что значит статус кафедральный собор

Кафедральный собор

Содержание

Значение статуса

Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм, тогда этому новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора.

Таковыми в Москве, например, именуются бывшие патриаршие соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский в Кремле, Покровский (Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Иоанном Грозным в ознаменование взятия Казани, Богоявленский (Елоховский) и др.

В принципе, собор по размерам может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом праздничные) совершаются собором духовенства, т.е. в штате храма несколько священников (в идеале-12 помимо настоятеля, в образ Христа и 12-ти Апостолов). Но многочисленное духовенство бывает как правило в кафедральных соборах, в главных храмах епархии (например при титуле «митрополит Смоленский и Калининградский» кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где в определенные моменты службы стоит епископ. В приходских храмах (в городских непременно) как правило, имеется выносная кафедра, обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города (особенно в наше время, после разрушения многих храмов) может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры), и священников там 2-3 (в лучшем случае). В монастыре же (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм.

Источник

Что означает слово кафедральный собор

Православие всегда славилось своими великолепными храмами. С давних времен, славяне старались строить церкви красивыми с золотыми куполами и особенной росписью икон, в основе которой часто была мозаика. Достаточно посмотреть на храмы Киево-Печерской и Почаевской Лавр. Но особенно красой увенчивались храмы со статусом кафедральный собор. Этот статус получал далеко не каждый храм.

В древности и в наши дни статус собора получают те храм, где находиться кафедра епископа и в них постоянно совершается архиерейское богослужение. Также собором может стать храм, который находится в большом городе (без епископской кафедры), в монастыре. Такой главный храм определенного города, или монастыря будет называться собором. Если есть кафедра епископа, то к слову собор добавляется приставка кафедральный. Самые известные соборы Украины это: Успенский Собор Киево-Печерской Лавры, Собор Святого Александра Невского в г. Ялта, Собор Святой Софии г. Киев, Свято-Успенский Собор Почаевской Лавры.

Статус собора дается по благословению правящего епископа однажды и на все время.

Как выбирают кафедральный собор?

Возникает вопрос: «По каким критериям определяют, что храм может стать собором?». Критериев существует несколько. Во-первых, как уже было сказано выше собором становиться храм, где есть епископская кафедра. Во-вторых, воскресные богослужения, особенно богослужения праздничные совершаются собором священников, которых, как правило, не меньше двенадцати.

Это символическое число означает двенадцать апостолов. Поскольку епископ образ Христа, то его, как и Христа должны окружать двенадцать апостолов. Кстати, в некоторых соборах архиерейская кафедра стоит, постоянно, в средней части храма. Кафедра – это специальная конструкция, которая представляет собой возвышение в виде квадрата, на котором во время определенных моментов богослужения находится епископ. В основном такая епископская кафедра бывает переносной. Ставиться она в храме только на время архиерейского богослужения. По окончании богослужения она забирается и ставиться где то в стороне храма, чтобы не мешать людям. Следует заметить, что в последнее время бывают архиерейские кафедры в небольших по размерам храмах, где служит всего два-три священника. Видимо, это связано с тем, что в настоящее время присуща тенденция к увеличению количества епископата Церкви.

Источник

Кафедральный собор

Кафедра́льный собо́р – в разных кон­фес­сиях храм, в кото­ром рас­по­ла­га­ется епи­скоп­ская кафедра и где насто­я­те­лем явля­ется сам епи­скоп. Кафед­раль­ный собор, как пра­вило, явля­ется глав­ным храмом епар­хии.

что значит статус кафедральный собор

Про­ис­хож­де­ние слова

Слово собор про­ис­хо­дит из ста­ро­сла­вян­ского языка и озна­чает «собра­ние, съезд». Уместно пред­по­ло­жить, что собо­ром стали назы­вать тот храм, где всегда вместе с епи­ско­пом слу­жило много свя­щен­ни­ков. В наше время помимо кафед­раль­ных собо­рами часто назы­вают глав­ные храмы внутри мона­стыря (напр. Успен­ский собор Троице-Сер­ги­е­вой Лавры) или церкви, име­ю­щие особый статус (напр. Собор Покрова на Рву, более извест­ный как храм Васи­лия Бла­жен­ного). Статус собора церкви при­сва­и­ва­ется раз и навсе­гда.

Слово кафедра (καθέδρα) гре­че­ского про­ис­хож­де­ния и озна­чает оно «сиде­нье, седа­лище; сиде­ние». Уже во вре­мена древ­него хри­сти­ан­ства в храмах для пред­сто­я­те­лей стали устра­и­вать почёт­ные седа­лища в абси­дах алта­рей на воз­вы­ше­нии, о чём сви­де­тель­ствует архи­тек­тура древ­них бази­лик и ката­комб­ных церк­вей. Окрест него рас­по­ла­га­лись седа­лища (стулья) для свя­щен­ни­ков. Место и способ рас­по­ло­же­ния выбрано не слу­чайно – оно соот­но­сится с виде­нием Иоанна Бого­слова, кото­рое он опи­сы­вает в 4 главе Откро­ве­ния: «И тотчас я был в духе; и вот, пре­стол стоял на небе, и на пре­столе был Сидя­щий; и Сей Сидя­щий видом был подо­бен камню яспису и сар­дису; и радуга вокруг пре­стола, видом подоб­ная сма­рагду. И вокруг пре­стола два­дцать четыре пре­стола; а на пре­сто­лах видел я сидев­ших два­дцать четыре старца…».

Почти сразу слово кафедра стало одним из сим­во­лов епи­скоп­ской власти. Тер­тул­лиан в сочи­не­нии «О пре­скрип­ции против ере­ти­ков» упо­треб­ляет сло­во­со­че­та­ние апо­столь­ская кафедра, имея ввиду пре­ем­ствен­ность епи­скоп­ской власти помест­ных церк­вей от апо­сто­лов.

Во многих евро­пей­ских языках поня­тие кафед­раль­ный собор эти­мо­ло­ги­че­ски напря­мую свя­зано со словом кафедра (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral). В совре­мен­ном цер­ков­ном языке кафед­рой может назы­ваться ста­ци­о­нар­ное или пере­нос­ное воз­вы­ше­ние в центре храма, куда епи­скоп выхо­дит в опре­де­лён­ные моменты бого­слу­же­ния, а также в пере­нос­ном смысле епар­хия, мит­ро­по­лия или город, кото­рым управ­ляет епи­скоп.

Наи­бо­лее извест­ные кафед­раль­ные соборы хри­сти­ан­ских кон­фес­сий в Европе

В Москве всем хорошо изве­стен храм Христа Спа­си­теля. Полное его назва­ние Кафед­раль­ный собор­ный храм Христа Спа­си­теля. Храм имеет тра­ги­че­скую исто­рию. Первое здание собора была завер­шено к 1881 г. Но в 1931 г. в надежде иско­ре­нить пра­во­сла­вие он был взо­рван по при­казу совет­ской власти и впо­след­ствии на его месте был построен бас­сейн «Москва». Однако в 1980-ых годах появи­лось дви­же­ние за вос­со­зда­ние храма и в 2000 году состо­я­лось вели­кое освя­ще­ние Храма Христа Спа­си­теля пат­ри­ар­хом Алек­сием II, когда он пред­стал перед все­об­щим взором в небы­ва­лом вели­ко­ле­пии и до сих пор явля­ется глав­ным храмом г. Москвы.

В Храме Христа Спа­си­теля ныне служит пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. А после его раз­ру­ше­ния и до его вос­со­зда­ния пат­ри­ар­шая кафедра нахо­ди­лась в Ело­хов­ского Бого­яв­лен­ском соборе. О его суще­ство­ва­нии известно с 1845 г. Сейчас он явля­ется кафед­раль­ным собо­ром Мос­ков­ской город­ской епар­хии. У входа в собор висит памят­ная таб­личка о кре­ще­нии в нём в 1799 г. Алек­сандра Сер­ге­е­вича Пуш­кина.

Глав­ный като­ли­че­ский кафед­раль­ный собор – это собор свя­того Петра в Риме. Долгое время был самой боль­шой хри­сти­ан­ской цер­ко­вью в мире, поскольку на всей тер­ри­то­рии собора внутри и сна­ружи одно­вре­менно могут участ­во­вать в бого­слу­же­нии до 75 000 чело­век. Под алтар­ной частью поко­ятся мощи свя­того апо­стола Петра, над кото­рыми по при­ка­за­нию импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого воз­вели первую бази­лику в 326 г.

Бер­лин­ский собор – одна из досто­при­ме­ча­тель­но­стей Бер­лина и кафед­раль­ный собор Еван­ге­ли­че­ской церкви Гер­ма­нии. Он стро­ился несколько лет и был достроен в 1905 г., но во время Второй Миро­вой войны постра­дал и открылся вновь после рекон­струк­ции в 1993 г. Выпол­нен в стиле барокко и явля­ется усы­паль­ни­цей для цар­ской дина­стии Гоген­цол­лер­нов.

Собор святой Софии, Пре­муд­ро­сти Божией г. Стам­була (бывш. Кон­стан­ти­но­поля). Пер­во­на­чально храм святой Софии был воз­двиг­нут в IV в., затем, как утвер­жда­ется, после пожара, был воз­двиг­нут другой, а после того, как и он под­вергся дей­ствию огня, – оче­ред­ной; после того, как сгорел в пожаре и он, ещё один — вели­че­ствен­ный. Он был зало­жен при ини­ци­а­тиве импе­ра­тора Юсти­ни­ана, в VI в. На про­тя­же­нии дол­гого вре­мени этот собор был кафед­рой Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, кото­рый имеет титул Все­лен­ский и счи­та­ется primus inter pares, т.е. первым среди равных. С этим собо­ром свя­зано огром­ное коли­че­ство важ­ней­ших собы­тий для пра­во­слав­ной церкви. После паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 г. этот храм стал собор­ной мусуль­ман­ской мече­тью. Убран­ство храма изоби­лует древними моза­ич­ными изоб­ра­же­ни­ями извест­ных святых. Но глав­ная его осо­бен­ность – это отсут­ствие колонн в цен­траль­ной части, поскольку купол дер­жится на ароч­ных кон­струк­циях. Такое архи­тек­тур­ное реше­ние можно назвать шедев­ром архи­тек­тур­ной мысли для своего вре­мени. К сожа­ле­нию, сейчас собор — это Боль­шая мечеть Айя-София. Долгое время она была музеем, однако в 2020 г. в ней воз­об­но­ви­лись мусуль­ман­ские бого­слу­же­ния, что не ума­ляет её исто­ри­че­ской цен­но­сти для пра­во­сла­вия.

Источник

Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

Что такое «кафедральный собор»

что значит статус кафедральный собор

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

что значит статус кафедральный собор

У православного храма выделяют три части:

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

что значит статус кафедральный собор

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

что значит статус кафедральный собор

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Источник

РАЗЛИЧНЫЕ СТАТУСЫ ХРАМОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

что значит статус кафедральный собор
Современный человек, заходя в православный храм, редко задается мыслью о том, каков статус этого храма. Он воспринимает его просто как Дом Божий, место сугубой церковной молитвы, куда человек приходит, чтобы помолиться, научиться, получить духовное наставление и поддержку, принести жертву и покаяние. Это вполне правильное восприятие храма, но было бы неверным игнорировать статус данного храма, ибо он проясняет очень многое. Статус диктует прихожанину некоторые нормы поведения, не соблюдая которые человек может неправильно себя вести, не получить просимое, нанести обиду или неудобство окружающим и в результате повредиться духовно. Как во Вселенской Церкви, так и в Русской Православной Церкви за ее тысячелетнее существование выкристаллизовались примерно десять статусов храмов. Давайте подробно их рассмотрим.

Приходские храмы

Приходы созданы исключительно для духовного окормления мирян. Более короткий богослужебный устав приходских храмов приспособлен под потребности разных прихожан. Престарелые, больные люди, прихожане с маленькими детьми, люди, активно работающие и потому не имеющие времени на посещение длительных богослужений, являются для приходского храма самыми обычными посетителями. На них и рассчитан весь распорядок жизни прихода. Кроме того, на приходе могут существовать различные кружки, кассы взаимопомощи, организации по оказанию помощи больным и престарелым людям, многодетным семьям. Люди, приходящие в приходской храм, являются своего рода большой семьей, во главе которой стоит настоятель прихода. В приходе действует приходской совет, состоящий из активных прихожан. Как правило, председателем приходского совета является сам настоятель. Ему в помощь избираются староста и казначей, которые помогают настоятелю вести административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Также приходской совет избирает ревизионную комиссию, которая инспектирует финансовые средства прихода.

Кафедральные соборы

Кафедральный собор – это главный храм епархии или митрополии. Как правило, это храмы большого размера и богато украшенные, заметно выделяющиеся среди прочих городских храмов. В соборе служит «собор священников», то есть несколько священников – от этого храм и получил такое название. А кафедральным он называется потому, что в нем находится кафедра правящего архиерея. Это представительский храм, в котором богослужения совершаются наиболее пышно. В нем возглавляет богослужение и проповедует митрополит или епископ, который и является настоятелем собора. От его имени хозяйственную деятельность в соборе ведет архиерейский наместник или ключарь. Часто собор посещают власти города, области или страны. Приходят в собор и делегации других поместных Церквей и иных христианских конфессий. В соборе также существует приходской совет и прихожане. Но все же определяющую роль играет мнение епископа, и вся богослужебная и представительская деятельность кафедрального собора бывает продиктована, прежде всего, потребностями и нуждами митрополии или епархии. Хотя прихожане и являются основной паствой кафедрального собора, его представительский статус требует от них более осмысленного поведения. Например, бывает не очень удобно, когда митрополит говорит проповедь, приветствует делегацию или обращается со словом к Президенту или губернатору, а в это время в соборе наперебой плачут младенцы. При этом мамы не считают нужным уйти с детишками из храма, потому что им самим интересно, и не только совершенно не обращают внимания на нарушение храмового благочестия, но и не понимают, что просто мешают говорить и тем самым снижают представительский уровень собора. Обычно для причащения плачущих младенцев следует выбирать или раннюю литургию в соборе, на которой не бывает архиерея и торжественных приветствий, либо тихий приходской храм рядом с домом, но уж никак не кафедральный собор. Это вопрос церковной культуры. К сожалению, его не все понимают. Также не стоит расстраиваться и собирать подписи под жалобой, если вы увидите, что Президента, губернатора, благотворителя храма или какую-то делегацию поставят на особые почетные места или вас попросят уступить им место – этого требует представительский статус кафедрального собора.

Монастыри

Монастырские храмы принадлежат братии обители. Братия являются своего рода прихожанами своих храмов. Некоторых из братии благословляют на принятие священного сана, и эти иеромонахи и иеродиаконы совершают богослужение в храмах своей обители. Настоятелем всех монастырских храмов является игумен монастыря. Богослужения в монастырских храмах более продолжительные и соответствуют полному богослужебному уставу. Тем не менее, миряне очень любят стройное и продолжительное монастырское богослужение и посещают монастыри как паломники. Также миряне находят себе духовников среди монашествующих. Надо заметить, что миряне, не являясь членами монастырского братства, допускаются в монастырские храмы по христианской любви. Но это налагает на них обязанность, приходя в монастырский храм, вести себя особым образом, по-монашески. В отправлении монастырских богослужений и других мероприятий миряне не учитываются, потому что они не являются членами братии, хотя часто монастыри, имеющие возможность заниматься просветительской деятельностью, устраивают детские литургии, литургии для глухонемых, кормят бедных людей, устраивают семинары и конференции. Например, считается не очень приличным приводить маленьких детей в женские монастыри, потому что монахини, дав обет безбрачия и отказавшись от материнства, испытывают серьезную духовную брань, видя младенцев. Также в монастырях не принято совершать венчание и не всегда совершается крещение по причине того, что человек должен обнажать тело в момент погружения в купель. Поэтому требовать совершения этих таинств в монастырских храмах не следует.

Ставропигиальные монастыри

Они получили свое названия от греческого слова «ставрос», что означает «крест». Это так называемые крестовые или патриаршие монастыри. Несмотря на то, что они находятся на территории епархий, они подчиняются не местному архиерею, а исключительно Патриарху. Настоятель монастыря является патриаршим наместником. Эти монастыри дошли до нас из древних времен, когда Церковь боролась с ересями. Если проповедниками ересей были епископы, патриархи учреждали для борьбы с ересями подчиненные себе монастыри и направляли в них своих преданных последователей. В настоящее время вопрос борьбы с древними ересями утратил свою прежнюю актуальность, и ставропигиальными традиционно являются самые прославленные монастыри. Это позволяет привлечь в них более передовой контингент братии и быстрее найти средства для восстановления обителей. Ставропигиальных монастырей в Русской Церкви двадцать семь. Среди них такие прославленные обители как Троице-Сергиева Лавра, Валаамский и Соловецкий монастыри, Оптина пустынь и многие другие.

Монастырские подворья

Часто монастыри находятся в отдаленных местах: в глухих лесах, в горах, на островах и просто в большом отдалении от городов. Это затрудняет доступ паломников, возможность собирать пожертвования, на которые живет монастырь. Также возникают проблемы с тем, где остановиться братии и игумену, когда они приезжают в епархиальный город. Для этого монастырям даются подворья, которые являются их представительствами в городах. Там часто останавливается игумен, когда приезжает в город для встречи с правящим архиереем или для заключения договоров по проведению работ в монастыре, а также для встречи с благотворителями. Братия, которая имеет нужду приехать в город для лечения, сдачи экзаменов в семинарии и по другим послушаниям также может поселиться не в светской гостинице, где для насельника монастыря может быть много искушений, а в келье на подворье. Обычно богослужение подворья носит оттенок монастырского устава и монастырских особенностей, но численно в подворских храмах больше мирян. Богослужение на подворье совершают или братия обители, или приглашенные для этого городские священники. Подворье полностью подчиняется игумену монастыря, хотя формально его может возглавлять начальник или настоятель подворья. Все средства, полученные подворьем, поступают в распоряжение игумена, и он сам решает, сколько оставить для жизнедеятельности подворья, а сколько направить на жизнеобеспечение отдаленного монастыря. Прихожане подворья, как правило, активно помогают и подворью, и монастырю в различных направлениях их деятельности.

Скиты

Тех насельников обители, которым удается стяжать устойчивый навык молитвы и обрести любовь, стараются оградить от многих монастырских попечений и направить в скит для большего утверждения в молитве. Скиты – это уединенные маленькие монастырьки в монастыре. Часто они расположены в еще более глухих и отдаленных местах, чем монастыри. Там меньше работают и больше молятся. Богослужение в скитах совершается не ежедневно. Ежедневно братия читают только свои правила. У кого-то это молитва Иисусова, у кого-то полный круг суточного богослужения, который совершается келейно беспоповским чином. И только в воскресные дни в скитском храме бывают богослужения. На двунадесятые праздники скитяне отправляются в главный храм обители, хотя среди них есть и такие, которые никогда не покидают скитскую ограду. С доступом мирян в скиты дело обстоит гораздо сложнее. Существуют строгие скиты, в которые миряне никогда не допускаются и в которых бывает постоянный пост в пище. Существуют скиты, в которые их допускают очень редко только по благословению игумена. В некоторые скиты не допускают женщин или допускают только один раз в год на престольный праздник скитского храма. А существуют открытые скиты, куда допускают всех и всегда. Цель скитской жизни – уединение и сосредоточение на молитве. Мирянам при посещении скитов надо быть крайне внимательными, чтобы не вносить в скитскую жизнь мирскую суету.

Отшельники

Братия, которые преуспели в скитской жизни и имеют намерение вести уединенный образ жизни, получают благословение на отшельничество, но это редкое явление. Когда благословение дано и подвижник не очень стар и здоров физически, он поселяется один. Если же монах престарелый и физически немощный, ему дают в помощники келейника. Некоторые отшельники никогда не совершают богослужений, а молятся только по четкам. У некоторых имеются антиминсы или маленькие домовые храмы. Там они изредка совершают Божественную литургию. Доступ мирян к отшельникам бывает крайне редко и только по благословению игумена монастыря. Хотя бывают такие любвеобильные старцы, которые регулярно принимают мирян, но их уже, пожалуй, трудно назвать отшельниками.

Домовые храмы

Существует целый ряд домовых храмов, которые устраиваются в разных учреждениях, как то: институтах, академиях, семинариях, министерствах, больницах. До революции домовые храмы устраивали в своих особняках богатые дворяне. Конечно же, существовали домовые храмы и во дворцах августейших особ. Постоянное духовенство было приписано только к дворцовым храмам. Все остальные домовые храмы не имели постоянного причта, а хозяин приглашал в них священников из других храмов. Это были эксклюзивные храмы, и все уставы в них подчинялись пожеланиям хозяина дома. Обычно богослужения совершались там в праздничные дни, дни именин и юбилеев хозяина и его семьи, а также в траурные дни. В семинарских храмах богослужения ведутся по церковному уставу. Настоятелем храма является ректор семинарии. Богослужение и обслуживание семинарского храма ложится на плечи семинаристов. Также семинарский храм используется для прохождения богослужебной практики учащимися семинарии. В семинарский храм часто заходят благочестивые девушки в поиске спутника жизни среди семинаристов, желающих в будущем принять священный сан, ведь чтобы принять сан, выпускник должен сначала жениться. Понятно, что все уставы семинарского храма подчинены учебному процессу и богослужебной практике. Миряне, ходя в семинарские храмы, приходят туда в гости, потому что основной паствой семинарского храма являются учащиеся духовной школы.

Зарубежные Представительства (Миссии) и подворья

Подобно тому, как государства взаимно обмениваются посольствами, Поместные Православные Церкви тоже обмениваются между собой церковными посольствами. Для этой цели создаются зарубежные Представительства и подворья. Их настоятели являются Представителями Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе иной Поместной Православной Церкви. В свою очередь братская Поместная Церковь присылает своего Представителя в Москву, и Московский Патриархат выделяет один из своих храмов под Представительство этой Церкви. Русская Православная Церковь имеет своих Представителей при Патриархах Александрийском и всей Африки, Антиохийском, Иерусалимском, Сербском, Болгарском, Чешских земель и Словакии, а в Москве, в свою очередь, присутствуют Представители всех этих Церквей. Такие зарубежные подворья Русской Православной Церкви совершают богослужения по особому расписанию, их паствой являются подданные тех стран, на которые распространяется юрисдикция Русской Православной Церкви, проживающие в той стране, где учреждено зарубежное Представительство. Доступ на богослужения открыт для всех. Обычно на этих подворьях проводятся различные мероприятия, связанные с культурой и историей страны, которую представляет подворье. Вполне естественно, что на таком подворье важное место занимает и национально-патриотическая тематика, потому что русские люди, живущие заграницей, придя в русский посольский храм, желают найти в нем не только христианское вероучение, но и соприкоснуться с островком своей родины, осознать свою национальную идентичность.

Посольские храмы

Такие храмы основываются на территории другой Поместной Православной Церкви или инославного государства по благословению Первоиерарха Поместной Церкви или с разрешения главы того государства, где нет Поместной Православной Церкви. Посольские храмы создаются исключительно ради духовного окормления сотрудников посольства. Если храмы не находятся на закрытой посольской территории, то в них допускаются и местные жители. Обычно правительство неправославных или нехристианских стран пристально следит за тем, чтобы посольские храмы не занимались прозелитизмом, не переманивали к себе их прихожан, не привлекали к переходу в свою веру. Синоды Поместных Православных Церквей также следят за тем, чтобы их паства не переходила в храмы иной Церкви. В русских посольских храмах обычно служат священники из России, направленные в страну пребывания в командировку подобно дипломатам. Иногда им поручается исполнять церковно-дипломатическую миссию, а иногда они заняты исключительно своими пастырскими обязанностями внутри посольства. Священнодействовать или окормлять местных жителей вне своего посольского храма им строжайше запрещено. На это требуется благословение Главы Поместной Православной Церкви. Из-за нарушения этого запрета может разыграться серьезный межцерковный конфликт. Посольские священнослужители подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, а административные сношения осуществляют через Управление по Заграничным Учреждениям Московской Патриархии, возглавляемое архиереем.

Русский посольский храм в Софии

Был учрежден сто лет назад как посольский храм и находился на территории Посольства Российской Империи в Софии. Целью его создания было духовное окормление сотрудников русского посольства. Священники в храме были русскими. После революции 1917 года храм наполнили русские священники-эмигранты. Среди них оказался и приснопамятный архиепископ Богучарский Серафим (Соболев). Только в 1980 году на русском подворье появился первый болгарский священник протоиерей Мина Минчев. Потом стало доброй традицией, что на подворье стали служить священники Болгарской Церкви. Позднее храм получил статус Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии, а настоятель подворья стал Представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, то есть церковным послом.

Со временем русский храм полюбили и стали посещать болгары, которых привлекает красота русского богослужения и русская литургическая практика, а также, несомненно, место погребения великого духовника святителя Серафима (Соболева).

В настоящий момент, если быть точным в церковно-юридическом и каноническом отношении, паствой русского храма являются сотрудники посольств Российской Федерации, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана и прочих стран, которые расположены на канонической территории Русской Православной Церкви, а также все жители Болгарии, которые, не имея болгарского гражданства, являются гражданами вышеупомянутых стран. Подданные же Болгарии являются чадами Болгарской Православной Церкви и приходят в русский храм в гости. При этом традиция относиться ко всем приходящим в храм с позиций любви и гостеприимства вполне допускает участие чад Болгарской Церкви в таинствах и богослужении, тем более что на это всегда было и есть благословение Святейшего Максима, Патриарха Болгарского, и Святого Болгарского Синода. Сам храм святителя Николая как недвижимое имущество является собственностью Правительства Российской Федерации.

Однако нелишне заметить, что статус гостя все же налагает на приходящих обязанность вести себя соответствующим образом. Было бы странно, если русский священник или мирянин, придя в болгарский храм, стал бы вести себя как хозяин, чего-то требовать, чем-то распоряжаться, с чем-то не соглашаться, предъявлять ультиматумы, требовать от Болгарского Патриарха отозвать того или иного священника. Так же странно звучат подобные требования болгар по отношению к духовенству и статусу русского храма.

Архимандрит ИСИДОР (Минаев),

Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *