чудотворная икона луки крымского в москве
Икону Луки Крымского, около 700 раз облетевшую Землю, принесли в Новоспасский монастырь
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Икону святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), которая около 700 раз облетела Землю на борту Международной космической станции (МКС), 27 октября принесли в Новоспасский монастырь Москвы.
В обитель образ доставил инициатор его отправки на МКС, председатель правления Содружества православных деятелей культуры, науки и образования Юрий Серов, а встретил икону наместник обители епископ Воскресенский Савва с братией и прихожанами, сообщает сайт монастыря.
После встречи икону святителя Луки Крымского принесли в Покровский храм монастыря, где перед ней был отслужен молебен.
Подготовка святыни к отправке на МКС началась 11 марта 2017 года, 20 апреля на корабле «Союз МС-04» ее доставили на МКС космонавты россиянин Федор Юрчихин и американец Джек Фишер.
Теперь же, как сообщил владыка Савва, икону разместят в одном из храмов монастыря, где ей сможет поклониться любой желающий.
Что касается духовного смысла отправки иконы в космос, то, по словам епископа, образ святителя Луки, пролетая на борту МКС над Землей, благословил всех жителей планеты.
Напомним, что в 2017 году отмечается 140-летие со дня рождения выдающегося врача и архипастыря Русской Православной Церкви. Как автор «Очерков гнойной хирургии» в 1946 году он был удостоен Сталинской премии I степени. Среди других наград святителя – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Читайте также:
О святителе Луке Крымском, его жизни и служении подробнее читайте здесь.
Фото с сайта Новоспасского монастыря
Чтимая икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)
Святого Луку Крымского почитают три раза в год:
11 июня (29 мая по старому стилю). Дата была установлена в честь мирного окончания земного пути Святого.
18 марта (5 марта по старому стилю). В этот день празднуется обретение многоцелебных мощей Святители Луки Крымского.
7 февраля (25 января по старому стилю). Торжество приурочено к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В своих молитвах к Святому обращаются представители медицинских профессий, и особенно хирурги, над которыми Святитель взял Небесное Покровительство. Молятся ему и люди, обремененные различными недугами, те, кто ожидает операции или уже утратил надежду на помощь врачей.
Православные христиане гордятся не лишь божественными фигурами, о которых слагали множество легенд и пересказывали другим поколениям. Также большое значение в их жизни занимают и обычные священнослужители, которые на протяжении своего земного пути завоевывали любовь и сердца обычных прихожан своей стойкостью, мудростью и непоколебимой верой в Господа Бога. Одним из наиболее популярных священников своего времени был высокочтимый Лука Войно-Ясенецкий, который родился в 19-том веке и жил в самом центре Керчи. В его честь был изготовлен православный образ святейшего Луки, на котором выгравирован седоволосый старик, поднявший руку в молитвенном жесте.
В мире есть несколько версий данной иконы, которые изображают Луку Крымского на фоне лесного пейзажа или в чудесных одеяниях архиепископа. На сегодняшний день, в современном контексте, его принято изображать со специальным чемоданчиком, который служит ему аптечкой для лечения больных и немощных людей. Этим жестом подчеркивается его целительная сила и величайшая мудрость. Молятся и приобретают чудодейственную икону святителя Луки те люди, которые изнемогают от собственных тяжелых болезней или заболеваний у родных и близких. Покупается образ в различных его проявлениях – это писанная по дереву икона, вышитая бисером или, даже, вылитая из чистого золота!
Почему икона святителя Луки Войно-Ясенецкого такая популярная? В первую очередь, это связано с популярностью Луки, как исцелителя и врача, у которого имеется огромный перечень знаний относительно медицины тела и лечения души. Стоит отметить, что мужчина провёл в тюрьме и ссылках около одиннадцати лет. Взглянув на его изображение, на иконе, можно по его глазам понять глубину страданий за каждого верующего человека на этой планете. Некоторые поговаривали, что Сам Бог преподнёс Луке этот Божественный Дар, ведь он был способен исцелить те болезни, которые не поддавались лечению в традиционных больницах, в буквальном смысле воскрешая человека. Всю свою сознательную жизнь Лука Крымский проводил в различных научных работах, которые впоследствии дали огромный толчок в дальнейшее развитие медицины. Есть два праздника, которые посвящены памяти талантливого врача и священнослужителя – это 18 марта, когда православные христиане отмечают день обретения мощей святителя, а также 11 июля – непосредственно день его памяти.
Какое глубинное значение скрыто в иконе Луки Войно-Ясенецкого? Все, кто знаком с жизненной позицией мужчины, говорили, что он был невероятно мужественным, храбрым и добрым. Наиболее ярко это проявлялось в эпоху всеобщего атеизма. Он ездил с проповедями по многим русским городам, читая лекции в университетах. Интересно то, что на лекцию он всегда облачался в черную рясу, а поверх неё одевал большой знаменный крест. В больничном отделении, где он работал, всегда висели иконы с изображением Богородицы и Иисуса Христа. К нему приходила полиция с требованием сжечь проявление религиозного искусства, но всегда уходила ни с чем.
Большое количество верующих христиан говорят, что даже после гибели Луки Крымского, они ощущают его исцеляющую силу. Приходя в храм, чтобы прочесть молитву святому Луке, они зачастую получают благодатное воздействие на их жизнь и физическое состояние. Это и есть истинный смысл данной иконы – невероятное мужество, дар исцеления и сила духа могут передаваться не только посредством физического контакта, но и путём молитве в честь того человека, который обладал Божественным даром.
«По молитвам святой Лука помогает многим». Рассказ матушки Сергии
В храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы хранится великая святыня – икона святителя Луки Войно-Ясенецкого с частицей мощей. Каждую субботу в 15.30 перед чудотворным образом совершается молебен.
Мы встретились с монахиней Сергией (Бурдыга), которая в 1990-х гг. исполняла на приходе послушания алтарницы и просфорницы, и благодаря которой святыня оказалась в нашем храме.
Беседовал настоятель храма игумен Пётр (Еремеев).
Матушка Сергия, расскажите, пожалуйста, когда Вы впервые оказались в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище?
Я хорошо помню эту дату — 25 октября 1993 года — праздник Иверской иконы Божией Матери. С тех пор я особенно трепетно отношусь к этой иконе, ведь она положила начало моему послушанию здесь, на Ваганьковском приходе, – самым счастливым годам моей жизни.
Тогда первым человеком, которого я встретила на приходе, был диакон Александр Рытов. Я спросила у него, можно ли увидеть отца-настоятеля — протоиерея Валентина Парамонова. Отец Александр немного помолчал, а потом сказал, что к батюшке попасть очень сложно. В этом я и сама потом убедилась. Мне удалось взять благословение у отца Валентина только на третий день по приезде в храм. До этого момента я уже успела познакомиться и со старостой, который разузнал, что меня благословил обратиться в этот храм архимандрит Даниил (Сарычев) из Донского монастыря на послушание просфорницы…
В этом году мы отмечали 90-летие со дня рождения протоиерея Валентина Парамонова, настоятеля Ваганьковского прихода с 1982 по 1994 годы. Батюшку помнят многие прихожане. При нём возобновились многие службы, были установлены памятники, совершались панихиды у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова. А чем Вам особенно запомнился отец Валентин Парамонов, какие его качества вы бы выделили особо?
Знаете…Он, наверно, был мне как отец, который дал всё в этой жизни,в жизни духовной, имею ввиду. Поэтому сказать, о его каких-то особенных качествах… не могу. Отец он и есть отец. Понимаете? Не по плоти, а по духу.
Могу сказать только, что батюшка был большой молитвенник, великолепно знал Типикон. Его так и называли — «отец-акафистник», «отец-типикарь», то есть устав церковной службы он знал досконально, можно сказать наизусть. В чём я неоднократно убеждалась.
Отец Валентин старался служить каждый день! Один раз только помню служил другой священник, потому что батюшка вынужден был уехать на отпевание. Для него примером в духовной жизни был святой праведный Иоанн Кронштадтский, который согласно житию служил каждый день. Вот и отец Валентин старался следовать его примеру, несмотря на свою болезнь ног.
А каким батюшка был в алтаре…?
Может я скажу как-то резко, но в плане воспитания нас, послушников, алтарников — очень суровым. Однако я глубоко благодарна батюшке за это! Если бы не было этого строгого воспитания, наверное, я бы не состоялась впоследствии как монахиня. Мы исполняли все послушания, которые можно представить себе в храме. Если брать конкретно наш храм Воскресения Словущего, то послушание начиналось с колокольни. Все, кто были алтарниками у отца Валентина, должны были уметь звонить в колокола. Но кроме этого они должны были ещё уметь печь просфоры, хорошо ориентироваться в ризнице, знать, как чистить подсвечники и киоты, мыть полы и так далее. И клиросное послушание — само собой, оно также начиналось с первых дней. А послушание в трапезной — Вы можете удивиться, но была на Ваганьково такая традиция: раз в неделю алтарники становились поварами и готовили в трапезной на весь приход. Не говорю уже о молебнах, панихидах, отпеваниях… То есть воспитание было такое, что если ты алтарник на Ваганьковском приходе, то ты должен был уметь абсолютно всё!
Одно послушание было обязательное, но утешительное для алтарников: они должны были кормить отца-настоятеля после службы. Кушал он немного, но много рассказывал. За его историями мы забывали всё на свете! Он очень интересно умел рассказывать о святых, иконах, священниках…
Как Вы стали монахиней?
При батюшке Валентине мне было легко жить на свете, я знала всего только два слова: простите и благословите. Но когда мой духовник отошел в мир иной, стало очень тяжело. И Господь дал мне возможность утешиться, поехать в Киево-Печерскую лавру, чтобы заказать там помин об отце Валентине и немножко духовно укрепиться среди святынь Киева.
Именно там, в Киеве и произошла моя встреча с протоиереем Виктором Головизиным и игуменией Приморского Успенского монастыря Ириной (Скотарь). У нас завязались добрые отношения, которые мы поддерживали в переписке, телефонных звонках… Уже потом я поняла, что, проводив отца Валентина в мир иной, я получила от Бога в дар других духовных наставников.
Летом 1995 года я поехала знакомиться с сёстрами Приморского Успенского монастыря Запорожской и Мелетопольской епархии и взглянуть на жизнь обители изнутри. Мне всё очень понравилось. Как говорят, мы сошлись по духу. Я поняла, что моё сердце здесь, что именно это я искала всю жизнь. И то воспитание, которое я получила на Ваганьково от протоиерея Валентина Парамонова, пригодилось в Свято-Успенском монастыре.
В том же 1995 году я была представлена архиепископу Запорожскому и Мелитопольскопу Василию (Златолинскому), который был духовником монастыря. Спустя год владыка предложил мне стать послушницей обители. Хотя он знал, что я продолжаю нести послушание на Ваганьковском приходе в Москве. Спустя еще некоторое время владыка Василий поставил вопрос о моем иноческом постриге и 13 августа 1997 года я была пострижена им в иночество с именем Елизавета в честь преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Я продолжала нести послушание в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, но при этом связь с Приморским Успенским монастырем была очень тесной и постоянно поддерживалась: я обеспечивала обитель православной литературой, некоторой церковной утварью и т.п.
В начале января 1998 года был звонок от матушки-игумении Ирины, которая срочно вызывала меня в обитель. На Ваганьково знали, что я являюсь инокиней Свято-Успенского монастыря и без проблем отпустили. Когда я прибыла в монастырь, мне сказали, что владыкой назначен монашеский постриг. И 25 января 1998 года после Божественной литургии 9 насельниц нашего монастыря были пострижены владыкой Василием в монашество. Я была пострижена с именем Сергии в честь преподобного Сергия Радонежского.
Тогда же нам был зачитан указ, что в Запорожской и Мелитопольской епархии открывается второй женский монастырь, который будет посвящён преподобномученице Елизавете. Часть насельниц Свято-Успенского монастыря во главе с матушкой Ириной будут заниматься строительством новообразованной обители. И мое имя было также названо в этом ряду.
Какова же история появления в столичном храме на Ваганьковском кладбище образа святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей?
Я скорбела, что не могу подолгу оставаться с сёстрами. Ведь мне нужно было возвращаться на Ваганьковский приход в Москву. Владыка Василий прекрасно знал о моей скорби и в утешение подарил мне частицу мощей святителя Луки Крымского. Вы спросите, откуда же мощи святителя Луки появились у архиепископа Василия?
Спрошу, матушка, — откуда.
Дело в том, что свое священническое служение владыка Василий начинал в Крыму. Он присутствовал при обретении мощей святителя Луки, и ему в благословение и благодарность митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь передал большую частицу мощей, которые были привезены им в Запорожье.
Хранить такую великую святыню дома я считала неправильным. И потому на следующий же день по возвращении в Москву принесла её в храм. Отец-настоятель протоиерей Иоанн Рыжов был потрясён моим приношением. Все священники, кто в это время был в храме, приложились к мощам и молились святителю Луке. Хотя тогда, в январе 1998 года, он ещё не был прославлен как общероссийский святой, а только как местночтимый. Благочестивые люди знали, конечно, это имя, что он был знаменитым врачом-хирургом, и молились ему, особенно те, кто страдал какими-то физическими недугами или в преддверии операции. Его книги до сих пор являются учебниками для студентов медицинских вузов.
Мы сразу же написали объявление, что в нашем храме находится частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и что, мол, если вам, дорогие прихожане, необходимо помолиться перед операцией или об исцелении от болезней, то это можно сделать здесь.
А где сначала хранилась эта частица мощей? Ведь, не сразу появилась икона?
Действительно, сначала иконы не было. Был просто небольшой ларец, где лежала частица мощей. После каждой Литургии служащий священник выносили этот ларец, чтобы люди могли помолиться и приложиться к святыне. Поток людей не иссякал, поэтому было принято решение отцом-настоятелем и ктитором нашего храма Юрием Ивановичем Сорокиным: нужно написать икону святителю Луке и вложить туда частицу мощей.
Изображений святителя Луки в то время было ещё не так много. Образ написал тот же художник, что и расписывал водосвятную часовню около нашего Воскресенского храма. К сожалению, фамилии я его не помню, а помню только имя — Николай. Икону он написал довольно быстро, но так великолепно получилось, что все ахнули! Вот такая прекрасная икона милостью Божией была написана. Здесь же, в храме Воскресения Словущего, она была и освящена.
Затем в иконе было сделано небольшое углубление — достать или изготовить специальный мощевик тогда было сложно, — и в него иерей Алексей Игнатьев заложил частицу мощей и залил её воском.
Мы посчитали тогда, что не нужно икону держать в алтаре, она должна быть доступна для общего поклонения. Определили ей место в приделе преподобного Феодора Сикеота. Был поставлен специальный аналой, и все знали, что именно там находится икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей.
Матушка Сергия, а известны ли Вам случаи помощи по молитвам святителю Луке Крымскому перед его иконой?
Случаев чудесной помощи по молитвам к святителю Луке множество. Один из них связан с моей жизнью, с моей судьбой.
В 2002 году мне предстояла очень серьезная операция. Когда я готовилась к операции, то неоднократно припадала к любимой иконе, вспоминая, что эта частица мощей когда-то находилась в моих грешных руках. Я молилась, читала акафист святителю. Более того, я купила житие святителя Луки и подарила его врачам, которым предстояло делать мне операцию… И всё закончилось успешно. Операция прошла без осложнений. И, слава Богу, столько уже минуло лет, а никаких последствий той серьёзной операции не было. Вот, какова помощь святителя Луки — уже через 8 дней после операции я ехала в родной Елизаветинский монастырь на поезде, на верхней полке!
Ну и потом, конечно, некоторые мои близкие спрашивали, и я говорила, что да, на Ваганьково есть икона с частичкой мощей. И я знаю, что они приезжали и молились именно сюда, и большинство врачебных вмешательств заканчивалось успешно.
Матушка, благодарю Вас за интересный рассказ!
Икона святителя Луки Крымского и частица его мощей
«Общественный обвинитель», чекист Петерс, привлёк владыку к судебному разбирательству по так называемому делу врачей (1921 год). Среди вопросов был и такой: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». «Дело врачей», сфабрикованное Петерсом, с треском провалилось, но спустя некоторое время Владыку всё равно репрессировали. Сосланного властями в далекий Туруханск, смиренного святого врача утешал великий И.П. Павлов: «Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве».
Это был поистине чудотворец. Запомнилась история о том, как ему в Сибири пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, причём нагноения не было. Между первой ссылкой в Туруханск и второй ссылкой в Архангельск владыка жил в Ташкенте. Там он продолжал вести приём больных у себя на дому.
Будучи в третьей ссылке под Красноярском, уже в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности. Работать приходилось в невыносимых условиях: штат неумел и груб, врачи не знают основ хирургии. Всё это крайне плохо отражалось на здоровье Владыки. Во время операций он всё чаще опускался на стул: не держали ноги. Трудно было подниматься по госпитальным лестницам: давало себя знать хроническое заболевание лёгких, эмфизема.
В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, а с 1946 по 1961 год был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии. Владыка Лука сделал ряд открытий. Перу выдающегося хирурга принадлежат знаменитые «Очерки гнойной хирургии», которые вышли в свет в ноябре 1944 года. До сих пор они являются настольной книгой и учебником многих хирургов.
В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». За выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот. Всё это означало официальное признание беззаветного труда святителя. В 1958 году Господь послал ему новое испытание — слепоту на оба глаза. Однако Владыка видел духовными очами. Несмотря на страшный недуг, он регулярно совершал богослужения, постоянно проповедовал и принимал страждущих.
Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Определением Синода Украинской Православной Церкви (Московская Патриархия) от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение его нетленных мощей, а 24-25 мая 1996 года — торжество прославления святителя. Многоцелебные мощи его почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомученников и исповедников Российских XX века. Его память совершается 11 июня (нов. ст.) / 29 мая (стар. ст.) и в день памяти Собора Крымских святых 28 декабря (нов. ст.) / 15 декабря (стар. ст.)
Чудотворная икона луки крымского в москве
С вятитель Лука при жизни своей лечил и тела людей (скальпелем – как врач, хирург с мировым именем), и их души (силой молитвы – как пастырь добрый). К помощи святителя прибегают по сей день многие и многие страждущие. И наша семья ощутила благотворное заступничество святителя Луки.
О том, как и после преставления святой врач продолжает исцелять людей, рассказывает о. Алексий.
– Отец Алексий, судя по множеству даров на иконе святителя Луки, очень многие получили исцеления. А как эта икона появилась в вашем храме?
– Лет 10–12 назад (точнее трудно вспомнить), когда мы окормляли городскую клиническую больницу на Страстном бульваре, среди больных был прооперированный иконописец. Он мне сказал: «Вот выздоровею и напишу вам икону, какую хотите». Я говорю: «Луку, потому что у меня к ней есть частица мощей». Когда он поправился и написал икону, приделал к ней мощи. Я посмотрел, и мне икона не понравилась: это не Лука, фотографического сходства не было. Он говорит: «Если вам не нравится, оставьте ее мне, я вам напишу другую. Принесите мне фотографию». Я принес. Видно было, что очень непохоже. Вообще-то не принято иконы с мощами «раздевать», то есть снимать мощи, переписывать и переставлять мощи. Пока я внутри себя решал этот вопрос, мы, конечно, икону выставили для поклонения. Зачем ее прятать – ну, не похож и не похож. И сразу же начались чудеса от этой иконы. Бесноватые не могли подойти к ней. Но потом они успокаивались, помолившись и приложившись к иконе. Другие чудеса начались. Народ повалил. И тогда я подумал: «Стоит ли ее переписывать? Пусть будет так, как есть».
– А почему во время молебна святителю Луке есть прошения и к другим святым?
– Сначала мы молились святому целителю Пантелеимону. Его икона у нас тоже с мощами. Потом сделали сложный молебен – Пантелеимону и Луке, потом еще сложнее – такой соединенный большой молебен этим двум святым врачам, а также Серафиму Саровскому, Киприану и Иустине, Тихону Задонскому и святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Потом народ всё больше и больше стал просить особо выделить святителя Луку, и хотя в этом молебне собрано много прошений разным святым (в том числе об исцелении от пьянства, наркомании и других страстей), все-таки выделили Луку тем, что сердцевиной молебна стал акафист ему. Чудеса продолжаются всякие.
– Вы их записываете?
Нет, некогда. Да все уже и не вспомнить. Только отдельные какие-то эпизоды. Главное то, что люди, которые приходят к святителю Луке, потом начинают исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь – это один маленький эпизод в их жизни, хотя порой непростой эпизод, который надо пережить, правильно отнестись к нему. Всё равно нам – больным и здоровым – придется однажды умереть. Лечись не лечись, а умереть придется. И то, что с тобой будет после смерти, – вот это проблемище. Слава Богу, что, приходя на молебны Луке, люди не думают исцелиться любой ценой, ведь Лука сотворил для них чудо не для того, чтобы они исцелились и дальше беззаботно побежали туда, где заработали эту болезнь. Святитель Лука сочетает в своем лице врача и архиерея, целителя и архипастыря. Молитва к нему влияет, конечно, на общее духовное состояние человека. Как важно, чтобы люди, прибегающие к небесным целителям, начинали духовную жизнь, если они ее еще не начали, а если начали, чтобы укрепились в духовной жизни. Многие бегают в храм к Луке или Пантелеимону до чудесного исцеления, а о том, чтобы исповедоваться и причащаться, то есть спасаться, и не думают. Всё это вне поля их внимания. Святитель Лука уникален тем, что пробуждает в людях святое, жажду духовной жизни. Сначала я удивлялся: почему молитва к архиепископу-врачу не медицинская, а совсем о другом. В ней мы просим Луку, чтобы по его молитвам Христос утвердил нас во Святей Своей Православней Церкви: «право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати» – и лишь потом просим: «земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление». Заметьте – в длинной молитве только одна маленькая просьбочка исцелить. А потом понял, что это уникальный святой. Он не только исцеляет тела, он еще и души исцеляет.
– И всё же люди сначала приходят, чтобы исцелиться именно от телесных недугов?
– Разного рода чудеса происходят. Известны исцеления с медицинскими фиксациями: «до» и «после». Например, одной девочке из живота вытащили опухоль весом в 10 килограмм: зацепили крючком через диагностическое отверстие и вытянули как-то. Трудно в это поверить, но это факт. Еще помню одну женщину-инвалида. У нее была болезнь сосудов головного мозга. После молебна святителю Луке ее рвало день и ночь. Из нее выходила вся эта чернота. Она надолго заснула, проснулась, и… с нее инвалидность сняли. Она умерла в пожилом возрасте.
– Как священник вы отпевали сотни умерших людей разного возраста. У вас, конечно, есть что сказать о смерти.
– Грустно говорить о смерти. Надо думать о том, что будет после смерти. Всех Господь обещал оживить. Мне раньше казалось, что взрослые люди уже устали жить и не хотят так жадно жить, как молодые. Но потом, став священником, наблюдал, с какой неохотой умирают пожилые, старые, даже очень старые люди. Если бы не болезни, они бы еще жили и жили. Это стремление жить вечно заложено Богом в нашей генетике – Адамовской и Евинской. После грехопадения Адама и Евы теперь вместо радостей мы получаем с детства жизнь, полную скорбей и болезней. Мы знаем, за что страдают взрослые, – за грехи. А вот страдания детей порой невыносимы, хотя у них, собственно, грехов-то и нет. Они болеют за нас. Господь готовит нас к жизни вечной вот таким страдальческим жизненным путем, что даже младенцы вынуждены страдать за грехи родителей. В общем, все мы страдаем, а жить хочется долго, а лучше вечно. Но Господь, когда изгонял из рая Адама и Еву, обещал, что придет на помощь, что обязательно поможет им вернуться в рай. И уже помог ветхому Адаму и Еве выйти из ада. Все болезни, все невзгоды как намек на вечные невзгоды и муки человек получил за свое падение перед Богом. После таинства крещения все становятся святыми, но вновь идут туда, где грех, – сопротивление Богу, всяческое осквернение, потому опять страдания, хоть и искуплены Господом нашим Иисусом Христом. Многие говорят: «Всё нам нипочем», не думая, что на том свете муки страшнее земных отечественных войн, страшнее фашистских концлагерей, потому что там люди через трубу выходили после сожжения как мученики. На том свете никуда не уйдешь. Если в парной мы 10 минут еле-еле можем выдержать при ста градусах, то там – придется страдать вечно и не при ста градусах. Приходится нам здесь терпеть, страдать, что нам тяжело.
Господь так устроил, что страдания, болезни и тяготы земные человека совершенствуют, человека очищают, а как же иначе? Вот герой, победитель заболел, и вот он дряхлый, еле ползает. Куда испарилось из его души геройское, легковесное, где его неверие, где его уверенность в себе? Всё испробовав, убедившись, что ничто не избавило его от старости, болезни, слабости и прочих невзгод, теперь он прислушивается к слову Божиему, примеряет на себя, находит для себя много полезного. Потихонечку воцерковляется под напором трудных обстоятельств, страданий и несчастий. Господь и здесь приходит на помощь, говоря: «Без болезней нельзя, без страданий нельзя…» Но Он посылает наших помощников: целителя Пантелеимона, святителя Луку, которого называют русским Пантелеимоном, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, преподобномучениц Елисавету и Варвару и прочих святых. Много друзей посылает нам Господь. Святые не капризные, не заставляют себя долго ждать. Лишь только Господь им даст отмашку: «Давай – помогай», они сразу же устремляются помогать несчастным.
Нам хочется отделаться от страданий, от болезней. Хочется радоваться: как я исхитрился, другие страдают, а я пришел и получил полное освобождение от болезней без операций, без противных долгих методов лечения! Как мне повезло! А повезло ли тебе? В болезнях как раз человек становится тише, спокойнее, больше прислушивается к Богу.
– Многие очень сильно хотят исцелиться и говорят: «Я святителю Луке буду благодарен».
– Надо Богу быть благодарным. Святитель Лука Божией силой, Божиими страданиями получил благодать помогать людям. Господь наш Иисус Христос – причина появления святых на этом свете и их помощи. Была Люба такая, у нее был рак. Она долго пыталась вылечиться, а потом говорит: «Надоело мне цепляться за жизнь: пить водку с растительным маслом, голодать, мазаться чем-то. Ничего не помогает. Причащайте меня почаще. Ладно?» Я говорю: «Ладно». И мы с одним батюшкой причащали ее каждую неделю в ее квартирке довольно долго. Ей было тогда 40 с лишним лет. И вот на похоронах те, кто не видели ее последние несколько месяцев до смерти, не узнали Любу. Страдания и благодать Божия не только выбелили и омолодили ее лет на двадцать, почти сразу же после кончины разрешились многие непростые проблемы в ее семье. Видимо, Люба угодила Богу и имеет возможность молиться теперь там.
– То есть чудеса после молебнов святителю Луки не всегда связаны с исцелениями?
– Много иных чудес было. Кто-то не исцелился от болезней телесных, но зато исцелился душой и угодил Богу, получив продолжение жизни за гробом в вечности, как в случае с Любой.