чтобы представление о мире оставалось стабильным мозг должен
Чтобы представление о мире оставалось стабильным мозг должен
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по проблемам ощущения и восприятия
С Нами учиться легче!
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по проблемам ощущения и восприятия
С Нами учиться легче!❤
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по проблемам ощущения и восприятия
С Нами учиться легче!❤
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по проблемам ощущения и восприятия
С Нами учиться легче!❤
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Задания
Задание 1
Объясните следующий факт.
1. Почему, когда человек впервые идет по незнакомой
местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет
ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому
дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно
проделать этот путь в следующий раз.
2. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных
ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые
закономерности субъективной оценки времени человеком.
Приведите свои примеры.
Задание 2.
Выделите особенности, которые характерны:
А. Для ощущения. Б. Для восприятия.
1. Возникает в результате преобразования специфической
энергии раздражителя в энергию нервных процессов.
2. Отражение в сознании человека предметов или явлений при
их непосредственном воздействии на органы чувств.
3. Позволяет познавать предмет как целое.
4. Для отражения форм движения материи отличается
качественным многообразием.
5. Не возникает одновременно с началом действия
раздражителя.
6. Зависит от уровня бодрствования, а также от внимания субъекта.
7. Необходимы специализированные каналы, по которым
внешний мир проникает в человеческое сознание.
8. Саморегулирующееся действие, обладающее механизмом
обратной связи.
С Нами учиться легче!❤
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Задания
Задание 3.
Выберите правильный ответ (ответы) из предложенных
вариантов:
1. Группировка элементов, лежащая в основе и организации
восприятия, осуществляется по принципам: а) близости; б)
гармонии; в) сходства; г) непрерывности; д) последовательности; е)
симметрии.
2. Органы чувств ребенка начинают функционировать: а) у
большинства до рождения; б) с момента рождения; в) в первые
недели после рождения; г) на втором месяце после рождения; д)
ближе к году.
3. Наше восприятие мира связано: а) с культурой, к которой мы
принадлежим; б) с практикой; в) с опытом; г) все ответы верны.
4. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг
должен: а) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;
б) изменять восприятие, в зависимости от угла зрения; в) постоянно
осуществлять коррекции; г) все ответы неверны.
5. Привыкание проявляется в том, что мы быстро перестаем
замечать: а) бой часов по ночам; б) прикосновение одежды к коже;
в) периодически возобновляющийся шум мотора холодильника; г)
запах жареной картошки в кухне; д) все ответы верны; е) все ответы
неверны.
6. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь
внимание, чем он: а) сложнее; б) интенсивнее; в) продолжительней;
г) новее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
7. Осознанное узнавание зависит от: а) деятельности высших
центров; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией;
в) порога восприятия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
8. Наш мозг: а) может быть внимательным одновременно к
тактильным и зрительным сигналам; б) постоянно фильтрует
сигналы; в) постоянно «сканирует» окружающее; легче
интегрирует зрительные сигналы; г) способен декодировать
одновременно различные сигналы.
9. Физиологический порог: а) определен генетически; б)
формируется на первом году жизни; в) может меняться с возрастом;
г) представляет собой предел чувствительности рецептора; д) все
ответы верны; е) все ответы неверны.
10. Экстрасенсорное восприятие: а) в настоящее время является
предметом изучения общей психологии; б) является ошибочной
гипотезой; в) многими рассматривается как обычная способность;
г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
С Нами учиться легче!❤
Практическое задание по курсу Общая психология в институте ММУ (Московский Международный Университет)
Задания
Задание 4.
Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. У всех животных и человека способность рецепторов
улавливать сигналы ограничена.
2. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает
самый сложный вариант.
3. Сенсорная адаптация и привыкание – явления, происходящие
на уровне рецепторов.
4. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно
расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.
5. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем
физиологический порог.
6. Последние эксперименты подтвердили наличие
патологических эффектов при сенсорной изоляции.
Задание 5.
Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Верно ли, что у каждого вида животных свое восприятие
действительности?
2. Почему наши органы чувств могут улавливать лишь
ограниченное количество сообщений из окружающей среды?
3. Отчего наша способность улавливать сигналы, приходящие
из разных источников, не бесконечна?
4. Что происходит с восприятием, если эмоциональный заряд
поступающих извне сигналов труднопереносим?
5. Будет ли обрабатываться информация и реагировать
организм при подпороговом восприятии сигналов?
6. В чем находит свое выражение внутренний мир и
представляющие его образы человека, находящегося в условиях
сенсорной изоляции?
7. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают
иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им
разбухающим. Чем объясняются описанные иллюзии?
8. От чего главным образом зависит выбор информации,
поступающей в мозг из окружающей среды?
9. При одновременном восприятии белого круга на черном
фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше.
Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?
10. Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у
себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным
карандашом?
Чтобы представление о мире оставалось стабильным мозг должен
16. Реакция внимания связана со степенью…………… или….. стимула (события или объекта).
17. Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от………. и….. самого субъекта.
18. По-видимому, в мозгу существует какой-то…… который ограничивает способность мозга улавливать сигналы, поступающие по разным входным каналам.
19. Предел чувствительности каждого из органов чувств, за которым не может произойти их…… называется………
20. Порог восприятия зависит от уровня….. мозга, а также от….. субъекта к сигналу, который превысил….. порог.
21. Зона, расположенная между физиологическим порогом и порогом восприятия, называется….. зоной.
22……… состоит в повышении порога для сигналов, оцениваемых центрами мозга как…..
23….. восприятие, по-видимому, позволяет организму так реагировать на поступающие сигналы, как он не смог бы отреагировать, если бы они были восприняты на уровне…..
24. По мнению некоторых ученых….. восприятие является нормальной способностью, которой, возможно, в….. форме обладает каждый из нас.
25. Сенсорная изоляция очень быстро вызывает появление….. в ЭЭГ, а также всевозможные….. и…..
Верно или неверно?
1. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограниченна.
2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.
3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
5. Наше стереоскопическое видение мира перестает зависеть от бинокулярного зрения, если предметы удалены от нас более чем на 15 метров.
6. Сенсорная адаптация и привыкание — явления, происходящие на уровне рецепторов.
7. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.
8. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.
9. Перцептивную бдительность можно объяснить повышением порога восприятия.
10. Проявления подпорогового восприятия были неопровержимо доказаны.
11. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.
12. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.
Выбрать правильный ответ
1. Функции рецепторов
а) характерны для каждого вида живых существ;
б) зависят от уровня развития мозга;
в) одинаковы у всех видов;
г) наиболее развиты у человека.
2. Органы чувств ребенка начинают функционировать
а) у большинства до рождения;
б) с момента рождения;
в) в первые недели после рождения;
г) на втором месяце после рождения.
3. Наше восприятие мира связано
а) с культурой, к которой мы принадлежим;
г) Всеэти ответы верны.
4. По мнению представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более
г) Все ответы верны.
5. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится
а) дополнить плохо очерченный контур;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
г) Все ответы верны.
6. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип
7. Бинокулярное зрение
а) позволяет воспринимать глубину;
б) неэффективно на расстояниях более 15 метров;
в) может быть заменено монокулярными признаками.
г) Все ответы верны.
8. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен
а) постоянно осуществлять коррекции;
б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;
в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
г) Ни один из ответов не верен.
9. Эффект параллакса
а) позволяет оценивать расположение удаленных предметов;
б) служит одним из монокулярных признаков глубины;
Годфруа Ж. «Что такое психология» Том 1
Кроме того, похоже, что роли агента и перципиента не взаимозаменяемы. Так, некоторым людям лучше удается роль агента, а другие добиваются лучших результатов в качестве перципиентов. И если испытуемым дать право выбора, они естественно и легко распределяют эти роли между собой. Было также показано, что важную роль играют и такие факторы, как отдых, успех или усталость. Два первых, видимо, способствуют повышению показателей для перципиента, а усталость, достигнув определенного уровня, начинает снижать их.
Объяснения и модели
Парапсихологи оказываются в растерянности, когда речь идет о понимании реальности пси-феноменов и экстрасенсорного восприятия. По мнению одних, эти способности следует рассматривать как аномалию (Morris, 1983): ими обладают не все и возникают они в процессе развития не одновременно; это скорее исключительные случаи. По мнению других, разделяющих точку зрения нейрофизиолога Дж. Экклса (J. Eccles, 1976), это один из обычных элементов повседневной жизни.
Стэнфорд, развивая сходную мысль, полагает, что пси-функции один из элементов нормальной природы человека. Поэтому спонтанные проявления экстрасенсорного восприятия составляют всего лишь верхушку айсберга. Под видимой частью скрывается множество поступков и событий, которые тоже можно приписать использованию пси-способностей. Стэнфорд называет их инструментальными ответами с участием пси-способностей. Речь идет о «счастливых случаях», которые можно было бы принять за совпадения: вы, например, пропустили автобус, так как задержались дома, в ожидании следующего автобуса вы вспоминаете одного из своих друзей, которого давно не видели, а потом, садясь в следующий автобус, внезапно встречаетесь лицом к лицу с этим самым другом, который, как выясняется, решил в этот день поехать автобусом, хотя раньше никогда этого не делал. Что это, счастливая случайность? Только не для Стэнфорда. По его мнению, наш организм постоянно как бы прочесывает окружающее, стараясь отыскать средства для удовлетворения своих потребностей. При таком прочесывании могут использоваться как пси-способности, так и обычные сенсорные и когнитивные процессы.
Как только человек находит подходящее средство, он включает механизм поведения, который начинает действовать так, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Например, в приведенном выше примере человек, желающий встретить своего друга, подсознательно сделал то, что нужно, чтобы его желание осуществилось.
Наше восприятие мира
Была также сделана попытка объяснить существование самого пси-феномена и его воздействие на организм. Что это-передача электромагнитной или иной энергии из одной точки пространства в другую? Или же это неотъемлемый элемент Вселенной, вездесущий и находящийся всегда рядом?
Исследования относительно электромагнитных волн как возможной физической основы пси-феномена до сих пор не дали положительных результатов. Васильев показал, что «связь» между агентом и перципиентом сохраняется и при наличии специального экрана, препятствующего распространению электромагнитных волн.
В отличие от этого голографическая модель (см. документ 5.2) позволила понять, как могло бы осуществляться экстрасенсорное восприятие без ограничений во времени и пространстве. Как подчеркивает Криппнер (Krippner, 1978), не следовало бы заниматься вопросом о механизме передачи сигнала из точки Х в точку У, так как этот сигнал должен присутствовать одновременно в обеих этих точках. Точно так же при телекинезе сила, находящаяся в точке А, может воздействовать на объект, помещенный в точке В, так как сигнал, который необходимо передать, уже находится в этой точке.
Мы принадлежим миру, в котором все элементы взаимосвязаны. Для того чтобы мы могли адаптироваться к внешней реальности, наше экстравертированное сознание делит все на части-категории, которые оно способно легко идентифицировать. Явления же, не принадлежащие к этим категориям, могут восприниматься только тогда, когда бодрствование высших центров оказывается пониженным.
Пока это всего лишь гипотезы. Отрывочные данные, которыми располагает наука, еще не позволяют ясно представить себе, как можно было бы однозначно подтвердить существование подобных явлений и, главное, использовать их для большего благополучия и расцвета личности и ее взаимоотношений с другими людьми.
Хотя исследования в области парапсихологии получили официальный статус и многие результаты указывают на реальное существование пси-феноменов, скептики 1 продолжают высказывать всевозможные критические соображения.
Прежде всего ставятся под сомнение эксперименты, якобы давшие статистически достоверные результаты. Действительно, в истории парапсихологии встречается множество сомнительных случаев. Некоторые испытуемые были уличены в жульничестве, другие после нескольких лет опытов признавались в трюках, к которым они прибегали. Иногда и сами ученые фальсифицировали результаты своих экспериментов. Но как ни прискорбны такие случаи, они, по всей вероятности, не более
1 См. в особенности Kurtz P. (ed.), 1985.
часты, чем аналогичные случаи, обнаруженные (или оставшиеся незамеченными) в практике «ортодоксальной» науки (см., например, «дело» Сирила Берта в досье 9.1). Наличие нескольких «паршивых овец» не должно ни в коей мере бросать тень на всю практику исследований.
Позднее были обнаружены погрешности в методологии экспериментов. Плохо осуществлялся контроль за сенсорными сигналами, испытуемые были недостаточно изолированы друг от друга; материал, например карты Зенера, имел дефекты, позволявшие неверно оценивать результаты; выбор картин-мишеней производился неслучайным образом; исследователи допускали ошибки в записях и т. п. Однако и здесь нет большой разницы по сравнению с традиционными экспериментами в психологии, где любой, даже самый простой эксперимент может быть обесценен плохим контролем, неисключенным влиянием субъективных факторов или неточной регистрацией данных. Но все большая автоматизация опытов, например применение компьютеров, позволяет исключить многие трудности, присущие этому виду исследований.
Использование статистических методов тоже подвергалось критике: утверждали, что исследователи пси-феноменов применяют их неправильно. Однако член Парижской академии наук Рише (1850-1935) защищал использование теории вероятностей при наблюдении за «изменчивыми» явлениями, а в 1936 году Институт математической статистики признал надежность методов, применяемых парапсихологами. Самый распространенный упрек скептиков заключался в том, что при достаточно большом числе данных даже незначительные расхождения между полученными и ожидаемыми результатами становятся значимыми. Об этом мы уже говорили, когда речь шла об изучении экстрасенсорного восприятия в состоянии гипноза. Однако, и мы это тоже отмечали, данное возражение теряет силу, когда без гипноза такое же число опытов уже не выявляет статистически значимого различия.
Но чаще всего ставится вопрос о воспроизводимости экспериментов. Экспериментатор, повторяя опыт с теми же испытуемыми и при тех же условиях, не уверен в получении тех же результатов. Вступает в действие совокупность факторов, связанных с испытуемыми, с материалом, с экспериментатором и с самими пси-феноменами. Избавиться от всего этого пока не удается.
И наконец, многие критики указывают на отсутствие теории и практических приложений и даже просто считают существование пси-феноменов невозможным ввиду его несовместимости с общепризнанными научными теориями (Bauer, 1984).
Хотя исследователи пси-феноменов смогли учесть все эти критические замечания, проявляя большую строгость и предусмотрительность в постановке экспериментов и выполняя самые жесткие требования в отношении статистического анализа, некоторые ученые продолжают рассматривать парапсихологию как псевдонауку. Они требуют ее исключения из Американской ассоциации научного прогресса. Что касается большинства в научном мире, то оно продолжает со вниманием относиться к результатам исследований, проводимых в строго контролируемых условиях. Сегодня широко распространена настороженность по отношению к псевдооткрытиям и к так называемым медиумам, но, тем не менее, сохраняется дух непредубежденной оценки любых фактов, способных пролить свет на поведение человека. Тропинки еще очень узки, но они по меньшей мере имеют право на существование.
Наше восприятие мира 233
•Bauer Е. (1984). «Criticism and controversies in parapsychology. An overiew», European Journal of Parapsychology, vol. 5, n°2, p. 141-165. Belanger L., 1978. Psi au-dela de 1’occultisme, Montreal, Quebec-Amerique. Bender H., 1976. L’univers de la parapsychologie, Paris, Dangles. Child I. (1985). «Psychology and anomalous observations. The question of ESP in
dreams», American Psychologist, vol. 40, n°ll, p. 1219-1230.
Duval P., Montredon E. (1968). «ESP experiments with mice». Journal of Parapsychology, 32, p. 155-166. Krippner S., 1979. Advances in Parapsychological Research: 2-Extrasensory Perception,
New York, Plenum Press. Krippner S., 1984. «Holonomie et parapsychologie» dans K. Wilber, Le paradigme
holographique, Montreal, Le Jour Editeur (article repris de Revision Journal, 1978). Kurtz P. (Ed.), 1985. A skeptic’s handbook of parapsychology, Buffalo, NY, Prometheus Books.
Morris B. «The evidence for parapsychology: Some strategies for research and evaluation», Communication presentee au premier congres international du «Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal» tenu a Buffalo, NY, les 28 et 29 octobre 1983.
Rhine J. B. (1954). «A review of the Pearce-Pratt distance series of ESP tests». Journal of Parapsychology, 18, 165-177.
Rhine L. E., 1975. Initiation a la parapsychologie, Paris, Presses de la Renaissance.
Schmidt H. (1969). «Clairvoyance Test with a Machine», Journal of Parapsychology, 33, p. 300-306.
Schmidt H. (1969). «Precognition of a Quantum Process», Journal of Parapsychology, 33, p. ^9-108.
Targ R., Puthoff H., 1977. Mind Reach: Scientists look at psychic ability, New York, Delacorte.
Tart С. Т. (1963). «Psychological correlates of psi cognition», International Journal of Parapsychology, 5, p. 375-386.
Thouless R.H., 1972. From anecdote to experiment in psychical research, London, Routhledge.
Vllman M., Krippner S., Vaughan A., 1977. La telepathie par le reve, Paris, Tchou.
Van De Castle R.L. (1969). «The facilitation of ESP throw hypnosis», American Journal of Clinical hypnosis, vol. 12, n° 1, p. 37-56.
^Volman B.B., 1977. Handbook of Parapsychology, New York, Van Nostrand Reinhold Company.
Цитированная литература 4riam S., Siller J. (1982). «Effects of subliminal stimuli in Hebrew on academic
performance of Israeli high school students», Journal of Abnormal Psychology
n° 91, p. 343-349. Bardeley A.D. (1966). «Time-estimation at reduced body temperature», American
Journal of Psychology, n° 79, p. 475-479. Blackemore C., Cooper G.F. (1970). «Development of the brain depends on the visual
environment». Nature, n° 228, p. 477-478. Boring E.G., Langfeld H. S., Weld H. P., 1948. Foundations of psychology, New York,
John Wiley and Sons Inc. Boring E. G. (1964). «Size-constancy in a picture», American Journal of Psychology,
Broadbent D. E., 1958. Perception and communication, London, Pergamon Press. Capra F., 1979. Le tao de la physique, Paris, Tchou. Capra F., 1983. Le temps du changement, Monaco, Ed. du Rocher. Cherry E. C. (1953). «Some experiments on the recognition of speech with one and the
McGraw-Hill. Fantz R. L., 1970. «Visual perception and experience in infancy: issues and approaches»,
in: Early experience and visual information processing and reading disorders, New
York, National Academy of Science. Fraisse P., 1957. Psychologie du temps, Paris, P.U.F. Gerome P., 1985. Le vaisseau d’isolation sensorielle, Paris, Sand. Gibson E.J.. Walk R.D. (1969). «The visual cliff», Scientific American, n° 202, p. 2-9. Gregory R.L., 1966. L’oeil et le cerveau, Paris, Hachette. Haynes H., White B.L., Held R. (1965). «Visual accomodation in human infants»,
Science, n° 148, p. 528-530.
Heron W. (1957). «The pathology of boredom». Scientific American, n° 196, p. 52-69. Hess E.H. (1965). «Attitude and pupil size». Scientific American, n° 212, p. 46-54. Lilly J., 1977. The deep Self, New York, Warner Books. Lilly J., 1980. Les simulacres de Dieu, Paris, Retz. McGuinnies E. (1949). «Emotionality and perceptual defense», Psychological Review,
Pribram K. 1971. Languages of the Brain, Englewood Cliffs, Prentice-Hall. Rhine J. В., 1979. La double puissance de 1’esprit, Paris, Payot. Science et consience,
Colloque de Cordoue, Paris, Stock. Silverman L.H., Lachmann P.M., Milich R.H., 1982. The search of oneness, T>few York,
Материал для самопроверки
(события или объекта).
17.Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит
способность мозга улавливать сигналы, поступающие по разным входным
1. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограниченна.
2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.
3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
5. Наше стереоскопическое видение мира перестает зависеть от бинокулярного зрения, если предметы удалены от нас более чем на 15 метров.
7. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.
8. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.
9. Перцептивную бдительность можно объяснить повышением порога восприятия.
10. Проявления подпорогового восприятия были неопровержимо доказаны.
11. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.
12. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.
Выбрать правильный ответ
1. Функции рецепторов
а) характерны для каждого вида живых существ;
б) зависят от уровня развития мозга;
в) одинаковы у всех видов;
г) наиболее развиты у человека.
2. Органы чувств ребенка начинают функционировать
а) у большинства до рождения;
б) с момента рождения;
в) в первые недели после рождения;
г) на втором месяце после рождения.
3. Наше восприятие мира связано
а) с культурой, к которой мы принадлежим;
г) Все эти ответы верны.
4. По мнению представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более
г) Все ответы верны.
5. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится
а) дополнить плохо очерченный контур;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
г) Все ответы верны.
6. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип
7. Бинокулярное зрение
а) позволяет воспринимать глубину;
б) неэффективно на расстояниях более 15 метров;
в) может быть заменено монокулярными признаками.
г) Все ответы верны.
8. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен
а) постоянно осуществлять коррекции;
б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;
в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
г) Ни один из ответов не верен.
9. Эффект параллакса
а) позволяет оценивать расположение удаленных предметов;
б) служит одним из монокулярных признаков глубины;
в) связан с движением головы наблюдающего.
г) Все ответы верны.
10. Когда наш мозг становится неспособен делать выбор сигналов при их избыточном притоке, говорят, что мозг находится в состоянии
а) сенсорной адаптации;
в) избирательного внимания.
г) Ни один из ответов не верен.
11. Привыкание проявляется в том, что мы быстро перестаем замечать
а) соприкосновение одежды с кожей;
б) периодически возобновляющийся шум мотора холодильника;
в) запах щей в кухне.
г) Все ответы верны.
12. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он
г) Все ответы верны.
а) способен декодировать одновременно различные сигналы;
б) постоянно фильтрует сигналы;
в) легче интегрирует зрительные сигналы;
г) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
14. Физиологический порог
а) представляет собой предел чувствительности рецептора;
б) определен генетически;
в) может меняться с возрастом.
г) Все ответы верны.
15. Осознанное узнавание зависит
а) от порога восприятия;
б) от контроля, осуществляемого ретикулярной формацией;
в) от деятельности высших центров.
г) Все ответы верны.
16. Феномен перцептивной защиты
а) связан с понижением порога восприятия;
б) вызывается необычностью некоторых стимулов;
в) облегчает узнавание некоторых слов.
г) Ни один из ответов не верен.
17. Подпороговое восприятие
а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;
б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;
в) наблюдается только у здоровых испытуемых.
г) Все ответы неверны.
18. Экстрасенсорное восприятие
а) в настоящее время является предметом изучения в психологии;
б) многими рассматривается как обычная способность;
в) интересует в равной степени физиков и психологов.
г) Все ответы верны.
а) умственные функции быстро деградируют;
б) сенсорный опыт растет;
в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется;
г) нарушение интеллектуальных функций становится необратимым.
20. Проведя эксперименты в изолированной камере, Лилли пришел к выводу, что
а) наш опыт, вероятно, ограничен внешней реальностью;
б) внешняя реальность в основном моделируется самим субъектом;
в) внутренняя реальность труднодоступна.
г) Ни один из ответов не верен.
1-ограничены; 2 рождения; 3-гипотез; 4-опыта; 5-значение, фигура, фоне;
1-В; 2-В; 3-Н; 4-Н; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-Н; 10-Н; 11-Н; 12-Н.
Выбрать правильный ответ
1-г; 2-г; 3-а; 4-а; 5-а; 6-г; 7-в; 8-г; 9-б; 10-г; 11-б; 12-в; 13-г; 14-в;
15-г; 16-г; 17-г; 18-б; 19-б; 20-б.
Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация
С другой стороны, без восприятия и осознания внешней действительности мы были бы неспособны направлять свою активность на удовлетворение нашей потребности в постоянном взаимодействии с окружающим миром.
К тому же следует отметить, что осознание внешнего мира, связанное с мотивацией, не бывает нейтральным: оно постоянно окрашивается эмоциями и чувствами, определяемыми нашим пониманием сигналов и контекста, в котором развертывается действие. Поэтому нельзя говорить о мотивации, не учитывая сопутствующего ей аффективного компонента.
В этой главе мы займемся исследованием этого компонента нашей психической жизни, стараясь понять механизмы, лежащие в основе нашей мотивации и наших эмоций, а также рассмотрим, как могут выражаться эмоции в зависимости от внешних обстоятельств.
Мотивация и эмоции
Традиционно эти два аспекта рассматриваются отдельно. Тем не менее, теперь известно, что ответственные за них нервные структуры расположены в мозгу млекопитающих очень близко друг к другу (см. приложение А). Такие побуждения, как голод и жажда, программируются в ядрах гипоталамуса, а центры эмоций, например гнева, находятся в определенных участках лимбической системы, тесно связанной с гипоталамусом.
А что сказать о любви, о стремлении к власти или о том чувстве, которое толкает альпиниста на новое восхождение? Что здесь имеет место – эмоции, потребности или некая потребность в эмоциях?
Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, и тем теснее они между собой сращиваются.
Между прочим, этимологически оба термина происходят от одного латинского глагола movere, что означает «двигаться»; в самом деле, если наши потребности толкают нас к действию, то наши эмоции тоже часто лежат в основе наших поступков.
Чтобы изложение было более простым и ясным, мы все же будем рассматривать мотивацию и эмоции независимо друг от друга. Но не будем забывать о том, что изучение механизмов нашего мозга и нейро-медиаторов, лежащих в их основе, позволит, по всей вероятности, в более или менее близком будущем установить тесные связи, существующие между сознанием, чувством, мотивацией и поведением.
Существует целая терминология, касающаяся мотивации (см. документ 6.1). К тому же, как говорилось выше, следует отличать первичные виды мотивации, или биологические побуждения, необходимые для правильного функционирования организма, от потребностей, имеющих лишь отдаленное отношение к выживанию.
Теория биологических побуждений
Мотивационная и эмоциональная активация
(Организм в равновесии)
Рис. 6.1. Схема теории импульсов.
либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению (рис. 6.1). Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.
Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Равновесие же восстанавливается лишь после удовлетворения данной потребности; а вслед за этим исчезают вызванные этой потребностью побуждение и активация.
Чтобы лучше понять механизм гомеостатического процесса, можно было бы сравнить его с термостатической системой, установленной в доме для поддержания постоянной температуры в его комнатах. Термостат включает отопление, если температура опускается ниже установленного порога, и отключает его, когда температура снова достигает нужного уровня. Психофизиологи полагают, что потребности выявляются внутренними «гомеостатами», которые помогают нам удовлетворять эти потребности, чтобы поддерживать организм в состоянии равновесия.
Итак, (теория биологических побуждений – это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Однако эта теория может объяснить далеко не все виды мотиваций человека. Как, например, понять то, что
уже абсолютно сытый человек соблазняется и съедает еще кусок пирога или на вечеринке продолжает пить, хотя он давно утолил жажду?
Кажется очевидным, что в таких случаях восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же значительным, как и само внутреннее побуждение. «Гидромеханическая» модель, предложенная Лоренцом (Lorenz) для объяснения инстинктивных форм поведения, позволяет, хотя и не полностью, объяснить связи существующие между физиологическим состоянием организма и раздражителями, поступающими из окружающей среды (см. документ 6.2).
Но, с другой стороны, как объяснить желание включить радиоприемник или телевизор, когда нет определенной цели? И тем более, как понять предпочтение, оказываемое некоторыми людьми фильмам ужасов, сильным ощущениям на «американских горках» или во время прыжков с парашютом?
Теория оптимальной активации
Итак, нужно было разработать теорию, которая позволила бы объяснить то, что наш организм иногда стремится снизить уровень активации, вызванной появлением какой-либо потребности или информационной перегрузкой, но в то же время он стремится усилить активацию, когда она слишком слаба для того, чтобы поддерживать достаточный психический тонус.
Эта потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии задумчивости, конечно же, отличен от уровня, оптимального для человека, охваченного «лихорадкой» творчества.
Из описания экспериментов с сенсорной изоляцией (гл. 5) мы уже
Мотивационная и эмоциональная активация
+ Уменьшение потребности в стимулах
Рис. 6.2. Схема теории активации.
видели, как реагирует мозг, когда он оказывается лишенным раздражителей. Понятно, что приверженцы теории оптимальной активации 1 видят в этом пример такой ситуации, которой организм стремится избегать.
Как бы там ни было, но теория оптимальной активации остается по самой своей сути механистичной. И действительно, хотя эта теория и позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, она не дает никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет. Она, например, не помогает нам понять, почему, если ваш уровень активности снижается, вы постараетесь восстановить оптимальный тонус, перелистывая этот учебник по психологии, вместо того чтобы смотреть матч по телевизору или слушать пластинку с записью классической музыки.
Эта ограниченность теории отчасти объясняется тем, что большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях. Теории, вытекающие из подобных экспериментов, позволяют лишь частично понять то, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий.
Именно на этом когнитивном аспекте мотивации, проявляющемся в основном у высших млекопитающих, делает упор следующая, третья группа теорий.
1 Для когнитивистов теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Мы постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев мы сами решаем, что будем делать.
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.