёт для прямого и обратного перестроения.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два
Выполнить расчёт по два. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
4. Выполнить перестроение по разделениям.
— шаг правой в сторону
— шаг левой в сторону
5. Выполнить перестроение под счёт. Название действия опускается и называется только счёт. Для прямого и обратного перестроения.
Методика обучения перестроению из колонны по одному в колонну по три аналогична перестроению из колонны по одному в колонну по два.
Перестроение из колонны по одному
в колонну по три уступом
1. Рассказ. После предварительного расчёта по три подаётся команда «Первые номера два шага вправо, третьи номера два шага влево, приставными шагами шагом
Марш!». По этой команде занимающиеся делают указанное количество шагов.
Показ выполняют три подготовленных ученика.
Выполнить расчёт по три. Обратить внимание стоящих в
строю на их номера.
4. Выполнить перестроение по разделениям
5. Выполнение перестроения под счёт. Название действий
опускается, и после команды называется только счёт для прямого и обратного перестроения.
6. Выполнение перестроения после смены мест занимающимися.
Перестроение из одной шеренги в три уступом
Показ. Выполняют три подготовленных ученика.
И.п.- строй в одну шеренгу.
Выполнить расчёт четыре, два, на месте. Обратить внимание стоящих в строю на их номера.
Показ. Показывает преподаватель или подготовленный ученик.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении
Показ осуществляется с помощью подготовленных учеников.
— передвижение налево в обход и подача предварительной команды: «В колонну по два (три и т.д.) налево».
— преподаватель стоит на месте поворота и с хлопком по плечу второго номера подаёт исполнительную команду «Марш!». Второй номер повторяет команду вместе с преподавателем.
— выполнение перестроения после подачи команды без помощи преподавателя. Вторые номера самостоятельно подают исполнительную команду «Марш!».
Показ выполняют подготовленные ученики или преподаватель показывает схему передвижения.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением сведением
Марш!». Подаётся при встрече колонн и т.д. до восьми колонн.
Показ с помощью подготовленных учеников или графическое изображение.
— подача первой предварительной команды, на одной из середин зала подать исполнительную команду и провести направляющего, указав направление движения.
— подать третью предварительную команду. При встрече колонн подать исполнительную команду и указать направление движения и т.д..
При обучении этому перестроению перед выполнением команды желательно останавливать группу и уточнять предстоящие действия, что значительно сократит время обучения.
Показ с помощью подготовленных учеников или графических рисунков.
Выполнение перестроения в обычных условиях и в беге.
Графическое изображение или рисунок.
— подается распоряжение: «Взяться за руки и построить круг». Учитель предварительно указывает центр круга и, стоя на правом фланге, вместе с, группой выполняет данное построение.
— то же, но без учителя.
Построение круга без участия учителя.
Построение круга с указанной дистанцией в колонне.
Обратить внимание на более быстрый шаг направляющего и более медленный замыкающего.
Перестроение из шеренги в колонну
захождением отделений плечом
2.Показ выполняется с помощью подготовленных учеников
3.После предварительного расчёта по три (четыре) дать каждой «тройке» гимнастическую палку, которая является «связкой» для троих. Если нет палки, то можно взяться за руки.
В этом положении выполняется прямое и обратное перестроения.
4. Выполнение перестроения в обычных условиях.
При обучении более простым строевым упражнениям применяются методы показа, рассказа, демонстрации плакатов и рисунков. Например: строевые приёмы: равняйсь, смирно, вольно и другие строевые упражнения.
Голос при подаче команд и пауза между предварительной и исполнительной командами зависят от величины строя. Чем больше строй, тем больше пауза и протяжней предварительная команда и громче подача исполнительной команды. Следует помнить, что команды должны подаваться в твёрдой и повелительной интонации (наклонении).
Громкость подачи команд нужно соизмерять с её необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.
Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки. При подаче команд не следует злоупотреблять предварительными командами. Т.к. занимающиеся по этой команде должны принимать основную стойку. Особенно не следует злоупотреблять командой «Смирно!». Если же она подана, то нужно требовать безупречного её выполнения.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ
УПРАЖНЕНИЯМ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных функций и систем организма, формирование правильной осанки.
Выполнение ОРУ в подготовительной части урока должно обеспечивать оптимальное возбуждение коры больших полушарий, более ровный поток нервных импульсов, идущих из моторной зоны больших полушарий: при этом происходит активизация деятельности внутренних органов. Это обеспечивает готовность организма к выполнению упражнений, которые осваиваются в основной части урока. В основной части урока ОРУ используется для воспитания физических качеств (силы, силовой выносливости, гибкости), формирование правильной осанки. В заключительной части урока ОРУ выполняются с целью активного отдыха и переключения учащихся на другой вид деятельности.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ является прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Основной же задачей, предусмотренной комплексной программой и общегосударственным стандартом по физической культуре, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. В связи с этим полезно помнить совет Пьера де Кубертена: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего».
Одинаковые по форме упражнения могут иметь различное воздействие на организм занимающихся. Эти различия зависят от характера исполнения физических упражнений (быстро, медленно, с отягощением или без его и т.д.). Характер исполнения зависит от направленности упражнений (для развития каких способностей или решения задач выполняются упражнения). При проведении учебных и тренировочных занятий наиболее распространенными являются следующие виды направленности:
Обращаем внимание, что упражнения для развития двигательных способностей могут быть как общего, так и локального воздействия.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения: 1-в целом по показу, 2- в целом по рассказу, 3- в целом по показу и рассказу, 4- по разделениям.
Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.
Поточный способ в движении по методике проведения и подаче отличается от поточного. Но особую сложность вызывает то, что все команды и движения необходимо выполнять при ходьбе под счёт.
3.Проходной способ. При применении этого способа все упражнения выполняются в движении. Показ и рассказ упражнений может выполняться как после остановки, так и в движении.
Если упражнения начинаются после остановки, то подается команда «упражнение с левой (правой) начинай!» и упражнение начинается согласно поданной команде. Преподаватель ведет подсчет и делает методические указания в такт счета.
В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию вышеуказанных способностей. Для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательных функций.
Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.
Положения рук, ног, туловища и движения ими
Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положения, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные положения упражнений строго выполнялись, так как только правильное выполнение упражнения даст наивысший физиологический эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осанку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащимися младших классов, прежде чем начать выполнять комплексы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение надо выполнять с задержкой в 3-4 с. Во время остановки в таких исходных положениях необходима проверка и уточнение принятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять перед зеркалом.
Положения кисти и движения ею
Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 2 а). При терминологическом описании упражнений такое положение кисти не указывается. Если руки занимают положение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть обращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Например, руки вперед, ладони книзу.
Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис. 2 б).
Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится свободно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 2 в).
Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 2 г).
Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направлении. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 2 д).
Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 2 е).
Рис. 2
Сгибание и разгибание пальцев — сгибание и разгибание с силой и одновременно.
Сгибание и разгибание пальцев последовательно — сгибание и разгибание, начиная с мизинца. Иную последовательность следует указывать дополнительно.
Восьмерка кистью — направление движения определяется из исходного положения по его началу. Например, из положения правая рука в сторону ладонью кверху восьмерка кистью вперед-книзу.
Волна кистью — последовательное сгибание (одновременно) и разгибание пальцев во всех суставах, выполняется мягко.
Положение рук и движения ими
При терминологическом описании положений рук надо указывать их положение по отношению к туловищу учащихся независимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.). Для определения положения рук и движений ими, если они не прямые, используется термин руки слегка согнуты, что означает незначительное, едва заметное сгибание их в локтевых суставах со свободной кистью, или термин полусогнуты, когда сгибание выражено отчетливо. Например, наклон влево, руки полусогнуты вверх.
Основные положения с прямыми руками
Руки вниз — положение, аналогичное основной стойке, только кисти выпрямлены и являются прямым продолжением предплечья.
Руки в стороны — прямые руки подняты на высоту плеч, ладони обращены книзу. Иное расположение ладоней указывается.
Руки вперед — прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, кисти в продолжении предплечий, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу.
Руки назад — прямые руки отведены назад до отказа.
Промежуточные положения рук
В промежуточных положениях руки расположены под углом 45° к основным положениям.
Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующими: а) руки вниз; б) руки в стороны-книзу; в) руки в стороны; г) руки вверх-наружу; д) руки вверх. Кроме этих, могут быть положения: руки скрестно; руки вперед и внутрь под углом 45°; руки вверх-внутрь (руки подняты вверх, пальцы соприкасаются).
Движения руками могут быть односторонними, т. е. выполняться в одну сторону (рис.4); а) руки влево-книзу; б) руки влево; в) руки влево-кверху.
Для обозначения круговых движений руками применяются термины:
круг — круговое движение руками, ногами, туловищем. Выполняется из исходного положения на 360° по окружности снова до исходного положения. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками книзу (кверху) из исходного положения руки в стороны;
дуга — движение, выполняемое менее чем на 360° по окружности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное положение. Например, дугами наружу руки вверх.
Положения с согнутыми руками
ОРУ с согнутыми руками весьма распространены. При этом под сгибанием рук принято считать сгибание в локтевых суставах.
Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад.
Руки перед грудью — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу.
Руки к плечам — согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища.
Руки за голову — руки согнуты в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти приподняты.
Руки перед собой — согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч, одно над другим.
Руки за спину — руки, согнутые в локтевых суставах, касаются предплечьями спины, кисти обхватывают предплечья как можно ближе к локтям.
Согнуть руки вперед — кисти к плечам, локти на уровне плеч и обращены вперед.
Согнуть руки назад — согнутые в локтевых суставах руки от
ведены назад до отказа.
Согнуть руки в стороны — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти к плечам. При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно — согнуть руки в стороны, предплечья снизу.
При сгибании рук следует указывать и. п. рук (руки) и предплечий (куда они направлены). Например, руки назад, предплечья книзу или руки в стороны, предплечья вперед. Движение, противоположное сгибанию, обозначается словом «разогнуть».
Положение ног и движения ими
При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис.5): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-книзу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.
Движения в боковой плоскости а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.
Разноименные движения обозначаются так (рис6):а) правую влево; б) правую влево-книзу.