что значит до китайской пасхи что
☦ Китайская Пасха
🐰 Пасха в Китае не является официальным праздником, но все же, даже в этой стране есть православные, католики и другие христианские конфессии 🛐, которые пасхальные традиции свято соблюдают уже многие годы.
Для христиан смысл Пасхи это почитание распятия и празднование воскрешения Иисуса Христа, защитника христианской веры. В эти дни Пасхальные богослужения проводятся в церквях по всему Китаю.
Миллионы христиан в Китае празднуют Пасху. В частности, в храме Пресвятой Богородицы при посольстве России в Пекине.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил православных верующих в Китае с Пасхой и выразил благодарность руководству Китая за улучшение двусторонних отношений.
Но большинство китайцев не знают о существовании этого праздника или не верят в господне воскресение. Некоторые приняли западные обычаи, связанные с Пасхой, такие как, например, пасхальные яйца (复活节彩色蛋, fuhuojie Caisedan), но скорее из-за новизны и интереса к забавным традициям.
То, как люди празднуют Пасху, широко варьируется. Некоторые церкви относятся к Пасхе как к мини-китайскому Новому году и со всей присущей этому празднику атрибутикой, такой как парные надписи chūnlián (春联) на красных полотнах, различные украшения и соответствующая музыка.
Пасха в Гонконге
А вот в Гонконге Пасха это официальный праздник. Более 800 000 гонконгских христиан посещают церковные службы на Пасху.
Если вы решите посетить Гонконг в этот период, вы будете удивлены тем, насколько широко здесь празднуют этот светлый праздник.
Праздник проходит со Страстной пятницы до Пасхального понедельника и является четырехдневными выходными. В этом году выходные дни в Гонконге – с 10 апреля (пятница) по 13 апреля (понедельник).
Банки, почта, школы и государственные ведомства в эти дни будут закрыты. Некоторые музеи, парки и другие достопримечательности могут изменять свой график работы, в праздничные дни.
Христианских церквей в Гонконге много, это православные, католические и различные протестантские. Много семей посещают службы в эти дни. По всему городу открыты магазины, и, поскольку на материковом Китае Пасхальных каникул нет, многие приезжают в Гонконг, чтобы навестить семью, сделать покупки и насладиться отдыхом.
Рестораны в Гонконге предоставляют специальные семейные предложения, предоставляя детям украшенные игровые площадки, пасхальные яйца и охоту за пасхальными яйцами. В этом отношении отели не отстают и тоже предлагают специальные предложения для семей, включающие роскошные номера, различные развлекательные детские пакеты и даже билеты в кино.
Пасхальные выходные — это превосходный повод для жителей Гонконга провести длинные и радостные выходные с семьей и друзьями.
Что значит «до китайской Пасхи»? Когда китайская Пасха?
Новый год в Китае отмечается в один из дней с середины января до середины февраля в день зимнего новолуния.
в них естественно праздника Пасхи не существует.
Выражение «До китайской пасхи» обозначает практически тоже самое, что «После дождичка в четверг» и «Когда рак на горе свистнет», или когда то очень нескоро.
Нет в Китае никакой Пасхи и быть не может. Просто потому, что население этой страны исповедует иные религии, Буддизм в основном.
Ну, вот рак же он никогда не свистнет, так и китайской Пасхи никогда не будет.
Кстати, многие считают, что у китайцев Пасха есть и думают, что даже определенное число существует.
Но, на самом деле нет никакой китайской Пасхи.
В Китае нет такого прекрасного дня как Пасха, поэтому ждать, когда её там начнут отмечать бесполезно. «До китайской пасхи» так и значит, что бесконечно ждать, событие, о котором говорится, не произойдёт никогда, как ни старайся.
Это означает, когда на горе рак свистнет, то есть никогда. В Китае Пасху не празднуют так, как в христианских странах, поэтому это выражение употребляется иногда, чтобы подчеркнуть несбыточность, нереальность или невозможность каких-то событий.
И действительно, дата такой Пасхи абсолютно неизвестна даже самим китайцам, потому что этой даты в календарях и в головах нет. У китайцев не бывает Пасхи.
Интересный вопрос. Поискала информацию. У китайцев есть несколько религий, но основные их это даосизм и буддизм. Выражение «Как до китайской Пасхи» придумали люди уже из серии оно наверное другого «Как до китайской границы». Любим мы Китай:). Скорее всего в китайской Пасхе имеется ввиду какое-то ожидание с небольшой долей надежды. Ну а вдруг китайцы резко православными станут? Всякое возможно и будет тогда реально китайская Пасха. Пока же ее не может быть в их религиях. Она исключительно в других. Началась с язычества, потом от евреев и после них уже переняли христиане. Так что китайская Пасха пока никогда не наступит, ждать долго и надежда призрачная.
Есть еще поговорка аналогичная:
Ну да все правильно откуда в Китае взяться празднику Пасхи. Они никогда его не праздновали нет у них такого праздника как нет его и в африканских племенах. Так вот эта присказка » ждать до китайской пасхи » означает что это никогда не произойдет.
А значит это что событие о котором так говорят не наступит НИ-КОГ-ДА! Все потому что срок который указан в поговорке «до китайской Пасхи» бесконечен, ну или почти бесконечен, потому что почти не реально весь Китай привести к христианской вере. В Китае Пасху не празднуют.
Пасху празднуют евреи, мы православные в России и в католическом мире. В Китае совершенно другая религия, соответственно у них Пасхи в принципе нет, но на территории страны она бывает, потому что там живут православные и для них. Если говорим о выражении «До китайской Пасхи», то это означает слово неизвестно. Сколько ждать того-то? До китайской пасхи, то есть неизвестно сколько.
Потому-то даже данные о численности казачьих частей, воевавших на стороне Рейха, столь расплывчаты.
Фигурируют цифры в 45-50 тысяч человек, 80 тысяч человек, существует даже мнение, что на стороне Германии сражалось свыше 120 тысяч казаков. Формирование казачьих частей шло под руководством генерала Краснова.
Основными формированиями были :
15-й Казачий Кавалерийский корпус ( Хорватия)
1-й Казачий полк генерала Зборовского (Хорватия)
Казачий резерв генерала Шкуро (Австрия)
«Казачий стан» атамана Доманова (Сев.Италия).
Помимо этого, существовало множество отдельных полицейских подразделений и казачьих сотен.
Информации о действиях казачьих формирований на Восточном фронте против регулярных частей РККА почти нет, но вот карательная деятельность казаков-коллаборационистов освещена достаточно широко.
С момента захвата Германией и Италией Югославии, казачьи формирования на протяжении всей войны активно сражались с коммунистическими отрядами Тито и принимали самое непосредственное участие едва ли не во всех карательных операциях против мирного населения этой страны.
И в подавлении Варшавского восстания 1944 года казачьи части майора Ивана Кононова «отличились» весомо и кроваво.
«Казачий стан» атамана Доманова оставил свой кровавый след в Северной Италии, оказав существенную помощь бойцам «Чёрных бригад» Муссолини в борьбе с отрядами Сопротивления.
В последние дни 3-го Рейха большинству казаков удалось сдаться в плен британским и американским войскам, но, во исполнение решений Ялтинской конференции, они были выданы СССР.
Как и когда отмечается китайская пасха
Пасха в Китае не является официальным праздником, однако в стране насчитывается около 130 млн. христиан разных конфессий. Практически все из них отмечают пасху в те же дни, что и православные и католики. В 2021 году торжество выпадает соответственно на 2 мая и 4 апреля. Интересно, что в некоторых регионах страны торжество имеет массовый характер – яркий пример тому Гонконг.
Что значит «до китайской Пасхи»?
Это означает примерно тоже, что и «когда рак на горе свиснет», то есть никогда. В Китае Пасху официально не празднуют, поэтому это выражение употребляется иногда, чтобы подчеркнуть несбыточность, нереальность или невозможность каких-то событий.
Тем не менее, многие люди отмечают праздник неофициально и такое явление имеет место, далее мы расскажем как это происходит в Китае, Гонконде и Японии.
Китайская пасха
Отмечается этот праздник не так широко, как в России. Но суть и традиции остаются такими же. Миллионы христиан в Китае празднуют Пасху. В частности, в храме Пресвятой Богородицы при посольстве России в Пекине.
Для верующих смысл Пасхи это почитание распятия и празднование воскрешения Иисуса Христа, защитника христианской веры. В эти дни Пасхальные богослужения проводятся в церквях по всему Китаю.
Проповедуя священные писания о Воскресении Иисуса, записанные в Евангелиях, пастыри приглашают своих братьев и сестер размышлять вместе о том, какое огромное значение Воскресение Господа для человечества и для каждого из нас.
Но большинство китайцев не знают о существовании этого праздника или не верят в господне воскресение. Некоторые приняли западные обычаи, связанные с Пасхой, такие как, например, пасхальные яйца (复活节彩色蛋, fuhuojie Caisedan), но скорее из-за новизны и интереса к забавным традициям.
То, как люди празднуют Пасху, широко варьируется. Некоторые церкви относятся к Пасхе как к мини-китайскому Новому году и со всей присущей этому празднику атрибутикой, такой как парные надписи chūnlián (春联) на красных полотнах, различные украшения и соответствующая музыка.
Богослужение на пасху в Китае
После службы уже вошло в традицию чаепитие в трапезной. Когда находишься в храме, забываешь, что ты за границей. Хотя, конечно, для кого-то это не «заграница». Но в храме можно почувствовать себя как дома, окунуться в приятную теплую атмосферу любви окружающих. Даже пироги и выпечка, все что приносится и покупается, все российское.
После чаепития начинаются занятия в воскресных школах. Есть взрослая и детская школы. Взрослые обсуждают вопросы православия, церковной жизни за неделю. Прихожане общаются друг с другом, спрашивают священника о наболевшем. Детям дают знания о Боге и богослужении. О молитве, церкви. О Иисусе Христе. О христианской жизни и церковных праздниках. Все занимаются творчеством. Поют, рисуют, ставят театрализованные пьесы. Одним словом, все чувствуют любовь к ближнему.
Пасха в Гонконге
А вот в Гонконге Пасха это официальный праздник. Более 800 000 гонконгских христиан посещают церковные службы на Пасху. Если вы решите посетить Гонконг в этот период, вы будете удивлены тем, насколько широко здесь празднуют этот светлый праздник.
Праздник проходит со Страстной пятницы до Пасхального понедельника и является четырехдневными выходными. В этом году выходные дни в Гонконге – с 10 апреля (пятница) по 13 апреля (понедельник).
Банки, почта, школы и государственные ведомства в эти дни будут закрыты. Некоторые музеи, парки и другие достопримечательности могут изменять свой график работы, в праздничные дни.
Христианских церквей в Гонконге много, это православные, католические и различные протестантские. Много семей посещают службы в эти дни. По всему городу открыты магазины, и, поскольку на материковом Китае Пасхальных каникул нет, многие приезжают в Гонконг, чтобы навестить семью, сделать покупки и насладиться отдыхом.
Рестораны в Гонконге предоставляют специальные семейные предложения, предоставляя детям украшенные игровые площадки, пасхальные яйца и охоту за пасхальными яйцами. В этом отношении отели не отстают и тоже предлагают специальные предложения для семей, включающие роскошные номера, различные развлекательные детские пакеты и даже билеты в кино. Пасхальные выходные — это превосходный повод для жителей Гонконга провести длинные и радостные выходные с семьей и друзьями.
Японская пасха
Японцы тоже не отмечают пасху широко. Но в стране есть православные, католики, представители других конфессий христианства. Впервые японцы узнали о Пасхе около полутора века тому назад и с тех пор ее отмечают каждый год. Если пройтись по улице в канун этого праздника, то можно услышать от местных жителей «Дзицу-ни фуккацу» (в переводе на русский – «Воистину воскресе»).
История же берет свое начало в далеком 1859 году, когда в стране появилась первая церковь Воскресения Христова — Хакодатэ. Там состоялось первое на территории страны богослужение. Изначально оно было предназначено только для русских, проживающих в Японии. Ситуация изменилась в 1871 году, когда на нее пришли первые японцы, а через пару десятилетий, количество прихожан исчислялось парой сотен человек.
Свою роль сыграла и русско-японская война, после которой в Стране восходящего солнца оказались несколько десятков тысяч военнопленных из России. Для того, чтобы они могли совершать богослужения, к ним направили японских православных священников, а в дальнейшем некоторые из бывших пленных остались жить на территории Японии.
Количество православных японцев постоянно увеличивалось, а сам праздник в дальнейшем стал национальным. Более того, уже к началу 20 века, пасхальное богослужение было впервые проведено на японском языке. Это также способствовало притоку новых прихожан, ведь намного проще принять веру, когда ты можешь обратиться к Богу на родном для себя языке. Переводом священных писаний занимались очень долго, причем оригинальные версии многих переводов, к сожалению, были утеряны, и сейчас невозможно достоверно установить, как они выглядели изначально.
Пасху празднуют все без исключения православные жители Японии. В Токио, где находится самая крупная церковь, приходят письма из разных префектур. Они содержат подробные отчеты о том, сколько прихожан посетило богослужение, а также другую полезную информацию. Японцы очень трепетно относятся к праздничным мероприятиям, и когда случился пожар, который полностью уничтожил местную церковь, ее восстановили именно к очередному празднику Пасхи.
Современное служение практически ничем не отличатся от первых церемоний такого типа, прошедших еще в 19 веке. Всего в Японии 69 православных храмов, куда могут прийти не только японцы, но и православные из разных стран. Основное богослужение при этом происходит только в главных храмах (их по одному на каждые 3-4 приписных).
Китайская пасха
Пасха в разных странах мира, традиции и особенности
Пасха в Иерусалиме
В Иерусалим на схождение Благодатного Огня, которое происходит в Храме Гроба Господнего в Страстную Субботу, каждый год приезжают тысячи паломников с разных стран мира. По сути, пасхальные торжества начинаются именно в этом священном городе, в котором был распят Иисус Христос, чтобы воскреснуть из мертвых для вечной жизни на Небесах.
Так как Израиль – это страна трех религий, то православная Пасха отмечается достаточно широко. Торжественное ночное богослужение и крестный ход с плащаницей проходит в Храме Гроба Господня. Также службы проходят в других городах Святой Земли, где проживают представители православной общины. Христианская Пасха в Израиле не является государственным праздником, однако отмечают ее многие, с традиционными куличами и крашеными яйцами. Так как в Израиле проживают выходцы из многих стран Европы, в том числе и бывшего СССР, то пасхальные традиции практически ничем не отличаются от обычаев их стран исхода.
Пасха в Японии
В Японии проживает достаточно много представителей православной общины. Поэтому православная Пасха – это праздник очень и очень многих. Впервые Пасху в Японии отмечали 1859 году, после открытия в городе Хакодатэ первого православного храма Воскресения Христова. В конце 19-го века собор Воскресения Христова был построен в Токио. С тех пор именно в нем проходит главное христианское событие года – празднование православной Пасхи. А вообще в Японии действуют более 70 православных храмов, которые собирают тысячи прихожан.
После окончания пасхальной литургии верующим раздают освященные крашеные яйца и специальную выпечку, маленькие сдобные булочки. Православные японцы не утраивают пышных торжеств, отмечая праздник в узком семейном кругу или с прихожанами своей общины.
Пасха в Китае
Пасха в Китае не самый популярный праздник. Но все же, даже в этой стране есть православные места, где пасхальные традиции свято соблюдаются уже многие столетия. Торжественное богослужение на Пасху происходит в Пекине, в храме Успения Пресвятой Богородицы, который находится на территории консульства России. Также служба проходит в Шанхае – в этом городе достаточно большая православная община. Интересно, что при входе в храм гражданам Китая нужно предъявлять паспорта: заранее составляются списки тех, кто может присутствовать на пасхальной службе.
Вместо пасхальной трапезы в Китае принято устраивать чаепитие со сдобной освященной выпечкой, на котором присутствуют прихожане церкви. Также в пасхальное воскресенье устраиваются самодеятельные театрализованные представления, концерты. Для детей священники проводят занятия в воскресной школе, на которых рассказывают о жизни Иисуса Христа и дают знания об основах православия.
Люди ктонибудь знает когда китайская Пасха?
Царские врата – из подставок для цветочных ваз, вместо престола – чайный столик. Так проходило первое пасхальное богослужение в 2001 году в Китае после пятидесятилетнего перерыва.
С тех пор в Пекине ежегодно на Пасху проходит праздничная служба. В прошлом году ее провел священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае вновь начинает делать первые шаги.
Об этом рассказывает непосредственный свидетель и участник событий Александр Зайнигабдинов, который провел в Китае около шести лет, обучаясь в Шаньдунском университете с 1995 года: “Нынешнее российское посольство располагается на территории бывшей Духовной Миссии в Пекине, там были и храмы православные, и, может быть, захоронения. Отец Дионисий начал приезжать сюда сначала на три дня, потом на неделю, и несколько праздников подряд здесь проходили богослужения.
В последний раз Пасху в Китае служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники. После пятидесятилетнего перерыва на китайской земле вновь раздалось пасхальное приветствие из уст священника. Отец Дионисий служил на Пасху 2001 года в российском посольстве. Сюда собралось около трехсот человек, в основном это были сотрудники посольства и члены их семей и люди, проживающие в Пекине, которые сумели пробраться через жесткий посольский кордон. Так как это режимная территория, приходилось заранее, за несколько дней, подавать списки тех, кто будет присутствовать на службе. И те из русских, кто узнавал позже, уже не имели возможности попасть на службу. Таких было еще человек двести-триста. Запаса привезенных свечей не хватало, и пришлось делить их на три части, чтобы всем участникам крестного хода досталось. Свечи привезли настоящие, восковые, из Оптиной пустыни. Крестный ход участники службы совершили в старинном парке посольства, обойдя мраморный крест, воздвигнутый уже в наши дни “в память всех, в сей земле почивших и погребенных”.
Богослужение совершалось на церковнославянском языке, а Евангелие несколько раз читалось на китайском. Среди пришедших было много китайских граждан – потомков албазинцев, пленных русских казаков из острога Албазин, в XVII веке вывезенных в Пекин вместе со священником о. Леонтием. Все последующие поколения албазинцев традиционно сохраняли Православие и селились близ Русской Духовной Миссии в Пекине.
Что значит “до китайской Пасхи”? Когда китайская Пасха?
“До китайской Пасхи” означает – до полной бесконечности, никогда, в очень необозримом будущем, никому неизвестно когда.
И действительно, дата такой Пасхи абсолютно неизвестна даже самим китайцам, потому что этой даты в календарях и в головах нет. У китайцев не бывает Пасхи.
Использование Китая в подобных фразеологизмах (их имеется и несколько других) очень выгодно ввиду того, что Китай традиционно считался далёкой и загадочной страной, в которой много неизвестностей. В Китае – значит нигде. Китайский – значит никакой. Это известный в русском языке образ, символизирующий что-то такое, чего мы вряд ли обретём.
Новый год в Китае отмечается в один из дней с середины января до середины февраля в день зимнего новолуния.
Религии в Китае весьма разнообразны, но две основные – буддизм и даосизм,
в них естественно праздника Пасхи не существует.
Так что Китайская пасха – это вымышленная дата.
Выражение “До китайской пасхи” обозначает практически тоже самое, что “После дождичка в четверг” и “Когда рак на горе свистнет”, или когда то очень нескоро.
Нет в Китае никакой Пасхи и быть не может. Просто потому, что население этой страны исповедует иные религии, Буддизм в основном.
До Пасхи китайской – это скорее всего никогда.
Ну, вот рак же он никогда не свистнет, так и китайской Пасхи никогда не будет.
Кстати, многие считают, что у китайцев Пасха есть и думают, что даже определенное число существует.
Но, на самом деле нет никакой китайской Пасхи.
В Китае нет такого прекрасного дня как Пасха, поэтому ждать, когда её там начнут отмечать бесполезно. “До китайской пасхи” так и значит, что бесконечно ждать, событие, о котором говорится, не произойдёт никогда, как ни старайся.
Интересный вопрос. Поискала информацию. У китайцев есть несколько религий, но основные их это даосизм и буддизм. Выражение “Как до китайской Пасхи” придумали люди уже из серии оно наверное другого “Как до китайской границы”. Любим мы Китай:). Скорее всего в китайской Пасхе имеется ввиду какое-то ожидание с небольшой долей надежды. Ну а вдруг китайцы резко православными станут? Всякое возможно и будет тогда реально китайская Пасха. Пока же ее не может быть в их религиях. Она исключительно в других. Началась с язычества, потом от евреев и после них уже переняли христиане. Так что китайская Пасха пока никогда не наступит, ждать долго и надежда призрачная.
Есть еще поговорка аналогичная:
Это означает, когда на горе рак свистнет, то есть никогда. В Китае Пасху не празднуют так, как в христианских странах, поэтому это выражение употребляется иногда, чтобы подчеркнуть несбыточность, нереальность или невозможность каких-то событий.
Китай – страна не христианская, поэтому и христианские праздники там не отмечают. Так как в Китае не отмечают Пасху, то и выражение “до китайской Пасхи” имеет значение “никогда”. Ждать до китайской Пасхи – ждать и никогда не дождаться.
Пасху празднуют евреи, мы православные в России и в католическом мире. В Китае совершенно другая религия, соответственно у них Пасхи в принципе нет, но на территории страны она бывает, потому что там живут православные и для них. Если говорим о выражении “До китайской Пасхи”, то это означает слово неизвестно. Сколько ждать того-то? До китайской пасхи, то есть неизвестно сколько.
А значит это что событие о котором так говорят не наступит НИ-КОГ-ДА! Все потому что срок который указан в поговорке “до китайской Пасхи” бесконечен, ну или почти бесконечен, потому что почти не реально весь Китай привести к христианской вере. В Китае Пасху не празднуют.
Ну да все правильно откуда в Китае взяться празднику Пасхи. Они никогда его не праздновали нет у них такого праздника как нет его и в африканских племенах. Так вот эта присказка ” ждать до китайской пасхи ” означает что это никогда не произойдет.
Китайской пасхи – не бывает. Пасха есть иудейская и христианская только.
Выражение “ждать до китайской пасхи” – означает “ждать до бесконечности”, напрасно ждать события, которое никогда не наступит.
Китайская Пасха – 2014: празднование в Поднебесной
Наверное, многим жителям планеты иногда бывает интересно то, каким же образом отмечают такой праздник как Пасха на территории Китайской республики и что данное мероприятие из себя представляет.
В принципе, здесь, прежде всего, необходимо заметить, что на территории коммунистического Китая, такого праздника практически не существует. Вернее он вроде бы и есть и, одновременно с этим, его вроде бы и нет, так как это государство имеет огромное количество своих собственных праздников. Хотя вне зависимости от этого, некоторое местное население все же отмечает праздник Пасхи.
Естественно существуют определенные места православного характера в пределах Китайской республики, хотя данных учреждений здесь в принципе не много. К примеру, на территории всего Пекина на данный момент существует всего лишь один единственный православный храм. Именно поэтому практически все верующее населения Китая в такой день как Китайская Пасха отправляется именно туда.
А расположен данный храм в пределах посольства РФ. Кроме того, само же посольство России в свою очередь также находится на территории, которую местное население считает исторической местностью. При этом здесь на протяжении примерно 250-ти лет проживали православные люди, поэтому присутствие духовной миссии не вызывает удивления, практически ни у одного из местных жителей, для которых праздник Пасхи не является общепринятым.
На территории Китая на сегодняшний день проживает примерно 15 тысяч православных верующих. При этом большая часть из них находится в Шанхае, Пекине и, конечно же, такой провинции как Хэйлунцзян.
Имеется в храме и свой собственный музей православия, который рассказывает об истории возникновения этой веры. При этом в тот момент, когда наступает день Пасхи, местные жители могут попасть в храм только по паспорту. Ведь для большинства населения такого понятия как Пасха в Китае просто не существует. Вместе с тем, все православные люди присутствуют в специальном списке.
Что же касается того, каким образом, например, будет проходить празднование этого события на территории Китая в 2014 году, то в принципе ничего кардинального здесь произойти не должно. Все, как и в остальных странах, ранним утром верующие люди просто пойдут в храм на богослужение и святить пасхи. При этом возраст таких людей, как правило, достаточно молодой. Вместе с тем, также стоит уточнить, что как в 2014 году, так и в минувшие годы Евангелия будет читаться на самых разнообразных языках.
Ведь на территории Китая имеется немало верующих христиан, как русских, так и людей из остальных государств. При этом даже священник в этом храме также является молодым. К тому же приходят люди, относящиеся к самым разнообразным национальностям. Также в день Пасхи здесь можно увидеть даже огромное количество студентов.
В результате после окончания службы на территории Китая в такой день как Пасха по традиции местное православное население отправляется по домам и, соответственно, приступает к такой трапезе, как чаепитие.
В тот момент, когда человек присутствует в пределах храма, вполне вероятно, что у него не возникает такое ощущение, что он находится где-то за границей, а именно в родном государстве. Хотя естественно, для некоторых людей такое учреждение также чаще всего ассоциируется за границей. Но как бы там ни было, практически 15 тысяч верующих людей Китая, каждый год в такой замечательный день как Китайская Пасха, 2014 год не исключение, в очередной раз смогут почувствовать себя как дома.
Ведь только здесь они могут почувствовать любовь и теплоту рядом находящихся людей. При этом даже изделия под видом всевозможной выпечки или вкусных пирогов на данном мероприятии воспринимаются только русскими. После такой процедуры как чаепитие люди посещают занятие воскресной школы. В принципе такая школа существует как для взрослого населения, так и, соответственно, для детей.
Взрослыми здесь обсуждаются разнообразные вопросы, связанные с православием и жизнью церкви. А детишки изучают сам процесс богослужения. Все происходит тихо и мирно, обсуждаются самые разнообразные вопросы, как связанные с религией, так и с конкретными людьми. нет никаких сор, войны и прочих неприятных ситуаций. Люди просто отдыхают.
Таким образом, хоть на территории Китая, в принципе, и не существует такого праздника как Пасха, все же здесь имеются специальные места под видом храма, куда каждый желающий может прийти в любой момент.
Пасха в Китае
Великий Вторник
Хмуро и неприветливо смотрело солнце сквозь желтую завесу.
Уже несколько дней в Пекине песчаная буря. Собственно, бури никакой нет — слегка поддувает ветерок, да песок стоит в воздухе. Не солнечно, не пасмурно, а как-то невнятно, совсем непривычно, словно свет проступает сквозь желтое стекло. Перед аэропортом с шумом развевались флаги, под которыми неподвижно стоял военный в защитной гимнастерке. Машины на стоянке были сплошь обсыпаны песком. Грустно — неужели праздников праздник будет таким? “Не беспокойся. Здесь же снова будет Пасха — погода не подведет”. Голос мужа был столь уверенным, что ни один гидрометцентр не убедил бы меня в обратном. Вспомнился Пастернак…
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла
И до рассвета и тепла еще тысячелетье…
Вот и нам предстоит прожить здесь целую вечность — от предательства Иудина до Светлого Христова Воскресения. В Пекине, где не осталось ни одного православного храма, службы Страстной седмицы и пасхальная Литургия не служились уже сорок лет. Еще кругом ночная мгла — оттого и солнце едва просматривается сквозь песчаную завесу, оттого на душе смутно и неясно. Но все впереди…
Подъезжаем к Российскому посольству. Современные постройки сменяются хутунами, старыми одноэтажными кварталами, — их в Пекине осталось совсем немного.
Ветер тревожит обнаженные ветви деревьев; на перетянутых через улицу веревках раскачиваются большие красные бумажные фонари. Раньше в этом районе жили потомки албазинцев и члены русской Миссии, ныне каждое второе здание занято под ресторан.
Вот и Бэйгуань — “северное подворье”, бывшая территория Русской Духовной Миссии в Китае, на которой расположилось наше посольство, самое большое в мире.
Красная Фанза, в которой совершаются богослужения
Посольство напоминает скорее роскошный парк, нежели деловое учреждение — всюду деревья, клумбы, кусты — богатое наследство, выращенное трудами Миссии.
После массового истребления воробьев, проведенного в годы культурной революции, птицы не жалуют Пекин своим присутствием; да и гнездиться им негде — трудно назвать столицу Китая зеленым городом. В Бэйгуане же щебет, трели, свист и прочие звуки, на которые только способны многочисленные сойки, воробьи, горлицы, вороны и иже с ними, не смолкают даже ночью. По дорожкам вдоль канала важно разгуливают лебеди; белки, ежи, кролики, кошки — все чувствуют себя вольготно.
Мы с мужем часто вспоминаем поездку в Подмосковье вместе со знакомым китайцем. Все наши всплески эмоций, вызываемые появлением то ежика, то мышки, то диковинной птички, были прерываемы его коротким: “В Китае это едят”. Заметив нарастающее изумление, он резюмировал: “В Китае всё едят”. Здесь действительно не брезгуют ничем, поэтому обилие четвероногой и пернатой твари в центре Пекина можно назвать редкостью.
По желанию мужа нас поместили в так называемой Красной Фанзе. Фанза — это бывший дворец принца четвертой дайцинской династии Сы-Е-Фу, выкупленный Миссией в начале века после боксерского восстания. Красные стены, зеленая черепичная крыша, типично изогнутый карниз; только на коньке вместо традиционных фигурок мифических зверей и небожителей красуются голуби.
Основная часть дворца в 1901 году была обращена в храм святителя Иннокентия Иркутского, а примыкающее к нему правое крыло — в покои начальника Миссии, где мы и расположились. Место храма занимает ныне зал для приемов с красивой китайской мебелью, инкрустированными ширмами, свитками на стенах. Здесь по уже сложившейся традиции проводятся богослужения.
Подготовка к службам идет в посольстве полным ходом. Квартира одних из первых прихожан напоминает штаб — нежная баховская мелодия мобильного телефона то и дело заглушается настойчивым звоном внутреннего аппарата — готовы ли черные покрывала для аналоя, сколько нужно экземпляров нот, что делать с огромной старинной ширмой, которая делит Фанзу на две части и создает массу неудобств, как обеспечить допуск всех желающих помолиться на закрытую территорию посольства. Голова начинает идти кругом и у нас…
Еще в Москве отец Дионисий, который собирался в Китай уже в семнадцатый раз, решил, что наши прогулки по Пекину начнутся с площади Тяньаньмэнь, главной площади города. “Там как нигде можно прочувствовать необъятность и мощь Китая”, — говорил он, и оказался совершенно прав: Тяньаньмэнь просто подавляет своим размахом. Было пасмурно, дул сильный ветер, и казалось, ничто не способно защитить от холода. Воздух чуть тронули сумерки; высоко в небе парил змей в виде птицы-хищника. Вот один из портретов многоликого Китая — сильный, безграничный, пугающий своей безграничностью, хмурый и настороженный, величественный, как парящий хищник. Уставшие, замерзшие возвращаемся домой. Вечером — крещение.
Великая Среда
День начинается с соборования. Песчаная буря утихла, обнажив небо — яркое, весеннее. Рядом с изогнутыми восточными сводами и облака воспринимаются иначе — вот поплыл большой белый дракон, пускающий из пасти клубы дыма; это похоже на крону сосны, а за ним — целый пейзаж из вытянутых гор и ущелий…
Сегодня днем первая спевка. Что у нас получится? Клирос готовился несколько месяцев — женщины доставали ноты, разучивали песнопения. Но где в Пекине услышишь “живую” службу? Поэтому певчие без труда исполняют по нотам “Херувимскую” Веделя, в то время как ответить Аминь на возглас священника — целая проблема. С этого и начинаем. Затем — по уставу Страстной седмицы.
С каким трепетом ожидаешь каждый год эти службы, следишь за тем, как одна прорастает в другую, как человеческие зависть, предательство, любовь, скорбь в один неуловимый миг преломляются в свете Божественного Воскресения. Собираясь в поездку, я заранее радовалась возможности, точнее, необходимости присутствовать на всех службах — никакие сверхсрочные дела не достанут меня в Пекине. Как сладко было мечтать о любимых службах Страстной Пятницы, о Литургии Великой Субботы, которую не посещала уже много лет. И вот Страстная наступила — передо мной Постная триодь, ноты с вожделенными песнопениями… и панический ужас перед всем этим! Мне впервые предстояло выступить в роли регента, да еще и уставщика на службах, в которых и опытные-то люди путаются.
— Красивый распев, светлый, мажорный. Только мы все равно закончим в миноре, — обреченно говорит певчая.
— Это почему же? — удивляюсь я.
— Так у нас повелось, мы даже не пытаемся разучивать мажорные песнопения.
Пропеваем раз, другой, третий и… заканчиваем в мажоре! Это уже маленькая победа и вдохновение к дальнейшим подвигам. Служба будет!
И служба действительно была. Не моление батюшки в присутствии народа, а со-участие священника, прихожан и, пусть неопытного, но клироса. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.
Великий Четверг
Если брать полночь за точку отсчета, то Великий Четверг начался для меня на третьем этаже посольского клуба, где, усевшись вокруг фортепиано, певчие всматривались сонными глазами в расплывающиеся по линейкам нотные знаки. Мы делаем большие успехи — мажорные песнопения заканчиваются не только в мажоре, но и в заданной тональности; разучены все четверговые песнопения. Уставшие, но счастливые возвращаемся домой: по мостикам через канал мимо сонных лебедей, тропиночками меж распустившихся и готовящихся распуститься кустов, мимо поклонного креста прямо к круглым воротам спящей Фанзы…
Сколько же народу собралось на службу! Люди стоят плотной стеной; не слышно ни разговоров, ни возни, даже младенцы ведут себя тихо. Удивительно, в Фанзе нет расписных стен и иконостаса — импровизированный престол, несколько икон расставлено по столам, подсвечник, да и тот один, на горнем месте вместо лика Спасителя — свиток с изображенной на нем цветущей веткой сливы. И все же ни на минуту не перестаешь ощущать, что это — Церковь, сила которой — в ее единстве.
Начинается причастие. Запеваем причастный стих. Люди теснятся к Чаше, начинают подпевать, и через минуту Фанза наполняется стройным твердым Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите.
Солнце почти в зените, впереди — пять часов свободного времени. Отправляемся смотреть Храм неба, расположенный недалеко от центра города.
Такси управляет женщина средних лет — здесь, в Китае, женщина за рулем не воспринимается как стихийное бедствие. Наш автомобиль ловко маневрирует в шумном потоке, в котором смешались воедино автобусы, легковые машины, отчаянные велосипедисты и самые невероятные велоконструкции. Едем по эстакаде — сквозь мелькающие ежесекундно прутья ограждений небоскребы, пагоды, загнутые крыши проносятся кадрами старой кинопленки.
Вот и Тяньтань, Храм неба, сооружение эпохи династии Мин, где император поклонялся богам неба. Невысокие стены подчеркивают простор площадей. Обилие кругов в планировке, голубой цвет стен и черепицы — все напоминает о небе. А над каждым участком незастроенного пространства парят воздушные змеи — каких только нет: орлы и более безобидные птицы, бабочки, стрекозы и даже рыбы!
Как ни прекрасен храмовый комплекс, все же приятно было очутиться в парке среди цветущей жимолости и распускающихся деревьев. У выхода же нас ожидал настоящий сюрприз — усыпанная венчиками неповторимого розового цвета сакура, видимо, местная достопримечательность, у которой собралась целая очередь с фотоаппаратами.
Перед вечерней службой мы зашли перекусить в маленький ресторан неподалеку от посольства. Молодая официантка с интересом следит за всеми действиями отца Дионисия. “А я знаю, что вы сейчас делали. Вы молились, — она едва не смеется от радости. — Моя мама — христианка, я тоже крещеная, но в церковь хожу редко. А почему вы так странно молитесь? Мы молимся с закрытыми глазами и руки вот так складываем”. Она сложила перед собой ладони.
Пытаемся объяснить ей, что такое Православие. Девушка удивлена: “Я думала, что все христиане одинаковые”. Не отходит от нашего стола: то чай нальет, то посуду поправит. Потом приносит тарелку с нарезанными фруктами: “Это вам в подарок”. Мы поднялись, чтобы помолиться, и она встала рядом, перекрестилась, лицо сияет улыбкой. “Всего вам доброго, самого-самого доброго!”
Великая Пятница
Обычно в Москве на Страстной Неделе природа едва начинает пробуждаться, бывает, что и снег еще не растаял. Беззащитность нераспустившихся деревьев, непокрытой земли, мягкого желтоватого весеннего солнца как-то естественно вплетается в особенное настроение этих дней. Для меня они всегда пронизаны пастернаковскими строчками.
В Пекине же давно зеленеет трава, цветут кусты, да и деревья почти распустились. Как это ни печально, придется расставаться с милым сердцу образом Страстной Пятницы.
В Фанзе все готово к выносу Плащаницы: перед аналоем поставлен стол, вокруг него — большие корзины с цветами. У арабских христиан существует трогательная традиция — в Великую Пятницу с раннего утра в храмы сходятся женщины и начинают плести венки для Плащаницы. Это — особое женское делание, совершающееся с молитвой и пением. Отец Дионисий рассказывает нам об этом и с грустью смотрит на готовые корзины.
На дневной службе — лишь несколько человек. Потрескивание свечей раздается по пустой Фанзе.
Тебе, одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом… Небольшая простенькая Плащаница выносится перед молящимися. Распев сложный, выучить на несколько голосов мы его не успели, приходится “солировать”. Ужасно боюсь ошибиться.
… Како погребу Тя, Боже мой; или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу; или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре…
Внимание, мысли, молитвы, воздыхания сомкнулись над небольшим столиком, обложенным цветами…
Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове, покрыв, положи.
Клубится ладан, позвякивает кадило. Еще и еще раз мерно и светло плетет свои кружева болгарский распев. Прикладываемся к Плащанице и молча расходимся по домам, унося мир в душе и запах розового масла на губах.
Вечер. Тихо идет утреня. Фанза все наполняется и наполняется народом — рабочий день закончен, и люди прямо со службы направляются сюда.
… И видят свет у царских врат
И черный плат, и свечек ряд,
Вот батюшка поднимает Плащаницу, и все подхватывают Трисвятое, громче всех звучат мужские голоса. Торжественное шествие медленно движется по узкой дорожке по направлению к поклонному кресту. С обеих сторон над нами нависают цветущие ветки.
… Сады выходят из оград
Колеблется земли уклад:
Огибаем поклонный крест. Запах ладана смешивается с сильнейшим ароматом сирени, словно и она принесла ароматы распятому Господу.
… И шествие обходит двор
И вносит с улицы в притвор,
Весну, весенний разговор,
И воздух с привкусом просфор
После службы ко мне подошел один из алтарников — студент, приехавший на Пасху из Цзинани, и подвел парнишку лет двадцати.
— Это Ваня, он — настоящий бас!
Вот так находка! Теперь понятно, почему так солидно звучали мужские голоса во время крестного хода. Ваня учится в Пекине; раньше в Москве, пел на клиросе. Выходим на улицу и тут же пробуем одно из субботних песнопений на два голоса, альт и бас. Ну и красота получилась! То ли еще будет, когда мы запоем вместе.
Великая Суббота
Лето наступило резко и неожиданно; говорят, что в Пекине всегда так… В одночасье подскочила до 30 градусов температура, листья на деревьях начали распускаться буквально на глазах, не дожидаясь субботнего прокимна.
Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Сняты с аналоев постовые покрывала, и черная фелонь пригодится теперь не скоро — вместо нее сияет новизной белая.
Бурную, уже почти пасхальную радость едва осаждают слова Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет.
У отца Дионисия сегодня годовщина хиротонии; он особенно счастлив, благодарит хор за прекрасное пение: “Такой службы здесь еще не было!”. “Как в Москве”, — нахваливают прихожане. Вот бы и на Пасху так спеть!
И еще одно радостное известие получили мы в субботу — на пасхальную службу приедет последний оставшийся в живых китайский священник — отец Александр Дэ.
Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении — отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом восстановленных после восстания ихэтуаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции; священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.
В Пекине оставалось, да и по сей день живет около 250 албазинцев, но власти запрещали отцу Александру окормлять их духовно. Батюшке оставалось лишь быть священником в своем собственном доме, детей своих он крестил, получив миро из Японии.
Сейчас отцу Александру Дэ более 80 лет. Он болен раком легких и диабетом, самочувствие его ухудшается. Члены посольской православной общины стараются помогать батюшке как могут. Накануне приезда отца Дионисия отец Александр, ссылаясь на плохое здоровье, с сожалением говорил о том, что едва ли сможет выбраться на службу. Но невозможное человеком возможно Богу …
Окутанная ночной прохладой земля отдыхала после первого жаркого дня. В темноте, лишь кое-где рассекаемой тусклым светом фонарей, Фанза с ее большими светящимися окнами была похожа на огромный корабль, плывущий тихо и уверенно по бескрайнему ночному океану.
Из распахнутых дверей доносилось чтение Апостола. Несмотря на то, что до начала службы оставалось не менее получаса, в Фанзе яблоку было негде упасть; а люди все шли и шли: посольские, студенты, журналисты, сотрудники других посольств — Украины, Белоруссии, Греции, Кипра, Сербии, Болгарии и даже Эфиопии.
Подъехал отец Александр Дэ с дочерью Натальей; идет, опираясь на палочку, радостно озирается.
Вот отец Дионисий зачитал Патриарший Указ о награждении отца Александра крестом с украшениями, и Красная Фанза, которая сегодня действительно красная, огласилась троекратным “Аксиос”.
Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Тихо, слаженно, торжественно запеваем Волною морскою, и к нам присоединяется уверенный голос отца Александра. В глазах у певчих слезы.
Впереди крестного хода — мужчины с иконами, за ними — батюшка, хор, послы; все идут чинно и торжественно по двое и трое.
Мы уже обогнули поклонный крест, а навстречу все плыли огоньки свечей, бережно прикрываемые ладонями.
Собираемся во дворике перед входом в Фанзу; отец Дионисий с отцом Александром возвышаются на ступенях. Мы пропели стихиру еще более десяти раз, прежде чем шествие успело заполнить двор.
“ Христос воскресе!” — “Воистину воскресе!” — раскатывается в ночи. “Христос анести!”… И понеслась пасхальная служба…
Как это положено по Уставу, освящение пасох, куличей и яиц происходило после Литургии. Огромный стол был уставлен роскошными произведениями кулинарного искусства, сотворенными мастерицами; заметим, что в Пекине не купишь готового кулича.
Закончена трапеза, Фанза опустела. Вот и Пасха наступила. Как же быстро летит время — прокручивается в памяти приезд, службы Страстной недели, спевки, лица, слова…
Снаряженные сумками с пасхальными дарами, возвращаемся домой. За окном уже вырисовываются ветви деревьев на бирюзовом фоне неба, а мы, переполненные впечатлениями, все не можем уснуть.
Отец Дионисий передает отцу Александру Дэ
награду Святейшего Патриарха
Впрочем, спать в пасхальную ночь пришлось недолго — в 10 часов утра нас уже ждали на приеме по случаю праздника в Украинском посольстве.
Посольство занимает крохотную территорию в центре города, поэтому все здесь просто, по-домашнему. Посол поздравляет собравшихся с Пасхой, рассказывает про вчерашний “крестний хiд”, показывает видеокассету с фильмом о Пасхе в Иерусалиме и приглашает гостей к столу, где красуются, одно аппетитней другого, блюда с салатами, мясом, всевозможными овощами и бутербродами с салом.
К батюшке подходят люди, благодарят за пасхальную службу; каждый рассказывает о своей судьбе, о том, как пришел к вере. Все удивлены количеством людей, собравшихся на службу ночью.
Пасхальный вечер нам, конечно же, хотелось провести по-особенному — после вечерни перед Фанзой разыгралась целая дискуссия о том, куда лучше поехать. Одни предлагали отправиться смотреть могилы эпохи Мин, другие — музей колоколов, но в конце концов все сошлись на том, что очень устали, а где отдохнешь лучше, чем на природе: едем в ботанический сад.
Само название места, где раскинулся ботанический сад, окутывало покоем — Душистые горы. Мы мчались по скоростному шоссе, и на горизонте в густой белой дымке одно за другим проступали очертания пологих хребтов.
Воздух чуть тронулся лиловым — первый признак сумерек, когда мы добрались до места. Солнце закатилось за горы и подсвечивало оттуда их мягкие контуры. Вдалеке над волнами красных, розовых, белых, желтых цветов возвышался изящный силуэт пагоды. Раньше в Душистых горах располагалось несколько монастырей, теперь это излюбленное место отдыха пекинцев. Говорят, что днем здесь людей примерно столько же, сколько в московском метро в часы пик. Автобусами привозят на прогулку передовиков производства — их можно узнать по одинаковым шапочкам или значкам. Нам рассказывали, как один экскурсовод откомментировал своим слушателям появление группы туристов из Германии: “А это такие же передовики, как и вы, только из Европы”.
Узенькая тропинка приводит нас к круглым воротам, за которыми начинается бамбуковый сад. Он огражден белой стеной — белый цвет традиционен для бамбукового сада: на нем хорошо видна игра тени, отбрасываемой вытянутыми листьями в солнечный день и лунную ночь.
Около клумб с яркими тюльпанами, разноцветными гиацинтами и нежными изящными ирисами толпится группа японских туристов. Она не мешает сидящему неподалеку под сухим деревом дедушке в синей гимнастерке любоваться цветами. Сколько раз встречали мы в Китае пожилых людей, неподвижно взирающих на распустившиеся венчики. Древние китайцы считали большим позором неумение улучить момент для созерцания цветов и оказать им тем самым должное уважение. Считалось, что для созерцания каждого растения есть свое время и место. Так, зимой хорошо любоваться сосной, весной — всем, что цветет, летом — могучими дубами, платанами, осенью же лучше всего наслаждаться ароматом мандариновых деревьев. Если пренебречь погодой и неправильно выбрать место для созерцания растений, то рассеется и ослабеет дух. Конечно, Китай уже не тот, что был тысячи лет назад, но и в сегодняшней Поднебесной есть дни “Желтого листа” или “Цветущей сливы”, когда все выезжают за город, чтобы насладиться красотой растений.
А нас увлекает за собой горная тропка. Все выше и выше; кажется, еще немного — и мы увидим солнце, спрятавшееся за соседней горой.
Вот куда вела наша дорожка — старая облупившаяся беседка, подпираемая сосной, предлагает замечательный вид на сад и всю долину. Еще один портрет Китая — задумчивый и умиротворенный, как звук бамбуковой дудочки; мудрый, глубокий, утонченный.
Уже совсем стемнело, спускаемся вниз. Как не хочется уходить отсюда; с трудом верится, что есть где-то шумный город с автомобилями, бетонными стенами и неоновой рекламой. Усаживаемся на скамейку. С гор доносится уханье сплюшек, шуршит бамбук за стеной, а в небе, темно-синем, бархатном мерцают жемчужные бусины. Сегодня на всей Земле Пасха…
Если пройтись утром по Пекину, то в каждом парке, начиная от крохотных, разбитых у домов и заканчивая известными парками при дворцах и храмах, можно наблюдать людей всех возрастов, занимающихся спортом, но не привычной зарядкой или бегом, а традиционной китайской гимнастикой. Считается, что она обеспечивает свободную циркуляцию жизненной энергии в организме и способствует раскрытию его возможностей.
В ранние часы выходят на улицы мастера; они не только упражняются в своем искусстве, но и соревнуются друг с другом в написании иероглифов водой по асфальту, или выносят в клетках щеглов и слушают, чей сегодня поет лучше. Увидеть настоящих мастеров нам так и не удалось, потому что посольские ворота открываются лишь в восемь утра. На площадках парка, находящегося недалеко от посольства, люди, разбившись на группы по 4–5 человек, синхронно проделывали упражнения. Одни упражнялись с мечами, другие — с палками, третьи — с веером; вдоль забора выстроились те, кто занимался дыхательной гимнастикой. Дыхательные упражнения закончились громким криком, в который мгновенно влились голоса всех находившихся в парке. В последнее время в Китае вошли в моду бальные танцы — танцплощадка была заполнена до отказа молодыми, пожилыми и средних лет парами — потанцуешь часок, и на работу. Никого не смущает ни отсутствие мастерства, ни обилие зевак, толпящихся за оградой.
А на улице кипит утренняя жизнь — снуют велосипедисты, рабочие развозят по ресторанам большие тележки с овощами и зеленью, спешат на занятия школьники в красных пионерских галстуках, а над воротами буддистского монастыря громко воркуют голуби.
Когда-то и парк, в котором мы только что гуляли, и окрестные дома принадлежали Миссии; здесь же недалеко от нее жили православные китайцы. Улицы, по которым мы идем, освящены кровью мучеников. Трудно представить себе, что здесь творилось всего сто лет назад. Наверное, стояли такие же солнечные дни, и пышные кроны деревьев откидывали тень так же, как и сегодня… Всюду царила тревога — люди с красными повязками уже смело появляются на улицах города; ходят слухи о том, что не сегодня-завтра заполыхает Миссия. Одни семьи покидали свои дома и искали прибежища у родственников, другие, ожидая пожаров, остались в своих жилищах. Больше месяца продолжался произвол ихэтуаней — горели храмы, дома, деревья, гибли люди. Как писал очевидец восстания протоиерей Сергий Чан, потерявший всю семью, “в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы ша 1 ”.
Святые мученики китайские, молите Бога о нас!
Вид из окна сторожевой башни
Еще в древние времена правители отдельных царств, находившихся на территории Китая, возводили оборонительные стены вокруг своих владений. В III в. до Р. Х. Цинь Шихуанди, первый император династии Цин, объединивший разрозненные царства Китая, соединил эти стены в одну большую — так появилась Великая стена, “стена в десять тысяч ли”, как называли ее древние китайцы. В строительстве стены приняло участие более миллиона человек, что составляло тогда пятую часть населения страны. Первоначально стена была сооружена из утрамбованной земли, на смену земле пришла глина и камни, и уж в XVI веке (что для Китая совсем поздно) стену укрепили кирпичом и каменными блоками, которые можно наблюдать и поныне.
Самый посещаемый участок стены находится в местечке Бадалинь недалеко от Пекина. Год назад здесь открыли скоростную трассу, и теперь всего сорок минут отделяют центр города от китайской достопримечательности.
Мы приехали в послеобеденное время, когда солнце нежно золотило пологие склоны, сплошь усыпанные цветущими низкорослыми вишневыми деревьями. Туристов в эти часы было немного. С трудом преодолевая огромные высокие ступени, мы направились к ближайшей сторожевой башне. Ветер носился со свистом между зияющими глазницами окон, из которых было хорошо видно, как стена золотой змейкой вьется по хребтам гор и теряется за горизонтом.
Неподалеку от Бадалиня прямо под стеной расположился медвежий питомник, где разводят панд и гималайских медведей. Мы опоздали, ворота уже закрыты, но сторож легко поддался на уговоры, позволив нам зайти на десять минут и полюбоваться маленькими ленивцами, которые готовились ко сну, укладываясь в самых немыслимых позах там, где настиг их сон — на полу, парапете и даже на металлической лестнице.
Опьяненные горным воздухом, возвращаемся в Пекин, где уже с нетерпением ждут нашего приезда.
К северу от центра Пекина раскинулась потрясающая своей красотой и изяществом летняя резиденция императора — Ихэюань. Великолепные дворцы, пагоды, беседки, резные ворота выглядывают из-за густых шапок развесистых старых деревьев. Сад Добродетельной Гармонии, холм Долголетия, дворец Рассеянных Облаков… Указатели манят тебя, зачарованного, все выше и выше; ты уже вознесся над дворцами и можешь любоваться изогнутыми крышами сверху. Еще немного и восхищенному взору предстает окутанное дымкой, совсем как в сказке, озеро Куньмин, посреди которого возвышается остров, соединенный с берегом большим арочным мостом.
В саду многолюдно, громко переговариваются вездесущие передовики. Никакие красоты Ихэюаня не интересуют их так, как отец Дионисий в подряснике. “Врач”, ¾ поясняет своей спутнице мужчина средних лет. Мы спускаемся к пристани, и катер с драконами на носу и корме уносит нас на остров. Оттуда по мосту возвращаемся к стоянке такси. Пора ехать; сегодня в посольской общине большая радость — будет креститься ее самый маленький член.
Летняя резиденция императора — Ихэюань
Тихон — младший, четвертый брат в семье и самый маленький прихожанин. Думаю, что со временем он будет петь на клиросе — не могли же пройти даром многочисленные спевки, на которых Тишка присутствовал до своего появления на свет.
На первой седмице Великого Поста в посольство приезжал батюшка из Сочи. Было решено читать Великий покаянный канон Андрея Критского.
— Рожать на первой неделе не благословляю! Кто петь-то будет? — сказал батюшка Тишкиной маме, регенту здешнего хора. Но Тихон не внял благословению и все-таки появился на свет. Через несколько часов после его рождения мама-регент созвала весь небольшой хор в свою палату и на глазах у изумленных врачей провела спевку; канон был отслужен благополучно. Сию историю с восхищением поведал отцу Дионисию тот самый священник.
Тихона крестили. За столом сидят самые близкие — крестные и друзья. Все желают малышу помощи Божией, любви, хороших наставников, чтобы ему никогда не было одиноко. А мне подумалось, что то же самое можно пожелать и всей пекинской общине, которая не так давно зародилась и уже приняла боевое крещение — как же еще назовешь Страстную и Пасху. Дай Бог и ей помощи во всем, мудрого наставника и долгих лет жизни.
Озеро Кунминь украшает летнюю императорскую резиденцию
Запретный город
До отъезда оставались всего одни сутки. Я уже успела привыкнуть к напевной китайской речи, ко крикам тренирующихся по утрам солдат, к тому, что в каждой цветущей куще скрывается резная крыша. С трудом верилось, что завтра вечером все будет по-другому.
В последний раз отправляемся на прогулку, на этот раз — в зимний императорский дворец Гугун, или Запретный город. Не знаю, хватит ли часа, чтобы обойти его вокруг. Мощные десятиметровые стены окружены огромными водяными рвами — такую оборону едва ли дерзнешь нарушить. Хотя наши соотечественники дерзали — дважды в XVIII веке члены нашей духовной Миссии пробирались на спор в Запретный город, но были вежливо выдворены.
Выстаиваем небольшую очередь и проникаем вовнутрь. Гугун воплотил в себе все, казалось бы, несочетаемое — безграничную свободу и строгий порядок, каноничность форм и вольную фантазию, подавляющую помпезность и изящнейшую простоту. Храмы и дворцы Запретного города просто громадны, но и они кажутся игрушечными по сравнению с теми площадями, в которые заключены. Гугун воплотил в себе не только мастерство зодчих и архитекторов, но прежде всего все идеи, пронизывающие китайское сознание.
Дворцовый комплекс был сооружен в рекордно короткие сроки — всего за 14 лет. Потрясающая способность организовывать коллективный труд тысяч людей удивляет и сегодня всякого приезжающего в Китай.
В толпе туристов мы движемся через ворота Высшей Гармонии, ворота Небесной Чистоты, мимо дворца Небесного Спокойствия, зала Союза и Мира и попадаем в великолепный сад — такой мог принадлежать только властелину Поднебесной. Прозрачные пруды, изысканные павильоны для отдыха, растения неправильных форм, на вершине холма — беседка, из которой император любовался ночным светилом.
Сидя за фарфоровым столиком в чайном павильоне, отец Дионисий с иронией замечает, что не случись в Китае революции, вряд ли пришлось бы нам пить прекрасный чай в стенах Запретного города. Чай действительно прекрасен, его даже пить жалко — сидел бы, прислушиваясь к шелесту тростника, да любовался на разноцветные лепестки и листья, словно специально изогнутые по форме иероглифов.
Вечером — последний перед отъездом водосвятный молебен и прощание с людьми, уже ставшими совсем родными.
— Приезжайте скорее и обязательно вместе.
Каждый пытается сказать теплое слово. Хочется навсегда запечатлеть в душе эти добрые лица, Фанзу, шум города вперемешку с китайской речью, навязчивые крики соек, запах китайской кухни, тополиный пух, — все, что связалось, сплелось с этой весной, с этой самой необычной в моей жизни Пасхой. О ней еще непременно вспомнят впоследствии, вспомнят как о первой Пасхе после тяжелого сорокалетнего перерыва.
… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.
Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.
Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.