чудеса псково печерского монастыря
Чудеса псково печерского монастыря
Божественная помощь и защита
В 1521 году по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (последний позже принял постриг с именем Феофил и скончался в обители) иконописцем Алексием Малым был написан образ Успения Богоматери. Икона была поставлена в Успенском храме и с 1523 года стала прославляться многими чудесами.
Молва о чудесных исцелениях, получаемых от Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев и некогда «убогое место» теперь пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Однако приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние стали уступать первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Несмотря на материальное благополучие, жизнь монастыря не была спокойной из-за постоянных военных действий. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь не только выполнял свою основную христианскую миссию, но и стал мощной крепостью, способной противостоять неприятельским атакам на северо-западной границе Руси.
В конце XVII века обитель еще не раз подвергалась штурмам и осадам, поэтому в 1701 году под личным руководством Петра I крепость была перестроена согласно новейшим требованиям (монастырь был обнесен земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом) и сыграла значительную роль в период Северной войны. По окончании этой войны и расширения границ русского государства, Печерская крепость, защищавшая земли от завоеваний немцев, литовцев, поляков и шведов, утратила свое военное значение и приобрела популярность как духовный оплот христиан.
Множество и иных чудес наблюдалось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые из братии и мирских людей много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем. Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса.
Ученые установили, что окрестности Печор образовались после валдайского оледенения, 12-11 тысяч лет назад эта местность стала постепенно освобождаться от ледяного покрова. Ледник отступил, и по закону природы сюда вновь вернулись растения и животные, а около 8 тысяч лет назад пришли и первобытные люди. Неудивительно, что их привлекла красота Печорской долины, глубоко врезанная в слои девонских песчаников, особенно место, где сейчас течет ручей Каменец. Это была неширокая сухая долина, по плоскому дну которой струился чистый ручей, а в крутых обрывистых берегах имелись естественные пещеры, вполне пригодные для жилья и проведения культовых обрядов.
История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как повествует летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры», автор которой неизвестен. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Почти все их имена «канули в Лету», летописная история сохранила лишь имя «начального инока» преподобного Марка.
В 1519 году монастырь поднялся и расцвел. Оценив стратегическое положение обители, государев дьяк Мисюр Мунехин, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, в 1523 году развернул здесь каменное строительство. За свою деятельность он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В начале XVI века монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были перенесены и поставлены против Успенского храма. К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: был составлен общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учрежден чин церковной службы по преданию древних монастырей и установлен ежедневный порядок богослужения в Успенском соборе.
Настоящий расцвет обители связан с именем игумена преподобномученика Корнилия, который расширил и укрепил обитель, увеличил пещеры. В 1558-1565 гг. монастырь был укреплен мощной каменной стеной из известняка с 9 боевыми башнями. С этого времени Печерская крепость стала важным военным укреплением на западных границах русского государства. Преподобный Корнелий крестил языческие народы сету и эстов, устроил для новообращенных несколько храмов. Им была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей. В это время Псково-Печерский монастырь приобрел значение не только оборонительного, но и ведущего духовного и культурного центра. В середине XVI века здесь велась летопись древнего Пскова и была собрана богатейшая по тем временам библиотека. До наших дней дошел сохранившейся в ней список XV века известной древне-русской повести «Сказание о погибели земли русской».
Чудеса псково печерского монастыря
Божественная помощь и защита
В 1521 году по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (последний позже принял постриг с именем Феофил и скончался в обители) иконописцем Алексием Малым был написан образ Успения Богоматери. Икона была поставлена в Успенском храме и с 1523 года стала прославляться многими чудесами.
Молва о чудесных исцелениях, получаемых от Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев и некогда «убогое место» теперь пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Однако приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние стали уступать первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Несмотря на материальное благополучие, жизнь монастыря не была спокойной из-за постоянных военных действий. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь не только выполнял свою основную христианскую миссию, но и стал мощной крепостью, способной противостоять неприятельским атакам на северо-западной границе Руси.
В конце XVII века обитель еще не раз подвергалась штурмам и осадам, поэтому в 1701 году под личным руководством Петра I крепость была перестроена согласно новейшим требованиям (монастырь был обнесен земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом) и сыграла значительную роль в период Северной войны. По окончании этой войны и расширения границ русского государства, Печерская крепость, защищавшая земли от завоеваний немцев, литовцев, поляков и шведов, утратила свое военное значение и приобрела популярность как духовный оплот христиан.
Множество и иных чудес наблюдалось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые из братии и мирских людей много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем. Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса.
Ученые установили, что окрестности Печор образовались после валдайского оледенения, 12-11 тысяч лет назад эта местность стала постепенно освобождаться от ледяного покрова. Ледник отступил, и по закону природы сюда вновь вернулись растения и животные, а около 8 тысяч лет назад пришли и первобытные люди. Неудивительно, что их привлекла красота Печорской долины, глубоко врезанная в слои девонских песчаников, особенно место, где сейчас течет ручей Каменец. Это была неширокая сухая долина, по плоскому дну которой струился чистый ручей, а в крутых обрывистых берегах имелись естественные пещеры, вполне пригодные для жилья и проведения культовых обрядов.
История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как повествует летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры», автор которой неизвестен. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Почти все их имена «канули в Лету», летописная история сохранила лишь имя «начального инока» преподобного Марка.
В 1519 году монастырь поднялся и расцвел. Оценив стратегическое положение обители, государев дьяк Мисюр Мунехин, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, в 1523 году развернул здесь каменное строительство. За свою деятельность он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В начале XVI века монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были перенесены и поставлены против Успенского храма. К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: был составлен общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учрежден чин церковной службы по преданию древних монастырей и установлен ежедневный порядок богослужения в Успенском соборе.
Настоящий расцвет обители связан с именем игумена преподобномученика Корнилия, который расширил и укрепил обитель, увеличил пещеры. В 1558-1565 гг. монастырь был укреплен мощной каменной стеной из известняка с 9 боевыми башнями. С этого времени Печерская крепость стала важным военным укреплением на западных границах русского государства. Преподобный Корнелий крестил языческие народы сету и эстов, устроил для новообращенных несколько храмов. Им была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей. В это время Псково-Печерский монастырь приобрел значение не только оборонительного, но и ведущего духовного и культурного центра. В середине XVI века здесь велась летопись древнего Пскова и была собрана богатейшая по тем временам библиотека. До наших дней дошел сохранившейся в ней список XV века известной древне-русской повести «Сказание о погибели земли русской».
Чудеса псково печерского монастыря
Божественная помощь и защита
В 1521 году по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (последний позже принял постриг с именем Феофил и скончался в обители) иконописцем Алексием Малым был написан образ Успения Богоматери. Икона была поставлена в Успенском храме и с 1523 года стала прославляться многими чудесами.
Молва о чудесных исцелениях, получаемых от Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев и некогда «убогое место» теперь пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Однако приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние стали уступать первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Несмотря на материальное благополучие, жизнь монастыря не была спокойной из-за постоянных военных действий. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь не только выполнял свою основную христианскую миссию, но и стал мощной крепостью, способной противостоять неприятельским атакам на северо-западной границе Руси.
В конце XVII века обитель еще не раз подвергалась штурмам и осадам, поэтому в 1701 году под личным руководством Петра I крепость была перестроена согласно новейшим требованиям (монастырь был обнесен земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом) и сыграла значительную роль в период Северной войны. По окончании этой войны и расширения границ русского государства, Печерская крепость, защищавшая земли от завоеваний немцев, литовцев, поляков и шведов, утратила свое военное значение и приобрела популярность как духовный оплот христиан.
Множество и иных чудес наблюдалось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые из братии и мирских людей много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем. Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса.
Ученые установили, что окрестности Печор образовались после валдайского оледенения, 12-11 тысяч лет назад эта местность стала постепенно освобождаться от ледяного покрова. Ледник отступил, и по закону природы сюда вновь вернулись растения и животные, а около 8 тысяч лет назад пришли и первобытные люди. Неудивительно, что их привлекла красота Печорской долины, глубоко врезанная в слои девонских песчаников, особенно место, где сейчас течет ручей Каменец. Это была неширокая сухая долина, по плоскому дну которой струился чистый ручей, а в крутых обрывистых берегах имелись естественные пещеры, вполне пригодные для жилья и проведения культовых обрядов.
История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как повествует летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры», автор которой неизвестен. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Почти все их имена «канули в Лету», летописная история сохранила лишь имя «начального инока» преподобного Марка.
В 1519 году монастырь поднялся и расцвел. Оценив стратегическое положение обители, государев дьяк Мисюр Мунехин, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, в 1523 году развернул здесь каменное строительство. За свою деятельность он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В начале XVI века монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были перенесены и поставлены против Успенского храма. К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: был составлен общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учрежден чин церковной службы по преданию древних монастырей и установлен ежедневный порядок богослужения в Успенском соборе.
Настоящий расцвет обители связан с именем игумена преподобномученика Корнилия, который расширил и укрепил обитель, увеличил пещеры. В 1558-1565 гг. монастырь был укреплен мощной каменной стеной из известняка с 9 боевыми башнями. С этого времени Печерская крепость стала важным военным укреплением на западных границах русского государства. Преподобный Корнелий крестил языческие народы сету и эстов, устроил для новообращенных несколько храмов. Им была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей. В это время Псково-Печерский монастырь приобрел значение не только оборонительного, но и ведущего духовного и культурного центра. В середине XVI века здесь велась летопись древнего Пскова и была собрана богатейшая по тем временам библиотека. До наших дней дошел сохранившейся в ней список XV века известной древне-русской повести «Сказание о погибели земли русской».
Чудеса исцеления псковского старца Симеона
Конечно, никакой учёт чудес не велся. Поэтому даже приблизительно число случаев чудесной Божьей помощи посчитать невозможно. Далеко не все они известны. Но есть многочисленные свидетельства самых разных людей.
О случаях снятии порчи старцем Псково-Печерского монастыря Симеоном мы уже рассказывали. Представляем ещё ряд потрясающих случаев, описанных в сборнике «Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев» (Владимир Губанов).
Исцеление от беснования
Рассказывает 65-ти летняя Антонина из города Печоры:
В 1959 году в Печоры из Тулы приехала и остановилась у меня моя знакомая Нина. Она была одержима бесом, поэтому никак не могла войти в келью к отцу Симеону на благословение, только кричала: «Ой, Сенька идет, я его боюсь!»
Её по благословению отца Симеона отчитывал отец Афиноген. Она была такая буйная, что во время молитвы над ней её связывали.
Как-то Нина увидела Александру и забегала, крича: «Сенька идет!» Мать Александра сказала, что батюшка болен и в храм не придет. Но Нина начала метаться по храму, ища, где скрыться, и кричать ещё пуще: «Ой, Сенька идет!»
Совершенно неожиданно батюшка действительно пришел к полунощнице. Просто удивительно, как одержимые бесом чувствовали появление отца Симеона. А Нина уехала из Печор совсем здоровая.
Имеется также свидетельство о другом исцелении от беснования, которое было в 1953 году. В передней ожидало несколько человек, когда пришла незнакомая женщина лет пятидесяти и сразу направилась в келью отца Симеона. Она открыла дверь, вошла и сразу упала, а батюшка, топнув ногою, закричал: «Выйди, сейчас же выйди!»
Потом женщина вышла из кельи, молилась и благодарила батюшку за исцеление от беса. Она рассказала, что родственница сделала ей порчу, поэтому она по совету одной духовной дочери батюшки поехала к нему. Отец Симеон предупредил, чтобы она не общалась с той родственницей, избегала её.
Но через два года эта злая женщина подослала к свою дочку и снова вселила в неё беса, поэтому она опять и приехала к батюшке.
— «Мне очень трудно было переступить порог батюшкиной келии, все члены сковало, я не могла перекреститься, потому и упала без сознания, меня началась сильная рвота. Батюшка же словами: «Выйди вон!» тотчас изгнал из меня беса, и я смогла встать. И снова батюшка меня строго предупредил избегать злую дальнюю родственницу».
Сразу исцелился и даже забыл, что не мог ходить
«У меня сильно болели ноги, я не мог ходить. В больнице врачи предлагали отнять ноги. Я уже согласился, но повстречался с человеком, который мне, что в Печорах есть врач, который лечит всех без операций, и дал мне адрес. Старцу Симеону я рассказал о своем несчастье. Старец побеседовал со мной и сказал: «3автра приобщись святых Таин».
Выходя от батюшки, я забыл взять костыли. На другой день я приобщился и молодой дьякон пригласил меня с братией на покос. Я с удовольствием согласился. Полностью забыл, что ноги болели, даже к батюшке не зашел, а быстро уехал на луг. Там я отдался работе, забыл, что был больной и приехал лечиться. Даже забыл, что привез врачу гостинец».
Причастили ангелы
Отец Симеон ослабел телом. Уже три дня мать Александра не могла утром вычитать батюшке правило к причащению, так как ранее он её благословил печь просфоры. Она вошла в келью и посетовала, что батюшка не приобщился Святых Таин. Но батюшка смиренно ответил: «Да, не приобщился».
В три часа ночи она снова пошла, узнать, как он себя чувствует, видит: батюшка светлый, как солнце! Он сказал: «Я уже приобщился». Мать Александра удивилась, ведь никто не приходил к батюшке. Видя её удивление, батюшка говорит: «Приобщился сам, а Чашу чудесным образом принесли».
Пророческий призыв на свое погребение (Снятие епитимии)
Перед смертью отец Симеон сказал: «Я теперь все распределил, теперь только осталось снять епитимию с тех, на кого я возложил». И на другой день все, о которых он говорил, предстали.
Одного духовного сына из Ленинграда мать Александра спросила, как он явился, к батюшке. Он ответил: «Не знаю, как сюда попал, и не знаю, как отсюда попаду». Сняв со всех епитимию, батюшка сказал: «Ну, теперь я спокойно отойду».
«Не плачь, придешь последняя. »
Замечательно, что многие духовные дети батюшки, находясь за сотни километров от Печор, в день и час его смерти почувствовали, что уже нет его на земле.
Одна его духовная дочь была у него на Рождество Христово в 1960 году. Он сказал ей, что скоро умрет, и больше они не увидятся. Она заплакала, что не будет знать, когда он умрет, и ей не придется быть на его погребении. Он ответил: «Не плачь, придешь последняя. ».
Так и получилось: она чудесным образом успела на погребение. Когда узнала о смерти батюшки, сразу пошла на вокзал ехать в Печоры. Это был уже третий день, откладывать поездку было нельзя. На вокзале кассир сказала, что продала ей последний билет, и что последние два дня масса людей едет хоронить какого-то старца.
Путешествие пятое: сплошные легенды и чудеса
Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.
Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.
Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.
Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.
От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры. темнота. Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».
Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.
К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.
По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.
На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.
Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.