Что значит языковой разбор
Порядок и образцы языковых разборов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Синтаксический разбор словосочетания
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Синтаксический разбор простого предложения
Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.
Грамматическая основа ( грамматические основы).
Строение предложения: распространенное, нераспространенное.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения (если есть).
Однородные члены предложения (если есть).
Обращение (если есть).
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
Сущ прич. оборот гл. нар. нар.
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
Синтаксический разбор сложного предложения:
Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )
Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Главная и придаточная части.
Что распространяет придаточная часть.
Чем присоединяется придаточная часть.
Расположение придаточной части.
Тип придаточной части.
Схема сложноподчинённого предложения.
Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.
Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)
Фонетический разбор слова
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв.
2. В слове голубь 2 слога
3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь
4. В слове 2 гласн., 3 согл.
6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;
буквой о обозначен ударный звук [Ó];
буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;
буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];
буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);
буква «мягкий знак» звука не обозначает.
В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.
Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)
л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)
б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
II. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное,
одушевленное ( В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное ( В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
в … числе ( ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
в … падеже ( И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “ КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
в степени сравнения (для качественных);
в полной ( какой? ) или краткой ( каков? ) форме,
в … падеже (для полной формы),
в … роде (для единственного числа).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
II. Постоянные признаки:
вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
спряжение ( I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный ( не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “ СКОЛЬКО? ” (или “ КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
II. Постоянные признаки:
разряд по структуре (простое/сложное/составное),
разряд по значению ( количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” ( КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы , ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
II. Постоянные признаки:
вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
полная или краткая форма (только для страдательных).
падеж (только для причастий в полной форме).
род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный ( из, к, об …).
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению ( изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к . придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные ) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения ).
Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-809904
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока русского языка «Языковой разбор как средство познания слова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Языковой разбор как средство познания слова»
— углублять понятие обучающихся о категориях «знание» и «познание»;
— повторить разные виды разбора лингвистического материала, отрабатывая последовательность и мотивировку характеристик языковых явлений;
— добиваться того, чтобы проводимый анализ содействовал развитию у обучающихся языкового чутья, связной речи, мышления, внимания, умения аргументировано обосновывать своё мнение;
-формировать у обучающихся чётко осознаваемую позицию грамотных носителей родного языка, пробуждая интерес и любовь к слову как к многогранному и многостороннему явлению.
1. Организационный момент.
2 Постановка целей и задач урока.
— На протяжении ряда уроков мы повторяем изученное, для того чтобы систематизировать свои знания. Тема сегодняшнего урока: « Языковой разбор как путь познания слова» Вам известны виды языкового анализа, и нет сомнения в том, что вы без затруднений их перечислите.
Наша цель не только вспомнить последовательность и сущность характеристик слова с разных точек зрения, но и попытаться объяснить, для чего мы это делаем. Ответ на этот вопрос в широком смысле заключается в формулировке темы урока. Путь познания слова – это способы наблюдения за фактами речи, способы познания родного языка.
3.Слово учителя с элементами беседы.
— «Знание – сила»,- эти слова принадлежат английскому философу Ф.Бэкону(1561-1626 г.г.). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности: для строительства жилищ и производства стали, для лечения больных и государственного управления. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений.
Знание-познание. Давайте разберёмся в том, что означают эти однокоренные слова. Дома вы должны были выписать из толкового словаря их лексические значения.
Процесс познания, как бы он ни проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека(субъекта познания) и познаваемого предмета(объекта познания).
4. Краткая беседа о слове.
-Объектом познания на сегодняшнем уроке будет слово. Оно многосторонне проявляет себя в языке и изучается в разных разделах лингвистики. И, наверное, невозможно дать ему исчерпывающее определение. Давайте попробуем ответить на вопрос Что такое слово?
(Сочетание звуков, которое что-либо обозначает, т.е. имеет лексическое значение.)
( Слово является определённой частью речи.)
( Слово состоит из значимых частей – морфем.)
( Из слов строятся предложения.)
А в толковом словаре, который составил Сергей Иванович Ожегов, насчитывается 9 значений слова слово.
4. Выборочный анализ высказывания К.С.Станиславского. (Плакат с этим текстом находится на доске с начала урока)
а) Чтение текста учителем.
б) Морфологический анализ слов.
Какие части речи использует автор, чтобы показать значимость слова?
(Прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени, множество глаголов, показывающих то, что можно сделать при помощи слова)
(Слова записаны на обратной стороне доски. У доски – два человека. Прежде чем закрыть створки доски, все вместе выясняем, от каких слов будем задавать вопросы к данным словам.)
Разобрав слова у доски, учащиеся комментируют ответы. (Класс работал по вариантам.)
Мы выявили морфологические признаки некоторых частей речи. Такие характеристики слов раскрывают многие тайны языка и помогают нам, к примеру, составлять из слов словосочетания.
в) Нахождение в тексте и разбор словосочетаний.
Выпишите из текста словосочетания, разные по способу подчинительной связи слов (по одному словосочетанию). 1 вариант – согласование, 2 – управление, 2 – примыкание.
Разберите эти словосочетания.
5. Работа над текстом стихотворения Я.Козловского.
Чтение стихотворения учителем.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
б) Самопроверка. Учащимся раздаются недеформированные тексты.
в) Синтаксический анализ простого предложения.
Из слов складываются словосочетания, а из словосочетаний – предложения. Давайте проанализируем последнее предложение текста. Оно было записано на доске до начала урока. (Разбор в тетрадях и у доски)
г) Выборочный орфографический разбор.
А теперь объясните правописание слов смеяться, заклинать, сердце.
д ) Фонетический анализ слова
В слове сердце – непроизносимый согласный. Выполним фонетический анализ этого слова. Анализ выполняется в тетрадях. На доске записываем только транскрипцию
Проведение фонетического разбора показывает, что законы фонетики отражаются в других разделах языка. В нашем примере – в орфографии.
6. Беседа о признаках хорошей речи и попутное выполнение морфемного разбора слов, словообразовательного анализа и разбора сложного предложения.
Зная силу слова, его могущество, мы должны совершенствовать нашу речь, улучшать её качество.
Мы не раз говорили о признаках хорошей речи, у вас есть целая копилка, где собраны высказывания великих людей на эту тему. Вспомним некоторые из них. (Учащиеся цитируют высказывания.)
Давайте перечислим признаки хорошей речи. Запишем в тетради и на доске.
Признаки хорошей речи: точность, ясность, логичность, простота, богатство, сжатость, чистота, живость, благозвучие.
Что обозначают эти имена существительные?
Что такое логичность?
(Закономерность, разумность, последовательность)
Вспомните высказывание Н.Г.Чернышевского о логичности речи. (Уч-ся цитирует наизусть)
Выполним словообразовательный разбор слова логичность.
Наша речь должна быть ясной, то есть доступной пониманию других. Что по этому поводу говорил римский учитель красноречия Квинтиллион?
(«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».)
Выполняем синтаксический анализ этого предложения. Комментируем с места.
Итак, мы вспомнили хорошо известные вам виды языкового разбора. Мы ещё раз убедились в том, что объектом любого анализа является слово, что все разделы лингвистики тесно связаны между собой.
Дайте, пожалуйста, самое краткое и самое ёмкое определение, характеризующее собой вид языкового разбора.
ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ – ПУТЬ ПОЗНАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА.
8.Домашнее задание: выучить наизусть высказывание К.С.Станиславского и выполнить лексический анализ слова. (Напечатанные тексты раздаются)
А какое слово надо проанализировать, догадайтесь сами…(слово)
Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать
Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.
Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.
Ставим ударение
Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.
Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.
Делим на слоги
Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.
Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.
Выписываем в столбик все буквы
Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.
Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:
Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».
Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква
Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:
Давайте подробнее разберем каждую букву.
Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».
Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».
Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».
Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».
Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».
Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.
Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.
Все, переходим к согласным.
Как дать правильную характеристику согласным
У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Считаем буквы и звуки
Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.
В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.
Важные правила, о которых дети всегда забывают
Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.
Безударные гласные
В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».
Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».
Оглушение
Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».
Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».
Ассимиляция по звонкости и глухости
Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.
Смягчение
Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.
Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].
Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:
Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:
Как разбирать и не ошибаться
Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.
Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.
Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.
Полезные материалы по теме
Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.
Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.
Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.
По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.
У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.
Заключение
В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.
Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.