чудотворные иконы на карте москвы
Чудотворные иконы Москвы
Чудотворные иконы Москвы:
в чем помогают и где находятся.
Иконы Божией Матери.
Икона была обретена в 1739 г. в Ахтырке Харьковской губернии, и прославилась несколькими исцелениями от лихорадки.
С 1751 г. почитается как чудотворная.
«Богоматерь – Древо государства Российского»
Икона написана в 1668 г. царским иконописцем Симоном Ушаковым. В центре иконы образ Владимирской Божией Матери как прекрасный цветок на древе, которое поливает митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады».
Икона написана в память чудесного явления Богородицы в 1157 г. князю Андрею Боголюбскому. Когда он вез «будущую» икону Владимирской Божей Матери из Вышгорода в Ростов, Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела перевозимую икону поставить во Владимире. Что он и сделал. На месте явления Богородицы князь заложил храм и призвал искусных иконописцев отобразить это явление.
Во Владимире в Свято-Успенском Княгинином монастыре находится чудотворная икона «Боголюбская», написанная в XII в. Перед ней молятся об избавлении от эпидемии и чумы.
Чудотворная икона Богоматери находится в Москве, в Архангельском соборе Московского Кремля, слева от царских врат. Она принесена в Москву вел. кн. Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича.
Икона была написана в память чудесного спасения человека от гибели, и прославилась многими чудесами. Эта икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Она считается также покровительницей невест.
По преданию, Владимирская икона Божей Матери написана св. евангелистом Лукою на доске стола, где трапезовало Святое семейство: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. В 1131 г. список этой иконы был подарен кн. Мстиславу, а Андрей Боголюбский принес икону во Владимир и построил для нее храм. С того времени икона получила название «Владимирская». Все даты празднования иконы установлены в память спасения Москвы от нашествия иноплеменных. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани.
В настоящее время находится в музее «Московский Кремль».
Чтимая икона находится в Успенском храме в Косине (XIX в.).
Икона была написана на Афоне в XVII в. и находится в Афонском Ватопедском монастыре. Списки с нее дважды доставлялись в Москву (1995, 1996 гг.). Явила свою чудотворную силу против колдовских чар, имеет благодать исцеления от раковых болезней.
Икона, как и многие другие грузинские святыни, оказалась в Персии после покорения Грузии персидским шахом Аббасом (1622 г.), затем была выкуплена приказчиком из России (1629). Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, особенно во время чумы 1654 г. в Москве. Икона также имеет особую благодать помогать бесплодным женщинам и исцеляет от глазных болезней.
Была обретена в день отречения от престола мч. имп. Николая II. Царственный вид иконы, скипетр и держава, подчеркивают, что Владычица приняла на Себя опеку и окормление верных чад Российской Церкви. Впоследствии, было установлено, что эта икона до 1812 г. принадлежала Вознесенскому женскому монастырю.
В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в с. Коломенское и, вероятно, забыта на долгие 105 лет, пока не явила себя в начало русского лихолетия XX в. Перед ней молятся о покровительстве и помощи государству Российскому.
По преданию, была поднесена св. блгв. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы донскими казаками. Помещена вначале в Успенский собор Кремля, затем в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1812 г. французы похитили золотой оклад иконы, а на ней остались следы, похожие на шрамы.
С 1930 г. находится в Государственной Третьяковской Галерее. Перед ней молятся об избавлении от нашествия иноплеменных.
Еще одна чудотворная икона находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре, в Малом соборе.
Икона, прежде называемая «Милующая», перед которой на Афоне впервые была воспета архангелом Гавриилом песнь «Достойно есть. », принесенная им на землю и записанная на камне. После этого образ и камень были перенесены из монашеской кельи в соборный храм монастыря, и икона получила новое название.
Источник, в честь которого названа икона, был явлен будущему имп. Льву Маркеллу близ Константинополя в 457 г. и прославился чудесными исцелениями. Возле источника был возведен храм, а мозаичная икона Богородицы и списки с нее получили название «Живоносный Источник». В России икона прославилась многочисленными исцелениями, особенно от онкологических заболеваний.
Икона названа в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде в 1170 г., когда ее чудесным заступничеством город был спасен от осады кн. Мстислава, сына Андрея Боголюбского. Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями. Чудотворный образ находится в Софийском соборе кремля в Новгороде.
Иверская икона считается покровительницей российской столицы, и является списком с древнего образа, хранящегося с 999 г. на Святой горе Афон в Афонском Иверском монастыре. В 1648 список с этой иконы был привезен в Москву. Сначала он хранился в Московском Новодевичьем монастыре, потом его поместили в специально построенной Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. После 1917 г. часовню разрушили, а список перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках (находится и поныне там). В 1995 г. с Афона прибыл новый список иконы, который помещен в восстановленную Иверскую часовню. Икона прославилась многими исцелениями и чудотворениями.
Список с одной из икон, написанных св. еванг. Лукою, был поднесен в Херсонесе св. кн. Владимиру и привезен им в Киев. Затем более 400 лет находился в Новгороде.
При Иване Грозном образ был поставлен в Успенском соборе в Кремле. Оттуда был похищен французами в 1812 г. и ныне находится в Парижском соборе Богоматери. Известны многие списки, один из которых прославился в подмосковном с. Измайлово во время эпидемии чумы 1771 г. и эпидемии холеры 1866 г. Икона известна также многими исцелениями от слепоты.
Явилась в 1579 г. 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани. Представляет собой список с образа, написанного св. еванг. Лукою и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
В России у обретенной иконы сразу стали совершаться чудеса, и с нее было сделано несколько списков. В 1904 г. икона, хранившаяся в Казани, была украдена. В Смутное время один из списков попал к кн. Д. М. Пожарскому и находился с ним в ополчении.
Один из чудотворных списков находится в Богоявленском кафедральном соборе.
Чтимый список находится в подворье Александрийского Патриархата в Москве, в храме Всех святых на Кулишках.
По преданию, в 1393 г. икона была привезена в Новгород с Афона прп. Арсением, основателем Богородице-Рождественского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере. В настоящее время находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Особо чтимый список иконы XVII в. находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
В 1848 г., когда по России прокатилась страшная эпидемия чумы, икону носили с Крестным ходом, и заступлением Владычицы эпидемия отступила. Икона прославилась также исцелением от болезни ног и является Покровительницей детей.
2 июля 1991 г. чудотворный образ, находившийся долгое время в запасниках музея, был торжественно перенесен в Косинский храм Успения Пресвятой Богородицы.
Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима, и в XIII в., по пророчеству Саввы Освященного, перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Крестогорске Минской губернии, и прославилась многими чудесами. Молятся, дабы вскормить грудью младенца.
Икона называется «Милостивой» оттого, что Пречистая Богоматерь умоляет Сына Своего о помиловании нас грешных. Чудотворения от этого образа бесчисленны, в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице.
Имеются многочисленные списки с чудотворного образа, один из которых находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
Икона в начале XIV в. была принесена в пещеру, что на горе близ Путивля, двумя отшельниками, которые совершали перед ней свои молитвы.
Затем она была вновь обретена через сто лет, в 1405 г. на болоте Молче, под Путивлем. На этом месте воздвигли церковь и основали монастырь. После большого пожара в обители чудотворный образ исчез, но сохранилось несколько списков с него.
В 1635 г. при строительстве Софрониевой пустыни (Курганская губ.) один из списков по особому повелению самой Богородицы был передан в обитель сумским атаманом Лукианом Константиновым. Через этот образ особое милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.
По преданию, спасает от пожара. Чудотворная икона была обретена в недавние годы в горящей печке деревенского дома в Ивановской области.
Образ был передан в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Новгородского Юрьева мужского монастыря.
В главном алтаре Киево-Софийского собора находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Нерушимая Стена». Пресвятая Дева изображена во весь рост с воздетыми руками.
Более восьми веков сий чудотворный образ остается неповрежденным. Вероятно, поэтому и назван «Нерушимою Стеною».
Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь.
История этой иконы, рассказанная свт. Димитрием Ростовским, повествует об обращении и прощении раскаявшегося грешника. Собираясь идти на греховное дело, он увидел кровь на ранах Богомладенца и услышал голос Богоматери, который говорил, что он и другие грешники вновь распинают своими грехами Ее Сына. После увиденного, грешник глубоко осознал свой грех. Перед иконой молятся об обращении заблудших и за детей.
Один крестьянин был одержим страстью пьянства. Однажды он увидел сон, в котором старец советовал ему пойти в г. Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и там, перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужить молебен, что он и сделал. Отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. Перед ней молятся об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.
По преданию, икона написана свт. Петром, митр. Московским, в начале XIV в.
Икона написана в память явления Покрова Богородицы св. блж. Андрею и отроку Епифанию во время службы во Влахернском Константинопольском храме. На Руси праздник и икона Покрова стали символом неустанного предстательства Владычицы за род людской.
В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах».
Перед ней молятся о благополучном разрешении беременных женщин, чтобы родить здоровых детей.
Эта чудотворная икона Божией Матери была явлена свт. Иоасафу Белгородскому в 1754 г.
Вскоре чудотворный образ Песчанский Божией Матери прославился многими чудотворениями. По молитвам родителей воскрес умерший младенец, в середине XIX в. была остановлена эпидемия холеры, в 1915 г. сея чудотворная икона находилась в ставке командования наших воинских формирований.
Эта икона привезена из Константинополя в 1595 г. Более 400 лет пребывает в Почаевской лавре. Икона прославилась множеством чудотворений, в т.ч. исцелениями от тяжелых недугов, освобождением из плена, вразумлением грешников и др.
В Москве чудотворный образ находится в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.
Эта икона именуется также как «Подательница ума». Перед ней обращаются с молитвою к Богоматери и Ея Богомладенцу как источнику высшей неземной мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
Икона явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии, а в октябре 1689 г. тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря.
В 1712 г. она была перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве.
Чудотворная икона находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной на погосте, недалеко от г. Вологды. Явилась одному больному крестьянину, который, найдя ее на колокольне, помолившись и отслужив молебен, исцелился.
В 1830 г. спасла г. Вологду от свирепствовавшей холеры. Прославилась многими чудесными исцелениями больных.
Первообраз иконы находится на Святой горе Афон в монастыре Дохиар. Икона именуется «Скоропослушница», «потому что скорую всем притекающим к ней являет милость и исполнение прошений». Прославилась множеством исцелений.
Чудотворный список, привезенный со Святого Афона в 1878 г., находится в Спасо-Преображенском Муромском монастыре.
Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (XVI в.). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.
Впервые икона прославилась в 1844г. в Орловской губернии. Мироточивый список в 1848 г. передали в Никольский храм в Хамовниках, где перед ней свершилось множество исцелений.
Молятся об избавлении от эпидемии, от бессонницы, потери аппетита и др. недугах.
Икона явилась и прославилась чудесами в Нижнем Новгороде в первой половине XVI в., как «больных исцеление и грешных спасение». Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте встречи иконы у Тверских ворот был построен монастырь, получивший название «Страстного».
Когда в 1937 г. сносились здания Страстного монастыря, икону удалось спасти и перенести в храм Воскресения в Сокольниках, где она находится и поныне.
Эта чудотворная икона, по преданию, написана св. ап. Лукою. В 1388 г. икона, перенесенная в V в. из Иерусалима в Константинополь, внезапно исчезла и явилась в сиянии над Ладожским озером близ г. Тихвина, где впоследствии был основан монастырь. В годы войны икона оказалась в Америке и находилась до недавнего времени в Троицком соборе в Чикаго.
В 2004 г. она была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Эта икона прославилась многими чудотворениями, перед ней молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани и при болезнях детей.
Московская чудотворная икона византийского письма находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище.
Икона с изображением Святого Семейства была привезена из Италии в начале XVIII в. и помещена в храме Троицы на Грязех. Была прославлена дивными знамениями. Название свое получила после того, как по молитве одной женщины: вернулся сын из плена; оклеветанный муж оправдан и вернулся из ссылки; конфискованное имущество было возвращено из казны.
Повсюду на Руси икона считается покровительницей семейного счастья.
Когда прп. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился, чтобы рука его приросла.
Отсеченная рука по его молитве во время короткого сна срослась. Тогда Иоанн Дамаскин, в знак благодарности Божией Матери, привесил к Ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона называется «Троеручица». Перед ней молятся при болях или увечье рук.
Одна из чтимых икон находится в Троицком соборе Данилова монастыря.
Икона принесена в Москву казаками в 1640 г. Особенно стала почитаться после эпидемии чумы в 1771 г. Перед образом иконы молятся об избавлении от многочисленных болезней, телесных и душевных, а также от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.
В Москве чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе.
Прославилась в России в конце XVIII в. Чудотворная икона находилась в Московском Алексеевском девичьем монастыре.
После его снесения образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках. Перед ней молятся при тяжелых болезнях и недугах.
По преданию, эта икона написана св. еванг. Лукою в Иерусалиме. В Константинополь она перенесена царицею Еленою.
В 1813 г. по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками генералу Сакену был поднесен список с чудотворного образа.
Император Александр I украсил икону богатою ризою и поставил в Петербургском Казанском соборе.
По распоряжению наместника обители чудотворную икону поместили в новоустроенный пещерный храм в честь Архистратига Михаила при Гефсиманском ските. Слава о чудотворном образе распространилась с неимоверной силой. К началу XX в. было засвидетельствовано более ста чудотворений.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби. Самые известные чудотворные иконы Москвы
Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби. Самые известные чудотворные иконы Москвы
Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби
Фото: krestianin.ru
Мощи Матроны Московской «гастролируют» по российским городам и весям
Авторы: Юлия Тутина, Дмитрий Скуржанский
Статья «К дарам исцеления. Места, где лечатся недуги и исчезают скорби» из номера:
АИФ №8 от 23 февраля 11
Санкт-Петербург, Пенза, Пермь. Уже несколько месяцев мощи Матроны Московской «гастролируют» по российским городам и весям
В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.
Статья «В поисках чуда. Кому молиться в столице» из номера:
АИФ №5 от 02 февраля 11
Говорят, в 1941-м столицу от фашистских войск уберегло не только мужество наших солдат, но и то, что под покровом ночи город тайно облетел самолёт с чудотворной иконой на борту. На Москву в последнее время обрушилось много бед. Где сегодня людям искать утешения, кого просить о помощи и заступничестве?
В ближайших номерах «АиФ» расскажет о наиболее почитаемых мощах, хранящихся в православных храмах Москвы.
Самые известные чудотворные иконы Москвы
1. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Ул. Церковная горка, 26а, ст. м. «ВДНХ».
2. Икона «Милостивая». Молятся о рождении детей. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 2-й Зачатьевский пер., 2, ст. м. «Парк культуры».
3. Владимирская икона Божией Матери. Авторство приписывают апостолу Луке. Она считается заступницей России. Перед этой иконой принято молиться за благополучие всей страны. Там же находится самая известная икона Рублёва «Троица». Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. М. Толмачевский пер., 9, ст. м. «Третьяковская».
4. Икона «Утоли моя печали» поможет преодолеть жизненные трудности, несчастья и невзгоды. Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе. Вишняковский пер., 15, ст. м. « Павелецкая», «Новокузнецкая».
5. Икона «Нечаянная радость». Молятся о здоровье и счастье детей, просят уладить неприятности. Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Ул. Шереметьевская, 33, ст. м. «Марьина Роща».
6. Икона «Нечаянная радость». Второй список. Возвращает здоровье малышам, помогает найти силы. Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6, ст. м. «Кропоткинская».
7. Икона Божией Матери «Живоносный Источник». Молятся страдающие телесными недугами и душевными немощами. Икона Божией Матери «Иерусалимская». Молятся от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Храм во имя пророка Божия Илии в Черкизове. Ул. Б. Черкизовская, 17, ст. м. «Преображенская площадь».
8. Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» (из разрушенной часовни у Воскресенских ворот). Молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах. Чудотворная икона Божией Матери «Страстная» (из Страстного монастыря). Молятся об исцелении от слепоты, расслабления, от пожара. Храм в честь Воскресения Христова в Сокольниках. Сокольническая пл., 6, ст. м. «Сокольники».
9. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Молятся в поисках утешения все обиженные, страждущие, находящиеся в отчаянии. Скорбященская церковь на Большой Ордынке. Ул. Б. Ордынка, 20, ст. м. «Третьяковская».
10. Икона Божией Матери «Всецарица». Молятся об исцелении при раковых заболеваниях. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Крестьянская пл., 10, ст. м. «Пролетарская».
На майские к святыням: Топ-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья
Святыни Третьего Рима и его окрестностей важно посетить каждому православному человеку, поскольку именно здесь находится сердце нашей Церкви
Майские «длинные выходные» – всегда повод для серьезного выбора и размышления. Дача или диван? Диван или дача? Конечно, есть и те, для кого не представляет серьезной проблемы «рвануть на уик-энд» на какое-нибудь лазурное (или не очень лазурное) побережье, однако для абсолютного большинства моих соотечественников этого нет и в мечтах. И тем не менее, смена обстановки очень важна для каждого из нас, ведь полноценный отдых без этого просто невозможен.
Разумеется, есть и принципиальные домоседы, и те, для кого дела дачные столь долгожданны, что на них нельзя ничего променять. Здесь же я хочу обратиться к людям, желающим не только совершить небольшую туристическую поездку, но совместить ее с пользой для души. Нет, речь пойдет не о паломничестве в его традиционном виде: этаком древнерусском богомолье, когда человек очень долго молитвенно готовился к путешествию к святыне, а потом зачастую путешествовал к ней пешком с котомкой за плечами. И здесь нет ни капли иронии: в таком путешествии, безусловно, куда больше духовной пользы, чем в поездке на машине, поезде или самолете.
Однако для человека современного, отягощенного заботами века сего, подобное паломничество невозможно. А потому мы обычно предпочитаем ему «религиозный туризм», зачастую даже без подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы, поклонившись той или иной святыне, также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Большинство из нас, приезжая в далекий монастырь, успевают лишь быстро приложиться к ее почитаемой святыне (мощам и/или иконам), сделать несколько снимков на мобильный фотоаппарат, выложить их в блоги и соцсети, после чего уехать домой.
Упаси Бог, в моих словах нет ни доли осуждения, хотя бы потому, что от этих людей «первый есмь аз». И понимая неполноценность подобного богомолья, уверен, что и оно оставляет в душе очень важный след. А для кого-то, уверен, оно вполне может стать первым шагом на пути к воцерковлению. Ведь любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, но хотя бы со временем.
В ближайших двух материалах я предложу читателям «Царьграда» 10 паломнических маршрутов, наиболее удобных для жителей Москвы и Подмосковья, а также нашей Северной, Имперской столицы – Санкт-Петербурга и области, до сих пор именующейся «Ленинградской». Более сложных и многодневных путешествий здесь не будет, ведь даже «длинные» выходные – не многодневный отпуск.
Итак, первая часть – «TOP-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья»:
1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фото: www.globallookpress.com
Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет. Основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси.
Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.
Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.
Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:
2. Высоко-Петровский мужской монастырь
Один из самых известных и благолепных русских монастырей, чья история насчитывает уже более семи столетий. А самое главное – место, откуда есть пошла новая историческая реальность Святой Руси: роль Москвы как наследницы Царьграда. Первопрестольного града, который примет на себя великую миссию «Третьего Рима», удерживающего мир от воцарения антихриста.
Напомним, согласно многим церковным пророчествам, антихрист воцарится только тогда, когда не останется Удерживающего мир от беззаконий, по-гречески – «Катехона». Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что в его времена «Удерживающим» была Римская Империя, которая еще в дохристианские времена препятствовала мировому злу и анархии силой государственного закона. Наследницей Второго Рима – Царьграда и всей Восточной Римской империи – Византии стала Россия. Так, еще в начале XVI века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей писал:
Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти. «
Промыслительным образом один из истоков Москвы как Третьего Рима берет начало в Западной Руси – на Волыни. Именно здесь в середине XIII века в благочестивой православной семье родился младенец, которому полвека спустя было суждено стать первым Московским Первосвятителем – митрополитом Петром. Духовным отцом зарождающегося Третьего Рима. В 1308 году игумен Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси. В те годы в Русских землях шла борьба за великокняжеский престол, и святитель выступал в ней примирителем, но в итоге встал на сторону князя Юрия Московского. В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву, где основал Высоко-Петровский монастырь и куда в итоге переехал окончательно.
На территории Высоко-Петровского монастыря. Фото: www.globallookpress.com
Словом, именно здесь, в Высоко-Петровском монастыре, Москва родилась духовно, и именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси, ее избавление от междоусобиц и освобождение от ордынского ига. И роль святителя Петра в этом великом деле была основополагающей, что не потеряло актуальности и в наши дни. Сегодня честные мощи святителя Петра почивают в самом сердце Третьего Рима – в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Но каждый православный христианин может поклониться ему как в Кремле, так и в основанном этим великим русским святым Высоко-Петровском монастыре. Поклониться и испросить его молитв о единстве Земли Русской и всего Православного мира.
Добраться до Высоко-Петровского монастыря очень просто, он находится в центре Москвы, по адресу: улица Петровка, дом 28/2. Ближайшие станции метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская».
3. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.
Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате «Просветитель» преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.
Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Древний список этой иконы ныне пребывает в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и для монастыря, уже проявив себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.
Добраться до монастыря из Москвы несколько сложнее, чем до других святынь Москвы и Подмосковья, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.
4. Саввино-Сторожевский мужской монастырь
Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского. С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.
Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе.
В Саввино-Сторожевском монастыре. Фото: www.globallookpress.com
Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.
Проезд:
1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
2) Автобусом: от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».
5. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
С одной стороны, Патриарх хотел, чтобы русские богомольцы могли, не удаляясь из родных мест, созерцать места Страстей Господних, Распятия и Воскресения Христова. А с другой – показать, что Русская Церковь – это Церковь Вселенская, и в нашем Новом Иерусалиме впоследствии будут места для Предстоятелей всех Поместных Церквей, а соответственно Московский Патриархат станет первым среди равных. В те далекие годы, когда практически все православные народы находились под мусульманским владычеством, ожидалось, что Русский Царь возглавит их освобождение. Последнему в те годы не было суждено осуществиться, но монастырь был возведен, действительно явив всему миру державную мощь Государства Российского и духовное величие Русской Церкви.
В советские годы Ново-Иерусалимский мужской монастырь серьезно пострадал, но в последние годы, благодаря совместному соработничеству государства и Церкви, эта подмосковная святыня была восстановлена в былом великолепии. И сегодня снова принимает множество паломников со всем концов Православного мира.
Адрес монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2.
И в заключение традиционно хочется пожелать всем, кто решится на это маленькое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Надеюсь, эта поездка станет для вас запоминающейся, а главное – душеполезной.