Что значит эмиссия облигаций
Что такое эмиссия ценных бумаг и зачем ее проводить
Причиной эмиссии может быть изменение уставного капитала, деноминация, индексация основных средств. Подробнее о сути эмиссии, порядке проведения читайте в статье.
Что такое эмиссия акций?
Эмиссией акций (облигаций и других активов) называют выпуск их в обращение в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ. После процедуры эмитент запускает акции в листинг на бирже (добавление в список финансовых инструментов) для начала торговли.
Эмитент вправе провести выпуск сразу на нескольких биржах: Швейцарской, Московской, Лондонской, Санкт-Петербургской, NASDAQ, NYSE и др. Единственным сдерживающим фактором от выпуска ценных бумаг сразу на всех фондовых биржах является необходимость вступительного взноса и ежегодная абонентская плата. Поэтому даже такие крупные компании, как Сбербанк, «Газпром» или «Лукойл» размещают активы на нескольких, но не на всех площадках. Иначе высокая плата за услуги фондовых рынков сведет на нет прибыль, которую планируется получить с продажи ЦБ.
Цель проведения эмиссии акций
Чем регулируется процедура проведения эмиссии акций?
В России процедура эмиссии регламентируется законодательством. Стандарты представляют собой документы, описывающие все этапы и правила их проведения. Сроки эмиссии зависят от разных факторов:
Срок регистрации акций в РФ:
Согласно законодательству РФ, от момента принятия решения до регистрации ЦБ должно пройти не больше:
Типы эмиссий
Процедура эмиссии
Стандартная процедура состоит из нескольких этапов:
При нарушении последовательности этапов контролирующие органы процедуру могут признать недобросовестной, а в эмиссии откажут.
Принятие решения об эмиссии
Решение о выпуске ценных бумаг принимает совет директоров или исполнительный орган компании (собрание акционеров), результат документируется. В документ включают сведения:
Составление проспекта ценных бумаг
Документ составляется по стандартной форме. В проект включаются сведения о финансовом состоянии эмитента, прошлых выпусках, если таковые были. Проспект в обязательном порядке составляется, если планируется реализовать активы более чем 500 желающим.
Справка: проспект представляет собой аналог паспорта эмитента. Содержит сведения о компании, готовящихся к выпуску ценных бумагах. Необходим регистраторам и инвесторам для максимально полного представления об эмитенте.
Проспект включает сведения:
Государственная регистрация
Эмиссия любых активов должна сопровождаться государственной регистрацией. Утверждается решение и проспект. По закону срок регистрации с момента принятия решения длится 1–3 месяца. Причины отказа в регистрации:
Регистрация проводится Банком России.
Раскрытие информации
После госрегистрации эмитент размещает информацию из проспекта в открытых источниках, чтобы инвесторы ознакомились с планируемым мероприятием. Отсутствие информирования и утаивание информации чревато расследованием со стороны регулятора, снижением доверия потенциальных инвесторов вплоть до падения котировок на фондовом рынке. Информация раскрывается персональным уведомлением акционеров, публикацией в СМИ, на официальном сайте эмитента.
Размещение ценных бумаг
Публичное
Активы после размещения может купить любой желающий. Публичное размещение классифицируется с применением английских терминов:
При публичной (открытой) продаже эмитент обязан зарегистрировать проспект, раскрыть информацию. Применяется, когда объем выпуска ЦБ свыше 50 тыс. МРОТ, а число инвесторов более 500 физических и юридических лиц.
Закрытое
При таком варианте размещения бумаги доступны лишь узкому кругу лиц. Еще одно название – Private placement, такое размещение сопровождается регистрацией, но не требует публичного анонса, подготовки проспекта и раскрытия информации. Применяется, если объем выпуска до 50 тыс. МРОТ, а количество акционеров до 500.
Распределение
Бумаги выпускаются для определенного круга лиц. Вторичный выпуск с распределением акций эмитент проводит за собственный счет компании или акционеров. Деньги могут быть:
Конвертация
В этом случае ценные бумаги не подлежат продаже, только обмену (конвертации). Метод подходит и для акций, и для облигаций. Под конвертацией подразумевают замену одного типа либо категории ценных бумаг другим. Варианты:
Конвертация предполагает, что источником средств становятся акции прошлых выпусков. Во время процедуры они конвертируются в облигации либо в акции нового выпуска.
Эмиссия является важным процессом для компаний, нуждающихся в привлечении крупных сумм. Инвесторам процедура дает возможность узнать максимум точных сведений об эмитенте. Достоверная и прозрачная информация из открытых источников позволяет принять обдуманное решение до момента инвестирования средств в те или иные ценные бумаги.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Выпуск облигаций
Ценное финансирование. Для чего компаниям выпуск облигаций
Привлечение инвестиций в компанию — трудоемкий и не очень предсказуемый процесс. Даже успешно функционирующая организация не всегда может найти средства на развитие, ведь на интерес инвесторов оказывают влияние далеко не только показатели фирмы, но и общая экономическая ситуация, и состояние сферы, в которой работает компания, в частности.
Многие компании, которые обладают внушительными капиталами, но требуют таких же значительных средств на развитие, приходят к такому способу финансирования, как корпоративные облигационные займы. Ими пользуются и банки, и крупные торговые сети, и операторы связи, поскольку по сравнению с другими видами привлечения инвестиций у облигаций есть ряд преимуществ.
Самое главное — при помощи выпуска облигаций можно привлечь большой объем средств (оператор связи МТС, например, в 2009 году выпустил подобного рода ценные бумаги на 15 млрд. руб.).
Если сравнивать с другими способами финансирования, облигационные займы имеют более выгодные процентные ставки.
Выпуск облигаций означает для компании выход на более высокий уровень и повышает ее инвестиционную привлекательность. Только компании с высоким кредитом доверия могут позволить себе этот инструмент финансирования.
Облигации — это ценные бумаги, которые удостоверяют заем между заемщиком и кредитором, то есть между компанией, выпустившей облигацию, и инвестором. Эмитент обязан выплачивать держателю облигации определенный доход в виде процента от номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Кроме того, по окончании оговоренного срока корпорация должна вернуть сумму, которую инвестор в нее вложил (номинал облигации). Таким образом, облигация — это, по сути, бумага, удостоверяющая получение кредита от определенного лица и подтверждающая обязательства компании.
Надо понимать, что получение облигационного займа требует от компании и определенных затрат, причем немалых. Перед размещением облигаций обязательно проведение всевозможных маркетинговых и пиар-акций, пресс-конференций, презентаций, встреч с инвесторами. Только повышенная медиаактивность способна привлечь внимание людей, обладающих капиталами, и только она способна создать нужный фон для столь значимого для компании шага.
Подготовка к выпуску облигаций — достаточно долгий и трудоемкий процесс. В организационном плане необходимо сделать множество вещей:
Перед размещением происходит государственная регистрация выпуска и проспекта ценных бумаг. После размещения необходима государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций. Облигации отличаются по срокам выпуска, статусу заемщика, целям и способам погашения. Период от подготовки облигационного займа до вывода ценных бумаг на вторичный рынок составляет примерно три месяца.
Кроме выпуска рублевых облигаций можно прибегнуть к таким способам финансирования, как еврооблигации или кредитные ноты (credit linked notes, CLN). Еврооблигации — отличное средство для привлечения зарубежного заемного капитала, однако они доступны далеко не всем компаниям. Еврооблигации требуют от заемщика получения международного кредитного рейтинга, а также предполагают почти полное раскрытие информации. CLN такие условия не ставит и является, по сути, неким средним между рублевыми и еврооблигациями.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как происходит эмиссия облигаций и кто может являться эмитентом?
В отличие от акций, эти долговые ценные бумаги делают человека, который их купил, кредитором, а не совладельцем компании, что уменьшает его риски. В данной статье мы разберем такой термин как эмиссия ценных бумаг, проясним некоторые моменты и узнаем как облигации появляются на свет и зачем.
Что это такое?
Облигации эмитируются исключительно юридическими лицами (коммерческими компаниями, акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.), государством, регионами и муниципальными властями на уровне местного самоуправления городских населённых пунктов или районов, поэтому облигаций от физических лиц быть не может.
Вышеуказанные субъекты и структуры государственной и муниципальной исполнительной власти, «печатающие» облигации, называются эмитентами облигаций.
Как выпускаются?
Чтобы выпустить облигации, и их появление было бы официальным и законным, эмитенты должны пройти последовательную процедуру:
Проспект эмиссии
В документе должно быть описание бизнеса компании и его особенностей, бизнес-план, данные о доходах и прибыли, информация о руководителях и акционерах, факторы риска и так далее.
Подробнее про процедуру эмиссии ценных бумаг можно посмотреть в следующей короткой лекции:
Условия
Кроме того, должны быть соблюдены определённые условия, а именно: номинальная стоимость выпущенных долговых ценных бумаг не должна быть больше суммы уставного капитала организации-эмитента (тех денег и имущества, которые числятся на организации после ее регистрации). Также предприятие, либо иная структура, продуцирующая облигации, должна иметь достаточное финансовое обеспечение для их погашения (на момент выпуска).
Таким образом, можно закрепить гарантии защиты прав вкладчиков.
СПРАВКА. Выпуск облигаций может осуществляться путем закрытой и открытой подписки.
Открытая подписка предполагает возможность приобретения ценных бумаг неограниченным кругом лиц у публичных эмитентов, например, открытых акционерных обществ. При закрытой подписке, продажа облигаций производится определённому ограниченному кругу лиц, указанных в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг. Закрытые подписки могут производить любые организации.
Эмитенты и их цели
В общем случае, целью эмиссии облигаций для эмитента является заём дополнительных денежных средств без риска вмешательства инвесторов во внутренние дела компании.
Эмиссия облигаций разными эмитентами осуществляется, исходя из конкретных целей, которые они преследуют. Получить денежные ресурсы в долг, официально установив взаимоотношения между инвесторами и заёмщиками, с помощью облигаций могут:
Естественно, мы указали только некоторые примеры целей выпуска долговых ценных бумаг, на практике данные направления очень разноплановы.
Например, в этом видео, рассказывают как провести эмиссию ценных бумаг и чем это полезно для бизнеса или стартапа:
Эмитентом ОФЗ выступает Министерство финансов Российской Федерации, а данные облигации являются частью государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Первая эмиссия ОФЗ в истории была в 1995 году, купон тогда был переменным и зависел от средней взвешенной доходности ГКО за определенное количество торговых сессий, выплаты производились раз в полгода. Но в 1998 году случился кризис и на смену пришли сначала ОФЗ-ПД, в которых купонный доход был постоянным на весь срок обращения и известен заранее. Годом позже появились ОФЗ-ФД (фиксированный доход), их выдавали владельцам старых докризисных облигаций ГКО и ОФЗ-ПК.
С 2015 года выпускаются ОФЗ с индексируемым номиналом. Купон у таких облигаций фиксированный, но доход за каждый период получается разный, так как пересчитывается номинальная стоимость самой бумаги, от которой он считается. Которая, в свою очередь, определяется в зависимости от индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ. Пересчет происходит ежемесячно.
Читайте подробнее про ОФЗ и их виды в нашей отдельной статье.
Покупка через банки
Первый выпуск облигаций ОФЗ-Н (так называемых «народных облигаций») произошёл в апреле 2017 года на общую сумму 20 млрд рублей с датой окончания размещения облигаций 25 октября того же года. Последующие эмиссии облигаций федеральных займов происходят отдельными выпусками, а их объем зависит от общего объема ценных государственных бумаг, который устанавливает правительство на соответствующий год.
Общий объем выпуска облигаций — 15 млрд рублей при номинальной стоимости одной единицы 1 тысяча рублей.
Возможно, вам будет интересно, почитать про все виды облигаций.
Эмиссия данных облигаций имеет одну отличительную особенность – номинальная стоимость уже выпущенных ценных бумаг, постоянно пересматривается и изменяется с учётом инфляции (поскольку бумаги хранятся централизованно; данные постоянно отображаются на сайте Минфина, так что каждый вкладчик имеет возможность контролировать происходящие изменения). Таким образом, когда придёт время погашения облигаций ОФЗ, их держатель получит номинальную стоимость облигации и причитающийся купон, с поправкой на разницу в ценах, произошедшую за время хранения облигации.
Подведём итоги
Как видим, эмиссия облигаций даёт возможность эмитентам решить существующие финансовые проблемы на уровне отдельных фирм, муниципалитета и даже государства. Для вкладчиков же – это возможность заработать, сохраняя свои активы. А вложение в ОФЗ, даёт дополнительную возможность обойти инфляционные процессы и получить максимальный доход. При этом, вкладчики могут спокойно сидеть в онлайне в режиме «ухо востро», изучая судьбы своих инвестиций.
Статьи написана силами редакции сайта и проверена профессионалом в области или частным инвестором.
Шпаргалка для инвестора: облигации
Рассказываем, что такое облигации и как они работают.
Облигация — это долговая ценная бумага, которая в основном выпускается на ограниченный срок.
В сделке присутствуют две стороны:
Эмитент — структура, выпустившая эти ценные бумаги для привлечения дополнительного капитала. Эмитент обязан возвратить держателю облигации занятую у него сумму и выплатить определенный процент (купон), если это предусмотрено проспектом эмиссии.
Инвестор — покупая облигации эмитента, по сути предоставляет собственные средства во временное пользование и получает за это доход.
Инвестор выбирает комфортный для его инвестиционных целей срок обращения облигаций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Конкретные условия, а именно номинальная стоимость бумаги, периодичность процентных перечислений (купон) и сроки, определяются во время эмиссии.
Для совершения операций с облигациями можно открыть брокерский счет и совершить сделку.
По типу получения дохода облигации бывают процентные и дисконтные.
Наиболее распространенный тип облигаций, обращающихся на российских биржах, процентные облигации — эмитент выплачивает периодический процент (купон) в течение срока обращения облигации. Купоны могут выплачиваются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно в зависимости от условий бумаги.
Процентные облигации могут быть:
• С фиксированным купоном — определенный процент от номинальной стоимости выплачивается через установленные заранее промежутки времени. Процентная ставка по облигации известна с момента выпуска и, как правило, одинакова на весь срок обращения бумаги. Для такой бумаги можно составить график купонных выплат с точными суммами и однозначно рассчитать доходность к погашению.
• С переменным купоном — купон фиксируется до даты оферты, после которой процентная ставка меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. До оферты новая процентная ставка неизвестна. Такой механизм позволяет эмитенту снизить процентный риск, особенно если выпуск размещается в период высоких процентных ставок с перспективой их понижения. А у инвестора появляется возможность досрочно погасить эти облигации по оферте. В промежутках между офертами такие бумаги ничем не отличаются от облигаций с фиксированным купоном с той лишь разницей, что доходность корректно считать не к дате погашения, а к дате ближайшей оферты.
• С плавающим купоном — процентная ставка привязана к изменению какого-либо индикативного финансового инструмента. Например, к ключевой ставке Банка России, индексу потребительских цен, ставке RUONIA, курсу доллара и др. Как правило, рассчитать размер купона по таким бумагам можно не дальше, чем на один купонный период. Формула расчета публикуется эмитентом и доступна всем инвесторам. Недостаток — будущую доходность можно лишь прогнозировать. Преимущество — позволяет застраховаться, например, от внезапного изменения рыночных процентных ставок.
Дисконтные (бескупонные) облигации — выплата купона не предусмотрена. Изначально размещаются ниже номинальной стоимости. Доход инвестора составляет разница между ценой покупки бумаги и ценой погашения/продажи.
• Погашение номинала полностью в конце срока. По умолчанию сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения облигации. Такой тип погашения является самым распространенным среди бумаг на Московской бирже.
• Облигации с индексируемым номиналом. Иногда для облигации плавающим является не купон, а номинальная стоимость бумаги. Такой вид ОФЗ имеет преимущества в моменты высокой инфляции или как страховка от будущего ускорения роста цен.
• Облигации с амортизируемым долгом. Для большинства облигаций, обращающихся на Московской бирже, сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения. Однако эмитенту может быть неудобна такая форма заимствований, при которой к дате погашения придется аккумулировать крупную сумму денег для погашения выпуска. Тогда он выпускает облигацию с амортизируемым долгом, номинал которой погашается частями вместе с купонными выплатами. Эмитенту это позволяет распределить выплату долга равномерно на весь период обращения. Часто такие бумаги встречаются среди муниципальных облигаций. Инвестору такой тип погашения менее выгоден: после получения части номинала следующие купоны начисляются на остаток стоимости бумаги, за счет чего суммарный доход получается меньше. Однако этот тип облигаций может быть удобен в периоды низких процентных ставок, когда ожидается их повышение. Тогда возвращенную часть номинала можно будет реинвестировать под более высокий процент.
Цены облигаций могут изменяться в зависимости от макроэкономической ситуации и событий, влияющих на деятельность компании-эмитента. Инвестору следует помнить о возможных рисках при инвестировании:
Риск дефолта. Фиксируется в случае, когда эмитент не в состоянии выполнить финансовые обязательства по ценным бумагам и объявляет себя банкротом. В этом случае инвестор может потерять вложенные деньги: в отличие от депозитов они не защищены системой страхования вкладов.
Облигации не идентичны по уровню кредитного риска в зависимости от типа эмитента. На рынке обращаются государственные, субфедеральные, муниципальные, корпоративные облигации.
• Государственные облигации — эмитентом выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Самые распространенные бумаги этой категории — это облигации федерального займа (ОФЗ): обычно обладают относительно высокой ликвидностью, широким выбором сроков инвестирования, низкой вероятностью дефолта эмитента. Из недостатков можно отметить невысокую доходность, которая является компенсацией за низкий кредитный риск.
• Корпоративные облигации — это долговые бумаги отдельных компаний. Их отличает большая, чем по ОФЗ, доходность. Часто купон по ним является переменным.
• Субфедеральные и муниципальные облигации. Эмитент — субъекты РФ (субфедеральные) и муниципальные образования (муниципальные). Рынок этих облигаций небольшой, что сказывается и на ликвидности. При этом доходность у бумаг немного выше за счет более низкой надежности. Покупать облигации регионов из-за более высокой доходности и считать их при этом равными по надежности государственным некорректно.
Инфляционный риск. Прибыль по ценным бумагам и фактический доход стоит корректировать на размер инфляции. При неблагоприятной экономической ситуации существует риск получения отрицательной реальной доходности, когда получаемый процент не покрывает инфляцию. Долгосрочные инвестиции больше подвержены инфляции, нежели краткосрочные.
Процентный риск. Наблюдается при росте среднерыночной ставки по облигациям со схожими условиями. Облигации с процентом ниже рыночного снижают доход инвестора. На этот вид риска, как правило, влияет ключевая ставка ЦБ РФ. Чем длиннее облигация по сроку, тем больше ее цена зависит от изменения процентных ставок.
Риск реинвестирования. Предполагает реинвестирование полученных доходов (купонов) по сниженной процентной ставке по сравнению с приобретенной. Этот риск проявляется при падении процентных ставок на протяжении длительного периода.
Валютный риск. Инвестирование может проходить как в российском рубле, так и в евро или долларах. Вложение в иностранные активы сильно зависит от колебаний курса валют.
По законодательству все расчеты на территории РФ осуществляются в рублях. Подавляющее большинство облигаций, обращающихся на внутреннем рынке и доступных для частного инвестора, номинированы в национальной валюте. Торги проходят главным образом на Московской бирже.
Облигации, номинированные в иностранной валюте (в основном в евро и долларах США), называются еврооблигациями. Основные объемы торгов еврооблигаций проходят на внебиржевом рынке, некоторые бумаги доступны и на Московской бирже.
Кредитный риск. Важным показателем при анализе облигаций является кредитный рейтинг. Снижение платежеспособности эмитента отражается на его репутации на рынке ценных бумаг и цене облигации.
Кредитный рейтинг — это оценка эмитента на основе комплексного анализа компании, учитывающего финансовое состояние, качество корпоративного управления и уровень бизнес-рисков. Агентство формирует мнение о кредитоспособности компании в целом или относительно ее конкретных обязательств. По сути, присваивая рейтинг, оценивается способность эмитента облигаций выполнять взятые на себя финансовые обязательства по этим облигациям, то есть погасить их вовремя и выплатить по ним доход.
Разные выпуски облигаций могут иметь разный рейтинг, даже у одной и той же компании. А отсутствие кредитного рейтинга выпуска означает отсутствие мнения кредитного рейтингового агентства о кредитном риске данного выпуска облигаций.
Рейтинговая шкала — это система рейтинговых категорий, отражающая мнение Агентства о вероятности дефолта. Выражаются в буквах и символах, от самого высокого уровня надежности (например ААА) до самого низкого (ССС). Единой общемировой или даже общероссийской системы рейтингов не существует. Однако кредитные рейтинги разных агентств, особенно высокие, обычно сопоставимы друг с другом.
Вместе с рейтингом агентства публикуют прогноз по нему: например, «стабильный», «позитивный» или «негативный». Он показывает, ожидают ли аналитики, что финансовое положение организации в ближайший год изменится и в какую сторону.
Агентство пересматривает рейтинг той или иной компании на регулярной основе.
Ликвидность — это способность актива быстро и без потерь в стоимости быть купленным или проданным по рыночной цене. При выборе облигации инвестору стоит обращать внимание на показатель ликвидности.
Риск ликвидности заключается в вероятности не продать облигации раньше окончания срока действия по справедливой цене. Особенно, если инвестор принимает решение срочно продать принадлежащие ему облигации — покупателя может просто не найтись. Этот риск возможен при низкой известности эмитента и небольшом количестве сделок с его долговыми ценными бумагами.
Облигации можно подразделить на:
— Высоколиквидные облигации — это облигации, которые можно продать без снижения их цены;
— Низколиквидные и неликвидные — маловероятно продать за короткий промежуток времени, не снизив их стоимость.
На что еще стоит обращать внимание при оценке ликвидности
• Среднедневной оборот торгов — чем больше сделок по облигации проходит в течение дня, тем больший объем бумаг может реализовать инвестор в короткие сроки.
• Оборот, включающий в себя только крупные сделки — согласно некоторым теориям, оборот отдельно по категориям сделок может оказаться более показательным для оценки ликвидности, чем значение совокупного оборота.
• Количество дней без сделок — чем больше число таких дней, тем менее ликвидна облигация
• Объем выпуска — чем больше бумаг находится в обращении, тем больше вероятность реализовать необходимый объем через торги на бирже.
• Кредитный риск — зачастую более рискованные облигации высокодоходными в большей степени подвержены спекуляциям, соответственно, активность торгов по ним выше и выше ликвидность.
• Волатильность — повышенная волатильность также может позитивно повлиять на оборот торгов и ликвидность облигации.
• Публичность эмитента — чем больше компания раскрывает информации о своей деятельности, тем более привлекательными являются ее ценные бумаги.
• Встроенные в облигацию опции — такие особенности, как конвертируемость, наличие оферт put/call и другие опции также могут повлиять на ликвидность облигации.
Налогообложение операций с ценными бумагами регламентируется статьей 214.1 части 2 Налогового Кодекса РФ. Ставка налога на доходы физических лиц резидентов РФ составляет 13%.
C 2021 г. купоны по всем облигациям без исключения, включая ОФЗ, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и величины купонной ставки входят в налоговую базу и облагаются налогом по ставке 13% (15% при превышении совокупного дохода 5 млн руб.). Налоговым агентом выступает брокер.
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.