чудотворные иконы в воронеже
Чудотворные иконы Божией Матери Воронежской и Борисоглебской епархии
Дивногорская икона Божией Матери
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери, святыня Дивногорского монастыря, была спасена, когда обитель закрыли, а иноки приняли мученическую кончину (их сбрасывали с камнем на шее с моста в Дон). Иконы из монастырского храма, в том числе и чудотворный образ, свалили во дворе, чтобы сжечь утром.
Но местные жители сумели унести святыни с монастырского двора. Дивногорская икона Пресвятой Богородицы была спасена благочестивой женщиной и хранилась в ее доме до открытия обители в 1996 году.
Сейчас это главная святыня возрожденного Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
Рассказов о современных чудесах, об исцелениях, являемых Божией Матерью по молитвам пред Ее образом, так много, что в народе Дивногорская (Сицилийская) икона Пресвятой Богородицы называется «исцелийской иконой».
Икона Богородицы Живоносный Источник
Икона Живоносный Источник — особо чтится в воронежском Алексиево-Акатовом женском монастыре. Икона «Живоносный Источник» была святыней этого монастыря до его закрытия. Образ древнего письма был украшен серебряной позолоченной ризой, множеством драгоценных камней. В ризе были помещены частицы мощей многих святых. После закрытия обители в 30-е годы икона вместе с другими монастырскими святынями была изъята, и дальнейшая судьба их неизвестна.
В 1989 году Акатов монастырь был возвращен Церкви, и в память об утраченной святыне из Покровского кафедрального собора монастырю передали икону Божией Матери «Живоносный Источник». В отличие от прежнего монастырского образа, на этой иконе афонского письма XIX века Пресвятая Богородица изображена без окружающих Ее страждущих и предстоящих Ей святых.
Только Ангелы склоняются с заоблачных высот к «Честнейшей херувим». Иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви, с недетской мудростью смотрит на нас предвечный Младенец. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. Икона стала главной святыней возрожденной обители.
Икона Божией Матери Скоропослушница
Чудотворная икона Божьей Матери Скоропослушница пребывает в селе Нижняя Байгора (Воронежская область, Верхнехавский район).
Эта икона, написанная еще в дореволюционные годы на Святой горе, была прислана в Москву, а затем перевезена в город Усмань Липецкой области, откуда сорок отроковиц в белых одеждах в сопровождении множества верующих крестным ходом перенесли икону в храм села Нижняя Байгора.
Крестный ход шел двадцать пять километров. В храме икона находилась до 1930-х годов, а после его закрытия и разрушения тайно хранилась верующими. В пасхальные дни 1995 года икона вернулась в храм, где прославилась многочисленными чудотворениями.
СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
Центральное благочиние |
Воронежская епархия |
Московский Патриархат |
Русская Православная церковь |
Святыни и чтимые иконы храма
Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Почитание иконы началось в 1664 году. Однажды монастырский повар Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка кого-то из братии и пренебрег знамением, продолжая ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии Нил молился перед иконой Царицы Небесной, умоляя о прощении. И вновь он услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении ему зрения. Тот же голос, исходивший от иконы, приказал ему возвестить всей братии о том, что с этой поры сей образ Божией Матери будет именоваться Скоропослушницею, потому что всем, притекающим к нему, Она будет являть милость и исполнение прошений.
По сей день Пресвятая Богородица исполняет Свое обещание, являя скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. В России списки с иконы Божией Матери «Скоропослушница» появились в XIX веке, многие из них прославились чудесами.
Празднование 22 ноября
Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех Скорбящих Радость» произошло в 1688 году.
После молебна у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра Патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех Скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед через Ее чудотворный образ.
Особое почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда родной сестрой императора Петра I царевной Натальей Алексеевной в 1711 году был перенесен список с московского образа. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. С нее делали многочисленные копии. Один из списков иконы прославился в 1888 году в бедной часовне на стеклянном заводе, когда во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний. От иконы стали происходить исцеления и другие чудеса. Этот образ получил название «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Празднование 6 ноября
Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, с частицей мощей
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился на южном побережье полуострова Малая Азия в христианской семье. После смерти родителей будущий святитель получил больше состояние, которое потратил на нужды бедных.
Его дядя, епископ Николай Патарский, сделал его чтецом, а затем рукоположил во священники. Начало его служения пришлось на самые жестокие гонения на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Святитель Николай участвовал в I Вселенском Соборе (325), который был созван императором Константином Великим, где он обличил еретика Ария.
Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. По молитвам святителя город миры был спасен от голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти.
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его и по сей день продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Память 19 декабря, 22 мая
Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей
О Пророке и Крестителе Иоанне Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Святой Иоанн Креститель – последний ветхозаветный пророк Израиля. Его называют также Предтечей, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.
Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и Елисаветы. О рождении сына Захарии благовестил в храме Архангел Гавриил, который и велел назвать ребенка Иоанном. Святой Иоанн до 30 лет жил в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, носил грубую одежду, препоясанную кожаным поясом, питался диким медом и акридами.
Свое пророческое служение Иоанн Предтеча начал в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу реки Иордан. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Во время крещения Господня на Иордане Иоанн говорил о том, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.
Пророк обличил иудейского царя Ирода Антипу в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата – Иродиадой, за что Ирод заключил пророка в темницу. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и тот пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери юная танцовщица потребовала принести на блюде отрубленную голову святого.
Православная Церковь вспоминает мученическую кончину Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в день Усекновения его честной главы 11 сентября.
Память 11 сентября, 20 января, 9 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября
Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и христианки Еввулы, которая умерла, когда будущий святой был еще отроком. Отец отдал сына в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану Галерию, который захотел видеть Пантелеимона врачом при своем дворе.
Под влиянием пресвитера Ермолая юноша узнал о христианстве. Вера Пантелеимона укрепилась после того, как он именем Иисуса Христа воскресил укушенного змеей ребенка, и он твердо решил принять святое Крещение. После смерти отца, который крестился под влиянием сына, Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Святой безмездно лечил всех, кто обращался к нему, посещая в темницах узников-христиан и исцеляя их от ран.
Память 9 августа
Икона великомученицы Варвары с частицей мощей
Святая великомученица Варвара родилась в III веке в городе Илиополе Финикийском (в нынешней Сирии) при императоре Максимине в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери.
Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальную башню, из которой она могла выходить только с разрешения отца. Так, созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара училась от видимого творения познавать истинного Творца. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, завел с ней разговор о браке, но, к сожалению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Тогда он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она изменит отношение к замужеству.
Познакомившись с христианами Илиополя, Варвара приняла Крещение. Узнав об этом, отец в гневе отрекся от дочери и отдал ее на суд градоначальнику Мартиану. Святую жестоко пытали, но на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру. После страшных истязаний мученицы остались верными Христу и по приказанию правителя были обезглавлены. Вскоре Диоскора и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
Память 17 декабря
Икона преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого с частицей чудотворной лозы
Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский, был великим жупаном (князем) Сербии и носил имя Стефана Немани (Неманя). Родившись в 1114 году от князя Давида, Стефан был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потом он всю жизнь страдал от гнева своих братьев.
Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь византийского императора. Супруги, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Князь много потрудился для своего отечества: объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. Стараясь превратить Сербию в православное царство, Стефан воздвиг здесь множество храмов и монастырей.
В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где уже прославился святостью жизни его сын – преподобный Савва. Здесь они вместе возобновили запустевший Хиландарский монастырь, куда к ним стали стекаться иноки из разных стран.
После кончины преподобного Симеона в 1200 году мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки своего отца на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице, которую с такой любовью на свои средства построил сам святой Симеон.
Память 26 февраля
Икона праведного Иоанна Русского, исповедника с частицей мощей
Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии императора Петра I, участвовал в Русско-турецкой войне и попал в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманство.
Терпеливо переносил Иоанн свое рабство, издевательства и насмешки турок. Видя твердость веры, кротость и трудолюбие Иоанна, хозяин перестал мучить и поносить пленника, не принуждая больше его к отречению от христианства. Со временем хозяин и его жена искренне полюбили своего невольника и предложили ему жить как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал его каждодневной молитве.
Не только православные греки, но и турки, татары, армяне стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника, называя его Вели – Святой. А праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину, проводя свои дни в посте, трудах и молитве, помогая всем нуждающимся и больным, делясь с ними своей скудной пищей.
Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа.
Память 27 мая
Икона святителя Феофана Затворника с частицей мощей
Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную академию. По окончании академии, в 1841 году, он принял монашество с именем Феофан. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. С 1856 года архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, а с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.
В 1859 году архимандрит Феофан хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. Тамбовский архипастырь устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботится и о повышении образования духовенства. С июля 1863 года епископ Феофан пребывал на Владимирской кафедре.
В 1866 году по прошению он уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии, а после пасхи 1872 года святитель Феофан уходит в затвор. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, он посвящает литературно-богословским трудам, пишет много писем. Владыка отмечал: «Писать – это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель мирно почил 19 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Погребен святитель Феофан Затворник в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Память 23 января, 29 июня
Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей
Священномученик Петр (Зверев), в крещении Василий, родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника. Учился в Московском университете, затем перевелся в Казанскую Духовную академию, а через год был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в священный сан. По окончании академии в 1909 году он был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. В 1916 году, после февральского переворота, иеромонах Петр – настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря.
В 1919 году Святейшим патриархом Тихоном архимандрит Петр возведен в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. После многочисленных арестов и ссылки в 1925 году владыку Петра направляют в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу), а в январе 1926 года, после кончины митрополита Владимира, он назначается на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка Петр пользовался большим уважением и любовью у жителей Воронежа, по праву считавших его хранителем чистоты Православия.
Вскоре владыка был вновь арестован и весной 1927 года сослан на Соловки. Ссыльный епископат в знак особого уважения негласно избрал его главой Соловецкого духовенства. 7 февраля 1929 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», архиепископ Воронежский Петр скончался от тифа на острове Анзер.
Память 7 февраля, 17 июня, 9 августа
Ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых
В ковчеге содержатся частица Древа Животворящего Креста Господня и частицы мощей апостола Варнавы (I); мученицы Филицаты Римской (ок. 164); священномученика Валентина, епископа Интерамского (ок. 273); мученика Маманта (275); бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (III); мученика Власия Кесарийского (III); мученицы Виктории Кордувийской (IV); святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского (1194); блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557); святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703); святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752); преподобного Феодора Санаксарского (1791); святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805); праведного воина Феодора Ушакова (1817); святителя Гавриила, архиепископа Рязанского (1862); святителя Мелетия, епископа Рязанского (1900), блаженной Любови Рязанской, Христа ради юродивой (1921), преподобного Александра Санаксарского, исповедника (1961).
Иконы
О главной святыне Алексеево-Акатова монастыря до его закрытия — чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица» — известно, что она была привезена в Воронеж архимандритом Никанором из Ново-Иерусалимского монастыря.
Икона эта, как свидетельствуют видевшие ее и подтверждает дошедшая до нас цветная литография, была прекрасного строгого письма и хорошо сохранившейся. В храме она стояла за левым клиросом в резном позолоченном киоте, увенчанном короной в память коронования государя императора Николая II.
По молитвам перед этой иконой происходили исцеления. И как знак благодарности исцеленных, к образу было сделано много серебряных подвесок в виде частей человеческого тела в подражание преподобному Иоанну Дамаскину, с именем которого связана история древней иконы «Троеручица». К сожалению, записи исцелений в монастыре не велось.
Каждое воскресенье пред иконой совершалось акафистное пение, для чего образ выносился на середину храма и полагался на аналое. А для служения пред нею молебнов на дому по просьбе прихожан был изготовлен особый переносной позлащенный киот. После закрытия и разорения монастыря эта святыня была изъята. Её дальнейшая судьба до сих пор не известна.
В годы гонений были изъяты и все принадлежавшие монастырю иконы. Имеются сведения, что большая часть их оказалась в запасниках музея и, не вывезенные заранее, они были сожжены во время оккупации города немецкими войсками в 1943 г.
После открытия в 1990 г. Алексеево-Акатова женского монастыря в возрожденную обитель были переданы иконы из других храмов и от частных владельцев. История большинства из неизвестна. С некоторыми связаны благодатные явления.
Главной святыней возрожденной обители стала инока Божией Матери «Живоносный источник», переданная из Покровского кафедрального собора в 1991 г.
В России было известно много чтимых икон «Живоносный источник». Основная их особенность – изображение Пресвятой Богородицы, исходящей из чаши, преисполненной живительной воды, что иногда истолковывают как прообраз купели Крещения.
Чтимая икона «Живоносный Источник» была и в Алексеевском мужском монастыре. Стояла она за правы клиросом верхнего храма в таком же киоте, что и «Троеручица». Потому в некоторых печатных изданиях высказывалось предположение, что в обитель вернулась прежде принадлежавшая ей святыня, но это мнение оказалось ошибочным: нынешняя икона афонского письма 1-й половины XIX века отличается по иконографии от прежней, более ранней, по написанию, и никогда не закрывалась ризой. Известно, что икона, находившаяся в Алексеевском монастыре, изображение Божией Матери было меньших размеров и занимало не все пространство иконы, а только центральную часть. На чеканной ризе были помещены изображения Господа Саваофа и по сторонам предстоящих апостола Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, свт. Алексия, свт. Николая, а также вправлены частицы мощей апостола Тита, равноапостольного царя Константина Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Пимена Великого, прп. Михаила Малеина, прп. Саввы Освященного, прп. Стефана Печерского. Риза, «устроенная» в 1820 приснопоминаемым архимандритом Мефодием впоследствии поновлялась, дополнилась новыми святынями (так, вероятно, после прославления Митрофана в ней появилась частица мощей Воронежского угодника). живопись на иконе, как отмечает составитель описания, уже в XIX веке была неясной, частично облупившейся, но любовь воронежцев к своей святыне, благоговейное почитание е очевидны – о том явно свидетельствует богатство её убранства. В 1845 г. к ней была сделана новая сребропозлаченная риза, украшенная бриллиантами и стразами[ii].
Прежняя оказалась утраченной, но именно через образ одноименной утраченной святыне Божия Матерь даровала сестрам и прихожанам обители радость ощутить Свою произливающуюся благодать, преподала Свое благословение на возрождение монашеской жизни на этом месте, прежде освященном, а потом на несколько десятилетий преданного поруганию.
Икона эта написана на Святой Горе Афон в первой половине XIX века. Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. С иконы Пресвятая Дева смотрит на нас с дивным выражением кротости и неземной любви, взгляд Богомладенца мудр и не по-детски серьезен. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. 4 октября 1992 года, накануне престольного праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточитъ. С тех пор это чудо Божие повторялось многократно.
[i] Более подробно о чудесном источнике и храме, выстроенным над ним, который не раз за свою историю разрушался и вновь восстанавливался, о чудесах от живительной воды см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;
[ii] Описание приводится по изданию Поликарпов Н.И. Воронежский Алексеевский монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» // Воронежская старина. 1909 г., выпуск 8
Воронежская область
Содержание
Православие в Воронежской области [ править ]
Православие издревле является основой духовной культуры Воронежской области и всего Черноземья. Предание гласит, что Андрей Первозванный – покровитель России – побывал в этих краях, когда посещал «скифские земли». В селе Костомарово (Воронежская область) действует один из древнейших монастырей России – Костомаровский Спасский монастырь. Археологи говорят о том, что история христианства на этих землях длится более 8 веков. Уже на рубеже XII и XIII ст. здесь существовали селища, исповедовавшие эту религию. В XV веке новый толчок к развитию православия придали греческие иноки, которые пришли сюда в поисках уединённого места, где можно беспрепятственно исповедовать свою религию. Греческие монахи начали основывать здесь пещерные монастыри.
Строительство пограничной крепости Воронеж началось в 1586 году. Это сооружение использовалось казаками и служивыми людьми для оказания надёжного отпора как польско-литовским захватчикам, так и татарским налётчикам. В этот относительно спокойный регион стали собираться люди. В числе объектов инфраструктуры они возводили здесь храмы и обители. Регион процветал, население увеличивалось и всё шло к тому, чтобы южная часть Рязанской епархии (в неё входил Воронеж) через время стала отдельной митрополией.
Случилось это 2 апреля 1682 года. Первым епископом стал Митрофан, назначенный Патриархом Иокимом. Именно Митрофану, бывшему наставнику Унженского Макарьевского монастыря, суждено было стать первым святителем Воронежа. Через 10 лет усилиями святителя Митрофана Воронежская епархия достигала Азова. Митрофан сыграл одну из ключевых ролей в становлении Российского флота. Азовская кампания 1695-1696 годов показала, что для ведения войны против османов России необходим мощнейший флот. Есть документы, которые свидетельствуют, что Митрофан неоднократно жертвовал средства на создание кораблей. Несмотря на своё положение, архипастырь остался в истории как человек исключительной скромности. Кроме того отмечается его смелость. Будучи наставником Петра I, он не боялся высказывать своих убеждений, даже если они противоречили позиции царя. Своей жизнью святитель подал высокий пример искреннего служения Богу и Отечеству. В 1703 году Митрофан скончался. Это событие совпало с визитом Петра I в Воронеж. Царь участвовал в похоронной церемонии, лично неся гроб епископа. В назидание своей пастве Митрофан оставил «Духовное завещание». Именно с этой книгой он изображён на одной из икон. Сегодня Святитель Митрофан – покровитель Воронежского края.
Населённые пункты [ править ]
Святыни Воронежской области [ править ]
В Острогожске находится Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Воронежцам он мало известен, но очень почитается у местного населения.
Монастыри Воронежской области [ править ]
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь [ править ]
Адрес: Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье