чудотворные иконы новгорода великого

Новгородская область

Новгоро́дская о́бласть — субъект Российской Федерации. Расположена на северо-западе европейской части страны. Область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Административный центр — Великий Новгород.

чудотворные иконы новгорода великого

Содержание

Православие в Новгородской области [ править ]

Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).

В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках.

С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа.

Населённые пункты [ править ]

Святыни Новгородской области [ править ]

Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».

Покровский храм (бывший Зверин монастырь): преп. Савва Вишерский (XV в.).

Свято-Георгиевский (Юрьев) монастырь: свт. Феоктист Новгородский (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), благ. кн. Феодосия Владимирская (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в братском корпусе), икона муч. Георгия Победоносца.

Музей в бывшем Антониевом монастыре: преп. Кирилл, Климент, Исаакий, Никита и Никифор Алфановы, Сокольницкие (XIV в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), камень преп. Антония Римлянина.

БОРОВИЧИ. Успенский собор: блаж. Иаков Боровичский (XVI в.) (частицы мощей).

С. ВНУТО, Хвойнинского района. Успенский храм: преп. Никандр Городноезерский (XVI в.).

С. МИГОЛОЩИ, Хвойнинского района. Храм Св. Иоанна Воина: преп. Марк Пустынник (XVIII в.) (могила около храма).

С. МЕНЮША, Шимского района. Троицкий храм: муч. Иаков и Иоанн Менюжские (XVI в.).

СТАРАЯ РУССА. Георгиевский собор: «Старорусская» икона Божией Матери.

Д. ЛЕОХНОВО, Старорусского района. Спасо-Преображенский храм: преп. Антоний Леохновский (XVI в.).

Д. КОСИНО, близ Старой Руссы. Николо-Косинский женский монастырь: преп. Константин и Косма Косинские (XIII в.) (мощи под алтарем).

Д. СЕЛЬЦО, Новгородского района. Михаило-Клопский монастырь: блаж. Михаил Клопский (XV в.).

Д. ВЯЖИЩИ, Новгородского района. Николо-Вяжищский женский монастырь: свт. Евфимий Новгородский (XV в.).

П. ХУТЫНЬ, Новгородского района. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь: преп. Варлаам Хутынский (XII в.).

Монастыри Новгородской области [ править ]

Свято-Троицкий Никандров женский монастырь [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

Свято-Троицкий Никандров женский монастырь — действующий православный женский монастырь Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской православной церкви, располагающийся в деревне Никандрово, Любытинского района Новгородской области, на западном берегу озеро Городно.

Адрес: 174770, Новгородская область, Любытинский район, село Никандрово

Схема проезда от поселка Любытино:

От поселка Любытино в направлении на поселок Хвойная до деревни Каменка (20 км.) В деревне Каменка, повернуть направо и следовать 12 км. до с. Никандрово

Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород) [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

Дата основания: 1030

1841.: Росси К. И.: (колокольня)

Адрес: г. Великий Новгород, мкрн Юрьево, Юрьевское шоссе, 10.

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

Дата основания: 1653

Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь

Храмы Новгородской области [ править ]

Кафедральный собор Воскресения Христова (Старая Русса) [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

Символом красоты и святости древнего города Старая Русса, его духовного величия является соборный храм Воскресения Христова. Прежде на этом месте стояла маленькая деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери, которая со временем обветшала. В 1692-1696 годах на ее месте радением и тщанием старосты церкви Михаила Сомрова с прихожанами по благословению новгородского митрополита Корнилия, построен был новый обширный храм в честь Воскресения Христова. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви, один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также унаследовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и освящен по благословению митрополита Евфимия в октябре 1607 года. В 1705 году по благословению новгородского митрополита Иова был освящен главный алтарь собора, а в 1708 году при том же митрополите – второй придельный алтарь во имя рождества Иоанна Предтечи.

Адрес: 175200 г. Старая Русса, ул. Возрождения, д.1

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ёгла) [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

По преданию, на этом месте в конце XIV века, произошло, возможно, одно из первых явлений чудотворной иконы Божьей Матери, впоследствии названной Тихвинской. Строительство современного Тихвинского храма на этом месте было завершено в 1874 году.

оНо в 1938 году церковь была закрыта. Вскоре рядом с ней был образован лагерь управления НКВД №270 для репрессированных, а во время войны – военнопленных. Храм использовался для хозяйственных нужд лагеря, а после его закрытия в 1947 году, служил колхозным складом. В этот период произошло полное разрушение храма. Разобрали на кирпичи каменную звонницу, сняли с купола кровлю. Храм стал гибнуть.

Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов.

Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе Ёгла. В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода.

Адрес: Новгородская область, Боровичский район, с. Ёгла.

Церковь Спаса Преображения на Нередице [ править ]

чудотворные иконы новгорода великого

Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.

Кроме фресок на стенах церкви обнаружены граффити.

Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл.

Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы

Источник

Софийский собор Великий Новгород

официальный сайт по благословению митрополита новгородского и старорусского льва

чудотворные иконы новгорода великого

Святыни

чудотворные иконы новгорода великогоИкона «Богоматерь Знамение» XII в.

На оборотной стороне иконы находится парное изображение святых, надписи XVI в. называют их апостолом Петром и мученицей Наталией. Однако существуют предположения, что на самом деле это изображения свв. Иоакима и Анны — родителей Богородицы или св. апостола Петра и мученицы Анастасии (т.к. ранее написание имен Наталия и Настасья было весьма сходным). Некоторые исследователи считают, что изображения на оборотной стороне иконы носили патрональный характер и, следственно, здесь были изображены небесные заступники семьи, по заказу которой был написан образ Богородицы.

Фигуры обоих святых представлены в молитвенных позах, с приподнятыми руками и ликами, воздетыми к изображенному в полукруге образу Христа. Между фигурами есть небольшие отверстия для вложения частиц святых мощей. Авторская живопись на оборотной стороне сохранилась гораздо лучше: фигуры святых в среднике и два женских образа на полях (в верхней части) исследователи относят к XII в. На верхнем поле иконы изображены два архангела в медальонах, а на боковых полях свв. Климент, Никола, Екатерина и Евдокия (?). Изображения архангелов, Климента и Николы появились уже в XVI в.

чудотворные иконы новгорода великогоВ XVII в. для иконы был выстроен грандиозный Знаменский собор на Ильине улице. После его закрытия чтимый образ оказался в Новгородском музее, а 15 августа 1991 г. как главная новгородская святыня был передан в Софийский собор, в котором возобновились богослужения.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе, людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси./ Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан Похвало.

Икона «Богоматерь Тихвинская»

чудотворные иконы новгорода великогоСлева от Царских врат в иконостасе Рождественского придела размещается одна из главных святынь Софийского собора – чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская», один из ранних списков образа, явившегося на Тихвине в 1383 г. История появления иконы в Новгороде связана с событиями освобождения Великого Новгорода в 1617 г. и заключением Столбовского мира со Швецией. Согласно царскому указу, русские послы прежде переговоров должны были посетить Тихвин и поклониться чудотворному образу, – столь велика была слава о чудесах иконы, спасшей обитель от шведов в 1613 г. К ее заступничеству решили прибегнуть и в этом случае: посольство сопровождал древний список, сделанный в «меру и подобие» Богоматери Тихвинской. После заключения в Столбово мира «победительницу и миротворительницу» встречал 15 марта 1617 г. крестным ходом весь Новгород, причем митрополит Исидор на руках нес икону в Софийский собор, где она была установлена для поклонения. В честь этого события царем Михаилом Феодоровичем был учрежден особый праздник «пришествия иконы» в пятую неделю Великого поста, подробности богослужения которого изложено в Чиновнике Софийского собора, сохранившего также сведения о ее происхождении. Там сообщается, что образ Пречистой списан «в меру и подобие» чудотворного, на доске того древа, на котором сидела Мария во время своего чудесного явления тихвинскому пономарю Юрышу («на соснове кладе сидящу…»). По преданию, сосновая колода, на которой сидела Богородица, была распилена на доски для изготовления крестов и икон. По-видимому, на одной из них еще в первой трети XVI в. и был написан тот образ, который московские послы брали с собой для заключения мира и который в 1617 г. оказался в Новгороде. Сообщение Чиновника подтверждаются данными, полученными при обследовании иконы и ее реставрации в 1994-95 гг. На оборотной стороне под нижней шпонкой была обнаружена процарапанная надпись-криптограмма, выполненная еще до скрепления досок и судя по палеографическим особенностям, не позднее начала XVI в.: «ДРЕВО МАРИИ СО НИКОЛОЙ». Особенности изготовления щита из комеля кедровой сосны также подтверждает, что прославленный в 1617 г. список с древней чудотворной иконы был написан на реликвии – на срубе того древа, на котором сидела Мария во время беседы с пономарем Юрышем.

Принесенная в Новгород «Богоматерь Тихвинская» была поставлена с правой стороны на солее Софийского собора, в богатом киоте со створами, на которых, подобно прототипу, были изображены архангелы Михаил и Гавриил. Об особом почитании иконы свидетельствует ее богатый драгоценный убор, не сопоставимый с другими Софийскими образами, включавший басму, серебряные позолоченные венцы, цаты, жемчужные убрус и очелье, бусы, серьги, вставки из дорогих камней, многочисленные подвески и приклады, подвесные пелены. Существующая ныне серебряная риза из гладких кованых позолоченных пластин, скрывающих поля и фон, была изготовлена в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны. Об этом свидетельствуют гравированные на дробницах оклада изображения святых, соименных членам ее семьи. Тогда же икона подверглась «реставрации», при которой древняя живопись XVI в. была заменена новой. В самом конце XVII в. киот с Тихвинской иконой был перемещен на левую сторону солеи, во время ремонта 1830-х гг. образ перенесли в ризницу, затем установили в иконостасе придельной церкви Иоанна Богослова. После закрытия Софийского собора (1929) святыня вновь оказалась в ризнице и только в 1960-е гг., – уже без многочисленных украшений, переданных в Грановитую палату Новгородского Кремля, – была установлена слева от Царских врат в приделе Рождества Богородицы,где она заменила стоявшую на этом месте икону «Богоматерь Владимирская» 1561 года. В октябре 1991 года после передачи Софийского собора Русской Православной Церкви был также возвращен драгоценный оклад.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

чудотворные иконы новгорода великогоИкона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа, который находится в Киево-Печерской Лавре. Выполнен этот список был в 1914 г. Так как икону предназначалась в дар Новгородскому Софийскому собору, на ней поместили частицу мощей святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, скончавшегося в Киеве и погребенного в Антониевских пещерах Киево-Печерской Лавры. Епископ Нифонт, сумевший примирить увещеванием в 1135 г. новгородцев, черниговцев и киевлян был известен и как строитель храмов. В 1156 г. по его благословению была возведена близ Пскова церковь Преображения Господня и устроена при ней Спасо-Мирожская обитель. В Новгороде он возвел церковь Богоматери и занимался украшением Софийского собора.

До 1929 г. этот образ находился в Софийском соборе, затем был перенесен в Никольский собор на Ярославовом дворище, а после того как и этот храм был закрыт — в церковь Апостола Филиппа. Во время великой Отечественной войны икона Успения Богородицы была вывезена из города эвакуирующимися, причем именно ей приписывают верующие спасение железнодорожного состава с новгородцами от страшной бомбежки. Возвращена икона в Софийский собор 27 августа 1994 г. В 1995 г. на иконе была укреплена «Звезда Девства», в центре которой находится камень из Иерусалимского храма Успения Богородицы.

Святитель Никита, епископ Новгородский

чудотворные иконы новгорода великогоСв. Никита, родом киевлянин, в молодые годы удалился в Киево-Печерский монастырь. В самом начале иноческого пути он, вопреки советам опытного игумена, ушел в затвор. Там его постигло тяжкое искушение: перестав мо­литься Богу, молодой инок предался чтению книг Ветхого За­вета, пренебрегая чтением Евангелия и других книг Нового Завета. Опытные старцы поняли состояние затвор­ника и молитвами избавили его от козней искуси­теля. После этого Никита встал на путь истинного смирения, воздержания и по­слушания и начал учиться снова.

За добродетели в 1096 г. он был поставлен епископом Великого Новгорода. Этот город обязан епископу Никите чудесным спасением от двух страшных бедствий: во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе большой пожар. Двенадцать лет Никита возглавлял новгородскую владычную кафедру и преставился 30 января 1108 г. Мощи его были обретены нетленными в 1558 г. и с тех пор покоились в Софийском соборе. После 1917 г. мощи святителя находились сначала в музее, затем (с 1957 г.) в Николо-Дворищенском соборе. Когда же и этот храм был закрыт, их перенесли в церковь Св. апостола Филиппа.

13 мая 1993 г. по благословению высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом перенесены в Софийский кафедральный собор. Рака святителя установлена на прежнем месте.

Тропарь

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Святитель Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский

(+ 1186, память 20 сентября по н. с.)

чудотворные иконы новгорода великогоСв. Иоанн, избранный владыкой Новгородским в 1162 г., вскоре был возведен в сан архиепископа, который в дальнейшем закрепился за новгородскими архиереями.

В 1170 г., во время осады Новгорода суздальским войском, владыке Иоанну было откровение о том, что город будет спасен силой иконы Богоматери, находившейся тогда в церкви Спаса на Ильине улице. Когда икону вынесли на городскую стену, одна из стрел суздальцев попала в нее. Святой образ от удара обратился ликом к городу, и новгородцы увидели, как из глаз Богоматери потекли слезы. На полки осаждавших напала тьма, они стали слепнуть и в ужасе убивать друг друга. Новгородцы же, воодушевленные заступничеством Богоматери, выступили из города и разбили врага. В честь этого чудесного спасения впоследствии был установлен праздник Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря).

В житии Иоанна содержится рассказ о путешествии на бесе в Иерусалим. Однажды архиепископ в рукомойнике своей кельи с помощью крестного знамения пленил беса. За свое освобождение бес согласился в течение одной ночи перенести Иоанна в Иерусалим поклониться Гробу Господню. По возвращении владыка рассказал о таком необычном путешествии новгородцам. Бес стал ему за это мстить, стараясь бросить тень подозрения на безгрешную жизнь владыки. Новгородцы решили избавиться от такого пастыря и посадили его на плот, который должен был унести Иоанна из города по течению реки. Однако плот поплыл против течения и пристал неподалеку от Юрьева монастыря. Видя такое чудо, раскаявшиеся горожане просили прощения у святителя, после чего тот вернулся на кафедру.

Св. Иоанн преставился 7 сентября 1186 г. и был погребен в Софийском соборе. Мощи его обретены нетленными в 1439 г.

Тропарь

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечные лучи испущающыя, и подающыя исцеления притекающым с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу, избавити град сей невридим от варварского пленения, и междуусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече и земный Ангеле: да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Новуграду заступление и утверждение.

Святой благоверный князь Новгородский Владимир Ярославович

(+ 1052, память 17 октября по н. с.)

чудотворные иконы новгорода великогоКнязь Владимир (1020 — 1052 гг.), старший сын князя Ярослава Мудрого и княгини Анны, внук святого равноапостольного кн. Владимира — крестителя Руси. В 1035 г. юный князь Владимир был послан отцом на княжение в Великий Новгород. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята.

О воинских подвигах князя повествует летопись: в 1042 г. Владимир ходил с новгородской дружиной на финское племя Ям и покорил его. В 1043 г. он командовал русскими войсками в походе против греков, выиграл крупное морское сражение. Но не эти подвиги князя принесли ему славу, признание и любовь новгородцев и всех православных христиан. Главным делом жизни князя Владимира явилось строительство каменного храма Св. Софии в Новгороде (1045 — 1050 гг.). 14 сентября 1052 г. епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии Премудрости Божией. А через двадцать дней после этого, 4 октября, князь Владимир скончался.

Святые мощи князя были положены в созданном им храме, рядом с мощами матери — св. княгини Анны (+1050 г.).

Тропарь

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив, тело Твое в Нем предложил еси, и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы, молися низпослати и нам велию и богатую милость.

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская

(+ 1050, память 23 февраля по н. с.)

чудотворные иконы новгорода великогоСв. Анна, дочь шведского короля Олава, при рождении получила имя Ингигерд, на Руси была известна под христианским именем Ирина, а перед смертью приняла монашескую схиму под именем Анны. Новгородский князь Ярослав Владимирович (будущий великий киевский князь Ярослав Мудрый) стал ее супругом летом 1016 г.

За время жизни на Руси княгиня Анна совершенно сроднилась с новым отечеством, став матерью многочисленного семейства, состоявшего из семи сыновей и трех дочерей. Все дети были воспитаны в христианской вере, причем один из сыновей — князь Владимир Новгородский удостоился причисления к лику святых. С княгиней Анной связано и построение новгородского собора Св. Софии, заложенного в 1045 г. в ее присутствии сыном Владимиром.

Кончина Св. Анны последовала в Новгороде 23 февраля 1050 г. Перед смертью она приняла монашеский постриг, показав в этом пример великим князьям и княгиням. После нее, пострижение в монашество у князей вошло в обычай, который на Руси сохранялся долгие века. Княгиня Анна была похоронена в Софийском соборе, где покоится и ныне.

Тропарь

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи, тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.

Святой благоверный князь Федор Ярославич Новгородский

(+ 1233, память 18 июня по н. с.)

чудотворные иконы новгорода великогоКнязь Федор, старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславны, брат святого Александра Невского, родился в 1218 г. в Переяславле. В 1228 г. вместе с отцом, призванным на новгородское княжение, братья Федор и Александр прибыли в Новгород. В 1232 г. Ярослав, готовя Федору новгородский престол, послал юного князя с дружиною в поход на языческую мордву, а затем задумал его женить. Но в день свадьбы — 5 июня 1233 г. — князь Федор внезапно скончался. Тело его положили в Юрьевом монастыре, а в 1614 г., во время нашествия на Новгород шведов, мощи князя Федора были обретены нетленными и прославлены исцелениями от них. Митрополит Исидор перенес мощи в Софийский собор.

Невеста князя Федора, княжна Феодулия, после его неожиданной смерти оставила мир и приняла постриг в Суздальском монастыре. В иноческом подвиге она прославилась как Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250).

Тропарь

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси и, скончався в юности лета недолга твоими добродетельми исполнил еси, благоверный княже Феодоре, сего ради владеющему временами молися, да молитвами твоми подаст нам долготу лет, и ниспослет стране нашей велию и богатую милость.

Святой благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, Храбрый, Новгородский

(+ 1180, память 27 июня по н.с.)

чудотворные иконы новгорода великогоКнязь Мстислав, сын великого князя Ростислава из дома князей Смоленских, особую храбрость и мужество проявил, защищая права своих братьев на Киевский престол от посягательств князя Суздальского Андрея Боголюбского. Собрав огромное войско, объединившее силы более двадцати союзных князей, Андрей Боголюбский подступил к Киеву. Братья Мстислава оставили город, а храбрый Мстислав занял с малой дружиною небольшую крепость Вышгород. Девять недель он стойко выдерживал осаду. Однажды ночью многочисленное неприятельское войско вдруг обратилось в бегство, гонимое какой-то сверхъестественной силой. На рассвете, увидев беспорядок во вражеском лагере, Мстислав со своей дружиной отправился в погоню и разбил неприятеля. За этот подвиг князя Мстислава нарекли Храбрым.

В 1179 г. новгородцы пригласили благочестивого князя к себе на княжение, однако оно было очень коротким: 14 июня 1180 г., сраженный внезапной болезнью, князь скончался. По словам летописца: «Не было такой земли в России, которая не хотела бы ему повиноваться, и где бы о нем не плакали».

Князь Мстислав был погребен в Рождественском приделе Софийского собора, в гробнице из розовой яшмы, первоначально предназначавшийся для захоронения князя Владимира, основателя храма. Бог прославил своего угодника нетлением мощей.

Тропарь

Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной бытии и всем нам спастися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *