что значит гибкость ума
Гибкое мышление: понятия, советы и упражнения
Умение быстро и легко адаптироваться к любым условиям и обстоятельствам, спокойно реагировать на форс-мажоры, и видеть новое в самых обыденных и привычных вещах – все это присуще людям с гибким мышлением. И что самое интересное: этот навык развить в себе может каждый.
«Гибкость ума может заменить красоту». Фредерик Стендаль
Что такое гибкость мышления
Нейробиологи доказали, что за деятельность передней коры головного мозга отвечает поясная кора. Сбои в работе поясной коры (из-за травм, болезней) приводят к тому, что человек становится неуверен в собственных силах и пессимистичен.
Гибкость мышления (или когнитивная гибкость, как ее называют специалисты) — возможность человеческого мозга «переключаться» между мыслями и задачами, находить нестандартные варианты решения задач и способы реализации идей. Это свойство и позволяет успешно решать проблемы и адаптироваться.
Пример: имеется 50 фишек трех цветов с изображением четырех животных (заяц, лиса, волк, медведь), в двух размерах. Отсортируйте их. Кто-то это сделает по размеру, другие по цвету или животным. А может, и скомбинируете по-своему, например, формируя пищевую цепочку. Все это демонстрация гибкости мышления, и практически всегда дети предложат большее число вариаций.
Несмотря на то, что на старте условия примерно равны, в конечном итоге, мы совершенно по-разному реагируем на смену тех самых обстоятельств: кому-то достаточно одного дня для адаптации, другим — и года будет мало. В чем секрет? В пластичности нашего ума, а точнее в той стадии развития, на которой находится мозг в момент этих потрясений. Ведь с рождения мы ежедневно совершенствуем этот навык.
Другими словами, когда человек рождается, каждая его клеточка готова подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и учиться. Ведь всё, абсолютно всё – новое. Мозг активно работает, усваивая информацию. Такое свойство может сохраняться до дошкольного возраста, потом — идет на спад: нам кажется, что знаем не так уж и мало. Дополнительной помехой являются однотипные правила поведения, стандартная программа образования, стереотипы и обилие запретов. Нет, безусловно, каждый из этих пунктов необходим, но здесь, как и с лекарствами, важна дозировка.
Если ребенка постоянно одергивать в желании делать что-то по-своему (например, рисовать квадратную елку или использовать для этого нестандартные краски), в конечном итоге, малыш научится «как надо», это будет удобно, но талант, творческий потенциал, лидерские качества останутся на достаточно посредственном уровне.
Ограничения и одергивания превращаются в шоры, которые ограничивают кругозор и веру в себя. Знания, теория, догмы – необходимы, но они должны быть только как база, которую можно корректировать под собственные идеи, и ставить под сомнения.
Наполеона Бонапарта как-то спросили, каким принципам ведения войны он придерживается, и ответил – никаким. Гениальность и талант этого императора кроется в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать максимальную пользу.
Для чего и кому нужна гибкость мышления
Буддийские монахи, говоря о гибкости ума, советовали быть как хамелеон, и не принимать любые советы и рекомендации, как правило. Для монахов это один из способов достижения внутреннего баланса, но когнитивная гибкость важна и далеко за пределами монастырей.
Несомненно, пластичность ума нужна каждому из Homo Sapiens. Это один из помощников в выживании, речь идет и об условиях на необитаемом острове, и условиях конкуренции на профессиональном поприще. Тот, кто более креативен, изворотлив, сообразителен, имеет больше шансов на успех. Гибкость ума и позволит создать уникальную продукцию, писать картины и руководить компанией.
Но даже если речь не идет о творчестве или лидерских качествах, умение быстро адаптироваться проявляется в самых бытовых ситуациях, когда, например:
Гибкость ума позволит избегать тупиковых ситуаций, а если все-таки и попасть, то этот навык позволит взглянуть на проблему под разными углами, и найти наибольшее количество решений.
Как развить гибкость мышления
Прямолинейно двигаться и мыслить легко, а вот изгибаться – куда сложнее. Для развития гибкости мышления необходимы упорство (не путать с упрямством), настойчивость и терпение. Эта особенность не про лень, для ее развития необходимы литература и практика.
Популярные и эффективные книги по гибкому мышлению:
Остин Клеон «Кради как художник»
Автор даст 10 практических и рабочих советов, которые помогут и начинающим художникам и творцам в любых направлениях раскрыть свой потенциал и поверить в собственные силы.
📗 Смотреть книгу на ЛитРес
📗 Смотреть книгу на Yakaboo
Майкл Микалко
В коллекции этого автора есть две книги, которые помогут развить гибкость ума: «Рисовый штурм» и «Взлом креатива». Интересные задачи, головоломки и примеры научат решать нестандартные задачи и доставать идеи «прямо с воздуха», ведь витают вокруг нас, нужно только присмотреться.
📗 Смотреть книгу «Рисовый штурм» на ЛитРес
📗 Смотреть книгу «Рисовый штурм» на Yakaboo
📗 Смотреть книгу «Взлом креатива» на ЛитРес
📗 Смотреть книгу «Взлом креатива» на Yakaboo
Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»
Техники стимулирования мозга, предложенные в книге, помогут взглянуть на привычные вещи в новом свете, и найти им другое применение, а может придумать что-то новое, изогнув свое мышление.
📗 Смотреть книгу на ЛитРес
📗 Смотреть книгу на Yakaboo
Расшевелить мозговые «шестеренки» взрослых и детей можно разными упражнениями
Упражнения по развитию гибкости ума разнообразны (а, как иначе), но начать тренировки можно уже сегодня с элементарных, но не менее интересных.
Бином
Для этого понадобятся два слова, совершенно несвязанные друг с другом, например «стул» и «облако», и придумать не менее 10 предложений, в котором они будут использоваться. Первые 4-5 вариантов, до боли стандартны (наш мозг выдает их на 1,2,3), а каждый последующий заставляет поднапрячься. Можете написать свои варианты в комментариях.
Фокальные связи
Упражнение немного сложнее, оно подойдет для школьников и взрослых людей. Снова загадываем два максимально разных слова (театр, горох), с ними нужно придумать несколько предложений-прыжков.
Например: «Я люблю ходить в театр. Дорога к нему лежит возле небольшого магазинчика. Там все сотрудники носят фартуки в «горох». Чем меньше прыжков-подводок, тем лучше.
Искреннее незнание
Разрушайте привычные временные и пространственные связи. Представьте, что не знаете, какой дорогой нужно идти или путь, который раньше не использовали. А на привычном маршруте, старайтесь замечать как можно больше интересных деталей: необычные принты, рисунки, веточки и фонари. Можно с уверенностью сказать: 1000 деталей просто «смазываются», и остаются незамеченными. А может именно они поведут ход ваших мыслей в новое русло, и помогут найти нестандартные решения.
Гибкость мышления можно развивать как неосознанно (попадая в непростые ситуации), так и осознанно: стимулируя работу мозга, отказываясь от «автоматизма». И второй вариант куда эффективнее, т.к. всесторонне развивает наши навыки. Практикуйтесь и будьте креативными.
Гибкость ума: определение термина, особенности, способы развития
Говорят, что ум полон гибкости, если человек умеет быстро реагировать и способен быстро находить разные пути выхода из возникшей сложной ситуации. Такая персона может распоряжаться всеми ресурсами, к которым у нее есть доступ, как материальными, так и информационными.
О чем идет речь?
Говорят, что ум полон гибкости, если человек способен быстро определять закономерности и взаимные связи между объектами, с которыми ему приходится работать. Такая персона в силах формулировать ассоциативные связи, для нее не представляет труда оценивать все возможности и действовать с их учетом. Если внимательный анализ своей повседневности и критическая оценка себя дали человеку неутешительный итог, не стоит расстраиваться, ведь это качество личности можно развить.
В народе про иных говорят, что их ум полон гибкости и хамства. Сложно сказать, это больше комплимент или же осуждение, и многое зависит от того, с каким подтекстом фраза была произнесена. Гибким умом обладает человек, который быстро ориентируется в происходящем и оценивает перспективы, правильно предполагает, как дело будет развиваться. Подобное качество основано на способности быстро разбивать происходящие события на составные части. Обладая гибким умом, человек может оценивать проблемы и анализировать их с разных точек зрения, прогнозировать возможные пути выхода из ситуации и последствия, которые повлечет за собой их реализация.
И так, и эдак
Из определения гибкости ума, данного выше, можно вывести понятие противоположного состояния, то есть инертного, ригидного мышления. Такой человек медлителен, думает несколько заторможено. Поведенческие реакции обычно отличаются скованностью. Человек, которому не присущ гибкий ум, с трудом переключает внимание между объектами, для него представляется немалой проблемой необходимость делить энергию между разными задачами. Ограниченное мышление практически всегда препятствует достижению успеха. Ригидный ум – это препона, не позволяющая прийти к задуманной цели.
Нужно ли менять?
Гибкость тела и гибкость ума – эти качества в себе хотел бы развить практически любой человек, особенно если он осознает важность и пользу таких личностных характеристик. Переменчивость, нестабильность – типичные для человеческой жизни явления, и рано или поздно с ними сталкивается любой. События не поддаются контролю, но гибкий ум позволяет быстро принимать изменения, подстраиваться под новые условия, брать контроль над внешней средой, едва это только становится возможным. Считается, что необходимо развивать гибкий ум, дабы в любой ситуации сразу понять, какой именно выбор правильный, как определить то, что нужно сделать. Человек, сумевший развить свой интеллект и мыслительную способность, сможет в любом сложном положении придумать нестандартные варианты выхода, разрешит противоречия и конфликты, родившиеся внутри.
Немало специалистов по личностному развитию и совершенствованию интеллекта занималось вопросами того, как развить гибкость ума и нужно ли это делать. Удалось выявить связь мышления и объекта умений, накопленных знаний. В то же время эксперименты, посвященные этой теме, указывают, что совершенствование мышления – это вовсе не получение нового опыта. Более того, как показали исследования, чем больше у человека опыта, тем сложнее ему изобретать новые выходы из ситуации, формировать стратегии, идеи, принципиально отличные от пришедших в голову ранее. Опыт препятствует процессам развития мышления, как бы странно это ни казалось.
И что же делать?
Выясняя, как развить гибкость ума, ученые пришли к выводу: мыслительные процессы совершенствуются, когда человек обучается импровизировать вне зависимости от того, в какой сложной ситуации ему довелось оказаться. Чтобы улучшить свое мышление, при встрече с очередной задачей необходимо каждый раз стараться изобрести новый путь ее решения. Каждый поставленный перед собой вопрос – это не просто временная проблема, а инструмент развития своих личностных качеств.
Чтобы повседневность превратилась в сплошное увлекательное и полезное упражнение на гибкость ума, необходимо отбросить накопленный опыт и полученные советы, формулы, о которых рассказали другие, примеры из практики успешных личностей. Необходимо воспринимать жизнь в некоторой степени игрой, правила в которой человек устанавливает самостоятельно. Проторенный путь легок для прохождения, но для мозга от него пользы не будет. Гораздо полезнее для себя активизировать мышление, задумываясь над происходящим и тем, что оно повлечет за собой.
А нужно ли мне это?
Как гласит народная мудрость, гибкость ума обломает любую железную логику. Это личностное качество считается исключительно полезным, так как повышает продуктивность человека, делает его жизнь насыщеннее, полнее, приятнее, интереснее. Способность гибко мыслить позволяет персоне добиваться успеха, прилагая для этого меньше усилий, затрачивая меньше времени, нежели это необходимо конкурентам. Человек, все задачи решающий одним и тем же методом, не сбиваясь с давно проложенного курса, хоть и может достичь в жизни определенных высот, тем не менее с обладателем гибкого ума ему обычно не сравниться.
Рассматриваемое качество сослужит хорошую службу персоне в любой области ее деятельности. Развитие гибкости ума полезно предпринимателям, ученым, инвесторам. Не обойтись без этого уникального качества и при построении межличностных отношений, особенно романтического характера.
Многогранность понятия
Иные говорят, что гибкость ума может заменить красоту тела. Действительно, интеллектуальный, быстро соображающий, легко адаптирующийся к любой ситуации человек привлекает внимание окружающих. Благодаря особенностям своего мышления персона не будет испытывать существенного дискомфорта при необходимости изучить сложный вопрос с разных сторон, в том числе придерживаясь непривычных точек зрения. Изменения внешних условий не будут серьезной препоной для достижения задуманного, а самоанализ такому человеку дается легко и без проблем. Обладая гибкой способностью мыслить, персона в силах видеть свои ошибки и признавать собственную неправоту.
Синоним гибкости ума – разностороннее мышление. Такое качество можно в себе развить, если приложить для этого некоторые усилия. На эту тему выпущено немало методических изданий, полноценных книг, разработаны курсы обучения и эффективные упражнения. Основное правило, придерживаться которого нужно, дабы достичь успеха, – систематичность. Регулярно занимаясь, можно подарить себе восприимчивость возможностей, принципиально новых идей, необычных подходов.
Самосовершенствование: с чего начнем?
Чтобы развить гибкое мышление, необходимо выбрать для себя принципиально новую область и начать ее изучать. Следует обратить внимание на такие области, которые максимально далеки от привычной профессиональной сферы. Так, экономист может попробовать астрономию, а дизайнер – правила инвестирования. Занимаясь большую часть жизни однообразными задачами, общаясь с не меняющимся годами кругом людей, которых объединяют близкие интересы, человек не может расширять границы мира, в котором существует. Он концентрируется на некоторой специализированной информационной области, а это деформирует взгляды и способность думать. Познавая принципиально новое, вскоре человек сможет заметить, как ему начали приходить новые идеи в привычной области.
Чтобы развить гибкость мышления, следует сделать свою жизнь разнообразнее. К примеру, при необходимости справляться с привычными рутинными задачами, применяя для этого новые подходы и способы. Психологи и специалисты по личностному росту советуют посещать такие мероприятия, куда раньше человек, как говорится, ни ногой. Можно даже сменить обстановку дома и на рабочем месте. Единообразный жизненный сценарий замедляет формирование и прогресс личности, а выход за пределы зоны комфорта рождает страх и панику. Как следствие, человек замыкается в привычном для него окружении, и ум теряет нестандартность, мышление костенеет.
Варианты и пути
Как рассказывают посвященные гибкости ума книги, в которых можно найти советы по развитию этого качества, на личность человека негативно влияет привычка всю жизнь выполнять действия одной и той же рукой. Это стабильно активизирует ограниченные мозговые зоны, не напрягая другие. Чтобы усовершенствовать свою способность мыслить, стоит попробовать делать рутинные дела не той рукой, какой это привычно. Упражнение достаточно простое, но производительность человека под его влиянием растет.
Впервые такую теорию предложил занимавшийся вопросами гибкости ума Лоуренс Кац – известный врач, специализирующийся на нейробиологии. Вместе с коллегами он выяснил, что исполнение человеком рутинных действий не той рукой, к которой он привык, приводит к генерированию в головном мозге новых соединений, под влиянием которых активнее растут клеточные структуры органа. Правше стоит попробовать использовать левую руку, набирая телефонный номер, умываясь и делая пометки в календаре.
Шаг за шагом
Для следователя гибкость ума – это залог успешной поимки преступника. Для политика способность гибко мыслить гарантирует карьеру, для ученого – новые открытия. Чтобы развить это качество, необходимо уметь бросать себе вызов, выявляя собственные слабые стороны и вступая с ними в борьбу. Слабые, равно как и сильные качества, присущи любому человеку. Стабильное, ригидное мышление требует избегать активности, требующей участия слабо развитых качеств. Дабы усовершенствовать себя, нужно чаще браться за задачи, при решении которых ощущаешь себя неуверенно. Так, если сложно работать с числами, стоит попробовать заняться математикой, а тем, кому не дается чтение, нужно обзавестись новой книгой и силой воли, дабы прочитать ее полностью.
Если тест Липпмана на гибкость ума показал неудовлетворительные результаты, стоит попробовать упражнение, требующее задействовать все органы чувств для поиска выхода из нестандартных ситуаций. Человек автоматически концентрируется на чувствах, следуя требованиям внешних обстоятельств, но это делает мозг ригидным и вялым. В качестве простого упражнения можно, к примеру, пробовать продукты с закрытыми глазами для определения, что именно попало под руку. Вернувшись после рабочего дня, стоит пройтись по квартире, закрыв глаза повязкой, и ощупать привычное окружение. Это активизирует органы осязания и мозг.
Внимание и мозговая активность
Довольно любопытные выкладки делает, рассматривая тему гибкости ума, Жан Фреско, автор специализированного проекта «Венера». Впрочем, даже если читатель не согласен с его идеями, стоит признать, что совершенствование мышления всегда идет на пользу, а значит, разумно попробовать практиковать простейшие упражнения, улучшающие мозговую активность. Некоторые советуют учиться концентрироваться на некотором объекте. Избыточный информационный поток, в котором вынужден существовать современный человек, ухудшает способность сосредотачиваться, особенно если персона не задумывается об этом ответственно и всерьез. Очень сложно удерживать внимание на одном объекте, скажем, полчаса – для этого приходится прилагать немалое волевое усилие. Считается, что развитие способности концентрироваться положительно влияет на мышление.
Еще один аспект развития гибкости ума в психологии – это осознанность состояния. Желая усовершенствовать себя, нужно активизировать волю, стремиться к желаемому, совершать активные действия. Скажем, выбрав для себя одно из описанных ранее упражнений, нужно систематизировано применять его, обращая внимание на то, как это получается. Поначалу привычные движения будут брать верх над сознанием, несмотря на уверенность в необходимости следовать новой программе. Это связано с доминированием подсознания, ответственного за рутину.
Каждый день – к новому
Гибкость ума в психологии – это способность находить новые выходы из привычных ситуаций. Но бывает так, что человек усиленно трудится над самосовершенствованием, пытается наработать новые навыки, добивается успеха, но окружающие вовсе не ценят достигнутое, а те, кто мотивировал к работе над собой, уже забыли про это. Так сложилось, что многие люди не верят в способность других меняться и становиться лучше. Множество проблем в личной и деловой жизни связано с ригидным мышлением, отрицающим возможность другого человека усовершенствоваться. Касаемо описанного примера: начальство, которое дало человеку задание работать над собой, на самом деле не верило, что персона может измениться, поэтому все ее успехи остались незамеченными. Низкий потенциал, увиденный ими изначально, превращается в этакое клеймо, и никакие усилия не позволяют преодолеть сложившееся мнение.
Чтобы не потерять отличного работника, не упустить прекрасные шансы для своей фирмы, следует развивать гибкость ума. Особенно важно это для людей, занимающих руководящие должности, а также для тех, кто к таковым стремится. Педагогика знает явление «самоисполняющегося пророчества», то есть ситуации, когда результат определяется не усилиями человека, а влекущими за собой последствия ожиданиями и убеждениями сторонней персоны. Например, если человек видит потенциального ученика, он вкладывает в него силы и наблюдает хороший итог. На другого ставят печать неудачника, не обращают на него внимания, и такой ребенок учится хуже, чем мог бы.
Работа и самосовершенствование
Как показывает практика, развитие гибкости ума не только дает хорошие результаты для людей, которые сами прошли обучение, но и для их близкого окружения. К примеру, если начальник некоторого предприятия, управляющий персонал компании прошел специализированные тренинги, каждый из команды улучшил личностные качества, эти люди распространяют полученные навыки на своих подчиненных, тем самым потягивая более слабых. Прошедшие обучение специалисты готовы делиться рекомендациями относительно вариантов усовершенствования организации работы, что идет на пользу всему предприятию в целом.
Если нет возможности записаться на тренинг, посвященный повышению гибкости ума, стоит попробовать заниматься в домашних условиях. Многие психологи советуют такую простую методику: необходимо припомнить такой случай, когда человек прилагал немалые усилия для достижения поставленной цели, овладения непростыми навыками. Задача – выявить, какой из испробованных путей оказался самым эффективным, а также определить стратегию, которая могла бы дать лучший результат. Анализ выводов позволит оценить потенциал саморазвития, присущий личности.
О чем подумать было бы полезно?
Стремясь сделать свое мышление более гибким, стоит припомнить такой случай, когда удалось наблюдать за обучавшимся человеком, старавшимся одолеть то, что со стороны казалось ему недоступным. Следует припомнить особенности процесса обучения, а если есть возможность, то обратиться к этой персоне, дабы человек описал, как была организована работа. Это даст базу для оценки и анализа возможностей других людей обучаться, постигать новое, совершенствоваться.
Чтобы научиться концентрироваться на процессе освоения нового, разработать оптимальный подход к решению поставленной задачи, необходимо стараться чаще приниматься за новые вопросы и задачи. Чем интереснее и неординарнее ситуация, тем полезнее будет думать над ней. Задача человека – изобрести несколько вариантов решения, попробовать воплотить различные стратегии, оценить, какая из всех самая оптимальная.
Во многом успех на рабочем месте зависит не только от гибкости мышления, присущей конкретному человеку, но и от его способности продвинуть концепцию такого подхода среди коллег. Чем большее число людей будет экспериментировать, упражняться и развиваться, тем эффективнее для каждого пойдет процесс, а возможность делиться друг с другом полученными сведениями, наработанными моделями позволит на многие вопросы взглянуть с иной точки зрения. Процесс командного обучения можно обсуждать на регулярных планерках, продумывая пути повышения эффективности. Нельзя недооценивать этот аспект, поскольку обучение гибкому мышлению намного важнее результатов такого курса. Все члены команды, занимаясь анализом, преодолевают проблемы, ставят перед собой цели и достигают их, взаимодействуют, меняясь наработками, и это укрепляет личностные возможности развития и навыки людей вокруг.
Актуально для всех
Если взрослый человек понимает, почему и для чего ему необходимо развивать свою способность мыслить гибко, то для ребенка пока еще не ясно, как важно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это и понятно: для детей подстраиваться под мир в целом намного проще, нежели это дается взрослому человеку, уже выработавшему для себя линии поведения и стратегии достижения целей. И все же задача родителей – прилагать усилия, дабы их чада обладали способностью логически мыслить, делать выводы, предсказывать события. Чем раньше человек обучится этому, тем успешнее сложится его жизнь, тем большие успехи будут достигнуты.
Если родители хотят, чтобы чадо было всесторонне развитым, необходимо уделить внимание способности ребенка рассуждать логически. Мышление относится к классу высших разновидностей деятельности, доступной человеку, поэтому процесс поиска выхода из ситуации недооценивать нельзя – именно через него открываются новые горизонты. Ребенок, быстро осваивающий логическое мышление, раньше прочих понимает закономерности, которым подчинено пространство, причины и последствия, связи между явлениями. Такому ребенку проще сориентироваться в отношениях между людьми. Способность мыслить дает возможность анализировать обстоятельства и поступать сообразно им.
Вчера, сегодня, завтра
Нельзя один раз занять ребенка упражнениями на гибкость ума и рассчитывать, что это даст ему определенные навыки на всю жизнь. Способность логически мыслить необходимо постоянно тренировать с раннего возраста. Это позволит исключить привычку мыслить стереотипами, столь характерную для человека. Если ребенок будет постоянно упражняться, развивая способность мыслить, он сможет быстро обучиться выделять главное, оставляя за пределами внимания малозначимое.
Чтобы помочь ребенку усовершенствовать логическое мышление, можно обучить чадо специальным увлекательным задачкам, помогающим думать быстрее, глубже, эффективнее. Задача упражнений – обеспечить мышлению свободу и гибкость, повысить осмысленность процесса. Игры, задачки, придуманные для этого психологами, не всегда простые, но ответственный родитель наверняка найдет способ увлечь ими ребенка.
Самый эффективный и простой вариант – специальные сборники задач на соответствие. В них можно найти разнообразие истории, изображения, примеры, в которых нужно найти нечто общее, выявив факторы, по которым объекты отличаются. Начиная с простых задач, и ребенок, и взрослый с увлечением перейдут к более сложным, развивая свою способность думать.
О параметрах
Чтобы оценить гибкость ума, следует проверить, насколько быстро человек мыслит, то есть как много времени ему нужно, чтобы найти правильное решение сложившейся проблемы. Для искусственных задач время обычно ограничивают.
Гибкость – это способность корректировать привычный порядок действий, если того требуют обстоятельства.
Глубину ума описывают как способность проникнуть в суть сложившихся обстоятельств, уловить связи между объектами и определить их логику.
Перечисленные качества присущи любому современному человеку, но в разной степени. Каждое из них может быть развито больше или меньше других. Некоторые способности важнее на практике, другие значимее при решении теоретических задач. Впрочем, на пользу человеку пойдет совершенствование их всех.
Рост и развитие человека, его включение в жизнь общества происходят последовательно, и это сказывается на мышлении. Поначалу ребенку присуще предметно-действенное мышление, постепенно сменяющееся наглядно-образным и абстрактно-логическим, отвлеченным. Мыслительный процесс активизируется, когда человек сталкивается с проблемой, а решение определяется уровнем его развития.