чудотворная икона исаакиевский собор
Тихвинская икона Божией Матери
Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.
В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников».
В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.
После создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах икона была убрана в запасники.
Реставрационные раскрытия живописного слоя показали, что находящийся в Исаакиевском соборе образ представляет собой точный список XVIII в. с первоначальной, «чудесно явленной» иконы, возвращенной летом 2004 г. в Успенский Тихвинский монастырь.
Источник: Подготовлено А.В.Квятковским, сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор» [после 2004]
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Чудотворные иконы в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург — один из крупных православных центров России. В Северной столице и ее окрестностях около 300 соборов, церквей, монастырей. Множество паломников со всего мира приезжают сюда, чтобы поклониться православным святыням.
Чудотворная икона Казанской Божьей Матери
Одна из главных святынь — чудотворная икона (список) Казанской Божьей Матери. Эта икона находится в Казанском соборе (архитектор А. Н. Воронихин). Чудотворный образ Казанской Богоматери был обретен в Казани в 1579 году. Местонахождение иконы открыла девятилетней девочке Матроне во сне сама Богородица. Икону действительно нашли в указанном месте — на пепелище одного из сгоревших домов. Некоторые списки, сделанные с этой иконы тоже признаны чудотворными. Один из списков в XVIII веке перевезли в Санкт-Петербург и поместили в специально построенный для него Казанский собор.
Икона Казанской Божьей Матери — покровительница Земли Русской и заступница русского воинства.
Перед образом Казанской Божьей Матери молятся о сохранении Российской державы, просят заступничества в тяжелые времена. По традиции этой иконой благословляют молодых.
Икона Божьей Матери «Скоропослушница»
В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры находится икона Божьей Матери «Скоропослушница». Это копия иконы их Афонского монастыря. Икону написали афонские монахи в 1870 году. Копию с нее привезли в Петербург в 1914 году. В 1885 году эта икона чудом не сгорела во время пожара. Множество чудесных исцелений от тяжелых болезней связывают с молитвами перед иконой «Скоропослушница». Образ почитали члены царской семьи.
В соборе можно поклониться также чудотворной иконе Святой Параскевы. Образ был перенесен в Троицкий собор из храма Святого Николая Чудотворца в селе Ильеши. По преданию икону обрели более 300 лет назад. Люди молятся перед иконой Святой Параскевы
Чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками)
В Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха» находится петербургская святыня — чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). По преданию написание иконы заказал купец Куракин в благодарность за чудесное спасение. Его лодка перевернулась посреди Невы и только молитвы к Богородице не дали ему погибнуть. Впоследствии этот образ Богоматери поместили в Тихвинскую часовню на Шлиссельбургском проспекте.
23 июля 1888 года в часовне произошел пожар. Икона не пострадала. Кроме того, к ней чудесным образом прилепились 12 монеток (грошиков) из кружки для пожертвований. Сама икона обновилась.
В Свято-Троицкой церкви икона находится в с 1946 года. Перед этим чудотворным образом молятся об исцелении всех, даже самых безнадежных больных.
Чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская»
В Исаакиевском кафедральном соборе находится чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская». Этот список с древней иконы, сделанный в XVIII веке, принадлежал семье Ивановых.
В 1859 году икона попала в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Исаакиевский кафедральный собор.
В 1930-х годах в соборе открыли Музей атеизма. Икону убрали в запасники и только в 2002 году она вновь заняла свое место в храме.
Икона прославилась множеством исцелений.
Чудотворный образ святителя Николая Чудотворца
В Николо-Богоявленском Морском соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Перед иконой молятся
Николай Угодник — покровитель моряков, защитник вдов и сирот.
Тихвинская икона Исаакиевского собора
Тихвинская икона Божией Матери, как и многие чудотворные иконы, имеет множество копий. Некоторые из этих списков наделены, как и их первообраз, чудотворными свойствами. К таковым относится и список с Тихвинской иконы, пребывающий в Исаакиевском соборе
В год освящения Исаакиевского собора Петербург обрел новую святыню — чудотворный список с древней Тихвинской иконы Божией Матери. Образ находился в доме М. Д. Востоковой, женщины благочестивой и бедной (настолько бедной, что и обедать она временами ходила в странноприимный дом у Знаменского моста). Когда стали очевидны чудотворные свойства хранившегося у нее Тихвинского образа, в убогую квартирку Марьи Востоковой открылось настоящее паломничество.
«Постоянное стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось от чудесных исцелений, совершавшихся нередко после молитвы пред святою иконою», — говорится в «Сказании о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском соборе» (1898). Видя это, Востокова попросила приходского священника взять икону Божией Матери в местную церковь, но слава о ней была уже столь велика, что перенесли ее сначала в Александро-Невскую Лавру, а затем — в Исаакиевский кафедральный собор.
По свидетельству современников, перед чудотворным образом постоянно горели «десятки свеч, зажженных любовию и благодарностию к Царице Небесной». Это и неудивительно: уже в первые месяцы (да что там — в первые дни) пребывания Тихвинской иконы в Исаакиевском соборе верующие имели возможность убедиться в ее чудотворных свойствах. Следующее свидетельство опубликовано в «Сказании»: «Жена С.-Петербургскаго купца Матрена Семенова Молчалова страдала несколько лет ногами, чувствовала страшную ломоту, появилась и опухоль. Врачи признали болезнь, по летам Молчаловой, неизлечимою. 8 марта 1859 г., на третий день по перевезении иконы в Исаакиевский собор, Молчалова, не говоря никому ни слова, отправилась в собор помолиться пред чудотворною иконою. “При входе в святый храм, — писала Молчалова, — я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались. Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть, но ободряемая крепкою верою я подошла к чудотворной иконе, молилась пред нею Пресвятой Богородице, отслушала молебен и потом, приложившись к святой иконе, почувствовала всю легкость и бодро встала с колен на ноги. Тотчас я поняла, что мне, грешной, дано исцеление от моей тяжкой болезни. Со слезами возблагодарив Матерь Божию, я с радостию, совсем здоровою, возвратилась домой”».
В Исаакиевском соборе Тихвинская икона Пресвятой Богородицы находилась до 1928 года, когда ее изъяли из храма. На свое место она вернулась уже в наши дни.
Первообраз Тихвинской иконы Исаакиевского собора Санкт-Петербурга
Тихвинская икона Божией Матери очень древняя. По преданию, в Константинополе она находилась с V века, а в 1383 году исчезла из столицы Византии и явилась в пределах Новгородской Руси.
Как уже говорилось, Тихвинский образ Божией Матери из Исаакиевского собора является копией гораздо более древней чудотворной иконы — по преданию, написанной апостолом Лукой и находившейся долгое время в Константинополе, а затем исчезнувшей оттуда. Исчезнувшей, чтобы летом 1383 года явиться рыбакам на Ладожском озере.
Спустя краткое время после этого чудесного явления Тихвинская икона Божией Матери обнаружилась на берегу реки Тихвинки. Местные жители построили для нее храм, а вскоре вокруг него вырос монастырь, на долгие годы ставший «домом» для одной из главных святынь Руси.
Как ни странно, в монастыре чудотворная икона оставалась вплоть до Великой Отечественной войны (хотя драгоценный оклад с нее большевики все же сняли). Но во время боев за Тихвин фашисты, осведомленные о ценности иконы вывезли ее из города — сначала в Псков, где она находилась до 1944 года, а затем в Ригу. В латвийской столице образ Пресвятой Богородицы встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Пройдя вместе с ним все тернистые беженские пути, в конце 1940-х годов Тихвинская икона оказалась в США и начиная с 1950-х годов постоянно пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн.
Нужно сказать, что ни епископ Иоанн, ни его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс не ставили себе цели навсегда «удержать» чудотворную икону Божией Матери как можно дальше от России. Напротив, они всегда надеялись вернуть ее в Тихвинский монастырь. Владыка Иоанн до такой возможности не дожил, скончавшись в 1982 году. Возвращение Тихвинской иконы в свой «дом» из-за океана состоялось только летом 2004 года
Войдите в ОК
К числу снимков с древней Тихвинской иконы, прославленных чудесами, принадлежит икона, находящаяся в Исаакиевском соборе.
Она прославилась в самый год основания собора.
Икона эта была родовой иконой семьи Ивановых, живших в 50-х годах в собственном доме по 2-ой улице Песков. По смерти больного брата девица Иванова, продав дом, наняла маленькую комнату по соседству и, умирая, поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь принадлежащую ей икону. При этом она заявила, что икона древняя и чудотворная. Так как документов на передачу иконы в церковь не было написано, то икона перешла к квартирохозяину, а от него к одной бедной женщине, Востоковой, зарабатывавшей хлеб чтением псалтири по усопшим. Востокова обновила икону.
Как-то она услыхала от одного сборщика рязанской губернии, что в их селе сгорела церковь с утварью и иконами. В желании помочь этому приходу Востокова предложила сборщику передать икону в этот приход. В то же время неизвестная женщина пришла к ее племяннице и сказала: «Отдай деньги своей тетке и скажи, чтобы не отсылала она своей иконы, а купила бы для отсылки в ее же меру другую». При этом женщина дала 6 рублей.
В лавке запросили за икону 15 рублей, а она могла дать только 6 и решила в себе, если не уступят, пожертвовать в сельскую церковь стоявшую у нее икону. Купец немедленно согласился на предложенные ему 6 рублей, и новая икона была послана к сборщику.
Первое очевидное исцеление от этой иконы совершилось над двухлетним сыном Ершовых (владельцев того дома, где жила Востокова) Анатолием, который был от рождения расслаблен, не мог ни ходить, ни сидеть и страдал английской болезнью. Доктора не могли помочь ему. А по молитвам матери перед Тихвинской иконой ребенок стал ходить и совершенно выздоровел.
Это было летом 1858 г. Осенью пришла к Востоковой неизвестная женщина и, помолясь на икону, дала ей 6 рублей со словами: «Купи киот для святой иконы. А остальное употреби на масло». Востокова спросила у посетительницы ее имя. «Господь знает мое имя, — отвечала та, — а ты сделай, что сказано».
Была куплена лампада и засвечена, чтоб теплиться неугасимо.
Неизвестно как, слухи о чудотворной иконе разнеслись по Петербургу, и в убогую, помещавшуюся на чердаке комнату Востоковой стало приходить много лиц — и все больше и больше, так как от иконы шли знамения.
Двухлетняя дочь князя Ш. Ш. не могла ходить. Бабушка ее Б., услыхав об исцелении мальчика Ершова, послала денег на масло перед иконой. В тот день и час, когда в лампаду влили масло, купленное на эти деньги, и засветили, девочка стала ходить. Обрадованные родители приезжали служить молебен перед иконой и засвидетельствовали чудесное исцеление.
Вслед за тем было еще несколько исцелений.
Одна неизвестная женщина принесла 25 рублей на венец для иконы. Другая принесла 90 рублей; когда Востокова отказывалась принять их, она сказала: «Мне в самом видении велено отдать эти деньги на ризу к иконе Богоматери Тихвинской, находящейся у Востоковой».
Много неизвестных лиц приходили к ней, жертвуя на свечи и масло, иногда рассказывая о чудесной помощи.
Во время Великого поста 1859 г. стечение богомольцев усилилось до того, что иногда трудно было подойти к воротам дома. Опасались за прочность лестницы, ведшей в квартиру, а также того, что сама квартира осядет.
Востокова решилась просить о перенесении иконы в церковь, и 2 марта 1859 года, после вечерни, икона была перенесена в Христорождественскую церковь, а пятого числа — в Исаакиевский собор.
С тех пор икона служит предметом благоговейного почитания жителей Петербурга.
Из чудотворений, совершившихся по молитвам перед этой иконой, памятны следующие.
Купеческая жена Мочалова страдала несколько лет ногами, в которых чувствовала страшную ломоту. Врачи признали, по преклонности лет больной, ее недуг неизлечимым.
Через несколько дней по перенесении иконы в Исаакиевский собор больная отправилась помолиться перед Тихвинской иконой, и вот ее рассказ: «При входе в собор я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались. Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть. Я с верой подошла к чудотворной иконе, молилась перед ней Пресвятой Богородице и после молебна, приложившись к иконе, почувствовала легкость и бодро встала с колен на ноги».
В 1860 г. произошло исцеление лютеранки, дочери доктора медицины, 16 летней Екатерины Левестам.
От рождения она была слабого здоровья и страдала кровохарканьем, головной болью и беспамятством. Потеряв родителей, она была 14 лет помещена в частный пансион в Гатчине. На 16 году разбил ее паралич правой стороны тела; появились спазмы и судороги. Тогда ее перевели к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института. Тут и левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не чувствовала боли от пропускаемой в ногу иголки. 10 дней она была в бесчувственном состоянии, из которого доктора не могли ее вызвать. Только вечером она просила пить и после нескольких глотков опять впадала в забытье.
Родные не могли без слез смотреть на ее страдания. В половине декабря начались у больной припадки сильной мигрени и признаки «пляски св. Витта»; в феврале открылась, кроме того, каменная болезнь. Четыре раза в день с больной происходили припадки такие сильные, что ее подбрасывало вверх аршина на полтора и на несколько аршин в сторону.
Хотя лютеранка по вероисповеданию, девица Левестам любила обряды православной церкви. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, строго соблюдала посты. Особенно молилась она перед стоявшей в ее комнате иконой Богоматери и стоявшим через комнату образом Николая Чудотворца; приглашала также священника для совершения перед этими иконами молебна.
Вследствие усиления болезни осенью 1860 г. ее перевезли в больницу св. Ольги у Смольного монастыря. Здесь припадки «пляски св. Витта» стали повторяться каждые 5—10 минут. Малейший внезапный шум возбуждал судороги. Больную подбрасывало вверх почти на аршин. При этом тело представляло то вытянутую линию, то дугу, поднятую кверху; то тело изгибалось назад в виде колеса, так что затылок прикасался к пяткам. 12 дней больная не принимала никакой пищи.
18 октября в разгар этой невыносимой болезни больная увидела в забытьи старца монаха, сказавшего ей: «Встань, поезжай в Исаакиевский собор. Там есть чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Отслужи ей молебен и поставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви подай всем нищим. Поспеши скорей, и исцелишься».
Больная рассказала свой сон своему брату, потом больничному священнику. Брат прислал для перевоза ее карету, куда ее и посадили вместе с фельдшером и двумя священниками. По дороге произошли два сильнейшие припадка. Почти на руках в бесчувственном состоянии больную внесли в церковь. Во время службы больная пришла в себя и сидела, поддерживаемая сиделками. Затем просила священника отслужить молебен и стояла за ним с помощью сиделок, делая даже земные поклоны. При чтении Евангелия она преклонила голову под священную книгу и почувствовала, что будто кто облил ее холодной водой. В это время ее члены прохватила дрожь. По окончании молебна, осененная священником крестом, она решилась сделать шаг вперед, приложилась ко кресту, затем без помощи подошла к иконе. Приложившись к священному лику, она почувствовала в себе силы и отошла от образа совсем здоровой. Затем прикладывалась она к местным иконам, подала милостыню всем нищим и вернулась в больницу, где ее ждали с нетерпением, зная, что она поехала в собор в надежде исцеления. Вскоре она вернулась к родным совершенно здоровой.Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
#музыка