чудотворные иконы пскова и псковской области

Чудотворные иконы пскова и псковской области

Духовная жизнь христианской Руси оставила богатейшее наследие в виде древних храмов Пскова. Когда представляешь внутреннее убранство церкви, в мыслях первым делом возникают образы святых, взирающих на прихожан с витражей и из-под куполов мудрыми, добрыми и чуть печальными взглядами. Псковская иконопись имеет свой особенный, неповторимый стиль, а общая коллекция икон Псковской области – одна из самых больших в России.

29 августа Отзывы: 0 чудотворные иконы пскова и псковской областичудотворные иконы пскова и псковской областичудотворные иконы пскова и псковской областичудотворные иконы пскова и псковской области чудотворные иконы пскова и псковской области

Поистине велико число сыновей и дочерей земли псковской, причисленных к лику святых, а оттого еще более огромно количество икон, на которых запечатлены их образы и чудесные деяния. Храмы Пскова полнятся святыми мощами и реликвиями, но главные церковные достопримечательности, влекущие к себе тысячи и тысячи паломников, радующие глаз, заставляющие сердце биться в трепете снизошедшей благодати, – это, бесспорно, иконы. Насыщенность истории Руси и ее неустанная борьба против иноверцев сполна отображены в псковской иконописи.

Святыни соборов

Начинать рассказ о святых образах, размещенных в храмах Пскова, стоит, без сомнения, с кафедрального Свято-Троицкого собора, возвышающегося над стенами Крома и являющегося духовным центром города и всей области. Главной иконой собора считается «Святая Троица с деяниями», представляющая собой композицию сюжетов из Ветхого Завета и почитаемая как чудотворная. Здесь же располагается образ святой княгини Ольги, давшей начало православию на Руси. Среди прочих следует выделить две иконы Божьей Матери, псковских князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила и великомученика Пантелеимона.

Богаты на чудотворные иконы и монастыри. Святые реликвии, чей возраст насчитывает не одно столетие, являются их основным достоянием и будто служат основополагающим фундаментом нерушимой веры. Так, например, в Спасо-Елиазаровском монастыре хранятся образы Преподобных Ефросина и Серапиона, а в Святогорском – икона Божьей Матери «Одигитрия». Истинное сокровище Псково-Печерского монастыря, икона Божьей Матери «Умиление», украшенная драгоценными камнями и белым жемчугом, посвящена победе Пскова над Стефаном Баторием. Здесь же находятся иконы Успения Пресвятой Богородицы и Собора Псково-Печерских Святых.

Сердцем Мальского монастыря называют икону Преподобного Онуфрия, а в Крыпецком почитают образа святых Саввы и Корнилия. В Никандровой пустыни, центре паломничества земли псковской, хранится икона пустынножителя Никандра, обретшего вечный покой среди густых лесов и непроходимых болот, вдали от мирской суеты.

Иконы псковских палат и музеев

С течением времени иконы стали достоянием не только монастырей и храмов. Одно из достопримечательностей Пскова, которое, безусловно, следует посетить – это Приказные и Поганкины палаты, давным-давно служившие домом именитых русских купцов, а ныне ставшие музеями. В Поганкиных палатах представлена «Богоматерь Владимирская», икона XVII века, а центральный вход Приказных украшает икона Спаса Нерукотворного.

Богатейшая коллекция икон, пережившая гонения советской власти против веры и Вторую Мировую войну, сохранилась в Псковском музее-заповеднике. Здесь содержится множество невероятно древних композиций на библейские и прочие чудесные темы: «Омовение ног», «Жены-мироносицы», «Чудо Георгия о змие», «Огненное восхождение пророка Илии» и «Сошествие Христа в ад». Однако это далеко не полный перечень икон, обязанных Пскову своим появлением на свет – в 30-е годы прошлого века большое их количество было вывезено в Москву, где они находятся и по сей день. В целом же, творения псковских иконописцев, умеющих как никто другой воплощать средневековые традиции создания святых образов и деяний, широко распространились по всей России и считаются образцами высокого искусства. В частности, в Государственной Третьяковской Галерее бережно хранится икона псковского мастера, именуемая «Пароменское Успение», написание которой датируется XIII столетием.

К слову, непосредственно приобщиться к чудесному может каждый желающий. В музеях на базе Приказных и Поганкиных палат открыта продажа икон, освященных и благословленных патриархом Всея Руси.

чудотворные иконы пскова и псковской области

Экскурсии

Экскурсии в Псков из Москвы

Источник

Путешествие к святыням Псковской земли

1. Псков и Изборск

Ангела-хранителя в дорогу!

П уть мой лежит в Псковский край, землю древнюю и чудесную, где множество святынь, дорогих сердцу православного человека.

Псково-Печерский монастырь — это старейший монастырь в России, который за свою историю длительностью более 500 лет ни разу не закрывался.

Не пресекалась традиция старчества. Этот великий дар передавался от духоносного наставника к достойному наследнику. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте, люди моя», — повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И вот мой духовный отец благословил меня побывать в Пскове, в Псково-Печерском монастыре, где сам он был много раз, где подвизался его духовный наставник. «Ангела-хранителя в дорогу!»

Хорошо путешествовать по благословению!

Вокзал встречает неласково. Очередь в кассы. Июльская жара. «Вы хотите уехать сегодня? Это шутка?! Билетов нет на десять дней вперёд! Ну, может, купе и есть. Но плацкарты точно нет!», — говорят мне в длинной очереди. Стою долго.

Проходит ещё четыре часа. Билетов нет. Ну, думаю, моя поездка откладывается. Звоню духовному отцу и нетерпеливо спрашиваю: «Батюшка, а с чем связана была твоя уверенность, что будут плацкартные билеты?» Мой духовный отец вздыхает о моей нетерпеливости и ещё раз желает ангела — хранителя в дорогу. Через пару минут чудо — есть для меня билетик, и плацкарт, и место нижнее, и вагон в начале, а не в хвосте, и поезд через 15 минут.

Через 15 минут сижу себе на нижней полке и еду прямиком в желанные места. Вот только в нашем купе окно не открывается. В некоторых соседних открывается, а в нашем — нет. Как же я выдержу такую духоту? Через пять минут ко мне подходит семейная пара и просит поменяться местами, у них места в разных купе оказались. И вот я сижу на нижней полке в купе, где окно открывается!

Тут мне даже стыдно становится. Вот ведь, удобств ей захотелось! А не хочешь, как в старину, пешком, да с узелком за спиной?

Вспоминаю Льюиса: «Когда вопреки вероятности и надежде исполняются молитвы, таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами бы обращались не так бережно и нежно!»

И думаешь, как же Господь снисходит к нам, к нашей современной немощи! Как заботливая мать ублажает несмышлёное дитя, «Господь хранит младенцы»! И я чувствую эту любовь и заботу на протяжении всего моего путешествия. Чувствую, как хранят меня молитвы моего духовного отца. Хорошо ездить по благословению!

Дорога

Еду я с Урала. Сутки до Москвы. Эта дорога мне хорошо известна. А вот от Москвы до Пскова ни разу не ездила. Вечер в Москве, а утро уже в Пскове. Люблю я путешествовать! Стук колёс, за окном незнакомые места, города и сёла! И всё новое! Проезжаем Московское водохранилище, какое же оно огромное! А вот пошли станции с такими русскими, родными названиями — Тверь, Бологое, Валдай, Старая Русса, Порхов.

Вспоминаю что-то такое знакомое, связанное с Порховым. Да там же служил трагически погибший иеромонах Рафаил (Огородников)! Я читала о нём в книге «Монахи — возлюбленные дети Господни». Он был наставником Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), погибшего от рук сатаниста в Оптиной. И ещё отец Рафаил был тесно связан с Печорами. Своих чад всегда отправлял к Печерскому старцу — отцу Иоанну Крестьянкину.

Помню, как чётко в моей голове сложилась эта цепочка: Печоры — отец Иоанн — Отец Рафаил — отец Василий — Оптина. И вот теперь Порхов для меня вполне реален, можно даже сказать, что я была здесь, правда, проездом.

Может, получится, как-нибудь, и выйти на этой станции, увидеть места, где служил отец Рафаил, где он похоронен. После прочтения книги я поминаю его за упокой, такое впечатление произвела на меня его история.

За окном поезда — заросли Иван-чая, сосны, только не такие огромные, как в Оптиной, где я прожила в прошлый отпуск два месяца на послушании. Засыпаю под стук колёс. Сплю сладко, как в детстве.

Просыпаюсь от крика добродушной и громкоголосой проводницы: «Доброе утречко! Кому чай, кому кофэ?» От её «кофэ» и от солнышка за окном делается весело, и я легко просыпаюсь. Да я же в Печоры еду! Скорее вставать! Вот уже и Псков!

Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться

Не проехать в Печоры мимо Пскова! Не понять традиций, не узнав Псковского края! Ведь недаром Псково–Печерский монастырь вырос именно на псковской земле. Как же не познакомиться с этим древним городом?!

Псков — очень красивый город! Старинный. Ему 1100 лет. Археологи ещё увеличивают возраст Пскова, как места поселения людей, до 2000 и более лет.

Здесь обилие православных святынь: «Кто раз побывал на Псковской земле, тот становится ее сыном. Где бы он ни родился. Псковская земля, где воевал Александр Невский, где родилась княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой Владимир, князь Владимир Красное Солнышко… Псков — это то место, где многократно являлась Пресвятая Богородица… Псков — это место, где покоятся удивительные святые, праведники, старцы, в том числе старец Иоанн Крестьянкин, и отец Николай Гурьянов. Поэтому Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться». (А.Проханов).

Город весь зелёный. Река Великая и по берегам реки — церкви. Оказывается, храмов в Пскове на душу горожанина приходится больше, чем в других городах нашей страны.

Голубая река, зелень по берегам и белоснежные храмы с золотом куполов — и сейчас встают живо пред моими глазами. Река живая. Когда я сидела на её тёплом песочном берегу, опустив ноги в прохладную воду, то видела, как ко мне подплывали рыбки, маленькие и побольше.

Как же это хорошо, когда вода живая и голубая, а не мазутная! И по берегам не чёрные трубы предприятий, а радующие душу храмы!

Побывала в главном соборе города — Троицком. Высокий и белоснежный. Внутри собор поразил меня своим торжественным, уходящим вверх пространством, высотой иконостаса.

Приложилась к чудотворным иконам. Здесь их несколько. Чудотворную икону Чирской Божией Матери перенесли в собор в 1420 году крестным ходом в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Можно помолиться у чудотворной мироточивой иконы Святого Целителя Пантелеймона.

В центре собора раки с мощами Святых Угодников Псковского края. Есть и другие святыни. Их много. Про одну из святынь мне рассказывают в свечной лавке: это меч святого Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем Псковским князьям. Сам святой Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» — так звучал призыв к защите Родины.

Побывала в историческом музее «Поганкины Палаты». Музей назван так по фамилии купца Поганкина, который эти Палаты построил. Можно назвать мою экскурсию «Путешествием в прошлое». Тяжелые каменные своды. Окна, как крепостные бойницы, толстые железные ставни, переплетённые витыми железными решетками. Переходы-лестницы. Читаю о Палатах: «Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны 105 окон-бойниц». Да, это крепость настоящая!

Источник

Чудотворные иконы Божией Матери Псковской и Великолукской епархии

Мирожская икона Пресвятой Богородицы

Мирожская икона Пресвятой Богородицы, явленная в 1198 году в Псковском Спасском мужском Мирожском монастыре, была увезена в Москву царем Иоанном Грозным (сейчас ее местонахождение неизвестно), а в монастыре остался список — так называемая «Великая Панагия».

Впоследствии на образе по правую руку от Богородицы изобразили благоверного псковского князя Довмонта, в крещении Тимофея, а по левую — его супругу, благоверную княгиню Марию Дмитриевну.

В годы советской власти монастырь был закрыт и поступил в ведение Псковского музея-заповедника. Большинство церковной утвари и древних икон, среди которых и «Великая Панагия», покинули святую обитель.

В 1988 году святыня была впервые выдана из музейного хранилища для участия в крестном ходе во время празднования 800-летия Мирожской чудотворной иконы Божией Матери. Сейчас образ по-прежнему пребывает в музее.

В возрожденном Псковском Спасском мужском Мирожском монастыре в Стефановской надвратной церкви почитается список древней святыни.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

С 1521 года пребывает в Псково-Печерском монастыре чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Этот образ был написан благочестивым иконописцем Алексием, по прозванию Малый, и принесен в Псково-Печерскую обитель псковичами Василием и Феодором (позднее Феодор был пострижен в монашество с наречением имени Феофил, погребен в Богом зданных пещерах).

С 1523 года Божия Матерь начала являть по молитвам пред этим образом Свои чудеса. Сейчас эта икона — главная святыня монастыря.

Накануне праздника Успения Божией Матери чудотворный образ выносится из Успенского собора и поставляется перед входом. Праздничное богослужение начинается на площади перед Успенским собором, а по совершении литии икону торжественным крестным ходом по особой дорожке из травы, украшенной узорами из цветов, переносят на паперть Михайловского собора.

Всенощное бдение с чтением акафиста заканчивается за полночь. В самый день праздника крестный ход с чудотворной иконой движется вокруг святой обители, и затем образ занимает свое место в Успенском соборе.

Икона Божией Матери Умиление

Еще одна святыня монастыря — икона Божья Матерь Умиление. Она написана иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери и принесена в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена жемчугом и драгоценными камнями в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

Тогда чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова. Поляки, за пять месяцев осады тридцать раз штурмовавшие Псковский кремль, так и не смогли ворваться в город.

Икона Божией Матери Святогорская

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь был основан в 1569 году после явления иконы Божией Матери «Одигитрия». Икона была явлена благочестивому пастуху Тимофею, который пас на Синичной горе стадо. По указу царя Иоанна Васильевича Синичью гору переименовали в Святую, на месте явления иконы Божией Матери воздвигли храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Престол храма устроили на пне сосны, на которой явилась икона Божией Матери, которую стали называть Святогорской.

Феодоровская икона Божией Матери

Почитается в монастыре как чудотворная и икона Феодоровская Богоматерь. В монастырской описи эта икона значится как образ «греческой древней иконописи».

В конце XIX века игумен Иоанн писал о монастырской Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы: Дивные чудеса Богоматери совершаются в обители Ее и по сие время, в особенности во время крестных ходов.

В годы советской власти монастырь был закрыт, но не разрушен — в нем находилась могила А. С. Пушкина (Святые горы стали называться Пушкинскими горами). Монастырские святыни были перенесены в действующий Казанский храм в Святых горах.

В 1992 году Святогорский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и святыни, сохраненные в Казанской церкви — чудотворные иконы Божией Матери «Одигитрия», Феодоровская, а также еще 32 образа, Евангелия, кресты, — были возвращены в обитель.

Казанская икона Божией Матери

В Казанском храме в Святых горах почитается Казанская Пресвятая Богородица. В 1922 году здесь было явлено чудо — обезумевший безбожник ворвался в храм с хулой на Бога и на святые иконы, ударил этот образ ножом, так что след прошел через лики Богоматери и Богомладенца, и тут же упал мертвым.

Чудотворная Казанская икона и сейчас пребывает в древнем храме, и многие верующие прибегают к заступничеству Божией Матери.

Источник

Редкие святыни Псковской земли

Древняя Псковская земля – это не только Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковский кремль, легендарные средневековые крепости и Чудское озеро. Это еще и редкие святыни и святые, известные не каждому. Рассказ о некоторых из них мы предлагаем вниманию наших читателей.

Икона Богородицы «Умиление» Себежская (Опочецкая)

Первые упоминания об этой иконе датируются началом XVII века. Находилась она в пограничном Себеже, который постоянно переходил то к Литве, то к Польше, то к России. По условиям договора между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем, в 1634 году «озерная столица» Псковской области должна была отойти Польше. Горожане свято чтили «Себежский» образ Царицы Небесной и не хотели отдавать его полякам. Особенно любили его стрельцы. Они-то и приняли решение забрать с собой икону и уйти в Опочку (крепость в Псковской области). Образ поставили в Свято-Преображенском соборе.

Традиционный образ «Умиление» на этой иконе дополнен небольшими особенностями. Слева и справа от Пресвятой Богородицы изображены праведный Симеон Богоприимец и первомученик архидиакон Стефан, которого стрельцы считали своим небесным покровителем.

чудотворные иконы пскова и псковской областиСпустя три десятка лет от иконы стали происходить чудесные знамения. В марте 1681 года, Великим постом из очей Пресвятой Богородицы исходили слезы. То же повторилось в июле следующего года. Тогда была составлена служба, ежегодно совершавшаяся в Спасо-Преображенском соборе 27 (14 по старому стилю) марта. Перед образом молились христиане о самых различных нуждах, но в особенности о сохранении мира и защите от иноземных захватчиков. В этом храме икона находилась до 1917 года, затем была утрачена. В XX веке и сам храм был разрушен большевиками.

В 2004 году по благословению правящего Архиерея Псковской епархии Владыки Евсевия благочинный церквей Невельского округа протоиерей Петр Нетреба начал трудиться над восстановлением почитания Себежской (Опочецкой) иконы Божией Матери. Шли слухи, что утраченный в годину лихолетий образ хранится в деревне Липки Смоленской епархии. Но даже после самых тщательных исследований икону обнаружить не удалось. Но чудом сохранились прориси и фотографии образа. По ним мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры смогли восстановить и написать образ.

27 марта 2005 года, в день чествования иконы, один список был принесен уже в новый храм в честь Преображения Господня. Другая копия святыни теперь находятся в Троицком соборе Себежа. Его жители отмечают: «Когда наш город был важным форпостом, Себежская икона Божией Матери хранила его жителей. Теперь все повторяется – Себеж опять находится на границе. А у нас и храм возрожден, и икона, написанная по старому списку, вернулась».

«Изборская» (Псковская) икона Пресвятой Богородицы

чудотворные иконы пскова и псковской областиЭтот образ Матери Божией находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской области. Икона помещена в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. Воспоминания о чудесах, происходивших по молитвам перед образом, сохранились в рукописном виде. И снова память об иконе связана с заступничеством Царицы Небесной за православный народ.

В рукописи сказано: «17 марта пришедше погании немцы к Печерской обители и пожгоша весь посад и много кровопролития сотвориша». В то время в предместье Изборска жила благочестивая вдовица Евдокия. Вместе со своей дочерью она молилась Матери Божией перед Ее иконой об освобождении родной земли от иноземцев. Тогда увидели они знамение: «страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Об этом женщина рассказала клирику Симеону. Решили поставить образ в Никольской церкви Изборска. Знамения в виде слезных потоков из очей Матери Божией продолжались. О том доложили Преосвященному Макарию, архиепископу Пскова. Владыка благословил в течение сорока дней совершать перед иконой молебное пение. И захватчики отступили от Изборска.

Летом того же года икону на две недели перенесли в Троицкую церковь Пскова. Благодарные богомольцы украсили святыню окладом и торжественно вернули в Изборск.

По прошествии шести десятков лет архиепископ Арсений в память о чуде благословил 4 апреля (22 марта по старому стилю) совершать празднование иконе. В течение многих лет жители Пскова и Изборска в этот день молились за праздничными богослужениями и совершали крестные ходы.

От древнего Изборска сохранилось лишь одно воспоминание. Современный же Изборск возник позднее, но и он потерял свою славу и ныне похож больше на село, чем на пригород. Однако память о святыне, связанной с этой землей, Церковь сохранила до наших дней.

Мощи преподобного Симеона Псково-Печерского

чудотворные иконы пскова и псковской областиБудущий святой (в миру Василий Желнин) родился в 1869 году. В 12 лет он впервые побывал в Псково-Печерском монастыре и с тех пор мечтал остаться там навсегда.

Отец хотел женить юношу, но Бог чудесным образом устроил иначе. Некий старец Симеон, которого почитали за блаженного, однажды явился в дом к Желниным и заявил, что пришел сюда умирать. Василий просил блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот свернул жгутом веревку и стал бить просителя и гнать на улицу, выгнал за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку и умер. Всем стало ясно, что блаженный выгонял Василия в монастырь.

Первые годы жизни в Псково-Печерской обители он нес послушание келейника наместника архимандрита Мефодия (Холмского). В 1903 году, после принятия пострига с именем Вассиан, трудился экономом в Псковском Снетогорском монастыре, а потом восстанавливал монастырское хозяйство в Мустищево. «Было очень тяжело. Надо было строить храм, церковный дом, сараи, скотный двор, хозяйственные здания. Наладить землепашество для пользы монастырю. Из лаптей не вылезали», – вспоминал старец. В родную обитель он возвратился нескоро, уже в возрасте 46 лет.

В 1927 году принял схиму с именем Симеон и был назначен духовником братии и паломников. Иеросхимонах Симеон ежедневно молился за Литургией в пещерном Успенском храме. По ночам исполнял келейное правило, а днем принимал братию и паломников, трудился в столярной мастерской.

За великую любовь старца к Богу и людям и за великое смирение открылись в нем дар прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. «Да совсем я не прозорливец. Дар прозрения дает Господь избранным, а мне долголетие помогает, – зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую. Как же мне не поддержать спутника моего на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я. »

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу. По откровению от Него старец ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) забеспокоился, что кончина любимого многими подвижника сделает переполох в праздник Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке преставления. «Ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему», – ответил старец. Он почил в Крещенский сочельник, погребение совершали уже после Богоявления. В монастырь прибыло много духовных чад старца, а отпевали почившего наместник и сорок священнослужителей.

1 апреля 2003 года иеросхимонаха Симеона, отдавшего подвигу монашества 64 года, прославили в лике святых. Его мощи покоятся в Сретенском храме монастыря, и по молитве у них по сей день многие обретают душевный покой и исцеление недугов.

Подготовила Татьяна Уютова

Источник

Псков – колыбель Православия

Псковская земля щедро награждает путешественника. Он может выбрать для себя любой вид отдыха – охота и рыбалка, экологический туризм, жизнь в палатках на озерах, традиционный объезд достопримечательностей, и наконец, все более набирающее силу паломничество. Посетить за один раз все достопримечательности Псковского края не представляется возможным. Те, кто один раз побывал здесь, возвращаются каждый год.

чудотворные иконы пскова и псковской области

Псковская земля щедро награждает путешественника. Он может выбрать для себя любой вид отдыха – охота и рыбалка, экологический туризм, жизнь в палатках на озерах, традиционный объезд достопримечательностей, и наконец, все более набирающее силу паломничество. Посетить за один раз все достопримечательности Псковского края не представляется возможным. Те, кто один раз побывал здесь, возвращаются каждый год.

Прежде всего, приезжают в Псков и Псковскую область, чтобы своими глазами увидеть исторические достопримечательности. Село Выбуты – родина равноапостольной княгини Ольги. После святого крещения в Царьграде в 957 году княгиня Ольга видела три светоносных луча, озаряющих с неба возвышение на месте слияния двух рек — Псковы и Великой. Она долго молилась и пророчески сказала, что «на этом месте град велик будет, славен и изобилен», и повелела поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а ныне Свято-Троицкий Кафедральный Собор.

Паломники приезжают сюда поклониться раке с мощами святых угодников: благоверных князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, св. блаж. Николая, Христа ради юродивого, и преп. Иоасафа, игумена Снетогорского, а также Чудотворным иконам Божией Матери

Путешественники приезжают посмотреть не только родину первой христианки Руси Ольги. Псковщина – место, где появились первые российские монастыри. Еще в 1156 году в Мирожском монастыре возникла первая обитель. Постепенно монастырей становилось все больше и больше — это и Снетогорский, и Спасо-Елеазаровский, и Крыпецкий монастыри, и Никандрова пустынь. Псковщина славится такими центрами православия как Свято-Успенский Псково-Печерский и Святогорский монастыри.

В 30 км от Пскова на старой гдовской дороге находится Спасо-Елеазаровская обитель. Она известна каждому православному и просто культурному человеку. Ее основателем был преподобный Евфросин, который в миру носил имя Елиазар. В Снетогорском монастыре под Псковом он принял постриг с именем Евфросин. Чтобы ответить на вопрос, каков правильный порядок службы, он предпринял пешее путешествие в Константинополь. Затем покинул Снятогорский монастырь и основал свою монашескую общину недалеко от Псковского озера у реки Толвы. Среди его учеников были многие святые старцы: основатель Крыпецкого монастыря преп. Савва Крыпецкий, преп. Онуфрий Мальский, преп. Иларион Гдовский и другие святые старцы. После кончины, его мощи были сохранены в церкви Трех Святителей, знаменитой своей неординарной архитектурой в традициях псковской школы. В 1766 году к Елеазаровскому монастырю была приписана обедневшая Спасо-Великопустынская обитель, из которой перенесли древнейшую икону Спасителя. Чудотворная икона Спаса Елеазаровского, изъятая из монастыря в 1920-е гг., ныне находится в экспозиции Псковского музея.

чудотворные иконы пскова и псковской области

Монастырь известен тем, что здесь жил старец Филофей, ученый монах, ведший переписку с великим князем Василием III и Иваном Грозным. Филофей известен как создатель концепции русской православной государственности — «Москва—Третий Рим». Формула этого учения вошла в состав Уложенной грамоты 1589 г. об учреждении Патриаршества в России. Со Спасо-Елеазаровским монастырем связана история самой великой древнерусской поэмы — список «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к А. И. Мусину-Пушкину, делался именно здесь.

Крыпецкий монастырь основан иноком Саввой в середине 15 века среди дремучих лесов и болот. Говорят, что Савва пришел в Псков из Сербии или со Святой горы Афон. Он выполнял суровые послушания у игумена Евфросина в Елеазаровской обители и тот дал ему благословение на пустынножительство. В 20 верстах от Пскова на вершине холма над озером он основал Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. В 16 веке в нем приняли иноческий постриг преподобные Нил Столбенский и Никандр Пустынножитель. В Смутное время монастырь сыграл не самую благовидную роль — через него бежал в Литву Григорий Отрепьев, об этой легенде, несомненно, знал Пушкин. В 1672 году здесь принял иночество с именем Антоний Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, крупный государственный деятель, псковский воевода, ближний боярин царя Алексея Михайловича, чья политическая линия во многом предвосхитила реформы Петра I. В монастыре жил во второй половине 19 века монах Корнилий, который принял подвиг юродства и предсказывал стране великие скорби, в 2000 году он был канонизирован и его мощи покоятся в монастыре.

В 1487 г. монастырю была дана грамота на владение землями и устав монастырского строения. Монастырь был знаменит своим каменным собором, заложенным в 1557г. и давшим начало целому архитектурному ансамблю. Сохранившиеся интерьеры свидетельствуют о классической строгости пропорций и точном рисунке столбов, сводов, окон и дверей. В 1990 году Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю уже более 525 лет. Летопись говорит о том, что в конце 14 века отец и сын Селиши услышали в глухом лесу прекрасное пение, доносящееся как будто из-под земли. Когда крестьянин-владелец этих земель рубил тут лес, ему вдруг открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар.

чудотворные иконы пскова и псковской области

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Далее следуют другие чудеса. Основатель монастыря преподобный Иона не успел завершить постройку пещерного храма, когда его супруга Мария тяжело заболела и стала первой постриженной в обители под именем Васса. Гроб ее после погребения чудесным образом несколько раз оказывался на поверхности. Это было воспринято как знак свыше и с того случая на протяжении столетий не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах – гробы с телами усопших не предаются земле, а составляются друг на друга. В пещерном некрополе склепы до самого верха заполнены ветхими почерневшими гробами, но никаких признаков тления тел усопших не замечено. Здесь покоятся Пушкины, Нахимовы, Бутурлины, родственники М.И.Кутузова, А.Н.Плещеева, М.П. Мусоргского.

В этом монастыре велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV. Именно Иван Грозный приказал построить вокруг монастыря мощную каменную стену с девятью башнями и тремя воротами, поскольку в то время шла Ливонская война.

чудотворные иконы пскова и псковской области

Святогорский Свято-Успенский монастырь

Святогорский Свято-Успенский монастырь был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери пастуху Тимофею. В честь явления чудотворных икон Умиления и Одигитрии на том месте был возведен самый древний собор монастыря – Успенский. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова. Святогорская обитель – место упокоения А.С. Пушкина. 6/18 февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. Но к 1949 г. реставрационные работы были в целом завершены. В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Монастырь был полностью разрушен в 1920-х гг. Был уничтожен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь. Но в 2000г. начал свое возрождение, построены два деревянных храма, действуют четыре святых источника, в монастыре и поныне продолжаются чудотворения.

Паломнические туры набирают все большую популярность, количество посещающих монастыри в церковные праздники исчисляется десятками тысяч. Люди приезжают сюда, чтобы найти душевный покой, ясность мысли и благодать в сердце. Псковская область щедро делится всем этим с ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *