что значит иметь бога в разуме
Иметь Бога в разуме
Прочтение от обратного отрывка из Рим.1:16-32:
Но как они, познав Бога, прославили Его, как Бога, и возблагодарили, и рассуждали о Нем, наполняя себя познанием, и просветлело здравое их сердце, способное видеть правильный путь, находить смысл, рассуждать о полезном и искать плод; они были способны в кротости принимать мудрость Божью, что делало их здравомыслящими и целостными, раскрывая славу и величие непреходящего, не имеющего тления Бога, понимая Его сущность, видя Его образ, не сравнимый ни с чем. Поэтому, согласно Божьим законам, их сердца были освящены, как и они сами. Они были способны распознавать всякую ложь, потому что возлюбили истину Божью, поклонялись и служили Творцу, и понимали место творения в мироздании. Поэтому Бог реагировал на их желание угодить Ему, освящаться, противостать греху и нечистоте, и получили должное воздание в себе самих за свой выбор. И как они заботились о том, чтобы быть наполненными мыслями о Боге, Его сущности и Его делах, делая выбор в Его пользу, то Бог позаботился о том, чтобы их ум был полезным, имеющий высокую квалификацию делать все соответствующее обязанностям человека, подобающее его статусу и высокоморальное. Так что они исполнены всякой праведности, чистоты, честности, жертвенности, доброты, умеют радоваться успехам других, несут жизнь, миролюбивы, имеют кроткий нрав, речь, наполненную благодатью, говорят правду друг о друге, уважительно относятся к другим, любят Бога, ценят и принимают других, скромны, изобретательны на добро, послушны родителям, рассудительны, уважают мнение других, наполнены любовью, ищут мира со всеми, не судят других, а проявляют заботу и милость. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны награды и вечной жизни. Так что продолжают их делать и других одобрят к тому же.
Предал их Бог превратному уму
Речь здесь идет не о неверующих людях, а о верующих. Так как они познали Бога, и не прославили Его, не благодарили, а осуетились в своих мыслях: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» Рим. 1:21. И Бог предал их превратному уму – делать непотребства. Верующие люди не заботились, чтобы держать в своих мыслях Бога, Его Работу. Вследствие чего Бог допускает тот факт, чтобы люди были преданы превратному уму. И они стали делать неугодные Богу вещи. Так устроен человек: то, о чем он много размышляет, определяет его поступки и жизнь. Когда человек имеет в сердце желание угодить Богу, быть в Его труде, тогда ему сверхъестественно даются силы побеждать суету, иметь победу в разуме.
Но, Библия говорит о том, что может произойти обратное даже с уверовавшим человеком: он может осуетиться в своих мыслях. Погрузившись в суету, он может отойти от Божьего проекта. Мы живем среди житейских дел и забот. И это может отвлечь человека от того, чтобы быть внимательным к Слову Божьему, к Его Работе. Неоднократно в Писании можно встретить Слова, где Бог говорит «Помни», «Не забывай», и если народ забывал, то Бог говорил: «Обратитесь и вспомните», «Вспомните дни древние, заповедь, пророков». Господь всегда обращал внимание Своего народа на то, чтобы они бодрствовали, помнили, хранили в разуме своем Слово.
Для церкви есть несколько простых моментов, которые Бог открывал, как помощь, как благословение для нас, чтобы мы могли побеждать суету. Фраза «иметь Бога в разуме» одновременно и понятна и нет. А как это? Как находиться в этом состоянии, чтобы ум не стал превратным, чтобы не делать неугодное перед Богом? Как нам бодрствовать? Господь желает напомнить несколько моментов.
Первый момент: У нас есть записанное Слово, которое говорит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» 1 Тим. 4:16. Хорошо, если бы мы в нашей жизни обращались к Слову постоянно. Понятно, что все мы сильно заняты, но необходимо просить Господа о том, чтобы Он помог нам в течение дня выделить время для чтения Библии. Как бы сильно мы не были заняты, тем не менее мы всегда находим время для того, чтобы напитать свою плоть. Но наш дух также нуждается в пище. Поэтому читайте, размышляйте над Словом, уделяйте этому больше времени. Если нет достаточно времени, то почитайте сколько возможно. Это то, что помогает нам, нашему несовершенному человеку, обуздывает нас, держит в духовных рамках. Написано: «Исследуйте Писания» Ин. 5:39. Когда читаете, посмотрите такие же события, которые упоминаются в других местах, в параллельных местах. Необходимо углубляться в Писания. Это касается всех. Любой может делать это, не надо специального образования, чтобы просто читать Священное Писание. Помните проповедь про Илию и то, что Дух Святой открывал уже нам. Если этому посвящать время, это не так трудно. Заботиться, значит постараться.
Второй момент: Когда вы молитесь на рассвете, приносите жертву благодарности и упование на Бога, помолитесь о том, чтобы Господь проговорил к вам лично. Попросите о силе Крови Христа и откройте Библию в произвольном месте, чтобы Бог дал Слово, над которым можно сегодня размышлять. Если есть такая возможность, прочитайте, один или два стиха, это займет всего одну, две минуты. Это не требование – это возможность для нас. Жертва, которую приносили Богу, состояла из агнца и хлебного приношения. Агнец говорит о жертве Крови Христа, а хлеб – о Слове Божьем. Это очень просто, нужна только небольшая дисциплина. Это благословение для нас, чтобы наш ум не развратился, не был заполнен другим. За день услышал одно, второе, третье, голова пухнет от всей этой информации. В итоге, весь загруженный и расстроенный приходишь на собрание. А можно ведь было и в течение дня иметь победу, размышляя над Словом.
Третий момент касается молитвы. Бог дал ориентацию молиться на рассвете, среди дня, удаляясь от суеты. Это не требует много времени. Просто нужно признать свою зависимость и нужду в Господе. Пусть на короткое время, но нам необходимо придти под покровом Святой крови к Богу, успокоиться у ног Его для того, чтобы Он мог наполнить нас Своей силой, проговорить к нам, ободрить, наставить. Практикуйте это в течение дня, и вы получите удивительное благословение.
Следующий момент, когда мы думаем о нуждах братьев и сестер в церкви. Это то, что должно быть в нашем разуме. Библия говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» Иак. 5:16.Слово Божье говорит: молитесь за других, чтобы в вашу жизнь пришло исцеление и благословение. Мы – одно Тело Христово, поэтому, в течение дня пусть в нашем разуме будут наши братья, сестры, их нужды, их трудности. Мы молимся, и через это в нашу жизнь приходит Его победа.
В послании к Римлянам написано о том, что эти люди делали не так. Они не заботились ни о чем. Суета вокруг, всегда некогда. Некогда помолиться, некогда Слово почитать, некогда вопросить Бога. В итоге, суета захватывает, овладевает и человек лишается благословения. Но Господь приготовил победу для Своей Церкви, и поэтому Бог учит нас. Сейчас мы объединяем то, что открыто Богом для того, чтобы нам побеждать.
Есть еще один важный момент, помнить дела Божьи. Об этом Господь тоже говорил, и напоминал это Израилю: «Помни», «Не забывайте благодеяний», «Помни весь путь, которым Господь провел тебя». Это наш Бог, Который совершил все это среди нас. Мы помним это, храним в памяти, в своем сердце. Мы передаем это нашим детям, так как Господь говорит: «Передайте об этом детям вашим» Иоил. 1:3. Это практический момент – помните и пересказывайте детям свидетельства того, что Бог делает среди нас. Рассказывайте им, какие ответы Бог дает вам на молитвы. Делитесь свидетельством друг с другом. Потому что тогда, мы помним все, что совершает Бог, помним Слово, которое Он говорит. Господь ранее давал нам указание, чтобы мы вспоминали в молитвах то Слово, которое было вчера. Просите, чтобы Господь произвел Свою Работу по этому Слову и чтобы оно ожило в нас.
Никто не должен воспринимать все это, как какое-то правило. Что теперь мы должны выполнять еще пять пунктов. Это естественная жизнь, рожденного свыше человека. Если человек живет лишь для себя, то он имеет свои планы, как в религии, следовательно, ему не до Божьего. Зачем Библию читать, зачем молиться и еще о ком-то другом думать? Своих дел полно. Люди, живущие по плоти, находятся в суете и они никогда не найдут время для этого. У любого неверующего человека, каким бы он хорошим не был, нет времени для молитвы. А для возрожденного человека – это норма, это естественно: «от ранней зари ищу я. » Пс. 62:2, «размышляю о Тебе в [ночные] стражи» Пс. 62:7. Когда не спится, то конечно можно перебирать в памяти рекомендации о том, как быстрее уснуть. А можно и поразмышлять над Словом, можно помолиться о братьях, сестрах, о других церквах, которые в работе Божьей, о нуждах дела Божьего.
Наша забота состоит в том, чтобы нам не уклониться и не стать такими, как этот мир. Бог желает, чтобы мы отличались от людей мира. Весь мир живет заботами лишь о том, что поесть, что попить и во что одеться. Их, прежде всего, волнует собственный комфорт. Но первое, о чем необходимо беспокоиться нам, так это о слове Господнем. И когда Бог видит, что мы ценим то, что Он нам открывает, у Него есть желание и дальше говорить к нам. Если Господь сказал что-то, а для нас это не так важно, тогда какой смысл Ему дальше говорить? Господь желает, чтобы каждый из нас был: «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» Иак. 1:25. Чтобы мы не были теми, которые слушают Его, но при этом живут лишь своими заботами. Бог снова и снова учит нас о том, чтобы мы не забывали, чтобы вспоминали Его Слово, и чтобы оно было для нас истинным сокровищем. Господь желает, чтобы мы заботились иметь Бога в разуме, помышляя о Его Слове, о Его Откровениях.
Что значит иметь бога в разуме
Эти слова Апостола Павла очень точно отображают недуг, поразивший человечество. Мы можем сказать, что многие люди живут в грехах и противятся Божьим заповедям. Это так. Но в этом стихе Господь показывает нам корень проблемы: люди не заботятся иметь Бога в разуме. Как мы видим, разум играет важную роль в духовной жизни человека. Именно состояние разума определяет путь человека.
Когда человек не хочет иметь Бога в разуме, он сам открывается для всякого рода зла и извращений. Если мы не мыслим о хорошем, значит, мы мыслим о плохом. Если человек не хочет размышлять о Боге и подчинять Ему свои мысли, значит, он открыт для мыслей сатаны. О некоторых неверующих людях можно сказать, что они добрые люди и они не могут думать что-то плохое. Что ж, весь вопрос в том, что мы называем «плохим». Если люди отвергают своего Творца и не хотят иметь с Ним дело, то какими бы они хорошими ни были в глазах людей, их мышление подчинено дьяволу. То же самое можно сказать по отношению к верующим людям, которые по каким-то причинам не помышляют о Боге и не заботятся иметь Бога в разуме.
Возможно, эти слова кого-то обижают. Но я пишу об этом не для того, чтобы кого-то обидеть, а чтобы пробудить. Если мы, познав Бога, перестаём обращать на Него внимание, то мы, сами того не замечая, можем оказаться в плену у врага, давая ему место в своём разуме. При этом человек может думать, что он не живёт в грехе, и не делает чего-то явно оскорбляющего Бога, и поэтому дьявол не может его контролировать. Однако так уж устроен наш разум, что он нуждается в руководителе. Как я говорил в предыдущем выпуске, наш разум не способен контролировать всё, что с нами происходит. Более того, он не может вычислить и проверить всю информацию, которую мы в него «загружаем». Поэтому, если мы не заботимся иметь Бога в разуме, нашими мыслями будет управлять кто-то другой.
Иметь Бога в разуме не так уж сложно. Речь не идёт о каком-то супердуховном состоянии. Нужно просто признавать авторитет Бога и Его Слова в своей жизни. Всё, что Бог говорит, нужно научиться принимать, как абсолютную истину. Даже если мы чего-то не понимаем (а мы вряд ли сможем всё понять, пока живём в этом мире), нам всё равно нужно признавать Его слова, как высший авторитет. Так мы сможем уберечь свой разум и всю свою жизнь от многих искушений.
Апостола Павла послание к римлянам 1:28
Толкования:
Амвросиаст
Блаж. Августин
Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.
Блаж. Феодорит Кирский
Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам. Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал. Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились, то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог, некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.
Лопухин А.П.
См. также Толкование на Рим. 1:18
Ориген
Комментарии на Послание к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Исидор Пелусиот
Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.
Прп. Нил Синайский
Свт. Геннадий Константинопольский
Свт. Григорий Нисский
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым
Свт. Феофан Затворник
И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная
Якоже не искусиша имети Бога в разуме. Иметь Бога в разуме — значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει — может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.
Не искусиша, ούκ έδοκίμασαν, — не искусились, не сумели, даже более, — не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, — того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.
Сего ради предаде их Бог. — Опять: предаде. Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24 ), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26 ), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная. Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде, — а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, — но говорит: якоже не искусиша, — то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам. Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».
Предаде в неискусен ум творити неподобная. Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, — действующий недостодолжно или творящий неподобная. По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд. Так онеискусился ум! Не искусиша — и: неискусен — не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху — наказания, νους, — владычественная сила, то же, что дух — отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть — ведение воли Божией — и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума — и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия. Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».
Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал. 5, 19 — 21 ) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2Тим. 3, 2 — 5 ), — в том и другом производя их от преобладания чувственности. — В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 1:28
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым
Гомилии на Послание к Римлянам.
Свт. Григорий Нисский
А о том, что нет никакого различия между сокрытыми внутри [души] пороками и пороками явными, открыто прославляющимися, говорит апостол, сочетая и сополагая их: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей… обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти. Видишь, как [апостол] злонравие, гордыню и остальные из скрытых [грехов] соединяет в одно целое с убийством, корыстолюбием и всеми подобными им [явными грехами]? И Сам Господь говорит: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15) и: всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11). И Премудрость глаголет: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5). И много [подобных изречений,] обличающих сокрытые в душе страсти, можно найти в других [Священных] Писаниях.
О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.
Свт. Феофан Затворник
И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная
Якоже не искусиша имети Бога в разуме. Иметь Бога в разуме — значит: и памятовать о Нем, содержать Его в уме и в сознании, с соответственными тому религиозными чувствами и расположениями, и иметь о Нем здравые понятия, истинно о Нем умствовать, истинное содержать исповедание веры. Έν έπιγνώσει — может означать то и другое. Язычники сначала, по причине осуечения, стали забывать Бога, а забывая, омрачаться и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия рождали еще большее богозабвение, а большее богозабвение вело еще к более неправым о Нем понятиям.
Не искусиша, ούκ έδοκίμασαν, — не искусились, не сумели, даже более, — не делали опытов, не старались, не поставляли сего целию своей жизни, — того, то есть, чтоб помнить о Боге и заботиться об угождении Ему и чтоб истинное хранить о Нем ведение.
Сего ради предаде их Бог. — Опять: предаде. Сначала предал их похотям сердец (см.: 1, 24), потом в страсти бесчестия (см.: 1, 26), а здесь: в неискусен ум, творити неподобная. Какая постепенность ниспадения! Она шла естественным порядком, но как и этот порядок низвращения коренится в законах естества, кои от Бога; то Апостол прямо относит его к Богу, как к непосредственно действующей причине, или карающему правосудию Его. Блаженный Феофилакт пишет: «вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предаде, — а причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. Оскорбление, говорит, причиненное Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поелику не познали, — но говорит: якоже не искусиша, — то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики (не тела, не вещественного организма, как думали манихеи), но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум; ибо отвращение Бога и оставление Им называется в Писании преданием. Бог предал их. Почему? Потому что они не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его». «Ибо если бы восхотели знать Его (продолжим словами Феодорита), то последовали бы Божественным законам. Но поелику отреклись Творца, то совершенно лишились Его промышления; а потому небоязненно отважились на пороки разного рода».
Предаде в неискусен ум творити неподобная. Неискусный ум, не умеющий действовать достодолжно и, вследствие сего, так как он не действовать не может, — действующий недостодолжно или творящий неподобная. По природе ум ведает, что добро и что зло, что право и что неправо, и умеет действовать соответственно тому. Но жизнь чувственная низвратила его, и он стал называть доброе лукавым и лукавое добрым. У язычников и в законодательство вошло много вопиющих неправд. Так онеискусился ум! Не искусиша — и: неискусен — не игра слов, а современное соответствие следствия причине, или греху — наказания, νους, — владычественная сила, то же, что дух — отражатель богоподобия, вдунутый в лицо человека. В нем укоренены чувства Божества и правды Его, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятию о Боге и оживляет совесть — ведение воли Божией — и сообщает ей энергию. Когда память о Боге выходит из ума — и боговедение омрачается ложью, страх Божий слабеет, а от ослабления страха Божия слабеет и совесть. Вследствие сего чувственность возвышает голос и увлекает вслед себя. Совесть восстает сначала, но ее не слушают, а заставить себя слушать она не имеет силы, по причине отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь. Она потом и смолкает. Вместо нее начинает писать законы чувственность, руководимая самостию. И пошли всякого рода неподобия. Склоняется на это наконец и ум владычественный и только придумывает ложные начала в оправдание неправостей жизни. В древности пленных царей употребляли вместо подножки, когда садились на лошадь. Это очень хорошо изображает показанное состояние ума. Святой Златоуст говорит: «поелику ум их стал превратен, то у неисправного ездока все пришло в беспорядок и смятение».
Выразив эту общую мысль о том, как развилась неподобная жизнь, Апостол за тем показывает, в каких действиях она выражалась, перечисляет самые пороки, заправлявшие порядками жизни. Подобное сему перечисление делает святой Павел в Послании к Галатам (см.: Гал. 5, 19 — 21) и в Послании Втором к святому Тимофею (см.: 2 Тим. 3, 2 — 5), — в том и другом производя их от преобладания чувственности. — В перечислении не видится порядка: можно думать, что Апостол выставляет преимущественно то, что римляне видели своими глазами среди своих сограждан и в чем иные из них до обращения, может быть, сами были виноваты.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Свт. Геннадий Константинопольский
Фрагменты.
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Исидор Пелусиот
Писал ты: по какой причине предаде их Бог в неискусен ум. Посему скажу: если прочтешь следующее за сим, то узнаешь и избавишься от всякого недоумения, ибо сказано: исполненных всякия неправды (29). Апостол, назвав сим родовым именем всякий порок, в последующих словах перечисляет виды пороков. Посему, если Он предал уже исполненных неправды, и не с тем, чтобы исполнились, то сделал ли что-либо неуместное? Но если почитаешь это неясным, хотя оно и ясно, то попытаюсь истолковать яснее.
Не сказал Апостол: «поскольку преданы, то исполнились», или еще: «преданы, чтобы исполнились», но говорит: предаде исполненных, то есть оставил, лишив Своей помощи, как военачальник воинов, не повинующихся его приказаниям, но по собственной своей воле уступивших над собою победу, оставляет, лишая их Своей мудрости. Поскольку они сами себя исполнили всякого порока, то Бог по справедливости предал их оставлению, не насильно приведя в неискусен ум, но попустив предаться оному.
Письма. Книга II.
Прп. Нил Синайский
Письма на разные темы. Постельничему Фаустину.
Блаж. Августин
Всякий, кто следует за пагубной сластью бесчестия и пытается устранить тех, кто ему в этом препятствует, движется к злодеянию.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Блаж. Феодорит Кирский
Если бы язычники захотели узнать Бога, то последовали бы божественным законам. Но поскольку они отреклись от Творца, то были совершенно лишены Его попечения.
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вот в третий раз повторяет ту же мысль и употребляет то же слово, говоря: предал. Причиною того, что они оставлены Богом, везде представляет нечестие людей, как и теперь поступает. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их страсти. Оскорбление, говорит, причиненное ими Богу, было не грехом неведения, но намеренным. Ибо не сказал: поскольку не познали, но говорит: и как они не заботились, то есть решили не иметь Бога в разуме и добровольно избрали нечестие. Значит, грехи их суть грехи не плоти, как утверждают некоторые еретики, но неправильных суждений. Сначала они отвергли познание Бога, а потом уже Бог попустил им вдаться в превратный ум. Чтобы лучше истолковать выражение предал их Бог, некоторые из отцов воспользовались прекрасным примером. Они рассуждают: когда кто-нибудь, не желая видеть солнце, закрывает глаза и потом падает в яму, мы говорим, что не солнце, которого он не видит, ввергло его в яму, что человек упал в яму не от того, будто солнце ввергло его туда в сердцах, но от того, что оно не осветило его глаз. А почему оно не осветило его глаз? Потому что он закрыл глаза. Так и Бог предал их постыдным страстям. Почему? Потому что люди не познали Его. А они почему не познали Его? Потому что не рассудили и не решили познать Его.
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
В третий раз мы видим, что апостол говорит: предал их Бог (см. Рим. 1:24, 26, 28 ). Он называет первую причину того, что Он их предал: Они, познав Бога, не прославили Его (Рим. 1:21)… Вторую причину он называет, когда говорит: Они заменили истину Божию ложью (Рим. 1:25)… Во второй раз, однако, Бог предал их за более мерзкие преступления, так как женщины их заменили естественное употребление… Третью причину того, что Бог предал их [превратному уму], апостол приводит, говоря: И как они не заботились иметь Бога в разуме (Рим. 1:28), а также перечисляя вслед за этим прочие преступления.
Комментарии на Послание к Римлянам.
О молитве.
Амвросиаст
Комментарий на Послание к Римлянам.