что является важной составляющей обучения физической культуре в рамках воспитательной деятельности
Доклад на тему: «Воспитательная работа на уроках физической культуры. Из опыта работы.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3
на тему: «Воспитательная работа на уроках физической культуры .
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным
учебно-воспитательным процессом. Он является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей. Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы проводимой на уроках.
Воспитание равнозначно понятию воспитательная работа.
Под физическим воспитанием понимается специально организованная и планомерно осуществляемая деятельность, сущность которой заключается в управлении физическим развитием и физическим образованием человека.
Задачами физического воспитания являются:
— Содействие правильному физическому развитию организма, укрепление здоровья, воспитание навыков и привычек, соблюдение личной гигиены.
— Вооружение специальными знаниями в области физической культуры.
-Формирование умения и навыков прикладного и спортивного характера.
-Обучение основным видам движений.
-Воспитание положительных чувств и переживаний, связанных с двигательной деятельностью, формированием интересов, желаний и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
-Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физической культуры.
-Развитие и воспитание физических, моральных и волевых качеств, обеспечивающих полноценный характер двигательной деятельности.
Формами физического воспитания являются:
-занятия, проводимые по твёрдому расписанию с постоянным контингентом занимающихся;
-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
-внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия.
Средствами физического воспитания являются:
-естественные воздействия природы.
Основные положения воспитательной работы предусматривают всестороннее развитие детей:
-формирование их личности в коллективе, жизнь и дела которого строятся на основе самоуправления;
-воспитательные воздействия на формирование морально-волевых качеств;
-доброжелательное отношение к юным талантам, способствующее развитию товарищеских взаимоотношений между ними.
Немаловажное значение в процессе воспитания учащихся имеет чувство коллективизма. Важно в процессе трудовой деятельности отмечать трудолюбие, заинтересованность в ходе общего дела, дисциплинированность, показав и отрицательные стороны.
Существует взаимосвязь физического воспитания с нравственным, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Эффективность нравственного воздействия определяется целенаправленной воспитательной работой и потому каждый урок физической культуры должен иметь цели и задачи, направленные не только на физическое совершенствование занимающихся, но и на нравственное воспитание их.
Большое значение в формировании благоприятного психологического климата на уроке имеет создание ситуаций, способствующих раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива и усиливающих нравственное воздействие на занимающихся. Очень важно вызвать у них хорошее настроение желательно уже в начале урока. Подвижные и спортивные игры должны стать предметом особого внимания учителя и средством эффективного нравственного воспитания учащихся.
На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремлённость, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей. Воспитательные задачи должны решаться на каждом уроке.
Роль воспитательной работы на уроках физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель физической культуры высшей
категории ГБОУ г. Москвы «Школа №705»
Роль воспитательной работы на уроках физической культуры
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Раскрывается основное понятие определения «воспитания», которое рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В связи с этим составной частью образовательной программы по физической культуре является в оспитательная работа. Для реализации поставленных задач очень важно создать благоприятные условия для мотивации к двигательной активности, к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам, выполнение которых развивает такие качества как: выносливость, быстрота, сила, упражнения способствуют повышению работоспособности, укреплению иммунитета, закаливанию организма.
Воспитательный процесс – это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.
Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
В связи с этим, учителям физической культуры (тренерам) необходимо, используя основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, проектные, игровые, рефлексивные, систематизировать учебно-воспитательную работу.
Традиционные – базовые, чаще всего используемые: убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается
в разъяснении сути стандартных правил (традиции, нормы поведения
в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются. Упражнение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях). Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды.
Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий. Метод проектов предусматривает не только интеграцию знаний но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Целью творческих проектов является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.
Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей школьников и родственников.
Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.
Необходимо отметить, что ни один из методов по отдельности не может решить весь комплекс поставленных задач по физическому воспитанию, поэтому для достижения результата необходимо их грамотное комбинирование в сочетании режима учебы и активного отдыха.
Физическое воспитание стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путем своевременного формирования двигательного анализатора и специфического развития основных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путем повышения тонуса коры большого головного мозга и создания положительных эмоций.
В настоящее время созданы все условия для развития системы дополнительного образования, базирующиеся на возможности использования материально-технических ресурсов общеобразовательных школ для организации спортивных секций, школьных спортивных клубов и внутришкольных соревнований. Наша задача все это грамотно использовать, чтобы процесс воспитания и обучения осуществлялся в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 8 декабря 2020 г);
Выступление по физической культуре» Воспитательные аспекты в деятельности учителя физической культуры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Панова Юлия Валентиновна,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани
Воспитательные аспекты в деятельности учителя физической культуры
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
1) подготовка к процессу физического воспитания;
2) практическая деятельность на уроке;
3) контроль за эффективностью педагогического процесса.
Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.
— основных, подводящих и специальных упражнений;
— определение количества повторений каждого упражнения;
— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;
— выбор общепедагогических методов — словесного, наглядного и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач Слово и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса. Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков.
По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, т. е. осуществляет текущий контроль на этапе контроля деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление путей устранения замеченных недостатков.
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
Воспитывающий аспект должен предусматривать
использование содержания учебного материала,
форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии
для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить, воспитательную цель
Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока часто поставлены формально.
Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, воспитывать трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность, доброжелательность Как можно за один урок воспитать патриота, научить ребенка работать в команде….
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным.
Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно объявлять ученикам Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:
— вызвать заинтересованность в…
— пробудить любознательность;
— возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
— побудить учащихся к активности;
— закрепить уверенность в друг друге
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели.
Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося.
Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
при планировании урока учитывать уровня воспитанности ученика и класса в целом;
продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Рабочая программа физического воспитания В.И. Лях, А.А. Зданевича 5-9 класс. Просвещение 2012г
В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол Москва «Просвещение»2013
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2007.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс Москва «Вако» 2009
Доклад «Воспитательная роль урока физической культуры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическое объединение учителей физической культуры
МКОУ «Магарамкентская СОШ №1 им. М.Гаджиева»
«Воспитательная роль урока физической культуры»
Докладчик: учитель физической культуры
с.Магарамкент – Март, 2016г.
При определении задач физического воспитания учитывается не только его специфика, но и место и функции в общей системе воспитания и образования.
Общие задачи физического воспитания школьников при постановке и решении их в реальном учебно-воспитательном процессе подлежат конкретизации в соответствии с возрастными особенностями занимающихся, спецификой содержания учебного материала, этапами обучения и воспитания.
Успешность решения всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует усилий педагогического коллектива школы, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогический эффект.
Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.
В педагогическом образовании широко используются средства физического воспитания и спорта. Это объясняется тем, что физическое воспитание и спорт в современных условиях охватывают широкую сферу жизнедеятельности человека: олимпийский и другие типы спорта, образование, труд, быт, досуг, отдых, лечение и т.д. Во всех образовательных учреждениях в учебных планах имеет место предмет «физическая культура».
Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма обслуживающих систему физического воспитания и спорта специалистов: в процессе физкультурно-спортивных занятий на человека посредством активной двигательной деятельности оказывается направленное воздействие от незначительного в занятиях оздоровительного и реабилитационно-лечебного характера до предельных функциональных и психических напряжений в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации. Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасен непрофессионализм в этой области.
Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания, нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:
твердой убежденностью учителя физической культуры в больших воспитательных возможностях своего предмета в целом и каждого урока в отдельности;
отчетливого представления учителя в воспитательной направленности всего хода урока и последовательным решением воспитательных задач от его начала до окончания;
четким пониманием учителем роли и места в уроке каждой воспитательной задачи;
определением оптимального количества и соотношения воспитательных задач в одном уроке;
подбором средств, методов и приемов решения воспитательных задач.
Результат воспитательного воздействия зависит от ясного представления цели, задач и итогов деятельности, как учителем, так и учащимися на каждом уроке. Именно ясное представление того, каких задач нужно добиться на конкретном уроке, является одним из главных мотивов деятельности учеников.
Воспитательные задачи определяют направленность и эффективность всей системы обучения школьников и подготовки их к общественной и трудовой деятельности. Специально подобранные упражнения позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, требующие определенные линии поведения воспитанников.
Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.
При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств.
Выполнение на уроке упражнений, связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и должен воспитать в себе смелость, решительность, самообладание.
Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д.
В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелый, более уверенный и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.
Е.П. Ильин в 2000 году предлагает свою точку зрения на профессиональное мастерство учителя физической культуры. Для того чтобы стать мастером-педагогом, учителю физической культуры требуется пять – шесть лет работы в школе. Однако и в последующие годы продолжается его совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровня физической подготовленности несколько изменяется и структура деятельности учителя физической культуры. Все большую роль приобретает его умение руководить уроком, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрации учащимся такие упражнения, которые самому учителю по ряду причин выполнить трудно и даже нецелесообразно. Все это свидетельствует о том, что мастерство учителя – динамическая характеристика и процесс совершенствования учителя бесконечен.
Имеется несколько способов повышения мастерства учителем физической культуры. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т.п. Другой способ – самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями:
1) Посещение и анализ уроков, проводимых опытными учителями.
2) Повышение своей профессиональной и общей эрудиции; чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивных соревнованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех важнейших спортивных событий.
3) Повседневный анализ своей педагогической деятельности (например, с помощью дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся и класса в целом, фиксироваться эффективность тех или иных воздействий на учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу организации урока и т.п.).
4) Проведение несложной исследовательской работы, которая дала бы ответ на интересующие учителя вопросы, связанные с его деятельностью (какова, например, эффективность использованных им упражнений для развития силы, каков уровень физической подготовки класса в целом и отдельных учеников, какой из методов эффективнее в тех или иных конкретных условиях и т.д.).
Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения урока физической культуры. Некоторые учителя, например, обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Учитель должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся – настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция – опытом, умением предвидеть ситуацию).
В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку, физиологический кризис не столь отягощает, сколько напротив способствует усиленной адаптации ребёнка к новым условиям. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются различия и в темпах развития мальчиков и девочек: девочки опережают мальчиков. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения, количественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга. Быстро развивается психика ребёнка. Повышается точность работа органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения – на 50 %, зрительные – на 80 %.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры, мягкий и твёрдый знак, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь.
Внимание школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных упражнений в произвольном внимании волевых усилий для сосредоточения.
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление.
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется.
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма.
Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.
Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.
Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений.
При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.
Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях.
Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.
Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.
Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек — с 16, а у юношей — с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых.
У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей — мышц таза.
Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя.
Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.
Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.
При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.
При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.
Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.
В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии.
Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях.
Физическое воспитание в 9—10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.
В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств — посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.
Физическое воспитание детей направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю.
Оздоровительная роль физического воспитания заключается в совершенствовании реакций терморегуляции, повышении неспецифической устойчивости организма к патогенным микроорганизмам и неблагоприятным факторам окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости, в первую очередь простудными заболеваниями.
Физическое воспитание стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путем своевременного формирования двигательного анализатора и специфического развития основных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путем повышения тонуса коры большого головного мозга и создания положительных эмоций.
Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только тогда, когда оно организовано в соответствии с гигиеническими принципами. Чтобы научить ребенка быть здоровым, педагогу и родителям не хватает знаний о путях формирования здорового образа жизни и здоровья. На принципах здоровье сберегающих технологий должны быть построены интеграция учебных программ, режим работы образовательного учреждения, организация отдыха и т.д.
Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием
Задачи физического воспитания школьников:
1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
2) формировать двигательные умения и навыки;
3) развивать двигательные (физические) качества;
4) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
5) воспитывать позитивные морально-волевые качества;
6) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их.
Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.
Важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересах коллектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий.
По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то, или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления.
Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.
Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.
Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастную группу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.
Разговор о физкультуре и спорте сегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для приобретения спортоборудования и спортинвентаря.