чудотворная икона божией матери старорусская

Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

Источник

Праздник в честь Старорусской Иконы Божией Матери и ее история, тексты молитв

Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.

Описание и значение образа в православии

Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.

Оригинал и копия

Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.

Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».

Общий символизм и причины различий

На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.

чудотворная икона божией матери старорусская

Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.

Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:

Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.

История появления

Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.

чудотворная икона божией матери старорусская

Обретение реликвии

Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.

Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.

Одолжение

100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.

В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.

чудотворная икона божией матери старорусская

Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.

Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.

Окончание многолетней тяжбы

В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.

Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.

чудотворная икона божией матери старорусская

Почитание иконы

Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:

В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.

О чем просят перед образом

В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.

В древности

По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.

Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.

чудотворная икона божией матери старорусская

Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.

В современности

Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:

Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.

Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.

Где можно найти оригинал и списки

Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.

чудотворная икона божией матери старорусская

Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.

В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.

Тексты

Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Источник

Чудотворная икона божией матери старорусская

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

чудотворная икона божией матери старорусская

. В стародавние времена, поклонившись Тихвинской Чудотворной, с умилением и святыми чувствами отходя от древней святыни, паломники останавливали свой взор на другом образе Божией Матери, во многом повторявшем икону Явленную, но иной, увеличенной мерой. Воздвигнутый на левом, при входе в Успенский собор Большого монастыря, столпе, этот образ Владычицы имеет историю, немногим уступающую по древности самой Тихвинской святыне, а по своей загадочности и таинственности даже превосходящую. Но многие богомольцы, не ведая, принимали икону Божией Матери «Старорусская» лишь за увеличенную копию Тихвинской.

Иное сказание повествует о том, что Старорусская икона явилась в 1570 году в Выдропуске и лишь недолгое время пребывала в Старой Руссе. Историки Тихвинской обители академик Яков Бередников и иеромонах Иоанн (Егоров) придерживались именно этой легенды. Монастырская церковь Покрова Богородицы в 1817 году украсилась приделом в честь Старорусской иконы, где святыню чествовали ежегодно 4 мая, в день явления ее в 1570 году в храме св. Великомученика Георгия села Выдропуска, Новгородской (позднее Тверской) губернии[ii].

О том, почему же принадлежавшая Старой Руссе икона оказалась в Тихвине, предания расходятся. Но все они говорят о моровом поветрии, случившемся на Новгородчине в царствование Иоанна Грозного. Летописи донесли до нас и дату народного бедствия: 1570 год (совпадающий со временем явления святыни в Выдропуске).

Некоему благочестивому старорушанину тогда явилась во сне сама Пресвятая Дева, открывшая ему Свою волю: моровая язва прекратится, если из Тихвина в Старую Руссу будет перенесена Тихвинская Чудотворная икона, а сообразно ей, со всеобщей молитвой и крестным ходом, Старорусская икона направится в Тихвин. Повеление Владычицы было исполнено, и смертоносная болезнь отступила. Как затем вернулась в свою обитель икона Тихвинская, никто не знает, но жители Старой Руссы принадлежащей им святыни увидеть тогда не смогли.

Другое предание гласит, что икону, с которой обходили грады и веси Новгородчины во время случившейся эпидемии, отдали в Тихвинский монастырь «на сохранение», пользуясь близостью этой обители к месту, где перед образом Богоматери был совершен последний молебен.

Возвращение Старорусского образа откладывалось по разным причинам, главным образом из-за войны со Швецией в 1611-1617 годах, когда Старая Русса подверглась разграблению со стороны северного соседа. Ясно, что в Тихвинском монастыре, по предстательству Божией Матери спасшем свои и чужие святыни, о возвращении Старорусской иконы не могло быть и речи. Шли годы, нанесенные войной раны залечились, но Старорусская икона не медлила двигаться в обратный путь, как об этом не скорбели жители Старой Руссы. Так веками, из уст в уста, передавалось сказание об утраченном образе, а в местном соборе имелась копия,согласно преданию пришедшая из Тихвинского монастыря в 1640 году[iv].

История сохранила и дату первой попытки старорушан заполучить свою святыню назад: «. около 1787 г. в Старой Руссе вспомнили о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г.»[v] Неисповедимы судьбы Божии: спустя время эта икона также прославилась чудотворениями, служа духовным утешением старорусских граждан.

Наконец, в 1805 году жители Старой Руссы набрались смелости подать прошение о возвращении иконы на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова). Насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Сергий пишет в своем труде, что митрополит Амвросий «с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать Икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню»[vi].

Мысль же об исконной принадлежности Старорусской иконы именно Тихвинской обители развил в своих записках настоятель Большого монастыря архимандрит Илларион (Кириллов): «Из прошения Старорусских граждан, поданного в 1805 году Высокопреосвященнейшему Амвросию Митрополиту оказывается, якобы оная Икона в 1570 году в царствование Государя Царя Иоанна Васильевича по какому-то несчастному случаю перенесена из Старой Руссы в Тихвин. Но верных исторических из летописей доказательств об этом событии они не выставили»[viii]. Архимандрит Илларион проверил по этому поводу и древнее монастырское хранилище: «В здешнем архиве не оказалось никаких записок о перенесении из Старой Руссы в Тихвин оныя Св. Иконы»[ix].

Старорусская икона не была единственной. Ее список, выполненный, вероятно, знаменитыми мастерами Тихвинской иконописной школы, веками находился на «родине» подлинника, на что обращал внимание архимандрит Илларион (Кириллов): «Старорусские же граждане по справедливости, кажется, могут быть довольны тем, что имеют для благочестивого чествования Св. Икону Пресвятой Богородицы, стоящую в Старорусском Градском Соборе, мерой и изображением подобную здешней Св. Иконе, называемой Старорусскою»[xiv]. Отдать же икону в Старую Руссу, значит, по мнению тихвинского архимандрита, «лишить Ея своего места, своего придела, и тем самым оказать несправедливость городу Тихвину и Обители Тихвинской, в которой оная Икона столь долгое время находится, так благолепно украшена, и благочестно почитается Матерь Божия, изображенная на оной. »[xv]

Но, несмотря на поддержку новгородского (и одновременно столичного!) митрополита, помощь со стороны академика Якова Бередникова, также ходатайствовавшего перед властями об оставлении в Тихвине Старорусской иконы, события могли развиваться в неожиданном направлении, причем не в пользу тихвинцев.

Архимандрит Илларион писал 22 января 1849 г. из Тихвина Я.И. Бередникову: «Со стороны же Старорусских граждан, как говорят, ходатайствуют якобы военные власти, разумеется, стороною, а не форменною просьбой»[xx]. Подтвердить или опровергнуть последнее не представляется возможным. Исаакий Петрович Мордвинов позднее отмечал, что тяжба Старой Руссы и Тихвина об этой иконе длилась с перерывами около 100 лет[xxi] и закончилась перенесением образа в Старую Руссу в 1888 году, а «окончанию дела в пользу староруссцев много содействовал весьма памятный Тихвинскому и Псково-Печерскому монастырям архимандрит Иннокентий Данилов. »[xxii]

Другим поводом к возвращению чтимого образа послужила эпидемия холеры, свирепствовавшая в Старой Руссе в июне 1848 года. Старорусские граждане, веря в заступничество своей святыни, умоляли синодального обер-прокурора поспособствовать исходу иконы, обещав оставить в Тихвинском Большом монастыре список, украшенный «равностоящими драгоценностями». И Святейший Синод принял соломоново решение: икона вернется, если тихвинцы проявят к старорушанам братские чувства, а жители Старой Руссы будут настойчивее добиваться возвращения святыни.

По этому поводу иеромонах Сергий в всвоем труде приводит любопытные строки из синодального указа от 22 сентября 1850 г., и у нас нет основания не доверять ему. Так, пишет насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря, Синод посчитал, что тихвинцы, не желающие возвращать благоговейно и щедро украшенную ими икону, «не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно Святыни законы гражданской давности простираться не могут»[xxiii]. Но Синод, опираясь почему-то лишь на древнее предание, пошел еще дальше: «Тихвинцы не имеют ни основания, ни побуждения удерживать у себя Образ, именуемый Старорусским, а напротив, те же любовь и сострадание, которые по преданию побудили некогда Рушан отпустить свою Святыню в Тихвин, для избавления жителей его от мора, должны были бы побудить и Тихвинцев возвратить оную в Руссу, когда страх смерти объемлет всех и невольно заставляет всех искать небесной помощи»[xxiv].

Синод постарался никого не обидеть. Тихвинцы не проявили сострадания к старорушанам. Старорусская икона по-прежнему оставалась в Большом монастыре.

В 1885 году в дело снова вмешались военные. Старорушан взял под свое покровительство не кто иной, как великий князь Владимир Александрович, главнокомандующий войсками Петербургского военного округа. Именно он поддержал ходатайство в Синод настоятеля Старорусского Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария о возвращении Старорусской иконы[xxvi]. Немаловажно, что и сами старорусские граждане дважды обращались с просьбой к великому князю, после чего он 29 октября 1887 года отправил на имя обер-прокурора Святейшего Синода свой рескрипт, решивший в конечном счете исход дела[xxvii].

Ликованию старорушан не было придела. По подписке они собрали сумму в 14500 рублей, необходимую для написания точной копии Старорусской святыни, чтобы теперь именно она пребывала навеки в Тихвинской обители. 21 августа 1888 года архимандрит Мардарий, отслужив соборный молебен, отправился с монастырской братией в Тихвин за искомой святыней. Поспешили туда же и многие старорусские граждане. Был утвержден и порядок, по которому Старорусская икона должна была покинуть Тихвин уже 31 августа: «В Тихвинском Большом монастыре в день отправления иконы, по совершении Литургии с благодарственно-напутственным молебном в честь и славу Пресвятыя Богородицы, поднять сей образ при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас» и нести оный на всем пути от г. Тихвина до Старой Руссы на руках гражданам, заблаговременно туда прибывшим, в сопровождении настоятеля Старорусского монастыря, двух иеромонахов, иеродиакона в облачении и прислужников. Святая Икона выносится из монастыря в сопровождении крестного хода до черты города, при колокольном звоне во всех церквах и монастырях. »[xxix]

Утром 31 августа, вспоминает иеромонах Сергий, пошел небольшой дождик, что было воспринято верующими сердцами как знак благоволения Пречистой. В Успенский собор Большого монастыря направился соединенный крестный ход, вобравший духовенство, мирян, монашествующих из всех тихвинских приходов и монастырей. Солею у левого клироса Успенского собора заняли гласные Тихвинской городской думы. Архимандрит Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Мардарий, не дожидаясь окончания литургии, направился к городской черте, и у часовни святого великомученика Георгия Победоносца приготовился встретить чаемую святыню. Так определили заранее: по Тихвину икону должны были нести лишь тихвинцы.

Проникновенно, до слез, выступавших на глазах тихвинских граждан, сказал архимандрит Евгений прощальное слово: «Какой удостоились мы чести! От нас идет благодатная икона Царицы Небесной, Целительницы болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Своим благодатным шествием она приосенит все пределы Новгородской губернии и, наконец, даже великий и Богоспасаемый Новгород. Как же мы проводим Ее! Ее несомненно будут провожать Св. Ангелы Божии. Проводим ее и мы грешные с верою, любовию и молитвою. »[xxxi]

[vii] ГИАНО. Ф. 716. Оп. 1. Д. 4. Л. 4 об-5.

[viii] ПФА РАН. Ф. 345. Оп. 3. Д. 29. Л. 15-15 об.

[x] ГИАНО. Ф. 716. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.

[xiv] ПФА РАН. Ф. 345. Оп 3. Д. 29. Л. 15.

[xvi] Среди украшений Старорусской иконы называются «. венцы и цаты серебряные, золоченые, весом шестнадцать фунтов, которые сделаны по благочестивому усердию Тихвинских купцов Климовых в 1799 и 1800 годах. На них вставлено камней топазов белых десять, гранат семь, четыре бирюзы и цветных четыре. В то же время женою его Климова вынизан жемчугом на сию Икону убрус, который в 1838 году снова перенизан с прибавкою благотворительного жемчуга и вместе с прежним положено оного сто сорок четыре золотника. Между жемчугом на сей убрус положено аквамаринов, топазов, страз и других камней значительное количество. » (Мордвинов И. П. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современного Тихвинского уезда). Новгород, 1911. С. 44).

[xvii] ГИАНО. Ф. 716. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

[xviii] [Бередников Я. И.]. Указ. соч. С. 178.

[xix] ГИАНО. Ф. 716. Оп. 1. Д. 4. Л. 6.

[xx] ПФА РАН. Ф. 345. Оп. 3. Д. 29. Л. 13-14.

[xxi] Подлинных документов, свидетельствующих о многолетней тяжбе жителей Старой Руссы о возвращении иконы, сохранилось крайне мало. Выдержки из них приведены выше. Поэтому путеводной нитью здесь остаются труды иеромонаха Сергия (Усинина), указавшего, что вопрос о возвращении святыни старорусские граждане поднимали и в 1806 году, но также безуспешно. В феврале 1808 года архимандрит Старорусского Спасо-Преображенского монастыря Моисей обратился с соответствующим отношением в местную городскую думу, что якобы нашло поддержку в лице Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Амвросия (Подобедова), но икона также осталась на прежнем месте. Вскоре грянула Отечественная война 1812 года. Вернуть Старорусскую икону из Тихвина старорушане пытались и в 1830 году, ходатайствуя перед самим Императором Николаем I. Их просьбы оказались тщетными, чему виною стали сами жители этого городка, устроившие в 1831 году в Старой Руссе некое «возмущение». Понятно, что Империя, словно растревоженный улей, залечивала последствия декабрьского бунта, и любое движение в народе воспринималось властями в штыки.

[xxii] Мордвинов И. П. Указ. соч. С. 46.

[xxvi] Согласно упоминавшемуся здесь письму архимандрита Иллариона (Кириллова) академику Я.И. Бередникову первоначально жители Старой Руссы намеревались «оную икону возвратить им из Тихвина в Старорусский собор, а не в монастырь» (ПФА РАН. Ф. 345. Оп 3. Д. 29. Л. 13).

[xxix] ОПИ НГОМЗ. Ф. 11. Д. 68. Л. 4.

[xxx] РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 474. Л. 6 об.

Список сокращений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *