Что значит ябеда корябеда
Что на самом деле означают «ябеда-корябеда» и 6 других рифм из нашего детства
В детстве у нас были готовы рифмы на любой случай. Поссорились с другом? Обменялись дразнилками. Необходимо помириться? Для этого был целый примирительный ритуал, который сопровождали стихотворные строчки, конечно же. Никто не хочет быть водящим в игре? Всегда есть выход — считалочка. Детский фольклор был универсальным языком ребятни всей страны. Хотя в регионах были свои вариации известных выражений.
AdMe.ru решил немного поностальгировать и заодно выяснить, что же все-таки скрывается за рифмами из нашего детства.
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»
© Cheryl Holt / Pixabay, © Depositphotos, © Showdown in Little Tokyo / Warner Bros.
Будучи детьми, сколько раз в день мы обижались на друзей — столько же раз мирились, приговаривая: «Мирись, мирись. » — и подкрепляя заклинание сакральным жестом — сцеплением мизинцев. Скрытого подтекста в такой мирилке нет, но это не просто стихотворение, а форма социального взаимодействия. Дети только учатся общаться, и найти нужные слова не всегда бывает просто. Тут-то на помощь и приходят ритмичные клятвы, которые легко запоминаются и знакомы большинству. Заклинание не напрасно предусматривает негативные последствия в случае несоблюдения договора. «Я буду кусаться», «драться кирпичом» — не просто бессмысленные угрозы, добавленные для рифмы. Такие «кнуты» приучают детей к необходимости соблюдать уговор. Почему же мирилка сопровождается сцеплением мизинцев? Одни связывают это с прохождением через этот палец сердечного меридиана (однако это научно не доказано), другие же вспоминают японских якудза, которые в случае нарушения клятвы должны были лишиться именно этого пальца. Так или иначе сцепление мизинцев — залог договоренности, крепкой, как узелок.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
© Unknown author / Wikimedia Commons
«Гори, гори ясно. » — кричали во время игры в горелки. Но это была игра совсем не для детей, так как в ходе нее холостые молодые люди выбирали себе невесту среди незамужних девиц. Водящим (горельщиком) выбирался парень, который должен был ловить убегающих от него парами участников. В этом контексте название игры — «горелки» — приобретает иной смысл. Оно происходит от глагола «гореть» в значении «страдать от любви». Оставшийся без пары юноша отправлялся «гореть». Со временем взрослая игра трансформировалась в детскую забаву, а «гори, гори ясно. » — в приговорку — обязательный элемент сжигания чучела на Масленицу.
«Обманули дурака на четыре кулака»
© Алексей Венецианов / Wikiart
Обхитрив кого-то, мы задорно кричали: «Обманули дурака на четыре кулака». Однако никогда не задумывались, что за кулаки такие. У этого выражения есть несколько версий происхождения. Согласно одной из них, в царской России кулак был не иначе как мерой при покупке сыпучих продуктов, например зерна или муки. Четыре кулака — это серьезный обвес. Разве что только дурак мог не заметить такой подлянки. Другая версия более озорная. Вы в детстве спорили на щелбаны? Так вот, некоторые повышали ставки со щелчка по лбу до целого кулака. Возможно, нашего «дурака» провели, выставили проигравшим и незаслуженно влепили ему четыре кулака. А еще помните, мы прятали в одном из кулаков что-то и просили товарища угадать, в какой руке оно лежит? Есть еще предположение, что именно из этой угадайки пошла любимая детская дразнилка.
Никто не хотел дружить с ябедами. Ну, действительно, никогда не знаешь, о чем они могут доложить. Таких людей пренебрежительно называли «ябедами-корябедами». Но что за неведомая «корябеда» такая? Выражение «ябеда-корябеда» построено на эхо-редупликации, чтобы побольнее задеть кляузника, поиздеваться над ним. Однако, если посмотрим на значение слова «ябеда», то увидим, что это не только человек, совершающий донос, но и сама клевета, а «корябеда» — это тот, кто накорябал эту ябеду, то есть написал письмо, оговаривающее кого-то.
© gert jan degroot / Pxhere
А вы задумывались, почему, услышав жужжание осы или пчелы и увидев на горизонте пугающее насекомое, мы заклинали: «Соль-вода, соль-вода!» Иногда встречались продолжения: «. улети на провода» или «. не укусишь никогда». Но как призыв на помощь соли и воды мог защитить нас от укуса этих полосатых? Оказывается, древние славяне считали, что соль и соленая вода способны отгонять насекомых и разных гадов. Их использовали в соответствующих обрядах и при изготовлении защитных амулетов. Видимо, так родилась отгонялка от ос и пчел. Главное, верить в силу заклинания, и оно поможет.
«Божья коровка, улети на небо»
© Saboteur / Wikimedia, © Depositphotos, © Victor Vizu / Wikimedia
Увидев в траве божью коровку, мы спешили отправить ее «обратно» на небо, чтобы она принесла нам «хлеба, черного и белого, только не горелого». Подобные заклички были популярны у восточнославянских народов. Обращаясь к солнцу, дождю, наши предки просили хорошей погоды, без которой было не видать хорошего урожая. Обращались и к божьей коровке. Считалось, что она летает на небо и передает Богу просьбы людей, приносит детей, предсказывает урожай. Поэтому, если после заклички жучок летел далеко ввысь, это означало, погода будет хорошая и урожай удастся — будет хлеб, о котором просили. Если же насекомое не взлетало, то, увы, ничего не поделаешь — хлеба не видать. В детстве мы вряд ли вкладывали такой смысл в этот ритуал и просто без задней мысли отправляли «нерадивую» божью коровку «домой», а версии с хлебом на смену пришел такой вариант: «Божья коровка, Улети на небо. Там твои детки Кушают конфетки!»
«На золотом крыльце сидели»
© Stanislaw Mikulski / Shutterstock
Желающих быть водящим в таких играх, как прятки или догонялки, обычно не было, поэтому нас выручали считалочки. Одной из них была «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?». Позже появились и другие вариации с главными героями в лице Винни Пуха, Тома и Джерри, Микки-Мауса и трех утят. Предполагается, что зачин считалки был заимствован из оды Пиндара, написанной аж в V веке до нашей эры. Согласное ей, золотое крыльцо, а если быть точнее, золотые колонны на крыльце — это аллегория входа в сказочную страну. Перечисление же персонажей («царь, царевич, король, королевич») напоминает выражения, встречавшиеся в русских сказках и песнях XIX века. Присоединение к компании сапожника и портного — позднее нововведение. Персонажи, предположительно, были взяты из популярной в Англии считалки «Tinker, Tailor, Soldier, Sailor, Rich Man, Poor Man, Beggar Man, Thief» («Сапожник, портной, солдат, моряк, богач, бедняк, нищий, вор»). Такая вот замысловатая история у детского стишка.
А какие еще рифмы были популярны в ваши детские годы?
Что значит ябеда корябеда
Почему истории про коварную старушку и ее двенадцать агентов были так интересны читателям? Как были придуманы персонажи? Мы провели собственное расследование и выяснили много нового о несравненной Ябеде-Корябеде и ее создателе.
«Злая волшебница Ябеда-Корябеда заканчивала ужин. Она съела крысу без хвоста, вытерла рот бумажной салфеткой и сказала: „Вкусно!“ Затем повернулась к своим верным людям, которые почтительно стояли поодаль. Их было двенадцать, и каждый имел свою кличку: Жадина, Говядина, Соленый, Барабан, Эники, Бэники, Дора-1, Дора-2, Помидора, Коготь, Локоть и Кулак», — так началась история самой хитрой волшебницы и преступницы в №9 «Мурзилки» от 1977 года.
Впервые читатели познакомились с Я.К. Орябедой в сентябре 1977 года. С тех пор эта королева злых помыслов регулярно появлялась в журнале «Мурзилка» — до 1983 года. Хулиганско-диверсионная работа велась на протяжении трех частей истории. Правда, для третьей и заключительной части автор Александр Семенов бестрепетной рукою переименовал Ябеду-Корябеду в Катавасию, чем здорово смутил поклонников Несравненной.
К середине 70-х читатели — и даже маленькие — успели пресытиться фильмами и книжками про шпионов, сражающихся с гидрой капиталистических стран и просто с жадными бандитами. Собственно, «Ябеда…» родилась на этой благодатной почве и мгновенно, с первого (девятого) номера «Мурзилки» понравилась аудитории журнала.
Это был тот же шпионский детектив, только для детей и шиворот-навыворот — и оттого смешной, новый и отрезвляющий. Художнико-писатель Семенов превратил озорного желтого Мурзилку в несгибаемого борца со злой волшебницей, что еще веселее.
И это все? Больше ничего особенного в Ябеде не было? Еще как было! Например, это одна из первых полноценных интерактивных детективных игр — читателю не открывались все загадки сразу, автор предлагал юным холмсам самим их разгадать.
А на вопросы читателей автор шпионских историй отвечал под псевдонимом младшего научного волшебника Института ребячьих проблем и мудреца второго ранга. Это, кстати, не первый случай, когда Александр Семенов печатался под вымышленным именем. К примеру, в журнале «Крокодил» он подписывал свои рисунки именем Семен Александров.
Однако мудрец второго ранга Семенов опирался не только на желание высмеять серьезность борьбы с преступностью и леворадикальную риторику, но и на зарубежные весьма необычные комиксы и рассказы. Был такой журнал — Vaillant — с приложением для детей Pif. Этот зин издавался на деньги французской коммунистический партии, и некоторые комиксы «Пифа» печатали в «Науке и жизни». Именно поэтому русскоязычным читателям были хорошо знакомы приключения ажитированного пса Пифа, рассеянного детектива Людовика и многие другие. Возможно, они-то и легли в основу серьезных, но карикатурно-шпионских историй Семенова.
Но зачем вспоминать эту историю спустя сорок с малым лет? Почему ее читают и сейчас? Да потому что это начало становления жанра, первый популярный псевдокомикс для детей. А еще этот формат, как ни старались создатели «Бабы Яги против» и прочих шапокляк, никто не смог повторить. И остроумный долгоиграющий шарж на «Щит и меч» для детей остался единственным в своем роде.
А еще «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» хороши уже тем, что их автор не держит детей за глуповатых маленьких людей, а воспринимает их как думающих и пытливых участников игры.
Ябеда-корябеда, соленый огурец! Откуда берутся дразнилки и почему дети их так любят
28 февраля 2020 года
«Рева-корова!», «Маша-простокваша!», «Жадина-говядина!», «Ябеда-корябеда, соленый огурец!» — дети часто подшучивают друг над другом. Причиной может стать все что угодно: необычная фамилия, маленький или большой рост, излишняя обидчивость, очки, веснушки или рыжие волосы. Психологи отмечают, что такие дразнилки — часть детской культуры. Как к этому относиться, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.
Какие бывают дразнилки
Когда стоит вмешаться
« На самом деле дразнилки, какими бы обидными они иногда ни были, это показатель здоровых отношений в детском коллективе. Таким образом растущие личности учатся как смотреть на себя со стороны, так и постоять за себя без помощи взрослых», — отмечает психолог. Однако участие взрослых может быть полезно, если они подскажут, как грамотно реагировать на дразнилку. Объясните ребенку, что не нужно плакать и расстраиваться. А лучше придумать шуточную «антидразнилку» — например, « Говоришь про меня, переводишь на себя!».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Ябеды –корябеды и маленькие жадины
Дети часто жалуются родителям на других детей. И взрослые часто говорят в ответ: » Ябедничать нехорошо». Но ребёнок продолжает жаловаться на мальчика Петю или девочку Катю из детского сада.
Присвоив ребёнку статус ябеды, мы часто не замечаем, что за детскими жалобами кроются проблемы. Например, тихих, беспомощных детей в коллективе могут обижать, а позвать на помощь, потребовать справедливости — нельзя! Тебя заклеймят страшным словом « Ябеда!». Обидчики торжествуют, обиженные страдают.
«Излишняя» детская честность часто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую ситуацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме подарок, малышка отвечает: «А мама сказала, что у нас такой ерунды полон дом!» Что-то похожее случалось со всеми родителями. Малыш, стукнувшись ножкой о стул, идет к родителям, чтобы его пожалели, показывая на «обидчика». Ему не важно, кто или что его обидело, ему нужно сочувствие. Маленький ребенок обычно не преследует никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые часто жалуются на ребенка — воспитатели рассказывают о его поведении родителям, мама — папе, бабушке и т. д. Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Что такое жалоба, ребенок начинает понимать, когда его поведение получает соответствующую оценку взрослого. «Жаловаться нехорошо! Не ябедничай!».
Вторая причина — это беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам.
Кроме того, малыш может «наябедничать» — предупредить. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Малыш не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.
Конечно же, следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка. Такого рода жалобы могут быть вызваны совсем другими причинами, у них есть корыстная цель, а именно:
Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Кстати, подобный способ мести маленький человек может использовать и против не угодившего ему взрослого.
Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким образом малыш стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой.
Обида и зависть. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может рассказать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать. Но есть и такие виды доноса, которые провоцируют сами взрослые.
Защита от несправедливого наказания. Взрослый, которому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, который наказывает всех, чтобы было неповадно, провоцирует детей на доносы. Таким образом они стремятся избежать несправедливого наказания. Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практикуемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гулять!»
Шантаж. «Вот я маме расскажу. », «Если не примете меня в игру, расскажу, что вы. » Угрожая разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции ребенок, между прочим, учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье!». Кстати нередко ревность между братьями и сестрами тоже побуждает ребенка жаловаться и ябедничать.
Если ребенок часто жалуется или ябедничает.
Вряд ли кому-то из родителей хочется вырастить ябеду. Но детские жалобы — это основное средство получения информации о них самих. Родителям надо быть готовым к тому, что воспитатели в детском саду часто поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи.
Многих мам и пап это не устраивает, но даже если вы не поощряете такой подход к проблеме, необходимо объяснить ребенку, что бывают такие ситуации, в которые необходимо посвящать взрослых. Например, если его травят сверстники или запугивают старшие. Объясните малышу, что нет ничего предосудительного, если он в критической ситуации обратится за помощью к взрослому и посвятит его во все детали. В некоторых случаях, возможно, будет достаточно честно предупредить нарушителя, что вы вынуждены поставить старших в известность о происходящем. Многие воспитатели обговаривают со своими подопечными, что жалоба в присутствии обидчика — не донос, а необходимое информирование о происшедшем, стремление разобраться.
Жалуясь, малыш рассказывает о своих проблемах. Иногда в ответ на жалобу ему будет достаточно внимания и сочувствия. Бесполезно просто запрещать ребенку ябедничать. Необходимо разобраться в причинах, побуждающих его на это. Запрещая, вы только отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны.
Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.
Значение слова «ябеда»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Я’БЕДА, ы. 1. ж. Наушническое сообщение, наговор, клевета (разг.). Заниматься ябедами. Гнусная я. || только ед. То же — в собир. смысле. Вся я., добытая через наушников, вносилась в черную книгу. Помяловский. || Просьба, заявление в суд (устар.). Писать ябеды. Приказная я. 2. м. и ж. То же, что ябедник (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
я́беда I
1. устар. клевета, наговор ◆ Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет, и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество. А. С. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. ◆ Министры, принимая жалобы на места и лица, им подчиненные, и истребовав по оным все нужные объяснения, полагают скорое и справедливое решение, наблюдая при сем: 1) чтоб не принимать жалоб на нижние места мимо высших, 2) чтоб не давать движения жалобам, без всяких доказательств приносимым, а паче не допускать доносов, на одной ябеде основанных, 3) чтоб вообще не ослаблять силы и действия мест и лиц, им подчиненных, излишним благоприятством к жалобам и доносам неосновательным, преждевременными взысканиями и выговорами по обвинениям не доказанным, или требованиями ответов и объяснений по наветам, внимания не заслуживающим; с доносителями же, во лжи и ябеде приличенными, поступать по законам. «Манифест об „Общем учреждении министерств“», 1811 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. истор. мелкий письменный донос, жалоба, кляуза, заявление в суд ◆ Но были, повторяю, завистники и недоброжелатели, которые использовали легенду Хаима для своих ябед, кляуз и доносов, которые они посылали в Чернигов и даже в Петербург, в сенат, по поводу незаконного венчания по иудейскому обряду лютеранина Якоба Ивановского с еврейкой Рахилью Рахленко. Анатолий Рыбаков, «Тяжелый песок», 1975-1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вернулся домой ― там ждали тиуны, новгородский выборный человек с торговым делом, пинежанин-лодейщик, рядчики рядились об аршинах и неделях, артельщики жаловались друг на друга, московский писец выкопал ошибку в ясачных книгах, купцы челом били, пришлый мужичонка из Анфала-городка принес ябеду на соликамского старосту, татарин врал и сулил золотые горы, просили отсрочки платежа гонцы из Локчима. Алексей Иванов, «Сердце Пармы», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
3. устар. собир. доносы ◆ Вся ябеда, добытая через наушников, вносилась в черную книгу. Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы», 1862 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Четыре стула дубовые с высокими спинками; возле стен сундуки, кованные железом, в которых сохранялись кипы поветовой ябеды. Н. В. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1835-1841 г.
4. устар. доносительство ◆ Литература была для нашего общества живым источником даже практических нравственных идей. Она началась сатирою и в лице Кантемира объявила нещадную борьбу невежеству, предрассудкам, сутяжничеству, ябеде, крючкотворству, лихоимству и казнокрадству, которые она застала в старом обществе не как пороки, но как правила жизни, как моральные убеждения. Н.Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Старший из них, Андрей, умный, даровитый, тогда прекрасный музыкант, а впоследствии стяжавший себе большую известность своими магнетическими лечениями, ославил себя вместе большой наклонностью к ябеде и разными действиями, малосвойственными благородному человеку. М. А. Корф, «Записки», 1838-1852 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Наконец, сей порядок вещей имеет весьма пагубное влияние на нравственность, питая лихоимство, которого никакая бдительность остановить не может, и порождая ябеду и сутяжничество. А. О. Корнилович, «Записки из Алексеевского равелина», 1828-1832 г. (цитата из НКРЯ)