чувашские мифы и легенды
Глава VI Легенды и мифы чувашского народа
Мифы, предания, сказания – это прекрасный способ передать потомкам менталитет народа. Это своеобразный коллективный опыт предков, передающийся от поколения к поколению. Богатая и своеобразная мифология дошла до нашего времени, объясняя даже такой сложный момент, как миграционную теорию происхождения чувашского народа. Горы Арамази – не что иное, а горы Северного Кавказа. Прикованный к скале богатырь Улып своей судьбой напоминает греческую судьбу Прометея. Но если вспомнить, что первой столицей Великой Болгарии V-VII вв., далекой прародины чувашского народа, был греческий полис Фанагория на Таманском полуострове, становится многое понятно. Изучая мифы и легенды, ребята учатся определять образ мысли народа, который отражает обычаи и традиционное поведение в жизненных различных ситуациях. Имея перед собой примеры из жизни мифологических героев, очень легко проанализировать сегодняшнее время и понять – в чем образ мышления народа изменился, а в чем остался неизменным.
Хайруллова Гуля
Мост Азамата
Чувашская легенда о радуге дана. Когда-то Азамат сковал ее. Тогда,
Когда потоп обрушился на земли и затопил луга и города.
Улып, его жена, его овец стада пришли на этот мост тогда.
В сердцах живет чувашская легенда. Мы помним, как всегда после дождя
Видна спасительница-радуга из света. По ней идут Улып с женой, его стада.
Никольская Евгения
Мост Азамата
Пас Улып свои стада, но стала заливать луга вода…
Шел дождь, бушевала гроза. Как плохо было Улыпу. Тогда
Азамат построил мост до небес – и помог Улыпу спасти овец.
Этот мост – радуга, цветная яркая дуга!
Степанова Диана
В цветочном Арамази жил пастух-великан.
Он пас свои стада на заливных лугах.
Шел сильный дождь в цветочном Арамази.
Погибло множество овец, Улып старался их спасти.
Просил он помощи у Азамата.
Был скован мост ради спасенья брата.
Он вывел всех из наводненья
В цветочном Арамази, со дня сотворенья.
Алексеева Христина
Послал на землю Бог суровые дожди.
И с гор потоком потекла вода.
Забеспокоился Улып: свои стада
Торопится быстрей от вод спасти.
На помощь другу Азамат сковал чудесный мост
И перегнал стада овец через пространство звезд.
Викторов Алексей
Сильный поток идет на Улыпа. Улып не знает, что делать ему.
Не может три дня спасти свое стадо, пошел он к Азамату, другу своему.
Кузнец смастерил мост проворно: семицветный, прозрачный, узорный.
Улып перегнал по мосту свое стадо. И был благодарен Улып Азамату.
Тихонина Вита
Улып был пастухом-богатырем, на поле пас свои стада. Но грянул гром,
С небес потоки потекли. Улып старался все овец спасти.
А дождь все лил и лил, внушая новые тревоги. И все же, на последнем вздохе,
Через сплошные тучи и туманы луч Солнца неожиданно проглянул.
И этот луч был так велик, как Азамата мост. Улып
Вдруг понял, что имеется возможность по радуге в мгновенье убежать от всех невзгод,
Что будет признан лучшим из спасений в веках тот день и год.
Гурьева Марина
Улып-богатырь пас свои стада. Но кто-то разгневался из богов. И тогда
Грянула гроза, потекла вода. Пришла в дом к Улыпу большая беда.
Улып не знал, как стадо спасти. И он у Азамата помощи просил.
Кузнец смастерил мост. И мост был этот не прост.
Все семь цветов радуги в нем. Друзья спасали стадо вдвоем.
Мост этот чуваши радугой называют и Азамата в легенде всегда вспоминают.
Тимофеев Дима
Вернулся Улып на землю свою. И тут увидел большую беду.
Красавицу спас от напасти эшкеров, а она указала путь до пещеры.
Спас Улып пленниц-девушек всех, тем заслужив у булгар успех.
Колпаков Артур
В незапамятные времена злая-презлая колдунья жила…
Падчерица у колдуньи была. Колдунья хотела, чтоб та умерла.
Однажды в полночь глухую Примчалась колдунья
На мялке железной. Известно:
Спящую девушку в ночь разбудила, чтоб та за водой к колодцу сходила.
Ночь была ясной. Светила Луна. Черпая воду, оглянулась – тьма!
А потом появились старухи–колдуньи. Лгуньи.
Девушку пугали, проходу не давали.
Оглянулась она: кругом ни души, Луна одинешенька в небе. В глуши
Взмолилась: «К себе, Луна забери!» С тех пор на Луне и живет до зари.
Трофимова Оля
Злая мачеха колдуньею была. За водой на речку дочку прогнала.
Тогда взмолилась девочка: «Луна, возьми к себе!»
С тех пор живет девчонка с коромыслом на Луне!
Сергеев Олег
Вот с неба дождь полил струей, и все на свете затопило.
Три ночи и три долгих дня Улып спасал свои стада. Сквозило.
Но с неба видел Азамат, как тяжко другу. И тогда
Решил он величавый мост построить. Улып спасен, и овцы спасены!
Под радугой чуваши рождены, чтобы о дружбе вечно помнить!
Дементьев Николай
Чемень – богатырь на белом коне. Охранял он земли родные.
Но глупые дети позвали его, от вечного сна пробудили.
Чемень рассердился. Настала напасть – перестал урожай родиться.
Тогда старики дали жертву Чеменю, чтобы мор больше не повторился.
Иванов Анатолий
Вот легенды лежат на столе о горе Чабырлы, о девушке на Луне.
Я эти легенды в руки возьму,полистаю страницы, читать начну.
Уверен я в том, что в книге легенд написано много фантазий.
Но герои избавят весь мир от бед, твой внутренний мир станет ясен.
Я вспомнил легенду про мост Азамата. Он был изготовлен совсем не из злата –
Этот мост был из радуги светлой, по ней Улып спасал овец.
Улып – чуваш-богатырь известный. И овцы прозвали его «молодец».
Чемень – огромный воин на коне. Он помогал всем людям на земле,
А перед смертью наказал позвать в беде, если придет напасть.
Но глупые дети не знали того, позвали Чеменя одним вечерком.
И вышел Чемень, не почувствовав зла, глупцов завалил – появилась гора.
Семенова Наташа
На свете белом Улып жил. Захотелось ему отдохнуть.
Не мог отдохнуть и утопил тех людей, что мешали ему уснуть.
Других засыпал горой-землей, деревья от обиды рвал.
А смысл в легенде вот какой: «Не буди человека, если он спал!»
Иванова Анна
Легенда о возникновении хлебопашества
Давным-давно когда-то жил Бог – великий Тора.
Он повелел всем людям друг другу помогать.
Сам помогал им часто – давал им пищи горы.
Чтоб были во Вселенной покой и благодать.
Людей было всего-то: Велюк и Якиш – братья,
Что вовсе не похожи на братьев. Было так:
Якиш был злой, жестокий – волков душил в объятьях
Велюк был очень добрый, был ласков, как дитя.
Возился младший с медом. Душила зависть брата,
Что много было меду. Решил Якиш узнать,
И выведать у брата, где держит тот колоду.
Прокрался ночью к меду и поступил, как тать.
Тут Тора рассердился, и Якиш сразу умер.
С ним умерли все пчелы, Велюк стал горевать.
Пчел в землю закопал он. Тогда случилось чудо:
Заколосились жала – рожь стала поспевать.
7 легенд Чувашии: почему Четаи Красные, а в желудке и камень переварится
Испокон веков чувашский народ собирал легенды и делился ими. В некоторые из них сложно поверить, но жители республики все же верят в древние истории. Портал “Про Город” собрал некоторые из них, в этом нам помог преподаватель и кандидат исторических наук Сергей Николаевич Кодыбайкин.
Атл-батырь
Есть у поэта Михаила Сеспеля рассказ “Дети Леса”, в котором чуваши поют о храбром герое Атл-батыре, погибшем в бою. В легенде, записанной Николаем Егоровым, Атл выступает храбрейшим вождем чувашей, защищающим людей от врагов. В последнем бою герой вторгся на белом коне во вражеское войско и косил их острым мечом. Сотни стрел втыкались в его щит, семь раз меняли воины щиты Атла, щит с трудом поднимали семь воинов. Когда начали менять щит в восьмой раз, стрела попала в сердце героя и намертво сразила его. Чуваши в честь своего храброго вождя назвали Атл самую большую реку. В армянском атласе VII века река Волга называлась Атл.
Эрнеслу
Рядом с селом Вознесенское Урмарского района был город Хулату и озеро Эрнеслу. Согласно преданию, на месте Хулату стоял город-крепость, вокруг которого был ров. В этом городе находился чувашский царь. Татарский царь решил напасть на город, но чуваши стойко оборонялись, тогда он решил взять крепость голодом. Ночью чуваши за крепостью разбросали колобки, а рано утром собрали их. Татарский царь увидел это и сказал: “Чуваши и камень едят, измором их не взять”. После этого появилась пословица “В чувашском желудке и камень переварится”. Один чувашский колдун, который ненавидел чувашского царя, посоветовал чужому царю наловить голубей силками, привязать к их ногам серу и зажечь ее, пустив птиц в город. Городом овладел татарский царь, но чувашский царь и его семья превратились в лебедей и улетели на юг. Враги стреляли в них и ранили царскую дочь Эрнеслу, она упала в озеро, которое получило ее имя.
Киреметь и Чикету
Семь братьев
Источник airfoto.cheb.ru
Эль-кюль
Особый интерес представляют предания и легенды о селе Алдиарово Янтиковского района и якобы бездонном озере Эль-кюль близ этого села. На Чувашской земле было семь озер-братьев, которые образуя могучую грозу, поднимали вихрем воду в тучи и, низвергая сильные ливни, ходили друг к другу в гости. Одним из семи братьев был Эль-кюль. Когда началась засуха, татарское войско пробралось в район озера и сжигало селения, грабя, угоняя скот, забирая девушек и убивая сельчан. Некоторым жителям удалось спастись убежав в лес. Однажды старик Суваг собрал всех в лесу и привел их к озеру. Люди принесли в жертву жеебенка и начали просить Эль-кюль послать им дождь, оградить от злых врагов. В тот же момент ударил гром и хлынул небывалый ливень, топя дороги и болота дождь шел трое суток. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами пробиралось к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигла их страшная буря и увязла в болото. После этого случая старик Суваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Эль-кюль. С тех пор озеро Эль-кюль стало священным местом для чувашей, местом Аслă чÿк — «Главного жертвоприношения». Сюда весной собирались крестьяне из разных кондов Чувашии, чтобы приносить озеру жертву лошадьми и жеребятами, прося у него дождей на все лето и урожая хлебов.
Источник fb.ru
Ядрин
Источник gpedia.com
Дьявольские озера, черные столбы, кровосмешение: легенды чувашских деревень
В каждой чувашской деревне испокон веков бытовали самые различные легенды. Во многие из них едва ли можно поверить, но они продолжают и по сей день будоражить умы местных и пугать приезжих туристов. Портал «Про Город» собрал некоторые из них.
Деревня Чамыши, Моргаушский район
Комсомольский район
И это не единственная местная легенда. По преданию, давным-давно между деревнями Старые Высли и Подлесные Чурачики располагалось озеро. Данный водоем местным был хорошо знаком. Однако в одну ночь озеро неожиданно исчезло, оставив после себя небольшой родник. С того дня это место люди прозвали «Шуйтан кюлли», что в переводе на русский означает «Дьявольское озеро».
Мариинский Посад
Люди верят, что город получил свое название после того, как его посетила императрица Мария. Якобы государыня сделала остановку в той местности и присела отдохнуть. С того момента город стал называться Мариинский Посад.
Большая Таяба, Яльчикский район
С давних времен жителей Большой Таябы считали злым народом. В деревне был установлен так называемый черный столб, который существует и по ныне. Говорят, что местные никогда не ладили с соседями, потому и свататься к ним не ходили и пару находили среди своих. Со временем практически вся деревня породнилась, без кровосмешений не обошлось, что сказалось и на новорожденных малышах. Дети якобы появлялись на свет с отклонениями в развитии. Даже сейчас многие верят, что жители Большой Таябы отличаются от остальных не только поведением, повадками, но и своеобразными внешними чертами.
Город Ядрин, Ядринский район
По преданию, Емельян Пугачев во время похода на Казань проезжал мимо Ядрина. Свой лагерь он поставил на Лысой горе, где и сейчас сохранился камень с выгравированной на нем надписью: «19-20 июля 1774 г. Здесь стояло войско Емельяна Пугачева».
Деревня Тоганаши, Красночетайский район
Давным-давно в этих местах жили 7 семей. Эти люди отличались удивительной красотой, которой не желали ни с кем делиться. Поэтому и браки заключали между собой. Не выдержав такого стыда, земля обвалилась. Как говорят люди, после этого в течение нескольких дней из недр слышалось пение петуха. Сейчас в дождливые времена в эти места практически невозможно попасть, а земля на том участке и вовсе дрожит.
Глава 1. О древней жизни чувашей и болгарском времени
В чувашских мифах о сотворении мира, космогонии, происхождении людей, возникновении охоты, скотоводства, бортничества и земледелия, языческом пантеоне мы слышим отголоски доисторических времен. Чувашский фольклор богат и легендами. Некоторые из них близки к преданиям (их принято называть легендарными преданиями) и имеют отношение к нашей теме.
В легендах об Улпе прослеживаются пережитки матриархата и господство патриархата, древний охотничий и кочевнический быт предков чувашей, переход их к оседлости, подсечному, затем пашенному земледелию, строй военной демократии, защита племени от внешних врагов, возникновение классового неравенства, государства.
О древней жизни чувашей и их расселении крестьянином дер. Больших Крышков Ф. Алексеевым в 1905 году записано следующее предание: «В старину чуваши как ныне на одном месте, устраивая постоянные поселения с жилищами и надворными постройками, не жили. Они выбирали удобные места с лесами, лугами и ровными полями, пригодными для возделывания хлебов. На таких местах они прокармливали себя, занимаясь земледелием и скотоводством. Как только земля становилась неплодородной, они переезжали на другое место. Так, кочуя с места на место, они коротали свой век». На левобережье Волги, говорится далее в предании, жили три родных брата: старший Пичура, средний Айдар и младший Чинкей (по другому варианту — Кугей). Они жили в местности, называвшейся Кӑркан-кӑрк. Обитавшее здесь племя язычников называлось крапляк. Братья происходили из этого племени. Эти три брата содержали большого быка, который пасся свободно, уходил с их стойбища на две-три недели и опять возвращался к хозяевам. Однажды бык не показывался более месяца. Хозяева забеспокоились и пошли на поиски. Долго-долго искали они быка и обнаружили его в волжской долине, на лугах. Братья решили жить там, где остановился бык. Отсюда бык не уходил. Пичура, Айдар и Чинкей выкорчевали лес и начали обрабатывать землю. Здесь бык пробыл три года и в один прекрасный день переправился на правый берег, отошёл верст на десять и остановился близ реки Большой Аниш у возвышенности, откуда били два ключа. На возвышенности — лес, внизу— обширные луга. Братьям местность понравилась. Здесь бык задержался на несколько лет, но затем тронулся в западном направлении. Братья посовещались и решили: не уходить всем за быком, одному из них остаться здесь же. Согласился остаться младший брат Чинкей. Он основал деревню Кугеево (по-чувашски Чинкейкасси, ныне называется Чӑнкасси). Бык, отойдя верст на семь, остановился у сильного ключа. Здесь обосновался Айдар (возникла деревня Айдарово). Затем бык перешел на две с половиной версты на северо-запад к другому ключу, где Пичура основал деревню Пичурино 19 (ныне село Бичурино Мариинско-Посадского района).
Приведенные нами чувашские предания и легенды созвучны историческим и археологическим свидетельствам о том, что тюркоязычные предки чувашей — болгары и сувары (сувазы) со II—III до VII—VIII веков обитали на Северном Кавказе, в прикаспийских и приазовских степях. Переселившись в Среднее Поволжье, они заняли Закамье, широкие полосы левобережья и правобережья Волги, бассейн Свияги, заселили юго-восточную и восточную части Чувашии, стали продвигаться в Присурье (северо-западную часть Чувашии они полностью заселили после монголо-татарского завоевания), постоянно вступая в этнические контакты с финно-угорскими, прежде всего марийскими, племенами.
Между прочим, в ответе на анкету Н. В. Никольского, присланном неким Я. Стекловым из дер. Хорн-Кукшум Ядринского уезда в 1912 году, сказано: «О происхождении чуваш объясняют, что они прежде были богары», которые «были разделены на несколько племен. Было между этими племенами одно племя очень
Представляется, время военной демократии отражает широко распространенная легенда о Темене (Чемене), зафиксированная в нескольких вариантах. Приведем один из них, опубликованный еще в 1900 году: «Прошло то благодатное время, рассказывает чувашская легенда, когда чуваши под покровительством Теменя, великого полководца и премудрого правителя, пользовались всеми благами природы. Темень был муж великой силы, владевший всей премудростью. При нем чувашей не смел обидеть ни один лютейший враг.
На рубеже IX—X веков в Волго-Камье образовалось Болгарское государство. Значительную часть населения в нём составляли предки чувашей. Предания сохранили воспоминания о городах Болгаре, Суваре, Биляре и других, о занятиях населения, классовом неравенстве, о царях, правителях, военачальниках.
В болгарском городище Хулаш близ села Кошкн-Новотимбаево Буинского района Татарской АССР, согласно преданиям, жили чувашские улбуты (феодалы) 57
Рассмотренные в этой главе легенды и предания чувашей о глубокой старине — последнем этапе первобытнообщинного строя и времени Болгарского государства, хотя и носят отчасти мифический, легендарный оттенок и не богаты конкретными историческими фактами, все же приближенно передают колорит и картины эпохи. В легендах и преданиях мы видим отражение периода военной демократии с героикой племенных вождей, переселения тюркоязычных предков чувашей с Кавказа на Среднюю Волгу, возникновения неравенства между людьми и классовых антагонизмов, общественного строя Волжской Болгарии с её городами, царями и князьями — угнетателями народных масс. Период существования Болгарского государства отложился в памяти народа как время национальной независимости, которую приходилось отстаивать в сражениях с внешними врагами. Времена военной демократии и Волжской Болгарии легенды и предания рисуют преимущественно в светлых тонах.
В жанрах легенд и преданий об отдаленном прошлом представлены в большинстве своем отточенные произведения с запоминающимся динамичным сюжетом и яркими, в основном героическими образами. Столетиями шлифовались эти произведения. Преобладают богатырские легенды и предания. Впечатляющи сюжеты о возникновении скотоводства, земледелия, социального неравенства, о причинах и ходе переселения Улпов с Кавказа в Волго-Камье, освоении ими средневолжских земель, борьбе с врагами. В легендах, наряду с реальными, действуют и сверхъестественные силы. В них широко использовались приёмы гиперболизации сюжетов и образов. Мотивы о тотемных животных, лесах, казавшихся великанам травой, курганах и прочем встречаются в ряде легенд и преданий. Есть и мотив мифа о Прометее, прикованном к скале. Фольклорными приемами в художественном совершенстве отображены образы Улпов, Азамата, Теменя, Марки и других героев. Многие легенды и предания пронизаны идеей борьбы добра и зла. В них добрые начала борются против злых, справедливость — против несправедливости. Нередко зло наказывается, справедливость торжествует. Так, Улп, спустившийся с горы Арамази, был наказан —- прикован к горе за то, что не выполнил заветов отца Аслади: обижал людей, отогнал их с их пастбищ. Легенды и предания о древности содержат идеи человечности, любви к Родине, дружественного, уважительного отношения к другим народам.
В героических легендах и преданиях чувашей имеется много общего с фольклором их предков — болгар, а также тюркоязычных, ираноязычных, яфетических (кавказских), финно-угорских и славянских народов, с которыми предки чувашей общались на протяжении их долгого исторического пути.
Народная идейность и эстетические достоинства обусловили долговечность легенд и преданий о древности. Прошлым поколениям они служили источником познания истории, средством воспитания масс в нормах народной общественной нравственности, патриотизма и гуманизма, в духе ненависти к угнетателям, стойкости и мужества в борьбе с внешними врагами. Рассмотренные легенды и предания отражают вековечную мечту народных масс, их чаяния и ожидания о свободе и независимости, об установлении справедливого общественного строя без угнетения и насилия, с заботливыми добрыми правителями. Выраженным в фольклоре народным грезам суждено было осуществиться в нашей стране только с победой Великого Октября.
Чувашские мифы и легенды
Улып (чуваш. Улăп) — исполин, богатырь, фольклорный персонаж. Восходит к общетюркскому герою Алп (Алып). По чувашским народным преданиям и сказкам, Улып имеет мать, прекрасно владеет луком. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы (чуваш. Улăп тăпри).
Улып сопоставим с древним чувашским эпическим героем — Хăнар (Хăмар), встречающимся в образе первопредка в легендах и преданиях гуннов, венгров и волжских болгар. В фольклоре предков чувашей встречалось и название эпического героя Тэнке (Тĕнке), зафиксированное в письменных памятниках о волжских болгарах (12 в.).
Слово «улу-батыр» на чувашском языке произносилось как слово «улу-паттăр» или сокращённо «улпăт», которое первоначально имело двойственное значение и употреблялось как «вождь» и как «великан», но затем, с разложением общества на богатых и бедных, появлением племенной знати и передачей титула вождя племени по наследству, слово «улу-паттăр», утратив смысловое значение силы и роста, распалось на три отдельных слова: «улăп», «улпăт» и «паттăр». Поэтому для обозначения слова «великан» стали пользоваться словами: «улăп», «улып», или «алп».
Впоследствии чуваши в своих преданиях и мифах улу-батыра (Улыпа) наделили неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял в их мировоззрениях роль покровителя и защитника народа.
По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса,— с южных Арамазейских гор спустился Улып-великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Ульш был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Высокие сосны были ему только по пояс.
Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада, Их пасли очень маленькие, по его понятиям, люди. Скот, за которым они ухаживали, давал им гшщу и одежду.
Улып забыл наказ отца Аслати, отобрал у людей скот и разорил их жилища. Выбрав самую красивую девушку, женился на ней и стал жить хозяином всех богатств здешней земли. Жена родила ему двух сыновей. Сыновья от отца-великана росли тоже богатырями-великанами. Они пасли стада и ходили на охоту. Их стрелы поражали любого зверя за семь верст.
В весенний праздник Калама96 умерла их мать. Улып погоревал-погоревал и пошел искать себе жену на родных горах Арамази.
День прошел, два прошло, три минуло, нет Улыпа. Сыновья забеспокоились и отправились на поиски отца. Поднялись на самую высокую гору и нашли своего отца прикованным к скале. Увидев сыновей, он сказал:
— За то, что я ослушался Аслати и вместо добра сеял зло, боги приковали меня здесь на вечные времена. Так что вы, дети мои, не сейте злые семена, не делайте людям вреда, а поселитесь среди них и живите в мире и согласии. Идите отсюда прямо на север. Через три дня вы дойдете до большой реки, впадающей в море, и продолжите ваш путь вдоль этой реки. Через семь лет вы придете в такое место, где река соединяется с другой такой же большой рекой. Здесь вы жертвоприношением умилостивите богов и попросите их, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни. А после этого — поселитесь: младший — между реками, а старший — по правую сторону той реки, которая впадает в море. Это будет родиной вашего племени. И если вы посеете на этой земле семена добра, ваши потомки будут помнить и почитать вас во веки веков,
Сыновья обещали выполнить наказы отца, попрощались и ушли. Зная, что больше он никогда уже не увидит своих сыновей, Улып заплакал горючими слезами. Его слезы растопили горные льды, и с гор потекли в долины ручьи, заливая зеленые луга. Луга покрылись красными и белыми цветами.
Сыновья Ульша подгли со своими стадами на север. Вскоре им преградили путь горные люди, но они отбились от них и через три дня пришли к больтяой реке, впадающей в море, Они назвали эту реку Адыл — Волга и ее берегом пошли дальше. Здесь им пришлось защищаться от нападений степных людей. Добрались они до горного кряжа, который р