Что значит язык велеречивый
Велеречивый
Смотреть что такое «Велеречивый» в других словарях:
велеречивый — велеречивый … Орфографический словарь-справочник
велеречивый — См. красноречивый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. велеречивый высокопарный, красноречивый; громозвучный, напыщенный, сладкоглаголивый, выспренный, речистый,… … Словарь синонимов
ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ — ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ, велеречивая, велеречивое; велеречив, велеречива, велеречиво (книжн. устар. или ирон.). Высокопарный, напыщенный. «Ничего пышного, велеречивого, торжественного.» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ — ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ, ая, ое; ив (устар. и ирон.). Высокопарный, напыщенный (во 2 знач.), красноречивый. Велеречивые речи. | сущ. велеречивость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
велеречивый — ая, ое. Многословный, высокопарный. ► Ответа дома ждет поэт, И вот сосед велеречивый Привез торжественно ответ. // Пушкин. Евгений Онегин // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
велеречивый — велереч’ивый (Рим.12:20 ; Пс.11:4 ) многословный, хвастливый, витиеватый … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
велеречивый — велеречивый, велеречивая, велеречивое, велеречивые, велеречивого, велеречивой, велеречивого, велеречивых, велеречивому, велеречивой, велеречивому, велеречивым, велеречивый, велеречивую, велеречивое, велеречивые, велеречивого, велеречивую,… … Формы слов
велеречивый — велереч ивый … Русский орфографический словарь
велеречивый — … Орфографический словарь русского языка
велеречивый — велеречи/вый … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Велеречивость Велеречивый
Велеречивость — распущенному павлиньему хвосту подобна.
Велеречивость тошней немоты.
Велеречивость проповеди не должна подменять
простоту изложения разумного учения.
Велеречивый не нести не может вздор.
Велеречивость как качество личности – склонность к высокопарной, напыщенной, красноречивой, пышной и многословной речи.
Великий философ Лао-цзы каждый день ходил рано утром на прогулку. Его сопровождал сосед. Но он знал, что Лао-цзы — человек молчания. Так что в течение многих лет он сопровождал его в утренних прогулках, но никогда ничего не говорил. Однажды у него в доме был гость, который тоже захотел пойти на прогулку с Лао-цзы. Сосед сказал: — Ничего не говори, так как Лао-цзы хочет жить непосредственно. Ничего не говори!
Они вышли, а утро было так прекрасно, так тихо, пели птицы. По привычке гость сказал: — Какое замечательное, совершенно изумительное утро! Оно вызывает у меня вершинные чувства! — Сказал только это, и ничего больше за часовую прогулку, но Лао-цзы посмотрел на него так, будто тот совершил грех.
Вернувшись домой, входя в дверь, Лао-цзы сказал соседу: — Никогда больше не приходи! И никогда не приводи ещё кого-нибудь! Этот человек, похоже, очень разговорчив и велеречив. Утро было прекрасным, оно было таким тихим. Этот человек всё испортил.
Слово «велеречивый» происходит от древне-русского слова «велеръчивый», от «велии» (очень большой) и «речи» (говорить).
Велеречивость вызывает ассоциацию с напыщенным, многословным, высокопарным человеком. Велеречивость – рисовка в красноречии.
Велеречивость сладкоречива и торжественна, за баррикадами своей напыщенности и высокопарности, она порой прячет правду об истинном положении вещей.
Велеречивость — фальшивое красноречие, призванное затенить истинный смысл слов.
Зачем при изъяснении мыслей человек прибегает к велеречивости? Ларчик открывается просто:
— С помощью велеречивости можно увернуться от неудобной истины.
— Не умет простым языком раскрыть свою точку зрения.
— У самого нет ясности в данном вопросе, поэтому хватается за палочку – вырачалочку в форме велеречивости.
— Бывает, что к велеречевимому слогу человек прибегает, чтобы заговорить, заболтать собеседника.
— Считает велеречивость действенным инструментом для того чтобы пустить пыль в глаза.
— Стремится покрасоваться и порисоваться перед окружающими.
— Желает показать своё интеллектуальное превосходство, хочет выглядеть важным и значимым.
— Намеревается произвести положительное впечатление на своё окружение, пытается позиционировать себя с лучшей стороны.
— Стремится посредством велеречивости речи подольститься к «полезным» людям.
— Пытается за фонтаном слов скрыть неуверенность в себе.
В купе с высокопарностью велеречивость пронизана неискренностью, отсутствием правдивости. Пригламуренная и приукрашенная она маскирует истинную суть человека, который озабочен желанием демонстрировать свое превосходство над другими. Она уходит от сути вопроса, скрывая пустоту за цветистыми, велеречивыми фразами и оборотами.
Женские уши обожают велеречивые высказывания о любви.
Любимая, я тебя поведу
к самому краю Вселенной.
Я подарю тебе эту звезду.
Светом нетленным
Будет она озарять нам путь
В бесконечность…
Прикосновения еще более опасны, чем велеречивые слова – женщине очень сложно им противиться. В технике мужского пикапа прикосновение называется «якорь». Мужчин учат, как следует прикасаться женщине, чтобы «заякорить» ее — установить телесный контакт.
Сентиментальность обожает велеречивые речи, ведь они вызывают «благородную», эффектную слезу. В глазах окружающих «без драки» можно попасть в число сострадательных, милосердных и небезучастных.
Значение слова «велеречивый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
велеречи́вый
1. книжн. устар. напыщенно, высокопарно, торжественно, великолепно провозглашающий, провозглашаемый ◆ Это был велеречивый говорун; его речь лилась, как плавный поток, имела в себе что-то книжное и высокопарное. С. Аксаков, «Наташа» ◆ Якушев знал заранее, что это будет нудное и велеречивое излияние в духе церковной проповеди. Никулин, «Мертвая зыбь» (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС))
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кабальеро (существительное):
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 11:4
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 4-5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: будем «владычествовать. Уста наши при нас». Другой (Акила): «с нами суть. Кто нам Господь есть?» Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «кто будет господствовать над нами?» Видишь ли, как пророк печется и об них? Не против них сказано это, а за них. Он не сказал, что они погибнут, но что зло истребится; не сказал: потребит Господь их, но: «уста льстивые».
Здесь опять он желает, чтобы истреблено было не существо их, но язык, гордость, коварство, чтобы уничтожено было их высокомерие; и, смеясь над их безумием, говорит: «уста наши при нас, кто нам Господь?» Слова, свойственные беснующимся и сумасшедшим! Потому и Павел, говоря вопреки им, внушает: «не знаете ли…, ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:19, 20), и повелевает жить не для себя самих (Рим.14:7). Эти уста, говорит, принадлежат не тебе, но Господу: Он сотворил их, Он устроил их, Он вдохнул в них жизнь. Но ты владеешь ими? Не все то наше, чем мы владеем: так мы владеем деньгами, которые другие поручили нам; владеем землею, которую другие по найму предоставили нам. Так и уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял чрез них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь. И глаза Он дал тебе не для того, чтобы ты сладострастно смотрел ими, но чтобы украшал их целомудрием; и руки дал не для того, чтобы ты наносил удары, но чтобы подавал милостыню. Как же ты говоришь: «уста наши при нас», когда ты делаешь их орудиями греха, прелюбодеяния, нечистоты? «Кто нам Господь?» О, диавольское слово, о, бесовская душа! Не видишь ли ты, человек, как вся тварь возвещает силу, премудрость, попечение и промышление твоего Владыки, как твое тело, душа, жизнь, видимое, невидимое, и почти все возглашает и проповедует могущество Создателя, – и ты говоришь: «кто нам Господь?» Это – слова безумия, исступления, душевного развращения; отсюда – бесчисленное множество зол. Такие люди говорят: «кто нам Господь?»; а другие, хотя исповедуют Господа, но отвергают учение о суде и наказании, приобретают себе за краткое удовольствие великие мучения, и, желая успокоить себя забвением о геенне, незаметно чрез такое бесстрашие ввергают себя в бездну погибели. Поэтому увещеваю тебя помнить о геенне и беседовать о ней, и таким благоприличным образом украшать свою душу, потому что много бывает пользы от такой беседы. Не напрасно Бог угрожает нам геенною, и чрез это делает ее несомненною, но чтобы страхом сделать нас лучшими. Потому и диавол старается и употребляет все меры, чтобы истребить память о геенне. Итак, не забывай о ней, не говори: для чего мне огорчать себя безвременно? Разве это огорчение безвременно? Оно будет безвременным тогда, когда ты будешь мучиться в геенне; здесь время сокрушения, а не там. Это доказывает богач, живший при Лазаре, которому бесчисленные страдания не принесли никакой пользы. А если бы он сокрушался благовременно, то не потерпел бы того, что потерпел.
Беседы на псалмы. На псалом 11.
Блж. Феодорит Кирский
Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый
Какого же рода это велеречие?
Евфимий Зигабен
Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый
Многократно Писание слова, содержания желания, выражает в будущем времени, как сделано и здесь; так как Давид молится о всеконечном истреблении коварств, вместе с теми, которые превозносятся над меньшими и говорят о себе нечто великое. Или словами сими Давид пророчествует о погибели коварных; а означая, кого он называет говорящими великое, говорит далее.
Еп. Ириней (Орда)
Ст. 4-5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках. Язык велеречивый – враги хвалятся тем, что своею клеветою ввергли Давида в бедствия; сила их в том и состоит, что они так могут вредить своим языком; язык их совершенно в их власти (усты наша при нас суть); они надеются все сделать чрез него, так что не боятся никакой власти (кто нам Господь есть?).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 4–5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (язык велеречивый) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида (1 Цар. 23:20); таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?» (Исх. 5:2). Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского (4 Цар. 18:28–32); таков был Навуходоносор, царь вавилонский (Дан. 3:15). Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27:42–43). Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит.
Объяснение священной книги псалмов.
Значение слова велеречивый
2. перен.Выраженный высоким слогом; чрезмерно торжественный, напыщенный, высокопарный.
Большой современный толковый словарь русского языка
прил. устар. То же, что: красноречивый, высокопарный.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
высокопарный, напыщенный N2, красноречивый Велеречивые речи.
Словарь русского языка Ожегова
велеречивый прил. устар. То же, что: красноречивый, высокопарный.
Толковый словарь Ефремовой
велеречивая, велеречивое; велеречив, велеречива, велеречиво (книжн. устар. или ирон.). Высокопарный, напыщенный. Ничего пышного, велеречивого, торжественного. Ленин.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
напыщенно, высокопарно, торжественно, великолепно провозглашающий, провозглашаемый
Вспомнить, какой дурой себя выставила, поверив, будто этот велеречивый мошенник и вправду ее любил, когда на самом деле его интересовали только деньги, которые она, по его мнению, должна была унаследовать.
И вот тут присутствие Шута позволяет ему совсем по-новому подать коротенькую фразу, заключающую сцену, когда вне себя от жгучего гнева, пытаясь порвать смыкающееся вокруг него кольцо неизъяснимых ужасов, он вдруг чувствует, что рассудок его мутится, и восклицает: «Шут мой, я схожу с ума!» Это куда лучше, чем бить себя по лбу, бросая себе велеречивый и напыщенный упрек.
И пока они, стоя, мерзли на ледяном ветру, под теплой крышей комендантского дома готовился пышный велеречивый и на пыщенный приказ.
И даже некая знаменитость, велеречивый адвокат, выступавший в защиту краба, не смог придумать ничего, кроме как апеллировать к состраданию судей.
То был воевода, князь Холмский, муж благоразумный и твердый — правая рука Иоаннова Е предприятиях воинских, око его в делах государственных — храбрый в битвах, велеречивый в совете.
В прошлом году ее вот так охмурил некий велеречивый интернетовский Казанова, вскружил ей голову стихами и обещаниями, а потом сделал предложение.