Что значит эпатировать окружающих
Значение слова «эпатировать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭПАТИ’РОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов., кого-что [фр. épater] (книжн.). Удивить (удивлять), поразить (поражать), поставить (ставить) в тупик каким-н. необычным, неприятным, имеющим характер общественного скандала, поведением. Э. буржуа.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эпати́ровать
1. намеренно поражать (поразить), ошеломлять (ошеломить) необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых правил и обычаев ◆ Наоборот, казалось, он получает удовольствие, эпатируя своим видом высший свет Америки. Олег Гриневский, «Тысяча и один день Никиты Сергеевича», 1997 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Скажем, он эпатировал знакомых, утверждая, что может часами слушать песенки Аллы Пугачевой. Николай Климонтович, «Далее — везде», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова иррегулярный (прилагательное):
Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.
Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.
Суть эпатажа как явления
Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.
Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.
При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.
Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.
Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.
Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:
А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:
В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».
Сегодня эпатажность – это:
И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Что значит «эпатажный человек»
Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.
Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.
Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:
Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).
Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.
Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:
Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.
Вместо заключения
Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!
Эпатаж – это… Разбор значения слова и примеры эпатажного поведения
Определение
Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.
Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.
Признаки человеческой эпатажности
Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать составляющие идеального эпатажа:
В каждую эпоху существовало собственное представление о том, что значит эпатажный. Сто-двести лет назад для шокирования общественности требовалось произвести на свет оригинальное произведение искусства. Со временем некоторые из таких «выходок» признавались классикой (как случилось с Маяковским). Сегодня же выделиться проще простого: достаточно вызывающе одеться и сходить к дорогому парикмахеру.
Роль в искусстве
Изначально понятие эпатажа зародилось в художественной среде, но если говорить о причинах его появления в современном искусстве, то исследователи затрудняются объяснить этот факт. Но все же наиболее популярен эпатаж стал во времена широкого развития модернизма. А вообще, среди искусствоведов принято считать, что классическим проявлениям различных областей искусства эпатаж не свойственен. Однако, по мнению других, это направление зародилось еще в античные времена. Так что теперь нам известен смысл такого направления, как эпатаж, значение слова и его происхождение.
Некоторые деятели искусства считают, что эпатаж стал неотъемлемой частью современного искусства, поскольку главная его цель — это поразить, взбудоражить зрителей. И в таком случае его ценность прямо пропорциональна силе реакции. Проще говоря, если эпатажная выходка, картина, инсталляция или нечто иное вызвало бурную реакцию (в идеале – скандал), то автор достиг своей цели.
По другому мнению, эпатаж – это отражение психологического состояния творца. Некое проявление девиантного поведения в силу потери самоопределения, и одновременно поиск новой формы идентификации. В таком случае считается, что эпатажные выходки и творчество — это способ использования нестандартного поведения специально для творчества, поиска новых направлений и самовыражения.
Наиболее ярко эпатаж стал проявляться во времена расцвета модернизма, чей смысл заключался в отрицании множества устоявшихся канонов и традиций.
С тем, что это такое, мы разобрались, теперь же рассмотрим несколько примеров этого явления.
Примеры эпатажных личностей
Если пошла речь об умении эпатировать публику, то у перечисленных ниже персонажей стоит этому поучиться:
Примеры
Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.
Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.
Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.
Эпатажный – это оскорбление?
Для тех людей, которые считают слово «абзац» матерным, понятие эпатажности будет явно за пределами терпимости. Да и не только для них: благопристойные и воспитанные зануды, кичащиеся своей добропорядочностью, воспримут все выходящее за рамки в штыки.
Но так было до недавнего времени. Гоп-районы потихоньку сужаются, да и зажатость и скромность перестают быть положительными чертами.
Сегодня, когда контркультура становится просто культурой, человек без ирокеза на голове или хотя бы без татуировки будет рассматриваться как отщепенец. Правило современных городских джунглей: главное – выделиться
. Причем выделиться любой ценой. Если удалось заставить прохожих свернуть шею, значит все в порядке. Удалось шокировать «серую массу» – пришел успех.
Способов достижения такого эффекта может быть множество. Применив любой из них, можно быть уверенным: условные мистер и миссис Смит будут доведены до крайней степени замешательства.
Если вас назвал эпатажным гопник, сидящий на лавочке в костюме с тремя полосками, то будьте уверены – это оскорбление. В остальных случаях – зависит от контекста, от обстоятельств.
Грудь как инструмент самопиара
Организаторы фестиваля активно борются за его эстетичность и статусность, запрещая, например, актрисам появляться на красной дорожке без каблуков, поэтому страсть некоторых женщин к обнажению не вызывает восторгов у консерваторов. Разную реакцию вызвал инцидент, произошедший в 2015 году с француженкой Софи Марсо. Шелковая бретелька ее платья соскользнула с плеча и явила сотням папарацци обнаженную грудь актрисы. Сама Марсо божилась, что это – не более, чем случайность, однако многие журналисты упрекнули ее в очевидном самопиаре.
Много тела, мало одежды
А вот Саше Барону Коэну, популярному британскому комику, даже не пришлось полностью раздеваться для того, чтобы привлечь к себе внимание и спровоцировать скандал. Коэн всего лишь остался в образе, созданном для комедийного мокьюментари «Борат» и появился на Каннском пляже в ярко-желтом монокини (купальник с глубоким вырезом), едва ли оставляющем пространство для фантазии.
Фотографов не обижают
Знаменитости привыкли жаловаться на вездесущих фотографов, однако, все же стоит признать, что определенная доля популярности актеров все же зависит от них. А у папарацци, между прочим, тоже есть чувства. Лишним доказательством тому является случай, произошедший на Каннском фестивале в 1983 году. Юная актриса Изабель Аджани только начинала восхождение на кинематографический Олимп и приехала в Канны презентовать ленту «Убийственное лето». Традиционный фотоколл Изабель проигнорировала, чем вызвала обиду фоторепортеров. Свое «фу» они высказали во время вечернего выхода Аджани на красную дорожку. Актриса увидела, что ее никто не снимает, ведь фотографы демонстративно сложили камеры и отвернулись от нее.
Обязательно к просмотру: топ-5 фильмов Каннского кинофестиваля 2018
Охранники VS Маттье Кассовиц
Получил свою порцию неприязни и французский режиссер Маттье Кассовиц. Оказывается, перед фестивалем конкурсные картины отсматривают не только члены жюри. По крайней мере ленту Кассовица «Ненависть», позже получившую статус «культовой», посмотрели и охранники мероприятия. То, в каком свете полиция была представлена в фильме, показалось им несправедливым. Потому пришедшего на фестиваль Маттье встречали рассерженные спины в черных пиджаках.
Звание худшего
Винсент Галло и Хлое Севинье
Вид из-под юбки – лучше?
Отметился в списке скандалистов фестиваля и наш соотечественник Виталий Седюк. Работавший в то время на канале «1+1» журналист выбежал на красную дорожку и попытался забраться под юбку актрисе Америке Феррере, которая в тот момент как раз фотографировалась с коллегами по мультфильму «Как приручить дракона 2». После выходки Седюка вывела охрана и передала в руки французской полиции, а дома шутника ждало увольнение с канала. Напомним, ранее Виталий не единожды попадал в скандальные хроники: он поцеловал в щеку Уилла Смита, выбежал на сцену вручения Grammy, чтобы получить награду вместо Адель, пробежался по сцене с оголенными ягодицами во время выступления Джамалы на прошлогоднем Евровидении, а также продефилировал по подиуму Нью-Йоркской недели моды.
Каннский фестиваль выдался богатым на скандалы и казусы, потому нам остается лишь ждать, что преподнесет нам следующий киногод и какие еще сюрпризы приготовит для нас фестиваль на Лазурном берегу.
Термин
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку »). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Юношество и начало карьеры
Родился в 90-м году в Никольске (Пензенская область). В юношестве любил играть в футбол на улице, а дома предпочитал компьютерные игры: образ жизни совпадал с ритмом многих сверстников. Увлекался музыкой, играл на бас-гитаре. В будущем именно эти увлечения определили контент его каналов и сделали его популярным.
После окончания школы переехал в Санкт-Петербург и поступил в университет, но через некоторое время понял, что учиться на программиста ему неинтересно и бросил университет. Но позже взяля за ум, заочно окончив с отличием Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Работал промоутером, официантом, сотрудником call-центра, курьером.
Первая «цифровая» активность, которая прославила Юрия – это переводы зарубежных популярных стэндапов, музыкальные ролики и скетчи. «Музыкальный» ник Хованского в то время – «Тот парень с гитарой». Именно под таким псевдонимом многие впервые узнали Юрия. Параллельно он вел рубрики и подкасты на проектах «Maddyson FM» и «Спасибо, Ева!».
Совет психологаПочему людям нравится
эпатировать?
Раз в неделю задаем специалисту животрепещущий вопрос
У ВСЕХ НАС НАКОПИЛАСЬ МАССА ВОПРОСОВ К СЕБЕ И МИРУ, с которыми вроде бы некогда или не стоит идти к психологу. Но убедительные ответы не рождаются ни при разговоре с собой, ни с друзьями, ни с родителями. Мы завели новую регулярную рубрику, где профессиональный психотерапевт Ольга Милорадова будет отвечать на насущные вопросы. Кстати, если они у вас есть, присылайте на ask@wonderzine.com.
Почему людям нравиться эпатировать и как отличить естественную оригинальность
от наигранности?
Прошедший в выходные финал «Евровидения» и победа Кончиты Вурст снова подняли важный вопрос: где проходит грань между спекуляцией на оригинальности и свободой выражения своего внутреннего мира? Как относиться к людям-котам, бородатым женщинам, неформалам и любителям шокирующих заявлений, и есть ли у них вообще что-то общее?
Ольга Милорадова
психотерапевт
Если не говорить о таких преходящих явлениях, как пубертат и подростковый протест, а также крайностях в виде психической болезни и ее проявлений, то постоянное стремление к эпатажу чаще всего связано с личностными характеристиками человека. Существует множество разнообразных классификаций типов личностей, придуманных разными авторами, но так или иначе каждый из них описывал индивидов, стремящихся быть в центре внимания, у всех на виду. Чаще всего такой тип личности называется демонстративным, гистрионным или попросту истероидным. Согласно психодинамической концепции, такая личность формируется у ребенка, выросшего в семье холодных и властных родителей, незнакомого с бескорыстной любовью. Так как и без того недолюбленный ребенок, помимо всего прочего, боялся, что его и вовсе отвергнут, он был вынужден придумывать кризисы, драматизировать ситуацию, устраивать своего рода представления. Поскольку такой человек не знает, как любить и быть любимым, то он попросту продолжает пытаться разыгрывать яркий и красочный спектакль, чтобы не потеряться, привлекать к себе поклонников и обожателей.
До недавнего времени поощрялось,
чтоб женщина была незрелой и зависимой
Существует и более социальное объяснение формирования подобного характера и поведения. Изначально слово «истерический« происходит от латинского «гистер» — матка. Во времена Фрейда, например, в принципе считалось, что подобным радикалом могут обладать только те, у кого есть данный орган, — соответственно, женщины. Хотя данную взаимосвязь непосредственно с органом в итоге отвергли, но в целом подобные личностные особенности продолжали приписывать преимущественно женщинам. Социокультурные теоретики предполагают-таки, что дело не в женском поле как таковом, а в нормах и ожиданиях общества. До недавнего времени поощрялось, чтоб женщина была незрелой и зависимой, непоследовательной и взбалмошной, то есть по сути черты такой личности — это гипертрофированные феминные черты. При этом даже если поведение таких людей может выглядеть весьма наигранным и вычурным, в силу чрезмерно бурных, порой не соответствующих происходящему реакций, оно не является фальшивым, как бы оно иногда ни раздражало.
Чтобы не сложилось ложного мнения, что подобные черты несут в себе один негатив, хотелось бы сказать в оправдание, что они являются просто незаменимыми в актерской карьере, да и во всякой деятельности, связанной с публичными выступлениями, что, кстати, как все убедились, неплохо удалось и бородатой женщине. Но я надеюсь, что вы все понимаете, что эпатаж эпатажем, стремление блистать на сцене — это всего лишь одна грань личности, а вопросы гендера гораздо сложнее и не каждый готов вписаться в сугубо феминную или маскулинную канву, пусть даже сменив одно на другое. Есть еще много оттенков посередине.