Что значит эмблема воз
Логотип и эмблема ВОЗ
Эмблема ВОЗ была выбрана на первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1948 г. Эмблема состоит из символа Организации Объединенных Наций, на фоне которого изображен посох, обвитый змеей.
Изображение обвитого змеей посоха издавна служит символом медицины и медицинской профессии. Этот символ основан на легенде об Асклепии, которого древние греки почитали богом врачевания и в обрядах поклонения которому использовались змеи. Согласно преданию, Асклепий достиг таких успехов в спасении человеческих жизней, что бог подземного мира Аид пожаловался на него верховному богу Зевсу, который испугался, что целитель может сделать людей бессмертными, и поразил его молнией.
Логотип ВОЗ состоит из эмблемы ВОЗ и слов «Всемирная организация здравоохранения» или «ВОЗ».
Охрана эмблемы и логотипа ВОЗ
Право на использование эмблемы и логотипа ВОЗ предоставлено только организациям, имеющим официальные отношения сотрудничества с ВОЗ, и только применительно к деятельности, которую они осуществляют для ВОЗ. Эмблема и логотип ВОЗ служат не только опознавательным знаком Организации, но и подразумевают одобрение ВОЗ материалов, на которых они используются.
Использование эмблемы и логотипа ВОЗ регулируется резолюцией первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюция WHA1.133), которая гласит, что «необходимо принять соответствующие меры по предотвращению использования эмблемы, официальной печати, а также названия Всемирной организации здравоохранения и его аббревиатуры, в частности, в коммерческих целях на товарных знаках или коммерческих этикетках, без разрешения Генерального директора». Правила ВОЗ, принятые 194 государствами-членами Организации, не допускают использования названия, эмблемы или логотипа ВОЗ для рекламы конкретных компаний, продукции и идеологий.
Впоследствии большинством государств-членов ВОЗ были приняты законодательные акты об охране эмблемы, логотипа и названия Организации. Кроме того, эмблема, логотип, название и аббревиатура ВОЗ охраняются на основании статьи 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в соответствии с которой их регистрация в качестве товарного знака не допускается.
Использование логотипа или эмблемы ВОЗ возможно только с письменного разрешения
Эмблема и логотип ВОЗ относятся к интеллектуальной собственности Организации – их использование подразумевает одобрение ВОЗ и возможно только с явного письменного разрешения.
Эмблема и логотип ВОЗ не могут использоваться в связи с публикациями, предназначенными для рекламы или продвижения товаров и услуг, в связи с названиями фирменной продукции или в сочетании с логотипами коммерческих предприятий.
Использование другими организациями на публикациях и веб-сайтах
Эмблема и логотип ВОЗ могут использоваться на публикациях (печатных, электронных, размещаемых на веб-сайтах) только с явного разрешения и только при условии участия ВОЗ в подготовке текста (или в работе, на которой основана публикация), а также соответствия текста публикации политике и приоритетам ВОЗ.
Использование сотрудничающими центрами ВОЗ
Название, эмблема и флаг ВОЗ могут использоваться учреждениями, определенными в качестве сотрудничающих центров ВОЗ, только при соблюдении определенных условий и в связи с деятельностью, осуществляемой ими для ВОЗ.
Более подробная информация размещена на веб-сайте Сотрудничающие центры ВОЗ.
Использование средствами массовой информации
Эмблема ВОЗ не может использоваться в качестве иллюстрации (например, в журнальной статье о ВОЗ), так как это может быть воспринято как одобрение соответствующего материала. Журналистам и другим авторам рекомендуется использовать иные иллюстрации для указания на деятельность ВОЗ (например, фотографии флага ВОЗ, здания ВОЗ или сотрудников ВОЗ при выполнении своей работы). Аналогичным образом обычно не допускается использование эмблемы ВОЗ веб-сайтами, не относящимися к ВОЗ, так как это может быть принято как одобрение ВОЗ этих сайтов.
Более подробная информация размещена на веб-сайте Центр СМИ.
Логотипы программ, партнерств и проектов ВОЗ
В дополнение к логотипу, служащему для обозначения ВОЗ в качестве организации, некоторые программы, партнерства и совместные проекты ВОЗ используют собственные логотипы для обозначения их деятельности. Данные логотипы могут использоваться только соответствующими программами, партнерствами и совместными проектами. Во многих случаях такие программы, партнерства и проекты создаются в рамках сотрудничества ВОЗ с другими организациями. Использование логотипа программы, партнерства или совместного проекта не означает одобрения или подтверждения соответствующей деятельности со стороны ВОЗ.
Логотипы кампаний ВОЗ в области здравоохранения
ВОЗ разрабатывает логотипы и рекламные материалы кампаний просвещения и информирования общественности по вопросам здоровья. Более подробная информация об использовании логотипов кампаний ВОЗ по охране здоровья размещена здесь.
Логотип ВОЗ не содержит зловещих символов
Сатанинские символы заметили пользователи соцсетей на логотипе Всемирной организации здравоохранения. Обвивающая посох змея на гербе организации напомнила некоторым обвитый змеями посох демона Бафомета, которому поклоняются последователи Церкви Сатаны. На самом деле связи между символами нет.
Логотип ВОЗ был утвержден еще в 1948 году, на первой Всемирной ассамблее здравоохранения. За основу решили взять символ ООН и дополнить его посохом, обвитым змеей.
Такой посох называется посохом Асклепия, или Эскулапа. Асклепий, согласно легенде, – сын Аполлона, воспитанный кентавром Хироном. Еще при жизни он овладел навыками врачевания и даже научился воскрешать людей, однако делал он это лишь за деньги. Такая меркантильность возмутила богов Олимпа, и Асклепия убили, но позже вернули к жизни, превратив его в бога.
Древнегреческие храмы Асклепия были своего рода больницами, куда приходили нуждающиеся в лечении люди. Жрецы храмов, асклепиады, выступали в роли лекарей. Одним из них был и Гиппократ, основоположник современной медицины как науки. Посох, обвитый змеей, является символом Асклепия, так как считалось, что именно с его помощью он мог воскрешать усопших. В XVIII веке такой посох стал использоваться в качестве символа медицины.
Также в качестве символа медицины иногда используется кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями. Легенда о его появлении связана с древнегреческим богом Аполлоном. Предание гласит, что бог Солнца подарил посох своему брату Гермесу в знак примирения. Тот, решив проверить свойства подарка, воткнул его в землю между двумя борющимися змеями. Они мгновенно прекратили сражение и обвили посох. Зрелище настолько впечатлило Гермеса, что он обездвижил змей и сделал их частью самого посоха. Кадуцей часто использовали алхимики, помещая этикетки с его изображением на склянки с различными веществами.
Символ, который сторонники теории заговора увидели на статуе Бафомета, напоминает кадуцей. Однако этот жезл изображает половой орган демона, а обвитые вокруг него черная и белая змеи — объединение мужской потенции с четырьмя алхимическими элементами и интеллектом. Изначально Бафомет не являлся самим дьяволом ни в одной из религий. Впервые это имя упоминается в июле 1098 года в письме крестоносца. При этом в тексте нет намеков на демоническую сущность обладателя имени: «На рассвете следующего дня они громко позвали Бафомета; и мы молились в наших сердцах Богу, затем мы атаковали и вытеснили всех их за городские стены», — сказано в письме.
Своим возрождением в современной культуре и внешним обликом Бафомет обязан Элифасу Леви. Оккультист изобразил демона на аркане Таро, соответствующем дьяволу во второй половине XIX века. Не исключено, что при создании облика демона Леви вдохновлялся уже существующими символами. Это подтверждается и тем, что на руках демона таролог написал своеобразный девиз алхимиков: SOLVE (РАСТВОРЯЙ) и COAGULA (СГУЩАЙ). Поскольку кадуцей, обвитый двумя змеями посох, также использовался алхимиками, Леви вполне мог позаимствовать для создания образа демона и его. Именно по образу Бафомета Леви и была создана знаменитая скульптура, которая сейчас используется в обрядах Церкви Сатаны.
Таким образом, несмотря на внешнее сходство символов, изображенных на статуе демона и эмблеме ВОЗ, они имеют различное происхождение и толкование.
Что значит эмблема воз
Эмблема ВОЗ была выбрана на первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1948 г. Эмблема представляет собой символ Объединенных Наций. На его фоне расположен жезл, который обвивает змея. Жезл со змеей долгое время был символом медицины и медицинской профессии.
Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. В этом случае две змеи обвивали жезл, на конце которого располагались крылья. Этот знак по сей день остается на вооружении в США, Англии и Франции. Посох Гермеса (Меркурия) назывался кадуцей. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме примером уравновешенного и добродетельного поведения. Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Жезл часто венчал ворон как один из символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс. Забавно, но сам он использовал в качестве символа медицины пентаграмму.
Символ медицины
Оригинал взят у uncle_doc в Символ медицины
Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.
Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды
Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.
«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей. Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь. На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».
Из абиссинской легенды
Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы – чаша – тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.
Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.
Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии – и вообще жен) Асклепия – Гигиеи и Панакеи.
Один из редких вариантов эмблемы – змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.
Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?
Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох – символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.
В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях – и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.
Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.
Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса – примерно из той же оперы.
Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).
Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе
Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака – олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.
Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства – больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.
«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»
Амвросий Медиоланский (III в.)
Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.
Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.
Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест – официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.
Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение – красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста – всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне – уже вполне себе легальный логотип.
Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ – красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК – красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.
Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест – христианам, полумесяц – мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.
P.S. На всеобъемлющий охват не претендую, не исключено, что что-то важное пропустил.
Сильно сокращенный вариант статьи вышел в журнале «Российские аптеки», 2013, №24
Медицинские интернет-конференции
Языки
Эмблема ВОЗ в аспекте медицинской эмблематики
Эмблема ВОЗ в аспекте медицинской эмблематики
Научный руководитель: к.м.н., доцент Субботина В.Г.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра терапии, гастроэнтерологии и пульмонологии
Первой эмблемой врачевания является символ змеи, который появился во II тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.
Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.
В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой ВОЗ при ООН. Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.
Эмблема ВОЗ является частью интеллектуальной собственности Организации и не может использоваться без специального письменного разрешения. Кроме того, что эмблема является опознавательным знаком ВОЗ, она также является ее официальной печатью. В этом качестве она означает одобрение ВОЗ материала, на котором она используется. Помимо эмблемы, которая представляет ВОЗ как организацию, некоторые программы и проекты ВОЗ имеют свои собственные логотипы, которые используются для идентификации их деятельности.
Символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль знамен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.