Что значит этнический мусульманин
«Этнические» и «соблюдающие»
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические и соблюдающие мусульмане». К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т. д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина. Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, которые называют себя мусульманами, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно должны и бояться Его гнева.
Как говорил один из самых достойных проповедников современости Гитиномагомед Абдулгафуров (рахимахуЛлагь), в наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы променяем блага в вечной жизни на временные блага мира этого?
Если спросить у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаха лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая, что у тебя «доброе сердце»?
Что же мы можем сделать для таких мусульман? На мой взгляд, лишь просить Всевышнего за нас всех и мягко наставлять добрым словом.
Пусть Аллах не сделает нас из числа лишённых Его милости и даст силы соблюдать все предписания нашей религии. Амин.
Что значит этнический мусульманин
«Этнические» и «соблюдающие»
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические и соблюдающие мусульмане».
К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т. д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина.
Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, которые называют себя мусульманами, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно должны и бояться Его гнева.
В наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы променяем блага в вечной жизни на временные блага мира этого?
Если спросить у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаhа лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая, что у тебя «доброе сердце»?
В естественной среде обитания
Самый плохой блог о путешествиях
Поделиться этой записью
Рубрики
Свежие записи
Архивы записей
Свежие комментарии
Мусульмане этнического толка
Сначала в другой моей статье «Насколько строг ислам в Турции и его пропаганда» я написал параграф «Этнические мусульмане», а потом решил сделать отдельную статью на эту тему. Однако, статья будет касаться не только мусульман в Турции, но и по всей нашей планете.
И ещё сразу напомню, что я не являюсь мусульманином, однако, мне близки некоторые постулаты ислама (ну кроме любых фанатичных и радикальных элементов), и провёл в разных мусульманских странах и регионах в сумме около 4-5 лет, много общаясь с аборигенами и порой даже ночуя в их домах, а также в мечетях и других мусульманских заведениях. Хотя, буддизм мне в целом ближе, и у меня также есть статья про ночлег в буддистских монастырях. Но давайте уже ближе к нашей теме.
Ислам — наиболее быстрорастущая религия в мире?
Да, ислам действительно является наиболее быстрорастущей религией в мире. По обеим показателям: как по абсолютному числу «этнических»/номинальных последователей религии (к этому термину мы ещё вернёмся), так и по количеству реально верующих и соблюдающих ритуалы и предписания.
На самом же деле, главная причина такого роста мусульман кроется в том, что в мусульманских семьях (особенно, в сельской местности и, особенно, в слаборазвитых странах типа Египта и Бангладеша) рождается много детей. Как мне говорили сами мусульмане, согласно Корану, Аллах даст всё для обеспечения этого потомства.
И не смотря на то, что очень много новых адептов также переходит и на сторону христианских направлений (особенно протестантского толка), и на сторону буддизма, и многих других учений восточно-медитативного толка, однако именно благодаря повышенной рождаемости в мусульманских семьях ислам сейчас обгоняет всех. Однако, тут есть один нюанс, о котором скажем в следующем параграфе.
Уникальный случай, когда в мечети (да ещё у главной стены, играющей роль направления для молитвы) поставлены многочисленные клумбы с цветами… Всё дело в том, что в эту старинную мечеть (а она примерно 18-19 века) для молитвы почти никто не ходит, поскольку в 300 метрах есть мечеть поцентральнее. И по сему, имам этой мечети решил украсить её таким необычным для мечети способом. Снимок сделан в наипрекраснейшей и редчайшей местности Каппадокия в центральной Турции.
Фото сделано в турецком городе Эскишехир. Многие мусульмане любят молиться и просить какой-либо помощи у некоторых мусульманских гробниц (где захоронены святые люди). Просят денег, здоровья, мир в семье, и прочую благодать… Однако, по утверждениям других (наверно, более радикальных) мусульман, надо просить не у покойников, а у Аллаха… Перед надгробьями стоят вазы со сладостями, любой желающий может взять, не наглея. Также в конце отдельной статьи написано про ночлег в гробницах.
«Этнические (номинальные) мусульмане»
Итак, сей нюанс заключается в том, что «Мусульманами» записывают даже тех, кто никак не считает себя мусульманином, но просто родился в «этнической мусульманской стране» (то бишь, его предки были мусульманами или тоже считались ими). Это «этнические мусульмане» или «номинальные мусульмане».
Сей термин «этнические (номинальные)» применим к представителям любой религии/учения, например, всех калмыков и бурятов автоматически записывают как буддистов, а всех татар и башкиров как мусульман, хотя в реальности это совсем не так (особенно касается татар и башкир, поскольку я сам живу среди них в городе Уфа, и знаю насколько они «реальные мусульмане»).
Другими словами, этническими мусульманами принято называть представителей народностей, издавна исповедующих Ислам. Однако, ныне далеко не все этнические мусульмане соблюдают религию своих ближайших предков (впрочем, такой эффект имеется и у представителей других религий, например, христианства и буддизма).
А в таких странах, где ислам давно уже государева религия (например, в Турции или почти во всех Арабских странах), человеку, рождённому как «этнический мусульманин», но принявшему христианство (или ещё какую-либо философию), не разрешают официально менять свою религию… Почти во всех странах Азии (кроме тех, что исповедуют коммунизм на официальном уровне) есть удостоверение личности, где записано, к какой религии принадлежит человек.
Великая мечеть (Ulu cami) 14 века в города Бурса (очень интересном городе в западной Турции).
Множество раз «этнические мусульмане» (особенно в Турции) жаловались мне, что они не считают себя муслимами, но не могут никак поменять в документах эту информацию в графе «религия». Некоторые из таких были даже злы на такую несправедливость (зачастую это были убеждённые атеисты).
Хотя, в той же Турции нынче уже больше так называемых «этнических мусульман» (то бишь, номинальных, записанных по умолчанию в мусульмане, как рождённых в мусульманской семье), но на деле мусульманами практически не являющихся. Чем западнее в Турции, тем больше атеистов и прочих «этнических мусульман» на душу населения и тем меньше «реальных» мусульман (в той или иной степени соблюдающих каноны ислама).
Особо также хочется упомянуть мусульман в Египте и прочих арабских странах. Насколько я понял ислам для многих из них скорее традиция, нежели искренняя вера, поскольку я много раз видел там молящихся людей или задвигающих мне преимущества ислама, но при этом периодически принимающих наркотики или алкоголь. Но более подробно об этом в отдельной статье про «Ислам по-египетски».
Мечеть Султанахмет («Голубая» мечеть) — это самая большая и, пожалуй, самая красивая (в первую очередь, за счёт своего размера) мечеть в Стамбуле, который (в свою очередь) самый интересный город в Турции по набору старинных сооружений.
Волосы женщины должны быть спрятаны
Тут я просто опишу сей аспект из шариата (свода исламских законов), которого придерживаются (или должны придерживаться) «реальные» мусульмане. Волосы на женской голове должны быть скрыты от глаз мужчин, не являющихся этой даме родственниками. То есть, это во всех публичных местах, где внезапно может ступать нога незнакомого мужчины.
Однако, далеко не все женщины в странах с законами шариата следуют оным предписаниям. Например, Иран (где официально действует закон шариата). По моим наблюдениям (из моего иранского вояжа в течение трёх зимних месяцев 2012-13 годов), в Иранских городах большинство девушек и молодых женщин не покрывает все волосы на голове. Надеваемый ими платок на голову скорее напоминает модный аксессуар одежды, чем хиджаб ( слово «Хиджаб» в «западном мире» понимают как мусульманский женский головной убор/платок).
Снимок сделан в городе Исфахан (самом красивом и туристическом городе Ирана). Эта девушка не только хорошо исполняет роль мастера-жестянщика, но и является ярким примером (или даже прекрасным — в обоих смыслах этого слова), когда девушки в Иране далеко не всегда полностью покрывают волосы на своей голове в публичном месте.
Скорее всего, если бы не шариатские законы, то все эти иранские модницы вообще щеголяли бы без платков и чуть ли не в мини-юбках… Правда, если эти дамы учатся в каком-либо учебном заведении или работают в каком-то государевом офисе, то там модницы одеваются по шариату, включая хиджаб. А выходя из оных учреждений, могут запросто переодеваться в свои модные одеяния.
Помню случай в городе Бандар Аббас (на юге Ирана). Был я там в гостях. Хозяйка со мной разговаривала без всякого головного убора (при этом её муж был с нами), однако, когда пришёл некий мужчина (ему надо было что-то обсудить с хозяевами квартиры), сразу одела хиджаб (видимо, боится рисков, связанных с «полицией нравов», следящей за соблюдением исламских норм). То есть, со мной она не стеснялась быть с непокрытой головой, а с местным иранцем пожелала не рисковать (вряд ли бы он заявил в полицию, но как говорится в известной русской пословице, бережёного Аллах бережёт).
Считается, что в турецком городе Конья (со всемирно известным музеем Мевланы и суфийскими кружениями) достаточно высок процент «реальных» мусульман. Это кадр из местного скоростного трамвая (такие бывают во всех городах Турции, где население близко к миллиону человек). Почти все головы женщин в кадре покрыты правильными платками, и лишь одна молодая не прикрыла.
Моё мнение о скромных женских одеждах
По моему опыту, практически всегда при переходе из шариатской или даже просто мусульманской страны в про-европейскую местные девушки/женщины кажутся намного красивее и сексуальнее и на них автоматически падает глаз (поскольку они ходят в более открытых нарядах, даже отсутствие платка на голове обычно уже чуть более сексуально, чем его присутствие).
Даже европейские народы (привыкшие к открытости и сексуальным видам женщин) вряд ли будут приветствовать хождение в купальниках прямо по улицам, как и занятие сексом в публичном месте. И европейский уклад жизни в целом как нечто среднее между шариатским укладом и тем вариантом, при котором разрешался бы нудистский вариант социума.
По этому, считаю не таким уж плохим вариант жизни под кодовым названием «шариат». Там в шариате ещё очень много других аспектов, но о них я сейчас не буду глаголить. Скажу лишь, что в нём много запретов (например, на принятие алкоголя)… Хотя, с другой стороны, из истории известно, что почти любые запреты не несут в себе большой пользы, поскольку всегда найдутся такие люди, которые захотят жить по-своему. По сему, считаю, что надо начинать с воспитания. И чем раньше, тем лучше.
Это на свадьбе в селе Курах в горах Южного Дагестана. Как видно, не все женщины в этом мусульманском регионе одевают что-то себе на голову, и даже если одевают, то этот платок скорее напоминает русский, нежели мусульманский… И ещё один момент. Бумажки в руках женщин — это деньги, им суют в руки мужчины. После танца деньги скидываются в общую корзину.
Почти шариат, но без запретов?
Однако, в наше время (на январь 2020 года) при очень большом уровне эгоизма у людей не только сложно приучить людей к повышенной сознательности, но даже трудно будет найти достаточное количество учителей, которые сами были бы достаточно осознанными и с небольшим уровнем эгоизма (всё-таки, думаю, что совсем без эгоизма человек не сможет существовать, поскольку ему надо потреблять/убивать другие организмы для своего роста и поддержания жизнедеятельности).
Мне кажется, что в России одним из самых сознательных народов являются чеченцы (кстати, вот статья о поимке меня силовыми структурами в Чечне в 2011 году). И едва ли не главная этому причина в том, что они очень верующие… По Корану не приветствуется выбрасывание любых продуктов, вот и поставили сей хлебо-сборник около мусорки. Собранный хлеб пойдёт на корм скотине. Ну хотя бы так.
Считаю, что одним из множества симптомов повышенной сознательности (а это также кореллирует с осознанностью) является то, как люди относятся к произведённой продукции. Например, при заходе в супермаркет всегда ли берут бесплатные полиэтиленовые мешки (чтобы положить туда покупаемые фрукты-овощи) или порой берут из своей заначки б/у мешки, которые ещё могут прослужить. Или, например, выкидывают ли какие-либо продукты, или наоборот, подбирают ли выкинутое другими.
Я сам имею большой опыт в бесплатной добыче той продукции, которую супермаркеты и продавцы на рынках уже не продают, ибо например, яблоко начало портиться (однако, если вырезать это место, то остальная часть яблока будет хорошей). И однажды у меня была опубликована статья на тему « Конфискация продукции, подлежащей массовому уничтожению», послужившая толчком к написанию ещё трёх статей на схожую тему.
И кстати, по исламским понятиям выкидывать продукты является грехом (пусть не самым главным грехом, но всё-таки), и я встречал много мусульман, согласных с этим постулатом. Однако, далеко не все из мусульман это соблюдает.
Эх, чего не сделаешь во имя Аллаха и его верного воина Али Хуссейна, являющегося для шиитов вторым по значимости человеком после пророка Мухаммеда… Именно во имя Али Хуссейна в Иране (как и в других шиитских странах и регионах) отмечаются Дни Ашура (особенно ярко это происходит в священном городе Кум, где и был сделан снимок). Но это не столько праздник, сколько поминки, ибо отмечается день его смерти во имя праведного дела (как верят сами шииты).
Также на этом сайте есть разделы Остатки Османской империи Турция, Арабские страны, Северный Кавказ и Средняя Азия, а эти регионы как раз-таки мусульманские (хотя, конечно, там представлены и другие религии).
Этнический мусульманин
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Если один из родителей или дедушек, бабушек и т.д. является мусульманином или примет Ислам до совершеннолетия ребенка, то и ребенок будет считаться мусульманином.
Однако для того чтобы человек считался мусульманином по происхождению, необходимо наличие следующих условий:
1. Родитель или предок ребенка должны быть людьми, исповедовавшими Ислам в момент зачатия.
2. Родственные связи между ребенком и его родителем или предком должны быть узаконены Исламом.
Ребенок, зачатый в период внебрачных отношений, не относится к родословной отца. Соответственно, если предок ребенка со стороны матери или сама мать не являются мусульманами, то и ребенок не является мусульманином.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Мусульманин, несмотря ни на что, обязан хотя бы раз в жизни произнести формулу единобожия (шахаду). А Аллах знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ويحكم بإسلام الصبي بجهتين أخريين لا يفرضان في لقيط) وإنما ذكر في بابه استطرادا (إحداهما الولادة فإذا كان أحد أبويه مسلما وقت العلوق) وإن علا ولو أنثى غير وارثة. وإن حدث الولد بعد موته. ولو مع وجود حي أقرب منه بشرط نسبته إليه نسبة تقتضي التوارث ولو بالرحم. (فهو مسلم) إجماعا. ، [1]
عبارة مغني المحتاج: تنبيه: قول المصنف ثم أسلم أحدهما يوهم قصره على الأبوين، وليس مرادا بل في معنى الأبوين الأجداد والجدات وإن لم يكونوا وارثين وكان الأقرب حيا. وتقدم عن ابن حزم الظاهري أن المسلم إذا زنى بكافرة يكون الولد مسلما يرده قولهم أسلم أحد أبويه، وهذا ليس كذلك، ويدخل في قول المصنف بين كافرين الأصليان والمرتدان على ترجيحه من أن ولد المرتدين مرتد كما سيأتي في كتاب الردة. أما على ترجيح الرافعي من أنه مسلم فلا يدخل ذلك (فإن بلغ ووصف) بعد بلوغه (كفرا فمرتد) في الأظهر لسبق الحكم بإسلامه فأشبه من أسلم بنفسه ثم ارتد. [2] ،
عبارة حاشية القليوبي: فرع: ذمية اتت بولد من زنا بمسلم قال الطبلاوي: إنه مسلم تبعا لابن حزم نظرا للدار، وخالف العلامة الخطيب، وشيخنا م ر قال لأنه ليس فيه واحد من أسباب الإسلام الثلاثة. [3] ،
Для традиционного татарина не было разграничения между исламом и нацией
Религия и национализм — уместно ли мусульманину быть преданным этносу
Среди этнических мусульман распространены дискуссии на тему национализма: насколько уместно для мусульманина быть преданным своей национальности при верховенстве религиозной идентичности. Человек по своей социальной природе принадлежит к разным сообществам: семейным, племенным, субкультурным, национальным, религиозным, институциональным. И разные люди по-разному определяют для себя важность сообществ. Религия по своей природе порождает новую форму идентичности, наряду с государственной, племенной или национальной. Христиане образуют собой церковь как сообщество, а мусульмане умму — единую общность верующих. В каких отношениях находится религия с другими формами идентичности? Обязательно ли между ними должен быть конфликт? В своей новой статье колумнист «Реального времени» Карим Гайнуллин размышляет над этими вопросами.
Определение понятия «национализм»
Говоря о «нации», современный обыватель часто понимает нечто само собой очевидное и уходящее вглубь веков. Русская нация часто возводится ко времени племенной раздробленности древлян, полян, волынян, кривичей и так далее, впавших в зависимость от Киевской Руси. Татарская нация возводится ко времени Тюркского каганата или хотя бы Золотой Орды.
В академической науке есть разные подходы к понятию нации, которые делятся на две большие группы — примордиализм и институционализм. Есть и смежные подходы, включая институционализм и этносимволизм — но мы остановимся на двух.
Примордиалисткая теория рассматривают нацию как данность — людям одной языковой или генетической общности присущ некоторый набор культурных, нравственных, мировоззренческих особенностей на всех этапах исторического развития.
Часто примордиалисты отделяют категории «нации» от других — «национальности» и «этносы». Если «нации» рассматриваются как продукт политический — существование внутри одного государства, то этносы и национальности рассматриваются как самообразованная группа людей, говорящая на одном языке и имеющая одни традиции.
Следует сказать, что чопорный и ненаучный подход, предполагающий существование единого вложенного набора характеристик внутри этносов и национальностей, свойственен лишь ранним теоретикам и крайним националистам-идеалистам. В то же время дуалистический подход Юлиана Владимировича Бромлея или идеи этногенеза Льва Николаевича Гумилева, также рассматриваемые нами в контексте примордиализма, предполагают становление этносов в историческом процессе, изучают этот исторический процесс как этапы эволюции существующих этнических общностей (ставших нациями). В соответствии с подходом Бромлея, существует разделение на «этникос», то есть на примордиальное ядро этноса, этническое самосознание и ЭСО, то есть конструктивисткая реализация этноса внутри государства (близкое понятию «нация»).
К примордиализму относится марксисткая теория этноса, исповедующая формационный подход — развитие этноса к национальности и нации в рамках смены отношений от рабовладельческих к феодальным, буржуазным и пролетарским.
Конструктивистский же подход выявляет позднюю природу понятия «нация». Важнейшей работой, относящейся к этому подходу, является «Воображаемые сообщества» британского социолога Бенедикта Андерсона. Через «воображаемость» Андерсон определяет понятие «нация». Под «воображаемым» понимается такое сообщество, члены которого незнакомы друг с другом и не находятся в постоянном общении. Сюда подходит любое общество, превосходящее по масштабам односельчан или представителей одного района города, включая умму, церковь и так далее.
«Я предлагаю следующее определение нации: это воображаемое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное… Все сообщества крупнее первобытных деревень, объединенных контактом лицом к лицу, — воображемые. Сообщества следует различать не по их ложности/подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются». (Б. Андерсон, Воображаемые сообщества, Кучково поле, Москва, 2016)
Фото: Илья Репин
Природа нации
Понятие «нация» происходит из категории «права народов» в римском праве, которое противопоставлялось праву римских граждан. В средневековой Европе категория «наций» существовала среди студентов университетов, и это обозначало прежде всего студенческую корпорацию. У сословий не было национальной идентичности, аристократия мыслила себя прежде всего аристократией. Если аристократия говорила о себе «нация», то она не включала в себя крестьянство.
Также была распространена религиозная идентичность — она не была отделена от этнической. Для традиционного татарина не было разграничения между исламской религией и нацией. Еще в начале 20 века можно прочитать на книгах, что они написаны на «мусульманском языке», под которым имеется в виду татарский.
На становление современных наций повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, это буржуазные революции. Суверенитет от короля должен был перейти к нации. Но в эту нацию не входили дворяне и духовенство — нацией стало третье сословие, которое завоевало себе суверенитет у короля.
Во-вторых, это языковая общность. И она не могла бы быть сформирована без распространения массового книгопечатания на вновь созданных литературных национальных языках.
До их образования элита общалась друг с другом на сакральных и элитарных языках. Так, например, «поволжские тюрки»: старотатарский язык нетождественнен современному татарскому языку — это был прежде всего язык «суфиев и алимов», который был далек от тех многочисленных диалектов, на которых говорили татары. В европейских школах преподавались греческий и латынь, в мусульманских медресе — арабский и персидский языки. Не было единого национального языка, образующего тело нации.
В становлении литературного татарского языка выдающуюся роль сыграл Исмаил Гаспринский. Однако в его понимании категория «татары» должна была объять всех тюрок Российской империи, объединенных в великую тюрко-татарскую нацию, а не исключительно современных татар.
Наконец, важную роль играло ощущение себя как другого. Особенно это проявилось при конструировании наций в Америке. В колониальный период человек, рожденный в Америке, был не равен тому, кому посчастливилось родиться в метрополии. Так, Андерсон пишет, что накануне революции в Мексике был лишь один креольский епископ, из 170 вице-королей в испанской Америке до 1813 года креолами были только четверо. Отчуждение от метрополии и обида стало тем, что отделило креолов от испанцев, спровоцировав образование новых латинских наций.
Фото: Олег Тихонов
Внерелигиозная идентичность в первые века ислама
Коран подтверждает две формы внерелигиозной родственной идентичности:
«О люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами (шууб) и племенами (кабаиль), чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину Аллах — Знающий, Ведающий» (Аль-Худжурат,13).
Интересно, как Аллах в Коране рассматривает шааб и кабаиль в контексте примордиализма как вложенные в человека естественные формы идентичности. Однако что понимается под словом «шууб» и под словом «кабиль»? Обратимся к одному из классических комментариев к Корану за авторством имама аль-Байдави:
«Сделали вас народами (шуубун): и шуубун — это главные племена (кабаиль), подобно (арабским) племенам рабиа, мудор, аус и хазрадж. Их называют шууб из-за того, что они разветвлены (ташауб), но при этом едины (между собой), подобно куче близких друг к другу ветвей дерева. И слово «шааба» (от которого происходит шуубун, племена) используется в противоположных значениях — как объединить, так и разделить.
И кабаиль — это меньшее, чем шууб, единственное число — кабиль. И это подобно тому, как племя бакр из рабиа и племя тамим из мудор, и меньшее чем кабаиль — аль-амаир… [Дальше автор перечисляет дальнейшие подвиды арабских племен].
И также сказано, что племенами шууб называют у неарабов, а кабаилями называют племена арабов, а понятием асбат называют племена Бану Исраил (евреев).
И сказал Абу Рук: «шуубун» — это те, кто не приписываются к кому-то, но приписывается к какой-то местности, а кабаиль — у арабов, которые приписываются к своим отцам.
Таким образом, и термины «кабаиль», и термины «шуубун» в кораническом контексте обозначают не народы в современном понимании и не нации, но разные классификации племен. Есть и второе мнение, которое гласит, что «народы» в кораническом контексте — это принадлежность к какой-то местности или городу.
Фото: Ринат Назметдинов
Важно то, что ни категория «шууб», ни «кабаиль» не вписывается в понятие «нация» — в смысле сообщества, сформированного вокруг идентичности и языка и обладающего государственным суверенитетом. Более того, ни турки, ни арабы не восприняли эти слова в качестве аналога европейского natio. Турки, первые сформировавшие модерновую нацию, определили себя как «миллет» (откуда это слово попало и в татарский язык). Арабы же — вероятно, чтобы не сходиться с турками — взяли другое арабское слово — «умма». И то и то в традиционном смысле обозначает религиозные сообщества. Арабское слово «миллат», от которого происходит тюркское «миллет», означает «путь в религии», а «умма», которую арабы взяли для определения себя нацией, — это вся совокупность верующих мусульман (хотя это слово в одном из хадисов также включало заключивших с Пророком договор христиан и иудеев).
Национализм и асабия
В религиозных спорах мусульмане, выступающие противниками национализма, часто апеллируют к понятию «асабия».
Так, известен хадис Пророка: «Тот не от нас, кто призывает к асабие или кто борется за асабию, или кто умирает за асабию».
Асабию, однако, можно скорее отнести к племенной вражде. Никаких наций в Аравии 7 века просто не было. А вот племен — сколько угодно.
Национализм как идеология сам по себе предполагает суверенитет нации в противовес суверенитету монарха или аристократии. Религиозные критики национализма должны определить, почему с точки зрения исламских текстов суверенитетом должны обладать монарх или элитный клан, а не сообщество, объединенное в нацию.
С другой стороны, подобно древней племенной вражде сегодняшние националисты из мусульманских наций готовы оправдать любое зло, совершаемое во благо последних. И в чем-то сегодняшняя война в Йемене или курдский вопрос действительно напоминает древнюю асабию, просто эта «асабия» совершается современными общностями. Напоминают это часто и споры между постсоветскими нациями: например, башкирами и татарами.
Другой проблемой является религиозная природа наций. Большая часть из них представляет из себя секуляризированную религиозную общность, о чем пишет Бенедикт Андерсон. Для татар до революции мусульманство не было отделено от татарской культуры. В таком случае, перед религиозным человеком встает вопрос: должен ли он соглашаться на эту секуляризацию? И какие формы идентичности могут быть у религиозного человека, кроме религиозной?
Фото: Максим Платонов
Кстати, европейское движение «Новые правые» сегодня предлагает отойти от национальной идентичности, вернувшись к племенам, корпорациям, родственным и религиозным объединениям. О важности переосмысления понятия «нации» много пишет историк Альфрид Бустанов, стремясь оформить понятия «постнация». Вопрос остается открытым: какая роль отведена нациям в мусульманском сообществе?
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».