чудотворные иконы подмосковья на карте

Действующие подмосковные монастыри с чудотворными иконами

чудотворные иконы подмосковья на карте

Подмосковье богато архитектурными памятниками, в том числе на одной из основных площадок расположены монастыри и храмы. Здесь много святых обителей. До 1990 года большинство из них было закрыто. Но теперь у православных людей появилась возможность не только молиться в храмах, но и узнавать их историю, совершать паломничества в монастыри Подмосковья.

Эти религиозные центры, которые в прошлые века служили постами в Москве, сегодня остаются важными духовными и культурными центрами России. Среди них — монастыри Подмосковья с чудотворными иконами, дарящими исцеление и умиротворение страждущим.

Монастыри в Коломне

Этот город Подмосковья, который во все времена был религиозным центром Московского княжества, чрезвычайно богат церковной архитектурой. В Подмосковье есть монастыри с чудотворными иконами, церкви и храмы, свидетельствующие о судьбе города.

Самый старый из них — Бобренев монастырь, который был создан по указу Дмитрия Донского после Куликской битвы. В нем хранится чудесная икона Феодока Феодора.

чудотворные иконы подмосковья на карте

Монастырь был построен в конце 14 века. Согласно легенде, это имя связано с именем Дмитрия Боброка-Волынского, который был одним из командиров Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой, объезжая поле битвы, они вместе поклялись построить здесь монастырь в случае победы, которая будет достигнута.

Он мужественно переносил все попытки: правление Ивана Грозного и Бориса Годунова, а также Клопота, реформа Екатерины II, вновь и вновь возрождается на одном и том же месте.

В конце девятнадцатого века монастырь представлял собой красивую внешнюю роспись. Внутри была конюшня, баня, сараи и погреб.

Согласно легенде, список с картиной Теодора был прибит к стене монастыря в период утечки, примерно в 1908 году. Смута, произошедшая в те годы в России, не дошла до святой земли.

Но в 1917 и 1918 годах отголоски событий дошли до монастыря. Он был закрыт в 1920-х годах, но церкви продолжали действовать еще некоторое время. Позже здесь были квартиры для рабочих, хранились минеральные удобрения и даже гараж, где ехал трактор.

Лишь в 1991 году монастырь начали восстанавливать. Федоров особенно ценил здесь икону Божией Матери. Это обычный недавно созданный значок. Однако у него непростая история. Одной москвичке приснилось во сне, что она получила икону Феодора для Беревенского монастыря. Несмотря на то, что она не знала ни иконы, ни монастыря, она сделала надпись.

Вскоре прихожане стали замечать, что в молитве перед иконой семья стала крепнуть, бесплодные женщины забеременели, человеческие печали утешились.

Троице-Сергиева Лавра

чудотворные иконы подмосковья на карте

Основные монастыри Подмосковья связаны с именем одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Он непосредственно основал Троице-Сергиеву Лавру в 1337 году. Изначально это был небольшой деревянный городок, веками он рос и развивался, а сегодня превратился в уникальный памятник. Долгое время это было защитное сооружение, так как крепость была преобразована при Иване Грозном.

Андрей Рублев создал здесь самую известную русскую икону — «Троица».

Здесь Дмитрий Донской благословил Куликовскую битву, крестил Ивана Грозного, защищал будущего Петра Первого из ружья.

Новый Иерусалим

чудотворные иконы подмосковья на карте

Новый Иерусалимский монастырь в Подмосковье расположен на реке Истра. Патриарх Никон признал Воскресенский собор иконой Святой Земли в 1656 году. Он поставил задачу скопировать храм Воскресения Господня и воссоздать Святую Землю. Идея удалась. Здесь есть Гроба Господня, Голгофа, Елеонская гора и река Иордан. Многие паломники приезжали сюда в 19 и начале 20 веков. Однако в 1919 году монастырь закрыли, а в 1945 году практически полностью разрушили. Однако с 1950-х годов началась реконструкция, которая продолжается и по сей день, приближая его к первозданному виду.

И теперь паломники приезжают в Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье, чтобы свидетельствовать о своей вере.

Основание Колоцкого женского монастыря

чудотворные иконы подмосковья на карте

Монастырь находится в Мошеском районе Московской области. Многие монастыри в западных пригородах известны своими святынями и историей. Основание Колоцкого монастыря — одно из них. Он был построен в 15 веке Андреем Дмитриевичем Могайским в честь явления чудотворной иконы Божией Матери на реке Колоча и имеет богатую историю. Здесь произошла польско-литовская разруха в 17 веке, битва 1812 года, погромы и поджоги во Франции.

Сюда приехали многие известные люди: императоры Александр I и Александр II, митрополит Платон из Москвы, фельдмаршал Кутузов и многие другие.

Монастырь здесь построен благодаря Колоцкой. икона Божией Матери. Это первая подмосковная чудотворная икона. Тогда некий Лука получил знамение этого чуда. И он стал ходить с ней и лечить людей сначала по селам и по Можайску, а потом добрался до Москвы, где его встретили с той же торжественностью, что и раньше, когда они встретили Владимирскую икону Божией Матери.

Монастырь процветал, но временами страдал от литовских руин, он стал плацдармом русских солдат перед Бородинским сражением, где находился Кутузов, а Наполеон жил здесь после своего поражения в битве. Там был французский госпиталь, и когда французы отступили, они разграбили монастырь.

После революции 1917 года его упразднили и перевели в школу-интернат для глухих детей.

Как и другие монастыри и храмы Подмосковья, Колоцкое Успение начало возрождаться после 1990 года. Бородинский военно-исторический музей приступил к ремонту храма, а в 1997 году монастырь вновь открыли.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (мужской, переоформленный женский)

Он был основан Владимиром Владимиром в конце 15 века на Белых песках, что было важным местом на южной границе государства. Большую поддержку преподобный получил от Ивана Третьего и Василия III, так как последний был заинтересован в укреплении этой границы.

Во второй половине 16 века почти все монастырские постройки были вырезаны из камня.

В смутные времена монастырь был разрушен, и при Петре Первом Сергию приписали Троицкий монастырь, а затем вернули в состояние владения коломенских епископов. Он стал независимым в 19 веке.

По свидетельствам очевидцев, в 1918 году всех монахов вывели за пределы монастыря и расстреляли.

В советское время здесь был приют для рабочих и заключенных, во время войны — караул генерала Белова, а после войны — склады.

Реставрация началась в конце 1980-х годов. В 1993 году монашеская жизнь возобновилась.

В церкви Тихвинского монастыря хранится чудесная икона «Успокой мои печали». Он помогает страждущим, нуждающимся и больным. В 17 веке икона исцелила очень больную женщину. Ей приснилось видение, в котором говорилось, что из церкви св. Николая, и она молится ей об исцелении. Картина исцеляла больных, и с тех пор икона чествуется за чудо.

Высоцкий монастырь

Он был основан в 1374 году Владимиром Храбрым, благословленным преподобным Сергием Радонежским. Монастырь расположен на холме у слияния рек Нара и Ока, которые издавна называются Высокими. Отсюда религиозная община получила свое название и была построена в честь победы над Куликовым полем над татарами.

чудотворные иконы подмосковья на карте

Серпухов был оборонительной границей Московского государства на юге, поэтому здесь часто возникали тревоги. Помимо нападений чужеземцев и разбойников, монастырь процветал. А в начале 20 века он стал одним из самых комфортабельных на всей территории России.

В советское время здесь был полк латышских стрелков, потом тюрьма, а после войны квартиры и склады. В 1991 году монастырь начал возрождаться.

Это место наиболее известно чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Многие годы сюда приходили страдания, чтобы излечиться от пьянства и наркомании.

Традиция этой иконы следующая. Однажды пьяному крестьянину, дошедшему до нищенского состояния, приснился сон, в котором старик заставил его молиться перед Неупиваемой Чашей. Крестьянин не послушал, потому что у него не было ни денег, ни здоровья, чтобы добраться до храма, где была икона, но старик приходил к нему во сне, пока он не ушел. Сначала, передвигаясь на четвереньках, он провел ночь с набожной женщиной, которая терла ему ноги. После этого он смог продолжать стоять на ногах. Но, дойдя до монастыря, он ввел всех в заблуждение, так как они не знали об этой иконе. Однако потом они выяснили, что упомянутая картина висит в проходе, и даже не заметили этого. С тех пор сюда стали приходить пристрастившиеся к наркомании и пьянству, чтобы молиться перед иконой в надежде на исцеление.

Монастырь Юзефа Волотского

Монастырь был основан в 15 веке Иосифом Волоцким, именем которого было названо его имя. В 16 веке монастырь играл очень важную роль не только в церковном, но и в государственном строительстве. Благодаря усилиям ее основателя он прославился своей благотворительной деятельностью. Независимо от периода, он всегда оставался верным заповедям Иосифа Волоцкого — нести духовное просвещение, а не закрывать.

Этот священник организовал приют, в котором проживало почти 50 детей. Когда в Дмитрове был голод, монастырь ежедневно кормили пять голодающих.

Любовь привлекала все больше крестьян в религиозные земли. Следовательно, соседям по незнанию пришлось улучшить свои условия, иначе они ушли бы в монастырь.

Сегодня в храме хранятся мощи и цепи св. Преподобный Юзеф Волотский.

Саввино-Сторожевский монастырь

Этот монастырь расположен на окраине Звенигорода, у истока Москвы-реки. Сюда любили приезжать Иван Грозный и его сын. В нем хранятся мощи основателя монастыря — св. Савва, который был одним из учеников Сергия Радонежского.

Здесь находится крепость, защищавшая Московское княжество и резиденция царей, а также их убежище во время беспорядков. При царе Алексее Михайловиче монастырь был превращен в Лавру и приравнен к Сергиевой Троицкой скамье. В 1918 году его закрыли и начали восстанавливать только с 1995 года. И он продолжается сегодня, как и другие монастыри Подмосковья.

Борисоглебский монастырь

Этот храм, расположенный в городе Дмитров, по праву можно назвать одной из жемчужин Подмосковья. Ведь монастырь до сих пор почти не изменился.

чудотворные иконы подмосковья на карте

Ориентировочная дата его основания — вторая половина пятнадцатого века. По одной из версий, это сделал Юрий Долгорукий.

Многие монастыри Москвы и Подмосковья пережили непростой период. Это коснулось и Дмитровского монастыря. Особенно тяжело было после революции, когда его закрыли. Их начали восстанавливать только с 1993 года.

Главный храм здесь — Борисоглебский собор, где покоятся мощи святых. Многие также посещают церковь Св. Николая и часовня Пятидесятницы.

Пустыня Вознесения Давида

Подмосковные монастыри известны еще одной потрясающе красивой обителью. Давид Серпуховский в преклонном возрасте решил основать здесь монастырь. Многие русские короли внесли свой вклад в его развитие. Монастырь, как и другие монастыри Подмосковья, переживал разные периоды времени — руины и расцвет.

В смутные годы разоренные пустыни приписывали Воскресенскому монастырю, а затем — Чудотворному. Только в конце 18 века началось накопление богатства и возобновление строительства. В начале ХХ века здесь был построен Спасский собор.

Пустыни посещали многие выдающиеся церковные и мирские иерархи. В 1937 году его закрыли, а монахов изгнали. Настоятель поселился с ближайшей набожной женщиной, но вскоре был убит неизвестными преступниками, которые забрали его тело, чтобы скрыть улики.

В 1992 году жители села Новой Жизни образовали православную общину и поставили кафедру Всемилостивого Спасителя. В 1995 году здесь возобновилась монашеская жизнь, а в 1997 году мощи св. Дэвид.

Сейчас он входит в действующие монастыри Подмосковья, и там более ста пятидесяти частиц мощей святых.

В селе Талеж, очень известном своим целебным источником, есть монастырский двор, в котором есть баня, храм и колокольня.

Николо-Угрешский мужской монастырь

История этого монастыря началась в 1380 году, когда он был основан князем Дмитрием Донским. Он был иконой св. Николая Чудотворца, когда он со своим войском остановился на отдых по дороге в Куликово.

На протяжении своей истории монастырь пережил период расцвета и упадка, который иногда казался концом. Но его снова и снова реставрировали, и сегодня он открыт для посетителей.

Русская Православная Церковь вновь получила его в конце девяностых годов прошлого века, когда находилась в плачевном состоянии. Однако теперь была восстановлена ​​прежняя слава.

Самым крупным и важным сооружением монастыря является Преображенский собор. Он отлично смотрится с соседним ул. Николай. Также здесь находится часовня св. Николая Чудотворца, напротив которого находится собор Св. Николай. С другой стороны — церковь Успения Пресвятой Богородицы и здание Государственно-Патриаршей палаты. А с севера — небольшая церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Кроме того, в монастыре есть больница.

Фрагмент северной стены, известной как Иерусалимская стена или Палестина, сохранился до наших дней. Он был построен в 1866 году.

Особую красоту завершает монастырский пруд, на берегу которого стоит церковь Петра и Павла, а рядом с ней находится часовня, из которой вытекает источник.

чудотворные иконы подмосковья на карте

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Другое дело — съезды в Подмосковье. Так, в Домодедовском районе, в селе Старый Ям, в 1837 году был построен монастырь. А в 1856 году по ее благословению чудотворный образ Иерусалимской Богоматери преподнес митрополит Московский Филарет. Молитвенный дом быстро разрастался и стал женской общиной Флоро-Лавры.

В 1870 году помещик Головин передал имущество общине в селе Лукин, где находилась каменная церковь во имя Креста Господня, куда переехала вся община, которую стали называть Крестовоздвиженским.

В 1921 году монастырь закрыли, разграбили, а иконы и книги сожгли. Однако прихожанам удалось спасти несколько храмов. Среди них была чудотворная икона Иерусалимской Богоматери.

Легенда гласит, что чудотворная икона была написана апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Господня. Она приехала на Русь в год Крещения Руси как подарок князю Владимиру от императоров Константинополя.

В советское время в монастыре были табачная фабрика и склады, а во время войны — госпиталь и приют.

Недалеко от села находилось имение Гореков, в которое любил приходить вождь пролетариата. Они создали заповедник «Горький Ленин».

Большинство подмосковных монастырей начали восстанавливать только в постсоветский период. Однако судьба этого монастыря начала перестраиваться раньше, начиная с 1960-х годов, на том основании, что Ленин сам видел этот объект. Монашеская жизнь возобновилась в девяностые годы.

Кто-то отдыхает в центре, а кто-то предпочитает проводить время в молитве. Ночевки в Подмосковье предоставляют такую ​​возможность тем, кто страдает. В Крестовоздвиженском монастыре в Иерусалиме есть гостиница, в которой сотрудники могут проживать бесплатно.

Монастыри Подмосковья с проживанием привлекают все больше паломников, желающих посвятить время Богу, молиться и трудиться во славу Его.

Источник

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 1.

Подворье Московского Зачатьевского женского монастыря в селе Барвиха, чтимая икона Св. Харлампия в Одинцове, скит Пюхтицкого Успенского женского монастыря., церковь во имя Свт. Иннокентия Московского в Ракитках, храм Казанской иконы Божией Матери в село Пучково, Никольский мужской монастырь, подворье Московского Новоспасского монастыря., Иоанно-Богословский Вяземский монастырь, город Звенигород, Введенский Звенигородский мужской монастырь, Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь, Саввинский скит

чудотворные иконы подмосковья на карте
Барвиха. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2001 г.
Расположено в 8 км к северу от г. Одинцово. Вначале поселок назывался Самынка – по протекавшей вблизи речке. Но к концу XIX в. за ним закрепляется название Барвиха (Борвиха).

В начале XX в. здесь находился хутор – подсобное хозяйство Зачатьевского м-ря. В 1910 г. настоятельница монастыря игум. Мария обратилась к митр. Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. По указу консистории хутор осмотрел исполнявший должность благочинного архим. Феодосий, давший ему высокую оценку. Деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также школа для крестьянских детей были сделаны основательно и красиво. Проект храма был заказан арх. А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор. 16 мая 1911 г. храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (русский стиль с элементами модерна) был освящен, а осенью сюда назначили штатного священника о. Алексия Страхова.

В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции. В 30-е гг. сруб церкви перевезли в с. Ромашково и устроили в нем школу, сломанную в конце XX в.

В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться.

Проезд : До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово.

Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами.

Проезд : До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км.

Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни.

Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета.

Адрес : Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9

Проезд : До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе.

Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г.

Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. №531 или маршр. такси №122 до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Казанская церковь села Пучково
Расположен в 8 км к юго-вост. от с. Первомайского. Земли, в которые входило с. Пучково, принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца XVII в. вотчина перешла по женской линии во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь. В 1686 г. А. С. Хитрово построил храм во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Согласно преданию, это было связано с чудесным избавлением Хитрово от смерти во время кораблекрушения по пути в Соловки. В 1792 г. на месте сгоревшей деревянной вдова сенатора П. В. Хитрово Е. Г. Хитрово начала возведение каменного храма, который был закончен их дочерью В. П. Олениной. Здание состоит из основного объема в виде бесстолпного двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прямоугольного в плане алтаря, трапезной и колокольни в три яруса. 5 марта 1804 г. освятили придел прпп. Зосимы и Савватия. В 1812 г. церковь была разграблена французами. В 40-е гг. XIX в. имение продано отставному полковнику В. А. Сухово-Кобылину. Во 2-ой половине XIX в. были освящены главный Казанский и Петропавловский приделы. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт и разорен. Далее – овощехранилище, клуб и … более зо лет под дождями и ветрами.

Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников.

28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II.

Восстановление храма продолжается.

Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. № 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе.

чудотворные иконы подмосковья на карте
храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское.
Упоминается в 1339 г. в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты. Во 2-ой пол. XVII в. на месте бывшего монастыря сформировалась усадьба Старо-Никольское, принадлежавшая Ф. М. Ртищеву. В 1709 г., в ознаменование великой Полтавской победы здесь, на высоком берегу р. Десны в с. Никольском (ныне с. Первомайское), был заложен храм во имя Сошествия Святого Духа. Сооруженный по заказу внука Ф. М. Ртищева кирпичный с белокаменными деталями кресчатый в плане центрический храм поднят на высокий подклет. Центральный четверик завершен купольной ротондой. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь свт. Николая Чудотворца. В конце XIX в. на месте разобранного сев. крыльца поставлена колокольня в русском стиле с устройством в ней придела во имя мц. Иулиании Никомидийской (ныне возобновлен). Великолепный резной иконостас, современный церкви, утрачен.

В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках.

Проезд : От ст. м. Юго-Западная авт. №304 или маршр. такси №106 до ост. «с. Первомайское» (40 км)

чудотворные иконы подмосковья на карте
Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря.
Расположено в 2 км от с. Первомайского, в дер. Милюково. Открылось в мае 1997 г. Место для устройства подворья выбрал наместник Новоспасского монастыря еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). Он же указал и место будущего храма. Уже в ходе строительства выяснилось, что на этом месте, указанном владыкой, когда-то также находилась церковь. 27 нояб. 1998 г. здесь освящен новоустроенный храм во имя Архангела Михаила.

Настоятель иеромонах Владимир (Мельников)

Адрес : 143397, Московская обл., Наро-Фоминский район, Первомайское п/о дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20

чудотворные иконы подмосковья на карте
С. Большие Вяземы. Преображенская церковь
Располагался в 15 км к юго-востоку от Звенигорода, на р. Вяземке. ныне с. Б. Вяземы. В XVI в здесь, на большой Можайской дороге, располагалась ямская станция («ям на Вяземе»), предпоследняя перед Москвой (следующая находилась в Дорогомилове). С конца XVI в. – вотчинное село Б. Ф. Годунова, при котором были выстроены сохранившиеся до наших дней церковь Живоначальной Троицы (переосвящена в 1694-1702 гг. в честь Преображения Господня) и звонница псковского типа. Вероятно, тогда же была возведена церковь свт. Николая Чудотворца и устроен монастырь св. Иоанна Богослова, который был разорен в годы Великой Смуты и не возобновлялся. В переписных книгах 1680 г. значится: «Иоанна Богослова церковная земля, что прежде был монастырь, Гоголева стана, в государевом дворцовом селе Никольском – Вяземе, на р. Вяземке.»

Проезд : До ст. «Голицыно» Белорусской ж/д (44 км), далее пешком 1,5 км. Можайское или Минское шоссе.

Расположен в 46 км к западу от Москвы, на р. Москва, в 3 км от ст. Звенигород – конечного пункта ж/д ветки (16 км) от ст. Голицыно.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Звенигород. Городок. Храм Успения Пресв. Богородицы (XIV век).
Один из древнейших городов Подмосковья. Предположительно основан кн. Юрием Долгоруким в 1152 г. Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). В XIV-XVI вв. – важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В 1339-1492 гг. – центр Звенигородского удельного княжества. Расцвет города приходится на 1389-1434 гг. – период княжения второго сына Вел. Кн. Димитрия Донского – Юрия Звенигородского. В это время на высоком холме левого берега р. Москвы возник т.н. Городок – кремль, обнесенный мощными валами и дубовыми стенами (высота сохранившихся валов – 8 метров), на территории которого в 1399 г. был возведен белокаменный одноглавый и четырехстолпный Успенский собор с резным орнаментальным поясом и перспективными порталами (в интерьере – фрагменты фресок, предположительно принадлежат прп. Андрею Рублеву).

Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …».

После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа.

В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.

Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км)

чудотворные иконы подмосковья на карте
Аксиньино. Никольский храм.
В 12 км к востоку от Звенигорода, на левом берегу Москвы-реки, восточнее с. Аксиньина (ныне Одинцовского района) издавна стоял храм свт. Николая Чудотворца. Около 1448 г. владелец села Игнатий Минин дал село с храмом свт. Ионе Московскому: «господину своему Ионе епископу нареченному в святейшую митрополью Русскую, или кто по нем будет иный митрополит, и з деревнями … куды моя соха ходила, куды коса ходила, куды и топор ходил … А дал есмь то село на поминок своим родителем, и себе, и всему своему роду». В некоторых документах отдельно стоящий храм обозначен как «монастырек». «В Звенигородском уезде, в Городском стану село Оксиньинское з деревнями, да церковь святого Николы на Песку монастырек…» (1522 г.). А в других – как погост: «погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец» (1558 г.). Позже вместо церкви на погосте выстроили храм в самом Аксиньине, также Никольский. От царя Алексея Михайловича село поступило в Саввин-Сторожевский монастырь, а затем стало «казенным». В 1876 г. здесь выстроили новый каменный храм. На месте монастырька в советское время возник дачный поселок работников Академии наук и искусства (сокращенно РАНИС). Мудреное название не прижилось, и поселок стали называть Николина Гора. Храм в Аксиньине восстановлен и действует.

Проезд : до ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. до с. Аксиньино – 15 км.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Введенский Звенигородский мужской монастырь. Введенская церковь.
Находился в 3 км к югу от Звенигорода, на территории с. Введенское. Здесь издавна находился погост – место сбора дани звенигородскими князьями. Монастырь упоминается в межевом акте 1504 г., но, по ряду косвенных свидетельств, его возникновение следует отнести к рубежу XIV-XV вв. – времени княжения Юрия Звенигородского. В годы Великой Смуты монастырь был разорен и более не возобновлялся. На рубеже XVIII-XIX вв. здесь по заказу кн. П. В. Лопухина архитектор Н. А. Львов создал один из красивейших усадебно-парковых комплексов Подмосковья. Купольная Введенская церковь с круглой в плане ярусной колокольней возведена около 1812 г.

Проезд : До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км). Далее пешком – 0,5 км. Минское шоссе.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Саввино-Сторожевский монастырь. Вид с птичьего полёта.
Расположен на окраине г. Звенигорода, на холме Сторожа, при впадении р. Сторожки в р. Москву. Основан около 1398 г. прп. Саввой, учеником прп. Сергия Радонежского, по просьбе звенигородского князя Юрия, второго сына Великого князя Димитрия Донского. Для уединенной молитвы прп. Савва часто удалялся в глубокий овраг близ монастыря, где выкопал себе пещеру (на ее месте в XIX веке будет основан скит).

В 1399 г. кн. Юрий Дмитриевич, отправляясь в поход на волжских булгар, посетил своего духовника, который благословил князя и предсказал ему победоносное возвращение. Предсказание сбылось, и князь Юрий на месте первоначального деревянного выстроил в обители белокаменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же в монастыре останавливался и подолгу жил прп. Андрей Рублев, приглашенный звенигородским князем для писания икон и фресок.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Прп. Савва Сторожевский
Пожалованный князем Юрием на содержание обители ряд сел и деревень положил начало обширным впоследствии монастырским владениям.

3 дек. 1407 г. прп. Савва, много потрудившийся на благо созданной им обители, почил о Господе. Уже в середине XV в. в монастырь стали приходить страждущие богомольцы, получавшие исцеления по молитвам к преподобному. В XVI в. у его св. мощей, почивших в юго – западном углу Рождественского собора, стали служить молебны. На Московском соборе 1549 г. прп. Савва был прославлен в лике общероссийских святых.

С XVI в. монастырь становится царским богомольем. Особенно часто его посещали государи Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович. В годы Великой Смуты обитель сильно пострадала от грабежей сторонников Лжедмитрия II, набегов поляков и литовцев; был утрачен монастырский архив.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, звонница, трапезная.
Наивысшего процветания обитель достигла при Алексее Михайловиче, по настоянию которого монастырю присвоили статус Лавры. Здесь государь жил по несколько недель в году. Особенно он любил праздновать с монахами день памяти прп. Саввы. Еще за две недели государь посылал в обитель сытников для приготовления к празднику меда, пива, кваса и браги. В день праздника (3 декабря) с монастырских стен и башен стреляли из пушек саввинские стрельцы или, как называл их сам Алексей Михайлович, «стрельцы Саввы чудотворца». Двести таких стрельцов были поселены около монастыря, образовав особую слободу. Тогда же, в 1652 г. были обретены мощи прп. Саввы Сторожевского. 1650-1656 гг. – период активного каменного строительства в монастыре.

Строительство велось под руководством подьячих приказа каменных дел Н. Боборыкина и А. Шахова. Автором монастырских укреплений, а возможно, и прочих построек был зодчий Иван Шарутин. Созданный в течение 6 лет архитектурный ансамбль монастырских, дворцовых и оборонительных сооружений – один из наиболее цельных в древнерусском зодчестве. Есть мнение, что в основу его планировки положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который был принят за образец.

Дворец царя Алексея Михайловича, к западу от соборного храма, представляет редкий в русской архитектуре образец дворцовой постройки XVII в. Это двухэтажное кирпичное здание на подклете. Первый этаж имеет анфиладную планировку, сводчатые перекрытия и нарядное внешнее и внутреннее убранство. Второй этаж возведен в регентство царевны Софьи.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Троицкая церковь, звонница, трапезная.
Трапезная, Преображенская церковь при ней и звонница составляют единый архитектурный комплекс. Трапезная, или «большая столовая палата» служила для торжественных царских приемов; в подклете размещалась поварня с обслуживающими помещениями. Преображенская церковь создана на вклад царевны Софьи в 1693 г. Это бесстолпный одноглавый храм с двумя апсидами. Наибольшими художественными достоинствами обладает трехшатровая звонница с открытой наружной лестницей. Ее первый ярус служил парадным входом в трапезную. Во втором ярусе помещалась церковь прп. Сергия Радонежского. Среди 19 колоколов выделялись два, весом более 1000 пудов. Один из них, Благовестный (вес около 35 тонн), был отлит в 1668 г. «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. По красоте звучания ему почти не было равных в России; его звон был слышен в Москве. От старых монастырских колоколов сохранился лишь один, отлитый в Голландии в 1636 г. и захваченный в качестве трофея во время войны с Польшей в 1654-67 гг.

Царицыны палаты, к востоку от соборного храма, выстроены для царицы Марии Ильиничны Милославской. Одноэтажное, на подклете со стороны крепостной стены, кирпичное здание с анфиладной планировкой и сводчатыми перекрытиями, по некоторым сведениям, первоначально имело второй (деревянный) этаж. Красочностью и богатством декора выделяются шатровое крыльцо на фигурных столбах и резной белокаменный портал палат.

Надвратная Троицкая церковь, составляющая с Красной башней и разделяющим их внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря, выстроена И. М. Шарутиным в 1652 г. Кирпичный бесстолпный одноапсидный храм под декоративным шатром, поставленный на восточном склоне Сторожевской горы, интересен планировкой и архитектурно – художественным оформлением своего подклета, где расположена парадная лестница, ведущая на Соборную площадь. Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

Фасады церкви в значительной степени скрыты поздними пристройками – трапезной 1807 г. и приделами 1857 г. К югу от Троицкой церкви находятся вскрытые раскопками остатки старой трапезной и Св. ворот (1-я четв. XVI в.).

При царе Феодоре Алексеевиче «комнатный», «первостатейный» монастырь находился в его ведении. В тревожные сентябрьские дни 1682 г., когда в Москве бушевал стрелецкий бунт, именно здесь нашли убежище государи Иоанн и Петр Алексеевичи.

В 1700 г. Петр 1 перевел Сторожевскую обитель в ведение Посольского приказа, а с учреждением Св. Синода – в его непосредственное подчинение. По Указу 1764 г. монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным, а с 1775 до 1920 гг. находился в ведении московских архиереев. В 1740 и 1749 гг. обитель посетила Елизавета Петровна, а в 1762 и 1775 гг. – Екатерина II.

В 1800 г. в монастыре было открыто Звенигородское духовное училище, для которого тогда перестроили царский дворец (арх. Борисов).

чудотворные иконы подмосковья на карте
Явление прп. Саввы Сторожевского вице-королю Италии Евгению Богарнэ.
Во время Отечественной войны 1812 г. в монастыре останавливались части корпуса вице–короля Италии, пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ. Согласно монастырскому преданию, в первую же ночь пребывания в обители, ему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа. Евгений Богарнэ исполнил просьбу Святого старца и стал единственным из наполеоновских генералов, который не только не был ни разу ранен, но и прожил долгую и счастливую жизнь. В августе 1839 г. монастырь посетил его сын вместе с Императором Николаем I и его дочерью – Вел. кн. Марией Николаевной, которая стала супругой Богарнэ-младшего, оставшегося жить в России.

В 1847 г. по воле Николая I на благоустройство обители было отпущено из казны 100 тыс. руб. 25 мая 1858 г. перестроенный Троицкий Собор освятил митрополит Филарет (Дроздов). В июле 1861 г. монастырь посетил Александр II с супругой Марией Александровной, а в 1884-97 гг. здесь четырежды побывали: Вел. кн. Сергей Александрович, Вел. кн. Елизавета Федоровна и Вел. кн. Павел Александрович.

4-8 сентября 1898 г. в монастыре прошли торжества по случаю 500-летия обители. К началу XX в. здесь подвизались 104 насельника.

Гонения на монашествующих, воздвигнутые после переворота 1917 г., приводят к быстрому сокращению их числа. К весне 1919 г. в обители около 13 монахов. 17 марта 1919 г. по постановлению Наркомата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда, в присутствии последнего настоятеля монастыря иером. Ионы, была кощунственно вскрыта рака с мощами прп. Саввы, а в июле того же года обитель была закрыта. В конце авг. 1919 г. она поступила в ведение НКВД. Во дворце Алексея Михайловича был устроен концлагерь для умственно-отсталых детей, в мае 1920 г. его заключенными стали пленные белогвардейцы, а в июле в зданиях обители расположились санаторий Наркомздрава и музей церковной старины, действовавший до 1939 г. В 1941 г. при попытке снятия разбился главный колокол обители. В 1947 г. здесь был возобновлен музей, а в 1949 г. начались реставрационные работы в обители.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевский монастырь Святейшим Патриархом Алексием II.
В 1994-95 гг. в монастыре несколько раз побывал Святейший Патриарх Алексий II, в результате чего была достигнута договоренность о совместном использовании монастырем и музеем соборного храма.

1 февраля 1996 г. был освящен Саввинский придел Рождественского собора, в котором начались регулярные богослужения, а в ноябре 1997 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.

22-25 августа 1998 г. обитель отпраздновала свое 600-летие. К этому торжеству в монастырь была перенесена часть мощей прп. Саввы (его глава), хранившаяся долгие годы в семье Успенских, а в 1985 г. переданная в Московский Свято – Данилов монастырь.

В год 600-летия обители, на Пасху, вновь зазвучали ее колокола. Большинство из них, пожертвованные доброхотами, были отлиты в 1990-е гг. на заводах Урала и Москвы.

К 2000 г. в монастыре – 20 человек братии.

Наместник – архим. Феоктист (Дорошко).

Глава прп. Саввы Сторожевского в ковчеге под сенью в юго-восточном углу Рождественского собора.

чудотворные иконы подмосковья на карте
Саввино-Сторожевский монастырь. Купальня.
Источник:

Прп. Саввы Сторожевского на Городке (в 2 км от монастыря).

Адрес: 141980, Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, 5

Телефон: 592-94-18, 592-94-50, 592-94-41

Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. – 6 км. Минское шоссе.

Проезд: ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 5 км, Минское шоссе

Наместник архим. Феоктист (Дорошко).

Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 8 км, Минское шоссе

чудотворные иконы подмосковья на карте
Скит Саввино-Сторожевского монастыря.
Расположен в 1,5 км к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря, на месте уединенных подвигов прп. Саввы. Основан в 1862 г., усердием о. Геннадия, на средства почетного звенигородского гражданина – купца Павла Григорьевича Цурикова. Над пещерой, ископанной, согласно преданию, самим Саввой Звенигородским, были устроены церковь во имя преподобного и келия на 4 монаха. 2 сентября 1862 г. храм был освящен св. Филаретом Московским. Краснокирпичная, с нарядным декором из белого камня, церковь создана в русском стиле с ориентацией на формы XVII в. соседнего Сторожевского монастыря. В 1869 г. в скиту возвели еще 5 деревянных келий на каменных подклетях и гостиницу с храмом свт. Николая Чудотворца на втором этаже. В конце XIX в. территория скита была значительно расширена, здесь возвели братский и служебный корпуса. Из этих построек уцелело лишь одно здание, стоящее на нижней террасе берега р. Разводни.

Скит был закрыт почти одновременно с обителью. Долгое время он находился в ведении Звенигородского военного санатория, руководство которого было равнодушно к его судьбе. Вокруг архитектурных сооружений скита возвели многочисленные жилые и хозяйственные постройки, исказившие исторический облик святыни; безжалостно разрушили окружавшие скит стены с угловыми шатровыми башенками. В 1980-х гг. сооружения Саввинского скита были частично отреставрированы. Во 2-ой половине 1990-х гг. они были переданы в ведение монастыря. Регулярное богослужение в скиту, в настоящее время, не возобновлено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *